Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КАФЕДРА / MEDICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / ORTHOPAEDIC DENTISTRY / MANUAL SKILLS / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Диана Рамзилевна, Галиуллина Марина Владимировна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества подготовки обучающихся в системе высшего медицинского образования по специальности «Стоматология». Особое внимание уделено формированию профессионально-практической подготовки студентов, ориентированной на углубление теоретических знаний и закрепление практических умений и компетенций в области профилактики и лечения патологических состояний зубочелюстной системы. Для самостоятельной работы студента на кафедре ортопедической стоматологии используются такие инновационные методы образования, как работа на современных стоматологических симуляторах. Контроль освоения мануальных навыков в симуляционных классах, организованных на базе стоматологического факультета Башкирского государственного медицинского университета, позволяет оценить теоретический уровень знаний студента, владение им практических профессиональных навыков и повышает уровень преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Диана Рамзилевна, Галиуллина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MANUAL SKILLS AS THE BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE TRAINING OF DENTISTS ORTHOPEDIC SURGERY

The Article is devoted to the actual problem of improving the quality of training of students in the system of higher medical education in the specialty "Dentistry". Special attention is paid to the formation of professional and practical training of students, focused on the deepening of theoretical knowledge and consolidation of practical skills and competencies in the field of prevention and treatment of pathological conditions of the dentition. For independent work of the student at the Department of prosthetic dentistry such innovative methods of education as work on modern dental simulators are used. Control over the development of manual skills in simulation classes, organized on the basis of the faculty of dentistry of the Bashkir state medical University, allows to assess the theoretical level of knowledge of the student, possession of practical professional skills and increases the level of teaching.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

Д.Р. Хасанова, М.В. Галиуллина

ФОРМИРОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: медицинское образование, образовательный процесс, ортопедическая стоматология, мануальные навыки, кафедра.

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества подготовки обучающихся в системе высшего медицинского образования по специальности «Стоматология». Особое внимание уделено формированию профессионально-практической подготовки студентов, ориентированной на углубление теоретических знаний и закрепление практических умений и компетенций в области профилактики и лечения патологических состояний зубочелюстной системы. Для самостоятельной работы студента на кафедре ортопедической стоматологии используются такие инновационные методы образования, как работа на современных стоматологических симуляторах. Контроль освоения мануальных навыков в симуляционных классах, организованных на базе стоматологического факультета Башкирского государственного медицинского университета, позволяет оценить теоретический уровень знаний студента, владение им практических профессиональных навыков и повышает уровень преподавания.

Главная цель высшего образования - сформировать у будущих специалистов профессиональные знания и навыки; способность решать сложные творческие задачи в своей области; способность оперировать научной информацией и владеть навыками научно-исследовательской деятельности [5].

В процессе подготовки стоматологов в системе высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в условиях новых федеральных образовательных стандартов основной задачей является реализация компетентностного подхода. Данный подход отличается тем, что в процессе учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие в целом профессионализм и конкурентоспособность личности. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, но и способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях [4].

Общекультурные компетенции (ОК) предполагают способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1), готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5).

Профессиональные компетенции (ПК) ориентированы на способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных: на сохранение и укрепление здоровья, включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и/или распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития; на устранение вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека ПК-1 / (ТФ А/05.7); на проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризацию и осуществление диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией ПК-2 / (ТФ А/04.7); развитие способностей к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) ПК-6/ (ТФ А/01.7); развитие способностей к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями ПК-9/(ТФ А/02.7) [2, 7] .

В современном образовательном процессе система подготовки специалистов стоматологического профиля должна выработать эффективную схему обучения, при которой учащийся получает максимальное количество общетеоретических знаний, которые одновременно являются практическими, востребованными и перспективными, что может

ПШПЙГОГМЧвСИМЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(79). «к 37

пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). гогв

обеспечить будущему специалисту социальную защищенность, более быструю и успешную адаптацию в социуме. Для будущих стоматологов и врачей стоматологов, специализирующихся или совершенствующихся по клинической дисциплине «стоматология ортопедическая» практическая часть обучения является главенствующей [1].

По специальности «Стоматология», которая принадлежит к базовой части профессионального цикла, на кафедре ортопедической стоматологии с 5 по 10 учебные семестры изучаются следующие учебные дисциплины: «Зубопротезирование (простое протезирование)», «Протезирование зубных рядов (сложное протезирование)», «Протезирование при полном отсутствии зубов», «Гнатология и функциональная диагностика ВНЧС» и «Челюстно-лицевое протезирование». В результате изучения этого ряда дисциплин студент должен знать основы и методы планирования, организации и проведения научных исследований по стоматологии; клинические, лабораторные, инструментальные методы диагностики в стоматологии, основанные на междисциплинарных знаниях; этиологию, патогенез, современные методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний; эффективность формы внедрения результатов исследования в практику, фармакокинетику лекарственной терапии, тактику ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями.

Именно повышение качества подготовки врача-стоматолога-ортопеда является ведущей задачей, стоящей перед стоматологическим факультетом Башкирского государственного медицинского университета.

Собственная клиническая база кафедры ортопедической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии с курсами Института дополнительного профессионального образования стоматологического факультета - Клиническая стоматологическая поликлиника Башкирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения России. Кафедра имеет высокий уровень материально-технической базы и осуществляет подготовку врачей-стоматологов на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы.

Клиническая стоматологическая поликлиника оснащена современным стоматологическим оборудованием, имеются параклинические кабинеты (рентгенодиагностика, кабинеты функционального исследования зубочелюстной системы).

С целью создания благоприятных условий для проведения учебно-практической деятельности студентов стоматологического факультета на базе клиники организована учебно-научно-производственная лаборатория, современный симуляционный класс, оборудованный шестью учебными фантомными местами БОБ. Симуляторы используются как в процессе обучения на кафедре, так и при сдаче освоенных обучающимися практических мануальных навыков, которые являются составной частью государственного итоговой аттестации (ГИА). Стоматологический симулятор представляет собой модель головы в натуральную величину с раскрытым ртом и искусственным зубным рядом, к которому есть свободный доступ для стоматологических вмешательств. Комплекты зубов верхней и нижней челюстей, которыми снабжен симулятор, заменяемые. Данные имитаторы клинических ситуаций позволяют студенту работать у кресла предполагаемого пациента, мануально отрабатывать практические навыки, корректировать и исправлять допущенные ошибки, самому моделировать клиническую ситуацию и варианты ее решения, применяя свои теоретические знания.

Основными видами практических навыков, которые осваивают студенты, являются:

- препарирование зубов под вкладки, виниры, искусственные коронки;

- снятие анатомических слепков альгинатными, силиконовыми массами;

- припасовка и фиксация штампованных, цельнолитых, металлокерамических коронок на моделях-имитаторах;

- фиксация вкладок на цементы;

gssisss профессиональное оерпзоапние: проблемы, нпинп, прпнтинп

- моделирование восковой композиции культевой штифтовой вкладки;

- припасовка и фиксация штифтовых конструкций;

- изготовление временной коронки из пластмассы;

- снятие искусственной коронки;

- определение центральной окклюзии;

-изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками;

- изготовление индивидуальных ложек;

- припасовка и наложение съемного пластиночного протеза, в том числе иммедиат-

протеза;

- анализ одонтопародонтограммы;

- определение и фиксация центральной окклюзии.

Контроль освоения мануальных навыков позволяет оценить теоретический уровень знаний студента, выявить его потенциальные возможности, пробелы в определенных дисциплинах, оценить уровень его клинического мышления и владения практическими профессиональными навыками.

В свою очередь, улучшение выработки мануальных навыков и укрепление в будущих врачах-стоматологах веры в свои силы формируют положительное отношение к такой клинической дисциплине, как стоматология ортопедическая. Способствуют стремлению к саморазвитию и освоению новейших технологий с высококачественными материалами на современных симуляторах, инициируют мотивацию к достижению хороших результатов.

В плане образовательного процесса оценка усвоения мануальных навыков, как компонента фонда оценочных средств, соответствует современным требованиям. Повышается уровень преподавания, что ведет к росту качества оценок, развитию эмоционального и творческого компонента личности студента и логического мышления, возрастанию мотивации студентов на конечный результат обучения. Результаты сдачи мануальных навыков по предмету с использованием симуляторов на протяжении последних трех лет показывают, что средний балл студентов достоверно увеличился с 4,2 до 4,5-4,6, что говорит об эффективности данного оценочного средства и успешности обучения студентов по специальности «Стоматология».

1. Жолудев, С.Е. Педагогические аспекты обеспечения качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии [Текст] // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Материалы межрегиональной конференции с международным участием. 23 января 2013 г. Екатеринбург. - Екатеринбург, 2013. - С.380-382.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 01 марта 2016 г. № 41275. - С. 6-8.

3. Вязьмин, А.Я., Подкорытов, Ю.М., Клюшников, О.В. Компетентностный подход при подготовке молодых специалистов стоматологов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - Иркутск, 2010. - Т. 98, №7. - С. 65-67.

4. Кострицкий, И.Ю., Губина, М.И. Оценка освоения мануальных навыков у студентов по учебным дисциплинам на кафедре ортопедической стоматологии как основного компонента фонда оценочных средств в условиях новых образовательных стандартов система менеджмента качества: опыт и перспективы [Текст] / И.Ю. Кострицкий, М.И. Губина, М.И. Сусликова, Е.В. Мокренко, А.А. Кравцов. - Иркутск, 2016. - № 5. - С. 69-71.

5. Кулезнев, В.Н., Крамаренко В.Ю. Интеллектуальный потенциал как основа образовательного процесса в подготовке врачей-стоматологов. Коллекция гуманитарных исследований [Текст]. - Курск, 2017. - № 2 (5). - С. 14-21.

6. Янушевич, О.О., Кузьмина, Э.М. Особенности формирования компетентностного подхода к подготовке врача-стоматолога в рамках ФГОС III поколения и нового закона об охране здоровья граждан // Медицинское образование и вузовская наука. - 2015. - №1. - С. 216-219.

7. Профессиональный стандарт «врач стоматолог». Приказ Министерства труда о социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 №227н. Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2016 № 42399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.