Научная статья на тему 'Формирование механизма межбюджетных отношений в депрессивном регионе'

Формирование механизма межбюджетных отношений в депрессивном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма межбюджетных отношений в депрессивном регионе»

2. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия; Учебно-практическое пособие. - М.: «Финпресс», 2002 год;

3. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности ; Учебное пособие. - М., «Финпресс», 2002 год;

4. Кисилев М.В. Анализ и прогнозирование финансово - хозяйственной деятельности предприятия, - М.: Изд-во«АиН», 2001 год;

5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент; Учебный курс - Киев, «Ника -Центр Эльга».

Магомедов М.А.

Формирование механизма межбюджетных отношений в депрессивном регионе

Одной из основных задач государства в области управления экономикой при переходе к рынку является оказание финансовой помощи отстающим регионам в целях сохранения единого экономического пространства в стране. На протяжении многих лет Республика Дагестан является экономически депрессивным регионом и финансовая ситуация в Дагестане во многом зависит от своевременности поступления средств из федерального бюджета. В общей сумме доходов бюджета республики (с учетом отчислений в центр) они составляют в последние годы до 80 и выше процентов (см. табл. 1). Составляя в валовом региональном продукте свыше 30 процентов, и с учетом того, что в объем производства продукции и услуг входит до 50% перенесенной стоимости, можно утверждать, что относительное материальное благополучие населения региона зиждется на помощи федерального центра. Однако по мере развития бюджетного федерализма становится все острее вопрос о наращивании и сборе собственных налогов и других обязательных платежей в каждом субъекте федерации. Осознавая это, органы экономического руководства республики только за один 2002 год добились увеличения налоговых поступлений на 76,4%.

По данным Минфина республики консолидированный бюджет исполнен в 2002 году: по доходам - в сумме 15754,8 млн. рублей, по расходам - 15972,3 млн. рублей (доходов получено в 1,4 раза больше в фактических ценах и в 1,2 раза - в сопоставимых ценах по сравнению с этим же периодом прошлого года, расходов, соответственно - в 1,4 и 1,2 раза).

Бюджетные назначения федерального бюджета при плане 17881,5 млн. рублей исполнены на 17837,5 млн. рублей, что составляет 99,8%. Управлением Министерства по РФ по налогам и сборам по РД в 2002 году в республике собрано налогов в 1,4 раза больше, чем в 2001 году, при этом собираемость налогов в федеральный бюджет увеличилась в 1,2 раза и в консолидированный бюджет РД - в 1,6 раза. Всего доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики по итогам года составили 65,0%, перечислено в федеральный бюджет - 35,0% (в 2001г. -40,6%, в 2000г.-33,1%).

Доходная часть бюджета по налоговым доходам в целом выполнена на 99,1%, в

том числе по налогу на прибыль - на 96,6%, подоходному налогу с физических лиц -

Таблица1

_Исполнение бюджета Республики Дагестан в 2001 и 2002г.г._

Консолидированный бюджет

2001 год 2002год

млн. рублей в % к ВРП в % к доходам млн. рублей в % к ВРП в % к доходам

Доходы 11517,6 36,5 100 15754,8 37,7 100

в том числе:

Налоговые доходы 1698,4 5,4 14,7 2996,8 7,2 19,0

Неналоговые доходы 112,1 0,4 1,0 161,5 0,4 1,0

Безвозмездные перечисления 9535,8 30,2 82,8 12596,3 30,1 80

доходы целевых бюджетных фондов 171,3 0,5 1,5

Расходы 11483,0 36,3 99,7 15972,3 38,2 101,4

Профицит (+) +34,6 0,1 0,3 - - -

Дефицит (-) - - - -217,5 0,5 1,4

на 105,0%, акцизам - на 111,6%. Доля налоговых поступлений в сумме доходов составляет 19,0%, неналоговых - 1,0% (они выполнены на 47,0%). Основную часть доходов по прежнему составляют дотации и субвенции из федерального бюджета, их доля в общей сумме доходов составила 78,0% (в 2001 г. - 82,8%).

Дагестан в ближайшей перспективе останется одним из дотационных субъектов России, поскольку сложная ситуация в производственной сфере экономики республики отрицательно влияет на формирование доходной части бюджета. В 2002 году федеральный центр исполнил все свои обязательства (сумма дотаций составила 12596,3 млн. рублей, что полностью совпадает с запланированной суммой).

Диаграмма 1. Значение для бюджета РД дотаций, субвенций, и других поступлений из федерального бюджета (в % к общей сумме доходов)

■ п н ■ П

82 87 75 71 76 81 75 84 ( 78

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

П дотации, субвенции

Увеличение налоговых сборов произошло главным образом за счет роста НДС, что свидетельствует что в условиях несовершенного рынка (а именно невысокой налоговой культуры населения) налогообложение оборотов более эффективно, чем налогообложение вновь созданной стоимости. Еще более эффективным было бы перенести центр тяжести на налогообложение используемых ресурсов. Из таблицы 2 видно, что по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза увеличились поступления по налогу на прибыль, почти в 1,9 раза — поступления в сумме подоходного налога и НДС.

Таблица 2

Объемы сбора и доля отдельных видов налогов в общей сумме налоговых доходов в Дагестане_

2000г. 2001г. 2002г.

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Зсего 2023,9 100 3148,2 100 4610,5 100

! том числе:

^лог на прибыль 479,7 23,7 1007,4 32,0 1180,3 25,6

^лог на добавленную стоимость 89,1 4,4 3,1 0,1 1360,1 29,5

1одоходный налог с физических лиц 439,2 21,7 1023,2 32,5 1023,5 22,2

^пецналог - - - -

Акцизы 392,5 19,4 387,2 12,3 322,7 7,0

^лог на имущество 119,4 5,9 166,9 5,3 147,5 3,2

¡емельный налог 81,0 4,0 110,2 3,5 106,1 2,3

1рочие налоги и сборы 423,0 20,9 450,2 14,3 470,3 10,2

Существенно осложняет ситуацию в бюджетной сфере то, что налоговые и прочие сборы в течение года поступали неравномерно (см. табл.3). Наибольшая сумма приходится на четвертый квартал - 1328,0 млн. рублей (28,5% годовой суммы).

Промышленность, как главная налогообразующая отрасль, дает наибольший удельный вес всех налоговых поступлений, но ее значение сокращается (см. табл.4). Большую часть налогов в 2002 году в промышленности поступило от топливной - 50,2% и пищевой промышленности - 20,2%, в 2001 году их доли составляли соответственно 51,6 и 26,4%. Растет значение электроэнергетики. Выросло значение строительства, транспорта и связи, которая спрятана в прочих. Снижается значение сельского хозяйства и, что странно торговли, снабжения и сбыта. Последние все больше уходят в тень. Структурные сдвиги объясняются помимо роста физических объемов производства неравномерным ростом цен по отраслям.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению собираемости налогов, на 01.01.2003 года недоимка по налоговым платежам всех уровней бюджетов состави-

Таблица 3

Поступление налогов и сборов в бюджеты по кварталам (млн. рублей)

Поступило налогов и сборов из них поступило

в бюджет РД в бюджет РФ

2001г. 2002г.1 2001г. 2002г. 2001г. 2002г.

I квартал 530,2 908,3 301,3 496,6 228,9 411,7

II квартал 1048,9 1175,4 633,5 772,5 415,4 402,9

Ш квартал 893,9 1247,9 528,1 840,7 365,8 407,2

IV квартал 804,0 1328,0 482,3 920,9 321,7 407,2

Год 3277,0 4659,6 1945,2 3030,7 1331,8 1629,0

Таблица 4

Налоговые поступления по отраслям экономики Республики Дагестан

2000г. 2001г. 2002г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Всего 2023,9 100 3148,2 100 4610,5 100

Промышленность 1207,0 59,6 1770,3 56,2 1724,3 37,4

в том числе:

Электроэнергетика 169,0 14,0 239,0 13,5 341,4 19,8

Топливная 473,4 39,3 913,5 51,6 865,6 50,2

Пищевая 468,3 38,8 467,4 26,4 348,3 20,2

Сельское хозяйство 62,3 3,1 102,6 3,3 50,7 1,1

Транспорт 56,7 2,8 110,2 3,5 258,2 5,6

Строительство 92,8 4,6 185,5 5,9 249,0 5,4

Торговля, снабжение и сбыт 107,3 5,3 173,2 5,5 184,4 4,0

Прочие 497,9 24,6 805,9 25,6 2143,9 46,5

1 Включая невыясненные поступления.

2000г. 2001г. 2002г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

в том числе связь 60,5 140,7

-ла 394,6 млн. рублей, в том числе по федеральным налогам - 230,8 млн. рублей, по региональным - 69,2 млн. рублей, по местным - 94,6 млн. рублей (см. таблицы 5,6).

По данным Минфина республики плановые задания по расходам бюджета выполнены на 97,0%, в том числе на госуправление - на 97,7%, правоохранительную деятельность - на 98,2%, промышленность, энергетику и строительство - на 98,3%, сельское хозяйство и рыболовство - на 80,6%, жилищно-коммунальное хозяйство -на 97,3%, социально-культур-ные мероприятия - на 98,0%, в том числе: на образование - на 98,5%, здравоохранение и физкультуру - на 97,7%, на социальную политику - на 97,4%.

Таблица 5

Недоимки по налоговым платежам в Республике Дагестан (в млн рублей)

Задолженность Отсроченные Недоимка Платежи, по

платежи которым нало-

жен арест на

имущество

должников

2001 2002 2001 2002 2001 2002 2001 2002

I квартал 928,6 1038,9 56,4 520,5 805,6 492,4 66,6 26,0

II квартал 557,9 33,7 6,4 3,4 536,6 27,0 14,9 3,3

III квартал -173,9 -199,2 129,1 -48,3 -268,1 -152,5 -34,9 1,6

IV квартал -244,6 -95,1 448,9 -129,5 -688,0 27,7 -5,5 6,8

Год 1068,0 778,3 640,8 346,1 386,1 394,6 41,1 37,7

Таблица 6

Недоимка по платежам в бюджет по видам налогов на 1.01.2003 года (в млн рублей)

Всего в том числе:

налог на прибыль налог на добавленную стоимость акцизы на алкогольную продукцию платежи за пользование природными ресурсами

Недоимка - всего 394,6 51,8 129,5 23,9 9,1

кроме того, отсроченные платежи 346,1 132,4 121,8 19,5 6,3

Мобилизация средств на финансирование дефицитов бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов осуществлялась за счет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в рублях;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- изменения остатков средств бюджетов на счетах в банках в иностранной валюте.

Исполнение бюджета республики характеризуется следующими данными таблицы 7.

Важнейшей формой поддержки центром депрессивного региона являются расходы из государственных внебюджетных фондов. Доходы государственных внебюджетных фондов в 2002 году составили (с учетом остатков предыдущего года в фактических ценах) 8589,8 млн. рублей, или 54,5% к сумме доходов консолидированного бюджета (см. табл.8, 9). Расходы из государственных внебюджетных фондов составили 8679,1 млн. рублей, или 54,3% к сумме расходов консолидированного бюджета республики (в 1999г. - 101,6%, в 2000г. - 60,8%, в 2001 г.-51,5%).

Таблица 7

Исполнение бюджета Республики Дагестан в 2002 году_

2002г. В сопоставимых ценах

млн. рублей 2002г в % к 2001 г Справочно 2001 г в % к 2000 г

Доходы - всего 15754,8 119,4 112,5

в том числе:

Налоговые доходы - всего 2996,8 154,0 108,8

в том числе:

налоги на прибыль 1872,8 в 3,0 р 78,2

из них подоходный налог с физических лиц 1039 164,1 166,3

налоги на товары и услуги: 355,3 112,3 60,6

Из них

Налог на добавленную стоимость - - 1,3

Акцизы 257,0 107,5 65,3

налог на имущество 153,2 148,2 98,3

Платежи за пользование природными

ресурсами 218,8 181,0 94,6

прочие налоги 396,7 59,4 в 2,8 р

Неналоговые доходы - всего 161,5 125,7 189,0

Безвозмездные перечисления 12596,3 115,3 110,8

Доходы целевых бюджетных фондов - - в 14,5 р

2002г. В сопоставимых ценах

млн. 2002г в % Справочно 2001 г в

рублей к 2001 г % к 2000 г

Расходы - всего 15972,3 121,4 116,3

в том числе:

Государственное управление 848,0 106,9 113,6

Правоохранительная деятельность 620,3 106,5 112,3

Промышлен., энергетика и строит-во 2598,5 147,6 в 4,2 р

Сельское хозяйство и рыболовство 401,5 83,7 101,6

Жилищно-коммунальное хозяйство 1421,6 109,5 67,1

Социальная сфера - всего 8509,1 126,4 105,4

из нее:

Образование 4082,4 134,9 106,8

Культура и искусство 351,3 140,3 97,9

Средства массовой информации 126,0 93,7 156,9

Здравоохранение и физкультура 2361,7 129,3 95,2

Социальная политика 1587,7 106,1 115,6

Другие расходы 1573,3 104,1 169,5

Таблица 8

Поступления во внебюджетные фонды Республики Дагестан с учетом остатков

2002г. млн. рублей В сопоставимых ценах

2002г. в % к 2001г. Справочно 2001г. к 2000г.

Всего: 8589,8 127,1 99,3

В том числе

Фонд обязательного медицинского страхования 1251,1 139,7 94,2

Пенсионный фонд 6595,2 123,4 124,5

Фонд социального страхования 719,4 152,6 97,1

Фонд социальной поддержки 24,1 50,5 -

Таблица 9

Расходы по видам внебюджетных фондов Республики Дагестан_

2002г. млн. рублей В сопоставимых ценах

2002г. в % к 2001г. Справочно 2001г. к 2000г.

Всего: 8679,1 130,2 97,9

В том числе

2002г. млн. рублей В сопоставимых ценах

2002г. в % к 2001г. Справочно 2001г. к 2000г.

Фонд обязательного медицинского страхования 1239,3 144,1 90,4

Пенсионный фонд 6588,7 124,5 123,3

Фонд социального страхования 831,7 176,4 96,7

Фонд социальной поддержки 19,4 50,4 -

Внебюджетных средств в 2002 году на разные выплаты было направлено на 48,5% больше, чем в 2001 году: в том числе на выплаты пенсий - 6340,2 млн. рублей, на санаторно-курортное лечение - 92,0 (из них для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС - 0,9), на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, рождение ребенка, детям - инвалидам (социальное страхование) - 453,8 на финансирование территориальной программы ОМС на оплату медицинских услуг -1231,2.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования механизма межбюджетных отношений.

Абдулхаликов З.Г.

О кредитном механизме поддержки малого предпринимательства в России

Одним из важнейших вопросов разрешения проблемы финансовой поддержки малых предприятий является вопрос о гаранте кредитов. В принципиальном плане для решения этой проблемы есть три возможных подхода.

1. Коммерческие банки на свой страх и риск, по своим технологиям принятия решений в области кредитования осуществляют финансирование развития малого бизнеса. Такие банки должны иметь льготы по формированию резервов под возможные потери по ссудам малому бизнесу.Так как малый бизнес сам по себе является зоной повышенных кредитных рисков, Центральный банк Российской Федерации должен проводить протекционистские меры, стимулирующие коммерческие банки кредитовать малые предприятия. Нужны определённые льготы по порядку списания убытков по ссудам малым предприятиям. Например, целесообразно разрешить относить такие потери банкам, уполномоченным на обслуживание малого бизнеса, на внутрибанковские затраты и не облагать эти суммы налогами. Необходимо также найти механизм, при котором списание потерь по ссудам малым предприятиям не приводило бы к уменьшению собственного капитала банка. Введение подобных льгот - задача, относимая только к федеральному уровню управления.

2. Следует повысить роль и ответственность фондов поддержки малого бизнеса в процедуре кредитования малых предприятий коммерческими банками. Ресурсы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.