Научная статья на тему 'Методические основы управления рисками инвестиционно-строительной деятельности'

Методические основы управления рисками инвестиционно-строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы управления рисками инвестиционно-строительной деятельности»

Поэтому государственное регулирование должно быть ориентировано на обеспечение совершенной конкуренции в региональном строительном рынке путем повышения конкурентоспособности подрядных предприятий, так как именно эта структура рынка способна обеспечить повышение эффективности строительного производства.

В рамках регионального строительного рынка может иметь место конкурентная борьба как между подрядчиками в выборе заказчиков (конкуренция производителей), так и между заказчиками в выборе подрядчиков (конкуренция потребителей). Выбор заказчика в этой ситуации зависит от характеристик подрядного предприятия, отвечающих требованиям заказчика. Эти характеристики в конечном итоге определяют способность подрядного предприятия привлечь к себе особое внимание заказчика в отличии от других подрядных предприятий. Эта способность называется конкурентоспособностью подрядного строительного предприятия. Итак, под конкурентоспособностью подрядного предприятия подразумевается способность данного предприятия выдержать конкуренцию в сравнении с другими предприятиями на данном региональном строительном рынке.

Известно, что подрядные предприятия, расположенные в данном регионе могут выполнять подрядные работы в других субъектах РФ и даже за границей. С другой стороны, заказчики, расположенные в пределах региона могут для выполнения СМР подрядчиков других регионов. В связи с этим возникает необходимость характеристики регионального строительного рынка с точки зрения соответствия инвестиций (И) объемам подрядных работ (П). В данном случае возможны следующие варианты пропорций:

1. И = П

2. И > П

3. И < П

При наличии первого варианта пропорций заказчики для выполнения СМР не привлекают сторонних подрядчиков и подрядчики, в свою очередь, не выполняют подрядных работ в других регионах. Данный вариант пропорций регионального строительного рынка называется инвестиционно-сбалансированным региональным строительным рынком.

Во втором варианте пропорций объем инвестиций под СМР больше чем объем подрядных работ, выполняемых собственными силами региональных подрядных предприятий. В данном случае заказчики привлекают для выполнения подрядных работ подрядчиков других регионов. Данный вариант регионального строительного рынка называется инвестиционно-избыточным региональным строительным рынком.

В третьем варианте пропорций объем СМР, выполняемых собственными силами региональных подрядчиков больше чем объем инвестиций. В данном случае региональные подрядчики, в связи с дефицитом региональных инвестиций, выполняют СМР в других регионах. Такой вариант регионального строительного рынка называется инвестиционно-дефицитным региональным строительным рынком.

Естественно, в идеальной форме эти варианты не свойственны тому или другому региону. Однако, определенному региону характерен тот или иной вариант пропорций. Наши предпочтения, с точки зрения развития региона, дается инвестиционно-сбалансированному варианту, так как при этом варианте обеспечивается больше рабочих мест, налоговые поступления от подрядчиков поступают в региональный бюджет, а также обеспечивает развитие производственной базы и социальной сферы.

Гусенов М.А.

Методические основы управления рисками инвестиционно-строительной деятельности

В формируемой рыночной системе экономических отношений в России на отраслевом и межотраслевом макроэкономическом уровне «строительная деятельность» в широком смысле значительно шире понятия отрасли «строительство». Важную роль при этом в вопросах определения «деятельности» в большей степени играет не создание конкретных товаров и услуг, а организация процесса по ее формированию и развитию с вовлечением общественных структур в инвестиционно-строительную сферу, включая науку и научное обслуживание, органы управления.

Решение проблемы по развитию федерально-территориальной системы управления инвестиционно-строительной деятельностью вызывает необходимость в конкретизации понятий «отрасль» и «вид деятельности» как объекта государственного управления. В целях описания экономики страны в настоящее время действует Общероссийски классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и утвержден постановлением Госстандарта от 6 августа 1993 г. № 17 в рамках Государственной программы перехода России на, принятую в международной практике, систему учета и статистики. В нем в соответствии с требованиями рыночной экономики учтены рекомендации Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация и международный Классификатор основных продуктов. Структура классификации видов экономической деятельности ОКДП организована так, чтобы объекты классификации (виды деятельности) включали все или почти все виды деятельности, осуществляемые в какой-либо отрасли. При этом группировки видов экономической деятельности по наименованию совпадают с группировками предприятий, образующих отрасль, которым присущи эти виды экономической деятельности. В указанном смысле отрасль можно представить как сумму различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов экономической деятельности, ориенти-

рованных на выпуск определенной продукции, объективно необходимой для устойчивого функционирования или развития народного (национального) хозяйства. Сфера современного строительного комплекса включает в себя, кроме отрасли «строительство» также: промышленность строительных материалов, промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования, подъемно-транспортное оборудование, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, науку и научное обслуживание, управление, общественные объединения. Поэтому применение понятия «строительный комплекс» представляется вполне правомерным актом.

Представляется целесообразным под строительным комплексом Российской Федерации понимать совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере.

Субъекты хозяйствования в рыночной экономике функционируют с учетом характерных для нее принципов, которые важно учитывать при управлении рисками инвестиционно-строительной деятельности. Рассмотрим важнейшие из этих принципов.

1. Принцип рыночных форм ценообразования. При рыночных методах хозяйствования ценообразование осуществляется в двух формах. При первой форме цены на большую часть товаров, работ и услуг определяются на рынке свободно, т. е. на основе спроса и предложения. Но при этом должна 'быть конкуренция. Государство обязано посредством соответствующих законодательных и нормативных актов создавать необходимые условия для формирования свободных цен на строительную продукцию. В настоящее время уже почти на всю строительную продукцию цены формируются по этой форме.

При второй форме цены на продукцию и услуги регулируются государством, хотя устанавливаются они или производителями продукции (услуг), или специальными комиссиями. Эта форма ценообразования используется при определении цены продукции (услуг) организаций, относимых к числу монополистов.

Строительные организации не относятся к монополистам и главное внимание должны обращать на формирование свободных цен на рынке строительной продукции. Специалистам строительной организации заранее, до выхода на конкурс или подрядные торги или до заключения прямых подрядных договоров (контрактов), необходимо определиться с некоторой рациональной ценой на свою строительную продукцию. Нахождение такого нижнего предела цены позволит при заключении подрядного договора исключить необоснованные обязательства. Это необходимо еще и потому, что единая и новая сметно-нормативная база в стране пока не создана. Поэтому строительная организация, используя в ряде случаев сметно-нормативную базу регионов, должна самостоятельно выбрать методические подходы и подобрать нормативы для обоснования нижнего уровня цены на свою продукцию (услуги).

2. Принцип свободного предпринимательства. Закрепленная законами РФ либерализация предпринимательской деятельности позволяет строительной организации самостоятельно выбрать сферу деятельности (за исключением только той, которая запрещена законом). Используя этот принцип, строительная организация может уйти от заключения сомнительных договоров на выполнение подрядных работ даже в тех случаях, когда по расчетам самой строительной организации исполнение договора может дать хороший экономический эффект. Но строительная организация должна учитывать риски, связанные с выполнением своих обязательств перед заказчиками, которые предусмотрены договором подряда. Примеров несостоятельности заказчиков или неисполнения отдельных позиций договоров подряда много. Это подтверждается высоким уровнем дебиторской задолженности строительных организаций.

3. Наличие различных форм собственности с преобладанием частной. Гражданский кодекс РФ закрепил свободу различных форм собственности. В развитых странах, где уже давно действуют рыночные формы хозяйствования, преобладает частная собственность. В правовых актах России нет прямых указаний на преобладание частной собственности в экономике страны.

Большая часть строительных организаций имеет или частную, или смешанную формы собственности. Однако в целях обеспечения финансовой устойчивости строительных организаций их руководство должно очень тщательно подходить к планированию взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами, имеющими различные формы собственности.

4. Демонополизация и концентрация производства. Хотя это и противоположные принципы, их целесообразно рассматривать вместе. В прошлом для обеспечения лучшей конкуренции как важнейшего атрибута рыночной экономики монополизм почти полностью исключался. Но практика последних лет подтвердила целесообразность концентрации производства. Растет число и повышаются мощности корпораций, особенно транснациональных. В России этот процесс идет в основном путем создания финансово-промышленных групп. В крупных и высоко интегрированных объединениях легче осуществить концентрацию капитала, разработать и ввести в действие новые технологии, добиваться снижения затрат на производство, распределять риски.

Как уже отмечалось, монополизм не присущ строительным организациям. Но для них, и это подтверждено опытом, оказалось выгодным входить в состав финансово-промышленных групп. Устойчивость работы таких групп обеспечивает бескризисную деятельность входящих в них строительных организаций.

Пока строительные организации в финансово-промышленных группах в большинстве своем выполняют второстепенную роль.

5. Открытость внутреннего и внешнего рынка. В странах с развитой рыночной экономикой этот принцип используется полностью. В них границы или полностью открыты для осуществления внешнеэкономической деятельности, или «прозрачны».

В России в этом направлении также много сделано. Либерализована внешнеэкономическая деятельность для любых субъектов хозяйствования, кроме некоторых ее форм, запрещенных законодательством. Строительные организации могут свободно выходить на внешний рынок. Вместе с тем, в результате осуществления этого принципа появились и отрицательные последствия для строительных организаций. Это связано с тем, что на рынке строительных услуг России появились зарубежные строительные фирмы, конкурентная способность которых в большинстве своем выше, чем российских.

6. Договорные формы взаимоотношений между субъектами хозяйствования. Основой для управления оборотом товаров, выполнением работ, оказанием услуг и движением денежных средств в рыночных условиях являются договора (контракты) и другие документы, регламентирующие отношения между хозяйствующими субъектами. Разработка и использование договорных обязательств регламентируются Гражданским кодексом РФ.

В России уже сложилась договорная система взаимоотношений в сфере строительства. Она позволяет регулировать хозяйственные и правовые отношения всех участников строительства. Самыми значимыми из них являются договорные взаимоотношения между строительной организацией и заказчиком. Практика указывает на многочисленные нарушения своих обязательств заказчиком, которые закреплены в подрядных договорах. Поэтому задачей строительной организации является более жесткое закрепление в договорах ответственности заказчиков за неисполнение своих обязательств по подрядным договорам. Несостоятельность или неплатежеспособность строительных организаций большей частью возникают именно в результате неисполнения заказчиком своих обязательств.

7. Исключительное право собственника по управлению деятельностью строительной организации. Это право собственник реализует или путем непосредственного управления деятельностью строительной организации, или путем исполнения своих желаний по повышению эффективности использования своего капитала, применяя различные приемы, например, косвенно через своего посредника в совете или в исполнительном органе управления строительной организацией. Форма собственности оказывает значительное влияние на построение всей системы управления в коммерческих и некоммерческих организациях. В строительной отрасли в настоящее время уже просматривается четкая и прямая связь между формой собственности и системой управления строительными организациями. Это закреплено в ряде законодательных актов, в основном в Гражданском кодексе РФ.

Проведенный анализ основных принципов рыночной экономики позволяет сделать вывод, что уровень их использования в России способен создать рациональную систему управления рисками инвестиционно-строительной деятельности.

Поскольку инвестиционно-строительная деятельность связана с возможностью возникновения негативных последствий, неблагоприятных результатов, возникает потребность разработки методов и средств, уменьшающих вероятность их появления либо локализирующих отрицательные последствия. Такие действия связаны с системой «риск - менеджмента» или «управления рисками», под которой понимается практическая деятельность экспертов, лиц, принимающих решения и реализующих их по смягчению воздействия негативных последствий рисков на управляемую систему.

В общем виде концепция управления рисками включает в себя три основные позиции:

1. Выявление последствий деятельности хозяйствующих субъектов в ситуации риска;

2. Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;

3. Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий.

Содержательная сторона управления рисками инвестиционно-строительной деятельности, на наш взгляд, включает в себя следующие основные этапы:

1. Подготовительный этап управления рисками.

Включает выявление и идентификацию предполагаемых рисков; сравнение характеристик и вероятностей рисков, полученных в процессе анализа и оценки рисков; выявление альтернатив, в которых величина риска остается приемлемой и установление на этой основе приоритетов, то есть выделения круга проблем и вопросов, требующих первоочередного внимания. Тем самым объективно возникает возможность, ранжировать имеющиеся альтернативы по принципу приемлемости содержащегося в них риска: риск приемлем полностью, приемлем частично, неприемлем вообще.

2. Выбор методов управления рисками.

Включает разработку стратегии и тактики управленческих действий. Под стратегией управления рисками понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели, выбор методов, способствующих устранению или минимизации возможных отрицательных последствий риска; разработку организационных и операционных процедур предупредительного характера, содержащих конкретные рекомендации действий для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения. Тактика управления - это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления.

3. Применение выбранных методов управления рисками и принятие решения.

Включает непосредственно управленческое действие по смягчению возможных негативных последствий рисков. Принятие решения должно осуществляться с учетом внешних и внутренних факторов рисков инвестиционно-строительной деятельности и может состоять из трех этапов:

- предварительное принятие решения, производимое на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации по каждой операции алгоритма принятия решения;

- анализ критических значений с целью выделения тех составляющих риска, от которых вероятность потери всех вложенных средств очень велика;

- принятие окончательного управленческого решения.

Для каждого реализуемого решения отбирается несколько ключевых допущений и для каждого из них составляется автономный план, определяется порядок включения в общий ситуационный план. Если организация производит планирование с учетом неопределенных, стихийных обстоятельств, она должна устанавливать возможные критические точки, достижение которых свидетельствует о неблагополучном развитии событий и необходимости их корректировки. Одновременно устанавливаются и контрольные ориентиры, показывающие степень успешности, обоснованности выбора.

Немаловажным на данном этапе управления рисками является разработка законов, постановлений, инструкций, обеспечивающих реализацию выбранной рискованной альтернативы.

4. Контроль, анализ и оценка действий по управлению рисками.

Предполагает систему непрерывного слежения за инвестиционно-строительной деятельностью в динамике, диагностики финансового состояния и раннего предупреждения об ухудшении рискованной ситуации.

Система управления рисками содержит следующие основные элементы:

- выявление альтернативы риска, допущение его только в пределах приемлемого уровня;

- разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска;

- создание специальных планов, позволяющих оптимальным образом действовать в критической ситуации;

- подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализовать выбранную альтернативу;

- учет психологического восприятия рискованных решений и программ;

- анализ общественного мнения при подготовке и выборе инвестиционно-строительных проектов.

Проблемы управления риском связаны с разработкой специальных мер, позволяющих персонифицировать ответственность за риск конкретных организаций, руководителей и специалистов, предпринимающих рискованные действия

Таким образом, методическими основами управление рисками инвестиционно-строительной деятельности является совокупность методов анализа, объединенных в систему планирования, мониторинга и управляющих воздействий, осуществляемых на всех фазах жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов.

Аджимурадова Ф.Т.

Развитие механизма госрегулирования внешнеэкономической деятельности региона

Механизм госрегулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется на четырех уровнях управления:

Международный уровень

Федеральный уровень

Региональный уровень

Уровень предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.