Научная статья на тему 'Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста'

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ / GENDER / GENDER TOLERANCE / POPULAR CULTURE AS A MEANS OF GENDER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеев Сергей Борисович

В статье обосновывается актуальность проблемы полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, раскрываются сущностные характеристики гендерной толерантности как кульминационного образования в период дошкольного детства, рассматриваются воспитательные возможности народной культуры как средства ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK CULTURE AS A MEANS OF FORMATION OF GENDER TOLERANCE OF PRESCHOOL CHILDREN

In the article the relevance of gender role socialization of children of preschool age, reveals the essential characteristics of gender tolerance as the culmination of education during the preschool years are considered educational possibilities of popular culture as a means of its formation.

Текст научной работы на тему «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 37.035.2

С.Б. Фадеев

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

S.B. Fadeev

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

FOLK CULTURE AS A MEANS OF FORMATION OF GENDER TOLERANCE OF PRESCHOOL CHILDREN

В статье обосновывается актуальность проблемы полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, раскрываются сущностные характеристики гендерной толерантности как кульминационного образования в период дошкольного детства, рассматриваются воспитательные возможности народной культуры как средства ее формирования.

Ключевые слова: гендер, гендерная толерантность, народная культура как средство гендерного воспитания.

In the article the relevance of gender role socialization of children of preschool age, reveals the essential characteristics of gender tolerance as the culmination of education during the preschool years are considered educational possibilities of popular culture as a means of its formation.

Keywords: gender, gender tolerance, popular culture as a means of gender education.

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальной ступенью образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности.

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности (Европейская конвенция о защите прав человека

© Фадеев С.Б., 2013

_________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |

и основных свобод, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация принципов толерантности, Конвенция ООН о правах ребенка, Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).

Толерантность - сложное личностное образование. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. Несмотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, т.е. гендерной толерантности, остаются малоизученными в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно прочный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры.

Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию,

яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не изучался в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста.

Анализ нормативных и концептуальных документов, социальнопсихологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы воспитателей по вопросам полового воспитания позволил выявить ряд противоречий разного уровня.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях гендерной культуры и нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного пола;

- признанием народной культуры как содержательного компонента полоролевой социализации и низким уровнем реализации ее воспитательного потенциала в формировании гендерной толерантности.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- необходимостью принимающих, понимающих и уважительных отношений ко всему «иному» в условиях кризисного социального пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем в области формирования гендерной толерантности;

- фундаментальным научным потенциалом по проблемам полового воспитания (в частности, формирования гендерной толерантности как одного из его результатов) и ограниченным арсеналом средств практического решения задач полоролевой социализации.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- возможностью формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития, малой эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе;

- высоким воспитательным потенциалом народной культуры в общем контексте личностного развития и отсутствием технологических оснований ее применения в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - теоретическое обоснование и исследование возможности использования народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить содержательную характеристику основных параметров (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по определению гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить и сравнить уровень сформированности гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем

_________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |

и результативном этапах опытно-поисковой работы, осуществить анализ, обобщение и интерпретацию полученных результатов.

5. Разработать модель формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проект использования народной культуры в этом процессе, осуществить его экспериментальную апробацию.

Актуальность проблемы формирования толерантного (понимающего, принимающего и уважительного) отношения ко всему иному обусловлена рядом причин, имеющих место в социально-экономической, политической жизни общества, в сфере образовательной политики государства, наличии противоречий в области научного потенциала современных изысканий по данной проблеме и реального состояния практики. Изучению толерантности как социокультурного феномена, принципа взаимоотношений, личностного образования посвящены исследования ученых в области философии, культурологи, социологии, психологии, этики и других наук, связанных с различными аспектами жизнедеятельности человека.

Видовое многообразие толерантности предопределяется сферами межличностного взаимодействия человека в контексте социальной культуры (национальной, гендерной, конфессиональной, нравственно-этической и др.). Толерантность в психолого-педагогическом аспекте рассматривается как сложное личностное образование, проявляющееся в понимающем, принимающем и уважительном отношении ко всему иному.

Анализ педагогических работ по вопросам формирования толерантности позволяет судить о лаконичности, «точечности» научного поиска в контексте изучения проблемы организации целостного педагогического процесса и определенных его компонентов. В современных отечественных и зарубежных исследованиях достаточно полно раскрыты вопросы, связанные с изучением сущностных характеристик и структуры разных видов толерантности. Вместе с тем вопросы, связанные с проявлениями гендерной толерантности освещены локально: в них не раскрыты проблемы ее генезиса, специфика проявления основных показателей на разных этапах возрастного развития, механизмы становления толерантности как интегративного личностного образования.

Анализ теоретических позиций, раскрывающих воспитательные возможности народной культуры, позволил определить ее как универсальное средство решения задач разных разделов воспитания, что явилось основанием для изучения ее потенциала в формировании гендерной толерантности у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования; разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования, качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности, целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению

детьми в данный возрастной период, разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности.

Подтверждение гипотетических посылок в процессе опытно-поисковой работы обеспечено решением всех исследовательских задач, что свидетельствует об их правомерности и соответствии логике исследования.

Результаты исследования подтвердили актуальность проблемы использования народной культуры в формировании гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, позволили обозначить ряд позиций, нуждающихся в более детальном теоретическом обосновании и практической проработке: реализация дифференцированного подхода к педагогическому процессу, предполагающая возможности подгруппового взаимодействия педагога с детьми разного пола, организация работы с семьями детей, направленная на повышение уровня социокультурной и психологопедагогической компетенции родителей.

Особого внимания в плане определения перспектив проведения исследования по данному направлению заслуживают вопросы сущностных характеристик разных видов толерантности по отношению к генезису их становления в разные возрастные периоды, изучение воспитательного потенциала комплекса средств, способствующих ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.