Научная статья на тему 'Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования'

Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' COMPETITIVENESS IN THE FIELD OF TEACHING METHODS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубаков А.В., Хильченко Т.В.

Статья посвящена рассмотрению основ организации процесса формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. Авторы останавливаются на анализемагистральных понятий исследования, делают акцент на необходимости совершенствования профессиональной методической подготовки будущих учителей иностранного языка как условии эффективного формирования их методической конкурентоспособности, обозначают этапы данной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубаков А.В., Хильченко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования»

Дубаков А.В.1, Хильченко Т.В.2 ©

1,2Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра английского языка и методики его преподавания, Шадринский государственный педагогический институт

ФОРМИРОВАНИЕМЕТОДИЧЕСКОЙКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основ организации процесса формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. Авторы останавливаются на анализемагистральных понятий исследования, делают акцент на необходимости совершенствования профессиональной методической подготовки будущих учителей иностранного языка как условии эффективного формирования их методической конкурентоспособности, обозначают этапы данной подготовки.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методическая конкурентоспособность будущих учителей иностранного языка.

Keywords: competitiveness, future foreign language teachers’ competitiveness in the field of teaching methods.

Многочисленные интенсивные общественные трансформации, вхождение России в мировое образовательное пространство должны стать причинами усиления требований к профессионально-педагогической подготовке. В современной школе должны работать действительно конкурентоспособные специалисты, обладающие целостным предметным знанием и умеющие эффективно решать комплексные практические задачи образовательной деятельности. Обозначенные доводы дают право утверждать, что в условиях двухуровневой профессиональной подготовки процесс формирования конкурентоспособности учителя должен осуществляться непрерывно и целенаправленно, стать смысловым стратегическим ядром системы высшего педагогического образования. Исключением не является и профессиональная подготовка учителей иностранного языка, где должно уделяться пристальное внимание формированию различных составляющих конкурентоспособности. Аксиоматично, что конкурентоспособный учитель иностранного языка должен отличаться не только высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, но и знать, как наиболее эффективно организовать процесс обучения в различных типах образовательных учреждений, т.е. быть методически конкурентоспособным. В связи с актуальностью заявленной темы, вопросы формирования методической конкурентоспособности будущего учителя иностранного языка требуют специального аналитического рассмотрения и решения.

Известно, что конкурентоспособность изначально является понятием экономической теории и взаимосвязана с рынком труда, запросами работодателей в меняющихся условиях современной реальности. Сегодня категория конкурентоспособности приобрела

междисциплинарный статус и рассматривается в контексте нескольких научных дисциплин, в том числе и педагогики, которая изучает вопросы подготовки компетентного специалиста, способного и готового к профессиональной конкуренции, что в дальнейшем способно обеспечить высокий уровень результативности педагогической деятельности.

Сущностные и содержательные характеристики конкурентоспособности специалиста в общем, и будущего учителя в частности, основные подходы к ее формированию и развитию отражены в трудах Н.Г. Дорогановой, Л.М. Митиной, С.А. Пфейфер и др. [1; 4; 6]. Анализ проблемы позволяет прийти к выводу, что конкурентоспособность учителя - это его

©© Дубаков А.В., Хильченко Т.В., 2014 г.

способности и умения наиболее эффективного выполнения профессионально-педагогической деятельности, что будет радикально отличать его на рынке труда в выгодную сторону. Конкурентоспособный учитель - это специалист, осуществляющий профессиональную деятельность на максимально возможном уровне. Конкурентоспособный выпускник педвуза должен быть готов к конкурентной борьбе, что обусловлено его заинтересованностью и стремлением к получению наилучших профессиональных результатов. Заметим, что сама идея формирования конкурентоспособности специалиста несколько не соответствует канонам гуманистической педагогики в силу наличия таких категорий, как «конкурентная среда», «конкурентная борьба» и т.д., однако необходимость данного процесса диктуется современной реальностью. Мы полагаем, что конкуренция естественна в условиях любого профессионального коллектива и допустима в деятельности, что выводит её на качественно новый уровень. Важно, чтобы конкуренция была цивилизованной, что является признаком профессионализма.

Сегодня необходимость формирования конкурентоспособности будущего учителя иностранных языков, как никогда, обусловлена всё более возрастающим числом желающих изучать иностранные языки с самыми разнообразными целями. Рынок языковых образовательных услуг постоянно растет. Вместе с тем, далеко не каждый учитель иностранных языков способен действительно научить иностранному языку, а результаты обучения в обычной общеобразовательной школе иногда остаются на достаточно скромном уровне. Данная тенденция обусловлена не только конкурентоспособностью учителя, но, тем не менее, во многом от нее зависит. Что же в конечном итоге способно оказать влияние на максимальную эффективность процесса обучения иностранным языкам? Факторы данного влияния многогранны. Во-первых, следует отметить уровень языковой подготовки. Учитель должен владеть глубокими знаниями современного, живого иностранного языка, т. к. в данном случае ему есть, что передать обучающимся, чему их научить. Однако, даже в таких случаях процесс обучения не всегда бывает эффективным, т.к. учитель не может надлежащим образом его организовать - провести урок, отобрать и рационально применить наиболее оптимальные методы, средства и технологии, т.е. не владеет методической компетенцией. Кроме того, иногда учителя, обладающие высоким уровнем знаний языка и методики его преподавания, не могут с успехом осуществлять процесс обучения в силу отсутствия некоторых личностных качеств. Именно органичный баланс высокого уровня языковой подготовки, методической компетенции, а также личностных качеств делает будущего учителя иностранных языков конкурентоспособным или готовым к функционированию в рамках конкурентной профессиональной среды. Таким образом, можно сделать вывод, что методическая конкурентоспособность будущего учителя иностранных языков означает высокий уровень владения методической компетенцией, которая является её смыслообразующим компонентом.

В современных научно-педагогических и методических исследованиях

рассматриваются общие и частные вопросы формирования методической компетенции / компетентности учителя иностранных языков (О.Н. Игна, К.Ю. Кожухов, Е.Н. Соловова, Н.В. Языкова др.) [2; 3; 8; 10]. Опираясь на данные исследования, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия во взглядах, все исследователи сходятся во мнении, что данная компетенция выступает в качестве важнейшего показателя и результата профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Несмотря на достаточно детальное освещение самых разнообразных вопросов методической подготовки учителя иностранных языков, можно отметить немногочисленное количество исследований, раскрывающих содержательно-структурную характеристику методической компетенции будущего учителя иностранных языков. В условиях модернизации высшего образования необходимо более глубокое осмысление ее сущности и уточнение структурных компонентов, с целью ее более оптимального формирования для конкурентоспособной профессиональной деятельности будущего учителя.

В самом общем плане методическую компетенцию учителя иностранных языков можно интерпретировать как совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранным языкам и практических умений, заключающихся в его эффективной организации. Методическая компетенция учителя иностранных языков представляет собой комплексный феномен, в структуре которого целесообразно выделить следующие компоненты: гностический, аналитический, проектировочный, коммуникативный,

информационно-коммуникационный, инновационный, научно-исследовательский,

рефлексивный. Каждый из указанных компонентов представлен соответствующей компетенцией.

Гностическая компетенция отражает теоретический базис методической компетенции и представляет собой знания различных составляющих современной методики обучения иностранным языкам: генезис методики обучения иностранным языкам; общие и частные закономерности процесса обучения иностранным языкам; подходы; методы;

организационные формы; средства; технологии и т. д..

Аналитическая компетенция предполагает готовность к глубокому анализу и осознанию компонентов процесса обучения иностранным языкам, в общем, и в отдельности, логическому оперированию понятийно-категориальным аппаратом методики обучения иностранным языкам.

Проектировочная компетенция означает готовность к эффективному проектированию урока иностранного языка и разработке внеклассных мероприятий с принятием во внимание характерных особенностей конкретного этапа обучения иностранным языкам.

Коммуникативная компетенция подразумевает готовность к формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся путем осуществления взаимодействия с ними в различных учебно-воспитательных ситуациях.

Информационно-коммуникационная компетенции» («компетенция в области

использования информационных и коммуникационных технологий»»)]) предполагает готовность к методически рациональному использованию информационнокоммуникационных средств обучения иностранным языкам.

Инновационная компетенция особенно актуальна в условиях модернизации образования и означает готовность к оптимальному внедрению в процесс обучения иностранным языкам различных дидактических инноваций, способности видеть их потенциальную действенность и результативность в обучении, умения создавать инновационную дидактическую среду.

Научно-исследовательская компетенция - это готовность учителя иностранных языков к проведению педагогических исследований и внедрению их результатов в процесс обучения.

Рефлексивная компетенция указывает на готовность к профессиональному самоанализу и на его основе дальнейшей коррекции деятельности.

Компонентный состав методической компетенции будущего учителя иностранного языка может быть детализирован и расширен. Выше указаны лишь обобщенные компоненты, наличие которых уже говорит о методической конкурентоспособности учителя иностранного языка, если они сформированы и учитель оперирует ими.

Целенаправленное формирование методической конкурентоспособности учителя иностранных языков должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки в вузе. В дальнейшем конкурентоспособность должна развиваться непрерывно, т.к. постоянно происходят определенные изменения, обуславливающие появление инновационных направлений и тенденций и необходимость овладения новыми знаниями и умениями. Основа конкурентоспособности должна быть заложена в процессе профессиональной подготовки и выпускник вуза, в том числе педагогического, должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть ориентирован на подготовку конкурентоспособного специалиста и организован специальным образом.

Формирование методической конкурентоспособности будущего учителя иностранных языков традиционно осуществляется в рамках дисциплины «Методика обучения

иностранным языкам» и в ходе педагогической практики. Методика обучения иностранным языкам является основным полем, где осуществляется формирование основных структурных компонентов методической компетенции, которые позволяют стать будущему учителю иностранных языков именно методически конкурентоспособным.

И.В. Рахманов, анализируя преподавание методики в педагогических вузах и на факультетах иностранных языков, полагает, что отечественная методика преподавания иностранных языков в средней школе достигла за последнее время довольно значительных успехов. Тем не менее, исследователь отмечает, что в контексте организации данной дисциплины существуют самые разнообразные недостатки. Курсы лекций по методике могут отличаться некой абстрактностью. Лекции и семинары не всегда являются содержательными и не вызывают у студентов живого интереса. Они получают лишь некоторое представление о том, как преподавать различные разделы языка в школе, но не получают ясного представления о том, как конкретно строить преподавание в том или ином классе и почему именно так. Построение семинарских занятий также обладает противоречивостью. До сих пор нет единых ответов на вопрос о том, должны ли семинары носить теоретический характер или служить для практической иллюстрации разработки тех или иных тем, или быть и теоретическими и практическими [7].

На наш взгляд, одного лишь курса методики обучения иностранным языкам не достаточно для подготовки действительно методически конкурентоспособного учителя иностранных языков. В качестве одного из условий достижения данной цели служит конструирование и реализация системы профессиональной методической подготовки будущего учителя иностранных языков, имеющей комплексный характер. Данная система строится на принципах целенаправленности, целостности, динамичности,

взаимосвязанности теории с практикой, принципе дополнительности.В качестве ядрасистемы позиционируется «Методика обучения иностранным языкам». Важным звеном системы методической подготовки является внеаудиторная работа по методике, включающая проведение конкурсных и олимпиадных мероприятий, профессионально-ориентированных тренингов и тренинговых упражнений, проведение специальных семинаров и мастер-классов по конкретным вопросам методики обучения иностранным языкам, обеспечение связи с наиболее успешными представителями профессии и т.д.. Принимая во внимание логику принципа дополнительности, следует отметить, что программа к «Методике обучения иностранным языкам», к сожалению, ограничивается лишь кратким раскрытием магистральных вопросов организации процесса обучения иностранным языкам. «За кадром» часто остаются многие актуальные и обладающие новизной вопросы, требующие специального акцента. С данных позиций необходимы разработка и внедрение в процесс обучения специальных курсов, что также является компонентом методической подготовки будущего учителя иностранного языка. Важными элементами системы методической подготовки также являются научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика и педагогическая интернатура. Остановимся на обозначенных компонентах более подробно.

«Методика обучения иностранным языкам» является основой формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. Именно здесь происходит ознакомление с основными методическими понятиями и категориями, осуществляется формирование и развитие профессиональных умений и методического мышления. Надлежащий уровень сформированности методической компетенции зависит от организации дисциплины. Лекционные занятия должны быть направлены не только на трансляцию основных теоретических вопросов, но и сопровождаться примерами из реальной практики обучения иностранным языкам, быть построены на основе проблемного метода, что придает им дискуссионный характер, заставляет студентов задуматься над обсуждаемыми вопросами, «прожить их». Семинарские и практические занятия должны представлять органичное взаимодействие теории с практикой. Именно на семинарских и практических занятиях должна осуществляться подготовка к будущей практической

деятельности. Здесь должны использоваться разнообразные методы и средства, повышающие эффективность практических занятий, например активные методы обучения, метод проектов, квазипрофессиональные задания т.п. В ходе обучения целесообразно использовать видео коллекции уроков ведущих учителей иностранного языка, посещение уроков лучших учителей, студентов-практикантов и т.д. Все это обеспечит прочную основу для формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка и станет ее отправной точкой.

Внеаудиторная работа является важной составляющей курса «Методики обучения иностранным языкам» и может проводиться в нескольких направлениях. В информационносообщающем плане она позволяет охватить и обсудить те вопросы, которые не включены в программу, но имеют важное значение для будущей методической деятельности учителя иностранного языка. Как правило, это различные инновационные разработки, практикумы по самостоятельной разработке лингводидактических продуктов и т.д.. Здесь будет эффективна технология мастер-класса, проведением которых занимаются преподаватели кафедры и приглашенные специалисты. Можно организовывать специальные тематические лектории. Внеаудиторная работа также направлена на организацию соревновательных форм. Здесь можетпроводится внутрифакультетская олимпиада по методике, которая состоит из различных этапов (электронное олимпиадное тестирование, конкурс на лучший конспект урока, внеклассное мероприятие, методическое аналитическое эссе и т.д.).

Внутрифакультетские конкурсные мероприятия рассматривается в качестве подготовки студентов к подобным мероприятиям более серьезного уровня.

С точки зрения формирования методической конкурентоспособности будущего учителя действенными возможностями обладают профессиональные тренинги или тренинговые упражнения. Тренинги имеют право проводить лишь специалист-тренер. Что касается тренинговых упражнений, технологией их проведения может овладеть любой преподаватель. Тренинговые упражнения эффективны с различных позиций, т.к. помогают студентам почувствовать и «прожить» профессиональные ситуации, увидеть некоторые профессионально-методические проблемы со стороны, осуществлять активное взаимодействие с представителями группы.

В рамках внеаудиторной работы также целесообразно осуществлять связь с представителями школ и других образовательных учреждений. По возможности нужно приглашать на профессиональные беседы и семинары учителей, которые поделятся со студентами секретами успешной педагогической карьеры.

Разработка и внедрение в образовательный процесс специальных курсов даст возможность реализовать принцип дополнительности и рассмотреть не заявленные в программе вопросы. Так, в качестве примера можно привести серию спецкурсов «Преподаватель лингвистического центра». После окончания факультета иностранных языков его выпускники работают, в том числе, на лингвистических курсах. Их специфика во многом отличается от общеобразовательной школы и не изучается в рамках «Методики обучения иностранным языкам». Поэтому в рамках спецкурса изучаются вопросы коммуникативной методики обучения иностранным языкам, методика организации занятий в лингвистическом центре, аутентичные учебники, международные экзамены и их специфика -то есть всё то, с чем будущий специалист столкнется в лингвистическом центре. Спецкурс расширяет методический кругозор студентов и делает их готовыми к подобной деятельности. Варианты тематики спецкурсов могут быть самыми различными.

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью методической подготовки будущего учителя иностранного языка. Она позволяет изучать и анализировать отдельные вопросы, критически осмысливать их, творчески подходить к решению профессиональных проблем. Студенческая научно-исследовательская работа осуществляется в рамках научных кружков и проблемных групп. Результаты исследований отражаются в курсовых работах, дипломных проектах, представляются на научных конференциях. Научно-

исследовательская работа в вузе может способствовать формированию интереса к научной работе в дальнейшем.

Педагогическая практика является основной обязательной практической платформой для будущего учителя иностранных языков. Именно во время практики студент видит различные стороны реальной педагогической деятельности, применяет полученные знания. Здесь важно курировать студента, помогать ему в решении возникающих проблем. Практика учит принимать самостоятельные решения, делать первые шаги в педагогической деятельности.

Более масштабным практико-ориентированным проектом и финальным звеном в формировании методической конкурентоспособности может стать педагогическая интернатура(примерФБГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»), которая, в том числе, оказывает влияние на формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. Педагогическая интернатура это достаточно новое начинание. Она длится на протяжении одного года и не является обязательной. Студент ведет иностранный язык в одном классе, а тьюторская поддержка осуществляется учителем данного класса. Педагогическая интернатура - это почти настоящая педагогическая деятельность совмещаемая с учебой. Польза от подобной практики неоспорима.

В качестве общего вывода отметим, что методическая конкурентоспособность является неотъемлемой составляющей общей конкурентоспособности будущего учителя иностранных языков. Её формирование должно целенаправленно и последовательно осуществляться в процессе методической подготовки, которая состоит из органичной совокупности этапов, сосредоточенных на подготовки будущего учителя иностранного языка к эффективной педагогической деятельности.Здесь также стоит сделать акцент на роли преподавателя. Именно он должен стать примером конкурентоспособного специалиста, который умеет заинтересовать и увлечь.

Литература

1. Дороганова Н.Г. Особенности профессиональной подготовки конкурентоспособного учителя // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - №3. - С.110 - 112.

2. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №1. - С.90 - 94.

3. КожуховК.Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материалы дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам») :автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008. - 24 с.

4. МитинаЛ.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Воронеж, 2002. - 400 с.

6. Пфейфер С.А. Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособности личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - №2(138). - 2012. - С.226 -231.

7. РахмановИ.В. О преподавании методики в педагогических институтах и на факультетах иностранных языков// Иностранные языки в школе. - №4. - 2010.

8. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. - М.: Изд-во Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно- коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5. - С. 16 - 21.

10. Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.