Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Шуаншуан

В статье рассматриваются транснациональные корпорации, чья роль определяется не только формированием механизма эволюции международного разделения труда, но и способствующих углублению и расширению международного разделения труда с точки зрения знаний, цепочки создания стоимости и рынка. Развитые страны намеренно или непреднамеренно воспользовались этой внутренней связью между транснациональными корпорациями и международным разделением труда, тем самым установив доминирующее положение транснациональных корпораций развитых стран в нынешней системе международного разделения труда. Исходя из этого, Китай должен энергично развивать многонациональные компании и активно использовать международную систему разделения труда, чтобы в полной мере использовать сравнительные преимущества Китая и международные конкурентные преимущества для достижения цели содействия развитию промышленности Китая. В рамках статьи разработаны рекомендации, которые позволят нарастить конкурентные преимущества местных компаний, которые совершают большое число транснациональных операций. В число ключевых предлагается реализация концепции научного развития, определение целей развития и усиление макроуправления и стратегического планирования. Предлагается создание инвестиционной экосреды, совершенствование системы оценки операций транснациональных предприятий и создание комплексной сервисной платформы для зарубежных инвестиций. Со стороны государства необходимо расширять и развивать местные предприятия, поддерживать предприятия в создании и приобретении научно-исследовательских институтов за рубежом и продвигать модернизацию отечественных продуктов и технологий, упрощать процедуры выезда персонала зарубежных инвестиционных предприятий, усиливать финансовую и налоговую политику поддержки транснациональных предприятий, поддерживать политику финансирования и повышать кредитное качество транснациональных операций. В рамках механизма предлагается повышать уровень кластерного развития зарубежных предприятий, использовать преимущества уникального местоположения. Более детальное описание предложенных рекомендаций отражено в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MECHANISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS

The article deals with transnational corporations, whose role is determined not only by the formation of the mechanism of evolution of the international division of labor, but also contributing to the deepening and expansion of the international division of labor in terms of knowledge, value chain and market. Developed countries have intentionally or unintentionally exploited this internal link between transnational corporations and the international division of labor, thereby establishing the dominant position of transnational corporations in developed countries in the current system of international division of labor. Based on this, China should vigorously develop multinational companies and actively use the international division of labor system to fully exploit China's comparative advantages and international competitive advantages to achieve the goal of promoting China's industrial development. Within the framework of the article, recommendations are developed that will increase the competitive advantages of local companies that perform a large number of transnational operations. The implementation of the concept of scientific development, the definition of development goals and the strengthening of macro-management and strategic planning are among the key ones. It is proposed to create an investment eco-environment, improve the system for evaluating the operations of multinational enterprises and create a comprehensive service platform for foreign investment. On the part of the state, it is necessary to expand and develop local enterprises, support enterprises in establishing and acquiring research institutes abroad and promote the modernization of domestic products and technologies, simplify the procedures for the departure of personnel of foreign investment enterprises, strengthen the financial and tax policy of supporting transnational enterprises, support the financing policy and improve the credit quality of transnational operations. Within the framework of the mechanism, it is proposed to increase the level of cluster development of foreign enterprises, to use the advantages of a unique location. A more detailed description of the proposed recommendations is reflected in the article.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

УДК 338.22.021.4 ББК 65.59 © Ли Шуаншуан Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10074

Ли Шуаншуан

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОРПОРАЦИЙ

В статье рассматриваются транснациональные корпорации, чья роль определяется не только формированием механизма эволюции международного разделения труда, но и способствующих углублению и расширению международного разделения труда с точки зрения знаний, цепочки создания стоимости и рынка. Развитые страны намеренно или непреднамеренно воспользовались этой внутренней связью между транснациональными корпорациями и международным разделением труда, тем самым установив доминирующее положение транснациональных корпораций развитых стран в нынешней системе международного разделения труда. Исходя из этого, Китай должен энергично развивать многонациональные компании и активно использовать международную систему разделения труда, чтобы в полной мере использовать сравнительные преимущества Китая и международные конкурентные преимущества для достижения цели содействия развитию промышленности Китая. В рамках статьи разработаны рекомендации, которые позволят нарастить конкурентные преимущества местных компаний, которые совершают большое число транснациональных операций. В число ключевых предлагается реализация концепции научного развития, определение целей развития и усиление макроуправления и стратегического планирования. Предлагается создание инвестиционной экосреды, совершенствование системы оценки операций транснациональных предприятий и создание комплексной сервисной платформы для зарубежных инвестиций. Со стороны государства необходимо расширять и развивать местные предприятия, поддерживать предприятия в создании и приобретении научно-исследовательских институтов за рубежом и продвигать модернизацию отечественных продуктов и технологий, упрощать процедуры выезда персонала зарубежных инвестиционных предприятий, усиливать финансовую и налоговую политику поддержки транснациональных предприятий, поддерживать политику финансирования и повышать кредитное качество транснациональных операций. В рамках механизма предлагается повышать уровень кластерного развития зарубежных предприятий, использовать преимущества уникального местоположения. Более детальное описание предложенных рекомендаций отражено в статье.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, меры поддержки, прямые иностранные инвестиции, международное разделение труда; глобализация.

азвитие международной торговли

Р способствует формированию и развитию прямых международных инвестиций. Под влиянием изменений в мировом пространстве инвестиционная

деятельность транснациональных корпораций направлена на снижение транзакционных издержек и способствует быстрому расширению

внутрифирменной торговли. Доля

транснациональных корпораций достигает около одной трети от общего объема мировой торговли. Можно видеть, что в результате развития мирового рынка международная торговля и прямые международные инвестиции сформировали «интерактивную» систему с присущей ей функцией «самоорганизации», которая может постоянно «самоулучшаться» и способствовать четким отношениям между ними [1]. Можно утверждать, что именно под влиянием транснациональных корпораций была сформирована «двойная самоорганизующаяся система с механизмом положительной обратной связи».

Транснациональные корпорации не только породили механизм содействия эволюции международного разделения труда, но также способствовали углублению и расширению на разных уровнях.

С углублением глобализации экономическая конкуренция между транснациональными компаниями становится все более ожесточенной. С

одной стороны, эта конкуренция напрямую увеличивает частоту и интенсивность инноваций, что ведет к постоянному открытию и использованию явных знаний в условиях рыночной конкуренции.

Активное внедрение инноваций

транснациональными компаниями позволяет продуктивно строить цепочки создания стоимости. Их значение в разных отраслях, в разных продуктах одной отрасли и в разных процессах, связанных с одним и тем же продуктом, различно, образуя трудоемкие, капиталоемкие и высокотехнологичные отрасли, продукты и процессы [2]. Можно видеть, что такие высокоуровневые факторы, как знания и человеческий капитал, могут способствовать углублению международного разделения труда под влиянием транснациональных компаний. Основной чертой этого «углубления» является непрерывное расширение производственной цепочки. Конкретным проявлением этого является то, что современное международное разделение труда превратилось в разделение, включающее различные департаменты в разных странах.

В дальнейшей перспективе развитие транснациональных компаний может эффективно снизить транзакционные издержки и способствовать постоянному углублению международного разделения труда [3]. Многонациональные корпорации реализуют интернационализацию международного разделения труда посредством

создания глобальной корпоративной сетевой системы и профессионального разделения труда между материнскими и дочерними компаниями. Таким образом, первоначальная рыночная координация между различными участниками может быть преобразована в единое предприятие. Координация заказов способствует устранению и снижению рыночных транзакционных издержек.

Международное конкурентное преимущество, воплощенное в инвестициях, неизбежно привело к тому, что промышленность Китая, особенно обрабатывающая промышленность, долгое время находилась в нижнем звене разделения труда. На следующем рисунке представим распределение транснациональных корпораций по странам [6].

■ Германия | Швейцария

Рис. 1. Число транснациональных корпораций в странах мира по данным 2019 года

Согласно рисунку, мы видим, что по количеству транснациональных компаний Китай занимает 2 место в мире. Под давлением транснациональных компаний в развитых странах промышленность Китая сформировала очевидную зависимость от других стран, в результате чего, хотя Китай и называют «мировой фабрикой», продукция с маркировкой «Сделано в Китае» распространяется по всему миру. Однако отметим тот факт, что Китай

далек от того, чтобы называться «Создано в Китае» [8].

На следующем рисунке представлены объемы инвестиций транснациональными компаниями в разрезе стран в период 2015-2019 гг. На данном рисунке очевиден тот факт, что в Китай инвестируют множество компаний, однако объем инвестиций китайских транснациональных корпораций значительно меньше [4]

США

1.11 Китай

п ЧН Сингапур

84 ^ Нидерланды

Япония ф

Нидерланды ^^ Китай

Ирландия Бразилия ^^^ Гонконг (Китай) Великобритания Индия

Германия

Канада I

Гонконг(Китай)£ Франция | Южная Корея Сингапур Великобритания в!| Италия | Испания *

Рис. 2. Объемы инвестиций транснациональными компаниями в разрезе стран в период 2015-2019 гг.,

млрд. долл. США

$ $ $ ОТТОК

■ 2019

■ 2017 2015

Это говорит о том, что китайские компании получают лишь небольшую долю прибыли от переработки, находясь на нижнем уровне глобальной производственной цепочки создания стоимости. При этом большая часть прибыли аккумулируется транснациональными компаниями в развитых странах, либо оффшорных зонах [5].

Если Китай хочет стать мировой державой и одержать победу в торговой войне и развитию пандемии, то необходимо активно интегрироваться в систему международного разделения труда. Активное

развитие китайских транснациональных компаний, несомненно, имеет важное стратегическое значение.

Китай должен «правильно» использовать глобальную сеть экономических и торговых отношений, созданную текущим глобальным финансовым кризисом и быстро развивающейся международной торговлей. Китаю следует использовать транснациональные компании в качестве перевозчика, чтобы реализовать стратегию «двустороннего промышленного переноса» и сочетать импорт и экспорт [11]. В частности, необходимо усилить глобальное взаимодействие

между системой международной торговлей и прямыми иностранными инвестициями. Во-вторых, правительство должно энергично поддерживать развитие транснациональных корпораций в Китае с точки зрения политики, законодательства и политики. Транснациональные корпорации не должны не только быть организующей силой в экономике страны, но и нести огромные политические и социальные обязанности, такие как поиск новых технологий, обеспечение национальной экономической безопасности, а также решения социальных вопросов [7].

Механизм интеграции кластеров предприятий с транснациональными корпорациями в качестве ядра позволит улучшить общие инновационные возможности и возможности выполнения глобальной стратегии китайских транснациональных корпораций, а также ставит под сомнение и приобретает значительную часть доминирующей силы в развитых странах. Полностью используя сравнительные преимущества, возможно постепенно

воспользоваться конкурентными преимуществами, подняться на вершину и постепенно стать одним из лидеров [9]. Китайские транснациональные компании должны исходить из реальности и будущих тенденций развития, активно внедрять организационные инновации, динамично разрушать производственную цепочку создания стоимости и постепенно укрепляться.

Результаты исследования. Для обеспечения стабильного роста, структурной перестройки, установлению баланса внешней торговли руководством стран в период распространения коронавирусной инфекции осуществляется глубокая реализация стратегии выхода и корпоративной интернационализации [14]. Данная мера должна усилить поддержку предприятий в проведении транснациональных операций и ускорении выращивания местных транснациональных компаний. Поэтому для более успешной ее реализации нами предложены следующие рекомендации:

1. Определение идеологии [16]. Глубоко реализовать концепцию научного развития, сосредоточиться на основной задаче «ускорения трансформации и модернизации, а также стратегического направления внешнеторговой деятельности и активизация иностранных инвестиций». Транснациональные операции способствуют реализации стратегии выхода на более высокий уровень, расширяют внешнее пространство для развития, эффективно участвуют в трансформации глобальной экономической модели и международной реструктуризации промышленности, а также значительно улучшают возможности и уровень предприятий в провинциях.

2. Определение целей развития. Расширение масштабов прямых иностранных инвестиций, количество зарубежных компаний и их активов, их доход и количество персонала быстро росли, а уровень транснациональных операций, качество и эффективность зарубежных инвестиций были

значительно улучшены, образуя группу международных независимых брендов и транснациональных управленческих талантов [10].

3. Усиление макроуправления и стратегического планирования. Необходимо изучить и сформулировать среднесрочные и долгосрочные планы развития для продвижения транснациональных операций и развития местных многонациональных компаний, и включение их в планы экономического и социального развития. Данная мера позволит задействовать в полной мере координирующую роль провинциального совместного совещания по ускорению реализации стратегии выхода, привлечь к участию финансовые учреждения.

4. Создание инвестиционной экосреды. Сотрудничать с соответствующими государственными департаментами и финансовыми учреждениями, чтобы оперативно публиковать информацию, такую как руководящие принципы инвестиционного сотрудничества для конкретных стран [12]. Необходимо провести работу над устранением барьеров для доступа на рынок, усиление защиты инвестиционных прав и интересов и стремление к более удобным инвестиционным условиям для зарубежных инвестиционных предприятий в принимающей стране. Ускорить создание агентств по содействию инвестициям и торговле в странах и регионах с относительно высокой концентрацией зарубежных инвестиций.

5. Совершенствование системы оценки операций транснациональных предприятий [15]. Создание системы для многонациональных операций предприятий и ведение местных предприятий. Обследование транснациональных операций, регулярная публикация рейтинга транснациональных операций местных компаний и реализация меры стимулирования по категориям.

6. Создание комплексной сервисной платформы для зарубежных инвестиций. По нашему мнению, объединение в единую платформу таких государственных учреждений, как министерство внешней торговли, иностранных дел, торговли, народный банк Китая, миграционная служба, таможенная инспекция, а также другие косвенно связанные подразделения и финансовые учреждения. Данная платформа позволит укрепить связи, чтобы сформировать совместную силу для привлечения иностранных инвестиций. Предложенная платформа позволит преждевременно оценивать риски и своевременно оказывать необходимые финансовые услуги для транснациональных корпораций в форме универсального окна и онлайн-услуг.

7. Государству необходимо содействовать расширению и развитию местных предприятий. Для этого мы предлагаем выявлять среди местных предприятий те, которые имеют потенциал в международной торговле. Их необходимо включать в план для оказания ключевой поддержки и руководства предприятиями по ускорению разработки и реализации стратегии бренда, капитала, рынка, талантов, интернационализации технологий и планов развития транснационального бизнеса.

8. Поддерживать предприятия в проведении многонациональных операций в различных формах и областях, а именно в приобретении зарубежных профессиональных производителей, брендов, технологий и маркетинговых сетей посредством трансграничных слияний и поглощений. Поддерживать предприятия в создании и приобретении научно-исследовательских институтов за рубежом и продвигать модернизацию отечественных продуктов и технологий с помощью зарубежных технологических инноваций [13]. Поддерживать предприятия в создании зарубежных производственных и перерабатывающих баз, надлежащим образом переносить производственные связи со сравнительными преимуществами и избыточными производственными мощностями, а также использовать факторы зарубежного производства для достижения диверсификации происхождения.

9. Повышение уровня управления транснациональными операциями предприятия и предотвращения рисков. Содействовать предприятиям в усилении предварительной оценки рисков, демонстрации технико-экономических обоснований, мониторинга процесса реализации проектов и разработки плана распределения и передачи рисков, а также совершенствования механизма предотвращения и контроля инвестиционных и управленческих рисков. Поддерживать зарубежные инвестиционные компании в реализации стратегий «локализации», эффективно использовать местную политику, средства и управленческие таланты для выполнения своих местных социальных обязательств.

10. Повышение уровня кластерного развития зарубежных предприятий. На основе продвижения строительства существующих зарубежных зон экономического и торгового сотрудничества. Зоны экономического и торгового сотрудничества позволят активно добиваться преференциальной политики со стороны принимающей страны и направлять предприятия на вход в парк для развития агломерации.

11. Использование преимуществ уникального местоположения, прилегающих к Гонконгу и Макао. Поддержка предприятий в данных провинциях позволит в полной мере использовать их накопленный международный деловой опыт, таланты и управленческие преимущества, расширить бизнес-операции на зарубежные рынки и обеспечить сотрудничество. С нашей точки зрения, к перспективным провинциям стоит отнести Гуандун, Юэсю, Шенье, Наньюэ.

12. Упростить процедуры выезда персонала зарубежных инвестиционных предприятий за границу. Упростите процедуры утверждения для транснациональных предприятий, выезжающих за границу для ведения бизнеса, и поддержите персонал предприятия, который отвечает требованиям проекта и отвечает соответствующим условиям, чтобы подать заявку на одноразовое разрешение, действительное

несколько раз в год для документов, подтверждающих выезд за границу.

13. Усиление финансовой и налоговой политики поддержки транснациональных

предприятий. Усилить руководство и поддержку финансовых фондов. Добросовестно реализовывать государственную политику стимулирования иностранных инвестиций и сотрудничества и активно поддерживать предприятия в подаче заявок на соответствующие национальные фонды специальной поддержки.

17. Усилить поддержку политики финансирования и повышения кредитного качества транснациональных операций предприятий. Поощрять финансовые институты к поддержке предприятий в финансировании транснациональных операций.

18. Укрепление корпоративного финансирования и услуг по повышению кредитного качества транснациональных операций. Изучите способы увеличения кредита для инновационных компаний, чтобы они «вышли на мировой рынок», и используйте гарантии третьих лиц, страхование и кредитные резервы для расширения возможностей корпоративного финансирования.

19. Содействовать облегчению расчетов предприятий и распределению капитала для транснациональных операций. Активно осуществлять пилотные проекты прямых иностранных инвестиций в юанях, поддерживать предприятия в проведении трансграничной торговли и расчетов по инвестициям в юанях и расширять трансграничное использование юаней. Поддерживать банки в активном развитии кредитного бизнеса в юанях для зарубежных проектов, предоставлять переводы денежных средств и другие сопутствующие услуги для трансграничных кредитов в юанях.

20. Усиление гарантии обслуживания зарубежных инвестиций предприятий. Улучшить механизм государственных гарантий для предотвращения рисков зарубежных инвестиций и защиты безопасности. Дальнейшее совершенствование механизма совместных встреч для обеспечения безопасности иностранного персонала и учреждений, улучшение механизма реагирования на чрезвычайные ситуации за рубежом и сотрудничество с государством в предупреждении о рисках, выпуске информации, передаче персонала и сохранении активов.

21. Активно развивать и внедрять таланты транснационального бизнеса. Ускорение подготовки транснационального управленческого и профессионального технического персонала с помощью различных методов, таких как сотрудничество в действующих школах, профессиональная подготовка и обучение на рабочем месте. Организуйте деятельность по международному обмену талантами «Going Global» и увеличьте набор зарубежных специалистов. В полной мере задействовать роль провинции как «универсальной» сервисной платформы для внедрения талантов высокого уровня и вернувшихся иностранных

студентов, а также открыть зеленый канал для внедрения зарубежных специализированных талантов.

22. Усиление правовой защиты и защиты интеллектуальной собственности и услуг. Развивайте и развивайте юридические фирмы и организации, занимающиеся вопросами интеллектуальной собственности, которые предоставляют услуги для зарубежных инвестиций предприятий, а также предоставляют юридические услуги и услуги в области интеллектуальной собственности для предприятий, чтобы они «выходили на мировой рынок».

23. Ускорить совершенствование системы посреднических услуг для предприятий, чтобы

«выйти на мировой уровень». Опираясь на каналы сбора данных и методы технического анализа национальных финансовых институтов, связанных с внешней политикой, он предоставляет такие услуги, как кредитные расследования, кредитный рейтинг, анализ отраслевых рисков, информацию по конкретной стране, а также консультации по управлению кредитами и обучение для зарубежных инвестиций предприятий.

Исходя из представленных выводов построим схему механизма устойчивого развития транснациональных корпораций, раскрывающую направления развития транснациональных корпораций в условиях ограничительных мер.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

РАЗВИТИЕ ПРОГРЕСС ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

О i> 1>

Формирование инвестиционной

экосреды

Сервисная платформа для зарубежных инвеепшнй

ОЦЕНКА ВНУТРЕННИХ Н ВНЕШНИХ ОПЕРАЦИЙ

УПРАВЛЕНИЕ

РИСКАМИ

КЛАСТЕР! Ю Е РАЗВИТИЕ

ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИИ

Государственное содействие расширению Ii развитию местных предприятии Усиленно финансовой п налоговой политики поддержки Упрощение процедуры выезда персонала jta границу Cti ! м \ л и рован пс финансовых институтов к поддержке ТНК

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ИДЕОЛОГИЯ ТНК*

Рис. 3 Механизм устойчивого развития транснациональных корпораций

Заключение. Предложенные рекомендации следует использовать комплексно, что позволит нарастить количество китайских ТНК и выявить наиболее перспективные и жизнеспособные. Государственная поддержка малых и средних предприятий, совершающих большое число транснациональных операций, по нашему мнению, поспособствует благоприятному выходу страны из кризиса, связанного с распространением коронавирусной инфекции.

Библиографический список

1. Анализ ответственности транснациональных корпораций за охрану окружающей среды : сайт / Papers Network. - Пекин : 2018. - . - URL: https://www.lunwendata.com/thesis/2018/124997.html (дата обращения 24.11.2020). Режим доступа: свободный. - Текст : электронный.

2. Джи, Хун Транснациональные компании: позитивные факторы устойчивого развития Китая. China News Weekly. 2017. URL: http://finance.sina.com.cn/economist/jingjiguancha/20070323/16143435626.shtml(дата обращения: 02.12.2020).

3. Калашников, Д.Б. Практика развития экспорта китайскими ТНК / Д.Б. Калашников. - Текст : электронный // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №3. - С. 75-86. (дата обращения: 02.12.2020).

4. Клипин, А. О. Механизм импортозамещения в машиностроительном комплексе в формате промышленного кластера / А. О. Клипин, Г. М. Берегова, А. Ф. Шуплецов - Текст : электронный // В сборнике: Перспективы развития фундаментальных наук. Сборник научных трудов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Подл редакцией И.А. Курзиной, Г.А. Вороновой. - 2019. - С. 87-89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42741531 (дата обращения: 02.12.2020).

5. Крикливец, А. А. Значение деятельности ТНК в России и за рубежом / А. А. Крикливец. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2019. - № 7 (245). - С. 36-38. URL: https://moluch.ru/archive/245/56546/ (дата обращения: 02.12.2020).

6. Ли, Ли Выбор стратегии экологической деятельности многонациональной корпорации / Ли Ли - Текст : электронный // Журнал Юньнаньский университет финансов и экономики. - 2019. - С 26-29. URL: https://wap.cnki.net/touch/web/Article/10689-2009058327.nh.html (дата обращения: 02.12.2020).

7. Лучко, М.Л. Китайский ТНК на мировом инвестиционном поле / М.Л. Лучко - Текст : электронный // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - Т. 61. - №9. - С. 45-53. URL: https://www. imemo. ru/publications/periodical/meimo/archive/2017/9 -t-61/china-domestic-and-foreign-policies/chinese-transnational-corporations-at-the-world-investment-field (дата обращения: 02.12.2020).

8. Пан, Цин В условиях эпидемии транснациональные компании ускорили свое присутствие на «онлайн-рынке» Китая. Информационное агентство Синьхуа. 2020. URL: http://www.xinhuanet.com/fortune/2020-03/10/c_1125692622.htm (дата обращения: 02.12.2020).

9. Паньков, В.С. Глобализация экономики: некоторые дискуссионные вопросы / В.С. Паньков -Текст : электронный // Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности. - 2008. - №1. - С. 221245. URL: https://www.studmed.ru/pankov-vs-globalizaciya-ekonomiki-nekotorye-diskussionnye-voprosy_d895e1ea9d4.html (дата обращения: 02.12.2020).

10. Питер, С. Гудман Как эпидемия коронавируса повлияет на мировую экономику / С. Гудман Питер -Текст : электронный // NYTimes. - 2020. - №7 . - URL: https://cn.nytimes.com/business/20200204/sars-coronavirus-economic-impact-china (дата обращения: 02.12.2020).

11. Хэ, Шуцюань Превращайте кризисы в возможности и твердо поддерживайте свободную торговлю и стабильную работу глобальных цепочек создания стоимости / Хэ Шуцюань, Чжан Вантинг, Ван Цзинцин -Текст : электронный // Guangming Net-Academic Channel. 2020. URL: https://www.gmw.cn/xueshu/2020-04/17/content_33747965.htm (дата обращения: 02.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Чжао, Цзин Анализ ослабления социальной ответственности транснациональных корпораций в Китае / Цзин Чжао - Текст : электронный // Chinaacc. - 2011. - URL: http://www.chinaacc.com/new/287_296_201103/31wa1105488160.shtml (дата обращения: 02.12.2020).

13. Чжоу, Тяньун Динамика деятельности мировых транснациональных компаний / Тяньун Чжоу - Текст : электронный // Китайская международная ассоциация продвижения транснациональных компаний. -2020. -URL: http://www.cicpmc.org/information_view.aspx?nid=34&typeid=50020&id=1494 (дата обращения: 02.12.2020).

14. Шелухин, А. А. Особенности деятельности транснациональных корпораций Китая по слияниям и поглощениям / А. А. Шелухин - Текст : электронный // Проблемы современной экономики. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности. - 2020. - №6. - С. 86-89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-transnatsionalnyh-korporatsiy-kitaya-po-sliyaniyam-i-pogloscheniyam (дата обращения: 02.12.2020).

15. Яохуа, Сун Корпоративная социальная ответственность транснациональных корпораций: статус-кво и стратегия продвижения / Сун Яохуа, Ван Минсянь, Ван Цян. - Текст : электронный // Достижения в области социальных наук. 2018. - Т. 7. - №9. - С. 5. URL: https://image.hanspub.org/Html/7-2391238_26752.htm (дата обращения: 02.12.2020).

16. Klipin, A. O. Problems and prospects of import substitution in the construction industry of the region / G. M. Beregova, A. O. Klipin, A. F. Shupletsov. - Текст : электронный // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. New Technologies and Special-Purpose Development Priorities. - 2019. - URL: https://www.researchgate.net/publication/337615077_Problems_and_prospects_of_import_substitution_in_the_constru ction_industry_of_the_region (дата обращения: 21.11.2020)

References

1. Analysis of the responsibility of transnational corporations for environmental protection: website / Papers Network. - Beijing: 2018.

2. Ji Hong Multinational companies: positive factors of China's sustainable development. [Multinational companies: positive factors of China's sustainable development] China, 2017.

3. Kalashnikov D. B. Praktica razvitiya exporta kitayskimi TNCs [Export Development Practices by Chinese TNCs]. Moscow, 2019, 75-86 p.

4. Klipin A. O. Mehanism importozamesheneya v mashinostroitelnom komplekse v formate promislenogo klastera [Mechanism of import substitution in the machine - building complex in the format of an industrial cluster]. Switzerland, 2019. 87-89 p.

5. Kriklivets A. A. Znachenie deyatelnosti TNC v Rossii i za rubezhom [The significance of TNK activities in Russia and abroad]. Kazan, 2019, 36-38 p.

6. Li Li Vibor strategii ecologicheskoy deyatelnosti mnogonazionalnoy korporazii [Choosing a strategy for environmental activities of a multinational corporation]. Beijing, 2019, 26-29 p.

7. Luchko M. L. Kitayskii TNC na mirovom professionalnom pole [Chinese TNC in the global investment field]. Moscow, 2017, 45-53 p.

8. Pan Qing In the context of the epidemic, multinational companies have accelerated their presence in the" online market" of China [In the context of the epidemic, multinational companies have accelerated their presence in the" online market" of China]. Beijing, 2020

9. Pankov V. S. Globalizaciya economiki: necotorie diskusionnue voprosi [Globalization of the economy: some discussion questions]. Moscow, 2008, 221-245 p.

10. Peter S. Goodman Kak epidemiya coronavirusa povliyaet na mirovuyu economicu [As the epidemic of the coronavirus will affect the world economy]. New York, 2020.

11. He Shuquan Prevrashaite krizisi v vozmojnosti I tverdo podderzhivaite svobodnuyu torgovly I stabilnuyu rabotu globalnih cepochek sodaniya stoimosti [Turn crises into opportunities and firmly support free trade and stable operation of global value chains]. Beijing, 2020.

12. Zhao Jing Analiz oslableniya socialnoy otvetstvennosti transnazionalnih corporazii [Analysis of the weakening social responsibility of multinational corporations in China]. Beijing, 2011.

13. Zhou Tianjun Dinamica deyatelnosti mirovih transnacionalnih companii [Dynamics of the global activities of transnational companies]. Beijing, 2020.

14. Shelukhin A. A. Osobennosti deyatelnosti transnacionalnih corporacii Kitaya po sliyaniyam I poglosheniyam [Features of the activities of China's transnational corporations in mergers and acquisitions]. Saint-Petersburg, 2020. 86-89 p.

15. Yaohua Sun Korporativnaya socialnaya otvetstvennost transncionalnih corporacii: status-kvo I strategiya prodvizheniya [Corporate social responsibility of multinational corporations: status quo and promotion strategy]. Beijing, 2018, 5 p.

16. Klipin A. O. Problems and prospects of import substitution in the construction industry of the region [Problems and prospects of import substitution in the construction industry of the region]. Irkutsk, 2019, 11 p.

FORMATION OF A MECHANISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRANSNATIONAL

CORPORATIONS

Li Shuanshuang,

postgraduate student of the Department of Management of the Federal state budgetary educational institution of higher education «Irkutsk national research technical university»

Abstract. The article deals with transnational corporations, whose role is determined not only by the formation of the mechanism of evolution of the international division of labor, but also contributing to the deepening and expansion of the international division of labor in terms of knowledge, value chain and market. Developed countries have intentionally or unintentionally exploited this internal link between transnational corporations and the international division of labor, thereby establishing the dominant position of transnational corporations in developed countries in the current system of international division of labor. Based on this, China should vigorously develop multinational companies and actively use the international division of labor system to fully exploit China's comparative advantages and international competitive advantages to achieve the goal of promoting China's industrial development. Within the framework of the article, recommendations are developed that will increase the competitive advantages of local companies that perform a large number of transnational operations. The implementation of the concept of scientific development, the definition of development goals and the strengthening of macro-management and strategic planning are among the key ones. It is proposed to create an investment eco-environment, improve the system for evaluating the operations of multinational enterprises and create a comprehensive service platform for foreign investment. On the part of the state, it is necessary to expand and develop local enterprises, support enterprises in establishing and acquiring research institutes abroad and promote the modernization of domestic products and technologies, simplify the procedures for the departure of personnel of foreign investment enterprises, strengthen the financial and tax policy of supporting transnational enterprises, support the financing policy and improve the credit quality of transnational operations. Within the framework of the mechanism, it is proposed to increase the level of cluster development of foreign enterprises, to use the advantages of a unique location. A more detailed description of the proposed recommendations is reflected in the article.

Keywords: transnational corporations, support measures, foreign direct investment, international division of labor; globalization.

Сведения об авторе

Ли Шуаншуан - аспирант кафедры «Менеджмент» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Игошина, д 5/1), e-mail: dmitelov94@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.