Научная статья на тему 'Формирование благоприятных условий для развития экспорта сельскохозяйственной продукции'

Формирование благоприятных условий для развития экспорта сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
анализ / внешнеэкономическая деятельность / движение товаров / зарубежные рынки / логистика / маркетинг / мировая экономика / организационная структура / сельскохозяйственная продукция / сельскохозяйственные организации / товары / «Торговый дом» / экспорт / эффективность зернового производства / analysis / foreign economic activity / movement of goods / foreign markets / logistics / marketing / world economy / organizational structure / agricultural products / agricultural organizations / goods / trading house / export / efficiency of grain production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Игорь Викторович, Вождаева Нелля Григорьевна, Павлов Алексей Владимирович, Савруков Николай Тарасович, Ионова Татьяна Александровна

Введение. Публикация посвящена вопросам функционирования зерновой отрасли, раскрываются способы повышения ее эффективности. В последнее десятилетие в России предприняты эффективные меры по увеличению производства зерна. Страна не только смогла обеспечить продовольственную безопасность, но и значительно увеличить его поставки на международный рынок. Однако при организации экспорта зерна возникает много нерешенных вопросов, связанных с особенностями функционирования внешней торговли. На рынке зерна присутствует высокая конкуренция, требуется строгое соблюдение всевозможных тарифных правил, импортеры в своей практике зачастую используют различные нетарифные меры по защите своей продукции. Материалы и методы. Теоретической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, изучающих проблемы экспорта сельскохозяйственной продукции, тенденции развития мирового товарного рынка, укрепления конкурентоспособности стран-участников торговых отношений. В исследовании были использованы методы научного исследования: абстрактно-логический, табличный методы, метод парного сравнения, который использован при распределении прибыли между организациями-поставщиками сельскохозяйственной продукции, входящих в «Торговый дом». Результаты. Авторами предложена методика распределения доли прибыли между поставщиками сельскохозяйственной продукции исходя из качественных показателей и объемов произведенной продукции. Данная методика может быть использована не только для поставщиков «Торгового дома», но и других торговых организаций. Обсуждение. Предложено управленческое решение по созданию «Торгового дома», объединяющего зернопроизводителей 6 районов Нижегородской области, что позволит создать условия для эффективного экспорта сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности работы хозяйств. Плановый экспорт зерна предлагается на уровне 20 % от общего объема реализуемого зерна. Заключение. Для развития экспорта зерна необходимо зерновую отрасль выводить на более высокий технологический уровень. Для этого необходимо разрабатывать рациональные маршруты перевозки зерна на рынки, расширять емкости зернохранилищ, т. е. готовить инфраструктуру для продвижения продукции на экспорт. Для повышения конкурентоспособности зерна, снижения затрат на его производство необходимо внедрять сорта с высокими качественными характеристиками, соблюдать систему земледелия, активнее переходить на цифровые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Игорь Викторович, Вождаева Нелля Григорьевна, Павлов Алексей Владимирович, Савруков Николай Тарасович, Ионова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating favorable conditions for the development of agricultural exports

Introduction. The publication is devoted to the functioning of the grain industry, reveals ways to improve its efficiency. In the last decade, Russia has taken effective measures to increase grain production. The country was not only able to ensure food security, but also significantly increase its supply to the international market. However, when organizing grain exports, many unresolved issues arise related to the peculiarities of the functioning of foreign trade. There is high competition in the grain market, strict adherence to all kinds of tariff rules is required, importers in their practice often use various non-tariff measures to protect their products. Materials and methods. The theoretical basis of the research was the works of economists studying the problems of agricultural exports, trends in the development of the world commodity market, strengthening the competitiveness of countries participating in trade relations. The research used the methods of scientific research: abstract-logical, tabular methods, the method of paired comparison, which is used in the distribution of profits between organizations suppliers of agricultural products included in the «trading house». Results. The article proposes the creation of a new organizational structure – «trading house», which will be engaged in grain export, both domestically and to neighboring countries, which is an important factor in increasing the efficiency of grain production. Discussion. A management decision is proposed to create a «trading house» that unites grain producers from 6 districts of the Nizhny Novgorod region, which will create conditions for the effective export of agricultural products and increase the efficiency of farms. Planned grain exports are proposed at the level of 20 % of the total volume of grain sold. Conclusion. For the development of grain exports, it is necessary to bring the grain industry to a higher technological level. To do this, it is necessary to develop rational routes for the transportation of grain to markets, expand the capacity of grain storage facilities, i.e. prepare the infrastructure for the promotion of products for export. To increase the competitiveness of grain, reduce the cost of its production, it is necessary to introduce varieties with high quality characteristics, comply with the farming system, and actively switch to digital technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятных условий для развития экспорта сельскохозяйственной продукции»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 658.62

DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-112-123

Формирование благоприятных условий для развития экспорта сельскохозяйственной продукции

Игорь Викторович Волков113, Нелля Григорьевна Вождаева2, Алексей Владимирович Павлов3, Николай Тарасович Савруков4, Татьяна Александровна Ионова5

12345 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино, Россия

1 igor.igor-vl964@mail.ru3, https://orcid.org/0000-0003-2640-9229

2 ivan. bugrov16@yandex. ru, https://orcid. org/ 0000-0001 -8174-0286 3paval75.2008@yandex.ru , https://orcid.org/0000-0002-6007-3004

4 ivan.bugrov16@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2928-8285

5 tanuhaegorova@mail.ru

Аннотация

Введение. Публикация посвящена вопросам функционирования зерновой отрасли, раскрываются способы повышения ее эффективности. В последнее десятилетие в России предприняты эффективные меры по увеличению производства зерна. Страна не только смогла обеспечить продовольственную безопасность, но и значительно увеличить его поставки на международный рынок. Однако при организации экспорта зерна возникает много нерешенных вопросов, связанных с особенностями функционирования внешней торговли. На рынке зерна присутствует высокая конкуренция, требуется строгое соблюдение всевозможных тарифных правил, импортеры в своей практике зачастую используют различные нетарифные меры по защите своей продукции. Материалы и методы. Теоретической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, изучающих проблемы экспорта сельскохозяйственной продукции, тенденции развития мирового товарного рынка, укрепления конкурентоспособности стран-участников торговых отношений. В исследовании были использованы методы научного исследования: абстрактно-логический, табличный методы, метод парного сравнения, который использован при распределении прибыли между организациями-поставщиками сельскохозяйственной продукции, входящих в «Торговый дом».

Результаты. Авторами предложена методика распределения доли прибыли между поставщиками сельскохозяйственной продукции исходя из качественных показателей и объемов произведенной продукции. Данная методика может быть использована не только для поставщиков «Торгового дома», но и других торговых организаций.

Обсуждение. Предложено управленческое решение по созданию «Торгового дома», объединяющего зерно-производителей 6 районов Нижегородской области, что позволит создать условия для эффективного экспорта сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности работы хозяйств. Плановый экспорт зерна предлагается на уровне 20 % от общего объема реализуемого зерна.

Заключение. Для развития экспорта зерна необходимо зерновую отрасль выводить на более высокий технологический уровень. Для этого необходимо разрабатывать рациональные маршруты перевозки зерна на рынки, расширять емкости зернохранилищ, т. е. готовить инфраструктуру для продвижения продукции на экспорт. Для повышения конкурентоспособности зерна, снижения затрат на его производство необходимо внедрять сорта с высокими качественными характеристиками, соблюдать систему земледелия, активнее переходить на цифровые технологии.

© Волков И. В., Вождаева Н. Г., Павлов А. В., Савруков Н. Т., Ионова Т. А., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Ключевые слова: анализ, внешнеэкономическая деятельность, движение товаров, зарубежные рынки, логистика, маркетинг, мировая экономика, организационная структура, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственные организации, товары, «Торговый дом», экспорт, эффективность зернового производства

Для цитирования: Волков И. В., Вождаева Н. Г., Павлов А. В., Савруков Н. Т., Ионова Т. А. Формирование благоприятных условий для развития экспорта сельскохозяйственной продукции // Вестник НГИЭИ. 2022. № 1 (128). С. 112-123. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-112-123

Creating favorable conditions for the development of agricultural exports

Igor V. Volkov1B, Nellya G. Vozhdaeva2, Alexey V. Pavlov3, Nikolay T. Savrukov4, Tatyana A. Ionova5

12345 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia

1 igor.igor-vl964@mail.ru^ https://orcid.org/0000-0003-2640-9229

2 ivan. bugrov16@yandex. ru, https://orcid. org/ 0000-0001 -8174-0286 3paval75.2008@yandex.ru , https://orcid.org/0000-0002-6007-3004

4 ivan.bugrov16@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2928-8285

5 tanuhaegorova@mail.ru

Abstract

Introduction. The publication is devoted to the functioning of the grain industry, reveals ways to improve its efficiency. In the last decade, Russia has taken effective measures to increase grain production. The country was not only able to ensure food security, but also significantly increase its supply to the international market. However, when organizing grain exports, many unresolved issues arise related to the peculiarities of the functioning of foreign trade. There is high competition in the grain market, strict adherence to all kinds of tariff rules is required, importers in their practice often use various non-tariff measures to protect their products.

Materials and methods. The theoretical basis of the research was the works of economists studying the problems of agricultural exports, trends in the development of the world commodity market, strengthening the competitiveness of countries participating in trade relations. The research used the methods of scientific research: abstract-logical, tabular methods, the method of paired comparison, which is used in the distribution of profits between organizations suppliers of agricultural products included in the «trading house».

Results. The article proposes the creation of a new organizational structure - «trading house», which will be engaged in grain export, both domestically and to neighboring countries, which is an important factor in increasing the efficiency of grain production.

Discussion. A management decision is proposed to create a «trading house» that unites grain producers from 6 districts of the Nizhny Novgorod region, which will create conditions for the effective export of agricultural products and increase the efficiency of farms. Planned grain exports are proposed at the level of 20 % of the total volume of grain sold. Conclusion. For the development of grain exports, it is necessary to bring the grain industry to a higher technological level. To do this, it is necessary to develop rational routes for the transportation of grain to markets, expand the capacity of grain storage facilities, i.e. prepare the infrastructure for the promotion of products for export. To increase the competitiveness of grain, reduce the cost of its production, it is necessary to introduce varieties with high quality characteristics, comply with the farming system, and actively switch to digital technologies.

Keywords: analysis, foreign economic activity, movement of goods, foreign markets, logistics, marketing, world economy, organizational structure, agricultural products, agricultural organizations, goods, trading house, export, efficiency of grain production

For citation: Volkov I. V., Vozhdaeva N. G., Pavlov A. V., Savrukov N. T., Ionova T. A. Creating favorable conditions for the development of agricultural exports // Bulletin NGIEI. 2022. № 1 (128). P. 112-123. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-112-123

!economics and national economy management

Введение

Внешняя торговая среда является одной из важнейших форм международных экономических отношений в современном мировом хозяйстве. Россия, как и многие страны, функционирует в рыночных условиях, активно развивая экспортно-импортную политику, и уже добилась весьма существенных результатов по экспорту отдельных видов продукции.

До недавнего времени значительные объемы продовольствия Россия закупала за границей, что грозило потерей продовольственной безопасности страны, к тому же это продовольствие было не всегда качественное. Такая пагубная практика привела к нестабильному развитию собственного агропромышленного производства, обеднению сельского населения, потере рабочих мест и др.

Обеспечение населения продуктами питания из-за рубежа обходится дороже из-за добавленной стоимости. Следовательно, при развитии отечественного сельскохозяйственного производства будет создаваться добавленная стоимость в своей стране, а полученная прибыль на внутреннем рынке и за счет экспорта будет способствовать решению насущных экономических и социальных задач.

Производство зерна является основой сельскохозяйственного производства, от которого зависят условия развития всех других отраслей. Поэтому всестороннее и полное решение проблем в зерновой отрасли позволит обеспечить потребность страны в хлебе для населения и животноводства. Кроме того, стабильное развитие зернового хозяйства решает насущную проблему всего человечества - обеспечение продовольственной безопасности, которая непосредственно влияет на качество его жизни. Именно количество произведенного зерна является главным показателем, по которому судят об уровне продовольственной безопасности страны [1, с. 346; 2, с. 65]. На сегодня уровень продовольственной независимости в России по продукции зернопереработки составляет 108 %, кроме того она является одной из дешевых видов питания для населения [3, с. 96].

Считается, что продовольственная безопасность обеспечена в том случае, если все население всегда имеет доступ к необходимому количеству продуктов питания для удовлетворения своих потребностей и обеспечения здорового образа жизни [4, с. 188].

Стабильное развитие зернового хозяйства -это еще и главный фактор обеспечения устойчиво-

сти сельского хозяйства в целом. С ростом производства зерна увеличивается возможность роста и его экспорта. По результатам работы за 2020 г. на долю зерновых приходилась одна треть всего экспорта, при этом рост продажи зерна к предыдущему году составил почти 30 %. В последние два года в условиях пандемии осуществление внешнеэкономической деятельности значительно усложнилось. Это связано с закрытием границ, ростом цен, усложнением процедуры грузоперевозок и увеличением их сроков прохождения через таможню и др. [5, с. 808].

Меры правительства по импортозамещению, принятые в 2014 году, привели к существенному снижению импорта всех товарных групп, но его структура изменилась незначительно. По продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью импорт в 2018 году по сравнению с 2014 сократился на 26 млрд долл., а доля в общей структуре импорта наоборот уменьшилась на 1,4 % [6, с. 945].

Учитывая крайне жесткие условия, сложившиеся на международном рынке зерна, следует правильно выстроить государственную политику в международной торговле, найти эффективные способы выхода на зарубежные рынки.

В статье предлагается одна из форм выхода на международный рынок через создание «Торгового дома», специализирующегося на экспорте зерна.

Материалы и методы

Для развития экспорта сельскохозяйственной продукции необходимо учитывать следующие условия:

- создание оптимальной структуры управления;

- расширение сбыта и выход на международный рынок;

- высокий уровень материально-технического обеспечения организации;

- наличие благоприятных условий для конкуренции и незначительная емкость насыщенности рынка;

- благоприятное географическое и климатическое положение страны-импортера вашей продукции;

- благоприятное состояние и тенденция развития мирового товарного рынка и условия продвижения продукции;

- состояние политики и права в стране -импортере вашей продукции.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

На уровне организации для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью крайне важным моментом является формирование рациональной структуры управления, которая ориентируется на решение, в первую очередь, целей и задач, которые оно призвано решать.

Деятельность современных крупных организаций в условиях существующей рыночной экономики невозможно представить без их выхода на международный рынок. Основной целью стратегии предприятия является охват большей доли рынка для продажи своей продукции и повышение ее конкурентоспособности.

Внешнеэкономическую деятельность можно охарактеризовать как взаимоотношения, сложившиеся между отечественными и иностранными участниками, осуществляющие торгово-экономические, валютно-финансовые, производственные и научно-технические сделки. Она осуществляется органами государственного управления, а также отдельными предприятиями, поскольку ее направление ориентировано на создание торговых, политических и правовых отношений, формирование межгосударственных основ сотрудничества, заключение и исполнение контрактов и иных гражданско-правовых договоров [7, с. 65; 8, с. 391].

К внешнеэкономической деятельности предприятия относится:

- экспорт (продажа продукции за пределы страны в другие страны);

- импорт (ввоз продукции из-за рубежа);

- реэкспорт (транспортировка продукции из одного государства в третье через данную страну).

На расширение рынков сбыта большое влияние оказывает глобализация и либерализация как форма экономических отношений. В ее основе лежат информационные технологии, маркетинг, логистика, которые позволяют повысить конкурентоспособность предприятий и целых отраслей агропромышленного комплекса [8, с. 43]. В современных условиях конкурентная среда является одним из важных условий обеспечения успешности в развитии экономики. В мировом рейтинге по лучшим условиям ведения бизнеса Россия занимает 28 место, а по самым свободным экономикам - 92 место, что позволяет сделать вывод, что рейтинг необходимо повышать [9, с. 12]. Опыт Китая и Индии показывает, что для укрепления конкурентоспособности продовольствия и выхода на более выгодные

позиции необходимо внедрять прогрессивные западные технологии и стандарты и поставлять на международный рынок продукцию с высокой добавленной стоимостью [10, с. 14].

Анализируя предложения по определенному товару, необходимо изучать состояние и тенденции развития мирового товарного рынка, поскольку развитие научно-технического прогресса постоянно совершенствует производство различных товаров или даже отрасли в целом и является важным аспектом изучения предложения товаров. При этом необходимо изучать опыт зарубежных стран по оценке макроэкономических угроз финансовой системе страны и в целом государству для обеспечения государственной безопасности [11, с. 260, 12].

Следует отметить, что в последнее время за рубежом активно развиваются и внедряются в производство форсайт-технологии, «умная специализация», «конкурентная разведка» и другие методы, которые решают важную задачу по развитию высокотехнологичного производства на всех его стадиях. Форсайты необходимо активно внедрять и в сельском хозяйстве России для повышения эффективности его деятельности [13, с. 98]. В настоящее время в России наблюдается положительная тенденция роста инновационной активности, однако она значительно отстает от индустриально развитых стран [14, с. 99]. Достаточно сказать, что в сельском хозяйстве Германии совокупный уровень инновационной активности составляет 79,9 %, в Японии 69 %, а сельскохозяйственные организации России отстают по этому показателю в 3-10 раз. [15, с. 26]. Сдерживающим фактором в увеличении экспорта сельскохозяйственной продукции является недостаточное внедрение цифровых технологий, которые позволяют контролировать технологические этапы сельскохозяйственных работ, состояние почвы, до 70 % всех факторов потерь урожая и др. [16, с. 42].

Большинство экспертов в области международного маркетинга полагают, что, для того чтобы выйти на международный рынок, компания должна задать 3 вопроса: когда? куда? как?

Высокий спрос на продовольствие в мире, наличие достаточных его объемов сверх внутреннего потребления и выгодного расположения по отношению к рынкам сбыта обуславливает расширение производства и экспорта продукции [17, с. 14].

!economics and national economy management

Таблица 1. Ключевые вопросы и их краткое описание для обеспечения доступа компаний на зарубежные рынки

Table 1. Key issues and their brief description for ensuring companies' access to foreign markets

Ключевой вопрос / The key question

Краткое описание / Brief description

Необходимо четко определиться по времени выхода компании на рынок: стать первопроходцем или последователем / It is necessary to clearly determine the time of the company's entry into the market: to become a pioneer or a follower/

Необходимо четко определить масштаб компании при выходе на рынок: какой захват рынка предполагается: агрессивный, или массовый, или постепенное расширение бизнеса / It is necessary to clearly define the scale of the company when entering the market: what kind of market capture is expected: aggressive or massive or gradual expansion of the business Необходимо определиться с наиболее выгодными рынками и сегментами в данный момент времени; найти баланс между затратами и рисками при выходе за рубеж с продукцией / It is necessary to determine the most profitable markets and segments at a given time; to find a balance between costs and risks when going abroad with products

Необходимо определиться с объемами продукции, поставляемой на международный рынок для его полноценного функционирования**/ It is necessary to determine the volume of products supplied to the international market for its full functioning**

Необходимо определиться с ценой на продукцию, обеспечит ли она конкурентоспособность этой продукции. Для этого компания должна хорошо исследовать рынок, на который хочет выйти**/ It is necessary to determine the price of the product, whether it will ensure the competitiveness of these products. To do this, the company must do a good research of the market it wants to enter **

Источник: составлено по данным сайта Powerbranding.ru дополнено автором**

Когда? / When?

Как? / How?

Где? / Where?

Сколько?** / How much?

Цена?** Price?

/

В этих условиях ученые и экономисты-аграрники не раз указывали на необходимость усиления государственной поддержки сельского хозяйства, поскольку оно сопряжено с различными рисками, прежде всего, природного характера, экономического и др., связанных с реализацией продукции. Помимо государственной поддержки необходимо присутствие административного и правового регулирования, а также ограничительных мер и других инструментов в отношениях между аграрными участниками [18, с. 7; 19, с. 58].

На сегодняшний день правительство РФ предоставляет субсидии на перевозку и транспортировку зерна железнодорожным транспортом из регионов, удаленных от портов, что значительно увеличило экспортные объемы поставок зерна.

При выходе сельхозорганизаций на международный рынок используются такие формы, как: экспорт; совместное предприятие; инвестиции.

Результаты

Как известно, родиной «Торговых домов» является Япония, в России еще в дореволюционные времена они представляли из себя семейные

предприятия в форме полного товарищества. В современных условиях «Торговый дом» объединяет различные производственные торговые организации на добровольной основе для осуществления совместной деятельности. Создание «Торговых домов» позволяет реализовать следующие цели в компаниях:

- разработка современной стратегии и тактики развития компании;

- гибкость к постоянно меняющейся конъюнктуре международного рынка;

- совершенствование внешнеэкономической деятельности с целью поиска новых сегментов товарных рынков;

- обеспечение снижения затрат и др.

Основное назначение «Торгового дома» - это

выполнение операций по купле-продаже товара, финансовым расчетам, оформлению кредитов, участие в международной торговле, совершенствование технического и научного направлений. Он осуществляет торговую и производственную деятельность по различным направлениям: обработка, упаковка, фасовка, транспортировка товаров и др.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Основными формами отношений между «Торговым домом» и другими хозяйствующими субъектами являются агентские договоры, договоры о сотрудничестве, а также договоры купли-продажи и др. В организации торгового оборота «Торговые дома» обладают большими возможностями по сравнению с другими формами, в них используется более простая схема движения товара и, кроме того, он является единственным посредником между производителем и потребителем.

Для сельхозпроизводителей муниципального уровня предлагается использовать «Торговый

дом», как один из видов предпринимательства, который будет осуществлять свою деятельность при управлении сельского хозяйства и природопользования Княгининского района, но обслуживать будет не только хозяйства Княгининского района, но и близлежащих районов Нижегородской области, таких как: Сергачский, Лысковский, Спасский, Большемурашкинский и Бутурлинин-ский. Основным видом деятельности «Торгового дома» будет продажа зерна на экспорт. На рисунке 1 представлена примерная схема организации экспорта зерна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Торговый дом» / «Trading House»

Логистика / Logistics

Реализация / Implementation

Отчет о реализации продукции / Product Sales report

Рис. 1. Примерная схема организации экспорта зерна с участием «Торгового дома» Fig. 1. An approximate scheme of the organization of grain export with the participation of the «trading house»

Источник: составлено авторами

Для распределения между организациями, входящими в «Торговый дом», доли прибыли от экспорта сельскохозяйственной продукции предлагается использование алгоритма расчета, включающего метод парных матриц сравнения. В зависимости от вида продукции критерии будут различные. При этом изначально рассчитывается удельный вес каждого поставщика по определенному виду продукции.

Y =

г C

(1)

где С/ - стоимость поставляемой продукции /-организацией «Торгового дома»; С0 - стоимость поставляемой продукции всех организаций «Торгового дома».

Если поставляемое зерно в рамках одного качества, то удельный вес определяется исходя из тоннажа поставляемого зерна.

Например, в качестве критериев, подлежащих сравнению, по продукции «продовольственная пшеница» предлагается взять за основу:

1) снижение цены сдаваемой продукции на

5 %;

2) количество клейковины;

3) количество клетчатки;

4) влажность зерна;

5) засоренность зерна.

Матрица составляется по каждому товаропроизводителю в рамках предлагаемых критериев.

!economics and national economy management

Таблица 2. Образец матрицы парных сравнений для /-критерия Table 2. Sample matrix of paired comparisons for the /-criterion

Организа- Организа- Организа- Организа- Сумма

ция i / The ция 2 / The ция З / The ция i / The баллов/ W

organiza- organiza- organiza- organiza- The total

tion i tion 2 tion 3 tion i score

Организация 1 / The organization 1 Организация 2 / The organization 2 Организация 3 / The organization

i

Организация i / The organization i Итого / Total

Источник: составлено авторами

В зависимости от количественного показателя критерия оценка при сравнении данных критериев организаций будет следующая: 2 - лучший показатель у рассматриваемой организации по сравнению с другой организацией, 1 - показатели одинаковы, 0 - показатель у рассматриваемой организации хуже по сравнению с другой организацией.

Исходя из парных матриц сравнения определяем удельный вес балла по каждой организации в рамках каждого критерия. Далее вычисляется суммарное значение удельных весов баллов рассматриваемых критериев по каждой организации (Vi):

V =У' W. (2)

1 L-in=2 1 v '

После чего находится процент от прибыли, приходящейся на каждую организацию, осуществляющую поставки продукции (P,) из расчета рассматриваемых критериев. При этом максимальный процент по отношению к прибыли, предлагаемый за выполнение критериальных показателей, рассматриваемых в парной матрице сравнения, должен составлять не более 10 %. Исходя из чего, значение показателя в формуле (3) У i определяется как

(3)

(4)

у * _ у _ 0Л /

где i - количество организаций.

р _ (0,1-+ у•)-100,

где Vо - суммарное значение удельных весов баллов по всем организациям.

Предлагаемый способ распределения прибыли «Торгового дома» позволяет повысить заинтересованность организаций поставщиков сельскохо-

1+О+2 + i , , б:40 = 0,15

+1 = б

0

i

2

40

зяйственной продукции, входящих в «Торговый дом» в повышении качества и эффективности ее производства.

Рассмотрим представленную методику на примере трех организаций, условно обозначив их О1, О2, О3. Прибыль, подлежащая распределению, составляет 10 млрд руб., при этом объемы поставки составляют для О1 - 150 000 т, О2 -150 000 т, О3 -200 000 т.

Определим показатель W каждого критерия.

1. Снижение цены на сдаваемую продукцию: О1 - на 1 %, О2 - на 0,5 %, О3 - 0 %.

2. Количество клейковины: О1 - 31,5 %, О2 -32 %, О3 - 34 %.

3. Количество клетчатки О1 - 2 %, О2 -2,1 %, О3 - 2,1 %.

4. Влажность зерна О1 - 13 %, О2 - 14 %, О3 - 15 %.

5. Засоренность зерна О1 - 0,1 %, О2 - 0,1 %, О3 - 0,05 %.

6. Определяем процент от распределяемой прибыли.

Для организации О1 удельный вес определяется: У! = (150 тыс. т : 500 тыс. т) - 0,033 = 0,233, следовательно, У 2 = 0,2, а У4 = 0,3.

Исходя из суммарной величины W каждого критерия для организации:

О1: У1 = 1,12;

О2: У2 = 1,65;

О3: У3 = 2,23;

Р1 = (0,1 • 0,224 + 0,233) • 100 = 25,54 %;

Р2 = (0,1 • 0,33 + 0,233) • 100 = 26,6 %;

Р3 = (0,1 • 0,446 + 0,333) • 100 = 37,76 %.

1

0

2

2

1

0

2

i

2

0

1

экономика и управление народным хозяйством]

Таблица 3. Определение удельного веса балла по критерию снижения цены поставляемого зерна по отношению к цене приемки зерна, установленной «Торговым домом»

Table 3. Determination of the specific weight of the score according to the criterion of decrease in the price of supplied grain in relation to the price of receiving grain, established by the «Trading house»

О1 О2 О3 Сумма баллов / The total score W

О1 1 2 2 5 0,56

О2 0 1 2 3 0,33

О3 0 0 1 1 0,11

Источник: составлено авторами на основании исследований

Таблица 4. Определение удельного веса балла по критерию процента содержания клейковины в зерне

Table 4. Determination of the specific gravity of the score according to the criterion of the percentage of gluten

in the grain

О1 О2 О3 Сумма баллов / The total score W

О1 1 0 0 1 0,11

О2 2 1 0 3 0,33

О3 2 2 1 5 0,56

Источник: составлено авторами на основании исследований

Таблица 5. Определение удельного веса балла по критерию процента содержания клетчатки в зерне

Table 5. Determination of the specific gravity of the score according to the criterion of the percentage of fiber

in grain

О1 О2 О3 Сумма баллов / The total score W

О1 1 0 0 1 0,12

О2 2 1 1 4 0,44

О3 2 1 1 4 0,44

Источник: составлено авторами на основании исследований

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Определение удельного веса балла по критерию процента влажности зерна

Table 6. Determination of the specific gravity of the score according to the criterion of grain moisture percentage

О1 О2 О3 Сумма баллов / The total score W

О1 1 0 0 1 0,11

О2 2 1 0 3 0,33

О3 2 2 1 5 0,56

Источник: составлено авторами на основании исследований

Таблица 7. Определение удельного веса балла по критерию процента засоренности зерна

Table 7. Determination of the specific weight of the score according to the criterion of the percentage of grain

contamination

О1 О2 О3 Сумма баллов / The total score W

О1 1 1 0 2 0,22

О2 1 1 0 2 0,22

О3 2 2 1 5 0,56

Источник: составлено авторами на основании исследований

Следовательно, прибыль распределится среди организаций следующим образом:

О1: П1 = 10 млрд • 0,2554 = 2,554 млрд руб.; О2: П2 = 2,66 млрд руб.; О3: П3 = 3,776 млрд руб. Представленная методика позволяет мотивировать организации, поставляющие зерно «Торговому дому» повышать его качество.

Обсуждение

Одна из главных задач предпринимателя -получение максимальной прибыли, которую, прежде всего, определяет рынок сбыта.

Предлагаемое управленческое решение по созданию «Торгового дома», объединяющего зер-нопроизводителей 6 районов Нижегородской области, позволит создать условия для эффективного

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

экспорта сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения внутренних потребностей региона. Для эффективной работы «Торгового дома»

плановый экспорт зерна предлагается на уровне не более 20 % от общего объема реализуемого зерна (табл. 3).

Таблица 8. Плановое количество зерна, предназначенное на экспорт Table 8. Planned amount of grain for export

Продано фактически всего, т / Virtually all sold, t

В т. ч. планируется на экспорт, т / Incl. planned for export, t

%

Большемурашкинский / 7 900 Bolshemurashkinsky

Бутурлинский / Buturlinsky 26 651

Княгининский / Knyagininsky 17 883

Лысковский / Lyskovsky 15 302

Сергачский/ Sergachsky 83 794

Спасский / Spassky 17 559 Источник: составлено авторами на основании исследований

1 580

5 530 3 577 3 060 16 759 3 512

20

20 20 20 20 20

Заключение

Таким образом, при создании «Торгового дома» сельскохозяйственные организации и крестьянские фермерские хозяйства получат возможность участвовать в международной торговле с целью получения дополнительных источников увеличения прибыли и укрепления финансового благополучия. При этом следует учесть, что для осуществления этой деятельности необходимо принять меры, способствующие увеличению урожайности и производства зерна, улучшению его качества, что приведет к повышению прибыльности и укреплению конкурентоспособности отрасли. Исследования авторов, проведенные в Нижегородской области, показали, что у зернопроизводителей наблюдается низкий уровень устойчивости в производстве и реализации зерна, во многих субъектах Российской Федерации условия ведения сельскохозяйственного производства являются неблагоприятными, на что влияет достаточно низкий уровень несвязанной под-

держки на гектар посевной площади [20, с. 391]. Необходимо усиление господдержки, которая позволит решить основные вопросы по всей технологической цепочке, где создается стоимость, улучшить качественные характеристики зерна за счет внедрения современных сортов с высокими товарными качествами, провести модернизацию и совершенствование зерновой инфраструктуры, развивать логистику и др.

В настоящее время во всех сферах экономики широко используются цифровые технологии. Сельское хозяйство, как стратегическая отрасль, не должно быть исключением. По сути, отрасль ожидает аграрная революция, целью которой является сокращение объемов ручного труда, повышение его производительности, рост урожайности сельскохозяйственных культур, резкое сокращение расходов. Использование «умной техники», «умных устройств», беспилотных комплексов позволит совершить в сельском хозяйстве мощный скачок вперед.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Kirilov M. N., Illichova O. V., Shamin A. E., Kurilova A. A., Ponedilchuk T. V. Innovative Ways to Improve the Efficiency of Certain Agricultural Industries // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2019. Vol. 9. Issue 1. Р. 533-547.

2. Generalov I. G., Suslov S. A. Development of an intraregional production grain cluster // Agrarian Bulletin. 2019. № 12 (191). P. 65-72. DOI: 10.32417/1997-4868-2019-191-12-65-72

3. Балдов Д. В. Продовольственная безопасность России и других стран по оценке Economist Intelligence Unit // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 30-34.

4. Shamin A. E., Frolova O. A., Yashkova N. V., Makarychev V. A., Chertakova E. M. Comparative analysis of theoretical and legislative approaches to the definition of «food security» notion and criteria for its estimation // International Journal of Advanced Biotechnology and Research (IJABR). 2019. V. 10. Issue-1. P. 188-198.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

5. Анфиногентова А. А., Решетникова Н. В. Прогнозирование российского экспорта продовольствия в условиях неопределенности с использованием метода «затраты-выпуск» // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 8. С. 806-815. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-806-815.

6. Путинцева Н. А., Ушакова Е. В. О деятельности основных групп кластеров в России как ключевого инструмента реализации политики импортозамещения и инновационной политики // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 9. С. 940-951. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-9-940-951

7. Мотовиц Т. Г., Кулик И. В. Направления совершенствования системы поддержки экспорта в России // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 123-128.

8. Гайдук В. И. Международный менеджмент : учебное пособие. Краснодар. 2014. 57 с.

9. Петрунина И. В. Протекционизм и конкуренция в агропромышленном комплексе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 8. С. 7-13. DOI 10.31442/0235-2494-2021-0-8-7-13

10. Фролова Е. Ю. Оценка позиций стран-экспортеров агропродовольственной продукции на мировом рынке по их роли в глобальных цепочках добавленной стоимости // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 7. С. 8-14. DOI 10.31442/0235-2494-2021-0-7-8-14

11. Даухарин Ж. К., Суханова И. Ф. Маркетинг : учебное пособие. Саратов, 2015. 272 с.

12. Лазутина А. Л., Крайнова О. С., Сатаева Д. М. Моделирование участия национальной экономики России в условиях глобализации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-3 (54). С. 109-111.

13. Stovba E., Lukyanova M., Stovba A., Kolonskih N. Foreign experience in the development of strategic planning theory and practice of sustainable development in rural areas on the foresight technologies basis // IOP Conference Series Materials Science and Engineering. V. 753 (7). 072007. D0I:10.1088/1757-899X/753/7/072007

14. Смыслова О. Ю., Иванова Н. В. Развитие региональных инновационных систем в у^овиях пространственно-экономических трансформаций // Вестник НГИЭИ. 2021. № 8 (123). С. 96-111. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-8-96-111

15. Анохина М. Е. Моделирование стратегии управления экономическим ростом сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 2. С. 23-34.

16. Шарипов С. А. Влияние цифровой экономики на развитие местного самоуправления и земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 2. С. 40-46.

17. Потапов А. П. Оценка экспортного потенциала агропродовольственной сферы регионов России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021.№ 8. С. 14-20. DOI 10.31442/02352494-2021-0-8-14-20

18. Седова Н. В. Модернизация механизмов управления интегрированными агропромышленными структурами. Москва : МАКС Пресс. 2010. 65.

19. Большакова Ю. А., Ильичева О. В. Государственная поддержка как механизм устойчивого развития АПК // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. № 1 (22). С. 57-60.

20. Generalov I. G., Suslov S. A., Kadyrberdieva A. S., Bazhenov R. I., Burik O. V. Evaluation of the sale of grain in certain categories of farms, as the main product of land cultivation // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. V. 723 (2), 022080. doi:10.1088/1755-1315/723/2/022080.

Статья поступила в редакцию 14.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021;

принята к публикации 17.11.2021.

Информация об авторах: И. В. Волков - к.э.н., доцент, Spin-код: 6405-5943; Н. Г. Вождаева - к.э.н., доцент, Spin-код: 6178-0585; А. В. Павлов - к.э.н., доцент, Spin-код: 6505-4197; Н. Т. Савруков - д.э.н., профессор, Spin-код: 9434-6625; Т. А. Ионова - обучающаяся группы 19 МГМа.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш

Заявленный вклад авторов:

Волков И. В. - общее руководство проектом, решение организационных и технических вопросов по подготовке текста, сбор и обработка материалов, подготовка текста статьи. Вождаева Н. Г. - сбор и обработка материалов, анализ и дополнение текста статьи. Павлов А. В. - анализ и дополнение текста статьи. Савруков Н. Т. - анализ и дополнение текста статьи.

Ионова Т. А. -проведение анализа материалов, формирование идеи, формулирование выводов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Kirilov M. N., Illichova O. V., Shamin A. E., Kurilova A. A., Ponedilchuk T. V. Innovative Ways to Improve the Efficiency of Certain Agricultural Industries, Modern Journal of Language Teaching Methods, 2019, Vol. 9, Issue 1, рр. 533-547.

2. Generalov I. G., Suslov S. A. Development of an intraregional production grain cluster, Agrarian Bulletin, 2019, No. 12 (191), pp. 65-72, DOI: 10.32417/1997-4868-2019-191-12-65-72. pp. 65.

3. Baldov D. V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii i drugih stran po ocenke Economist Intelligence Unit [Food security of Russia and other countries according to the Economist Intelligence Unit], Azimut nauchnyh issledo-vanij: ekonomika i upravlenie [Azimut of Scientific Research: Economics and Management], 2017, Vol. 6, No. 2 (19), pp.30-34.

4. Shamin A. E., Frolova O. A., Yashkova N. V., Makarychev V. A., Chertakova E. M. Comparative analysis of theoretical and legislative approaches to the definition of «food security» notion and criteria for its estimation, International Journal of Advanced Biotechnology and Research (IJABR), Vol. 10, Issue 1, 2019, pp. 188-198.

5. Anfinogentova A. A., Reshetnikova N. V. Prognozirovanie rossijskogo eksporta prodovol'stviya v usloviyah neopredelennosti s ispol'zovaniem metoda «zatraty-vypusk» [Forecasting of Russian food exports in conditions of uncertainty using the input-output method], Ekonomika i upravlenie [Economics and management], 2020, Vol. 26, No. 8, pp. 806-815, http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-806-815

6. Putintseva N. A., Ushakova E. V. O deyatel'nosti osnovnyh grupp klasterov v Rossii v klyuchevogo instrumenta realizacii politiki importozameshcheniya i innovacionnoj politiki [On the activities of the main groups of clusters in Russia as a key tool for implementing the import substitution policy and innovation policy], Ekonomika i upravlenie [Economics and management], 2020, Vol. 26, No. 9, pp. 940-951, http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-9-940-951

7. Motovits T. G., Kulik I. V. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy podderzhki eksporta v Rossii [Directions of improving the export support system in Russia], Vestnik tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Pacific State University], 2018, No. 3 (50), pp. 123-128.

8. Gaiduk V. I. Mezhdunarodnyj menedzhment [International management], textbook. Krasnodar, 2014, 57 p.

9. Kovalev I. V. Protekcionizm i konkurenciya v agropromyshlennom komplekse [Protectionism and competition in agribusiness], Ekonomika sel'-skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2021, No. 8, pp. 7-13, DOI 10.31442/0235-2494-2021-0-8-7-13

10. Frolova E. Yu. Ocenka pozicij stran-eksporterov agroprodovol'stvennoj produkcii na mirovom rynke po ih roli v global'nyh cepochkah dobavlennoj stoimosti [Assessment of the positions of exporting countries of agri-food products on the world market according to their role in global value chains], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2021, No. 7, pp. 8-14. DOI: 10.31442/0235-2494-2021-0-7-8-14.

11. Daukharin Zh. K., Sukhanova I. F. Marketing [Marketing], textbook, Saratov, 2015, 272 p.

12. Lazutina A. L., Krajnova O. S., Sataeva D. M. Modelirovanie uchastiya nacional'noj ekonomiki Rossii v usloviyah globalizacii [Modeling the participation of the national economy of Russia in the context of globalization], Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economics, science, technology], 2017, No. 7-3 (54), pp. 109-111.

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

13. Stovba E., Lukyanova M., Stovba A., Kolonskih N. Foreign Experience in the Development of Strategic Planning Theory and Practice of Sustainable Development in Rural Areas on the Foresight Technologies Basis, IOP Conference Series Materials Science and Engineering, Vol. 753 (7), 072007, DOI: 10.1088/1757-899X/753/7/072007

14. Smyslova O. Yu., Ivanova N. V. Razvitie regional'nyh innovacionnyh sistem v ycloviyah pro-stranstvenno-ekonomicheskih transformacij [Development of regional innovation systems in the conditions of spatial and economic transformations], VestnikNGIEI [Bulletin NGIEI], 2021, No. 8 (123), pp. 96-111, DOI: 10.24412/2227-9407-2021-896-111

15. Anokhina M. E. Modelirovanie strategii upravleniya ekonomicheskim rostom sel'skogo hozyajstva [Modeling of the strategy of managing the economic growth of agriculture], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i perera-batyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 2, pp. 23-34.

16. Sharipov S. A. Vliyanie cifrovoj ekonomiki na razvitie mestnogo samoupravleniya i zemel'nyh otnoshenij [The impact of the digital economy on the development of local self-government and land relations], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 2, pp. 40-46.

17. Potapov A. P. Ocenka eksportnogo potenciala agroprodovol'stvennoj sfery regionov Rossii [Assessment of the export potential of the agro-food sector of the regions of Russia], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i perera-batyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2021, No. 8, pp. 14-20, DOI: 10.31442/0235-2494-2021-0-8-14-20

18. Sedova N. V. Modernizaciya mekhanizmov upravleniya integrirovannymi agropromyshlennymi strukturami [Modernization of management mechanisms of integrated agro-industrial structures], Moscow, MAKS Press, 2010, 65 p.

19. Bolshakova Yu. A., Ilyicheva O. V. Gosudarstvennaya podderzhka kak mekhanizm ustojchivogo razvitiya APK [State support as a mechanism for sustainable development of the agro-industrial complex], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management], 2018, No. 1 (22), pp. 57-60.

20. Generalov I. G., Suslov S. A., Kadyrberdieva A. S., Bazhenov R.I., Burik O. V. Evaluation of the sale of grain in certain categories of farms, as the main product of land cultivation, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021, Vol. 723 (2), 022080, doi:10.1088/1755-1315/723/2/022080

The article was submitted 14.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication

17.11.2021.

Information about the authors: I. V. Volkov - Ph. D. (Economy), associate Professor, Spin-code: 6405-5943; N. G. Vozhdaeva - Ph. D. (Economy), associate Professor, SPIN-code: 6178-0585; A. V. Pavlov - Ph. D. (Economy), associate Professor, Spin-code: 6505-4197; N. T. Savrukov - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 9434-6625; T. A. Ionova - learning group 19 MGMa.

Contribution of the authors:

Volkov I. V. - general project management, solution of organizational and technical issues related to the preparation

of the text, collection and processing of materials, preparation of the text of the article.

Vozhdaeva N. G. - collection and processing of materials, analysis and addition of the text of the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlov A. V. - analysis and addition of the text of the article.

Savrukov N. T. - analysis and addition of the text of the article.

Ionova T. A. - analysis of materials, formation of ideas, formulation of conclusions.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.