Научная статья на тему 'Бизнес-процессы многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга как объекты учета и контроля'

Бизнес-процессы многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга как объекты учета и контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ / ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДА ЗАКАЗЧИКА / УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PROJECT INVESTMENT COSTS IN BUSINESS PROCESSES / PROVIDING OF THE CONSUMER PROFIT / ACCOUNTING AND CONTRO L INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Нв

В статье рассматриваются проблемы определения бизнес-процессов как объектов учета и контроля. Отражено влияние видов бизнес-процессов многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга на формирование учетной информации о его доходах и расходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESSES OF A MULTISECTORAL INVESTMENT AND BUILDING HOLDING AS THE OBJECTS OF ACCOUNTING AND CONTROL

The problems of defining business processes as the objects of accounting and control are analyzed in the article. The influence of different kinds of business processes of a multisectoral investment and building holding on the compiling of the accounting information about its incomes and costs are touched.

Текст научной работы на тему «Бизнес-процессы многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга как объекты учета и контроля»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

УДК 657:338.24

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА КАК ОБЪЕКТЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ

Активизация инвестиционно-строительных процессов предъявляет жесткие требования к эффективности решения задач управления бизнес-процессами многопрофильного инвестиционно-строительного хол -динга, комплексно осуществляющего функции инвестора, заказчика и подрядчика на всех фазах проектного цикла: от прединвестиционных исследований до завершения инвестиционного проекта. Устойчивое функцио -нирование такого холдинга на современном этапе невозможно без фор -мирования информационной базы о бизнес-процессах, которые в свою очередь требуют регламентации. В этих целях Ассоциацией строителей России (АСР) были проанкетированы 52 строительные организации [3]. Больше половины исследуемых компаний (62%) считают необходимым регламентировать внутренние бизнес-процессы, поскольку упрощается внедрение инвест-идеи. Однако в большинстве исследуемых строительных организаций (63%) бизнес-процессы регламентированы на 30 - 50%, а это не позволяет повысить эффективность функционирования внутренних бизнес-процессов и скорости принятия управленческих решений, влияющих на инвестиционную привлекательность проекта (в 25% строительных организаций бизнес-процессы регламентированы на 50 - 80%, в 12% строительных организаций - более чем на 80%).

Как показали обследования строительных организаций, основными причинами отсутствия четкой регламентации внутренних бизнес- процессов можно считать следующие: сложность и высокую стоимость описания бизнес-процессов (41%); отсутствие необходимости четкой регламентации внутренних бизнес-процессов (59%); некомпетентность персонала (72%); нестабильность функций строительной компании (46%); высокую стоимость привлечения консультантов (38%).

Несмотря на определенные сложности в регламентации бизнес-процессов, многие строительные компании стремятся к оптимизации своего бизнеса, повышению устойчивости функционирования, финансовой про -зрачности отчетности (что немаловажно в условиях прихода на российский рынок иностранных инвесторов) и в конечном итоге - к увеличению инвестиционной привлекательности проекта создания объектов недвижимости.

Решение проблемы учетно-аналитического обеспечения инвестиционного проекта должно предусмотреть формирование в едином информационном поле детальной картины финансово-хозяйственной деятельности многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга по выделенным бизнес-процессам: прединвестиционному, инвестиционному, строительному и эксплуатационному, - влияющим на организацию учета доходов и расходов и их контроля (табл. 1).

Н.В. Игнатова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

Т а б л и ц а 1

Рекомендуемые бизнес-процессы многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга

как объекты учета, контроля и анализа

Направления бизнес-процессов

Прединве стиционный Инвестиционный (проведение торгов, привлечение инвестиций) Строит эльный Эксплуатационный (эксплуатация и реализация объектов проекта)

Прединве сти ционные исследования Разработка проектн о-см ет но й документации, планирование проекта Строительно -монтажные работы Завершение строительной фазы проекта

Изучение прогноза инвестицио нной привлекательности региона Формирование инвест -идеи Подготовка инвестпроекта Составление и реги -страция оферт Разработка обоснования инвестиций Выбор и предварительное согласо -вание места объекта Экологическое обоснование Предварительное инвест-решение Разработка предварительного плана проекта Разработка плана проектноизыскательских работ Задание на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО строительства Разработка рабочей документации Принятие решения об инвестировании Разработка контрактов на привлечение финансовых ресурсов Отвод земли под строительство Разрешение на строительство Разработка проекта производства работ Разработка плана проекта Проведение тендеров на: - проектно-изыс- кательс кие работ ы; - поставку обору- дования; - подрядные ра- боты; - услуги консуль- тантов. Разработка планов поставки ресурсов Подготовитель -ные работы к строительству Разработка оперативного плана строительства Разработка графиков работы строительных машин и механизмов Выполнение СМР Контроль за стро -ительством Управление изменениями при производстве СМР Оплата выполненных работ и поставок Проведение пуско -наладочных работ Сдача-приемка объекта проекта Закрытие контракта и окончательный расчет Демобилизация ресурсов Анализ результатов Экс плуатация Ремонт Развитие производства Вывод из экс -плуатации Демо нтаж оборудования Модернизация Реализация объекта

Полученная модель процесса учетно-аналитического обеспечения доходов и расходов бизнес-процессов при реализации инвестиционного проекта представляет собой описание на основе использования структурного системного анализа SADT (Structured Analysis and Desing Technique) входных ресурсов по бизнес-процессам и получаемым их продуктам. Кроме того, при разработке модели учтена специфика управления проектом, выраженная в ведении раздельного учета источников осуществления прединвестиционного и инвестиционного бизнес-процессов, полученных от инвесторов при реализации инвест-контрактов, и учета хозяйственных операций, возникающих при реализации строительного бизнеса, включающего формирование информации о текущих затратах по договору подряда на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, поставки оборудования, купли-продажи материалов.

Так, в модели процесса учетно-аналитического обеспечения прединвестиционного бизнес- процесса при реализации инвестиционного проекта определены входные ресурсы и получаемые по результатам его выполнения продукты:

1. Проведение анализа рынка недвижимости. На основании исследований [4, с. 23] базовых сегментов рынка недвижимости и прогноза их перспектив развития формируется информация о затратах по выработке оптимального варианта проекта с целью формирования учетно-аналитической информации по целевому подбору конкретных проектов;

2. Формирование стратегии проекта. На основании исследования потребностей заказчика, анализа объекта, отобранного заказчиком, формируется прогноз потока денежных средств реализации объекта недвижимости в долгосрочном периоде;

3. Проведение инвестиционного анализа. На основании исследования сценариев бюджета проекта, в том числе оценки затрат на подведение коммуникаций, маркетинг, выкуп доли городом, получение разрешений, на разработку прогноза поступлений и расходов на период до пяти лет, формируется информация о затратах по созданию бизнес-плана, включающего финансовый, юридический, организационный и временной анализ.

В модели процесса учетно-аналитического обеспечения инвестиционного бизнес-процесса при реализации инвестиционного проекта определены входные ресурсы и получаемые по результатам его выполнения продукты:

1. Оформление исходно-разрешительной документации. На основании разработанной градостроительной документации формируется информации о затратах на получение полного пакета всех разрешений и согласований и на правовой акт городской администрации, определяющий строительную компанию;

2. Привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов с разработкой и реализацией стратегии по привлечению финансовых средств в инвест-проекты. На основании рекомендаций по структуре финансирования проекта формируется учетно-контрольная информация об объемах привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов на развитие инвест-контракта;

3. Формирование профессиональной архитектурноинженерной группы. По итогам проведения тендера на подрядчиков и разработки пакета тендерной документации формируется информации о затратах на создание комплексной концепции проекта и на привлечение команды проектировщиков, подрядчиков и консультантов;

4. Оформление и согласование исходно-разрешительной документации. На основании проектной доку-

ментации на развитие объекта недвижимости формируется информация о затратах по управлению рабочим проектированием объекта, проектированию внешних коммуникаций, проведению проектных и архитектурных совещаний, подготовке тендерной документации, разработке и корректировке строительного бюджета.

Как показывает практика, особое внимание при формировании учетно-контрольной информации о реализации инвестиционного бизнес-процесса следует уделить источникам инвестирования строительства. Результаты обследований показывают, что в настоящее время у многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга источниками инвестирования являются:

- собственные средства, к которым можно отнести внеоборотные активы (земля, здания, сооружения), оборотные активы (денежные средства, в том числе суммы возмещений, полученные в покрытие потерь и убытков в результате наступления страховых случаев, связанных с основными средствами и объектами строительства, производственные запасы, финансовые вложения), пассивы (капитал, резервы, нераспределенная прибыль);

- привлеченные средства: средства целевого финансирования, полученные по специальным программам; ассигнования из бюджетов разных уровней, полученные на безвозвратной основе; средства дольщиков, привлеченные для финансирования строительства в порядке долевого участия;

- заемные средства: средства юридических лиц в форме кредитов и средства юридических и физических лиц в форме займов.

Предложенная группировка источников осуществления инвестиционного бизнес-процесса, сформированная многопрофильным инвестиционно-строительным холдингом, позволяет организовать раздельный учет привлеченных и заемных средств, что повысит прозрачность реализации инвестиционного проекта.

Из рекомендованной группировки особого внимания в настоящее время заслуживает рассмотрение хозяйственных операций по отводу земли (имеющих особенности документального оформления), на которые оказывают влияние возникновение права на владение, пользование и распоряжение земельными участками. Реализация полномочий этого права, как известно, может осуществляться в четырех формах:

- собственности или приобретения в собственность;

- постоянного бессрочного пользования;

- безвозмездного срочного пользования;

- аренды.

С учетом специфики формирования информационной базы по вопросу приобретения в собственность, аренду или постоянное пользование земельного участка нами предложена методика по совершенствованию системы первичного учета оформления земель, обеспечивающая необходимой информацией менеджмент холдинга.

Расходы, связанные с отводом земельных участков, осуществляются согласно главе 1 сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» и до момента принятия их к учету в качестве объекта основного средства рекомендуем отражать по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с открытием субсчета «Приобретение земельных участков».

Как известно, в соответствии с ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость земельных участков включаются все

расходы, непосредственно связанные с их приобретением, в частности, начисленные до их принятия в состав объектов основных средств проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения земельных участков. Таким образом, в целях бухгалтерского учета при приобретении основных средств с привлечением кредитных ресурсов проценты относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств, а для целей налогового учета - к внереализационным расходам.

Земельные участки по нормам Налогового кодекса не подлежат амортизации. Однако, как показали исследования, если будут внесены изменения в кадастровый план при выделении одного земельного участка или нескольких, то стоимость первоначального земельного участка должна уменьшиться на стоимость выделяемых. Суммы, затраченные на оплату всех работ и услуг, связанных с выделением земельных участков, будут формировать стоимость этих выделяемых участков как вновь создаваемых объектов основных средств.

В настоящее время в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям-инве-сторам, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, выступающим как инвесторы. Иные юридические лица, имеющие в настоящее время земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям на срок не более чем один год;

- из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

- из земель организаций отдельных отраслей экономики гражданам в виде служебного надела.

Как показывает практика, в большинстве случаев земельные участки предоставляются по договору в аренду. По истечении срока договора аренды много -профильная инвестиционно-строительная компания имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Как показали исследования, при оформлении договоров аренды земельного участка под строительство объекта могут возникнуть расходы, связанные с оплатой территориальным органам Росземкадастра не облагаемого налогом права на заключение договора аренды. В настоящее время такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». Если арендуемый земельный участок предназначен для строительства производственного объекта,

инвестор может включить расходы по оплате права заключения договора аренды в первоначальную стоимость строительства.

Расходы, связанные с приобретением права на заключение договора аренды, до начала строительства рекомендуем отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов» и включать в стоимость строительства в доле, исчисленной на момент окончания строительства исходя из срока действия договора аренды, а затем списывать на текущие расходы.

Что касается отражения затрат на отвод земельных участков, используемых на основе постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования земельными участками, а также договора аренды, рекомендуем учитывать их на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по нормативной стоимости, которая указывается в кадастровом плане земельного участка. В бухгалтерской отчетности такие земельные участки отражают в бухгалтерском балансе девелопера справочно по статье «Арендованные основные средства».

В модели процесса учетно-аналитического обеспечения строительного бизнес-процесса при реализации инвестиционного проекта определены входные ресурсы и получаемые по результатам его выполнения продукты:

1. Формирование информации о ресурсах и затратах по проекту. На основании оперативного плана строительства формируется информация о затратах на строительные материалы;

2. Формирование информации о работе строительных машин и механизмов. На основании графиков работы строительных машин формируется информация о затратах на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов;

3. Отслеживание фактического состояния работ и проведение анализа результатов с внесением корректировок при производстве СМР По итогам контроля и регулирования проекта собирается информация и документируются фактические данные о проведении строительно-монтажных работ; осуществляется оценка текущего состояния работ и сравнение достигнутых результатов с запланированными;

4. Управление расчетами. На основании первичных документов по оплате выполненных работ и поставок формируется информация о расчетах с поставщиками, подрядчиками;

5. Проведение монтажных и пусконаладочных работ. На основании документов по проведению пусконаладочных работ формируется учетно-контрольная информация о затратах по их производству;

6. Проведение комплексного опробования оборудования. Наладка технологических процессов. Выявление дефектов и недоделок. Окончательная приемка объекта. Ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки. По результатам сдачи-приемки объекта формируется учетно-контрольная информация о затратах на проведение комплексного опробования оборудования, оформляется документация по приемке-сдаче законченного строительством объекта и формируется инвентарная стоимость объекта;

7. Проверка финансовой отчетности. Окончательные расчеты. Оценка достигнутых результатов. На основании первичных документов по закрытию контрак-

та и окончательному расчету осуществляется проверка платежей поставщикам и субподрядчикам, выявляются соответствия сумм заказов закупкам по накладным и просроченные поставщикам платежи, проводится сравнение фактических результатов с планом и установление отклонений, выявляются причины отклонений путем анализа факторов, повлиявших на изменение параметров проекта и оцениваются затраты на корректировку проекта.

При реализации строительного бизнес-процесса имеют место расходы, возникающие в процессе исполнения многопрофильным инвестиционно-строительным холдингом функций заказчика.

В экономической литературе по вопросу учета таких расходов существуют разные точки зрения.

Так, Н.А. Шибаева [9, с. 68] все затраты по строительству объекта предлагает делить на две группы: текущие затраты и инвестиционные затраты.

Первую группу затрат предполагается отражать на счете 20 «Основное производство», вторую группу затрат - на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом рекомендуется счет 08 переименовать в «Инвестиционные затраты» и учитывать на нем информацию, с одной стороны, об источниках финансирования инвестиций, а с другой - об объемах фактически произведенных инвестиций по категориям. В этом случае счет 08 «Инвестиционные затраты» является операционным, активным, регулирующим. По дебету рекомендуется отражать суммы, полученные от участников строительства и собственные инвестиции, а по кредиту -суммы фактически принятых работ в результате инвестиционной деятельности. При этом дебетовое сальдо по счету 08 «Инвестиционные затраты» должно отражать объем незавершенных инвестиций, то есть профинансированных, но фактически не вложенных в объекты инвестирования.

Другая группа авторов [8] на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» предлагает отражать затраты подрядчика и девелопера, для чего предусматривает два субсчета: 08-10 «Вложения, произведенные подрядным способом для инвестора» и 08-11 «Вложения, произведенные подрядным способом для девелопера».

И.А. Аврова [1, с. 21 - 24] считает, что затраты на содержание заказчика, закладываемые в смету необходимо учитывать на счете 26, а по мнению М.П. Бойковой [2, с. 67 - 68], - на счете 20, поскольку они относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Согласно нормативным документам [6], расходы на содержание заказчика следует предварительно учиты -вать на отдельном субсчете, открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании месяца расходы, учтенные на отдельном субсчете к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», списываются в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изучив действующую практику и проведя теоретические изыскания, считаем, что в условиях получения дохода холдингом, выполняющим функции заказчика, только при сдаче или продаже готового объекта с осуществлением расходов в процессе формирования затрат по оказанию услуг, связанных с выполнением заказа, использование счета 08 (тем более под названием «Вложения во внеоборотные активы») экономически необоснованно. Это обусловлено тем, что, согласно

Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, заказчик не осуществляет никаких вложений во внеоборотные активы, а производит продукт в виде оказания услуги с целью получения прибыли.

Поэтому отражение затрат холдинга, выполняющего функции заказчика, на строительство следует считать обычным видом деятельности, согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», и использовать предусмотренный Планом счетов для этих целей счет 20 «Основное производство» с открытием к нему аналитических счетов.

В результате проведенных исследований по использованию Плана счетов мы рекомендуем порядок учетного отражения хозяйственных операций по формированию дохода заказчиком в зависимости от определения суммы вознаграждения в договоре (1 вариант - сумма дохода не определена, 2 вариант - сумма дохода определена), и по отражению затрат при реализации инвестиционного проекта и договора строительного подряда (табл. 2).

Таким образом, формирование учетно-контрольной информации о доходах и расходах по выделенным бизнес-процессам в рамках инвест-проекта позволит:

- во-первых, быстро получать полную, достоверную и актуальную информацию по выполнению обязательств по инвестиционному проекту (финансированию, обеспеченности ресурсами, соблюдению сроков, исполнению договоров), по состоянию создаваемых активов;

- во-вторых, контролировать доходы и расходы по выделенным бизнес-процессам многопрофильного инвестиционно-строительного холдинга, функционирующего в рамках проектно-ориентированной структуры [5, с. 56], представляющей собой непрерывно развивающуюся систему из объединения компаний для осуществления совместной деятельности по проектам;

- в-третьих, проводить анализ инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта по бизнес-процессам.

Т а б л и ц а 2

Методика учетного отражения хозяйственных операций при реализации инвестиционного проекта и договора

строительного подряда

Формулировка основных типичных хозяйственных операций Учет согласно действующему Плану счетов Учет согласно рекомендациям автора

Дебет Кредит 1 ва риант 2 вариант

Дебет Кредит Дебет Кредит

Отражено поступление средств на финансирование строительства объекта 51, 52 86 51, 52 86 51, 52 86

Начислен налог на добавленную стоимость на сметную стоимость содержания холдинга, выполняющего функции заказчика 76 68 76 68 76 68

Принята от подрядчика стоимость выполненных строительно-монтажных работ 08/1 60 20 60 20 60

Отражен налог на добавленную стоимость по выполненным строительно-монтажным работам 19 60 19 60 19 60

Оплачена подрядчику стоимость выполненных и принятых от него строительно-монтажных работ 60 51 52 60 51 52 60 51 52

Отражены расходы на содержание холдинга, выполняющего функции заказчика (аренда офиса, заработная плата и ЕСН сотрудников, амортизация основных средств и т.д.) 08/2 7 6 6 7 0 О О СО О К) 26 02 70 69 60 76 26 02 70 69 60 76

Отражена сумма налога на добавленную стоимость по понесенным затратам и полученным услугам 19 60 19 60 19 60

Затраты на содержание холдинга, выполняющего функции заказчика, отнесены на увеличение стоимости строительства объекта 08/1 08/2 Х Х Х Х

Отражена сумма дохода от реализации инвестиционного проекта, включенная в фактические затраты по строительству объекта 08/1 90 Х Х 62 90

Списаны фактические затраты на содержание холдинга, выполняющего функции заказчика 90 08/2 Х Х 90 26

Начислен налог на добавленную стоимость от суммы услуг холдинга, выполняющего функции заказчика 90 68 Х Х 90 68

Начислен налог на добавленную стоимость от суммы полученного дохода, подлежащий вычету у инвестора 19 08/1 Х Х Х Х

Отражена передача построенного объекта инвестору и списаны фактические затраты на строительство объекта 86 08/1 62 90 62 90

Передана инвестору сумма налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам 86 19 Х Х Х Х

Списаны расходы на счет продаж расходы на строительство объекта Х Х 90 20 90 20

Отнесены затраты на содержание, выполняющего функции заказчика, на счет продаж Х Х 90 26 Х Х

Выявлена разница между фактическими затратами на строительство объекта и выделенными средствами (определена сумма дохода, причи -тающаяся к получению холдингом, выполняющим функции заказчика) 86 90 Х Х Х Х

Отражена сумма налога на добавленную стоимость от суммы полученного дохода 90 68 90 68 Х Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отражен финансовый результат от реализации коммерческого инвестиционного договора 90 99 90 99 90 99

Списывается целевое финансирование Х Х 86 62 86 62

1. Аврова И.А. Организация учета в строительстве: 2-е изд. перераб. и доп. М.: Бератор, 2003.

2. Бойкова М.П. Строительство при участии органов власти: учет и налогообложение / М.П. Бойкова, А.Ю. Бухарева, Е.В. Анохина. М.: Вершина, 2006.

3. Жизнь по регламенту // http://grandsmeta.ru (Статьи выпуска № 19 (26)).

4. Кущенко В.В. Девелопмент: современная концепция развития недвижимости. М.: Норма, 2005.

5. Мазур И.И., Шапиро В .Д., Ольдерогге Н.Г. Девелопмент: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. проф. И.И. Мазура. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

6. Письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 года № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций».

7. Постановление Госстроя РФ от 5 марта 2004 года № 15/1 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004).

8. Ткан В.И., Бреславцева Н.А., Каращенко В.В., Крохиче-ва Г.Е., Агеев И.М., Теуважукова Ф.Т. Бухгалтерский учет в строительстве (с элементами налогообложения). М.: «ПРИОР», 2001.

9. Шибаева Н.А., Суворова С.П. Новые аспекты бухгалтерского учета инвестиций // Финансовый менеджмент, учет и контроль с использованием современных информационных технологий: материалы Международной научно-практической конференции. Орел: ОрелГТУ, 2001.

УДК 657:658

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

С.В. Ключников,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

Адаптация учетных систем к потребностям компаний, действующих на российском рынке, осуществляется под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов. Компании укрупняются, совершенствуются внутрифирменные взаимоотношения и взаимодействие с внешней средой. Кроме того, растет потребность в более детальном раскрытии публичной отчетности, в том числе для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов на отечественном и международном рынках капитала. Российские компании накопили уникальный опыт использования разноплановых учетных систем, который при условии профессионального подхода к формированию целей и задач учета, последовательности и системности в их достижении позволит в значительной степени удовлетворить информационные потребности отдельных предприятий и групп компаний.

Несмотря на то что формы отчетности, используемые в настоящее время во многих компаниях, позволяют получать детализированную информацию о деятельности взаимосвязанных организаций, подходы, применяемые при формировании данных отчетности в целом (учетная политика, использование методик при расчете показателей деятельности), не являются универсальными, что делает данные бизнесов по отдельным позициям несопоставимыми, а отчетность недостоверной.

К наиболее распространенным проблемам финансового управления следует отнести организацию единообразного и прозрачного финансового учета в группе компаний. При вхождении предприятия в состав группы его учетную политику необходимо привести в соответствие с корпоративными стандартами, в противном случае это влечет за собой несопоставимость учетных данных. Смена же учетной политики в уже сложившейся организации - процедура достаточно трудоемкая и требует привлечения административного ресурса, а иногда и перестройки организационной структуры.

В соответствии с Правилами бухгалтерского учета (ПБУ) 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К таковым относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, активов и обязательств, способы применения счетов и регистров бухгалтерского учета, способы организации документооборота, инвентаризации и иные способы и приемы.

Следует особо подчеркнуть, что «Учетная политика» - это документ, содержащий перечень специфических для конкретного предприятия способов ведения бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.