Научная статья на тему 'Основные этапы развития транснациональных компаний Китая'

Основные этапы развития транснациональных компаний Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1224
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РЕФОРМЫ / ВТО / ПРАВИТЕЛЬСТВО КНР / ЮНКТАД / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КИТАЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / GOVERNMENT AUTHORITIES / REFORMS / WTO / CHINA'S GOVERNMENT / UNCTAD / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CHINESE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Шуаншуан

В статье изучены основные этапы развития транснациональных корпораций в период проведения государственных реформ Правительством Китая. Разобраны временные промежутки становления и укрепления транснациональных компаний в КНР. Отображены роли государственных органов управления в структуре промышленной политики страны. Рассмотрены современные рыночные механизмы управления транснациональными компаниями. Обобщены меры, направленные на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий приоритетных отраслей, а также оценен уровень влияния китайских компаний на зарубежных рынках. Обоснованы принципы, способствующие увеличению экспорта собственной выпускаемой продукции на международных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic stages in the development of transnational corporations in China

The article examines the basic stages in the development of transnational corporations in China under state reforms. The time intervals for the establishment and strengthening of transnational corporations in China are analyzed. The role of government authorities in the country’s industrial policy is highlighted. The current market mechanisms for managing multinational companies are considered. Measures aimed at improving the competitiveness of industrial enterprises in the priority sectors are summarized, and the share of Chinese companies in foreign markets is assessed. The principles that promote exports of goods of their own production to international markets are substantiated.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития транснациональных компаний Китая»

Основные этапы развития транснациональных компаний Китая

УДК 339.94 (510) ББК 65.298 (5Кит) Л-550

Ли Шуаншуан (КНР),

Институт экономики, управления и права (664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83), кафедра менеджмента - аспирант, e-mail: malex1j@yandex.ru

Аннотация

В статье изучены основные этапы развития транснациональных корпораций в период проведения государственных реформ Правительством Китая. Разобраны временные промежутки становления и укрепления транснациональных компаний в КНР. Отображены роли государственных органов управления в структуре промышленной политики страны. Рассмотрены современные рыночные механизмы управления транснациональными компаниями. Обобщены меры, направленные на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий приоритетных отраслей, а также оценен уровень влияния китайских компаний на зарубежных рынках. Обоснованы принципы, способствующие увеличению экспорта собственной выпускаемой продукции на международных рынках.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, органы государственной власти, реформы, ВТО, Правительство КНР, ЮНКТАД, внешнеэкономическая деятельность, китайские предприятия.

Basic stages in the development of transnational corporations in China

The article examines the basic stages in the development of transnational corporations in China under state reforms. The time intervals for the establishment and strengthening of transnational corporations in China are analyzed. The role of government authorities in the country's industrial policy is highlighted. The current market mechanisms for managing multinational companies are considered. Measures aimed at improving the competitiveness of industrial enterprises in the priority sectors are summarized, and the share of Chinese companies in foreign markets is assessed. The principles that promote exports of goods of their own production to international markets are substantiated.

Keywords: transnational corporations, government authorities, reforms, WTO, China's government, UNCTAD, foreign economic activity, Chinese enterprises.

11 - 2019 Российский внешнеэкономический вестник

Li Shuangshuang (PRC),

Institute of Economics, Management and Law (664074, Russia, Irkutsk, 83 Lermontov St.), Department of Management - Postgraduate Student, e-mail: malex1j@yandex.ru

Abstract

В период проведения государственных реформ в условиях либерализации китайской экономики, Правительству Китая удалось сохранить долю государственного управления в деятельности транснациональных компаний. Высшее руководство Китайской Народной Республики (далее - КНР) осознавало ключевую роль транснациональных корпораций в развитии инновационных технологий, поддержке юаня, рациональном использовании материальных и нематериальных ресурсов, при этом усиливают свое влияние на международной арене. Отметим, что данные условия особо влияют на экономическое развитие Китая и в будущей перспективе способствуют укреплению лидерских позиций. Особый интерес государственных органов власти связан с активным участием транснациональных компаний в развитии промышленности исключительно собственными силами. Согласно статистическим данным, на период 1999-2000 гг. около 450 компаний Китая находились в государственной собственности 1. При этом доля предприятий с долей коллективного владения составило приблизительно 32 фирмы, причем в частной собственности была только одна.

Согласно изученным источникам установлено, что активное развитие транснациональных компаний наиболее тесно связано с мировыми геоэкономическими процессами уже в течении XX-го века. Транснациональные компании оказывают значительное воздействие не только на национальную, но и глобальную экономику, в форме распределения товаров и услуг, создания новых рабочих мест, максимизации прибыли, приобретения новых компетенций и знаний. Согласно мнению ряда ученых, к числу которых следует отнести Панькова В.С., определяющего значительную роль корпораций на мировой арене на период 1980-1990 гг. [4, с. 222]. Поэтому следует учесть, что их влияние укрепляется с каждым десятилетием.

Что касается первых шагов формирования транснациональных компаний в Китае, то начало было положено еще в 1950-1960-е гг., в процессе становления КНР. Стремительное развитие стало наблюдаться в виде роста числа объединенных компаний различных отраслей, а именно: грузовой транспорт (железнодорожный, грузовой и т.д.), торговля и строительство [2, ^ 47]. Наряду с этим устанавливались кооперационные связи с зарубежными компаниями, специализирующимися в сфере финансов. Причем следует учесть, что политика КНР включала в себе именно государственный тотальный контроль над создаваемыми вновь компаниями, при этом крупная доля китайских предприятий придерживалась концепции заимствования современных технологий, запатентованных в СССР. Главной особенностью данной концепции являлось соблюдение прав и обязательств в рамках договора о сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи. Но в период конца 1960-х гг. большая доля действующих программ взаимной поддержки с зарубежными компаниями были полностью закрыты в связи с ухудшением межгосударственных отношений [3, а 76].

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2019

В ходе глобальных трансформаций в национальной экономике (1978 г.) начали проводиться политические и экономические реформы в области механизмов инвестирования в хозяйственную деятельность транснациональных корпораций [5, c. 86]. Результатом проводимых реформ стал огромный скачок в сторону перехода от социалистического строя к капиталистическому, а именно в сфере экономики. Государственный совет КНР принимал ответственные и верные управленческие решения с целью создания «новоиспеченных» компаний за рубежом. Большинство китайских предприятий стали строить тесные торговые отношения с зарубежными партнерами, причем активно открывались представительства за границей. Наблюдалась неординарная ситуация, когда вновь открытым компаниям за рубежом требовались разрешения от государства, и каждый отдельный случай утверждался с Государственным советом КНР. На тот период число предприятий, функционирующих за рубежом, имело особо низкую долю, но при этом совокупный объем инвестиций ограничивался централизованным управлением. Наиболее крупная часть китайских предприятий, работающих за рубежом, имела представительства в Макао, Гонконге и Тайване. Принцип функционирования данных предприятий заключался в участии в международном разделении труда за счёт экспорта собственной продукции с целью перепродажи в рамках объединенных предприятий за границей.

В число самых первых китайских транснациональных компаний вошла «Friendship store» (с кит. ^вЙЙ^»), территориально расположенная в окрестностях Пекина2. В ноябре 1979 г. на территории Японии ею была создана совместная компания «Kyova» (с яп. «^^ПИТ»), что поспособствовало стремительному развитию инвестиционных процессов [6]. Основным видом деятельности являлось открытие сети ресторанов китайской кухни в Токио, а также продажей оборудования для китайской пищевой промышленности. К наиболее ярким примерам создания транснациональных предприятий на тот период относится китайская логистическая компания «Oбъeдиненные морские международные перевозки», созданная вместе с Гонконгской корпорацией региональных и всемирных перевозок и Китайской фрахтовой компанией. Представительство располагалось в Гонконге и на Бермудских островах.

Для изучения основных этапов развития транснациональных корпораций в Китае вернемся в 1970-1980-е гг. Начиная с периода проведения государственных реформ (1978-1880 гг.) до сегодняшних дней процесс перехода к рыночным механизмам длится уже около 30 лет [4, c. 223]. Особую роль в наращивании инвестиционных ресурсов в другие страны утвердило Министерство внешней торговли КНР на период 1985-1986 гг. Составлен и утвержден перечень правил, регламентирующий процесс внешнеэкономической деятельности, что позволило открыть доступ к зарубежным рынкам для большинства отечественных компаний. В перечень мероприятий по поддержке деятельности предприятий входило упрощение

11 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

бюрократических процедур, при этом ключевым условием являлось наличие стабильных источников дохода и надежного партнера за границей. При закрытии сделок общей суммой менее 1 млн долларов компаниям удавалось не предоставлять различного рода отчетов для местных органов государственной власти. В совокупности данные меры вызвали рост объёмов иностранных инвестиций из Китая более чем в 8 раз по сравнению с 1986-1991 гг., а именно достичь общего оборота в 1431 млн долларов 2. Поддержка транснациональных корпораций Китая широко распространилась на такие отрасли, как: добыча и переработка энергоресурсов, металлургия, медицина, транспорт, строительство промышленных объектов и др. Поэтому выявилось направление, ориентированное на зарубежные рынки крупных и средних предприятий. В список данных предприятий входила металлургическая компания «Shougang Corporation» (с кит. «W^IHf^^^»)2, успешная деятельность которой распространялась на внутреннем рынке Китая [9]. Данное предприятие начало свою внешнеэкономическую деятельность только в феврале 1985 года, где ею был профинансирован ряд проектов за границей. Объем вложенных средств составил более 1 млн долларов и был направлен на распространение в Макао, Гонконге, Индонезии, Индии, Малайзии, а также в США и Швейцарии.

В ходе проведения реформ встречались и различного рода ситуации, противоречащие направлению политики страны. В 1989 г. произошел инцидент, который был предотвращен властями. На площади Тяньаньмэнь собралось огромное количество жителей крупных городов, которые выступали за регулирование высокой инфляции, против имеющегося на тот момент высокого уровня коррупции, а также нереализованных планов улучшения социальных условий. Особенно много людей вышло в центре Пекина с демонстрациями протеста, которые были устранены вооруженными силами, приведшими к сотням человеческих жертв. При этом после определенного промежутка времени процесс реализации государственных реформ снова возобновился.

В период 1970-1990 гг. Дэн Сяопин предпринимал решительные шаги в усовершенствовании экономических и социальных реформ. В течение визита по провинциям Китая Дэн Сяопин посетил специальные экономические зоны и решил активно поддерживать данное направление, учитывая их практичность и перспективность. В дальнейшем было принято решение на XIV-м Конгрессе КПК осуществить переход к «социалистической рыночной экономике» [7].

Период реформ при Дэн Сяопине характеризовался преемственностью с заложенными ранее фундаментальными основами. Произошедшие изменения отражали новые потребности для дальнейшего роста. Была окончена политика «двойного подхода», осуществлена рецентрализация фискальных ресурсов, ужесточена макроэкономическая политика. Создав устойчивую макроэкономическую базу, руководство переключилось на правовую и административную реструктуризацию ключевых секторов рынка, а именно банковской системы, налоговой системы, системы корпоративного управления.

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2019

В экономике КНР происходили структурные изменения, связанные с приспособлением и привыканием к имеющимся на современном этапе факторам рыночного влияния. Нами замечено, что в ходе реализации процесса реформирования, возникали ряд трудностей и проблем, но, несмотря на это руководству страны удалось развить экономику КНР до глобальных масштабов, конкурирующей по объему ВВП с более развитыми странами. В период 1990-1997 гг. КНР удалось безболезненно преодолеть барьеры и плавно перейти от командно-административной экономики к рыночным механизмам [5, с. 87]. Но и на современном этапе наблюдается продолжение процесса перехода, т.к. большинство рыночных институтов преодолели первоначальный этап развития, а государство усиливает свою роль над приоритетными отраслями экономики.

На современном этапе замечается существенное укрепление транснациональных компаний на лидерских позициях на международной арене, что дает огромный скачок к развитию инноваций. Согласно официальным докладам Конференции ООН по торговле и развитию (далее - ЮНКТАД)1, на сегодняшний день функционирует около 77 тыс. транснациональных компаний, при этом из них 2,5 тыс. компаний оказывает активное воздействие на международную деятельность [6]. Согласно проводимым анализам представляемых в докладах ЮНКТАД, возможно определить тренды становления транснациональных корпораций, а также выявить уровень влияния мировых экономических кризисов 1. Согласно открытым источникам установлено, что влияние транснациональных корпораций охватывает около 1/2 от промышленного производства всего миры, около 80% составляет торговля сырьем, и 70% от общего объема - оборот патентами, лицензиями и технологиями [7].

Наряду с положительными качествами транснациональных корпораций существуют и отрицательные качества с возможными угрозами. К примеру, в период 2000-2010-е гг. отмечается активная деятельность транснациональных компаний, которые полностью или частично принадлежат государству. Данные факторы оказывают излишнюю степень нагрузки на поддержание государственной безопасности в тех государствах, которые принимают у себя на территории иностранные корпорации. Отрицательная сторона интеграции транснациональных компаний в структуру местной экономики заключается в возникновении всесторонней конкуренции с местными ключевыми отраслями страны. Наиболее ярким примером данного обстоятельства является аннулирование договора между крупной металлургической компании Китая Aluminum Corporation of China Limited (кит. «ФШ 1пФ»), целью которой было увеличение доли в горно-металлургической компании Rio Tinto3. В процессе увеличения темпов прироста инвестиций транснациональными компаниями, чья крупная доля принадлежит государству, наблюдается возрастание напряженности, которая связана с низкими показателями корпоративного управления и безответственностью к социально-экономическим и экологическим проблемам. Более явно данная тенденция наблюдается в таких отраслях,

11 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

как добыча и переработка полезных ископаемых, агропромышленный комплекс и сельское хозяйство. С целью улучшения прозрачности в корпоративном управлении следует строго придерживаться соблюдение стандартов МСФО, а также аудиторского учёта. Контроль над деятельностью транснациональными корпорациями осуществляют такие организации, как Организация экономического сотрудничества и развития и ЮНКТАД, чьи разработки связаны с Директивами для транснациональных компаний и Инициативой о глобальной отчетности 1.

К одним из ключевых критериев современного этапа реформ стало вступление КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО), что позволило сформировать новые приоритеты в освоении международного рынка. Современный этап развития также стал тем временем, когда Правительство страны, а также транснациональные компании Китая начали разрабатывать стратегии глобальной экспансии в виду насыщающегося национального рынка, необходимости поддерживать существующие темпы экономического роста, а также продвижения основных государственных интересов на мировом уровне.

В рамках данной статьи удалось показать, что выход на международные рынки стал правильным продолжением успешных реформ, осуществляемых органами государственной власти с целью создания «социалистической рыночной экономики». С тех пор как в 1999 г. была принята стратегия выхода на внешние рынки (кит. транснациональные корпорации последовательно оценивали и

выстраивали соответствующие меры.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 UNCTAD. "UNCTAD World investment report" 2018. Электронный ресурс: http://www. unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2011-Full-en.pdf (дата обращения: сентябрь 2019 г.)

2 China Going Global Investment Index. Available at: http://www.eiu.com/public/topical_ report.aspx?campaignid=ChinaGoin gGlobal (accessed 20.10.2019)

3 The Fortune 2018 Global 500. Available at: http://beta.fortune.com/global500/list/ filtered?hqcountry=China (accessed 20.10.2019).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Бобков И.О. Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК / Монография. 2015. С 66.

2. Лучко М.Л. Китайский ТНК на мировом инвестиционном поле // Мировая экономика и международные отношения. - 2017 - том 61, №9, с. 45-53

3. Калашников Д.Б. Практика развития экспорта китайскими ТНК / Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. №3. С. 75-86.

4. Паньков В.С. Глобализация экономики: некоторые дискуссионные вопросы / Журнал Личной, Национальной и Коллективной Безопасности. - №1. - 2008. - С. 221-245.

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2019

5. Шелухин А. А. Особенности деятельности транснациональных корпораций Китая по слияниям и поглощениям / Проблемы современной экономики. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности. - С. 86-89.

6. Lee M. China's Tech Giant Huawei Leads the Charge for New Patents. March 18, 2016. Available at: http://www.forbes.com/ sites/melanieleest/2016/03/18/chinas-tech-giants-chase-patent-dreams/#2a6dbf772186 (accessed 18.10.2019).

7. Zedtwitz, Max von. «Managing Foreign R&D in China» 2017. Электронный ресурс: http://is.jrc.ec.europa.eu/pages/ISG/PREDICT/documents/3ZedtwitzMggRnDinChinaEUICT-BrusselsbyZedtwitz20110217.pdf. 20December2016

BIBLIOGRAFIYA:

1. Bobkov I.O. Osnovnye etapy i problemy razvitiya kitajskih TNK / Monografiya. 2015. S

66.

2. Luchko M.L. Kitajskij TNK na mirovom investicionnom pole // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - 2017 - tom 61, №9, s. 45-53

3. Kalashnikov D.B. Praktika razvitiya eksporta kitajskimi TNK / Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2019. №3. S. 75-86.

4. Pan'kov VS. Globalizaciya ekonomiki: nekotorye diskussionnye voprosy / ZHurnal Lichnoj, Nacional'noj i Kollektivnoj Bezopasnosti. - №1. - 2008. - S. 221-245.

5. Sheluhin A.A. Osobennosti deyatel'nosti transnacional'nyh korporacij Kitaya po sliyaniyam i pogloshcheniyam / Problemy sovremennoj ekonomiki. Ekonomicheskaya globalizaciya i problemy nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti. - S. 86-89.

6. Lee M. China's Tech Giant Huawei Leads the Charge for New Patents. March 18, 2016. Available at: http://www.forbes.com/ sites/melanieleest/2016/03/18/chinas-tech-giants-chase-patent-dreams/#2a6dbf772186 (accessed 18.10.2019).

7. Zedtwitz, Max von. «Managing Foreign R&D in China» 2017. Elektronnyj resurs: http:// is.jrc.ec.europa.eu/pages/ISG/PREDICT/documents/3ZedtwitzMggRnDinChinaEUICTBrussels byZedtwitz20110217.pdf. 20December2016

11 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.