И.С. Ефремова*
ФОРМИРОВАНИЕ МАГИСТРАТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1720-1724 ГОДЫ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья раскрывает основные направления реформы городского самоуправления 1720-1724 гг. Особое внимание уделяется деятельности городовых магистратов как сословно-представительным органам власти. Автор поднимает вопрос о сложности административно-правового статуса этих инстанций. На основании архивных материалов и анализа учредительной документации делается вывод относительно высокой роли магистратов в обеспечении благоустройства городов, продуктивного формирования их бюджета и систематизации управления. В работе отстаивается позиция, согласно которой магистраты были административными, нежели судебными учреждениями.
Ключевые слова: Главный магистрат, Генеральный регламент, бургомистр, ратман, компетенции, административно-правовой статус, городское гражданство.
Реформы, осуществленные Петром I в 1699-1720-е гг., стали важнейшим этапом на пути к обособлению города как особого общественно -правового института1. За указанный период система городской администрации неоднократно видоизменялась. В январе 1699 г. посадские обыватели были отданы под контроль специального ведомства - Московской бурмистерской палаты. В крупнейших региональных центрах страны учреждались местные отделения этой инстанции - земские избы. Названные органы стали первыми сословными судами, одновременно исполнявшими фискальные и управленческие обязанности2. После губернской реформы 1708 г.3 полномочия изб были урезаны до судебно-фискальных, а в субординационном отношении их подчинили воеводам. Однако институт бурмистров сохранялся.
* Ефремова И.С., аспирант кафедры Российской истории и документоведения Белгородского государственного национального исследовательского университета,
efremova.i. s2012@,gmail. com
1 Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М, 2009. С. 97101.
2 Именной указ от 30 января 1699 г. № 1674 «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадским людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями и об исключении гостей и посадских людей из ведомства воевод и приказов» // Полное собрание законов Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. III. С. 598-599; Именной указ от 30 января 1699 г. № 1675 «Об учреждении земских изб для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадским людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями и об исключении гостей и посадских людей из ведомства воевод и приказов» // Полное собрание законов Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. III. С. 600.
3 Именной указ, объявленный из Ближней Канцелярии, от 18 декабря 1708 г. № 2218 «Об учреждении губерний и о расписании к ним городов» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45 -ти т. СПб., 1830. Т. IV. С. 436-439.
В 1720-м гг. улучшение внешнеполитической обстановки заставило пересмотреть политику в отношении городов. По аналогии с реформой 1699 г. шаблон преобразований искали на Западе. Ингерманланские земли, до Северной кампании принадлежавшие Швеции, давно привлекали Петра I централизованным рационализмом своей администрации. В июне 1718 г., ознакомившись с результатами скандинавской экспедиции Г. Фика, Царь впервые задумался о магистратах1. По примеру рижских управленческих инстанций в мае 1719 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый отечественный магистрат2.
Устойчивый фундамент новой системы, с изменениями просуществовавшей до 1860-х гг., закладывался Именным Высочайшим указом от 13 февраля 1720 г.3 Публично-правовой статус магистратов впервые определялся специально установленным Регламентом4. Юридическую основу этого документа составили должностные инструкции рижского и ревельского учреждений, а также Генеральный регламент от 22 февраля 1720 г.5 Последний олицетворял универсальный набор правил служебного поведения, гарантий, запретов и ограничений в отношении лиц, замещавших административные должности. Им определялись общий порядок поступления на службу и временные рамки трудового дня, фиксировались меры пресечения злоупотреблений, способы поощрения за надлежащее исполнение полномочий и условия карьерного роста. Генеральный регламент стал важнейшим шагом на пути к оформлению государственной службы как особого социально -правового института6. Стоит отметить, что учредительная документация магистратов во многом соответствовала современным нормам оформления. Регламент и составленная на его основе Инструкция7 раскрывали три базисных аспекта
1 См.: Высочайшая резолюция на мемориал иноземца Фика № 3208 «О назначении жалованья служителям коллегий и о установлении городских магистратов» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. V. С. 564.
2 Именной указ, данный Сенату, от 9 мая 1719 г. № 3368 «О вершении в коллегиях дел всем членам, и о порядке удовлетворения жалованьем и о учреждении в Санкт-Петербурге магистрата» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. V. С. 698.
3 Именной указ от 13 февраля 1720 г. № 3520 ««О назначении князя Трубецкого обер-президентом Санкт-Петербургского и прочих магистратов» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VI. С. 131.
4 См.: Регламент, или Устав Главного магистрата от 21 января 1721 г. № 3708 // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VI. С. 291-305.
5 См.: Генеральный регламент от 22 февраля 1720 г. № 3534 // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VI. С. 141-161.
6 См.: Дикажев М.М. Государственная служба России: становление и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2 (30). С. 44-47; Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко; под ред. В.П. Васильева. М.: Дело и сервис, 2014. С. 81-83.
7 См.: Инструкция магистратам от 30 декабря 1724 г. № 4624 // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. С. 388-397.
административно-правового статуса органа государственной власти: целевой, структурно-организационный и компетентностный1.
Преамбулой Регламента Главного магистрата провозглашалась основная цель этих учреждений: «рассыпанную хламину российского купечества паки собрать», приумножая и обеспечивая тем самым «государственную пользу»2. Новые инстанции должны были занять посредническую нишу между государством и городским коммерческим сообществом. Исполнение подобных обязательств априори подразумевало широкий круг полномочий. По закону Ю.Ю. Трубецкой, занявший пост обер-президента, должен был ведать «.. .всех купецких людей судом и об их делах доносить Сенату»3. Указанная формула определяла Главный магистрат как судебную инстанцию с четкой сословной специализацией. При этом его переписка с Сенатом не требовала посредничества Юстиц -Коллегии, что, с одной стороны, подтверждало их статусное равноправие, с другой -нарушало ведомственное единство4. По мнению большинства специалистов, это нисколько не противоречило обособлению судебной системы как самостоятельной ветви власти5. Однако координация деятельности городской общины посредством одного судопроизводства выглядела весьма ограниченно, и государь это понимал. Акцентировав внимание на судебных компетенциях, он возложил на магистраты более широкий круг обязанностей, неизбежно затрагивавших и управленческо-распорядительную, и юридическую сферы. Из 25-ти глав Устава только одна отводилась судопроизводству, в то время как восемь затрагивало вопросы административного характера6. Отсюда вытекала запутанная система подведомственности этих учреждений, ответственных как перед Главным магистратом, так и перед Камер-, Коммерц-, Берг- и Мануфактур-коллегиями7. В то же время перед Юстиц-коллегией они никакого отчета не несли, за исключением случаев, когда по смежным с магистратами вопросам
^ ^ Я
с ней взаимодействовали надворные суды8.
Поскольку магистраты входили в систему местного самоуправления, их отношения с губернаторами и воеводами также требовали регулирования. Основная сложность заключалась в минимизации дублирования полномочий
1 Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. для вузов. М.: Норма, 2002. С. 7577.
2Регламент № 3708. С. 291.
3 Там же. С. 291.
4 Там же. С. 291.
5 См.: Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг. М.: Унив. тип., 1902. С. 235; Плошинский А О. Указ. соч. С. 178; Готье Ю.В. Указ. соч. С. 18
6 См.: Регламент № 3708. Гл. V, IX, XI, XII, XIII, X, XIV, XVII, XVIII, XIX. С. 293, 296, 297-301.
7 Серов Д.О. Ратушские и магистратские суды в судебной системе России первой трети XVIII века // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Вып. 4: в 2-х ч. Ч. 1. Курск: КГУ, 2012. С. 68.
8 Регламент № 3708. С. 296,303.
названных структур и ограничении их неправомерного вмешательства в деятельность друг друга. Согласно Регламенту, за воеводскими канцеляриями сохранялось право управления городскими слободами и округами, в то время как посады переходили в ведение магистратов1. Реализовываться на практике это разграничение начало лишь с 1725 г., чему имелись документальные подтверждения. Указом Камер -коллегии от 23 сентября 1724 г. белгородскому воеводе полковнику П.П. Лачинову предписывалось: «...с будущего 1725 года положенные с купечества подушные деньги, а также с разночинцев, которые написаны в цехи и приписаны к посадским, а в раскладку на полки не положены.сбирать в провинциях магистратам, а где магистратов нет,..бурмистрам с товарищи., а сбирая отдавать в рентереи,.. .а в нынешнем 1724 году пошлинные деньги бездоимочно платить камерирам и комиссарам.»2. По сообщению старожилов г. Обояни, опрошенных накануне IV ревизии 1782 г., в 1721 г. в Курске и Обояни уже существовали магистрат и ратуша. Более того, известны имена первых президентов, которыми стали купцы Прокофий Чикин и Николай Анфилов3. Однако до издания «Инструкции всем магистратам.», ознаменовавшей повсеместное учреждение новых органов самоуправления, реальной властью они не обладали. Не случайно, указ Штатс-Контор-коллегии от 7 октября 1724 г. о сборе средств с купечества и государственных крестьян в пользу армии в обход белгородского магистрата адресовывался воеводе В.В. Лачинову4. По тому же принципу действовала и Камер-коллегия, направив распоряжение по составлению ревизских сказок в местную канцелярию5. Таким образом, как и в случае с Бурмистерской палатой, единство городского сословия вновь оказалось нарушенным. Лишь в одном вопросе горожане выступали как целостная община - обеспечении сбора рекрут и расквартировании армейских полков. Названный аспект XIII главой Регламента отводился в совместное ведение губернской администрации и магистратов6.
Слаженное функционирование новых учреждений требовало материальных и кадровых ресурсов7. На подготовительном этапе от региональных властей требовалось составить ведомости «О состоянии городов», отразив социально-экономическую, демографическую и топографическую стороны8. Эти сведения отправлялись в столицу, где тщательно перепроверялись. Сформировать штаты новых учреждений имели
1 Регламент № 3708. гл. XIV. С. 299-300.
2 Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. 1555. Оп.1. Д. 14 а. Л. 13.
3 ГАКО. Ф. 236. Оп. 2. Д. 10. Л. 42.
4 ГАКО. Ф. 1555. Оп. 1. Д. 14а. Л. 1 - 1 об.
5 ГАКО. Ф. 1555. Оп.1. Д. 14 а. Л. 13 об.
6 Регламент № 3708. Гл. XIII, С. 299.
7 См.: Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко; под ред. В.П. Васильева. М.: Дело и Сервис, 2014. С. 65.
8 Регламент № 3708. Гл. VI. С. 292.
возможность только «знатные» посады с достаточным количеством пожиточных и образованных коммерсантов1. В остальных судебные дела по-прежнему рассматривались бурмистрами под контролем воевод2.
Процедура выборов сохраняла стандартный характер и специально уполномоченных инстанций не предусматривала. Весь груз ответственности перекладывался на плечи губернаторов и воевод3. Руководствуясь сенатскими предписаниями и указами Главного магистрата, им предстояло «.во всяком городе бурмистров и первых мирских людей призвать.и учинить из них магистрат.к их гражданской собственной пользе.»4. За одобрением губернских властей претенденты отсылались в Главный магистрат, после чего в присутствии «всех граждан» приносили присягу по строго установленной форме и официально объявлялись «начальством города»5.
Правительство осознавало, что качество городского управления невозможно повысить без ужесточения требований к чиновническому корпусу. Поэтому главами I и VI Регламента вменялось чинить выбор в пользу «.первостатейных, добрых, пожиточных и умных людей»6. Круг претендентов строго ограничивался, включив гостей, гостиную сотню и первостатейных граждан. В обязательном порядке служащие подлежали имущественному и образовательному цензам, должны были принадлежать к числу граждан и не имели права одновременно замещать других гражданских должностей. На практике материальная составляющая превалировала над морально-нравственными критериями. Если зажиточный иностранец изъявлял желание служить в магистрате, ему предоставлялись льготы в получении городского гражданства, открывавшего путь в администрацию 7. Указанный факт противоречил принципу равного доступа к службе, делая этот институт более закрытым и централизованным. Являясь верным «рабом» Короны, кандидат должен был осознавать уровень возлагаемой на него ответственности. Своей службой он обязывался способствовать процветанию государства, «не щадя живота»8 предотвращать убытки и разорение, следить не только за собственной благопристойностью, но и воспитывать таковую среди подданных. Регламент акцентировал внимание на полезности9 магистратов, поддерживавших в городах «добрый порядок»10.
Количество служащих четко не регламентировалось и зависело от масштаба центра и его потребностей. В силу Регламента все города Империи
1 Там же. С. 293.
2 Там же. С. 294.
3 Там же. С. 293.
4 Там же. С. 293.
5 Там же. С. 294.
6 Регламент № 3708. Гл. VI. С. 293-294.
7 Там же. Гл. V, VI. С. 292, 293.
8 Там же. Гл. I. С. 290.
9 Там же. Гл. VI. С. 293.
10 Там же. С. 293.
разделялись на пять категорий в зависимости от числа податных дворов1. В «главнейших» штат магистратов включал президента, двух бургомистров, четырех ратманов и канцелярских служащих2. Для внутренних центров с населением до 1500 дворов выбирались президент и три бургомистра. В малых городах обычно заседал бургомистр и один - два ратмана3.
Избираемые чиновники несли ответственность и перед государством, и перед общиной. В VI главе Инструкции им предписывалось «.правдиво, честно и чинно себя держать», во всем чиня гражданскую пользу4. Правительство стремилось обезопасить горожан от чиновнического произвола, четко обозначив обязанности служащих, запреты и ограничения5. За ненадлежащее исполнение полномочий, нарушение распорядка рабочего времени или требований к служебному поведению они подвергались соответствующему наказанию. Так, в случае поступление жалобы на излишнюю волокиту чиновники карались штрафом в 30 руб. за каждый день проволочки, а за особые провинности «.ссылкой на галеры и лишением всего имения по силе дела и вины»6. Классический пример описывался в доношении Белгородского магистрата о расточительности и казнокрадстве выборных от мценского купечества Н. Жигалкина и С. Картавого, которые за совершенные ими злодеяния были подвержены телесному наказанию и ссылке на азовские галеры7. В целях оптимизации рабочего процесса Инструкция 1724 г. устанавливала конкретные сроки исполнения для всех административных и судебных процедур. В целом, магистратские манипуляции не должны были превышать двух - шести недель. Если просители оставались недовольны вынесенным вердиктом, они имели право подать апелляцию в Главный магистрат8.
Режим труда и отдыха чиновничества прописывался в главе III Генерального регламента. Для всех присяжных должностей предусматривалась шестидневная рабочая неделя с так называемыми «короткими» и «длинными» днями. Различие между ними заключалось не в продолжительности трудового времени, составлявшего 5 часов, а в моменте приезда. В «короткие» дни служебная деятельность начиналась с 6:00, в «долгие» - в 8:00. Секретари, копеисты и канцеляристы были вынуждены приступать к работе за час до собрания присутствия и трудиться по 6 часов. Численность канцелярских служащих варьировалась в зависимости от делопроизводственных потребностей. В целях экономии средств Инструкция
1 Там же. С. 293.
2 Инструкция № 4624. Гл. VII, XI.
3 Регламент № 3708. Гл. VI. С. 292.
4 Инструкция № 4624. П. 6. С. 390.
5 Павленко Н.И. Торгово-промышленная политика правительства России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1978. №. 3С. 3-5.
6 Инструкция № 4624. П. 5. С. 389.
7 ГАКО. Там же. Л. 6-6 об.
8 Там же. С. 389 - 390.
вменяла магистратам адекватно оценивать свои нужды и не отягощать казну излишними иждивенцами1.
При этом на все категории служащих распространялась единая система гарантий: ежегодный отпуск с предоставлением проезжего паспорта, третное денежное довольствие; отдых в выходные, праздничные и именинные дни, а также возможность временного или полного освобождения от занимаемой должности в связи с личными обстоятельствами2. Также им обеспечивалась защита от лживых доносов, охрана чести и достоинства. В частности, «.за непослушание и противность...» магистратским приговорам горожане несли юридическую ответственность3. Правительство стремилось повысить авторитет новых инстанций, что служило дополнительным аргументом в пользу избрания кандидатов из числа первостатейных граждан4. Немаловажную роль в указанном отношении играла возможность кандидата погасить доимки по сборам за счет собственных средств.
Кадровый состав магистратов органично сочетал казенное и земское начала. Учредительной документацией строго определялась структура этих органов и их штатное расписание. При этом рядовой состав формировался посредством свободных выборов, а президенты назначались из Главного магистрата по представлению губернатора5. В итоге, получив статус органов городского самоуправления, они находились под пристальным контролем госаппарата. Помимо президентов, надзор за магистратами осуществляли фискалы и прокуроры6.
Новые учреждения балансировали между соблюдением государственных интересов и защитой прав местного сообщества. В общей сложности их компетенции включали несколько направлений. Согласно Регламенту, основные полномочия этих инстанций касались судебно-следственных операций. Гражданское судопроизводство над торговыми людьми находилось в их единоличном ведомстве, уголовные дела, в числе которых состояли разбойные, татинные и убийственные, решались совместно с надворными судами7. Кроме того, главой XIV Регламента им предписывалось контролировать городские финансы, содержать полицию, взимать казенные и иные пошлины, способствовать строительству мануфактур, организации торговых мест и ярмарок8. При этом названные мероприятия были направлены не только на бесперебойное поступление дохода в казну, но и на благоустройство и повышение качества социально -экономической жизни городов. Во многом этому способствовала полиция,
1 Инструкция № 4624. П. 2. С. 389.
2 Генеральный регламент № 3534. гл. III. С. 143.
3 Регламент № 3708 Гл. XV. С. 300.
4 Там же. Гл. VI. С. 295.
5 Регламент № 3708. Гл. VI. С. 293-295.
6 Там же. С. 297.
7 Там же. С. 296.
8 Там же. С. 296.
призванная «рождать добрые порядки.», «препятствовать дороговизне», «принуждать каждого к трудам и честному промыслу», следить за чистотой улиц и предотвращать распространение эпидемий1.
Особое внимание уделялось полномочиям магистратов в области налогообложения. Справедливая для населения и безубыточная для казны раскладка требовала скрупулезного учета, с одной стороны, материальных возможностей плательщиков, с другой - их численности. Для этого магистраты постоянно вели перепись населения, оценивали прибыльность городских торгов и состояние промыслов2. Эта деятельность подлежала сложной системе отчетности, включавшей Главный магистрат и несколько отраслевых коллегий3. Регламентом и Инструкцией прописывалось главное правило - избегать излишнего отягощения одних граждан при льготных условиях для других. Так, при раскладке повинностей или расквартировании армейских гарнизонов они стремились «чинить уравнение», «.чтоб пожиточные и несемейные облегчены, а средние и бедные и семьянистые отягченные не были.»4. При фиксации подобных нарушений служащие имели право посылать рекомендации в вышестоящие инстанции5.
Немаловажную роль в деятельности магистратов играла система социального обеспечения. За счет городской казны и добровольных пожертвований они строили академии и школы «для обучения народного», госпитали, смирительные, прядильные и сиротские дома6. Во избежание маргинализации городского социума и роста преступности магистраты всячески пытались сократить количество безработных. С этой целью «подлых» определяли в работные дома, где им обеспечивалась крыша над головой и пропитание, а наиболее пригодных устраивали на низшие должности в городские присутствия7. Купеческие вдовы и сироты также попадали под систему социальных гарантий. Городские власти старались не допустить необдуманной растраты наследственного капитала. Для этого имущество умершего подробно ревизовалось, а над промыслом назначался опекун, деятельность которого зорко контролировалась8. Выморочные имения подлежали оценке и с дозволения Главного магистрата могли зачисляться в общегородскую собственность9. Во избежание тяглой доимки на посадских вдов налагался запрет на повторное заключение брака с представителем иного сословия. Исключение делалось лишь в случае добровольной продажи имущества кому-либо из общинников10.
1 Там же. С. 297.
2 Инструкция № 4624. П. 10. С. 390.
3 Регламент № 3708. Гл. XII. С. 298.
4 Инструкция № 4624. С. 390.
5 Регламент. Гл. XI. С. 296.
6 Инструкция № 4624. П. 19-22. С. 202-203
7 Там же. П. 32, 39. С. 394, 395.
8 Там же. П. 46. С. 396.
9 Там же. П. 47. С. 397.
10 Там же. П. 48. С. 397; № 4312. п. 11. С. 125.
140
Ведомству магистратов подлежали только граждане как особая территориально-корпоративная общность. Следуя традиции Уложения, одним из ключевых критериев этого социального института являлся род деятельности, подразумевавший коммерческую направленность. Городские обыватели делились на две категории «знатных» и «регулярных». К числу первых принадлежали купцы 1 -й и 2-й гильдий, банкиры, крупные ремесленники и именитые граждане, ко второй - мещане, мелкие торговцы, кустари и лекари1. Отсюда происходили обязанности магистратов в области правового регулирования торгово-промышленной деятельности. Оптимизация функционирования названной сферы обусловливалась строгой регламентацией прав и обязанностей коммерческих и производственных корпораций, что выражалось в составлении цеховых и гильдейских уставов, ревизии приходо-расходных книг, строительстве бирж, определении штата маклеров и предоставлении льгот для коммерсантов, состоявших в объединениях2. В исполнении названных функций бургомистрам оказывали помощь ремесленные старшины (алдерманы) и старосты, ответственные за ведение финансовых и художественных книг3.
Таким образом, петровским магистратам присваивался статус административно-судебно-фискальных учреждений, призванных
стабилизировать экономический потенциал городов и обеспечить бесперебойное пополнение государственной казны. Они обязывались ежегодно предоставлять в Главный магистрат генеральные и партикулярные отчеты, содержавшие подробнейшую статистику развития городского хозяйства4. Столь широкий набор полномочий делал городовые магистраты истинными управителями городской жизни. Однако смежность их дефиниций с делами воеводских канцелярий, законодательная неурегулированность ряда вопросов, множественность контрольных инстанций заставляли постоянно совершенствовать Регламент за счет дополнительного нормотворчества5. Именным Высочайшим указом от 6
1 Регламент № 3708. Гл. VI. С. 292.
2 Там же. Гл. VII. С. 295.
3 Там же. С. 295.
4 Регламент № 3708. Гл. XXV. С. 304-306.
5 Именной Высочайший указ, объявленный из Тайного Совета, от 24 февраля 1727 «О взыскании доимочных подушных денег; о назначении воевод в приписные города, с присвоением им право пользоваться чином полковника; о поселении полков при городах;
06 увольнении из полков других частей служащих в оных дворян в домовые отпуски, и о расположении полков по квартирам в хлебородным местах; об уничтожении лишних присутственных мест и канцелярий; об отмене разных правителей, и о возложении суда и расправы на губернаторов и воевод; об учреждении Доимочной канцелярии; о пошлинах с жалованья деревень, с производства в гражданские чины и с дипломов» //ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 5017. С. 744-750; Указ Правительствующего Сената от 8 марта 1723 г. № 4182 «Об отпуске подъячих, кои их купечества, в прежние места» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 4282. С. 30.
ноября 1723 г. все вспомогательные акты было предписано систематизировать и включить в Регламент1.
Библиографический список
1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. для вузов. М.: Норма, 2002.
2. Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг. М.: Унив. тип., 1902. 576 с.
3. Высочайшая резолюция на мемориал иноземца Фика № 3208 «О назначении жалованья служителям коллегий и о установлении городских магистратов» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. V. С. 564.
4. Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. 1555. Оп. 1. Д. 14а.
5. ГАКО. Ф. 236. Оп. 2. Д. 10.
6. Генеральный регламент от 22 февраля 1720 г. № 3534 // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VI. С. 141-161.
7. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко; под ред. В.П. Васильева. М.: Дело и Сервис, 2014.
8. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко; под ред. В.П. Васильева. М.: Дело и сервис, 2014. С. 81-83.
9. Дикажев М.М. Государственная служба России: становление и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2 (30). С. 44-47.
10. Именной указ от 30 января 1699 г. № 1674 «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадским людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями и об исключении гостей и посадских людей из ведомства воевод и приказов» // Полное собрание законов Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. III. С. 598-599.
11. Именной указ от 30 января 1699 г. № 1675 «Об учреждении земских изб для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадским людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями и об исключении гостей и посадских людей из ведомства воевод и приказов» // Полное собрание законов Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. III. С. 600.
12. Именной Высочайший указ от 6 ноября 1723 г. № 4346 «О наложении пошлины о привозные из-за границы вещи, которые в России делаются» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 4346. С. 151-152.
13. Именной Высочайший указ, объявленный из Тайного Совета, от 24 февраля 1727 «О взыскании доимочных подушных денег; о назначении воевод в приписные города, с присвоением им право пользоваться чином полковника; о поселении полков при городах; об увольнении из полков других частей служащих в оных дворян в домовые отпуски, и о расположении полков по квартирам в хлебородным местах; об уничтожении лишних присутственных мест и канцелярий; об отмене разных правителей, и о возложении суда и расправы на губернаторов и воевод; об учреждении Доимочной канцелярии; о пошлинах с жалованья деревень, с
1 Именной Высочайший указ от 6 ноября 1723 г. № 4346 «О наложении пошлины о привозные из-за границы вещи, которые в России делаются» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 4346. С. 151-152.
производства в гражданские чины и с дипломов» //ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 5017. С. 744-750.
14. Именной указ от 13 февраля 1720 г. № 3520 ««О назначении князя Трубецкого обер-президентом Санкт-Петербургского и прочих магистратов» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VI. С. 131
15. Именной указ, данный Сенату, от 9 мая 1719 г. № 3368 «О вершении в коллегиях дел всем членам, и о порядке удовлетворения жалованьем и о учреждении в Санкт-Петербурге магистрата» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. V. С. 698.
16. Инструкция магистратам от 30 декабря 1724 г. № 4624 // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. С. 388-397.
17. Павленко Н.И. Торгово-промышленная политика правительства России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1978. №. 3С. 3-5.
18. Плошинский А.О. Городское, или среднее состояние русского народа, в его историческом развитии, от начала Руси до новейших времен. СПб.: Тип. Э. Веймара, 1852. 171 с.
19. Регламент, или Устав Главного магистрата от 21 января 1721 г. № 3708 // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VI. С. 291-305.
20. Серов Д.О. Ратушские и магистратские суды в судебной системе России первой трети XVIII века // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Вып. 4: в 2-х ч. Ч. 1. Курск: КГУ, 2012.
21. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое исследование. М.: Зерцало-М, 2009. 488 с.
22. Указ Правительствующего Сената от 8 марта 1723 г. № 4182 «Об отпуске подъячих, кои их купечества, в прежние места» // ПСЗРИ. Собрание первое: в 45-ти т. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 4282. С. 30.