Научная статья на тему 'Формирование методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна'

Формирование методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агроэкономическая методология / адекватность методологии / законы продукционного процесса / методологическая культура / негативная методология / позитивная методология / принципы организационного порядка / устойчивость производства зерна / экономическая методология / agroeconomic methodology / adequacy of methodology / laws of the production process / methodological culture / negative methodology / positive methodology / principles of organizational order / sustainability of grain production / economic methodology

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Суслов Сергей Александрович

Введение. Обеспечение устойчивого производства зерна зависит от комплекса научно-практических мероприятий, формирующих ее уровень. В то же время качество и достоверность результатов научных исследований определяется методологией его проведения. Выбор методологии исследования базируется на определенной экономической теории. Правильно выбранная методология исследования позволяет получить прирост научных результатов и методик проведения исследований. Материалы и методы. Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области методологии проведения экономических и агроэкономических научных исследований. При систематизации, анализе и обработке научных трудов были выделены определения таких понятий как, «негативная методология», «позитивная методология», «адекватность методологии», «методологическая культура», «структура методологии», «методологический элемент». Результаты. Сформирована структура методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна, состоящая из трех блоков: теоретического, логической структуры и временной структуры. В теоретическом блоке изложены предпосылки и обоснования, обусловившие проведение исследования. В блоке логической структуры представлены необходимые методологические подходы (исторический, диалектико-системный, неопозитивно-эмпирический, проблемно-ориентированный, позитивный), применяемый инструментарий и методы. В блоке временной структуры указаны этапы проведения исследования с характеристикой проводимых мероприятий. Обсуждение. Отличительной характеристикой методологического подхода обеспечения устойчивого производства зерна является необходимость учета особенностей производства зерна. К данным особенностям отнесены характеристики использования земли, наличие машинно-тракторного парка, законы продукционного процесса, принципы организационного порядка в организации производства зерна. Заключение. Применение предложенной методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна позволит обеспечить объективность и достоверность результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Суслов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a research methodology for ensuring sustainable grain production

Introduction. Ensuring sustainable grain production depends on a set of scientific and practical measures that form its level. At the same time, the quality and reliability of the results of scientific research is determined by the methodology of its implementation. The choice of research methodology is based on a certain economic theory. Properly chosen research methodology allows you to get an increase in scientific results and research methods. Materials and methods. The theoretical basis was the works of domestic and foreign scientists in the field of methodology for conducting economic and agro-economic research. When systematizing, analyzing and processing scientific papers, definitions of such concepts as «negative methodology», «positive methodology», «adequacy of methodology», «methodological culture», «structure of methodology», «methodological element» were identified. Results. The structure of the research methodology for ensuring sustainable grain production has been formed, consisting of three blocks: theoretical, logical structure and temporal structure. The theoretical block outlines the prerequisites and justifications that led to the study. The block of the logical structure presents the necessary methodological approaches (historical, dialectical-systemic, non-positive-empirical, problem-oriented, positive), the tools and methods used. In the block of the temporary structure, the stages of the study with a description of the activities carried out are indicated. Discussion. A distinctive feature of the methodological approach to ensure sustainable grain production is the need to take into account the characteristics of grain production. These features include the characteristics of land use, the presence of a machine and tractor fleet, the laws of the production process, the principles of organizational order in the organization of grain production. Conclusion. The application of the proposed methodology for the study of sustainable grain production will ensure the objectivity and reliability of the study results.

Текст научной работы на тему «Формирование методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 338:43

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-5-113-125

Формирование методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна

Сергей Александрович Суслов, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия, nссmail4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1189-8023

Аннотация

Введение. Обеспечение устойчивого производства зерна зависит от комплекса научно-практических мероприятий, формирующих ее уровень. В то же время качество и достоверность результатов научных исследований определяется методологией его проведения. Выбор методологии исследования базируется на определенной экономической теории. Правильно выбранная методология исследования позволяет получить прирост научных результатов и методик проведения исследований.

Материалы и методы. Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области методологии проведения экономических и агроэкономических научных исследований. При систематизации, анализе и обработке научных трудов были выделены определения таких понятий как, «негативная методология», «позитивная методология», «адекватность методологии», «методологическая культура», «структура методологии», «методологический элемент».

Результаты. Сформирована структура методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна, состоящая из трех блоков: теоретического, логической структуры и временной структуры. В теоретическом блоке изложены предпосылки и обоснования, обусловившие проведение исследования. В блоке логической структуры представлены необходимые методологические подходы (исторический, диалектико-системный, неопозитивно-эмпирический, проблемно-ориентированный, позитивный), применяемый инструментарий и методы. В блоке временной структуры указаны этапы проведения исследования с характеристикой проводимых мероприятий.

Обсуждение. Отличительной характеристикой методологического подхода обеспечения устойчивого производства зерна является необходимость учета особенностей производства зерна. К данным особенностям отнесены характеристики использования земли, наличие машинно-тракторного парка, законы продукционного процесса, принципы организационного порядка в организации производства зерна.

Заключение. Применение предложенной методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна позволит обеспечить объективность и достоверность результатов исследования.

Ключевые слова: агроэкономическая методология, адекватность методологии, законы продукционного процесса, методологическая культура, негативная методология, позитивная методология, принципы организационного порядка, устойчивость производства зерна, экономическая методология

Для цитирования: Суслов С. А. Формирование методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна // Вестник НГИЭИ. 2022. № 5 (132). С. 113-125. БОТ: 10.24412/2227-9407-2022-5-113-125

© Суслов С. А., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX. Formation of a research methodology for ensuring sustainable grain production

Sergey A. Suslov, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia, nccmail4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1189-8023

Introduction. Ensuring sustainable grain production depends on a set of scientific and practical measures that form its level. At the same time, the quality and reliability of the results of scientific research is determined by the methodology of its implementation. The choice of research methodology is based on a certain economic theory. Properly chosen research methodology allows you to get an increase in scientific results and research methods.

Materials and methods. The theoretical basis was the works of domestic and foreign scientists in the field of methodology for conducting economic and agro-economic research. When systematizing, analyzing and processing scientific papers, definitions of such concepts as «negative methodology», «positive methodology», «adequacy of methodology», «methodological culture», «structure of methodology», «methodological element» were identified. Results. The structure of the research methodology for ensuring sustainable grain production has been formed, consisting of three blocks: theoretical, logical structure and temporal structure. The theoretical block outlines the prerequisites and justifications that led to the study. The block of the logical structure presents the necessary methodological approaches (historical, dialectical-systemic, non-positive-empirical, problem-oriented, positive), the tools and methods used. In the block of the temporary structure, the stages of the study with a description of the activities carried out are indicated.

Discussion. A distinctive feature of the methodological approach to ensure sustainable grain production is the need to take into account the characteristics of grain production. These features include the characteristics of land use, the presence of a machine and tractor fleet, the laws of the production process, the principles of organizational order in the organization of grain production.

Conclusion. The application of the proposed methodology for the study of sustainable grain production will ensure the objectivity and reliability of the study results.

Keywords: agroeconomic methodology, adequacy of methodology, laws of the production process, methodological culture, negative methodology, positive methodology, principles of organizational order, sustainability of grain production, economic methodology

For citation: Suslov S. A. Formation of a research methodology for ensuring sustainable grain production // Bulletin NGIEI. 2022. № 5 (132). P. 113-125. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-5-113-125

Abstract

Значимость обеспечения устойчивого производства зерна не оспорима поскольку ему принадлежит системообразующая роль в структуре сельскохозяйственного производства на любых территориях в продовольственном обеспечении населения, а через нее - и национальной безопасности.

Введение

сурсов, обеспечивающих процесс уборки; послеуборочная доработка зерна; хранение зерна; переработка зерна; транспортировка зерна или продуктов его переработки до потребителя.

Для достижения устойчивого производства зерна требуется своевременное обеспечение процесса производства зерна необходимыми ресурсами и правильное выстраивание организации всех сопутствующих производству зерна процессов: подготовка машинно-тракторного парка и необходимых ему ресурсов к выполнению технологических работ, обеспечивающих производство зерна; закупка, доставка, подготовка и использование удобрений и химических средств; подготовка комбайнов и ре-

Основная народнохозяйственная задача обеспечения устойчивого производства зерна складывается из решения ряда подзадач, заключающихся в: обеспечении потребностей населения и отраслей животноводства в зерне; достижении физической и экономической доступности зерна для его потребителей; достижении необходимого уровня экономической эффективности производителей зерна; повышении уровня жизни и качества трудовых ресурсов, принимающих участие в производстве зерна; сохранении природных ресурсов и окружающей среды; и других подзадач, обеспечивающих достижение главной задачи с обязательным учетом реа-

экономика и управление народным хозяйством]

лизации интересов настоящих и будущих поколений.

Исследование анализа событий и процессов обеспечения устойчивого производства зерна возможно только при наличии и поступления достоверной и надежной информации о них. При этом только знание фактов не дает полного основания для суждения. Для проведения адекватной оценки необходимо познание конкретно-исторических условий, в которых исследуемые события и процессы были созданы. Проведение обоснованного анализа предусматривает обязательное наличие позиции, цели, критериев поведения. Только в совокупности указанных условий возможно проведение конкретно-исторического анализа. Без целевых установок исследователь не может выйти за пределы констатации и описания самих фактов. Для оценки событий и фактов необходимо определить цели и задачи целевого исследования.

Правильная оценка и понимание сложного социально-экономического процесса обеспечения устойчивого производства зерна и его подпроцессов предполагает охват в целом для выявления доминантных факторов: политических, социальных, экономических, научно-технических, национальных, культурных и других.

Научное и практическое обоснование приоритетных направлений обеспечения устойчивого производства зерна и раскрытие его производственно-экономического потенциала должно строиться на теоретической и методологической основах с правильным применением подходов научного познания и особенностей исследуемого процесса.

Материалы и методы

«Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи» [1, с. 144]

Следовательно, необходима разработка методологии, позволяющей исследовать обеспечение устойчивого производства зерна в современных экономических условиях с обоснованным соблюдением и применением элементов научного исследования.

«Экономическая методология - важнейшее направление в экономических исследованиях, изучающее фундаментальный, метатеоретический уро-

вень экономического знания, принципы его вывода и доказательства разнообразных экономических положений, теорем и теорий» [2].

Работы по методологии экономической науки представлены в трудах Ананьина О. И. [3], Мочер-ного С. В., Лариной Я. С., Некрасовой В. В. [4], Болдырева И. А. [5], Корогодина И. Т. [6], Акарма-на Е. Н. [7] и других ученых.

Особенности отраслей сельского хозяйства обусловили выделение агроэкономической методологии, которая базируется на методологии экономической науки. Зарождение агроэкономической науки произошло достаточно давно. Можно выделить выдающихся ученых по временным периодам: до 1917 г. Бруцкус Б. Д., Гурко В. И., Денисов В. И., Ля-щенко П. И., Огановский Н. П., Скворцов А. И., Сте-бует И. А., Яковлев Я. А. и другие; с 1917-1992 гг. Демидов С. Ф., Кондратьев Н. Д., Котов Г. Г., Лито-шенко Л. Н., Маслов С. Л., Милосердов В. В., Оболенский К. П., Студенский Г. А., Фортунатов А. Ф., Чаянов А. В., Челинцев А. Н. и другие; с 1993 по настоящее время Алтухов А. И., Бондаренко Л. В., Емельянов А. М., Крылатых Э. Н., Никонов А. А., Петриков А. В. и другие.

Э. М. Крылатых сформулировала определение методологии агроэкономических исследований, к которой относится и исследование проблемы обеспечения устойчивого производства зерна. «Методология агроэкономических исследований - это система принципов, положений, методов и моделей анализа или прогнозирования развития экономических процессов и объектов агропромышленного комплекса, сельского хозяйства, сельской местности» [8].

Методологии агроэкономических исследований посвятили труды Багров М. Б. [9], Тренда Я. И. [10], Чирков Е. П. [11], Алтухов А. И. [12], Корма-ков Л. Ф. [13], Пустуев А. Л. [14], Афанасьев В. Н. [15], методологии исследований в зерновой отрасли Жиляков Д. И. [16], Алтухов А. И. [17], Светлова Г. Н. [18], Боева Т. В. [19], Авакян С. А. [20], Нечаев В. И. [21], Новицкий В. О. [22] и другие. Методологические проблемы исследований аграрной сферы представлены в работах и зарубежных экономистов-аграрников Трейси М., Шнина Т., Рит-сона С., Коестера У. и некоторых других.

Методология исследований, как правило, базируется на определенной экономической теории. Методология устойчивого производства зерна, в современном мире, должна базироваться на концепции устойчивого развития социально-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

ориентированной рыночной экономики. Концепция предполагает функционирование различных форм собственности и форм хозяйствования производителей зерна, реализацию наилучших способов государственного регулирования сфер и отраслей АПК, включая развитие научно-технологического прогресса в них, совершенствование ценообразования и социального развития мест размещения зерновой отрасли с учетом того, что удовлетворение потребностей проживающего населения достигается без ущерба проживания будущих поколений из-за исчерпания ресурсов и деградации окружающей среды.

Методологию можно называть обоснованной и эффективной если при ее применении удается выявить происходящие тенденции, выявить «узкие места (бутылочные горлышки)» в протекающих процессах, обеспечивающих производство зерна, и определить возможные «точки роста».

Успешно построенная методология исследования может проявлять и мультипликативный эффект, заключающийся в расширении методологического арсенала в смежных областях исследования.

От качества получаемых результатов методологии условно можно поделить на негативные и позитивные. «Негативная методология» является несистемной, некачественной, приводит к неверным выводам при исследовании, может повлиять на неправильные исследования в смежных отраслях. Затраченные ресурсы на исследование, базирующееся на «негативной методологии», являются необоснованными, не давшими положительного эффекта.

«Позитивная методология» обеспечения устойчивого производства зерна включает принципы и методы комплексного изучения рассматриваемой проблемы как системы. Включает в себя исторический аспект, современное состояние, экологическую составляющую, рациональное использование ресурсов и возобновление почвенного плодородия, обоснование сценариев и перспектив развития.

В зависимости от размера и структуры объекта исследования применяется разная совокупность методов его изучения. Чем объект более сложный, тем должно быть большее разнообразие в применяемых методах исследования.

Под методом научного исследования понимается последовательность определенных действий, приемов или операций, выполнение которых приво-

дит к достижению поставленной цели или позволяет приблизиться к ней.

В то же время нецелесообразно применять сложную методологию к изучению простых объектов. В любом исследовании должна достигаться методологическая достаточность. Методологическая избыточность, как и методологическая недостаточность, - нежелательные явления.

Адекватность применяемой методологии к изучаемому объекту выражается: в доказательном научном результате, который может быть применен в практической деятельности; приращении научного знания об изучаемом явлении. Также необходимо учитывать затраты ресурсов на проведение исследования и его продолжительность.

При сопоставлении методологий, выражающихся в одинаковом научном результате, предпочтение нужно отдавать более качественно адекватной, требующей меньших затрат времени и ресурсов.

Методологическая культура позволяет наилучшим образом сформировать эффективную методологию исследования, так как она базируется на накопленных знаниях, умениях, навыках как отдельного исследователя, так и научной школы. В исследовании устойчивого производства зерна она состоит из:

- владения теоретическими основами проведения исследования, спектра методологий, способности правильно оценивать их адекватность при исследовании с выявлением преимуществ и недостатков;

- навыков проведения экономических экспериментов и объективной оценки результатов;

- способности развивать и дополнять методологию, делать ее доступной и понятной для применения исследователям.

В представленном диссертационном исследовании под методологией понимается логически и рационально организованная форма научного познания, основанная на системе принципов и подходов исследовательской деятельности (методологической культуры, адекватности и позитивности методологии), включающая в себя постановку цели, определение предмета и объекта исследования, подбор методов и средств их применения.

Элементы методологии (цель, задача, гипотеза исследования и другие) подлежат сегментации на основании определенной исследовательской цели (табл. 1).

экономика и управление народным хозяйством]

Таблица 1. Методологические сегменты элементов методологии обеспечения устойчивого производства зерна

Table 1. Methodological segments of the elements of the methodology for ensuring sustainable grain production

Сегмент/ Segment

Методологический элемент / Methodological element

1-й

2-й

Способы постановки цели, определение задач исследования, обоснования и формулировка базовых понятий. Приемы формулировки научной гипотезы. Обоснование базовой экономической теории исследования. Обоснование исследовательских рисков / Methods of goal setting, definition of research objectives, justification and formulation of basic concepts. Methods of formulation of a scientific hypothesis. Substantiation of the basic economic theory of the study. Justification of research risks Инструменты структурной характеристики объекта исследования. Приемы, позволяющие: раскрыть внутреннюю структуру объекта; описать горизонтальные связи объекта исследования с объектами того же уровня; дать характеристику объекта как части системы более высокого уровня. Трансформационные схемы / Tools for the structural characteristics of the object of study. Techniques that allow: to reveal the internal structure of the object; to describe the horizontal connections of the object of study with objects of the same level; to characterize the object as part of a higher-level system. Transformation schemes Элементы, позволяющие определять реакцию объекта на внешние изменения и прогнозировать возможное развитие. Методы математического моделирования экономических процессов (имитационные, стохастические, балансовые, сетевые, эконометрические, оптимизационные модели). Приемы оценки рисков предлагаемых вариантов / Elements that allow you to determine the reaction of an object to external changes and predict possible development. Methods of mathematical modeling of economic processes (simulation, stochastic, balance, network, econometric, optimization models). Techniques for assessing the risks of the proposed options

Методологические приемы и методы оформления результатов исследования и проведения научной экспертизы (статьи, монографии, научные отчеты, доклады, нормативные документы) / Methodological techniques and methods of registration of research results and scientific expertise (articles, monographs, scientific reports, reports, regulatory documents) Составлено на основании [8, с. 9-10]

3-й

4-й

Целью исследования явилась разработка теоретических, методологических положений и практических рекомендаций обеспечения устойчивого производства зерна.

Предметом исследования явились тенденции, закономерности, совокупность экономических и организационно-управленческих отношений, скла-

дывающихся в процессе обеспечения устойчивого производства зерна и использования его производственно-экономического потенциала. Была выдвинута рабочая гипотеза, для подтверждения которой было проведено эмпирическое исследование.

Структура методологии может иметь разные элементы в соответствии с критериями (рис. 1).

Рис. 1. Структура методологии научного исследования обеспечения устойчивого производства зерна Fig. 1. Structure of the research methodology for sustainable grain production Источник: разработано на основании [26, с. 7]

economics and national economy management

Процесс научного познания обеспечения устойчивого производства зерна должен основываться на расширении спектра решения практических и теоретических задач, с правильным обоснованным применением методологии и методов научного исследования, а также рациональным способом получения новых знаний с дальнейшим их накоплением, организацией и практическим использованием. Совокупность подобранных и применяемых методов формируют структуру методологического исследования (табл. 2).

Результаты

Исторический подход является одним из общенаучных методов. Применение его в исследовании обеспечения устойчивого производства зерна позволит рассмотреть явление не только в текущем состоянии, но в его исторические периоды, выраженные отдельными этапами.

Выявленные исторические этапы производства зерна представляют для исследователей несколько видов ценностей. Первая заключается в том, что каждый этап в развитии производства зерна имеет самостоятельную ценность и может подвергаться более глубокому исследовательскому историческому анализу. Вторая предполагает преемственность между выявленными этапами и позволяет находить закономерности в их чередовании.

Исторический подход в рамках конкретно-исторической составляющей позволяет выявить исторические этапы динамики производства зерна, что служит эмпирической основой для установления общих исторических закономерностей. Рекон-струкционный метод в историческом подходе применяется в выявлении предпосылок, зачаточных черт, признаков уже известного исторического исхода в этапах производства зерна.

Методологической основой диалектико-системного подхода является диалектико-материалистический метод познания и научного исследования, который активно применялся и развивался в истоках классической науки. Основные правила и требования диалектического подхода были выражены так: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить его стороны, все связи с «опосредствованием»; изучить предмет в его движении, изменении, развитии; вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерия истины и как практически определить связи предмета с тем, что нужно человеку; абстракции истины нет, истина всегда конкретна» [268].

Эффективность применения системного подхода к решению задачи обеспечения устойчивого производства зерна объясняется высокой степенью целостности и в то же время неопределенности, многовариантностью и множеством связей, то есть системных задач.

Успешное решение поставленных задач требует неразрывной связи всех этапов и направлений исследования, широкого спектра научных и практических знаний, гибких и адаптивных форм и методов организации исследования, определяемых как характером поставленной задачи, так и конкретными условиями ее решения.

Системный подход требует рассмотрения исследуемой проблемы в целом, с учетом всех факторов и возможностей, согласно их значимости на отдельных этапах решения системной задачи, обеспечивая это условие в динамике ее решения, то есть с соблюдением наилучшего факторного соотношения для достижения цели и решения поставленных задач. Это требует соблюдения правильной логико-исторической и организационно-технологической последовательности работ в процессе решения задачи по обеспечению устойчивого производства зерна.

Исходным этапом в системном подходе является определение цели, формулировка задач по ее достижению, определению критерия эффективности в решении задачи.

Сочетание и удельный вес теоретических, практических, качественных и количественных методов при решении системных задач может быть самым разнообразным. С наибольшей глубиной и полнотой следует изучать те факторы и элементы, для которых разработаны научные и практические методы исследований и которые могут быть применимы в решении поставленной задачи.

Если системная задача является более сложной, чем уровень имеющихся и применяемых научных и практических знаний, то результаты исследования будут более изменчивы, а следовательно, и непропорциональны выявленные значения факторов, в силу более слабо определенных связей влияния факторов.

Необъективный учет роли и значимости факторов в конкретных условиях приводит к отступлению от диалектико-системного подхода и ведет к недоиспользованию имеющихся возможностей. Влияние факторов в данном случае может быть преувеличено или занижено, что приводит к неадекватности полученных результатов.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Таблица 2. Структура методологии исследования обеспечения устойчивого производства зерна Table 2. Structure of the Research Methodology for Sustainable Grain Production

Теоретические основы:

- устойчивое производством зерна выраженное в равномерном размере производства, необходимой структуры и качества, позволяющее своевременно обеспечивать удовлетворение текущих потребностей, без ущерба будущим поколениям;

- производственно-экономический потенциал устойчивого производства зерна, достигаемый при эффективном, сбалансированном использовании имеющихся ресурсов, оптимальном организационно-экономическом уровне производства, позволяющим вести расширенное воспроизводство;

- тенденции влияющие на устойчивость производства зерна, затрагивающие: численности сельскохозяйственных животных, производство продукции животноводства, цикличность производства зерна, погодно-климатические изменения;

- направления повышения устойчивости производства зерна: выявление стратегических зон размещения, техническое переоснащение, адресная реализации государственной поддержки учитывающая сдерживающие факторы производства отдельных производителей зеарна

Логическая структура Методологические подходы: Исторический - необходимость исследования производства зерна в динамике, выявление исторических периодов и этапов. Выявление конкретно-исторической и реконструкционной составляющей. Диалектико-системный - комплексное пропорционально-последовательное рассмотрение всех элементов и факторов производства зерна; направления и путей решения сложных, многофакторных и многовариантных задач по достижению обеспеченности устойчивого производства зерна в современных условиях. Неопозитивно-эмпирический - деление процесса производства зерна и выявления проблем на макро и микроуровне. Предмет познания экономико-математическая модель исследования.

Проблемно-ориентированный - решение проблем, препятствующих обеспечению устойчивого производства зерна с применением декомпозиции и построения древа проблем; детальный анализ проблем выделением приоритетных проблем с оперативным решением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивный - выявление тенденций, факторов влияния, текущего состояния, прогнозов обеспечения устойчивого производства зерна с позиции реальной действительности

Применяемый инструментарий:

Методика расчета производственно-экономического потенциала обеспечения устойчивого производства зерна (системный анализ, линейная оптимизация, экономико-математическое моделирование, сценарный). Методический подход определения устойчивого развития производства зерна (сравнительный анализ, системный анализ, группировка).

Методика определения циклических закономерностей производства зерна (расчетно-конструктивный, наблюдения, графический, индексный, сценарный).

Методический подход к определению стратегических зон размещения зернового производства (систематизация, сравнительный анализ, группировка, кластерный анализ)

Временная структура Этапы:

1-й (теоретический) - обоснование необходимости исследования обеспечения устойчивого производства зерна, формулировка научной гипотезы, формирование банка данных.

2-й (аналитический) - обоснование аналитического аппарата исследования, выявление тенденций в производстве зерна, определение и классификация факторов обеспечения устойчивого производства зерна, оценка влияния внешней среды на производство зерна, выявление основных проблем в обеспечении устойчивого производства зерна.

3-й (прогностический) - разработка прогнозных параметров производства зерна по сценарному развитию, выявление направлений по повышению использования производственно-экономического потенциала, формирование предложений по повышению эффективности мер государственной поддержки

Источник: авторская разработка

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

Слабая изученность факторов, недостаточность научных теорий и практических исследований не дают основания не рассматривать данные стороны системной задачи. Наоборот, данные условия обязывают сосредоточить большее внимание и усилия на мало исследуемых сторонах.

Отступление от основных требований диалек-тико-системного подхода и особенно нарушение оптимального факторного соотношения и последовательности в рассмотрении и решении составных вопросов приводит к тому, что при наличии необходимых теоретико-методологических, финансовых, научно-технических и других возможностей задача оказывается нерешенной. Данное явление объясняется тем, что нарушается технология процесса решения системной задачи.

Неопозитивно-эмпирический подход в первую очередь подразумевает деление экономического процесса (обеспечение устойчивого производства зерна) на уровни исследования с выявлением экономических проблем в них. К макроэкономическим проблемам относят проблемы общественного масштаба производства зерна на уровне страны, регионов, округов. К микроэкономическим проблемам - проблемы муниципальных образований, организаций и более мелких подразделений.

В данном подходе технический аппарат исследования переходит из инструмента исследования в предмет познания (математический аппарат, эко-нометрическая модель, экономико-математическая модель). Результат исследования выражается в экономической модели.

Проблемно-ориентированный подход подразумевает взаимодействие науки и общества по решению проблемы устойчивого производства зерна в части экологии, экономики, социальных проблем и государственной политики. Применяемый инструментарий подхода позволяет выявлять однотипные проблемы для оперативного их решения. Использование элементов больших систем и нотаций моделирования бизнес-процессов дозволяет проводить декомпозицию проблем до построения древа проблем и решения конкретных задач повышения устойчивости производства.

Данный подход дает возможность выявлять приоритетные целевые направления повышения устойчивости производства зерна с учетом потребностей конкретных производителей зерна с повышением эффективности производства.

Применение позитивной методологии в исследовании обеспечения устойчивого производства зерна, в отличие от нормативной, позволяет описывать реальность происходящих процессов с позиции ре-

альной действительности и включает шесть принципов: «1 -й изучает что есть в действительности, а не что должно быть; 2-й оперирует только фактами, а не ценностями; 3-й стремится к раскрытию объективных экономических законов; 4-й описывает факты, феномены, раскрывая связи и зависимости в экономике и воздерживается от предписанной экономической политики в анализе; 5-й не оценивает факты и процессы с позиции хороши они или плохи; 6-й делает акцент на экономической науке» [23; 24, с. 51-53].

Обеспечение устойчивого производства зерна через призму методологии (как системы) предполагает не только подбор методов и технологий проведения научных исследований, основанных на закономерностях и принципах по обоснованию получаемых выводов, но и учет особенностей исследуемого объекта.

Первая особенность определена тем, что производство зерна осуществляется на земле и связано с биологическими процессами и растениями. Отсюда выделяются отличительные условия:

- земля является фактором и средством производства в зерновой отрасли;

- производство зерна сосредоточено на значительной земельной территории, где земля является предметом труда и находится в неподвижном состоянии в процессе всего производства, в отличие от отраслей промышленности;

- земля является недвижимым средством производства и связана с месторасположением, следовательно, существуют значимые различия в природно-климатических условиях по зонам и регионам страны, определяющие размещение производства зерна и его устойчивость;

- лучшие по качеству и месторасположению земли ограничены в пространстве, следовательно, производство зерна ведется и на худших землях, что определяет показатели его эффективности и продовольственного обеспечения их;

- производство зерна осуществляется на земле и связано с растениями и биологическими организмами, обеспечивающими плодородие почв. Данное условие вызывает необходимость учета в процессе производства зерна законов продукционного процесса (рис. 2) и других законов (комплексности действия факторов, географизма проявления факторов, компенсации факторов, взаимосвязанности факторов, различной требовательности растений к экологическим факторам, оптимума экологических факторов [27, с. 225]):

- необходимость восстановления плодородия земли;

- плата за пользование землей - земельная

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Законы продукционного процесса / Laws of the production process

Незаменимости и равнозначности факторов жизни - все факторы жизнедеятельности (тепло, влага, ^ свет, воздух, питательные вещества и т. д.) растений важны, ни один не может быть заменен или исключен / Irreplaceability and equivalence of life factors - all vital factors (heat, moisture, light, air, nutrients, etc.) of plants are important, none can be replaced or excluded

Неравноценности факторов среды - влияние случайных факторов среды (облачность, сумма активных температур, ветровые потоки и другие антропогенные факторы) усиливают или ослабляют действие факторов жизни растений / Unequal environmental factors - the influence of random environmental factors (cloud cover, the sum of active temperatures, wind currents and other anthropogenic factors) enhance or weaken the effect of plant life factors

Минимума - размер урожайности определяется фактором, находящимся в минимуме, при неизмен> ных прочих факторов / Minimum - the size of the yield is determined by a factor that is at a minimum, with other factors unchanged

Оптимума - потенциал урожайности раскрывается только при оптимальным сочетании факторов жизни и факторов окружающей среды / Optimum - the yield potential is revealed only with an optimal combination of life factors and environmental factors

Критических периодов - нахождение растения в разных фенологических фазах по- разному чувстви-> тельно к влиянию недостатка того или иного фактора / Critical periods - the presence of a plant in different phenological phases is differently sensitive to the influence of a lack of a factor

Рис. 2. Законы продукционного процесса Fig. 2. Laws of the production process Источник: составлено автором на основании [28, с. 6-7]

Вторая особенность состоит в том, что для производства зерна необходима обеспеченность различными производственными ресурсами, что позволяет выделить следующие условия:

- для производства зерна необходимо обеспечение собственными и приобретенными ресурсами и большой номенклатурой основных и оборотных фондов;

- использование машинно-тракторного парка связано с большой энергоемкостью процессов и расходованием горюче-смазочных материалов;

- периодичность использования специализированной техники ведет к большой потребности в размерах машинно-тракторного парка и поддержания его в работоспособном состоянии;

- возникновение диспаритета цен между промышленными организациями, поставляющими производственные ресурсы, и производителями зерна.

Третья особенность заключается в сильном влиянии на отрасли животноводства и продовольственное обеспечение:

- зерно является: кормом для отраслей животноводства и сырьем для продовольственной перерабатывающей промышленности;

- производство зерна только на лучших землях не сможет обеспечить продовольственную потребность.

Четвертая особенность характеризуется отличительными чертами ведения и организации производства и принципами организации (рис. ):

- сезонность производства, высокая зависимость от погодных условий;

- длинный производственный и финансовый

лаг.

Проблемные задачи в аграрной экономике сложно поддаются к применению циклической алгоритмизации повторяющих операций, что приводит к получению слабо достоверных результатов. Выходом является применение поисковых методов, позволяющих выдвигать новые научные гипотезы, выявлять ранее не исследуемые законы, с соблюдением правил, способов и норм исследований.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

Принципы организационного порядка / Principles of organizational

Ритмичности - наличие и поддержание единого темпа выполнения взаимосвязанных технологических операций / Rhythmicity - the presence and maintenance of a single pace of interrelated technological operations

Поточности - обеспечение равной пропускной способности за единицу времени за счет установления • правильной технологической последовательности операций / Threading - ensuring equal throughput per unit of time by establishing the correct technological sequence of operations

Рис. 3. Принципы организационного порядка Fig. 3. Principles of organizational order Источник: составлено автором

Процедура исследования обеспечения устойчивого производств зерна, как и любой другой отрасли АПК, включает в себя обязательные методологические этапы [25]:

- определение объекта исследования и его элементной структуры;

- обоснование факторов, связей, зависимостей обуславливающих и определяющих объект исследования;

- оценка современного состояния объекта исследования и факторов, его сформировавших;

- выявление происходивших и текущих тенденций в его развитии и закономерностей функционирования;

- формулирование рабочей гипотезы в рамках научного исследования;

- создание концепции обеспечения устойчивого производства зерна с учетом его структурных элементов и применения системного подхода;

- подбор и обоснование применяемых методов экономического исследования и инструментов;

- разработка и обоснование возможных сценариев будущего состояния обеспечения устойчивого производства зерна.

Особый акцент в теоретической и методологической базе обеспечения устойчивого производ-

ства зерна нужно уделять системному и проблемно-ориентированному подходу.

Заключение

Обеспечение устойчивого производства зерна во многом определяется своевременной оценкой состояния ресурсов и факторов, определяющих ее производственно-экономический потенциал. В современных экономических условиях задача по ускорению создания оптимальных условий деятельности становится все более значимой, следовательно, мероприятия по решению задач исследуемой проблемы можно классифицировать по времени.

В краткосрочном периоде главной задачей реализуемых мероприятий является приведение в оптимальное соотношение уже имеющихся условий с помощью институциональных, экономических и управленческих инструментов. Результаты от реализации оптимизационных мероприятий краткосрочного периода дадут быстро результаты, так как ресурсы, на которые они опираются, их реализация уже имеются в распоряжении объектов исследования по производству зерна.

В среднесрочном периоде мероприятия по повышению уровня обеспечения устойчивого производства зерна должны основываться на воспроиз-

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

водстве и эффективном использовании ресурсов, формирующих производственно-экономический потенциал устойчивого производства зерна.

Мероприятия, реализующие долгосрочные цели, задействуют трансформационные преобразования с учетом природно-климатических, производ-

ственно-экономических и ресурсных особенностей территорий РФ.

Реализация мероприятий всех периодов продолжительности обязательно должна учитывать критерии экологичности и социальной ориентированности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аманкулов Х. Г. Методические и методологические основы совершенствования методов и процедур научной деятельности // Профессиональное образование и общество. 2021. № 2 (38). С. 142-151.

2. Орехов А. М. Методы экономических исследований. 2009. 392 с.

3. Ананьин О. И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. 2005. 244 с.

4. Мочерный С. В., Ларина Я. С., Некрасова В. В. Методология экономической науки. 2010. 318 с.

5. Болдырев И. А. Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 9. С. 47-70.

6. Корогодин И. Т. Экономические отношения, механизм хозяйствования и экономическая политика: методология анализа их взаимодействия // Экономическое возрождение России. 2006. № 3 (9). С. 50-55.

7. Акерман Е. Н. Эволюционная экономическая теория: методология исследования «Новой экономики» // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 107-109.

8. Крылатых Э. Н. Методологическая культура агроэкономических исследований // Никоновские чтения. 1999. № 4. С. 7-10.

9. Багров М. Б. Методология прогнозирования региональных агроэкономических систем на основе системного подхода // Вестник экономической интеграции. 2013. № 9 (66). С. 7-13.

10. Тренда Я. И. Методология проверки достоверности теорий и гипотез в аграрно-экономической науке. (Венгрия) // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. 2008. № 4. С. 781.

11. Чирков Е. П. Методологические подходы и методы региональных агроэкономических исследований в системе АПК // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 5. С. 59-67.

12. Алтухов А. И. Методология исследования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве России // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 12. С. 44-54.

13. Кормаков Л. Ф. О теории и методологии исследования экономических проблем АПК // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2017. № 2 (31). С. 5-8.

14. Пустуев А. Л., Степанов Ф. А. Устойчивое развитие аграрного сектора региона: вопросы методологии // Аграрный вестник Урала. 2008. № 8 (50). С. 45-48.

15. Афанасьев В. Н. Развитие методологии статистического анализа продовольственной безопасности // Вопросы статистики. 2015. № 3. С. 17-26.

16. Жиляков Д. И., Соловьева Т. Н., Толмачев М. Н. Методология анализа регионального размещения производства зерна // АПК: Экономика, управление. 2010. № 7. С. 75-81.

17. Алтухов А. И. Методология создания резервного фонда зерна в России // АПК: Экономика, управление. 2013. № 6. С. 11-25.

18. Светлова Г. Н. Методология моделирования национального рынка зерна // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 6. С. 213-217.

19. Боева Т. В. Методология исследования регионального зернового рынка (на примере Южного Федерального Округа) // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. 2010. № 3. С. 649.

20. Авакян С. А. Маркетинговые решения в методологии разработки ключевых положений формирования единой системы зернового рынка // Финансовые исследования. 2021. № 1 (70). С. 65-74.

21. Нечаев В. И. Методология исследования регионального зернового рынка // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 2. С. 63-70.

22. Новицкий В. О., Карпов В. И. Методология исследования и моделирования сложных систем управления для предприятий и компаний зернового сектора АПК // Информационные технологии. 2010. № 9. С. 50-56.

23. Неверов А. Н. Позитивная экономическая наука и экономико-психологический подход // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 3-2. С. 33-35.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.

24. Косов М. Е. Три фазы экономического исследования // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 8. С. 50-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Гончаров А. А. Порядок разработки стратегии развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Наука без границ. 2017. № 3 (8). С. 22-31.

26. Пономарев А. Б., Пикулева Э. А. Методология научных исследований. 2014. 186 с.

27. Шолохов А. Г. Актуальная проблема научной философии // Новые идеи в философии. 2008. Т. 2. № 17. С. 222-226.

28. Шеин Е. В., Мазиров М. А., Зинченко С. И., Гончаров В. М., Корчагин А. А., Умарова А. Б., Миланов-ский Е. Ю. Агрофизика. 2016. 124 с.

Дата поступления статьи в редакцию 02.03.2022, одобрена после рецензирования 28.03.2022;

принята к публикации 30.03.2022.

Информация об авторах: С. А. Суслов - к.э.н., доцент, Spin-код: 4040-2965.

REFERENCES

1. Amankulov Kh. G. Metodicheskiye i metodologicheskiye osnovy sovershenstvovaniya metodov i protsedur nauchnoy deyatel'nosti [Methodological and methodological foundations for improving the methods and procedures of scientific activity], Professional'noye obrazovaniye i obshchestvo [Vocational education and society], 2021, No. 2 (38), pp. 142-151.

2. Orekhov A. M. Metody ekonomicheskikh issledovaniy [Methods of economic research], 2009, 392 p.

3. Ananyin O. I. Struktura ekonomiko-teoreticheskogo znaniya: metodologicheskiy analiz [Structure of economic and theoretical knowledge: methodological analysis], 2005, 244 p.

4. Mocherny S. V., Larina Ya. S., Nekrasova V. V. Metodologiya ekonomicheskoy nauki [Methodology of economic science], 2010, 318 p.

5. Boldyrev I. A. Ekonomicheskaya metodologiya segodnya: kratkiy obzor osnovnykh napravleniy [Economic methodology today: a brief overview of the main directions], Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], 2011, No. 9, pp. 47-70.

6. Korogodin I. T. Ekonomicheskiye otnosheniya, mekhanizm khozyaystvovaniya i ekonomicheskaya politika: metodologiya analiza ikh vzaimodeystviya [Economic relations, the mechanism of management and economic policy: a methodology for analyzing their interaction], Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii [Economic revival of Russia], 2006, No. 3 (9), pp. 50-55.

7. Akerman E. N. Evolyutsionnaya ekonomicheskaya teoriya: metodologiya issledovaniya «Novoy ekonomiki» [ Evolutionary economic theory: research methodology of the «New Economy»], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2011, No. 348, pp. 107-109.

8. Krylatykh E. N. Metodologicheskaya kul'tura agroekonomicheskikh issledovaniy [Methodological culture of agroeconomic research], Nikonovskiye chteniya [Nikon Readings], 1999, No. 4, pp. 7-10.

9. Bagrov M. B. Metodologiya prognozirovaniya regional'nykh agroekonomicheskikh sistem na osnove sistem-nogo podkhoda [Methodology for forecasting regional agroeconomic systems based on a systematic approach], Vestnik ekonomicheskoy integratsii [Bulletin of economic integration], 2013, No. 9 (66), pp. 7-13.

10. Trend Ya. I. Metodologiya proverki dostovernosti teoriy i gipotez v agrarno-ekonomicheskoy nauke. (Vengriya) [Methodology for checking the reliability of theories and hypotheses in agrarian and economic science. (Hungary)], Ekonomika sel'skogo khozyaystva. Referativnyy zhurnal [Agricultural Economics. Abstract journal], 2008, No. 4, pp. 781.

11. Chirkov E.P. Metodologicheskiye podkhody i metody regional'nykh agroekonomicheskikh issledovaniy v sisteme APK [Methodological approaches and methods of regional agroeconomic research in the agro-industrial complex], Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy], 2014, No. 5, pp. 59-67.

12. Altukhov A. I. Metodologiya issledovaniya territorial'no-otraslevogo razdeleniya truda v agropromyshlen-nom proizvodstve Rossii [Methodology for the study of the territorial and sectoral division of labor in the agro-industrial production of Russia], Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Economics of agriculture in Russia], 2013, No. 12, pp. 44-54.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

13. Kormakov L. F. O teorii i metodologii issledovaniya ekonomicheskikh problem APK [On the theory and methodology of studying the economic problems of the agro-industrial complex], Ekonomika, trud, upravleniye v sel'skom khozyaystve [Economics, labor, management in agriculture], 2017, No. 2 (31), pp. 5-8.

14. Pustuev A. L., Stepanov F. A. Ustoychivoye razvitiye agrarnogo sektora regiona: voprosy metodologii [Sustainable development of the agrarian sector of the region: questions of methodology], Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2008, No. 8 (50), pp. 45-48.

15. Afanasyev V. N. Razvitiye metodologii statisticheskogo analiza prodovol'stvennoy bezopasnosti [Development of the methodology of statistical analysis of food security], Voprosy statistiki [Questions of statistics], 2015, No. 3, pp. 17-26.

16. Zhilyakov D. I., Solovieva T. N., Tolmachev M. N. Metodologiya analiza regional'nogo razmeshcheniya proizvodstva zerna [Methodology for analyzing the regional distribution of grain production], APK: Ekonomika, up-ravleniye [APK: Economics, Management], 2010, No. 7, pp. 75-81.

17. Altukhov A. I. Metodologiya sozdaniya rezervnogo fonda zerna v Rossii [Methodology for creating a grain reserve fund in Russia], APK: Ekonomika, upravleniye [APK: Economics, Management. 2013], No. 6, pp. 11-25.

18. Svetlova G. N. Metodologiya modelirovaniya natsional'nogo rynka zerna [Methodology of modeling the national grain market], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University N. A. Nekrasov], 2012, Vol. 18, No. 6, pp. 213-217.

19. Boeva T. V. Metodologiya issledovaniya regional'nogo zernovogo rynka (na primere Yuzhnogo Federal'nogo Okruga) [Methodology for the study of the regional grain market (on the example of the Southern Federal District)], Ekonomika sel'skogo khozyaystva. Referativnyy zhurnal [Agricultural Economics. Abstract journal], 2010, No. 3, pp. 649.

20. Avakyan S. A. Marketingovyye resheniya v metodologii razrabotki klyuchevykh polozheniy formirovaniya yed-inoy sistemy zernovogo rynka [Marketing solutions in the methodology for developing key provisions for the formation of a unified system of the grain market], Finansovyye issledovaniya [Financial research], 2021, No. 1 (70), pp. 65-74.

21. Nechaev V. I. Metodologiya issledovaniya regional'nogo zernovogo rynka [Methodology for the study of the regional grain market], Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Economics of agriculture in Russia], 2009, No. 2, pp. 63-70.

22. Novitsky V. O., Karpov V. I. Metodologiya issledovaniya i modelirovaniya slozhnykh sistem upravleniya dlya predpriyatiy i kompaniy zernovogo sektora APK [Methodology of research and modeling of complex management systems for enterprises and companies of the grain sector of the agro-industrial complex], Informatsionnyye tekhnologii [Information technologies], 2010, No. 9, pp. 50-56.

23. Neverov A. N. Pozitivnaya ekonomicheskaya nauka i ekonomiko-psikhologicheskiy podkhod [Positive economic science and economic and psychological approach], Terra Economicus [Terra Economicus], 2011, Vol. 9, No. 3-2, pp. 33-35.

24. Kosov M. E. Tri fazy ekonomicheskogo issledovaniya [Three Phases of Economic Research], Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, No. 8, pp. 50-56.

25. Goncharov A. A. Poryadok razrabotki strategii razvitiya i povysheniya effektivnosti sel'skokhozyaystven-nogo proizvodstva [The procedure for developing a development strategy and improving the efficiency of agricultural production], Nauka bez granits [Science without Borders], 2017, No. 3 (8), pp. 22-31.

26. Ponomarev A. B., Pikuleva E. A. Metodologiya nauchnykh issledovaniy [Methodology of scientific research], 2014, 186 p.

27. Sholokhov A. G. Aktual'naya problema nauchnoy filosofii [Actual problem of scientific philosophy], No-vyye idei v filosofii [New ideas in philosophy], 2008, Vol. 2, No. 17, pp. 222-226.

28. Shein E. V., Mazirov M. A., Zinchenko S. I., Goncharov V. M., Korchagin A. A., Umarova A. B., Mila-novsky E. Yu. Agrofizika [Agrophysics], 2016, 124 p.

The article was submitted 02.03.2022; approved after reviewing 28.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.

Information about the author: S. A. Suslov - Ph. D. (Economy), associate professor, Spin-code: 4040-2965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.