Научная статья на тему 'Формирование межкультурной грамотности обучающихся 5-6 классов на уроках музык'

Формирование межкультурной грамотности обучающихся 5-6 классов на уроках музык Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / межкультурная грамотность / обучающиеся 5-6 классов / уроки музыки / қалыптастыру / мәдениетаралық сауаттылық / 5-6 сынып оқушылары / музыка сабақтары / formation / intercultural literacy / students of grades 5-6 / Music lessons

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Вера Юрьевна, Гостищева Ирина Олеговна

Статья рассматривает рекомендации по формированию межкультурной грамотности обучающихся 5-6 классов на уроках музыки. Данные рекомендации основаны на выводах по деятельности конкретного образовательного учреждения. Межкультурная грамотность в музыкальном смысле показана как способность понимать, анализировать музыку разных народов, интерпретировать её в собственном исполнении, выделять значимость музыкальных культур, объединённых одной территорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of intercultural literacy of 5-6 grades students at Music lessons

The article considers recommendations for the formation ofintercultural literacy of students in grades 5-6 at Music lessons. These recommendations are based on conclusions on the performance of a particular educational institution. Intercultural literacy in the musical sense is shown as the ability to understand, analyze the music of diferent peoples, interpret it in its own performance, highlight the importance of musical cultures united by one territory

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурной грамотности обучающихся 5-6 классов на уроках музык»

45

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

ФОРМИРОВАНИЕ

МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Аннотация

Статья рассматривает рекомендации по

формированию межкультурной грамотности

обучающихся 5-6 классов на уроках музыки.

Данные рекомендации основаны на выводах

по деятельности конкретного образовательного учреждения. Межкультурная грамотность

в музыкальном смысле показана как способность понимать, анализировать музыку разных

народов, интерпретировать её в собственном

исполнении, выделять значимость музыкальных культур, объединённых одной территорией.

Annotation

The article considers recommendations

or the ormation o intercultural literacy o

students in grades 5-6 at Music lessons. These

recommendations are based on conclusions on the

perormance o a particular educational institution.

Intercultural literacy in the musical sense is

shown as the ability to understand, analyze the

music o dierent peoples, interpret it in its own

perormance, highlight the importance o musical

cultures united by one territory.

Кириченко В.Ю.,

учитель фортепиано,

гимназия № 21, г. Рудный,

Гостищева И.О.,

учитель музыкальной литературы,

гимназия № 21, г. Рудный

Негізгі сөздер:қалыптастыру, мәдениетаралық сауаттылық, 5-6 сынып оқушылары, музыка сабақтары.

Ключевые слова: формирование,

межкультурная грамотность, обучающиеся 5-6 классов, уроки музыки.

Keywords: ormation, intercultural

literacy, students o grades 5-6, Music

lessons.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Мақала музыка сабақтарында 5-6 сынып оқушыларының мәдениетаралық сауаттылығын қалыптастыру бойынша ұсыныстарды қарастырады. Бұл ұсыныстар нақты

білім беру мекемесінің қызметі туралы тұжырымдарға негізделген. Мәдениетаралық сауаттылық музыкалық мағынада әртүрлі халықтардың музыкасын түсіну, талдау, оны өз

орындауында түсіндіру, бір аумақпен біріктірілген музыкалық мәдениеттердің маңыздылығын көрсету қабілеті ретінде көрсетілген.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

46

В Стратегии «Казахстан - 2050» сказано: «Если мы хотим быть нацией со

своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, нужно чтобы

мир нас узнал по культурным достижениям. Мы должны реализовать еще

один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире»

[1]. Приобщение к ценностям мировой

культуры в интеграции с национальной казахской культуры ведёт к «диалогу культур», что весьма актуально

в условиях современных глобальных

кризисов и конфликтов. Особая роль в

формировании межкультурной грамотности обучающихся принадлежит музыкальной культуре.

Межкультурная грамотность – совокупность базовых знаний, ценностных

представлений, характерных для разных культур. В музыкальном смысле

это способность понимать, анализировать музыку разных народов, интерпретировать её в собственном исполнении,

выделять значимость музыкальных

культур, объединённых одной территорией.

Как же может современный учитель

музыки развивать межкультурную грамотность на своих уроках?

Базовое содержание учебного предмета «Музыка» для 5-6 классов включает ряд тем, направленных на развитие

межкультурной грамотности: разделы

«Музыкальное наследие казахского

народа» «Музыкальные традиции народов мира» изучаются в 5 классе. Это

направление продолжается в разделах «Шедевры классической музыки»,

«Современная музыкальная культура»,

изучаемых в 6 классе [2].

В КГУ «Гимназия № 21 отдела образования г. Рудного» помимо предмета «Музыка» в вариативном плане

гимназии есть такие предметы, как музыкальная литература и специальный

инструмент. Содержание этих предметов позволяет более углубленно изучить данные разделы и применить их

в собственной исполнительской практике при обучении игре на каком-либо

инструменте. Предмет «Музыкальная

литература» предполагает интеграцию

многих предметов – музыки, истории, литературы, живописи. На каждом уроке преподаватель выстраивает материал, опираясь на смежные

предметы, так как невозможно полно

и глубоко раскрыть творчество композитора без эпохи, окружения и связи с

традициями. Предмет «Фортепиано»

даёт базовые умения и навыки игры на

инструменте, учит выражать замысел

композитора через собственное исполнение музыкальных произведений разных стилей и жанров. Таким образом,

формирование межкультурной грамотности и развитие межкультурных компетенций, обучающихся ведётся в едином направлении.

Этому способствует использование

на обеих предметах электронного авторского пособия «Музыкальная литература». Востребованность включения

ИКТ в современный урок необходима

и целесообразна. На занятиях по музыкальной литературе и фортепиано данное пособие возможно использовать в

процессе обучения при объяснении материала (для максимального его усвоения), для улучшения контроля знаний

обучающихся и, конечно, для организации интересной и плодотворной работы по предметам. При этом на занятиях может быть частично использованы

IT-технологии на разных этапах.

На занятиях по музыкальной литературе и фортепиано необходимы не

только качественные записи музыкальных произведений, но и просмотр презентаций, документальных фильмов,

отрывков из опер и балетов, концертных исполнений, дающих более наглядное представление об изучаемом

материале. Обучающийся при этом не

только слышит, но и видит, воспринимает, переживает эмоции, а значит, усваивает информацию. Такой подход к

обучению позволяет научить обучающегося выражать собственные эмоции

в исполняемом музыкальном произведении и точно интерпретировать композиторский замысел. Видео, презентации, флипчарты являются базовым

содержанием электронного пособия

«Музыкальная литература», получившим лицензию в 2014 году (Свидетельство № 144). На протяжении следующего периода нами было апробировано

содержание электронного пособия на

уроках музыкальной литературы и фортепиано.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных методов обучения межкультурному взаимодействию

в рамках уроков музыкальной литературы и фортепиано можно выделить

следующие:

• дидактические;

• эвристические (проектная деятельность, диалог, беседы, рассказы о

композиторах, эпохе);

• эмпирические (ролевые игры,

тренинг, просмотр и обсуждение видеоматериалов, участие в исполнительских концертах и конкурсах разного уровня).

Все эти методы немного отличаются

от обычных обучающих методов. В их

использовании важно учитывать характеристику и специфику межкультурного взаимодействия с учетом специфики

музыкального искусства (интонация,

мелодия, ритм, гармония, фактура,

темп, динамика, эмоциональная составляющая, слушание и исполнение

музыкальных произведений). Вместе с

тем использование дидактического сопровождения и «Методической копилки» электронного пособия расширяет

и обогащает методологию обучения

межкультурному взаимодействию обучающихся 5-6 классов.

Наш положительный педагогический опыт доказывает это на примерах:

1.Моделирование ситуаций межкультурного взаимодействия осуществляется в формате кейс - технологий.

Наиболее показательный метод, т.к.

здесь происходит процесс реального

общения. Этот метод проводится в работе микрогрупп. На уроках музыкальной литературы кейс-технологии могут

быть использованы в разделах программы «Музыка и виды искусства»,

«Шедевры классической музыки».

Обучающиеся рассматривают такие

кейсы, как органная музыка, симфоническая музыка, казахская профессиональная музыка, учатся анализировать

и сравнивать средства музыкальной

выразительности произведений разных

культур и пр. Жанровый (а не хронологический!) принцип изучения музыкальных произведений в электронном

пособии позволяет обратиться к творчеству большего числа композиторов

разных эпох и национальных школ.

Таким образом, это даёт возможность

расширить некоторые темы с учётом

особенностей казахской национальной

культуры (углубив знания учащихся о

казахстанских композиторах, особенностях современных национальных

жанров музыки).

2.Использование ролевых игр - самый распространенный метод, при

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

47

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

48

котором распределяются роли между обучающимися, что обеспечивает

хорошее общение, твердое знание и

практическое умение. Ролевые игры

могут проходить между обучающимися на уроках музыкальной литературы

при слушании отдельных музыкальных произведений и анализе их музыкального содержания. На уроках фортепиано в индивидуальном обучении с

учеником этот метод эффективен при

формировании собственной интерпретации исполняемой музыкальной пьесы, её характера, интонации. Ролевая

игра с учителем даёт возможность более свободного высказывания, демонстрации творческой импровизации.

Задача педагога состоит в том, чтобы

контролировать ход игры и не позволять обучающимся выходить за рамки

обозначенной темы.

3.Отчетный концерт или концертное

выступление – это особая форма межкультурного взаимодействия при обучении музыке. Здесь каждый ученик

может и должен показать свои умения

на определенных этапах обучения в

разных сферах исполнительства (владение инструментом). Именно при исполнении музыки обучающиеся показывают свой багаж поликультурного

личного обогащения. За годы практики

наши учащиеся показали высокий уровень мастерства на музыкальных олимпиадах и конкурсах разного уровня (от

областного до международного).

Данные активные методы позволяют

обучающимся получить навыки межкультурного взаимодействия, которые

приводят к повышению собственного

культурного уровня [3].

Межкультурная грамотность обучающегося реализуется на нескольких

уровнях: индивидуальном (личност-

ном), образовательной организации,

системы образования. Следовательно,

решается главная задача музыкального

образования гимназии – формирование

высокого уровня развития межкультурной грамотности школьников, который

определяет уровень социокультурного

развития личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее:

модернизация общественного сознания, Астана, 2017г.

2.Типовая учебная программа по

предмету «Музыка» (МОН РК, Назарбаев Интеллектуальная школа, 2021г.),

5-6 класс.

3.Ребенюк М.Н. Музыкальные средства как способ подготовки к межкультурному взаимодействию учащихся. /Музыкальная педагогика.

Исполнительство. – Вып.1-2. – М.:

МГУКИ, 2012. – 16-23 с.

4.https://changellenge.com/article/

chto-takoe-keysy/ (дата обращения:

21.03.2023г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.