УДК 372.878
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (В РАКУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА)
© 2022 М. Ф. Рудзик
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры музыкального образования и исполнительства e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена актуальной проблеме достижения предметных результатов освоения учебных программ по музыке в общеобразовательной школе в ракурсе становления музыкально-исторической компетентности обучающихся как одного из важных показателей сформированности их музыкальной культуры.
Ключевые слова: современное общее музыкальное образование; структура и содержание школьных программ по музыке; фортепианное искусство; развитие музыкально-исторических компетенций обучающихся как системный процесс освоения предметного содержания.
FORMATION OF MUSICAL AND HISTORICAL COMPETENCIES
OF STUDENTS IN MUSIC LESSONS IN A SECONDARY SCHOOL (FROM THE PERSPECTIVE OF STUDYING PIANO ART)
© 2022 M. F. Rudzik
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Music Education and Performance e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article is devoted to the actual problem of achieving the subject results of mastering music curricula in a secondary school from the perspective of the formation of musical and historical competence of students as one of the important indicators of the formation of their musical culture.
Keywords: modern general music education; structure and content of school music programs; piano art; development of musical and historical competencies of students as a systematic process of mastering the subject content.
Осмысление требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (утв. в 2021 г.), предъявляемых к предметным достижениям обучающихся, побудило нас к целенаправленному анализу структуры и содержания реализуемых сегодня в начальной и основной общеобразовательной школе учебных программ по музыке. При этом мы сконцентрировали внимание на одной из актуальных проблем - формировании музыкально-исторических компетенций обучающихся - в контексте рабочих программ, разработанных к УМК «Музыка» Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской, так как названный комплекс наиболее широко используется в массовой педагогической практике. Предметом углубленного
анализа выступало фортепианное искусство, к которому обучающиеся приобщаются на уроках музыки в течение всего периода обучения.
Анализ программ позволил вычленить в их содержании моменты обращения к фортепианному искусству (в соответствии с изучаемыми темами), определить совокупность постигаемых школьниками музыкальных произведений, перечень имен выдающихся композиторов и исполнителей, усмотреть определенные закономерности накопления опыта восприятия и деятельностного освоения музыки, исполняемой на фортепиано и в сопровождении данного инструмента (см. прил.). Поскольку освоение предметного содержания уроков музыки происходит в общеобразовательной школе в логической преемственности на уровнях начального и основного общего образования, нам потребовалось провести сквозной анализ выделенного предмета исследования, в результате которого мы выявили следующие закономерности.
В 1 классе учащиеся осваивают жанры, составляющие основу музыки: песню, танец и марш. При этом происходит целенаправленное знакомство первоклассников с фортепианной музыкой, которое осуществляется на примере произведений, ярко демонстрирующих названные жанры («Сладкая греза», «Полька», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» из «Детского альбома» и «Октябрь (Осенняя песня)» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Ограниченное представление фортепианного творчества на уроках музыки в первом полугодии (основное внимание уделяется произведениям П. И. Чайковского и исполнителю-пианисту М. Плетневу, имя которого чаще всего не упоминается учителями на занятиях) компенсируется в содержании УМК во втором полугодии. Мы нашли в нем целый ряд высокохудожественных образцов творчества всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов - мастеров фортепианного искусства (П. И. Чайковского, А. Хачатуряна, И. С. Баха, Л. Д. Дакена, Д. Кабалевского), а также выдающихся пианистов-исполнителей (М Плетнева, Р. Хараджаняна, Ю. Гутмана, П. Осетинской). В этом мы усматриваем потенциальную возможность для активного формирования у ребят опыта восприятия фортепианной музыки и разнопланового представления им выразительно-изобразительных средств, которыми располагает этот уникальный инструмент.
Кроме того, звучание «живого» музыкального инструмента в классе дети могут слышать практически каждый урок, если учитель музыки, профессионально владеющий фортепиано, преподносит обучающимся образцы технически безупречного, выразительного и яркого исполнения музыкальных приветствий, эпиграфов, аккомпанементов к разучиваемым песням, танцам, играм, физминуткам, импровизациям и т.д., которые представлены в 1 классе в достаточно большом количестве.
Также фортепиано призвано обеспечить развитие основ музыкальной грамотности младших школьников в донотный период (сформировать музыкально-слуховые представления, элементарный понятийный аппарат, необходимый для музыкального восприятия и музыкально-творческой деятельности, простейшие знания из области истории музыки и проч.).
Во втором классе в рамках тем «Музыкальные инструменты», «Природа и музыка», «Прогулка», «Танцы, танцы, танцы», «Эти разные марши», «Расскажи сказку», «Мама» (1-е полугодие), «Молитва», «Музыка в народном стиле», «Картинки с выставки», «Звучит нестареющий Моцарт!», «И все это - Бах!», «Музыка учит людей понимать друг друга», «Печаль моя светла», «Первый» (2-е полугодие) школьники систематически соприкасаются с музыкой, написанной для фортепиано. Они знакомятся с многообразием жанров фортепианной музыки, новыми понятиями (рондо,
менуэт и др.), осознают фортепиано как неповторимый музыкальный инструмент, располагающий безграничными возможностями.
Основное внимание в цикле уроков уделяется новым для ребят пьесам П. Чайковского из «Детского альбома» и С. Прокофьева из «Детской музыки». Наряду с этим они знакомятся с фортепианными произведениями других русских композиторов («Картинки с выставки» М Мусоргского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Жаворонок» М. Глинки - М. Балакирева) и зарубежных авторов («Рондо в турецком стиле» В. Моцарта, «Волынка» и «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха). Своеобразной «кульминацией звучания» данного инструмента во втором классе становится «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, в процессе знакомства с которым уместно говорить со школьниками о крупнейших международных фортепианных конкурсах, один из которых назван именем этого композитора.
Хотелось бы обратить внимание на перечень исполнителей музыкальных произведений для фортепиано, приведенный в фонохрестоматии по музыке 2 класса: И. Жуков, С. Рихтер, Р. Бобрицкая, М. Плетнев. На практике их имена по-прежнему остаются «за кадром» уроков, что в целом снижает эффективность развития слушательских компетенций у обучающихся. Еще один негативный момент, заслуживающий концентрации внимания педагогов, - подмена непосредственного исполнения произведений учителем на уроках их звучанием в записи (не становятся исключением даже аккомпанементы к исполняемым песням, которые с завидной регулярностью заменяются фонограммами). Это явно не способствует развитию устойчивого интереса и увлеченности детей музыкой для фортепиано.
Вывод понятен: учителям необходимо систематически пополнять и совершенствовать свой педагогический репертуар, постоянно проявлять себя в роли пианиста и аккомпаниатора. На наш взгляд, на этом этапе общего музыкального образования также целесообразно положить начало вовлечению младших школьников в совместное музицирование на фортепиано, используя имеющиеся в распоряжении ресурсы и виды деятельности, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся (плоские или миди-клавиатуры, элементарные обучающие электронные программы, детские клавишные инструменты; четырехручное исполнение несложных мелодий на инструменте в ансамбле с учителем, имитационные игры, импровизацию, подбор по слуху, игру по алгоритму или нотной записи и др.).
В третьем классе в разделе «День, полный событий» внимание школьников концентрируется на фортепианных произведениях русских композиторов для детей («Детским альбом» П. И. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Детская» М. П. Мусоргского), благодаря которым устанавливается теснейшая связь между музыкой и жизнью ребенка. Это ярко прослеживается в тематике уроков: «Утро», «В детской», «Игры и игрушки», «На прогулке», а также в названиях самих произведений: «Нянина сказка», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «С куклой» и др. На уроке по теме «На прогулке» учащимся предлагается ещё одно сочинение М. Мусоргского из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» - пьеса «Тюильрийский сад».
В последующих тематических разделах авторы УМК предлагают познакомить обучающихся с произведениями новых для них жанров (прелюдия, концерт, сюита, соната, фантазия). Например, в разделе «О России петь - что стремиться в храм» (тема урока «Радуйся, Мария!») с Прелюдией №1 до-мажор из 1-го тома ХТК в исполнении К. Жаккоте (клавесин) представлено клавирное творчество И. С. Баха. В разделе «В концертном зале» рекомендуется фрагмент Концерта №1 для фортепиано с оркестром (финал) П. И. Чайковского в исполнении С. Рихтера (ф-но). В рамках темы «Мир
Бетховена» школьники знакомятся со знаменитыми фортепианными произведениями композитора (Соната №14 «Лунная» (1 часть), «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно») в исполнении выдающихся пианистов - Э. Гилельса и Д. Томшич.
Широкое поле для практического музицирования с использованием фортепиано создано в рамках программных тем «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» и т.д. При освоении их содержания школьникам предоставляется возможность для подбора на инструменте мелодий и элементарных аккомпанементов, сочинения собственных музыкальных тем и импровизаций, варьирования и интерпретации материала с помощью разнообразных средств выразительности, «оркестрового озвучивания» музыки для фортепиано, исполняемой учителем. И такую исполнительскую практику, по нашему мнению, следует всемерно культивировать и расширять. Также следует пополнять певческий репертуар детей песнями в сопровождении фортепиано.
В четвертом классе для обучающихся раскрывается общность интонаций русского народного и композиторского музыкального творчества, они постигают многообразие жанров народной музыки и созвучных им авторских сочинений. Мы видим в репертуаре уроков множество примеров фортепианных обработок русских народных песен, созданных А. Лядовым, М. Балакиревым, Н. Римским-Корсаковым и др. А также ряд примеров «цитирования» народных мелодий в произведениях русских композиторов-классиков (С. Рахманинова, П. Чайковского, М. Глинки), исполняемых с участием фортепиано.
Ключевой целью при изучении тем программных разделов становится осознание обучающимися жизненной природы музыкального искусства и закономерностей его развития (от народного творчества - к классической музыке). Постижению образной природы музыки С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, С. Прокофьева, М. П. Мусоргского способствует исполнительское мастерство пианистов с мировой известностью - С. Рахманинова, В. Ашкенази, А. Превина, Н. Штаркмана, С. Рихтера. Формирование ценностного отношения к искусству через активное восприятие русской народной и композиторской музыки гармонично сочетается с собственным музыкальным творчеством ребят, в процессе которого совершенствуются их исполнительские навыки, предметные и метапредметные компетенции.
В пятом классе, согласно логике анализируемого УМК, с обучающимися осваиваются два масштабных раздела: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». В рамках первого раздела дети знакомятся с такими жанрами, как романс и вокализ. Важный посыл, обозначенный темами уроков «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.», «Мелодией одной звучит печаль и радость.», «Вторая жизнь песни», «Гармонии задумчивый поэт» и др., побуждает школьников вдумчиво вслушиваться в музыку вокальных жанров, представляющих собой единство сольного пения и фортепианного сопровождения.
Обучающимся предлагаются для сравнения два произведения с названием «Горные вершины» на стихи М. Ю. Лермонтова, написанные русскими композиторами А. Варламовым и А. Рубинштейном. При восприятии данных сочинений важно обращать внимание детей на исполнительские интерпретации музыкальных образов, созданные не только солистами-вокалистами Б. Гмырей и И. Козловским, но и пианистами-аккомпаниаторами Л. Остриным и П. Никитиным.
Интересен еще один ракурс постижения вокальных жанров посредством обращения к фортепианным сочинениям, написанным в духе вокальной музыки. Образцами такой музыки являются произведения зарубежных и отечественных композиторов: «Песня венецианского гондольера» из цикла фортепианных пьес «Песни без слов» Ф. Мендельсона, «Баркарола (Июнь)» из фортепианного цикла «Времена
года» П. И. Чайковского, «Баркарола» Ф. Шуберта и др. Среди новых музыкальных произведений для фортепиано в репертуаре уроков музыки появляются Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинова и фортепианные сочинения Ф Шопена (по выбору учителя). Заметим, что большинство названных произведений можно и желательно демонстрировать на уроках в «живом звучании», поэтому педагогу необходимо постоянно совершенствоваться как исполнителю-пианисту.
Большое значение в данный период обучения приобретает собственное песенное творчество школьников. Их певческий репертуар существенно расширяется и усложняется. Его основу по-прежнему составляют произведения в сопровождении фортепиано, следовательно, учителю музыки целесообразно в каждом произведении подчеркивать роль аккомпанемента в создании художественных образов, благодаря чему стимулировать самостоятельность детей в построении исполнительских планов песен, показывая (как профессиональный концертмейстер) на фортепиано различные варианты «прочтения» музыки.
Если первый раздел программы пятого класса посвящен преимущественно вокальной музыке, то во втором разделе в большей мере представлена музыка инструментальная. Ребята более основательно знакомятся с фортепианной музыкой С. Рахманинова (1 частью Концерта №3 для ф-но с орк., Прелюдиями соль мажор и соль-диез минор, Сюитой-фантазией для двух фортепиано, Рапсодией на тему Паганини), а также с произведениями С. Прокофьева, М. Мусоргского, И. С. Баха, В. Лютославского, К. Дебюсси. Таким образом, учащиеся расширяют не только свой слушательский и исполнительский опыт, но и вооружаются новым знанием о фортепианной музыке, ее жанрах (к ранее известным добавляются рапсодия, вариации, фуга, хорошо темперированный клавир, мимолетности и др.), истории развития, отмеченной творчеством вышеперечисленных именитых композиторов, а также исполнителей (В. Ашкенази, А. Вейссенберг, Б. Глемзер, В. Козель, Г. Нейгауз, А. Превин, С. Рахманинов, С. Рихтер и др.), с чьими именами связаны многие существующие сегодня музыкальные традиции, мировые центры музыкальной культуры и консерватории, конкурсы и фестивали, современные события и явления музыкального искусства.
Именно в пятом классе посредством стилевого постижения музыки закладываются основы музыковедческой грамотности, музыкально-исторической компетентности и системного музыкального мышления школьников. Несомненно, большим потенциалом при решении ключевых задач общего музыкального образования и получении обучающимися полноценного музыкального образования обладает фортепианное искусство, к которому, на наш взгляд, необходимо относиться с особым вниманием в процессе уроков музыки.
В шестом классе четко просматривается концентрический принцип освоения программного содержания предмета «Музыка»: в рамках новых разделов и тем учащиеся неоднократно возвращаются к ранее пройденному материалу, погружаясь в мир образов вокальной и инструментальной, камерной и симфонической музыки. Они постигают ее многообразие, обращаясь к сольным, ансамблевым и оркестровым произведениям. И все так же она сопрягается со звучанием фортепиано. Среди сочинений, включенных в слушательский репертуар, мы находим пьесы для фортепиано, в том числе песню без слов, фугу, прелюдию, этюд, балладу, ноктюрн, концерт для фортепиано с оркестром и др. На примере произведения Э. Артемьева «Мозаика» учащиеся знакомятся с синтезатором (современным продолжателем рода «фортепиано») и особенностями его звучания.
На уроках музыки в 6 классе звучит много инструментальных произведений: 1-я часть Концерта №1 для фортепиано с оркестром, Ноктюрны фа-минор и до-диез
минор П. И. Чайковского; Фуга №2 до-минор из ХТК и Итальянский концерт И. С. Баха; Ноктюрн фа-минор, Прелюдия №24, Этюд №12 «Революционный», Баллада №1 Ф. Шопена и мн. др. Все это дает повод для подведения подростков к осознанию процесса исторического развития фортепианной музыки и самого инструмента, осмысления художественных методов, эпох (барокко, классицизм, романтизм) и их представителей, совершенствования музыкально-исторических компетенций обучающихся в области отечественной и зарубежной музыки. Внимание школьников обязательно должно привлекаться не только к самим шедеврам музыкального искусства, но и к исполнительскому мастерству таких выдающихся пианистов, как П. Никитин, Дж. Вустман, Е. Шендерович, Л. Острин, Дж. Мур, М. Аргерих, А. Рубинштейн, Э. Гилельс, А. Баренбойн, Г. Гульд и др.
Заметное место на уроках занимает певческая деятельность шестиклассников. Их исполнительский репертуар пополняется новыми примерами вокально-хоровой музыки. В их числе лучшие образцы русской народной и духовной музыки, романсы и песни русских композиторов, произведения зарубежных композиторов-классиков, бардовские и композиторские песни нашего времени, песни в джазовом стиле и эстрадного толка. Большинство из них слушается в оригинальном звучании, но предлагается для разучивания и исполнения с фортепианным сопровождением (необходимые переложения представлены в нотной хрестоматии для учителя). Поэтому достоинство фортепиано не умаляется, а, напротив, возрастает. Учащиеся убеждаются в его безграничных возможностях, так как понимают, что он способен имитировать «голоса» и исполнительские приемы самых разных музыкальных инструментов, а иногда и «заменять» целый оркестр.
В седьмом классе обучающимися осваиваются два масштабных раздела: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Основные направления музыкальной культуры», в которых разрабатываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи, национальный характер музыки, индивидуальность композитора, сравнительные интерпретации музыкальных сочинений, мастерство исполнителя. Школьники углубленно осваивают все разнообразие простых и сложных форм музыки, усваивают их особенности, пополняют свой музыкальный тезаурус новыми понятиями (сонатно-симфоническая форма, экспозиция, разработка, рефрен, реприза, кода и др.).
В ходе изучения первого раздела учащиеся постигают сюжеты и образы духовной музыки, в том числе написанной для фортепиано. При этом ранее уже звучавшие на уроках произведения (Итальянский концерт, Фуга №2 и Прелюдия №1 из 1 тома ХТК И. С. Баха) воспринимаются школьниками в новом контексте понятия «музыкальная драматургия». Основное содержание раздела посвящено камерной инструментальной музыке, которая углубленно рассматривается в темах «Этюд», «Транскрипция», «Прелюдия», «Сюита».
При освоении названных тем обучающиеся целенаправленно знакомятся с фортепианным творчеством Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина, К. Дебюсси, Д. Кабалевского, А. Шнитке; транскрипциями, переложениями и обработками для фортепиано популярных вокальных и инструментальных сочинений («Жаворонок» М. Глинки - М. Балакирева, «Лесной царь» Ф. Шуберта - Ф. Листа, «Чакона» из Партиты №2 для скрипки соло И. С. Баха - Ф. Бузони). В процессе их сопоставления с оригиналами школьники расширяют свой понятийный и интонационный словарь, закрепляют навыки сравнительного анализа произведений, формируют личностное отношение к различным образцам высокохудожественной музыки.
Осваивая второй раздел, подростки значительно пополняют свои познания в области фортепианной музыки и расширяют опыт ее восприятия, продолжая изучать
камерные жанры сонаты и рапсодии. На уроках звучат новые фортепианные произведения: Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена, Соната №2. (1 часть) С. Прокофьева, Соната №11 В. А. Моцарта, «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина. Раскрытие подросткам новой музыки для фортепиано сопровождается целенаправленным изучением творчества выдающихся исполнителей. Среди них С. Рахманинов, Г. Гульд, С. Рихтер, М. Поллини, Л. Берман, В. Харден, М. Воскресенский, Н. Петров, М. Юдина, Д. Мацуев и др.
Интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение музыки, содержательный анализ камерных инструментальных произведений становятся ведущими методами преподавания на уроках музыки. Традиционные формы обучения дополняются проектно-исследовательской деятельностью, музыкальными викторинами, посещением концертов, написанием эссе, рецензий и отзывов на музыку, участием школьников в музыкальных олимпиадах, интеллектуальных и исполнительских конкурсах.
В целом этот и последующий годы обучения позволяют привести в систему музыкально-исторические знания и опыт школьников, сформировать у них способность самостоятельно ориентироваться в мире музыки прошлого и современности. В связи с характерной для подросткового периода физиологического развития мутацией певческого голоса на уроках в 7-8 классах снижается объем певческой деятельности учеников (в основном разучиваются и исполняются песни, предназначенные для коллективного исполнения), но при этом фортепианная музыка по-прежнему звучит в исполнении учителя-аккомпаниатора.
Восьмой класс - завершающий год обучения музыке в общеобразовательной школе - является этапом обобщения предметного содержания и рефлексивной оценки имеющихся у учащихся достижений. В связи с этим в учебной программе предусмотрены два основных раздела: «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке». В них разрабатывается целостная содержательная линия -«искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире».
На наш взгляд, в восьмом классе работа учителя музыки должна быть сосредоточена на формировании у подростков личностного отношения к музыкальным явлениям; на мотивации их стремления к самостоятельному музыкальному познанию и деятельности с опорой на приобретенный в предыдущие годы опыт; на побуждении их к аргументированным оценочным суждениям; на выявлении и закреплении предметных компетенций, личностных и метапредметных результатов общего музыкального образования.
На данном этапе обучения авторы УМК считают необходимым акцентировать внимание школьников на современных формах бытования музыки во всем многообразии ее стилей и жанров; на творчестве выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей, ансамблей и музыкальных коллективов; на мировых центрах музыкальной культуры и музыкального образования; на современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
«Предметом диалогического обсуждения современной музыкальной жизни и значения музыки в жизни человека должны стать такие важные вопросы, как воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе; музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды; преобразующая сила музыки как вида искусства; противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни; вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах; разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека и общества; влияние средств массовой информации и центров музыкальной культуры на распространение
традиций и инноваций музыкального искусства; всеобщность, интернациональность музыкального языка; музыка мира как диалог культур» [2].
В репертуарном плане восьмого года обучения авторами УМК предложено большое количество новых музыкальных произведений, рекомендуемых для слушания. В подавляющем большинстве это произведения современных авторов. Тем не менее этот факт никоим образом не снижает ценности шедевров музыкального (в том числе фортепианного) искусства, созданных ранее. Творчески подходя к разработке предметного содержания в 8 классе, учитель музыки должен выстроить множество связующих нитей между прошлым и настоящим в контексте мировой музыкальной культуры, актуализируя ее значимость для современного человека и выстраивая «историческую ленту» развития музыкального искусства.
Проведенный анализ подвел нас к заключению о том, что программа начальной школы подразумевает создание хорошей базы для последующего осмысления и систематизации музыки для фортепиано в культурно-историческом контексте на уровне основного общего музыкального образования. Тем не менее на практике звучание фортепианных произведений в младших классах чаще всего не сопровождается концентрацией внимания детей на их авторах, исполнителях, разнообразии жанров и др.
Большую значимость на этом уровне обучения приобретают образно-эмоциональный строй фортепианной музыки, разнообразие выразительных и изобразительных интонаций, богатство языковых средств музыкального искусства и т.п., что объясняется психовозрастными особенностями развития обучающихся. Мы рассматриваем это как положительный фактор, позволяющий педагогически целесообразно выстроить преемственность освоения музыки для фортепиано на уровне основного общего образования.
Мы считаем, что полноценно сформированный у младших школьников опыт чувственно-эмоционального восприятия музыки для фортепиано закладывает основу для дальнейшего развития музыкально-исторических компетенций в области фортепианного искусства на уровне основного общего музыкального образования. Отметим, что фортепианная музыка является лишь одним из важных компонентов предметного содержания школьных программ, на примере которого мы продемонстрировали систему формирования музыкально-исторических компетенций у обучающихся. Аналогичным образом (в контексте исторического развития мировой музыкальной культуры) на уроках музыки должно быть выстроено последовательное и целенаправленное освоение школьниками других компонентов предметного содержания (народного, духовного, академического, хорового, симфонического и других пластов музыкального искусства), что в совокупности обеспечит достижение планируемых результатов общего музыкального образования в части формирования музыкально-исторических компетенций у обучающихся.
Библиографический список
1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. - URL: https://fgos.ru/.
2. Сергеева, Г. П. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева. - Москва: Просвещение, 2020. - 127 с.
3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 кл. - Москва: Просвещение, 2020. - 125 с.
Приложение
Фортепианное искусство на уроках музыки: анализ УМК «Музыка. 1-4, 5-8 кл.» (авт. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)
Тема урока Название ф-п произведения Имя композитора Имя исполнителя
1 класс (33 ч) «Музыка вокруг нас» (16 ч)
Душа музыки -мелодия «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», Полька, Вальс П.И. Чайковский М. Плетнев
Музыка осени Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
«Музыка и ты» (17 ч)
Музыка утра «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковский М. Плетнев
Музыка вечера «Вечерняя сказка» из «Детского альбома» А. Хачатурян Р. Хараджанян
Разыграй сказку «Баба Яга» из «Детского альбома» П. Чайковский М. Плетнев
Музыкальные инструменты Волынка. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Бах Ю. Гутман
Музыкальные инструменты Кукушка Л.К. Дакен П. Осетинская
Музыка в цирке Клоуны Д. Кабалевский
2 класс (34 ч) «Россия - Родина моя» (3 ч)
Песни в сопровождении фортепиано
«День полный событий» (6 ч)
Музыкальные инструменты Детский альбом. Пьесы Детская музыка. Пьесы П. Чайковский Прокофьев
Природа и музыка Утро. Вечер С. Прокофьев И. Жуков
Прогулка Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки» Прогулка М. Мусоргский С. Прокофьев С. Рихтер Р. Бобрицкая
Танцы, танцы, танцы Камаринская, Вальс, Полька Вальс, Тарантелла П. Чайковский С. Прокофьев М. Плетнев, Р. Бобрицкая; И. Жуков
Эти разные марши Марш деревянных солдатиков; Марш П. Чайковский С. Прокофьев М. Плетнев И. Жуков
Расскажи сказку «Нянина сказка»; «Сказочка» из «Детской музыки» П. Чайковский; С. Прокофьев М. Плетнев; Р. Бобрицкая
Мама «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковский Р. Бобрицкая
«О России петь - что стремиться в храм» (5 ч)
Молитва «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома» П. И. Чайковский
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
Музыка в народном стиле «Камаринская» из «Детского альбома»; П. Чайковский; М. Плетнев;
«Ходит месяц над лугами» С. Прокофьев Р. Бобрицкая
«В музыкальном театре» (5 ч)
Песни в сопровождении фортепиано
«В концертном зале» (5 ч)
Картинки с выставки «Картинки с выставки»: «Богатырские ворота»; «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский С. Рихтер
Звучит нестареющий Моцарт! Рондо в турецком стиле В. А. Моцарт
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч)
И всё это - Бах! Волынка; Менуэт из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Бах
Музыка учит людей Клоуны Д. Кабалевский
понимать друг друга
Печаль моя светла «Жаворонок»; «Песня жаворонка» из «Детского альбома» М. И. Глинка -М. А. Балакирев П. Чайковский Б. Абрамович (фортепиано); М. Плетнев
Первый Концерт №1 для фортепиано (1 часть) П. И Чайковский Партия ф-но Е. Янто
3 класс (34 ч)
«Россия - Родина моя» (5 ч)
Песни в сопровождении фортепиано
«День, полный событий» (4 ч)
Утро «Утренняя молитва» из «Детского альбома»; П. Чайковский;
В детской «Нянина сказка» из П. Чайковский;
«Детского альбома»; «Сказочка»; «С няней» из вокального цикла «Детская» С. Прокофьев; М. Мусоргский Н. Дорлиак (сопрано), С. Рихтер (ф-но)
Игры и игрушки «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» из «Детского альбома»; П. Чайковский
«С няней», «С куклой» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргский Н. Дорлиак (сопрано), С. Рихтер (ф-но)
На прогулке «Тюильрийский сад (ссора детей после игры)» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргский С. Рихтер
«О России петь - что стремиться в храм» (4 ч)
Радуйся, Мария! Прелюдия №1 до мажор из 1 тома «ХТК» И. С. Бах К. Жаккоте (клавесин)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
Песни в сопровождении фортепиано
«В музыкальном театре» (6 ч)
Песни в сопровождении фортепиано
«В концертном зале» (6 ч)
Музыкальное состязание Концерт №1 для ф-но с оркестром (финал) П. Чайковский С. Рихтер (ф-но)
Музыкальные инструменты Шутка. Из сюиты №2 для оркестра И. С. Бах Переложение для ф-но
Мир Бетховена Соната №14 «Лунная» 1-я часть, «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно» Л. Бетховен Э. Гилельс; Д. Томшич
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч)
Мир Прокофьева «Утро» из «Детской музыки» С. Прокофьев
4 класс (34) «Россия - Родина моя» (3 ч)
Мелодия Концерт №3 для фортепиано с оркестром (ре минор) часть 1-я С. Рахманинов С. Рахманинов
Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Вокализ для голоса и фортепиано С. Рахманинов
«О России петь - что стремиться в храм.» (4 ч)
Илья Муромец «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргский
Светлый праздник Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано С. Рахманинов В. Ашкенази и А. Превин
«День, полный событий» (6 ч)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. «Осенняя песнь (Октябрь)» из цикла «Времена года» П. Чайковский Н. Штаркман
Зимнее утро «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковский
Зимний вечер «У камелька (Январь)» из цикла «Времена года» П. Чайковский Н. Штаркман
Что за прелесть эти сказки «Сказочка» из «Детской музыки» С. Прокофьев
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Композитор - имя ему народ Концерт №1 для фортепиано с оркестром (финал) П. Чайковский
Оркестр русских народных инструментов «Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковский
«В концертном зале» (5 ч)
Старый замок «Старый замок». Из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргский С. Рихтер
Счастье в сирени живет «Баркарола (Июнь)» из цикла «Времена года» П. Чайковский
5 класс (35 ч) «Музыка и литература» (17 ч)
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. «Горные вершины» «Горные вершины» А. Варламов, стихи М. Лермонтова; А. Рубинштейн, стихи Б. Гмыря (баритон), Л. Острин (фортепиано); И. Козловский (тенор),
М. Лермонтова П. Никитин (фортепиано)
Жанры Вокализ; С. Рахманинов;
инструментальной и «Песня венецианского Ф. Мендельсон;
вокальной музыки гондольера» из цикла фортепианных пьес «Песни без слов»
Мелодией одной «Баркарола» из цикла П. Чайковский
звучат печаль и «Времена года»
радость.
Песнь моя летит с мольбою. Баркарола Ф. Шуберт, слова А. Штольберга В. Кудрявцева (сопрано), В. Козель (ф-о)
Вторая жизнь песни Концерт №1 для фортепиано с оркестром (финал); П. Чайковский;
Живительный родник Сюита для двух С. Рахманинов
творчества фортепиано «Светлый праздник»
Гармонии задумчивый Фортепианные Ф. Шопен
поэт произведения (по выбору учителя)
«Музыка и изобразительное искусство» (18 ч)
Небесное и земное в Концерт №3 для С. Рахманинов
звуках и красках фортепиано с оркестром (1-
Три вечные струны: я часть)
молитва, песнь,
любовь
Дыхание русской Прелюдия соль мажор; С. Рахманинов В. Ашкенази
песенности Прелюдия соль-диез минор
Колокольность в Слёзы (3-я часть) из С. Рахманинов В. Ашкенази,
музыке и изобразительном Сюиты-фантазии для двух фортепиано А. Превин
искусстве.
Неукротимым духом своим он побеждал зло Рапсодия на тему Паганини С. Рахманинов; С. Рахманинов (ф-но),
Вариации на тему Паганини В. Лютославский Филадельфийский симф. оркестр; Б. Глемзер (ф-но)
Музыка на мольберте Композитор-художник Прелюдия и фуга №1 (до мажор) из 1 тома ХТК И. С. Бах С. Рихтер
Звуки и запахи реют в Лунный свет. Прелюдия из К. Дебюсси А. Вейссенберг;
вечернем воздухе «Бергамасской сюиты»; «Звуки и запахи»; «Кукольный кэк-уок» из сюиты «Детский уголок» А.Б. Микеланджели
В каждой Мимолётности №1, 7, 10 С. Прокофьев Г. Нейгауз
мимолётности вижу я для фортепиано (ф-но)
миры. Прокофьев! Музыка и
молодость в
расцвете .
Музыкальная живопись Фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргский Оркестровка М. Равеля
Мусоргского
6 класс (35 ч)
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч)
Мир чарующих звуков «Горные вершины» А. Варламов; А. Рубинштейн, стихи М. Лермонтова
Два музыкальных «Я помню чудное М. Глинка, слова П. Никитин (ф-но)
посвящения мгновенье» А. Пушкина
«Я помню чудное
мгновенье»
«Уноси моё сердце в «Сирень», С. Рахманинов Дж. Вустман,
звенящую даль.» «Здесь хорошо» Е. Шендерович (ф-но)
Образы песен «Песня венецианского Ф. Мендельсон;
зарубежных композиторов Искусство гондольера» №6; «Баркарола» Ф. Шуберт
прекрасного пения
Баллада, «Лесной «Лесной царь» Ф. Шуберт Л. Острин,
Царь» Дж. Мур (ф-но)
Образы русской Концерт №1 для П. Чайковский
народной и духовной фортепиано с оркестром
музыки 1-я часть
Народное искусство Древней Руси
Молитва «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома» П. Чайковский
Образы духовной Фуга №2 до минор из ХТК И. С. Бах
музыки западной Европы Полифония. Фуга
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 ч)
Образы камерной Прелюдия №24. Ф. Шопен М. Аргерих
музыки Могучее царство Шопена
Вдали от Родины Этюд №12 «Революционный» Ф. Шопен
Баллада Баллада №1 Ф. Шопен А. Рубинштейн
Ночной пейзаж Ноктюрн для ф-но до-диез П. Чайковский; Э. Гилельс
Ноктюрн минор; Ноктюрн для ф-но фа-минор Ф. Шопен А. Баренбойн
«Итальянский 1-2-3 часть «Итальянский И. С. Бах Глен Гульд
концерт» концерт»
«Быть может, вся «Мозаика» для синтезатора Э. Артемьев
природа - мозаика цветов?»
7 класс (35 ч) «Особенности драматургии сценической музыки» (17 ч)
Музыкальная драматургия -развитие музыки Фуга №2 из ХТК, Прелюдия №1 из 1 тома ХТК, Итальянский концерт И. С. Бах Г. Гульд
Камерная инструментальная музыка. Этюд Этюд №12 («Революционный»), Этюд №3 ор.10 ми-мажор «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства» Этюд-картина Ф. Шопен Ф. Лист С. Рахманинов С. Рихтер М. Поллини Л. Берман
Транскрипция «Жаворонок» (Транскрипция для ф-но) «Лесной царь» (Транскрипция для ф-но); Этюд по капрису №24 (Транскрипция для ф-но) Чакона из Партиты №2 для скрипки соло (Транскрипция для ф-но) М. Глинка -М. Балакирев Ф. Шуберт -Ф. Лист Н. Паганини -Ф. Лист И.С. Бах -Ф. Бузони Л. Берман В. Харден
Прелюдия Прелюдии для фортепиано Прелюдии для фортепиано Прелюдии № 7, 20 для фортепиано Прелюдии для фортепиано «Паруса», «Туманы», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна» Прелюдии для фортепиано С. Рахманинов А. Скрябин Ф. Шопен К. Дебюсси Д. Кабалевский
Сюита Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано: Пастораль №1; Балет №2; Менуэт №3; Фуга №4; Пантомима №5 А. Шнитке Р. Недель (скрипка), М. Воскресенский (ф-но)
«Основные направления музыкальной культуры» (1 18 ч)
Светская музыка. Соната Соната №8 («Патетическая») до минор, соч. 13 (1,2,3 части) Соната №2. Первая часть Соната №11 для фортепиано (1, 2 часть) 3 часть Л. Бетховен С. Прокофьев В. А. Моцарт С. Рихтер Н. Петров Глен Гульд; М. Юдина
Рапсодия «Рапсодия в стиле блюз» для ф-но с оркестром Дж. Гершвин Д. Мацуев
8 класс (35 ч) «Классика и современность» (17 ч)
Фортепианные произведения по выбору учителя. Песни в сопровождении фортепиано
«Традиции и новаторство в музыке» (18 ч)
Фортепианные произведения по выбору учителя. Песни в сопровождении фортепиано