ектов предпринимательской деятельности. Установка на то, чтобы сократить рамки государственного сектора, во многом определяется стремлением «реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства. Отказ «реформаторов» от ответственности за судьбы производства появился и в проблемах, которые образовались в ходе формирования предпринимательских структур и предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономических отношений.
Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией более технически совершенных и подкрепленных хорошо налаженной системой сбыта западных товаров, и с конкуренцией более дешевых товаров из стран третьего мира. Времени на адаптацию к ситуации не было, что обернулось ухудшением внешнеторговых позиций. Более сложная внешнеторговая ситуация не была компенсирована умелой предпринимательской стратегией. Такое положение дел предопределило ориентацию внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка. Процесс выравнивания этих цен еще не закончился, что до сих пор делает спекулятивные операции значительно более выгодными, чем «нормальную» внешнюю торговлю. Отсюда и особая выгодность массового мелкого бизнеса во внешней торговле.
Характерной особенностью российского предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Это обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соответствующие социально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Во-вторых, все еще сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций. Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемо.
Характерной чертой предпринимательского поведения является преувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей для многих предпринимателей, занятых в производственном секторе, нередко определяющее их стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Часты случаи перекачки капиталов фирмы ее руководителями в подставные компании.
Очень низкая степень законопослушности. Это проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов.
В переходной экономике России ощущается неравномерное развитие предпринимательства и в различных социально-экономических секторах народного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно-таки заметное развитие, то государственное предпринимательство влачит жалкое существование. Кооперативное и любые другие формы общественного предпринимательства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции сохраняющим вывески времен перестройки. Новые предприятия, основанные на собственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотря на свое широкое распространение, собственность работников оказалась чисто номинальной. Их акции, не будучи консолидированными, не представляют собой контрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадлежит работникам, реальный контрольный пакет могут составить какие-нибудь 5%, принадлежащие директору.
Угнетенное состояние государственного предпринимательства определяется избранной моделью реформирования экономики, подчиненной исключительно интересам частной наживы. Поскольку позитивные общегосударственные цели в рамках реформаторской политики не ставились (кроме необратимости самих реформ), то и государственное предпринимательство как инструмент проведения такой политики оказалось ненужным. О нем стали вспоминать (без практических последствий), когда состояние государственного сектора стало внушать опасения относительно доходов государственного бюджета и устойчивости экономики в целом.
Такое состояние требует существенных изменений не только в системе контроля и поощрения предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик предпринимательства. Без осознания ответственности государства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена.
Сагидов Ю.Н, Муллахмедова С.С.
Экономическая роль и место подрядных торгов в системе хозяйствования
Переход к рыночным отношениям в инвестиционной сфере потребовал коренного пересмотра сложившихся отношений участников инвестиционного процесса, принципов формирования и установления обратных связей. При этом, возникают новые проблемы, которых раньше не было. Главные из них - проблемы соизмерения спроса и предложения, взаимосвязи между потребительским спросом и спросом на капитальные вложения, теории поведения продавцов и покупателей, воздействия государства на экономическую политику предприятий, организаций. Одним из механизмов, достаточно успешно решающим эти проблемы в строительстве, являются подрядные торги.
В качестве товара на строительном рынке выступают объекты промышленного, сельскохозяйственного, социального, гражданского назначения, объекты инфраструктуры, а также отдельные виды работ. Объект капитального строительства является объектом особого рода: его потребительская стоимость заключается в способности производить другие товары или удовлетворять функциональные потребности заказчика (инвестора) и реализуется в процессе его эксплуатации. Процессы возведения и продажи объектов капитального строительства существенно отличается от процессов производства и реализации традиционных товаров. Поэтому, целесообразно выделить отличительные особенности объектов капитального строительства как товара на строительном рынке.
Во-первых, на этом рынке достаточно «свободных» промышленных предприятий или сооружений гражданского характера, за счет которых можно было бы удовлетворить внезапно возникший спрос. Объекты капитального строительства всегда сооружаются для конкретного заказчика, а не в расчете на абстрактного потенциального покупателя, поэтому потребительские свойства (продукция, мощность и т.д.) предопределены уже до момента обретения им конечной товарной формы, т.е. сдачи в эксплуатацию.
Во-вторых, особенность объектов капитального строительства как товара связана с условиями их реализации на рынке. Продолжительность производственного цикла и высокий уровень затрат обуславливают расчеты между подрядчиком и заказчиком на основе долговременного кредита. Таким образом, разрыв между моментом осуществления затрат и временем их компенсации достигает значительных размеров.
В-третьих, особенностью продукции капитального строительства является ее территориальная привязанность. Объект как товар потребляется на том месте, где производится. В противоположность этому строительное производство является подвижным, а не стационарным, с завершением отдельных объектов оно прерывается и переносится на другое место. Строительно-монтажные работы производятся на открытом воздухе и подвержены влиянию природы.
В-четвертых, продукция строительства велика по размерам, многообразна, сложна, имеет большой вес, многодетальна, сопряжена со множеством других отраслей народного хозяйства.
Учитывая, рассмотренные выше особенности строительной продукции как товара, можно сказать, что размещение подряда на строительство (проектирование) объекта - серьезный вопрос для инвестора. Его успешное решение возможно лишь при наличии следующих условий:
1. Заказчику необходимо обладать информацией о состоянии строительного рынка, о ценах на проекты и строительные работы, а также о строительных и проектных фирмах достаточно компетентных для выполнения необходимых ему работ.
2. Количество потенциальных подрядчиков должно быть достаточным, чтобы заказчику из различных вариантов можно было выбрать оптимальный.
3. Подряд на строительство (проектирование) объекта должен быть размещен с учетом важнейшего принципа функционирования строительного рынка - максимализация полезности строительной продукции для заказчика и минимизация цены.
Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективный способ, с помощью которого заказчик может выбрать подрядчика, оптимально удовлетворяя вышеперечисленные условия, это подрядные торги.
Основными социально-экономическими последствиями перехода строительного комплекса на систему торгов является снижение стоимости строительства на 5-30 % и продолжительности строительства на 5-15 %, повышение конкурентоспособности, изменение структуры строительных организаций, их численности и квалификационного состава работающих.
Торги являются приемлемой в рыночной экономике формой торговых отношений, при которой покупатель объявляет конкурс для потенциальных продавцов на поставку товара с определенными технико-экономическими и потребительскими свойствами или оказание услуг определенного вида и качества. После сравнения полученных от продавцов предложений покупатель заключает контракт купли-продажи (договор подряда) с тем продавцом, который
предложил товар или услуги на наиболее выгодных условиях. При осуществлении выбора учитываются преимущественно три фактора: качественные характеристики, сроки, коммерческие условия реализации.
Предметом торгов может быть инвестирование, проектирование, возведение, реконструкция и ремонт, эксплуатация объекта, инжиниринговое сопровождение инвестиций, а также отдельные виды работ и услуг, например, общестроительные, отдельные виды СМР, санитарно-технические, электромонтажные, изоляционные и др.
Возможно также и отдельное сочетание перечисленных предметов при проведении конкурсов, например, проектирование и возведение; проектирование и реконструкция; возведение и эксплуатация, реконструкция, ремонт и эксплуатация и т.д. Такое совмещение позволяет изыскать резервы снижения цены и сокращение сроков. Следует отметить, что в настоящее время эксплуатация объекта в отечественной практике не является предметом подрядных торгов, но в перспективе проведение конкурсов на эксплуатацию крупных объектов может оказаться весьма эффективным.
Особенностью конкурсной процедуры является единство и общность требований, предъявляемых заказчиками к каждому из претендентов, что выражается в тендерной документации и предоставлении определенного периода времени для подготовки предложений. Предложенные офферентами цены и другие условия не подлежат уторгованию.
С точки зрения организации и техники торгов представляют собой одну из разновидностей сделки с использованием механизма предложения и акцепта. В отличие от двухсторонних сделок, где эти два акта чаще всего бывают необходимыми и достаточными для совершения сделки, процесс подрядных торгов включает в себя, по крайней мере, четыре этапа, на каждом из которых происходит составление и подписание соответствующих документов.
1. Приглашение к торгам ( уведомление претендентов);
2. Представление офферты (предложений);
3. Определение победителей торгов;
4. Подписание контрактов с победителем торгов.
Подрядные торги являются основным методом экономической оптимизации договорной цены в современных условиях.
При высоком уровне инфляции и дефиците денежных средств для подрядных организаций важно, чтобы заказчик был в состоянии обеспечить своевременное и полное финансирование строительства объекта в соответствии с условиями контракта.
В одной из особенностей подрядных торгов является то, что, как правило, изначально не определены конкретные участники этого процесса и порядок их взаимодействия. Все участники торгов определяются в процессе подготовки, организации и проведения торгов. Между ними на контрактной основе устанавливаются отношения, регламентирующие их функциональные задачи и меру ответственности за их выполнение.
Организация подрядных торгов на проекты с привлечением иностранных инвестиций, банков, государственного капитала на коммерческой основе (расчеты по бартеру, с долевым участием, на компенсационной основе) в сочетании с возможностью квалифицированно разработать и оценить инвестиционные условия при проведении конкурсов предопределяют экономический успех. Целесообразно шире привлекать отечественный капитал - тогда и иностранные инвесторы проявят более активный интерес.
Шихалиев М.Ш.
Координация и содействие развитию внешнеэкономической деятельности регионов Российской Федерации
Основные направления содействия развитию ВЭД регионов ревизуются в рамках Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в части, касающейся вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые включают:
-координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе экспортной деятельности субъектов Российской Федерации в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;
-формированию и реализацию региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;