Научная статья на тему 'Формирование медиаграмотности как условие обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет'

Формирование медиаграмотности как условие обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / медиаграмотность / несовершеннолетние / сеть «Интернет» / информационная безопасность

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Красникова Арина Васильевна, Крухмалева Виктория Александровна

Ранняя вовлеченность несовершеннолетних в сеть «Интернет» создает новые криминальные угрозы, возрастает доля киберпреступлений с несовершеннолетними участниками, которые являются как жертвами, так и агрессорами. В соответствии с этим формирование медиаграмотности является актуальным приоритетом современного образования, так как связано с обеспечением безопасности несовершеннолетних в сети «Интернет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Красникова Арина Васильевна, Крухмалева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование медиаграмотности как условие обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-165-168

Формирование медиаграмотности как условие обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет

Красникова Арина Васильевна, старший преподаватель

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул

Крухмалева Виктория Александровна,

студент

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул

Аннотация: ранняя вовлеченность несовершеннолетних в сеть «Интернет» создает новые криминальные угрозы, возрастает доля киберпреступлений с несовершеннолетними участниками, которые являются как жертвами, так и агрессорами. В соответствии с этим формирование медиаграмотности является актуальным приоритетом современного образования, так как связано с обеспечением безопасности несовершеннолетних в сети «Интернет».

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, несовершеннолетние, сеть «Интернет», информационная безопасность.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного содержания и характера, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Исследования показывают, что подростки недостаточно владеют навыками целенаправленного поиска, отбора, переработки, хранения, критического оценивания и эффективного использования информационных ресурсов. Эти компоненты составляют структуру медиаграмотности, которая, по оценкам исследователей, у современных подростков находится на низком уровне [3, с. 29].

Медиаграмотность является составной частью медиаобразования, которое необходимо осуществлять на современном этапе. Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [5].

В соответствии с этим выделяются основные задачи данного образования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [1].

Структура медиаграмотности представляет собой четырёхкомпонентную модель, которая включает в себя: 1) знания; 2) умения и навыки; 3) мотивация; 4) ответственность за совершаемые действия на просторах виртуального пространства и безопасность. Комплексное сочетание компонентов может служить основой информационной безопасности личности и предотвращения распространения противоправных деяний в компьютерной среде [2, с. 158].

Анализируя предложенные компоненты отметим, что знания характеризуются как осведомленность, логическое и фактическое понимание и осмысление того потока информации, который попадает в поле зрения подростков. Умения и навыки включают в себя пользование информационными ресурсами, поиск необходимой информации, ее анализ и отбор, в соответствии с запросом, критическое мышление, позволяющее оценить истинность полученной информации, и

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

проверка онлайн-ресурсов на достоверность. Под мотивацией в рамках медиаграмотности понимается побуждение личности к совершенствованию своего уровня информационной грамотности и компетенций. Заключительный компонент: ответственность за совершаемые действия на просторах виртуального пространства направлен на то, что дети и подростки должны быть ознакомлены с нормативно-правовой базой в сфере информационной безопасности, ведь в современном мире преступность в сети-Интернет возрастает, при этом увеличивается число противоправных деяний с участием несовершеннолетних граждан. В соответствии с этим необходимо формировать у детей представление и понимании меры ответственности за поступки, совершаемые в сети. Другая составляющая данного компонента - безопасность, заключается использование средств защиты в сети и понимание необходимости в этом, в частности защита персональных данных, обращение к достоверным сайтам, мессенджерам и легальному контенту, сетевой этикет и уважительное отношение к другим пользователям сети, грамотное хранение и защита имеющейся информации на персональных носителях.

Учитывая современный уровень использования технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, появляются возможность и необходимость в формирования медиграмотности детей. Сложность современного информационного мира в том, что доступность технологий и умение искать нужную информацию в сочетании с малыми способностями отбирать предоставляемый материал не обеспечивают наличия у молодежи навыков, необходимых для успешного существования в цифровом обществе. Подрастающему поколению не хватает знаний для эффективного использования технологий, критической оценки своих умений, они не могут избежать риска и подвергают себя опасности. Формирование и развитие цифровой грамотности должно давать молодым людям навыки не только необходимые, но и востребованные

Повышение информационной культуры и правового уровня грамотности личности возможно посредством совершенствования способов и методов работы с подрастающим поколением. Возможными вариантами работы с несовершеннолетними могут быть игры в формате квест/кейс-технологий, проектная работа.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Сочетание интеллектуального, анализирующего и творческого характера заданий вызывает заинтересованность школьников к проблематике, что благоприятным образом влияет на формирование высокого уровня медиаграмотности у несовершеннолетних пользователей сети «Интернет». Также возможным вариантом работы может выступать организация взаимодействия школьников с правоохранительными органами и специалистами в сфере IT-технологий, с помощью которых будет осуществляться знакомство с практическим опытом защиты себя в онлайн-пространстве.

Таким образом, формирование медиаграмотности, как способности индивида эффективно взаимодействовать в глобализирующемся мире, то есть искать, анализировать, критически оценивать и обрабатывать, а также создавать медийные сообщения во всем их многообразии форм является важным условием обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети «Интернет».

Библиографический список

1. Интеграция медиаобразования, правового просвещения и правовой информатизации в условиях современной школы / Я. В. Антонов, Д. Л. Баландин, Е. А. Бондаренко. - Москва: МОО «Информация для всех», ЦЭНО РАНХиГС, 2018. 562 с.

2. К вопросу о понятии цифровой грамотности / О. В. Ельцова, М. В. Емельянова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2020. №1 (106). С. 156-160.

3. Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий / П. С. Котляр // Вестник ВятГУ, 2017. №8. С. 28-33.

4. Медиаобразование как фактор формирования медиакультуры / М. Л. Спирина, А. В. Сушков // Проблемы современного педагогического образования, 2021. №71. С. 280-285.

5. Медиаобразование и медиаграмотность / А. В. Федоров. Таганрог: Издательство: Кучма, 2004. - 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.