Научная статья на тему 'Формирование модели эффективного управления реконструкцией жилищного фонда Санкт-Петербурга'

Формирование модели эффективного управления реконструкцией жилищного фонда Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MODEL / RECONSTRUCTION OF BUILDINGS OF THE CITY / EFFICIENCY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трушковская Екатерина Дмитриевна

Управление реконструкцией жилищного фонда Санкт-Петербурга есть сложный процесс взаимодействия большого количества участников имеющих различные цели и возможность эффективного управления данным процессом может быть достигнута только при консолидации их интересов и возможностей, для обеспечения всех процессов управления включая финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели эффективного управления реконструкцией жилищного фонда Санкт-Петербурга»

Региональные аспекты развития системы поддержки детского оздоровления на примере Краснодарского края

Юров Антон Александрович, преподаватель кафедры экономики и права ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», г. Сочи, [email protected]

Аннотация: В работе выявлены особенности регионального механизма развития детского оздоровления в современный период модернизации здравоохранения и передачи основной части функций на уровень субъектов федерации.

Ключевые слова: оздоровление детей, региональная система

оздоровления детей, государственные механизмы детского оздоровления, детский оздоровительный туризм, региональное управление детским отдыхом и оздоровлением, конкурентоспособность детского отдыха и оздоровления.

Исследования, проводимые многими учеными и практиками, раскрывают концепцию детского оздоровления и отдыха преимущественно в контексте организации педагогического или медицинского процесса, не затрагивая экономических составляющих. Но только экономическая концепция развития детского оздоровления, на наш взгляд, может определять его долгосрочную стратегию.

Государственные региональные и федеральные программы без обобщения в единую стратегию социально-экономического развития, не обеспечивают достижение устойчивых результатов в этом направлении. Ежегодно выходящие постановления Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» включают, как правило, слишком общие направления деятельности министерств, ведомств и региональных властей. Конкретные программы по оздоровлению и отдыху детей утверждены

как на общегосударственном, так и региональных уровнях, только для социально незащищенных детей и лишь частично остальной категории детского населения.

В рамках формирования новой системы поддержки по оздоровлению детей в установленном порядке должен быть определен в каждом регионе государственный заказ на организацию отдыха и оздоровления детей льготных категорий, сформирована новая устойчивая система финансовой поддержки детских оздоровительных учреждений.

Остро стоит проблема совершенствования регионального законодательства об отдыхе и оздоровлении детей РФ, унифицирующего существующие программы и более четко разграничивающего стратегические приоритеты в решении данной проблемы в Краснодарском крае. Необходимы четкие государственные стандарты отдыха и оздоровления детей, механизм порядка проведения общественной аккредитации детских оздоровительных учреждений, их типовые штатные нормативы, табеля оснащения оборудованием и инвентарем и т.д.

Более того, за программами, постановлениями, распоряжениями должна стоять обобщенная концепция, т.е. стратегические ориентиры, которые позволят определить вектор дальнейших перспектив. В Краснодарском крае эти задачи должны решаться в рамках «Стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года».

Сегодня уже начата работа по решению указанных задач в системе образования. При этом, государство в лице администрации Краснодарского края основные усилия прилагает к развитию образовательно-оздоровительного детского туризма.

Это обуславливается тем, что детский образовательно-оздоровительный туризм помимо формирования здорового образа жизни выполняет функции профилактики правонарушений, предотвращения безнадзорности и беспризорности, социальной поддержки детей и подростков.

Администрацией городов и управлений по образованию и науке совместно с Департаментом комплексного развития туризма и курортов Краснодарского края, Департаментом молодежной политики и Департаментом образования и науки проводится ряд широкомасштабных мероприятий по организации оздоровления детей как в летний период, так и круглогодично.

Важную роль в развитии детского оздоровления играет Департамент молодежной политики Краснодарского края, который уделяет внимание развитию молодежного и детского отдыха, популяризации и повышению качества проведения детских и молодежных спортивных мероприятий в Краснодарском крае, пропаганде здорового образа жизни, а также созданию условий для занятия молодежи и детей спортом.

Наиболее значимыми мероприятиями департамента молодежной политики Краснодарского края по направлению развития детского оздоровления являются: спортивно-туристский фестиваль «Возрождение», традиционный чемпионат Краснодарского края по спортивному туризму «Интерралли Белая», Школа начальной туристской подготовки и др.

Однако, несмотря на это по данным проводимого нами анализа, остро стоят вопросы повышения продуктивности детского оздоровления и отдыха в Краснодарском крае, возможности развития этого направления за счет более эффективного использования ресурсного потенциала.

В целях организованного проведения отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае ежегодно утверждалась краевая межведомственная комиссия по данному направлению деятельности администрации края, в состав которой входят представители администрации Краснодарского края и муниципалитетов. Комиссия формирует основные направления организации отдыха и оздоровления детей и проводит контроль за выполнением государственных задач в области поддержки детского оздоровления в регионе.

При этом работа комиссии носила формальный характер, так как до 2010 года поддержка детского оздоровления и отдыха осуществлялось федеральными органами власти.

Однако с 2010 года ситуация кардинально изменилась ввиду изменений системы финансирования детского оздоровления.

В связи с этим в Краснодарском крае был принят Закон о краевом бюджете на 2010 год, реализация которого позволила выделить ассигнования в размере 659,7 млн. рублей на проведение детской оздоровительной кампании, что соответствует уровню объемов, предусмотренных на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации в 2009 году. Выделенные средства позволили сохранить количество детей, которым предоставлены льготные путевки на отдых и оздоровление, на уровне 2009 года.

В соответствии с указанным бюджетом:

Департамент образования и науки Краснодарского края получил денежные средства в сумме 120 млн. рублей на организацию отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений края;

Департамент семейной политики - средства в сумме 539,2 млн. рублей (269,5 млн. рублей - на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и 269,7 млн. рублей - на организацию санаторного лечения).

При этом Департамент семейной политики Краснодарского края назначен уполномоченным органом исполнительной власти края по проведению детской оздоровительной кампании и осуществляет работу во взаимодействии с департаментами здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения Краснодарского края, другими заинтересованными ведомствами.

Согласно новому краевому закону установлены следующие меры региональной государственной поддержки в сфере детского оздоровления:

предоставление путевок в санатории и загородные стационарные детские оздоровительные лагеря;

предоставление социальной выплаты в целях частичной компенсации затрат на приобретение путевок для детей их родителям;

организация отдыха детей в каникулярное время в лагерях дневного

пребывания на базе государственных образовательных учреждений;

выделение субсидий бюджетам муниципальных образований края на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Определены критерии адресности получателей путевок: путевки

предоставляются через родителей или иных законных представителей детям, являющимся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Краснодарского края.

Продолжится работа лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных образовательных учреждений с организацией 2- разового или 3-разового питания со сроком пребывания не менее 7 календарных дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не менее 21 календарного дня в период летних каникул. В лагеря с дневным пребыванием направляются обучающиеся и воспитанники муниципальных учреждений края в возрасте от 7 до 18 лет включительно.

Департамент образования и науки Краснодарского края распределяет субсидии из краевого бюджета в муниципальные образования пропорционально численности учащихся образовательных учреждений и выделенного объема средств на соответствующий финансовый год.

Однако, на сегодняшний день четкой системы распределения полномочий и функций еще сложилось. В связи с этим целесообразно сформировать следующую схему взаимодействия субъектов сектора детского оздоровления (рисунок 1).

В крае необходимо разработать механизм предоставления социальной выплаты в целях частичной компенсации затрат родителям (законным представителям) на приобретение путевок для детей в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и санатории, в том числе для детей с родителями. Размер социальной выплаты предполагается до 50% от средней стоимости путевки, и будет определяться уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия субъектов детского оздоровления в загородных оздоровительных лагерях в 2010

году в Краснодарском крае

В настоящее время уже определена средняя стоимость путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, которая складывается в нашем крае по четырем природным зонам:

- на Черноморском побережье - 900 рублей в сутки;

- на Азовском побережье - 790 рублей в сутки;

- в Предгорной зоне - 780 рублей в сутки;

- в Степной зоне - 600 рублей в сутки.

Средняя стоимость путевок в детские санатории в 2010 году составляет 980 рублей в сутки.

Предоставление социальной выплаты будет осуществляться только физическим лицам (родителям или иным законным представителям детей) при наличии соответствующего пакета документов.

Наглядно систему компенсационных выплат и затрат семьи на приобретение детской оздоровительной путевки представим на рис. 2 и 3.

25000

20000

15000

10000

5000

0 - до 1 до 2 свыше 2

прожиточного прожиточного прожиточных

минимума минимума минимумов

□ Средства родителей 420 4536 10710

■ Средства бюджета 20580 16464 10290

Рисунок 2 - Соотношение компенсируемых и потраченных средств для семьи, самостоятельно купившей путевку в загородный оздоровительный лагерь (из расчета стоимости путевки - 21 000 рублей, и установленной средней стоимости путевки 20 580 рублей)

20000

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

□ Средства родителей

Средства бюджета

10% 30% 50%

1890 5670 9450

17010 13230 9450

Рисунок 3 - Затраты семьи при получении путевки в уполномоченных учреждениях Краснодарского края при стоимости путевки 18 900 рублей

Наряду с региональным финансированием детского оздоровления, федеральные органы власти взяли на себя частичное финансирование отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Так, например, в 2010 году через департамент социальной защиты населения из средств федерального бюджета было израсходовано 26,07 млн. рублей, из краевого - 28,56 млн. рублей.

Финансирование деятельности муниципальных образований осуществляется за счет предоставляемых субвенций из краевого бюджета. При этом общий объем субвенций и их распределение между бюджетами муниципальных районов и городских округов устанавливаются законом Краснодарского края о краевом бюджете.

Схематично порядок предоставления детской оздоровительной услуги на муниципальном уровне представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Порядок предоставления детской оздоровительной услуги на муниципальном уровне Краснодарского края

Департамент семейной политики Краснодарского края и другие соответствующие ведомства осуществляют контроль за выполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и расходованием предоставленных субвенций.

В целом, проведенный анализ формирующейся системы поддержки детского оздоровления на региональном уровне выявил следующие моменты. Во-первых, основное бремя как финансового, так и организационного обеспечения отрасли перешло на уровень субъектов федерации. Во-вторых, в каждом субъекте федерации, в том числе и Краснодарском крае, сегодня формируется совершенно новая система управления детским оздоровлением, основанном на субсидировании муниципальных образований краевыми властями. В-третьих, основное бремя практического осуществления мер по оздоровлению детей и их отдыху ложится на муниципальные органы власти, которые в большинстве своем не готовы к нововведениям.

В результате всего этого может возникнуть комплекс проблем, создающий реальную угрозу для конкурентоспособного и эффективного развития детского оздоровления во всех, даже самых развитых регионах России. Для того, чтобы этого избежать, необходимо принятие соответствующих целевых региональных программ, концепций, схем взаимодействия и многое другое, которое обеспечит правильное принятие решений руководителями ведомств регионального и муниципального уровней, а также позволит грамотно и доступно представить результаты нововведений для потребителей и производителей детской оздоровительной услуги.

Библиографический список

1. Баева О.В. Менеджмент в здравоохранении. - М.: 2008. - 638с.

2. Волохов А.В. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - Челябинск, 2003. - С.62-69.

3. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / под. Ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2007. - 356с.

4. Дети России. 2010: Стат.сб./ ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ

«Статистика России», 2010 - 123с.

5. Криворучко Л.В., Варваштян А.О. Некоторые проблемы государственного регулирования санаторно-курортной и туристской сфер в России // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права: Научные труды ^ международная научно

- практическая конференция. Часть II. - 2001. - С. 146 - 149.

6. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма.

Состояние, проблемы, перспективы // Туризм: практика, проблемы,

перспективы. - 2008. -№ 4. - С. 13-19.

7. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник

нормативных документов / Сост. СВ. Барканов, Л.М. Бузырева, Т.Д. Дианова, М.И. Журавлева, С.Р. Конова, Г.В. Куприянова. -2-е изд., доп. и изм. - М.: Пресс. - 2005. - 268с.

8. Правовые аспекты организации отдыха и оздоровления детей. Материалы «круглых столов». - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2008. - 119с.

The list of the literature

1. Baeva O.V. Management in public health services. - М.: 2008. - 638с.

2. Volohov A.V. Tendenc of development of the children's organizations and associations in the third millenium // Materials of the All-Russia scientifically-practical conference. - Chelyabinsk, 2003. - С.62-69.

3. Gutman G.V. Management regional economy / G.V.Gutman. М.: The Finance and statistics, 2007. - 356с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Children of Russia. 2010 / UNICEF, Rosstat. М.: «Statistics of Russia», 2010 - 123с.

5. Krivoruchko L.V., Varvashtyan A.O. Some of a problem of state regulation of sanatorium and tourist spheres in Russia // Fundamental and applied problems of instrument making, computer science, economy and the right: Proceedings IY international scientifically - practical conference. II. - 2001. - With. 146 - 149.

6. Frosts of M. the Analysis of the market of the Russian children's tourism. A condition, problems, prospects // Tourism: practice, problems, prospects. - 2008.

- 4. - With. 13-19.

7. The Organization of summer holiday of children and teenagers: the Collection of normative documents / Сост. OVER Барканов, L.M.Buzyreva, T.D. Dianova, M.I. Zhuravlyov, C.R. Konova, G.V.Kuprijanova. - М.: Press. - 2005. -268с.

8. Legal aspects of the organization of rest and improvement of children. Materials of " round tables ». - М.: The edition of the State Duma of the Russian Federation, 2008. - 119с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.