Научная статья на тему 'ВИДЫ И ФОРМЫ ЭНЕРГИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ВИДЫ И ФОРМЫ ЭНЕРГИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
416
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГИЯ / АВТОРСКИЙ ТЕКСТ / НОТНЫЙ ТЕКСТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ВИДЫ / ТИПЫ И ФОРМЫ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитин А. А.

В статье впервые в музыкознании дана классификация видов и форм энергии, существующих в музыке. Последние не обозначаются в нотном тексте, а скрыты в энергетической композиции музыкального произведения и обнаруживают себя в тексте музыканта-исполнителя, пересотворяющего музыкальное произведение, воссоздающего первичный огонь, его породивший.In this article, for the first time in musicology, a classification of the types and forms of energy that exist in music is given. The latter are not indicated in the musical text, but are hidden in the energetic composition of the musical work and reveal themselves in the text of the musician-performer who re-creates the musical work, recreating the primary fire that gave it birth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ И ФОРМЫ ЭНЕРГИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВИДЫ И ФОРМЫ ЭНЕРГИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТЕКСТЕ _МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.3.82.1217

Никитин А.А.

АННОТАЦИЯ

В статье впервые в музыкознании дана классификация видов и форм энергии, существующих в музыке. Последние не обозначаются в нотном тексте, а скрыты в энергетической композиции музыкального произведения и обнаруживают себя в тексте музыканта-исполнителя, пересотворяющего музыкальное произведение, воссоздающего первичный огонь, его породивший.

ANNOTATION

In this article, for the first time in musicology, a classification of the types and forms of energy that exist in music is given. The latter are not indicated in the musical text, but are hidden in the energetic composition of the musical work and reveal themselves in the text of the musician-performer who re-creates the musical work, recreating the primary fire that gave it birth.

Ключевые слова: энергия, авторский текст, нотный текст, исполнительский текст, энергетическая композиция, виды, типы и формы энергии.

Keyword: energy, author's text, musical text, performance text, energy composition, kindes, types and forms of energy.

Музыка - временное искусство, связанное с организацией звуковой ткани во времени; поток звуков, требующий энергии, которая его питает. Музыка есть также пространственное искусство, нуждающееся в определенном физическом пространстве, в котором энергия может концентрироваться в том или ином звуковом плане музыкальной фактуры. Собственно, звук как элементарная частица музыки есть поток энергии, электромагнитная волна определенной

протяженности и амплитуды, заставляющая воздух вибрировать и своей вибрацией воздействовать на нас. Мы имеем ввиду физические параметры энергии, заключенной в музыке, - частоту колебаний (герц), определяющих высоту звуков, силу (громкость) звучания, интенсивность, экстенсивность, длительность ее воздействия на слушателя. Но энергия музыки - это не только физическая энергия. В ее структуре содержится также психическая (энергия эмоций), духовная и социальная энергии, привнесенные в музыку автором и дополненные энергетикой музыканта-исполнителя. Эти виды энергии включаются уже на начальном этапе работы музыканта-исполнителя со звуком - в поисках способов звукоизвлечения и звуковедения. Судьба музыкального произведения в значительной степени зависит от исполнителя, его жизненной, духовной, творческой энергии.

Начальная стадия работы исполнителя над музыкальным произведением, предшествующая его разучиванию, сопряжена с анализом -теоретическим и исполнительским, цель которого -постижение авторского текста, художественно -смыслового содержания, скрытого за нотными знаками. Проникновение в глубину авторского замысла, постижение авторского текста - от идеи до образного воплощения в звуковой форме -связано с расшифровкой знаков трех уровней: - графем (нотных обозначений);

- акустических образований, получаемых от верного прочтения нотного текста;

- структурно-смысловых образований, опознаваемых в акустическом «портрете» музыки, не имеющих однозначной семантики, но очерчивающих определенное образно-эмоционально-смысловое поле.

Нотный текст, будучи расшифрованным, раскрывает

• содержание музыкального произведения, предмет художественного отображения в его становлении и развитии;

• особенности развертывающейся во времени и пространстве музыкальной формы в единстве ее структурных компонентов;

• особенности живого звучания музыки, ее произнесения, обеспечивающего выразительность исполнения, позволяющего достичь эффективной художественной коммуникации.

Грамотное прочтение нотного текста есть путь проникновения в авторский текст в единстве трех его начал:

1) первичного - идейного, сверхчувственного;

2) чувственно-образного;

3) композиционно-конструктивного.

Три названных "слоя" музыкального произведения требуют соответствующего анализа, который логически движется от анализа чувственной "плоти" музыкального произведения, архитектоники, к художественно-образному и завершается выявлением первопричины творческого замысла композитора -концептуальной идейной основы.

Значительная часть авторского текста не нотируется существующими графическими способами фиксации музыки, да и не может нотироваться в силу самой природы музыкального искусства, которое существует не на бумаге, а в живом звучании. Не нотируется интонационно -выразительная сторона музыки, раскрывающая ее

содержательно-смысловую суть; схематично фиксируется временная сторона ее звучания -темп, ритм, динамика, агогика.

Постижение авторского замысла становится для музыканта-исполнителя основой для создания собственного исполнительского текста, в котором музыка являет себя слушателям. Исполнительский анализ, дающий материал для создания исполнительского текста, осуществляется в трех направлениях:

- по пути уточнения авторского замысла, осмысления исполнительских указаний композитора, привлечения других источников, помимо нотного текста;

- создания интерпретации с учетом исполнительских возможностей музыканта;

- направленности исполнения на слушателя с целью достижения эффективной художественной коммуникации.

В достижении последней особая роль принадлежит энергетике музыканта-исполнителя, во многом определяющей силу его воздействия на слушателя. Энергетика музыканта-исполнителя не произвольна. Она опирается на энергетику, заложенную в самой музыки,

запрограммированную и зафиксированную в энергетической композиции, которую необходимо выявить, что весьма затруднительно, поскольку она не фиксируется специальными обозначениями. «Энергетическая композиция -это реализованный в музыкальном произведении энергетический план его развертывания в пространстве-времени, характеризующийся в рамках высшего масштабно-временного уровня восприятия особым тонусом и ритмом в последовательности частей, их функциональными соотношениями, и служащий целям воплощения художественного содержания и управления слушательским восприятием» [3, 142].

Энергетическая композиция обнаруживает себя в последовательности кульминаций - от проходящих до генеральной, многоплановой фактуре с силовыми линиями, образуемыми различным тематическим материалом, которые могут сопровождать, поддерживать главный энергетический поток (main stream) либо противостоять ему; в темповых и динамических смещениях, «энергетических точках», в эпизодах, исполняемых rubato, и других проявлениях. Энергетическая композиция, ее драматургия целью своей имеет катарсис - эстетическую реакцию высшего порядка, освобождающую душу и дух человека от оков обыденной реальности, позволяющую ему обрести высшую духовную реальность, гармонию с самим собой и миром.

Энергетический план музыкального произведения выстраивали такие выдающиеся исполнители как С. Рахманинов, С. Рихтер, Э. Гилельс, Г. Гульд. С. Рихтер в нотах исполняемого произведения прописывал «партитуру чувств», фиксирующую степень эмоционального накала и энергетической отдачи. Более того, концертную программу он рассматривал как развернутую

энергетическую композицию, которая графически представляла собой нередко параболу с «кульминацией-источником» в начале концерта и «кульминацией-вершиной» в конце второго отделения концерта.

Исполнительская передача энергетической композиции предполагает знание и владение различными видами и типами энергии, которые и образуют энергетический арсенал музыканта-исполнителя. Виды и типы энергии можно систематизировать следующим образом:

1. По способу существования энергии подразделяются на кинетическую и потенциальную, обусловленную законами физики. Кинетическая энергия есть сила линейно выраженного развертывания звуковой волны в динамике ее подъемов и спадов, усиления и ослабления. Потенциальная энергия - это скрытая, таящаяся энергия, которая может превратиться в кинетическую. Ярким примером потенциальной энергии являются хоралы, гармонические комплексы, темы вариаций, выраженные аккордами, например, тема «Симфонических этюдов» Р. Шумана, или средний раздел первой части его же Фантазии для фортепиано. К названным видам энергии Э. Курт добавляет акцентную энергию, связанную с ритмом и акцентуаций определенных моментов в ритмически организованном потоке звуков.

2. Род энергии:

- инь (женская центростремительная энергия);

- янь (мужская энергия - волевая, императивная, направленная вовне;

центробежная направленность энергии).

3. Тип энергии внутри каждого рода: аполлоническая и дионисическая:

Эти энергии выступают как

- два полюса жизненной и человеческой сущности;

- два противоположных начала природы, Космоса;

- образы, отображающие Логос и Хаос;

- мир прекрасной гармоничной действительности, явленный нам в мечтах и грезах, и мир бурлящей, становящейся силы, прорывающейся в наличную действительность;

- противопоставление совершенной духовности и телесного с его необузданной страстью, звериной безудержностью, подчас вызывающей ужас стихийностью.

Дионисический принцип взрывной витальности и аполлонический принцип гармонии и рациональности - две противоположных принципа творчества. Цель дионисийского порыва - экстаз как освобождение от будничной противоположности субъекта и объекта. Он сверхрационален. Он способствует тому, что интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции гармонически взаимодействуют. В момент экстаза происходит объединение бессознательного опыта с сознанием, их динамичное слияние.

Характер энергии, рожденной этими двумя типами энергий:

аполлоническая энергия:

- света;

- поля;

- ритмически упорядоченной волны;

- светлого, радостного, мерно текущего потока.

- струящийся божественный благодатный свет;

- энергия покоя, безмятежной созерцательности;

- энергия любования;

- энергия гимнической восторженности;

- праздничной торжественности;

дионисическая энергия:

- энергия стихии;

- безудержной радости;

- любовного экстаза;

- энергия могучих созидательных сил;

- энергия вакхического веселья;

- энергия вседозволенности, не знающая границ;

- протестная, бунтующая энергия;

- энергия разрушения.

4. Иерархия энергий по их «статусу»:

- властные;

- подчиненные;

- нейтральные;

- независимые.

5. Виды человеческой энергии в искусстве:

-физическая (телесная);

- психическая (душевная, энергия эмоций);

- духовная;

- социальная.

6. Виды энергии по источнику происхождения:

6.1. Энергия Космоса, природных процессов, явлений, флоры и фауны.

6.2. Энергия предметного мира, урбанистическая энергия (машин, заводов и фабрик, производственных процессов, трудовых действий).

6.3. Энергия этноса, национального характера, темперамента, песни и танца, актерского лицедейства.

6.4. Познавательная энергия

6.4.1. Энергия волевого познавательного усилия, направленного на обретение истины (фаустовское начало), «глубинного» и «вершинного» знания, постижение смысла жизни, ее онтологических основ.

6.4.2. Созерцательная энергия - погружение в раздумье, молитва, медитация.

6.5. Энергия душевной и духовной щедрости, дарения себя, мира красоты и гармонии людям; энергия праздника, радости, наслаждения полнотой жизни, гедонистическая энергия.

6.6. Энергия социальных процессов, исторических событий.

6.7. Игровая энергия:

6.7.1. Энергия и конфликт характеров, ситуаций, положений, взаимоотношений героев

"театральной пьесы", заключенной в музыкальном произведении.

6.7.2. Энергия детских игр.

6.7.3. Энергия взрослых игр.

6.7.4. Энергия флирта.

6.7.5. Энергия дьявольской игры.

6.8. Энергия любви, любовных чувств от их зарождения до эротического пика:

6.8.1. Поэтическое чувство любви -возвышенное и одухотворенное.

6.8.2. Драматическая и трагическая любовь.

6.8.3. Плотская любовь, чувственно-страстная, подчас, ироничная.

6.8.4. Пародийное, комическое, кукольное отображение любовных чувств.

6.8.5. Любовь к матери, детям, природе, Отечеству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.9. Энергия борьбы:

6.9.1. С судьбой, роком, со злом.

6.9.2. Борьба с внешними силами.

6.9.3. Внутренняя борьба с самим собой.

6.10. Энергия онтологической (сверхчувственной) реальности:

6.10.1. Религиозное чувство (смирения, благоговения, подчинения своих страстей состоянию покоя и благодати).

6.10.2. Вхождение в бытийную, онтологическую реальность, соотнесение себя с ней. Полеты Духа. Проникновение в иные миры, в иное измерение.

6.10.3. Божественная энергия. Энергия Благодатного Огня.

6.10.4. Дьявольская энергия.

7. Выдающийся русский ученый А.Л. Чижевский установил связь музыкальной энергетики с космическими формами энергии -взрывом, светом, потоком, волной и полем, что является для нас, наряду с трудами В. Оствальда и Э.Курта, отправной точкой в создании теории музыкальной энергетики.

Энергия взрыва

Это вид "взрывной" энергии, которая обнаруживает себя либо в начале музыкального произведения (Ф. Шопен Этюд №12 ор. 10 с moll; С. Рахманинов Первый фортепианный концерт fis moll, 1 часть - вступление), либо в середине (начало коды 1 части Двадцать третьей сонаты op. 53 Бетховена), либо в конце (ария Задачника из оперы М. Равеля "Дитя и волшебства"). Эта форма энергии легко опознается и не требует дополнительных "примет" и характеристик.

Энергия света

Эта форма энергии имеет множество градаций - от сумеречного холодного лунного света (К. Дебюсси "Лунный свет" из Бергамасской сюиты, прелюдия "Терраса, освещенная лунным светом"), мягко струящегося божественного света (прелюдия Баха c dur из 1 тома ХТК), манящего звездного света (А. Скрябин Поэма № 1 ор.32, Четвертая соната, 1 часть - главная партия) до ослепительного яркого солнечного света (А. Скрябин Четвертая соната, кульминация 2 части); начало финала

Второго фортепианного концерта С. Рахманинова; С. Прокофьев "Скифская сюита").

Энергия потока

Данная форма энергии легко узнаваема по длительности и непрерывности динамичного звукового потока с упорядоченной структурой и не меняющейся фактурой. Эта форма характерна для множества этюдов на тот или иной вид техники, прелюдий моторного характера (Бах Прелюдия c moll, 1 том ХТК; Прелюдия d moll, 2 том ХТК; Прелюдия d dur Д. Шостаковича из цикла "24 прелюдии и фуги"), "Perpetuum mobile" К-М. Вебера, Н. Бёма, Н. Паганини.

Энергия волны

Эта форма энергии наиболее распространена в музыке, поскольку отвечает рисунку мелодий, имеющих волнообразную интонационную и динамическую структуру. Музыкальная волна моделирует и отображает многие явления действительности, а именно:

- волну как природное явление (океан, море, озеро, река) от легкой ряби на поверхности до цунами;

- волну как волевой напор с резкими перепадами энергии;

- эмоции в динамике их развития: чувственные волны большой амплитуды энергии янь; чувственные волны энергии инь - очаровывающие, околдовывающие, гипнотизирующие; созерцательные эмоции и состояния;

- парение, полет, порыв, взлет и падение;

- сферу тонких энергий - мистических, религиозных эмоций и состояний.

"Энергия волны" графически может быть выражена тремя видами рисунков:

1) с "гребнем" в точке "золотого сечения";

2) с кульминацией-источником в начале, когда мелодия скатывается с вершины и затем продолжает свое развитие;

3) с движением к кульминационной вершине, завершающей мелодию (тему).

Мелодическая волна может представлять собой соединение коротких фраз (А. Скрябин Прелюдия № 2 ор. 11) или "бесконечную мелодию", подобную главной теме первой части Третьего фортепианного концерта С. Рахманинова.

Энергия поля

"Поле" - редко встречающаяся в музыке форма энергии, характеризующаяся либо отсутствием энергии как таковой, когда музыка предельно статична, находится в застывшем состоянии, либо слабой выраженностью энергии,

обнаруживающееся в едва заметной вибрации. Это характерно для музыки философского,

созерцательного, религиозного характера, уносящей нас в иные сферы, иное измерение бытия: Бетховен соната № 17, 1 часть (речетатив); Лист "Соната по прочтении Данте" (побочная партия -образ Беатриче); Шопен Баллада № 4 f moll (хорал перед кодой); Дебюсси Прелюдия "Шаги на снегу"; Мусоргский "Картинки с выставки" ("Катакомбы", "С мёртвыми на мертвом языке" и др.).

Следует отметить, что перечисленные формы энергии редко выступают в чистом виде. Чаще они сочетаются с другими формами энергии, но при этом есть доминирующая форма, которая требует от исполнителя соответствующего тонуса, установки на минимальный, средний или максимальный расход физической и психической энергий (расход духовной энергии в концертном исполнении всегда должен быть максимальным).

8. Наряду с перечисленными видами и формами энергии необходимо назвать основные формы ее движения: линейную, вертикальную, синусоидную (волнообразную), параболическую, спиральную, вращательно-круговую, дискретную.

Литература

1.Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.

- 310 с.

2.К у р т, Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт. - М.: 1931. - 304 с.

3.Никитин, А.А. «Энергетическая композиция» как предмет исполнительского анализа музыкального произведения / А.А. Никитин // Музыкальная Академия. - 2018. - № 4.

- 142-150 с.

Сведения об авторе: Никитин Алексей Алексеевич, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, действительный член Академии педагогических и социальный наук (АПСН), профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры.

Контактные данные: 680030, г. Хабаровск, Ленина, 42, кв. 41,

тел. +7 9144130889

Information about the author: Nikitin Alexey, Doctor of Educational Sciences, Ph.D. in Art Studies, a member of the Academy of Educational and Social Sciences (APSN), Professor of the Department of Art, Musical And Instrumental and Vocal Arts of the Khabarovsk State Institute of Culture.

Contact: 680030, Khabarovsk, Lenin, 42, sq. 41,

Tel. +7 9144130889

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.