ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 37.035.6
Е.В. Оборина
Г осударственное коррекционное образовательное учреждение Пермского края «Коррекционный детский дом № 10», г. Пермь
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
E.V. Oborina
State correctional institution of the Perm region “Corrective orphanage number 10”, Perm
FORMING INTERNATIONAL TOLERANCE OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF GETTING ACQUAINTED WITH THE VISUAL ARTS
В статье рассматривается актуальность исследования проблемы формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается возможность использования произведений изобразительного искусства как средства формирования основ межнациональной толерантности детей в данный возрастной период.
Ключевые слова: межнациональная толерантность, дошкольный возраст, изобразительное искусство, воспитательная функция искусства.
The article covers the research of the problem of formation of interethnic tolerance children of senior preschool age. Substantiates the possibility of the use of works of art as a means of forming the foundations of inter-ethnic tolerance children in this age period.
Keywords: inter-ethnic tolerance, preschool age, decorative art, the educational function of art.
Необходимость формирования толерантности подрастающего поколения, сензитивность дошкольного возраста для формирования толерантности, включение толерантности в комплексные и парциальные программы детского сада как показателя социального развития обусловили противоречие между социальным заказом общества, запросами практики образования и недостаточной разработкой педагогической теории и методики формирования межнациональной толерантности дошкольников в процессе знакомства с изобразительным искусством.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования, заключающейся в теоретическом обосновании и поиске средств формирования
© Оборина Е.В., 2013
__________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |
межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное изучение возможности использования искусства как средства формирования основ межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы.
2. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы исследования.
3. На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований уточнить сущность понятия межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить основные параметры (показатели, критерии оценки, уровни) межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Осуществить подбор, модификацию и разработку диагностического инструментария для определения основных параметров межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Определить существующий уровень сформированности межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, осуществить анализ, обобщить полученные результаты.
7. Разработать содержание процесса формирования межнациональной толерантности дошкольников в процессе изучения изобразительного искусства.
8. Разработать и осуществить экспериментальную апробацию методики знакомства детей с образцами изобразительного искусства, направленной на формирование межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
9. Определить эффективность проведенной работы.
На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований выявлено, что одним из средств формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста может быть изобразительное искусство. Для детей дошкольного возраста это наиболее привлекательный вид творческой деятельности, способный приносить удовольствие от творческого процесса и его результата. Именно в этом возрасте изобразительная деятельность является существенно значимой для ребенка. Она служит способом освоения и преобразования мира, способствует расширению и освоению социального и исторического опыта, развивает эмоциональную сферу ребенка, его воображение, формирует его эмоциональноценностное отношение к многообразию мира. Вместе с тем произведения изобразительного искусства представляют собой материальное воплощение национальной культуры. В содержании произведений акцентируются представления о красоте, добре в культурных традициях разных народов, осуществляется оценка явлений окружающего мира на основе выбранных ими нравственно-эстетических критериев. Именно через искусство происходит приобщение к всемирной истории и культуре, знание которых является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания.