Научная статья на тему 'Формирование маркетинговой информационной среды'

Формирование маркетинговой информационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / цифровая среда / рыночная экономика / аудит / маркетинговое наблюдение / макроэкономика / marketing / digital environment / market economy / audit / marketing surveillance / macroeconomics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизавета Алексеевна Селезнева

Современная рыночная среда уже не базируется лишь на классических экономических показателях «спроса-предложения», как это было, скажем, в начале XX века. В настоящее время успех компании на рынке определяет её маркетинговая стратегия и, более того, её способности к маркетинговой оценке как внутренних структур, так и компаний-конкурентов. В связи с этим повышается актуальность ис-следований в области маркетинговых информационных систем, поскольку они являются ключом к рыноч-ному успеху. Отмечена необходимость позиционирования адвокатского бизнеса. Сделан вывод о том, что при отсутствии маркетинга адвокатский бизнес редко приносит успех, особенно учитывая среду конкурен-тов, что свидетельствует о необходимости создания маркетинговой стратегии для адвокатского бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елизавета Алексеевна Селезнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Marketing Information Environment

The modern market environment is no longer based only on classical economic indicators of “supply-demand”, as it was, say, at the beginning of the XX century. Nowadays, the success of a company in the market is determined by its marketing strategy and, moreover, by its ability to make a marketing assessment of both internal structures and competing companies. In this regard, the relevance of research in the field of marketing information systems increases, since they are the key to market success. The necessity of positioning the lawyer’s business is noted. It is concluded that in the absence of marketing, the law business rarely brings success, especially given the competitive environment, which indicates the need to create a marketing strategy for the lawyer business.

Текст научной работы на тему «Формирование маркетинговой информационной среды»

Научная статья УДК 339.138

https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.20

Формирование маркетинговой информационной среды Елизавета Алексеевна Селезнева

Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия, sellisa@yandex.ru

Аннотация. Современная рыночная среда уже не базируется лишь на классических экономических показателях «спроса-предложения», как это было, скажем, в начале XX века. В настоящее время успех компании на рынке определяет её маркетинговая стратегия и, более того, её способности к маркетинговой оценке как внутренних структур, так и компаний-конкурентов. В связи с этим повышается актуальность исследований в области маркетинговых информационных систем, поскольку они являются ключом к рыночному успеху. Отмечена необходимость позиционирования адвокатского бизнеса. Сделан вывод о том, что при отсутствии маркетинга адвокатский бизнес редко приносит успех, особенно учитывая среду конкурентов, что свидетельствует о необходимости создания маркетинговой стратегии для адвокатского бизнеса.

Ключевые слова: маркетинг, цифровая среда, рыночная экономика, аудит, маркетинговое наблюдение, макроэкономика

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Селезнева Е.А. Формирование маркетинговой информационной среды // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 12. С. 162-167. https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.20.

Original article

Formation of Marketing Information Environment

Elizaveta A. Selezneva

National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia, sellisa@yandex.ru

Abstract. The modern market environment is no longer based only on classical economic indicators of "supply-demand", as it was, say, at the beginning of the XX century. Nowadays, the success of a company in the market is determined by its marketing strategy and, moreover, by its ability to make a marketing assessment of both internal structures and competing companies. In this regard, the relevance of research in the field of marketing information systems increases, since they are the key to market success. The necessity of positioning the lawyer's business is noted. It is concluded that in the absence of marketing, the law business rarely brings success, especially given the competitive environment, which indicates the need to create a marketing strategy for the lawyer business.

Keywords: marketing, digital environment, market economy, audit, marketingsurveillance, macroeconomics

Funding: Independent work.

For citation: Selezneva, E.A. (2023) Formation of Marketing Information Environment. Society: Politics, Economics, Law. (12), 162-167. Available from: doi:10.24158/pep.2023.12.20 (In Russian).

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты маркетинга и маркетинговой деятельности сквозь призму оценочной деятельности внутри организации/бизнес-единицы. Роль маркетологов в современной компании трудно переоценить - несмотря на то, что напрямую они не участвуют в торговой деятельности, как менеджеры по продажам или руководители организаций, визирующие акты-сверки и счета, маркетологи выполняют важнейшую функцию: анализ рыночной среды1. Выявляя сильные и слабые стороны конкурентов компании и составляя матрицу перспектив, маркетологи формируют то, что в современных бизнес-ячейках обозначается как маркетинговая информационная система (МИС) (Багиев, Яненко М.Б., Яненко М.Е., 2017).

Маркетологи составляют подробный анализ конкуренции - по компаниям, по сегменту, по странам и т. д. Различные рейтинги, многие из которых находятся в свободном доступе, - о наибольшей доле ВВП на душу населения, о наивысшей туристической посещаемости или, к примеру, о наиболее высокой рождаемости по странам - тоже относятся к маркетинговым исследованиям, которые, впрочем, проведены официальными статистическими структурами в рамках демографических исследований. Классические же исследования, составляющие базу маркетинговой

1 Бердышев С.Н. Информационный маркетинг : практическое пособие. М., 2010. 216 с. © Селезнева Е.А., 2023

информационной системы, представляют собой анализ, заказанный компанией либо подотчетной маркетинговой структуре, либо специализированному агентству, который отражает основные финансовые и технические показатели изучаемого коммерческого объекта (Джеффри, 2013).

В упомянутом анализе нас в первую очередь интересует описываемое поведение потребителя - динамика спроса/предложения, сегментация продаж по странам/регионам, инвестиционные манипуляции компаний. Важно отметить: хотя маркетинговые исследования предоставляются маркетологами руководителям компаний, именно последние должны обеспечивать для маркетологов все условия для доступа ко всем необходимым видам информации о компании. Полученная система, дающая руководителям ценную информацию о рынке, а маркетологам -возможность для проведенияи систематизации рыночных исследований, - и называется МИС (Novak, Hoffman, Yung, 2000).

Маркетинговая информационная система - это сложная структура, в которую входят некоторые сотрудники, специальное оборудование, механизмы оценки, анализа и распределения информации. Для создания и, самое главное, эффективного функционирования МИС, в современ-ныхкомпаниях практикуется создание специальных комиссий, которые проводят анализ информационной потребности различных подразделений (продаж, сбыта, маркетинга и пр.) и налаживают между ними инфраструктуру. Исследователи приводят ряд вопросов, при помощи которых комиссии по МИС собирают информацию о структурах компании, к примеру (Багиев, Яненко М.Б., Яненко М.Е., 2017):

- Какую информацию Вы регулярно получаете?

- Какую информацию Вы не получаете, но хотели бы иметь?

- В курсе каких вопросов Вы хотели бы быть?

Сводная статистика по такому, казалось бы, простому и не занимающему много времени анкетированию, дает обширную информацию о потребностях компании в тех или иных информационных ресурсах, что, в свою очередь, позволяет настроить маркетинговую информационную систему под каждую конкретную компанию, дабы исключить проблемы с эффективной работой данной модели.

Возвращаясь к структуре самой МИС, отметим, что её ключевые компоненты представлены в виде триады (Кульпин, 2014):

- внутренний учет;

- маркетинговое наблюдение;

- маркетинговое исследование.

Внутренний учет и маркетинговое наблюдение как раз и относятся к работе комиссий по МИС, однако это далеко не все задачи данных компонентов (Смирнов, Суздаль, 2015).

Система внутреннего учета уже из названия относится к процессам, которые происходят внутри конкретной компании (Гончарова, 2011). Речь, конечно, идет о бизнес-процессах, а ещё точнее - о торговых движениях: внутренний учет фиксирует показатели о заказах/продажах продукции, о динамике развития цен, о корреляции цен с рыночными показателями, о наличии дебиторской и кредиторской задолженностях и пр. Перечисленные элементы - часть внутренней информации компании, поэтому по результатам внутреннего учета, как правило, составляются матрицы перспектив и выявляются приоритетные проблемы компании (Багиев, Яненко М.Б., Яненко М.Е., 2017).

Полезность системы внутреннего учета для компании обеспечивается важнейшей частью данной системы - цикла «заказ-оплата» (Koufaris, 2002).

Известно, что современная бизнес-компания - это множество всяких документов, договоров, платежной документации, актов, т. е. «бумажек», которые, как кажется на первый взгляд, лишь занимают место в архиве и являются данью уважения системе документооборота. Однако все они - показатели маркетинговой деятельности компании, а также то, что называетсяопераци-онной статистикой - копии документов (транспортных накладных, отгрузочных, счетов-фактур) (Шайхулова, Апокина, 2020) всегда хранятся в недрах компании, чтобы маркетологи затем могли представить руководителю результаты внутреннегоучета. Упомянутый цикл «заказ-оплата» и является процессом-инициатором документирования основных финансовых показателей компании: будучи основным, данный цикл позволяет отследить динамику роста продаж, состояние клиентской заинтересованности, прочие статистические данные касаемо торговых манипуляций.

Важным свойством внутреннего учета также является контроль продаж: менеджеры и иные лица, имеющие доступ к бухгалтерской информации, могут запросить счета/акты/графики продаж для того, чтобы своевременно пополнить складские запасы продукции (Самаева и др., 2020). Продаваемость продукции бренда - это, несомненно, показатель эффективной маркетинговой деятельности, но такая продаваемость не сможет в одиночку наладить цикличность торговой деятельности компании. Это достигается за счет закупочных процессов, контролирующих наличие товарного сегмента (как в основном объеме, так и в свободном запасе, а также в виде комплектующих,

если речь идет о поломке товара и предоставлении компанией гарантии ремонта) (Багиев, Яненко М.Б., Яненко М.Е., 2017; Джеффри, 2013). Современные компании отводят целые отделы под закупочную деятельность, которая по своей важности уже практически сравнялась с потоком продаж.

В настоящее время контроль продаж происходит по большей части в электронном виде. Сотрудники, благодаря cookies (веб-данным, сохраненным в базе данных информационной системы), отслеживают движение бизнес-процессов и предоставляют маркетологам соответствую-щиеданные для проведения внутреннего аудита. Впрочем, если работу с cookies внутри самой компании ещё можно наладить (путем соответствующего распоряжения руководителя), то потребителей далеко не так просто убедить всохранении определенных веб-фрагментов в памяти компьютера. Поэтому большинство успешных компаний создают виртуальное информационное пространство с правом доступа как для сотрудника, так и для потребителя - это либо просто сайт компании с возможностью авторизации потребителя, либо специальные виртуальные сервисы, где собрана вся информация о товаре, наличествует возможность оформления онлайн-заказа и доставки, а также сохраняется история манипуляций как сотрудников, так и пользователей (cookies) (Калужский, 2015).

Как пример информационной платформы и для контроля продаж, и для внутреннего аудита, можно привести сервис «iPro» отечественной компанииООО ТД «Электротехмонтаж» (ЭТМ) - одного из самых крупных дистрибьюторов электротехнической и светотехнической продукции, кабеля, крепежей, инструмента, ремонтных и монтажных услуг,

ЭТМ имеет дело с массой клиентов: десятками компаний-потребителей, заводов-поставщиков, компаний-партнеров. Для оптимизации их взаимодействия, а также для контроля торговых потоков была создана система iPro, фиксирующая в реальном времени всё, что касается товарного сегмента ЭТМ: наличие на складе, информацию о заказах, резервах, сроках доставки и т. д. Потребители могут сами обслуживать себя на просторах iPro - со стороны сотрудников осуществляется лишь контроль доставки товара до потребителя1.

Второй компонент триады МИС - маркетинговое наблюдение. Несмотряна схожую семантику названия в сравнении с внутренним учетом, данные процедуры принципиально разные, однако преследуют одни и те же цели:проанализировать информационное поле и информационную потребность компании.

Основным отличием системы маркетингового наблюдения от внутреннего учета является то, что она прогнозирует финансовые показатели компании за счет предоставления актуальной информации о рынке. Внутренний учет (аудит) отражает то, что уже произошло (т. е. актуальные финансовые показатели компании), помогает отслеживать динамику торговли и делать соответствующие выводы о повышении эффективности.

В первую очередь под маркетинговым наблюдением понимаются совокупность источников информации и ряд процедур, с помощью которых менеджеры и руководители компании отслеживают текущую информацию о рынке. Важно понимать, что рынок - это динамичная среда, которая постоянно меняется: чего только стоят одни биржевые торги, за показателями которых необходимо ежесекундно следить, иначе не добиться брокерского успеха.

Маркетинговое исследование, как и внутренний учет, строится на нескольких ключевых компонентах2. К ним относятся:

1. «Подсистема рыночного шлюза». Данный механизм представляет собой сектор информации, база данных которого пополняется за счет следующего вида источников данных:

- торговые системы;

- поставщики рыночных данных;

- системы отчетности о торговле;

- системы справочных данных;

- неструктурированные данные;

- сторонние поставщики данных: курсы валют/новости регулирования.

2. Подсистема обогащения данных. Сюда входят: статистика,рассчитанная внутри компании, и модуль аналитики.

3. Механизмы оповещения в режиме реального времени и вавтономном режиме для выявления злоупотреблений на рынке:

- механизмы, основанные на правилах;

- продвинутые движки, включающие машинное обучение;

- механизмы интеллектуального анализа данных.

1 Котлер Ф., Кеплер К.Л. Маркетинг менеджмент : учебник. 15-е изд. СПб., 2018. 848 с.

2 Окольнишникова И.Ю. Формирование и развитие маркетинговыхкоммуникаций в условиях индивидуализации потребительского спроса : дис. ... д-ра. экон. наук. СПб., 2011. 327 с.

4. Хранилище данных для хранения структурированных и неструктурированных данных:

- внутренние хранилища данных;

- технологические решения для обработки больших данных, такие как Apache Hive/Apache Parquet;

- «озеро данных».

5. Модуль GUI (Graphical User Interface - графический пользовательскийинтерфейс), который предоставляет возможности детализации для изучения обнаруженных предупреждений:

- панель мониторинга в режиме реального времени;

- автономный мониторинг: система воспроизведения рынка;

- сторонние информационные панели.

Как видим, маркетинговое наблюдение уже непосредственно относитсяк IT-сфере1, т. к. процессы, работу которых призвана обеспечивать данная система, имеют под своей основой информационные базы данных, часто - облачные. Поэтому маркетинговое наблюдение - наиболее трудоемкий и важный компонент оценки маркетинговой среды, который может брать на себя как функции внутреннего учета (резюмирование и анализ существующихпоказателей компании), так и задачи, которые непосредственно стоят перед маркетологами в рамках анализа рынка и потенциала компании/компаний- конкурентов.

Кроме того, одной из основных целей систем маркетингового наблюдения за рынком является предотвращение и расследование злоупотреблений, манипуляций или незаконного торгового поведения на рынках (Багиев, Яненко М.Б., Яненко М.Е., 2017). Существует набор предварительно настроенных шаблонов с известным злоупотреблением, которые помогают упростить соблюдение нормативных требований в этой области. Системы надзора за рынком также содержат модули, которые позволяют пользователям создавать новые шаблоны (или корректировать существующие) и интегрировать их в систему.

Исследователи приводят следующий перечень наиболее актуальных и распространенных типов таких шаблонов (Джеффри, 2013):

- многоуровневый;

- подделка;

- закрытый;

- «фронтальный».

Итак, мы провели структурный анализ таких важных компонентов маркетинговой оценки, как внутренний учет и маркетинговое наблюдение. Нужно отметить, что данные компоненты по своим показателям сильно привязаны как к ситуации на рынке (пусть даже локальном), так и к динамикемакроэкономических показателей - и по конкретной стране (к примеру, уровень цен), и в мире (например, курсы ведущих международных валют). Это - не единственные факторы, влияющие на маркетинговую деятельность компании, а всего их исследователи выделяют шесть (Багиев, Яненко М.Б., Яненко М.Е., 2017):

1. Демографические. Прямое изменение количества людей, проживающих на исследуемой маркетологами территории сбыта (или как-то связанных с этой территорией людей), существенным образом влияет на финансовые показатели компании, а значит, и на маркетинговое наблю-дение:маркетологи должны уметь прогнозировать рост/снижение спроса на продукцию компании в зависимости от демографических показателей, таких как рождаемость, уровень смертности, миграции и т. п. Сюда нужно относить и такие косвенные показатели, как изменения в призывной системе: к примеру,увеличение обязательного числа служащих в стране приведет к снижению потребительского спроса, что маркетологам также нужно держать во внимании.

2. Экономические. В данном блоке мы приводим совокупность экономических факторов, относящихся к макросреде:

- покупательская способность населения;

- статистика доходов населения (их динамика и распределение);

- общехозяйственная структура в государстве;

- эластичность спроса и т. д.

3. Природные. Практически не зависящие от человека, но имеющие прямое влияние на рыночную экономику факторы - природные - позволяют маркетологам отследить:

- уровень загрязнения окружающей среды в регионе продаж (и, исходя из этого, определить, какие материалы войдут в состав продукции компании, дабы не ухудшать экологическую обстановку в регионе);

- количество ресурсов и сырья;

- статистика использования населением различных видов ресурсов.

1 Акулич И.Л. Маркетинг : учебник. Минск, 2014. С. 173.

4. Научно-технические. Разумеется, научно-технический прогресс и потенциал - важные показатели уровня развития торговых отношений в стране, поэтому данный фактор имеет значительное влияние на маркетинговую оценку не только для анализа потребностей рынка, но и для прогнозирования деятельности компаний-конкурентов на основе имеющихсяу них/на рынке технологий.

5. Политико-правовые факторы. Поскольку рыночная деятельность всовременной стране может происходить хоть и без прямого участия государства, но все же в некоторой зависимости от власти и политики, то политико-правовые факторы макросреды также воздействуют на маркетинговую оценку рынка. Маркетологи должны, проводя анализ той илииной компании, понимать, какие юридические манипуляции, таможенныепошлины и налоговые учеты компании предстоит реализовать и пройти, чтобы продолжить свою коммерческую деятельность. Кроме того, к данным факторам можно отнести и государственную активность по стимулированию экономического развития (к примеру, приоритетных регионов/направлений), что маркетологи тоже обязаны отслеживать и учитывать.

6. Социально-культурные факторы. В данную совокупностьдостаточно «размытых» факторов исследователи в основном относят культурные особенности, национальный менталитет и ценности тех групп населения, которые являются потенциальными клиентами компании. И в связи с этим возникает совсем не размытая маркетинговая стратегия по привлечению клиентов на основе знаний об их культурных предпочтениях иособенностях жизни. Вообще, клиентоориентиро-ванность - это самый важный ориентир маркетинговой оценки, а комплексную маркетинговую оценку каждой клиентской группы можно считать эталоном успешности компании.

Таким образом, маркетинговая оценка компании лишь на первый взглядвыглядит как комплекс процедур по выявлению финансовых показателей. Наделе такая оценка - это широкий комплекс мероприятий (Коваленко, Окольнишникова, Каточков, 2018) (основная ответственность за реализацию которых лежит на руководителе и маркетологах) по выявлению условий рыночной торговли: от демографических (потребительской способности населения) до природных (состояние природных ресурсов в регионе сбыта). Кроме того, осуществляя маркетинговое наблюдение, маркетологи проводят внутренний учет, отражающий бизнес-процессы самой компании. В совокупности всё это можно рассматривать как внутренний и внешний аудит. Сбалансировав данные процессы, руководитель сможет добиться успеха своей компании.

В рамках данной статьи мы рассматриваем концептуальные основымаркетинговой информационной среды (МИС), правильно выстроенная работа в которой позволяет высшим звеньям компании проводить маркетинговую оценку и, соответственно, задавать направление бизнесу. Однако данная статья является преамбулой к более детальному исследованиюмероприятий маркетинговой оценки на примере единицы адвокатского бизнеса. Забегая вперед, отметим, что адвокатский бизнес является уникальным механизмом маркетинговой оценки - постольку, поскольку актуальным в бизнесе является юридический консалтинг. Вообще, консалтинг:

- связующее звено юриспруденции с рынком, а применительно к адвокатскому бизнесу он подразумевает некоторую манипуляцию рыночнымипроцессами, вернее, определение их структуры, поскольку множество бизнес- процессов на рынке выстраивается при тесной опоре руководителей компаниина юристов-консультантов и адвокатов. Это - точка соприкосновения адвокатского бизнеса с рынком, в частности - с эластичностью спроса/предложения.

Впрочем, есть ещё одна точка соприкосновения - это необходимость позиционирования адвокатского бизнеса. В современном юридическом дискурсе ведутся споры на тему того, приемлемо ли адвокатам рекламировать свою деятельность. Противники маркетинга адвокатского бизнеса апеллируют к «Кодексу профессиональной этики адвоката»1, который запрещает рекламную деятельность своих услуг. Такой подход подразумевает набор доверителей исключительно по «горячей базе», то есть после прихода самих доверителей. Реклама, как инструмент маркетинга, в таком случае исключается. Однако, согласно законодательству, адвокат не имеет права на дополнительный заработок из других источников, если его основная деятельность соответствует профессии. При отсутствии маркетинга адвокатский бизнес редко приносит успех, особенно учитывая среду конкурентов - так и появляется необходимость создания маркетинговой стратегии для адвокатского бизнеса.

Список источников:

Багиев Г.Л., Яненко М.Б., Яненко М.Е. К вопросу формирования и совершенствования цифровой платформы организации и управлениямаркетинговой деятельностью фирмы: проблемы и задачи // Проблемы современной экономики. 2017. № 2 (62). С. 127-132.

1 Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. [Электронный ресурс] // Федеральная Палата адвокатов РФ. URL: https://fparf.ru/documents/fpa-rf/doc-uments-of-the-congress/the-code-of-professional-ethics-of-lawyer/ (дата обращения: 28.11.2023).

Гончарова И.В. Эволюция подходов и инструментов управления бизнесом // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 2. С. 174-180.

Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных: 15 показателей, которые должен знать каждый / пер. с англ. П. Миронова. М., 2013. 369 с.

Калужский М.Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход : монография. 2-е изд. М., 2015. 399 с.

Коваленко А.Е., Окольнишникова И.Ю., Каточков В.М. Преобразованиеинформационных потоков в интернет-маркетинговой деятельности предприятий малого бизнеса // Маркетинг MBA. Маркетинговоеуправление предприятием. 2018. Т. 9, № 3. С. 21-42.

Кульпин С.В. Факторный анализ конкуренции информационных товаров // Практический маркетинг. 2014. № 7 (209). С. 9-18. Смирнов А., Суздаль Ю. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете. СПб., 2015. 176 с.

Совершенствование и оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятии / Е.В. Самаева [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12-2. С. 386-391. https://doi.org/10.17513/vaael.1524.

Шайхулова Т.Б., Апокина К.В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2020. № 4 (22). С. 262-266.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Koufaris M. Applying the Technology Acceptance Model and Flow Theory to Online Customer Behavior // Information System Research. 2002. Vol. 13, no. 2. Pp. 205-223. https://doi.org/10.1287/isre.13.2.205.83.

Novak T., Hoffman D., Yung Y. Measuring the Customer Experience in Online Environments: A Structural Modeling Approach // Marketing Science. 2000. Vol. 19, no. 1. Pp. 22-42. https://doi.org/10.1287/mksc.19.1.22.15184.

References:

Bagiev, G.L., Yanenko, M.B. & Yanenko, M.E. (2017) K voprosu formirovaniya i sovershenstvovaniya tsifrovoy platformy organizatsii i upravleniya marketingovoy deyatel'nost'yu firmy: problemy i zadachi [On the issue of formation and improvement of the digital platform for the organization and management of marketing activities of the company: problems and tasks]. Problems of Modern Economics. (2 (62)), 127-132. (In Russian).

Dzheffri, M. (2013) Marketing, osnovannyy na dannykh: 15 pokazateley, kotorye dolzhen znat' kazhdyy [Data-driven marketing: 15 indicators that everyone should know]. Moscow. 369 p. (In Russian).

Goncharova, I.V. (2011) Evolving approaches and tools business management. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (2), 174-180. (In Russian).

Kaluzhskiy, M.L. (2015) Marketingovye seti v elektronnoy kommertsii: institutsional'nyy podkhod [Marketing networks in ecommerce: an institutional approach]. 2nd ed. Moscow. 399 p. (In Russian).

Koufaris, M. (2002) Applying the Technology Acceptance Model and Flow Theory to Online Customer Behavior. Information System Research. 13 (2), 205-223. Available from: doi:10.1287/isre.13.2.205.83.

Kovalenko, A.E., Okolnishnikova, I.Y. & Katochkov, V.M. (2018) Transformation of information flows in internet marketing activities of small businesses. Journal Marketing MBA. Marketing Management Firms. 9 (3), 21-42. (In Russian).

Kulpin, S.V. (2014) Factor analysis of information product competition. Practical Marketing. (7 (209)), 9-18. (In Russian). Novak, T., Hoffman, D. & Yung, Y. (2000) Measuring the Customer Experience in Online Environments: A Structural Modeling Approach. Marketing Science. 19 (1), 22-42. Available from: doi:10.1287/mksc.19.1.22.15184.

Samaeva, E.V., Erdnieva, E.V., Syukiev, D.N., Karuev, B.N. & Samaeva, A.D. (2020) Improving and evaluating the effectiveness of marketing activities at the enterprise. Journal of Altai Academy of Economics and Law. (12-2), 386-391. Available from: doi:10.17513/vaael.1524. (In Russian).

Shaykhulova, T.B. & Apokina, K.V. (2020) Evaluating the effectiveness of marketing activities. Journal "U". Economy. Management. Finance. (4 (22)), 262-266. (In Russian).

Smirnov, A. & Suzdal', Yu. (2015) Lidovoe poboishche. Marketingovye instrumenty dlya prodvizheniya biznesa v Internete [The lead battle. Marketing tools for online business promotion]. St. Petersburg. 176 p. (In Russian).

Информация об авторе Е.А. Селезнёва - кандидат юридических наук, доцент кафедры Российской академии адвокатуры и нотариата, Москва, Россия; докторант DBA Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия; почетный адвокат России (Гильдия Российских адвокатов).

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.A. Selezneva - PhD in Law, Associate Professor at the Department of the Russian Academy of Advocacy and Notaries, Moscow, Russia; PhD student of DBA at the National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia; Honorary Lawyer of Russia (Russian Lawyers Guild).

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.