направлений. Тем самым величина экономической прибыли, ожидаемой от того или иного решения стратегического характера, будет более точно отражать влияние этого решения на общий риск предприятия.
Однако сумма предельного капитала, размещенного по подразделениям, всегда будет меньше имеющегося у банка капитала, а экономическая прибыль отдельных подразделений в сумме будет превышать экономическую прибыль всей организации. Оставшийся неразмещенным капитал не является избыточным, а выполняет функцию резерва против положительных корреляций в рентабельности между отдельными направлениями деятельности [6]. Теоретически это может привести к такой ситуации, когда все подразделения смогут обеспечить положительную экономическую прибыль на размещенный предельный капитал, в то время как банк в целом будет иметь нулевую или даже отрицательную экономическую прибыль.
Государственное управление экономикой в настоящее время направлено на иерархическое по структуре, прямое и непосредственное регулирование деятельности предприятий и организаций только в пределах исключительной компетенции государства. Важным элементом этого регулирования, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, является разграничение полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Непосредственная деятельность хозяйствую -щих субъектов самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованными методами с обязательным законодательным их обеспечением. Поэтому отраслевое управление, сложившееся в 90-е гг. прошлого столетия, имеет организационно-экономический механизм, в большей степени способный отражать законодательные положения, чем обеспечивать эффективное управление.
Это обстоятельство не позволило своевременно учитывать специфические особенности стро-
Используя для анализа перечисленные методы можно получить необходимое представление о том, в какой области следует дальше двигаться руководству банка для достижения поставленных целей. Какие направления следует стремительно развивать дальше, а какие заменить или снизить их объем.
Литература
1. Касимов Ю. Ф. Основы теории оптимального портфеля. М. 1998.
2. Лобанов А. А. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. М., 2003.
3. Первозванский А. А., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчет и риск. М., 2000.
4. Уотшем Т. Дж. , Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
5. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М., 1998.
6. Фрост С. М. Настольная книга банковского анали-тика//Деньги, риски и профессиональные приемы. 2006.
ноября 2006 г.
ительной отрасли и обоснованность этапов ее развития в условиях рыночной экономики.
В настоящее время использование понятия объекта государственного управления «строительная отрасль» не полностью отражает сущность реальных экономических отношений. Понятие «строительный комплекс» более соответствует современному пониманию объекта государственного управления. Вместе с тем общеизвестное определение строительного комплекса как совокупности (совокупной деятельности) строительно-монтажных организаций, предприятий промышленности строительных конструкций, деталей и материалов, баз эксплуатации и технического обслуживания строительных машин, а также про-ектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, работающих в сфере строительства, — всех форм собственности и уровней управления, не в полной мере отражает многоцелевое и многофункциональное его назначение. В такой практике оно в значительной степени дублирует понятия «отрасль» и «экономическая деятельность» и создает видимость целостности системы отраслевого управления.
Ставропольский государственный аграрный университет_14
УДК 658.3
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2007 г. А.М. Эсетова, O.A. Омаров, Д.С. Шихалиева
Экономическая деятельность как процесс есть сочетание действий, приводящих к получению определенной номенклатуры (ассортимента) продукции, т. е. объединение ресурсов (оборудование, рабочая сила, технология, сырье и материалы) и производственного цикла для создания конкретных товаров и услуг.
Отрасль экономики есть нормативно определенная совокупность предприятий и организаций, осуществляющих организационно и технологически взаимосвязанные виды экономической деятельности в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства в определенной продукции и услугах, обеспечении его стратегического развития и необходимого уровня безопасности. Структуризация видов работ, предприятий, организаций (и их объединений) и порядок их отнесения к строительной отрасли позволяют прийти к выводу об интеграционном представлении понятия о строительной отрасли.
В формируемой рыночной системе экономических отношений в России на отраслевом и межотраслевом макроэкономическом уровне строительная деятельность в широком смысле стоит значительно шире понятия отрасли «строительство».
Важную роль при этом в вопросах деятельности в большей степени играет не создание конкретных товаров и услуг, а организация процесса по ее формированию и развитию с вовлечением общественных структур в инвестиционно-строительную сферу, включая науку и научное обслуживание, органы управления.
Решение проблемы по развитию федерально-территориальной системы управления инвестиционно-строительной деятельностью вызывает необходимость в конкретизации понятий «отрасль» и «вид деятельности» как объекта государственного управления.
Для описания экономики в настоящее время действует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и утвержден постановлением Госстандарта от 6 августа 1993 г. № 17 в рамках Государственной программы перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики. В нем в соответствии с требованиями рыночной экономики учтены рекомендации Статистической комиссии ООН.
В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация и международный Классификатор основных продуктов. Структура классификации видов экономической деятельности ОКДП организована так, чтобы объекты классификации (виды деятельности) включали все или почти все виды деятельности, осуществляемые в какой-либо от-
расли. При этом группировки видов экономической деятельности по наименованию совпадают с группировками предприятий, образующих отрасль, которым присущи эти виды экономической деятельности. В указанном смысле отрасль можно представить как сумму различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов экономической деятельности, ориентированных на выпуск определенной продукции, объективно необходимой для устойчивого функционирования или развития народного (национального) хозяйства. Таким образом, использование указанного классификатора для описания экономической деятельности строительства как отрасли несколько расширяет представление о ней. Это дает основание интегрированные, указанные ниже виды деятельности, связанные с выпуском конечной строительной продукции, трактовать как строительный комплекс. Об этом наглядно свидетельствует более детальная информация о структуре строительного комплекса по видам деятельности, содержащимся в ОКДП:
«Строительство: подготовка строительного участка, строительство завершенных сооружений или их частей, оборудование зданий, завершение строительства, аренда оборудования для строительства или сноса с оператором; коммерческая и техническая деятельность в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства; технические испытания и анализ; деятельность по сертификации продукции и аттестации производств; деятельность метрологических служб; деятельность по стандартизации; деятельность в области геологии и гидрометеорология».
Сфера современного строительного комплекса включает в себя, кроме отрасли «строительство», также промышленность строительных материалов, промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования, подъемно-транспортное оборудование, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, науку и научное обслуживание, управление, общественные объединения. Поэтому применение понятия «строительный комплекс» представляется вполне правомерным актом.
Представляется целесообразным под строительным комплексом Российской Федерации понимать совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере.
Субъекты хозяйствования в рыночной экономике функционируют с учетом характерных для нее принципов, которые важно учитывать при управлении рисками инвестиционно-строительной деятельности. Рассмотрим важнейшие из этих принципов.
1. Принцип рыночных форм ценообразования. При рыночных методах хозяйствования ценооб-
разование осуществляется в двух формах. При первой форме цены на большую часть товаров, работ и услуг определяются на рынке свободно, т. е. на основе спроса и предложения. Но при этом должна быть конкуренция. Государство обязано посредством соответствующих законодательных и нормативных актов создавать необходимые условия для формирования свободных цен на строительную продукцию. В настоящее время уже почти на всю строительную продукцию цены формируются по этой форме.
При второй форме цены на продукцию и услуги регулируются государством, хотя устанавливаются они или производителями продукции (услуг), или специальными комиссиями. Эта форма ценообразования используется при определении цены продукции (услуг) организаций, относимых к числу монополистов.
Строительные организации не относятся к монополистам и главное внимание должны обращать на формирование свободных цен на рынке строительной продукции. Специалистам строительной организации заранее, до выхода на конкурс или подрядные торги или до заключения прямых подрядных договоров (контрактов), необходимо определиться с некоторой рациональной ценой на свою строительную продукцию. Нахождение такого нижнего предела цены позволит при заключении подрядного договора исключить необоснованные обязательства. Это необходимо еще и потому, что единая и новая сметно-нормативная база в стране пока не создана. Поэтому строительная организация, используя в ряде случаев сметно-нормативную базу регионов, должна самостоятельно выбрать методические подходы и подобрать нормативы для обоснования нижнего уровня цены на свою продукцию (услуги).
2. Принцип свободного предпринимательства. Закрепленная законами РФ либерализация предпринимательской деятельности позволяет строительной организации самостоятельно выбрать сферу деятельности (за исключением только той, которая запрещена законом).
Используя этот принцип, строительная организация может уйти от заключения сомнительных договоров на выполнение подрядных работ даже в тех случаях, когда по расчетам самой строительной организации исполнение договора может дать хороший экономический эффект. Но строительная организация должна учитывать риски, связанные с выполнением своих обязательств перед заказчиками, которые предусмотрены договором подряда. Примеров несостоятельности заказчиков или неисполнения отдельных позиций договоров подряда много. Это подтверждается высоким уровнем дебиторской задолженности строительных организаций.
3. Наличие различных форм собственности с преобладанием частной. Гражданский кодекс РФ закрепил свободу различных форм собственнос-
ти. В развитых странах, где уже давно действуют рыночные формы хозяйствования, преобладает частная собственность. В правовых актах России нет прямых указаний на преобладание частной собственности в экономике страны.
Строители этот принцип уже реализовали. Большая часть строительных организаций имеет или частную, или смешанную формы собственности. Однако в целях обеспечения финансовой устойчивости строительных организаций их руководство должно очень тщательно подходить к планированию взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами, имеющими различные формы собственности.
Зарубежные фирмы, например, уклоняются от налаживания экономических взаимоотношений с российскими организациями государственной формы собственности и предпочитают работать с организациями частной формы собственности. Поэтому при заключении договоров строительного подряда следует обращать внимание на форму собственности заказчиков и форму собственности всех иных организаций, с которыми приходится иметь дело при проведении строительных работ. Кроме того, необходимо учитывать авторитет и надежность конкретных частных собственников как в самой строительной организации, так и у ее смежников и потребителей строительной продукции.
4. Демонополизация и концентрация производства. Хотя это и противоположные принципы, их целесообразно рассматривать вместе. В прошлом для обеспечения лучшей конкуренции как важнейшего атрибута рыночной экономики монополизм почти полностью исключался. Но практика последних лет подтвердила целесообразность концентрации производства. Растет число и повышаются мощности корпораций, особенно транснациональных. В России этот процесс идет в основном путем создания финансово-промышленных групп. В крупных и высокоинтегрированных объединениях легче осуществить концентрацию капитала, разработать и ввести в действие новые технологии, добиваться снижения затрат на производство, распределять риски.
Как уже отмечалось, монополизм не присущ строительным организациям. Но для них, и это подтверждено опытом, оказалось выгодным входить в состав финансово-промышленных групп. Устойчивость работы таких групп обеспечивает бескризисную деятельность входящих в них строительных организаций.
Пока строительные организации в финансово-промышленных группах в большинстве своем выполняют второстепенную роль.
5. Открытость внутреннего и внешнего рынка. В странах с развитой рыночной экономикой этот принцип используется полностью. В них границы или полностью открыты для осуществления внешнеэкономической деятельности, или «прозрачны».
В России в этом направлении также много сделано. Либерализована внешнеэкономическая деятельность для любых субъектов хозяйствования, кроме некоторых ее форм, запрещенных законодательством. Строительные организации могут свободно выходить на внешний рынок. Вместе с тем в результате осуществления этого принципа появились и отрицательные последствия для строительных организаций. Это связано с тем, что на рынке строительных услуг России появились зарубежные строительные фирмы, конкурентная способность которых в большинстве своем выше, чем российских.
6. Договорные формы взаимоотношений между субъектами хозяйствования. Основой для управления оборотом товаров, выполнением работ, оказанием услуг и движением денежных средств в рыночных условиях являются договора (контракты) и другие документы, регламентирующие отношения между хозяйствующими субъектами. Разработка и использование договорных обязательств регламентируются Гражданским кодексом РФ.
В России уже сложилась договорная система взаимоотношений в сфере строительства. Она позволяет регулировать хозяйственные и правовые отношения всех участников строительства. Самыми значимыми из них являются договорные взаимоотношения между строительной организацией и заказчиком. Практика указывает на многочисленные нарушения своих обязательств заказчиком, которые закреплены в подрядных договорах. Поэтому задачей строительной организации является более жесткое закрепление в договорах ответственности заказчиков за неисполнение своих обязательств по подрядным договорам. Несостоятельность или неплатежеспособность строительных организаций большей частью возникают именно в результате неисполнения заказчиком своих обязательств.
7. Исключительное право собственника по управлению деятельностью строительной организации. Это право собственник реализует или путем непосредственного управления деятельностью строительной организации, или путем исполнения своих желаний по повышению эффективности использования своего капитала, применяя различные приемы, например косвенно через своего посредника в совете или в исполнительном органе управления строительной организацией. Форма собственности оказывает значительное влияние на построение всей системы управления в коммерческих и некоммерческих организациях.
В строительной отрасли в настоящее время уже просматривается четкая и прямая связь между формой собственности и системой управления строительными организациями. Это закреплено в ряде законодательных актов, в основном в Гражданском кодексе РФ.
Проведенный анализ основных принципов рыночной экономики позволяет сделать вывод,
что уровень их использования в России способен создать рациональную систему управления рисками инвестиционно-строительной деятельности.
В условиях рыночной экономики инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на основании тщательно разработанных инвестиционных проектов.
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее общими из которых являются:
— направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
— координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
— ограниченность во времени и ресурсах.
Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Однако в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, ориентированным на непрерывное производство. В самом общем виде «проект» (лат.— projectus — брошенный вперед)— это то, что задумывается или планируется [1].
С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное или это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения [2]. В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы) определение проекта может быть конкретизировано следующим образом:
«Проект— целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению» [3].
Под «инвестиционным проектом» понимается комплексный план мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономической выгоды [1, с. 68]. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль, материально-вещественным результатом— новые или реконструированные основные средства или приобретение и использование финансовых инструментов, нематериальных активов с последующим получением дохода [4].
Инвестиционный проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и другие
факторы. Разработка инвестиционного проекта и процесс его реализации является сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема. Рассмотрение любого инвестиционного проекта требует всестороннего анализа и оценки. Особенно сложным и трудоемким является оценка инвестиционных проектов в реальные инвестиции. Они проходят экспертизу, результаты которой позволяют получить всестороннюю оценку технической целесообразности, стоимости реализации проекта, экономической эффективности, организации и финансирования.
Комплексная оценка инвестиционного проекта, т. е. его технико-экономическое обоснование, производится в соответствии с «Руководством по оценке эффективности инвестиций», которое было разработано и впервые опубликовано ЮНИ-ДО в 1978 г. [5]. Впоследствии ЮНИДО переработало и дополнило Руководство вопросами организации и финансирования инвестиций. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории РФ, гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [6].
Если исходить из определения, что инвестирование — это долгосрочные вложения экономических ресурсов с целью получения выгоды в будущем, то основной аспект этих вложений заключается в преобразовании собственных и заемных средств инвестора в активы, которые при их использовании создадут новую ликвидность. Подобное определение понятия «инвестиции» включает в себя все виды инвестиционных вложений.
Промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения называется проектным циклом, или жизненным циклом проекта. Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем управления рисками и принятия соответствующих решений. Он может быть разделен на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную. Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл инвестиционно-строительного проекта может делиться на следующие стадии:
— концептуальная стадия, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономические обоснование) и планирование проекта;
— стадия разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;
— стадия выполнения проекта, включающая работы по реализации проекта — маркетинг, строительство, обучение персонала;
— стадия завершения проекта, включающая приемочные испытания. Опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;
— эксплуатационная стадия, включающая приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.
Важнейшая роль в разработке инвестиционного проекта принадлежит прединвестиционной фазе, так как она закладывает основы оптимизации стоимостных и качественных параметров, позволяет добиваться разумного соотношения между издержками и рисками при принятии решений и реализации проектов. Прединвестицион-ная фаза включает следующие стадии:
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта.
2. Идентификацию инвестиционных возможностей (анализ осуществимости проекта).
3. Технико-экономическое обоснование проекта.
4. Принятие решения об инвестициях.
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы: цель и объект инвестирования; место (район) размещения; характеристика и объем выпуска продукции; срок окупаемости проекта; доходность проекта; предполагаемые источники финансирования. Идентификация инвестиционных возможностей производится на основании анализа осуществимости проекта на региональном, отраслевом, ресурсном уровнях. На данной стадии разработки проекта идеи трансформируются в ясно выраженное инвестиционное предложение и определяется группа факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность реализации проекта. Анализ осуществимости проекта заключается в оценке жизнеспособности проекта, в результате которой инвестор (заказчик) должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженностей и окупаемость вложений.
Принятие решения об инвестициях— заключительная стадия прединвестиционной фазы— состоит из двух этапов: оценочного отчета и поддержки инвестиционного проекта. Оценочный отчет фиксирует окончательное решение об инвестировании, принятого лицами, поддерживающими проект.
По данным Всемирного банка и ЮНИДО, затраты на прединвестиционные исследования составляют до 3 % от стоимости проекта, но влияние их на конечные результаты разработки проекта могут быть весьма существенными и решающими [7].
Инвестиционная фаза включает создание юридического, финансового, организационного базиса, выражающегося в подготовке учредительных документов, выборе организационной структуры управления и приобретении технологии, подготовке проектных чертежей и моделей проекта. В рамках данной фазы производится набор и обучение персонала и обеспечивается критический уровень поставок продукции. Затраты на данную фазу, как правило, составляют до 80 % от стоимости проекта.
Эксплуатационная фаза — производственная, включает хозяйственную деятельность предприятия в соответствии с разработанным инвестиционным проектом. Затраты на данную фазу составляют до 15 % от стоимости проекта [7].
Принятие решений по инвестиционным проектам может осложниться по различным причинам, в общем виде обусловливающих возникновение ситуации риска нереализации проекта. Поскольку инвестиционно-строительная деятельность связана с возможностью возникновения негативных последствий и неблагоприятных результатов, возникает потребность разработки методов и средств, уменьшающих вероятность их появления либо локализирующих отрицательные последствия. Такие действия связаны с системой «риск-менеджмента» или «управления рисками», под которой понимается систематическая, целенаправленная последовательность воздействий субъекта управления на объект управления, результатом которых является уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации инвестиционно-строительных проектов.
В общем виде концепция управления рисками
включает в себя три основные позиции:
1. Выявление последствий деятельности хозяйствующих субъектов в ситуации риска.
2. Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности.
3. Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий.
Содержательная сторона управления рисками инвестиционно-строительной деятельности, на наш взгляд, включает в себя следующие основные этапы:
1. Подготовительный этап управления рисками, на котором происходит выявление и идентификация предполагаемых рисков; сравнение характеристик и вероятностей рисков, полученных в процессе анализа и оценки рисков; выявление альтернатив, в которых величина риска остается приемлемой и установление на этой основе приоритетов. Тем самым объективно возникает возможность ранжировать имеющиеся альтернативы по принципу приемлемости содержащегося в них риска: риск приемлем полностью, приемлем частично, неприемлем вообще.
2. Выбор методов управления рисками, включающий разработку стратегии и тактики управленческих действий. Под стратегией управления рисками понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели; выбор методов, способствующих устранению или минимизации возможных отрицательных последствий риска; разработку организационных и операционных процедур предупредительного характера, содержащих конкретные рекомендации действий для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения. Тактика управления— это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления.
3. Применение выбранных методов управления рисками и принятие решения, включающее непосредственно управленческое воздействие по смягчению возможных негативных последствий рисков. Принятие решения должно осуществляться с учетом внешних и внутренних факторов рисков инвестиционно-строительной деятельности и может состоять из трех этапов:
— предварительное принятие решения, производимое на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации по каждой операции алгоритма принятия решения;
— анализ критических значений с целью выделения тех составляющих риска, от которых вероятность потери всех вложенных средств очень велика;
— принятие окончательного управленческого решения.
Для каждого реализуемого решения отбирается несколько ключевых допущений и для каждого из них составляется автономный план, определяется порядок включения в общий ситуационный план. Если организация производит планирование с учетом неопределенных, стихийных обстоятельств, она должна устанавливать возможные критические точки, достижение которых свидетельствует о неблагополучном развитии событий и необходимости их корректировки. Одновременно устанавливаются и контрольные ориентиры, показывающие степень успешности, обоснованности выбора. Немаловажной на данном этапе управления рисками является разработка законов, постановлений, инструкций, обеспечивающих реализацию выбранной рискованной альтернативы.
4. Контроль, анализ и оценка действий по управлению рисками.
Предполагает систему непрерывного слежения за инвестиционно-строительной деятельностью в динамике, диагностики финансового состояния и раннего предупреждения об ухудшении рискованной ситуации.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИА ФАЗАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
-Разработка стратегии и тактики управления рисками; -Выявление и идентификация факторов рисков; -Определение значимости факторов рисков;
-Оценка и анализ рисков;
-Выбор и применение методов управления рисками;
-Принятие решения об инвестировании
-Реагирование на наступление рискового события; -Корректировка параметров проекта по результатам оценки и анализа рисков; -Формирование рабочего бюджета проекта;
-Создание системы резервов средств на непредвиденные расходы
-Страхование рисков; -Диверсификация рисков; -Контроль за использованием резервированных средств; -Корректировка бюджета проекта; -Анализ фактических проявлений рисков по результатам проекта
Управление рисками на фазах жизненного цикла инвестиционного проекта
Система управления рисками содержит следующие основные элементы:
— выявление альтернативы риска, допущение его только в пределах приемлемого уровня;
— разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска;
— создание специальных планов, позволяющих оптимальным образом действовать в критической ситуации;
— подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализации выбранной альтернативы;
— учет психологического восприятия рискованных решений и программ;
— анализ общественного мнения при подготовке и выборе инвестиционно-строительных проектов.
Проблемы управления риском связаны с разработкой специальных мер, позволяющих персонифицировать ответственность за риск конкретных организаций, руководителей и специалистов, предпринимающих рискованные действия.
Управление рисками инвестиционно-строительной деятельности осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта и может быть представлено в виде модели (см. рисунок).
Литература
1. Мазур И. Управление проектами. М., 2001.
2. Багриновский К. А., Конник Т. И., Левинсон М. Р. Иммитационные системы принятия экономических решений. М., 1989.
3. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. М.,
1994.
4. Артеменко В. Г., Белендир М. В. Финансовый анализ: учебное пособие. М., 1997.
5. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М., 1996.
6. Федеральный закон от 25. 02. 99 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
7. Мелкумов Я. Организация и финансирование инвестиций. М-ИНФРА-М, 2000.
Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала_24 октября 2006 г.