Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МЕДИАНАВЫКОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МЕДИАНАВЫКОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАНАВЫКИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИА / MEDIA SKILLS / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY / COMPETENCIES / MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Андрей Дмитриевич

В представленной статье анализируется ситуация с медиаобразованием в студенческой среде. Под медиаобразованием понимается процесс и результат овладения навыками успешной жизни в цифровой среде, в том числе навыками критического анализа медиатекстов, креативными и эстетическими навыками, коммуникативными навыками и навыками безопасности. В пилотажном эксперименте были использованы такие методы эмпирического исследования, как опрос и беседа. Референтная группа составила около 100 учащихся двух вузов – МГИК и ВШЭ. Анализ полученных данных показывает, что большинство студентов, независимо от профиля подготовки, осознаёт необходимость медиаобразования. В то же время они оценивают свой уровень медианавыков по всем направлениям недостаточным, что свидетельствует о наличии противоречия между потребностями современной социальной ситуации и практикой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF MEDIAN SKILLS IN MODERN STUDENTS

The presented article analyzes the situation with media education in the student environment. Media education refers to the process and result of mastering the skills of a successful life in the digital world, including the skills of critical analysis of media texts, creative and aesthetic skills, communication skills and safety skills. In the pilot experiment, empirical research methods such as polling and conversation were used. The reference group consisted of about 100 students from two universities – MGIK and HSE University. The analysis of the received data shows that the majority of students, regardless of the profile of training, are aware of the need for media education. At the same time, they assess their level of median skills in all areas as insufficient, which indicates that there is a contradiction between the needs of the modern social situation and the practice of education.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МЕДИАНАВЫКОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МЕДИАНАВЫКОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

УДК 374.1:004.738.5

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-143-151

Андрей Дмитриевич ЖУКОВ,

соискатель кафедры педагогики, психологии и философии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация заместитель заведующего Центром медиапрактик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Российская Федерация,

e-mail: polkovodets@mail.ru

Аннотация: В представленной статье анализируется ситуация с медиаобра-зованием в студенческой среде. Под медиаобразованием понимается процесс и результат овладения навыками успешной жизни в цифровой среде, в том числе навыками критического анализа медиатекстов, креативными и эстетическими навыками, коммуникативными навыками и навыками безопасности. В пилотажном эксперименте были использованы такие методы эмпирического исследования, как опрос и беседа. Референтная группа составила около 100 учащихся двух вузов - МГИК и ВШЭ. Анализ полученных данных показывает, что большинство студентов, независимо от профиля подготовки, осознаёт необходимость медиаобразования. В то же время они оценивают свой уровень медианавыков по всем направлениям недостаточным, что свидетельствует о наличии противоречия между потребностями современной социальной ситуации и практикой образования.

Ключевые слова: медианавыки, медиаобразование, медиаграмотность, компетенции, медиа.

Для цитирования: Жуков А. Д. Диагностика сформированности медиа-навыков у современных студентов // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 143-151. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-143-151

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF MEDIAN SKILLS IN MODERN STUDENTS

Andrey D. Zhukov, PhD student at the Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation

Deputy Head of Media Practice Center, the HSE University, Moscow, Russian Federation, e-mail: polkovodets@mail.ru

Abstract: The presented article analyzes the situation with media education in the student environment. Media education refers to the process and result of mastering the skills of a successful life in the digital world, including the skills of critical analysis of media texts, creative and aesthetic skills, communication skills and safety skills. In the pilot experiment, empirical research methods such as polling and

conversation were used. The reference group consisted of about 100 students from two universities - MGIK and HSE University. The analysis of the received data shows that the majority of students, regardless of the profile of training, are aware of the need for media education. At the same time, they assess their level of median skills in all areas as insufficient, which indicates that there is a contradiction between the needs of the modern social situation and the practice of education.

Keywords: media skills, media education, media literacy, competencies, media.

For citation: Zhukov A. D. Diagnostics of the formation of median skills in modern students. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 1 (40), pp. 143-151. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2310-1679-2021 -140-143-151

Современный этап развития цивилизации многие представители социально-гуманитарных наук рассматривают в парадигме транзитивности, то есть такого этапа существования общества, когда осуществляется трансформация и переход от традиционных и устоявшихся систем к новым. Перманентный рост новаций и перемен в нашей жизни позволяет заключить, что транзитивность становится постоянной характеристикой современного социума.

Один из аспектов транзитивности связан с процессом становления цифрового общества. Появление и стремительное расширение информационно-коммуникационной среды, кардинальное упрощение и удешевление средств производства и доставки информации привели к феномену гибридной реальности - расширению границ бытия человека за счёт онлайн-формата. Это стало особенно очевидным в период ограничений, связанных с пандемией COVID-19.

По справедливому замечанию С. Н. Костроминой, движение личности вперёд определяет смыслы, поэтому цифровой мир должен стать пространством порождения новых личностных смыслов, помогать разным социальным группам объединяться на аксиологической основе, а отдельным личностям - самовыражаться через ту или иную активность. «Смысл свободы в цифровом мире не в доступности, а в усилении осознанности деятельности. В противном случае можно получить одержимость "цифровым бытиём", стать объектом манипуляции, оказаться жертвой недостоверной информации», - отмечает С. Н. Костромина в докладе «Цифровой мир: ценности и цена» на VII Санкт-Петербургском зимнем фестивале практической психологии [3]. По её словам, сегодня необходимы «инъекции смыслов», чтобы цифровое пространство не превратилось в социокультурный вакуум.

В данном контексте исключительное значение приобретает повышение уровня медиаграмотности. Некоторыми исследователями она рассматривается как сочетание технологических, когнитивных, социальных и этических навыков, необходимых для критической оценки соци-

альных сетей [9; 11]. По нашему мнению, такое определение несколько сужает область медиаграмотности до только одного аспекта - критического анализа. Более правильной и универсальной выглядит формула, которая предлагается в Московской декларации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Медиа- и информационная грамотность рассматриваются в качестве совокупности установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека [2].

На сегодняшний день большинство исследователей считает, что медиаграмотность - это результат и составная часть более широкого и ёмкого понятия - медиаобразования. Ведущий российский исследователь медиаобразования А. В. Фёдоров даёт такое определение медиаобразования: «Процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретённая в результате этого процесса медиа-грамотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета» [7, с. 27]. Таким образом, медиаобразование является процессом и результатом овладения учащимся рядом компетенций, необходимых и достаточных для успешного существования в транзитивном мире.

ЮНЕСКО повышение уровня медиаграмотности объявило одной из важнейших задач XXI века. Среди прочего это связано с тем, что традиционные программы медиаобразования, сложившиеся в индустриальные времена, оцениваются как устаревшие в эпоху, когда ключевую роль начинают играть социальные сети. В связи с этим в англоязычных источниках уже появился термин «новая грамотность» (new literacy), который противопоставляется традиционной медиаграмотности [10].

На сегодняшний день исследователи выделяют два основных подхода к медиаобразованию - интегрированный (изучение медиа в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета). Интегрированный подход обычно реализуется в программах родного языка и литературы, обществознания, эстетического блока предметов. Например, в Великобритании медиаобразование интегрировано в уроки родного языка. Специализированный подход реализован, в частности, в средних школах Канады и Австралии, где с 1990-х годов медиаобразование стало обязательным компонентом обучения (с 1-го по 12-й класс). В России медиаобразование до сих пор не является обязательным пред-

метом (исключение составляет только профильное направление подготовки медиаработников). Другой аспект этой же проблемы - нехватка квалифицированных медиапедагогов и дидактических материалов по медиаобразованию [1, с. 71].

Общероссийское научное исследование цифровой компетентности (2013) констатировало, что две трети (67%) российских родителей и три четверти (75%) подростков приобретали знания по использованию Интернета самостоятельно. Только 13% детей указали, что освоение Интернета произошло у них в школе [8]. Это означает, что медиаобразо-вание происходит стихийно и несистемно, в отсутствии учебного плана и логики, индуктивным способом на практике и собственных ошибках, по советам и примеру сверстников. Безусловно, это не способствует формированию высоких стандартов медиаобразования.

На сегодняшний день Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по целому ряду направлений подготовки содержат требования по овладению компетенциями в области медиаграмотности. В частности, ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» устанавливает требование овладения студентами бакалавриата общепрофессиональной компетенцией самостоятельно искать информацию в области музыкального искусства (ОПК-4) и освоения информационно-коммуникационных технологий (ОПК-5) для решения профессиональных задач [4].

ОПК-2 ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» устанавливает следующее требование: «Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности» [5].

ОПК-3 ФГОС ВО по направлению подготовки 52.03.06 «Драматургия» определяет требование «осуществлять поиск информации в области культуры и искусства с помощью информационно-коммуникационных технологий, использовать её в своей профессиональной деятельности» [6].

Исследования этой сферы позволили предположить, что существует разрыв между требованиями по овладению медианавыками, содержащимися в ФГОС 3++, и реальной компетентностью студентов разных направлений подготовки.

Для подтверждения актуальности темы исследования и диагностики современного состояния уровня медиаобразования у студентов было проведено пилотажное исследование.

Важную роль для нашего исследования играют:

- концептуальные положения компетентностного подхода (А. А. Ала-дьина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, М. Н. Скаткин, И. Я. Лер-нер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин);

- концептуальные положения дидактики высшей школы (Г С. Селевко, В. И. Черниченко, Т. В. Христидис, Н. Д. Булатова);

- концептуальные положения теории медиаобразования (A. B. Фёдоров, A. B. Шариков, И. В. Челышева, Л. Мастерман);

- исследования в профессиональном и массовом медиаобразовании (Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. М. Дзялошинский, И. В. Жилавская, А. Г. Асмолов и другие).

Для анализа эмпирических данных, которые обобщаются в исследовании, был использован метод онлайн-опроса и беседы по результатам опроса.

Для того чтобы определить уровень самооценки учащимися уровня медиаобразования, был задан вопрос: «Ощущаете ли Вы недостаток медианавыков?» (варианты ответа «да»/«нет»).

Затем был задан уточняющий вопрос: «Каким медианавыкам Вы хотели бы научиться?».

В качестве вариантов ответа были использованы четыре компонента, которые в материалах ЮНЕСКО фигурируют как ключевые составные части медиаобразования:

- эстетические и креативные навыки, то есть способность синтезировать собственный оригинальный контент, опираясь на достижения культуры;

- навыки критического анализа, то есть умение видеть/слышать, интерпретировать и оценивать медиаконтент, определять фейки, используя различные аналитические инструменты;

- интерактивные навыки, то есть способность общаться со своей аудиторией, увеличивать её лояльность и количество подписчиков, продвигать своё медиа;

- навыки безопасности, то есть использование разумных мер предосторожности в Интернете, знание этических и правовых норм.

При этом потребность в каждой из четырёх групп навыков можно было оценить по шкале от 1 (абсолютно нет потребности) до 10 (максимально необходимо).

В пилотажном исследовании приняли участие 94 учащихся Московского государственного института культуры и Высшей школы экономики.

Первую группу (38 человек) составили студенты 1 курса бакалавриата МГИК по направлению «Социально-культурная деятельность». Вторая группа (22 человека) - студенты бакалавриата НИУ ВШЭ социально-гуманитарных направлений подготовки, записавшиеся на проект «Медиамастерская». Третья группа (21 человек) - магистранты МГИК по направлению «Культурология». Четвёртая группа (13 человек) - студенты-заочники МГИК, будущие режиссёры любительского театра.

Результаты ответов на вопрос «Ощущаете ли Вы недостаток медианавыков?»

Группы Да Нет Нет ответа

1. 29 (76%) 8 (21%) 1 (3%)

2. 19 (86%) 3 (14%) -

3. 16 (76%) 5 (24%) -

4. 10 (67%) 5 (33%) -

Таким образом, мы видим, что от 2/3 до 3/4 учащихся ощущают нехватку медианавыков. При этом несколько более высокий процент желающих освоить медианавыки среди студентов НИУ ВШЭ, очевидно, связан с тем, что все они записались на проект по повышению уровня медиаграмотности. В то же время среди студентов МГИК мы видим определённое увеличение тех, кто удовлетворил свои потребности в медиа-образовании по мере взросления студентов (средний возраст бакалавров из группы 1 - 17,8 лет, магистров из группы 3 - 20,6 года, заочников из группы 4 - 28,8 года).

Во втором вопросе учащимся было предложено оценить по шкале от 1 до 10 нехватку тех или иных медианавыков.

Распределение ответов на вопрос: «Каким медианавыкам Вы хотели бы научиться?» (по баллам и по группам)

Группа 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нет ответа Средний балл

Креатив 2 1 0 1 3 0 4 8 4 15 - 7,9

Критический анализ 2 2 1 2 6 1 3 7 4 10 - 7

Коммуникация 3 2 2 3 6 2 2 4 2 11 1 6,5

Безопасность 3 2 3 7 5 4 5 3 3 3 - 5,5

Группа 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нет ответа Средний балл

Креатив 0 0 0 0 3 2 2 4 2 8 1 8,1

Критический анализ 3 0 1 2 1 1 4 4 2 4 - 6,5

Коммуникация 2 2 0 1 1 0 2 5 2 6 1 7

Безопасность 2 2 2 3 4 2 2 2 1 2 - 5,2

Группа 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нет ответа Средний балл

Креатив 0 0 0 0 1 0 2 1 3 13 1 9,2

Критический анализ 0 0 2 0 1 3 2 3 2 8 - 7,9

Коммуникация 0 1 0 2 0 3 1 3 2 9 - 8

Безопасность 0 1 1 1 2 1 1 2 3 9 - 7,9

Группа 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нет ответа Средний балл

Креатив 1 0 0 0 1 0 1 1 1 8 - 8,5

Критический анализ 1 0 1 0 4 1 0 4 0 2 - 6,3

Коммуникация 1 0 0 1 4 0 1 1 0 3 2 6,4

Безопасность 0 3 0 1 1 0 1 1 1 5 - 6,8

Мы видим, что по всем группам максимально востребованным остаётся получение навыков в области создания медиатекстов. При этом запрос на овладение навыками в области критического анализа (и выявления фейков), коммуникации и продвижения своего медиа, а также в сфере безопасности находятся примерно на одном уровне. Также примечательно, что в более старших возрастных группах респондентов возрастает потребность в овладении навыками в сфере безопасности. Если у бакалавров эта проблема находится на последнем, четвёртом, месте, то у магистров и заочников становится второй по важности после овладения креативными навыками. Можно предположить, что это связано с личным опытом респондентов, которые в 20-30 лет уже сталкивались с проблемами кибер-безопасности - от сохранности персональных данных до кибербуллинга и от соблюдения этических норм до нарушения авторских прав.

В дальнейшем в ходе индивидуальных бесед мы постарались уточнить, для каких целей, по мнению учащихся, им необходимы медиа-навыки. В ответах студентов можно выделить следующие два наиболее характерных варианта:

1) возможность использовать медианавыки в работе, чтобы быть более успешным;

2) овладение медиазнаниями как важный надпрофессиональный навык, который поможет стать успешным в жизни, или как своего рода «запасной аэродром» - возможность новой трудовой деятельности.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что медиаобразование воспринимается студентами как умения, которые будут не только востребованы, но и монетизированы в рамках трудовой деятельности.

Подводя итог, можно констатировать, что практически все студенты осознают необходимость овладения медианавыками по ключевым направлениям медиаобразования. Учитывая, что сегодня в цифровую среду так или иначе вовлечено подавляющее большинство молодых людей, можно говорить о том, что степень их готовности к информационным реалиям значительно уступает уровню развития технических средств. В связи с этим как никогда актуальным становится вопрос о необходимости обучения комплексу медианавыков широкого круга людей, которые в медиа не работают, но интересы которых (профессиональные или личные) находятся в информационном поле. Кроме того, как показывают эмпирические исследования, медианавыки становятся одним из ключевых гибких неспециализированных навыков (soft skills), влияющих в том числе и на представление об успешности будущих специалистов, а также неотъемлемой частью в системе непрерывного образования.

Список литературы

1. Жилавская И. В. Системные и институциональные трансформации россий-

ского медиаобразования : факторы и тенденции : специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук / Жилавская Ирина Владимировна. - Москва, 2021. - 466 с.

2. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности от 28 июня

2012 года [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» : [веб-сайт]. - Электронные данные. - URL: http:// www.ifapcom.ru/ru/news/1347

3. Светлана Костромина: «Цифровой мир : ценности и цена» [Электронный ресурс] // Психологическая газета : [веб-сайт]. - Электронные данные. -URL: www.psy.su/feed/8881/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 563 от 15 июня 2017 года. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/530301_B_3_10072017.pdf

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению 51.03.03 Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 1179 от 6 декабря 2017 года. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 52.03.06 Драматургия [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ № 1130 от 16 ноября 2017 года. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/520306_B_3_07122017. pdf

7. Фёдоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,

медиаграмотности, медиакомпетентности. - Москва : МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с.

8. Цифровая компетентность подростков и родителей : результаты всероссий-

ского исследования : [монография] / Г У. Солдатова [и др.] ; Фонд Развития Интернет, Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. - Москва : Фонд Развития Интернет : Google, 2013. - 143 с.

9. Hobbs R. Digital and media literacy: A plan of action. - Washington, DC : The Aspen Institute, 2010. - 67 p.

10. Manca S., Bocconi S., Gleason B. "Think globally, act locally": A glocal approach to the development of social media literacy. Computers & Education. -2021. - Vol. 160. - P. 104025.

11. McDougall J., Berger R., Fraser P., Zezulkova M. Media literacy, education & (civic) capability: A transferable methodology. Journal of Media Literacy Education. - 2015. - No. 7 (1). - Pp. 4-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.