Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы студентов на профильной стоматологической кафедре в современных условиях'

Особенности организации самостоятельной работы студентов на профильной стоматологической кафедре в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СИМУЛЯТОРЫ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRACTICAL EXERCISES / MANUAL SKILLS / SIMULATORS / DENTAL MATERIALS / MODERN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолудев С. Е., Карасева В. В., Стрижаков В. А.

В статье отмечены трудности организации формирования практических навыков студентов стоматологических факультетов на профильных кафедрах, рассказывается о возможных способах их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жолудев С. Е., Карасева В. В., Стрижаков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY ORGANIZATIONS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT SPECIALIZED DENTAL CHAIR IN MODERN CONDITIONS

This article the difficulties of forming the organization skills of dental students at the faculties specialized departments, discusses possible solutions.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы студентов на профильной стоматологической кафедре в современных условиях»

особенности организации самостоятельной работы студентов на профильной стоматологической кафедре в современных условиях

В современном образовательном процессе самостоятельная работа студентов рассматривается как важный элемент формирования будущих специалистов. Преподаватель во время практической деятельности обучаемого контингента из транслятора знаний превращается в менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность студентов. В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, самостоятельной работы студента (СРС) по различным дисциплинам, возможны следующие виды:

1. самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий);

2. самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

3. внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [3].

Система подготовки специалистов стоматологического профиля в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой учащийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в социуме. Для будущих стоматологов и врачей-стоматологов, специализирующихся или совершенствующихся по такой клинической дисциплине, как «стоматология ортопедическая», практическая часть обучения является главенствующей [1].

Современные рыночные условия и особенности учебного процесса на профильных стоматологических кафедрах, с одной стороны, требуют, чтобы будущие стоматологи овладевали не только теоретическими знаниями, но и приобретали практические навыки и умения. В то же время прием пациентов самими студентами практически

WWW.DENTAL-PRESS.COM

Жолудев С.Е.

д.м.н., профессор, вицепрезидент Областной стоматологической ассоциации стоматологов «ОСТАС», зав. каф. ортопед. стоматологии ГБОУ ВПО УГМА, г.Екатеринбург, ortoped_stom@mail.ru

Карасева В.В.

к.м.н., доцент кафедры ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА, г. Екатеринбург, merger@k66.ru

Стрижаков В.А.

к.м.н., доцент кафедры ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА, г. Екатеринбург

Резюме

В статье отмечены трудности организации формирования практических навыков студентов стоматологических факультетов на профильных кафедрах, рассказывается о возможных способах их решения.

Ключевые слова: практическое занятие, мануальные навыки, симуляторы, стоматологические материалы, современные технологии.

ESPECIALLY ORGANiZATIONS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT SPECIALIZED DENTAL CHAIR IN MODERN CONDITIONS Zholudev S.E., Karasevа W, Strizhakov V.A.

The summary

This article the difficulties of forming the organization skills of dental students at the faculties specialized departments, discusses possible solutions.

Keywords: practical exercises, manual skills, simulators, dental materials, modern technology.

Рис. 2. Занятия в компьютерном классе кафедры ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА МЗ РФ.

Рис. 1. Фантомный класс кафедры

невозможен, во-первых, из-за нежелания пациентов быть «живыми манекенами или тренажерами», во-вторых, потому, что обучающиеся еще не являются сертифицированными специалистами и, следовательно, не имеют права проводить манипуляции в полости рта пациентов. Решением данной проблемы является работа на симуляторах. На кафедре ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА МЗ РФ в распоряжении студентов есть компьютерный класс на 12 рабочих мест и современный фантомный класс, оборудованный 8 симуляторами производства фирмы A-DEC (США) (рис 1, 2). Для клинического приема имеется четыре лечебных кабинета с 14 самыми современными стоматологическими установками производства той же компании. Студенты присутствуют на консультациях ассистентов кафедры и приеме практических врачей, где разбираются клинические случаи и демонстрируются пациенты на различных этапах зубного и челюстно-лицевого протезирования. Студенты при этом выполняют роль помощников врачей-стоматологов: оформляют документацию, замешивают оттискные и фиксирующие материалы и т.д.

Большим достижением кафедры является наличие системы CEREC-3 для обучения CAD-CAM технологиям (рис. 3).

Кафедра ортопедической стоматологии имеет тесные связи с поставщиками и производителями стоматологической продукции и оборудования, которые помогают организации учебного процесса. Это такие фирмы, как АВЕРОН, ВИТАЛ ЕВВ, МЕГАДЕНТА, СИРОНА-ДЕНТАЛ, УРАЛ-КВАДРОМЕД и другие.

Так, благодаря многолетнему сотрудничеству кафедры с компанией 3М ESPE Россия имеется возможность знакомства с современными технологиями и материалами. На протяжении нескольких

Рис. 3. Занятие со студентами по обучению работе с системой СЕРЕС-3 проводит профессор С.Е. Жолудев

лет данной компанией предоставляются расходные материалы для учебных целей. Обучающиеся могут своими руками попробовать замешать оттискной материал ручным способом или с помощью аппаратов Пентамикс, работать с новыми технологиями (сертифицированными на российском рынке), зачастую не всегда еще известными для большинства стоматологов-ортопедов (рис. 4, 5). Таким примером могут служить светополимерные искусственные временные коронки (рис. 6). Каждый студент в рамках учебной программы не только видит, но и лично пробует работать с материалами, изготавливает и устанавливает на фиксирующий материал искусственную коронку или с помощью индивидуальной или стандартной ложки получает различные виды оттисков (рис. 7).

Сотрудничество с фирмой-производителем позволяет преподавателям кафедры создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого студента. При этом нельзя забывать, что каждый обучающийся - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный уровень освоения практических навыков, способность

б

Рис. 4. Работа на аппарате Пентамикс (3М ESPE)

Рис. 5. Оценка первого функционального оттиска массой Импрегум (3М ESPE)

аб Рис. 6. Работа студентов с фотополимерными временными коронками (3М ESPE)

б

Рис. 7. Студенты осваивают работу с фиксирующими материалами (3М ESPE)

а

в

в

а

в

WWW.DENTAL-PRESS.COM

к дальнейшей самостоятельной практической деятельности. Работа на симуляторах и в учебном классе на моделях позволяет будущему стоматологу развивать уверенность в собственных силах, способствует появлению желания вновь достигнуть хороших результатов. Работа на фантомах позволяет также провести сравнение полученных результатов с предполагаемыми, т.е. развивать осознанное отношение к результатам своего труда. Задачей преподавателей кафедры является не допустить, чтобы среди студентов-стоматологов формировались личности с низкой самооценкой, неверием в собственные силы, обладающие комплексом собственной неполноценности, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний [2]. Для таких студентов и лиц, пропустивших практические занятия по различным причинам, организуются дополнительные практические занятия.

Таким образом, улучшению выработки мануальных навыков и укреплению в будущих стоматологах веры в свои силы, формированию положительного отношения к такой клинической дисциплине, как стоматология ортопедиче-

ская, и к будущей специальности способствует развитие такого направления, как работа на новейших технологиях, высококачественными материалами на современных симуляторах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жолудев С.Е. Педагогические аспекты обеспечения качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Материалы III межрегиональной конференции с международным участием. 23 января 2013 г. Екатеринбург // Екатеринбург. - 2013. - С.380-382.

2. Маренкова М.Л. Программа международного обмена сту-дентов-стоматологов - неотъемлемая часть современного образовательного процесса / Маренкова М.Л., Абдуллаев А.В. // Проблемы стоматологии. - 2012. - №5. - С. 74-76.

3. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам / Щербакова Е.В. // Актуальные вопросы современной психологии: материалы международной заочной научной конференции. Челябинск, март 2011. - Челябинск, изд. «Два комсомольца», 2011. - С. 139-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.