Научная статья на тему 'Формирование логистических систем в условиях социально ориентированного фармацевтического рынка'

Формирование логистических систем в условиях социально ориентированного фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование логистических систем в условиях социально ориентированного фармацевтического рынка»

мой, позволяющей анализировать информацию о характере повреждения, результатах обследования, просчитывать варианты методов лечения с учетом анатомических особенностей строения тканей и их соотношения после повреждения. После анализа всех данных программа предлагает способы лечения перелома, хирург выбирает оптимальный из предложенных способов, дает команду на исполнение и контролирует правильность его проведения.

Манипуляторы робота, управляемые компьютерной программой, накладывают специальные захва-

ты, производят точное сопоставление и закрепление костных отломков практически одномоментно, после чего больной транспортируется в палату под наблюдение персонала; на нем остаются только компактные фиксирующие устройства, не ограничивающие свободу передвижений.

Разрабатывая новый метод лечения переломов костей, мы уверены в его перспективности и, несмотря на финансовые и материально-технические трудности, продолжаем работу над его совершенствованием.

□ □□

УДК 615 + 339.18 Г.А. Федоренко

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Пройдя 12-летний путь рыночных реформ, фармацевтический рынок России проходит фазу роста и значительных перемен. Отмеченный период сопровождался значительным расширением номенклатуры товаров аптечного ассортимента, структурной перестройкой розничной и оптовой сети.

Более 17 ООО лекарственных средств (ЛС), зарегистрированных в государственном реестре, дополняются широкой номенклатурой гомеопатических средств, БАДов, парфюмерно-косметических, санитарно-гигиенических и других групп товаров. Переход от рынка продавцов к рынку покупателей, развитие средств коммуникаций, с одной стороны, значительно усложнили систему рыночных отношений, а с другой стороны, создали предпосылки для интенсивного развития и структурного изменения фармацевтического рынка.

Численность розничных аптечных учреждений в РФ перешагнула 60-тысячный рубеж. Расширяющийся до 1998 г. за счет все новых участников оптовый фармацевтический рынок после введения ряда административных мер на уровне государства перешел на рельсы усиливающейся монополизации. Это привело к сокращению численности хозяйствующих субъектов на оптовом рынке в несколько раз и фактически к полному вытеснению с него ранее рабо-

тавших региональных и местных фармацевтических структур.

В настоящее время мы наблюдаем постепенный переход мирового сообщества от "индустриальной" экономики к так называемой "интернет-экономике". В ряду комплекса используемых предприятиями ресурсов - человеческих, материальных, технических, финансовых и информационных - последний является концептуальным. Ценность и значимость информации как самостоятельного вида ресурсов приблизилась к ценности самих материальных ресурсов. Интеграция снабженческо-производственно-распределительных систем привела к выделению самостоятельного направления научных исследований и появлению такой формы хозяйственной практики, как логистика, которая представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг. В современных условиях выделяют несколько направлений логистики: закупочная логистика, сбытовая логистика, транспортная логистика, логистика запасов, логистика складирования, производственная логистика, информационная логистика.

Фармацевтические организации, являясь посредниками в товаропроводящей сети, в одних случаях работают с потребителями, в других случаях сами являются потребителями. В этих условиях созда-

ние логических систем особенно актуально, поскольку логистика, прежде всего, работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы. Опыт применения логистического подхода в различных областях показывает, что исключительно за счет организационно-управленческих мероприятий удавалось существенно повысить экономическую эффективность.

Важнейший аспект логистики — возможность влиять на стратегию предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели.

Перейдя в XX в. из военной области, логистика все шире переносит свое влияние на различные отрасли экономики сферы хозяйственной практики [1-5].

Формирование логистических систем предполагает выделение большого числа элементов с присущими им связями. Инструментом, позволяющим улучшить показатели системы обслуживания потребителей посредством логистики, может быть реинжиниринг, предполагающий постоянный пересмотр и реконструирование бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса сосредоточивает внимание не на функциях, подразделениях или задачах, а на группах видов деятельности, которые зачастую выходят за рамки подразделений и выполняемых ими функций.

Завершающим этапом формирования логистических систем является логистический контроль - это упорядоченный и, по возможности, непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Ключевым моментом логистического контроля является контроллинг — совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.

Цель исследования — произвести анализ уровня и перспектив развития логистических систем в фармацевтических организациях для усиления конкурентных преимуществ организаций в условиях конкурентной среды.

Материалы и методы

В качестве объектов нами исследована фармацевтическая деятельность 126 фармацевтических организаций, работающих на территории Дальневосточного федерального округа.

Предметом исследования стали процессы, протекающие в фармацевтических организациях на этапе перехода фармацевтического рынка от рынка продавцов к рынку покупателей.

Методологическую основу исследования составили основные законы рынка, современная теория маркетинга, труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области фармации, логистики, законодательные и нормативные акты РФ, ведомственные акты МЗ РФ, а также материалы собственных исследований.

Исследованиями охвачен период 1997-2004 гг. Информационной базой исследования послужили данные управленческой, финансовой, бухгалтерской отчетности субъектов фармацевтического рынка, публикации по экономике, логистике и другим вопросам функционирования рынка, результаты собственных исследований.

При сборе и обработке информационных данных использованы следующие методы: непосредственного наблюдения, логического анализа, исторический, экономико-математические (сравнение, группировка, графический, в том числе машинной графики), социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки), статистического анализа, логистического анализа фармацевтического рынка, реинжиниринга бизнесс-процессов.

Результаты и обсуждение

Анализ организации и показателей работы аптечных учреждений (АУ) Дальневосточного региона, опрос руководителей показали, что практически все руководители (более 93%) испытывают потребность в дальнейшем совершенствовании работы своих предприятий.

Все аптечные учреждения испытывают: усиливающееся воздействие конкурентной среды (91%); недостаток денежных и материальных ресурсов (98%); потребность в развитии кадрового потенциала (95%).

Отмечая острую заинтересованность (отметили 100% руководителей) в проведении всестороннего, постоянного анализа хозяйственных процессов, протекающих в аптечных учреждениях, руководители в то же время зачастую не видят четких механизмов решения стоящих перед ними задач (более 75% руководителей) в условиях ограниченных ресурсов. Широкое использование за рубежом логистических систем, позволяющих добиваться высоких экономических целей за счет управленческо-организацион-ных мероприятий, до настоящего времени не нашло достойного применения в практике работы аптечных учреждений в нашей стране.

Исследования показали, что АУ используют лишь отдельные элементы различных направлений логистики и не имеют как таковых логистических систем на предприятиях, что в свою очередь позволяет оценить уровень развития логистических систем как начальный.

В аптечных учреждениях внедряются и совершенствуются различные элементы логистики закупок (более 70% АУ), логистики запасов, обслуживания потребителей, вырабатываются основные требования к поставщикам (30% АУ), проводится анализ качества поставляемых товаров (25% АУ) и других параметров сотрудничества за различные периоды времени (25% АУ).

Практически все АУ (более 95%) активно занимаются логистикой запасов, что позволило за последние 3-4 года всем аптекам в 2-3 раза сократить размер товарных запасов при увеличении ассортимента в 2-2,5 раза. В то же время размер запасов, периодичность и порядок их пополнения, сроки и виды транспортировки не устраивают 85% руководителей.

Большую заинтересованность руководители (100%) аптечных учреждений проявляют к информационной логистике. Исследования показали, что только 40% аптечных учреждений имеют ПК, и только 10% развернули у себя информационные сети, КПД использования вычислительной техники остается низким в силу ограниченного доступа к ПК и неподготовленности кадров.

В настоящее время, являясь важнейшим связующим звеном всех направлений логистики, информационная логистика является для большинства АУ основным тормозящим фактором по формированию логистических систем (так считают 85% руководителей). В процессе исследований 25% АУ имели опыт использования ПК в закупочной логистике, логистике запасов, логистике обслуживание потребителей.

Систематическое использование информационной и других направлений логистики позволило аптечным учреждениям:

— существенно расширить ассортимент;

— изучать структуру посетителей, исследовать характер покупательских предпочтений, поведение и мотивацию покупателей при выборе аптек и лекарственных препаратов;

— увидеть достижения я недостатки в работе аптечных учреждений.

Неуклонный рост объема перерабатываемой информации, необходимость реагирования на динамично изменяющиеся условия внутренней и внешней среды предприятий привели к необходимости перестройки организационных структур управления. Даже прекрасно спроектированная организационная структура с течением времени становится неадекватной внешней и внутренней среде.

Исследования показали, что в практике работы аптечных учреждений практически не находит никакого развития логистика складирования, производственная логистика (более 90% аптечных учреждений не занимаются производственной деятельностью). Подавляющее большинство АУ придерживаются традиционных схем хранения товаров аптечного ассортимента и обеспечивают режим складирования, определяемый утвержденными принципами хранения товаров (приказами МЗ РФ). Лишь 10% АУ экспериментируют в данном направлении, вырабатывая новые подходы к организации складского хозяйства. Около 25% АУ активно занимаются вопросами сбытовой логистики, чего явно недостаточно в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Работая в данном направлении, предприятия существенно выигрывают у конкурентов за счет большей привлекательности и удобства расположения своих аптечных учреждений, активного выбора оптовых покупателей и т.д.

Менее 10% АУ осваивают транспортную логистику, оптимизируя тем самым свои транспортные расходы и потоки. Подавляющее большинство аптечных учреждений исключили из своих интересов вопросы транспортной логистики, поскольку ограничились кругом поставщиков (как правило, региональных), которые включают все транспортные расходы в стоимость товара. В то же время необходимо помнить, что транспортировка в Дальневосточ-

ный регион занимает до 46% затрат в процессе товародвижения.

На втором месте по уровню затрат — затраты по складированию, что лишний раз подтверждает необходимость важности данного вопроса для аптечных учреждений. Достаточно высокими остаются затраты по поддержанию товарно-материальных запасов. Стремление предприятий к максимизации своих доходов в условиях рынка делает усилия АУ по сокращению затрат на товародвижение особенно актуальными.

Полученные результаты представляют интерес прежде всего для руководителей аптечных учреждений, которые, как показывает первый опыт использования логистических систем, путем проведения комплекса исключительно управленческо-орга-низационных мероприятий могут добиться существенного укрепления положения своих предприятий на фармацевтическом рынке в условиях конкурентной среды.

Выводы

1. Опыт применения логистического подхода в различных областях и странах показывает, что в основном за счет организационно-управленческих мероприятий удавалось существенно (на десятки — сотни процентов) повысить экономическую эффективность.

2. Проведенные нами исследования показали, что фармацевтические организации находятся на низшей стадии развития логистических систем. В аптечных учреждениях делаются лишь первые попытки проведения анализа бизнес-процессов. В большинстве аптечных учреждений в той или иной степени в поле зрения руководителей попадает только закупочная, сбытовая и логистика запасов.

3. Уровень развития логистических систем нуждается в пристальном внимании руководителей аптечных учреждений. На начальном этапе становления находится информационная логистика. Одним из факторов, сдерживающих ее развитие, является неподготовленность кадров к внедрению и развитию логистических систем на предприятиях.

4. Инструментом, позволяющим улучшить показатели системы обслуживания потребителей посредством логистики, может быть реинжиниринг, предполагающий постоянный пересмотр и реконструирование организационных, управленческих процессов, происходящих на предприятии, который сосредоточивает внимание на видах деятельности, зачастую выходящих за рамки подразделений предприятий и выполняемых ими функций.

5. Анализ организационных структур показал их несовершенство и необходимость в реструктуризации. В рамках жестких оргструктур работают 95% организаций. Порядка 30% аптечных учреждений сохранили линейные организационные структуры, не в полной мере отвечающие современным требованиям.

6. Систематические изменения внешней и внутренней среды требуют постоянной работы по созданию более надежных, гибких и экономичных организационных структур.

7. Проведенные исследования обозначили перспективы развития логистических систем в условиях фармацевтического рынка в виде следующей схемы:

— отбор и обучение персонала;

— компьютеризация деятельности аптечных учреждений;

— структуризация бизнес-процессов на предприятии;

— формирование организационной структуры предприятия, соответствующей миссии предприятия;

— систематический анализ бизнес-процессов на предприятии с помощью реинжиниринга и контроллинга.

Литература

1. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов / Под ред. Л.Б. Ми-ротиной. М.: Экзамен, 2003. 446 с.

2. Миротин Л.Б., Чубуков А.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистическое администрирование М.: Экзамен, 2003. 478 с.

3. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 478 с.

4. Сергеев В.И. Логистические системы мониторинга целей поставок. М.: ИНФРА-М, 2003. 170 с.

5. Тренев H.H. Предприятие и его структура: анализ, диагностика, оздоровление. М., 2002. 238 с.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.