Научная статья на тему 'Роль и значение партнерских отношений в деятельности субъектов фармацевтического рынка'

Роль и значение партнерских отношений в деятельности субъектов фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партнерские отношение / фармацевтическая отрасль / логистическая цепь / лекарственные средства / изделия медицинского назначения. / partnerships / the pharmaceutical industry / the logistic chain / pharmaceuticals / medical devices.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — У.М. Датхаев, К.С. Жакипбеков, С.К. Тулемисов, Н.Т. Исатаева, Г.М. Даткаева

В данной статье исследованы современные концепции и инструменты налаживания и развития партнерских отношений; определена роль и значение партнерских отношений в деятельности субъектов фармацевтического рынка; доказано актуальность внедрения логистического подхода в формировании партнерских отношений; охарактеризована суть, особенности и виды партнерских отношений в звеньях фармацевтического логистической цепи, а также выполнен анализ существующих методов и показателей оценки эффективности партнерских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND IMPORTANCE OF PARTNERSHIPS IN THE ACTIVITIES OF THE SUBJECTS OF THE PHARMACEUTICAL MARKET

This article explores modern concepts and tools to establish and develop partnerships; It defines the role and the importance of partnerships in the activities of the subjects of the pharmaceutical market; It proved the relevance of the implementation of the logistical approach in the formation of partnerships; It described the essence, characteristics and types of partnerships in the pharmaceutical supply chain links, as well as the analysis of existing methods and indicators for assessing the effectiveness of partnerships.

Текст научной работы на тему «Роль и значение партнерских отношений в деятельности субъектов фармацевтического рынка»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зацны И.А., Горовиц М.Б., Абубакиров Н.К. Фитоэкдизоны Serratula. Витикостерон Е из Serratula sogdiana и его частичный синтез // Химия природных соединений. - 1973. - №2. - С. 175-178.

Galbraith M.N., Horn D.H.S. Insect molting hormones: crustecdysone from Podocarpus elatus // Austr. J. Chem. - 1969. - V. 22. - P. 1045-1057.

Dinan L. The chemical synthesis of ecdysone 22-long chain fatty acyl esters in high yield // J. Steroid Biochem. - 1988. - V. 31. - №2. - P. 237-245.

А.К.БЕРКЕНОВ1, ¥.М.ДАТХАЕВ1, Б.И.Т0ЛЕУОВ2

1С.Ж.Асфендияров атындагы К,азак ¥лттык медицина университету Фармация институты, Алматы к. 2АК, «Халыкаралык гылыми e^ipi^^ «Фитохимия» холдингi», Караганды

2 В, 3В, 14A, 20R, 22R, 25-ГЕКСАГИДРОКСИ-5В (Н)-ХОЛЕСТ-7-ЕН-6-ОН АЦИЛЬ ТУЫНДЫЛАРЫН АЛУ ЖЭНЕ

ХИМИЯЛЫК ЖЫЛЖУЛАРЫН САРАПТАУ

Тушн: Бупнп тан,да экдистероидтардын, ацильдi туындылары жараны емдеушi к;асиетше ие болу арк;асында, фармацевтикалык; жасамалар ретшде кэрастырылып жур. Осы орайда 2р, 3р, 14а, 20r, 22r, 25-гексагидрокси-5р (н)-холест-7-ен-6-он к;осылысынын, ацильдi туындыларын жан,а синтез жолымен алу жэне олардын, химиялык; жылжуларын зерттеуге жумыстар ЖYргiзiлдi.

ТYЙiндi сездер: 20-гидроксиэкдизон, 2р, 3р, 14а, 20R, 22R, 25-гексагидрокси-5р (Н)-холест-7-ен-6-он к;осылысын ацильдеу

A.K. BERKENOV1, U.M. DATKHAYEV1, B.I.TULEUOV2

1Pharmacy Institute of Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty 2«lnternatioml science industrial holding «Phytochemistry» The Joint Stock Company, Karagandy

PREPARATION AND ANALYSIS OF OF CHEMICAL SHIFTS ACYL DERIVATIVES 2В, 3В, 14A, 20R, 22R, 25-GEKSAGIDROKSI-5B (H) CHOLEST-7-EN-6-OH

Resume: The acyl derivatives of ecdysteroids are of interest for the development of medicines wound-healing action. In this connection, we made efforts to obtain synthesis and analysis of the chemical shifts of the acyl derivatives of 2p, 3p, 14а, 2 0r, 22r, 25 geksagidroksi-5p (n) cholest-7-en-6-one.

Keywords: 20-hydroxyecdysone, acylation 2p, 3p, 14а, 20R, 22R, 25-geksagidrokso-5p (H) cholest-7-en-6-one

У.М. ДАТХАЕВ1, К.С. ЖАКИПБЕКОВ1, Г.М. ДАТКАЕВА2, С.К. ТУЛЕМИСОВ1, Н.Т. ИСАТАЕВА1

Институт фармации Казахского Национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан1 Шымкентский медицинский институт, Международный Казахско-турецкий университет им. ХАЯсави, г. Шымкент, Республика Казахста2

УДК 615.1/.7:380.13(073)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

В данной статье исследованы современные концепции и инструменты налаживания и развития партнерских отношений; определена роль и значение партнерских отношений в деятельности субъектов фармацевтического рынка; доказано актуальность внедрения логистического подхода в формировании партнерских отношений; охарактеризована суть, особенности и виды партнерских отношений в звеньях фармацевтического логистической цепи, а также выполнен анализ существующих методов и показателей оценки эффективности партнерских отношений.

Ключевые слова: партнерские отношение, фармацевтическая отрасль, логистическая цепь, лекарственные средства, изделия медицинского назначения.

Введение. Сотрудничество с партнерами обеспечивает разнообразные возможности для увеличения ценностей (оптимизация количества партнеров, налаживание двусторонней связи на соответствующих уровнях в обеих организациях для

содействия быстрому решению проблем без задержек и споров, что приводит к излишним потерям, привлечение партнеров к определению закупочных потребностей и разработки совместной стратегии, оценка, признание и вознаграждение усилий

1

2

3

партнеров). Поэтому возникает необходимость поиска звеньев, требующих оптимизации и обоснованных путей налаживания партнерских отношений промышленных фармацевтических предприятий.

Следует отметить, что проблемы и перспективы делового партнерства глубже исследованы зарубежными учеными [1, 2, 3, 4, 5], уделяющими внимание прежде всего маркетингу взаимоотношений. Причем в работах преобладает раскрытие практической стороны вопроса предпринимателями-менеджерами. Методы и материалы исследования. Некоторые проблемы теории и практики по вопросам налаживания партнерских отношений стали предметом исследований таких отечественных ученых, как Чухрай Н., Крикавский Е., Кузьмин О, Чернописка Н., Васелевский М. [6] и др. Критический анализ существующих разработок по вопросам формирования и развития партнерских отношений обнаружил их фрагментарный характер и недостаточность методических подходов по вопросам оптимизации партнерства в условиях фармацевтической отрасли.

Учитывая главную особенность фармацевтической отрасли - высокие требования к качеству продукции, предъявляемые не только на всех стадиях производства, но и в процессе доставки лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) до конечного потребителя, существует необходимость построения системы создания, сохранения и увеличения ценности продукции, а также дополнительной ценности для участников фармацевтического рынка. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы становится налаживание эффективного взаимодействия между бизнес-партнерами. Исследование вопросов партнерства тесно связаны с концепциями создания и развития цепей. Подавляющим большинством зарубежных ученых вопросы партнерства рассматриваются в сфере интеграционной логистики. Бауэрсокс Д. подчеркивает, что только благодаря внешней интеграции с поставщиками и потребителями, то есть управлению логистической цепочкой, предприятие может стать эффективным [7]. Понятие «цепь» описывает взаимосвязь и последовательность элементов, выполнение определенных операций, в звеньях которого приводит к получению конечного желаемого результата. Следует отметить, что в современной научной литературе существует некоторая неопределенность в использовании терминов для анализа цепей. Как отмечает Криворучко Я., это связано с иностранным происхождением терминов «ценность», «полезность», «стоимость»;

существованием различных подходов и методик, основанных на этих теориях, особенностями основной сферы интереса ученого. Учитывая социальную значимость фармацевтической продукции, подходы к формированию цепи, основанные на принципах стоимостной концепции или ориентированной на полезность, по отношению к конечному потребителю лекарственных средств и изделия медицинского назначения некорректны. К тому же величина стоимости или пользы ЛС и ИМН не может быть объективно измеренной.

Этимологическое значение понятия «ценность» является наиболее широким и охватывает весь спектр целевых параметров, заложенных участниками цепи, а также ожидаемых покупателями лекарственных средств (качество, доступность, эффективность).

Итак, партнерское взаимодействие оптовой фармацевтической компании (ФК) - целостная система, начинающая формироваться на макроуровне ФК и фармацевтических производителей (ФП). На микроуровне развитие партнерских отношений заключается в оптимизации взаимодействия между отдельными структурными единицами ФК и внутри них. Конечным звеном формирования партнерского взаимодействия для ФК являются отношения с клиентами. Двойная направленность цели этих отношений с точки зрения цепи создания ценности означает, что кроме создания ценности для конечных потребителей, должно быть обеспечено повышение выгод для партнеров внутри цепи, ведь партнерство в рамках цепочки создания ценности в рыночных условиях носит еще и коммерческий характер. Таким образом, ключевыми элементами формирования и развития должны стать внутри дистрибьюторские процессы партнерства и взаимодействия с клиентами.

Результаты. Согласно результатам проведенных исследований, наименее развитым элементом в партнерских отношениях оптовых ФК, требующее первоочередных мер оптимизации, является звено «компания-клиент».

Внедрение международных стандартов качества провозглашает приоритетность процессного подхода в деятельность организаций, следовательно, эффективность цепочки создания ценности партнерских отношений определяется степенью регламентации взаимодействия между партнерами. Перспективным направлением повышения результативности и эффективности отношений между рыночными субъектами в звене «компания-клиент» является налаживание процесса обслуживания на основе логистики, что обеспечит конкурентные преимущества как для партнеров, участвующих в создании и доставке фармацевтической продукции, так и для конечных потребителей - покупателей ЛС. С развитием коммуникационных процессов в национальной экономике Казахстана и в условиях внедрения менеджмента качества, стратегическое значение в деятельности ФК приобретает формирование и развитие цепочки создания ценности партнерского взаимодействия. Партнерские отношения оптовых ФК представляют собой систему, охватывающую следующие функциональные звенья - поставку / сбыт и обеспечивают создание и сохранение ценности ЛС и ИМН, а также создание дополнительной ценности для партнеров.

Деятельность компаний-партнеров на рынке обуславливается ее основной целью - миссией, определяющей их деловую активность, поведение на рынке и ведущую к их финансовому благополучию и стабильности.

Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования таких объединений.

КазНМУ

№2-2016

Многие постоянные понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство компаний-партнеров, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют более детального анализа и просмотра с целью их совершенствования. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям-партнерам необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов [8]. Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышение уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компаний с целью повышения эффективности бизнеса.

Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом охватываются разные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические и др.) аспекты деятельности людей. Во многих случаях это довольно болезненная процедура. В последние годы современные логистические концепций успешно применяются ведущими казахскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость

компаний на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании

[9].

Советом логистического менеджмента США было предоставлено следующее определение логистики: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей». Логистика - это бизнес-концепция, базирующаяся на привлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании. Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании.

Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов [10]. Суть классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих расходов.

Как видим, успех в «обращении» потенциальных клиентов фактически зависит от оперативности и

расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, вследствие длительного срока выполнения заказов. Логистическая деятельность носит интегрированный характер и происходит с момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности [11]. Логистическое управление компаниями-партнерами можно определить как сквозное (интегрированное) управление бизнес-процессами по продвижению продукции и сопутствующих ему потоков от источника его возникновения до конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности деятельности компаний-партнеров. При этом оно выполняет функции организации, планирования, регулирования, координирования, контроля и анализа. Одной из важнейших задач логистического менеджмента в компаниях-партнерах является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

Объектом логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением чего-либо. Логистическое управление компаниями-партнерами можно рассматривать как систему, связывающую в единое целое управление как внутренними бизнес-процессами в отдельной компании, так и бизнес-процессами партнеров.

В основе логистического управления компаниями-партнерами лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес компании-партнеров в данном ракурсе открывает множество преимуществ. Руководство получает возможность увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компаний-партнеров [12]. Эффективное использование принципов и методов логистики позволяет руководству компаний-партнеров высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.

Внедрение логистического управления позволит также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить

удовлетворение потребностей потребителей. В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей. Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.

Качество логистического обслуживания - это удовлетворение потребностей потребителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, соответствии уровня обслуживания стандартам потребителя, условиям договора или

требованиям, обычно предъявляемым к качеству обслуживания [13].

Основными концепциями логистического обслуживания являются концепции Customer Satisfaction и Consumer Service. Их суть - построение таких отношений с потребителем, в рамках которых возможно решение практически всех проблем потребителя на основе изучения его потребностей («клиент всегда прав»). Основной задачей является помощь потребителю

сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным. Для этого рекомендуется провести подробный анализ «болевых точек» потребителя. Наиболее важная цель, которую преследуют компании-партнеры, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, решаемые с ее помощью,

- это «экономия затрат, связанных с потреблением и распределением продукции». Более выгодному рыночному позиционированию компаний-партнеров, по сравнению с конкурентами, в немалой степени способствует своевременная поставка товара в оптимальном количестве и согласованной номенклатуре, в требуемый срок, что важно, а иногда и определяющее значение для потребителя [14]. Конкуренция всегда была движущей силой в развитии производства и торговли. И если потребитель остается в выигрыше от острой конкурентной борьбы между предпринимателями, то некоторые предприниматели в промышленности нередко исчезают из поля деловой деятельности, так как не достигают нижней границы рентабельности или не могут преодолеть неэффективность отдельных производственных процессов или операций. Часто к таким неэффективным процессам относятся процессы транспортировки и перемещения материалов.

Умелая организация логистических систем приносит компаниям-партнерам следующие выгоды:

- повышение эффективности размещения складов. ЛС и ИМН должны быть в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени

- дополнительная экономия;

- при правильной организации логистических систем в компаниях-партнерах удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность компании;

- лучшее использование складских площадей. При должной организации логистических систем (транспортировка, складирование) можно значительно сократить или перепрофилировать складские площади;

- снижение травматизма. Плата за страхование от несчастных случаев на производстве растет, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия на работе рабочего, получившего травму, но и временем предотвращения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов;

- совместные информационные системы, инженерные сооружения;

- расширение рыночных возможностей за счет синергического взаимодействия;

- улучшение условий клиентского сервиса, обслуживания;

- совместное системное предотвращения и распределение рисков.

Еще несколько лет назад основными для создателей логистических систем были проблемы в отношении физических потоков товаров. Под информационным

обеспечением физического логистического процесса движения товаров от поставщика к потребителю понимали только сопроводительную информацию. По мере развития и распространения логистических систем на фирмах все больше ощущалась потребность в развитии и внедрении в практику логистических информационных систем, которые бы давали возможность органично соединить в единое целое все логистические субсистемы [15]. Формирование информационной системы - сложный и многоплановый процесс, в котором используются все достижения современной информационной технологии, новейшие компьютерные системы, каждая из которых делает возможным успешное руководство управлениями процессами через использование адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы в целом. Новые задачи, стоящие перед организаторами и руководителями дистрибьюторских сетей по внедрению логистических принципов, требуют от них создания такой информационной инфраструктуры, которая бы позволяла собирать, организовывать и передавать информацию в соответствии с установленными задач. Еще несколько лет назад основными для создателей логистических систем были проблемы в отношении физических потоков товаров (ЛС и ИМН). Под информационным обеспечением физического логистического процесса движения товаров от поставщика к потребителю понимали только сопроводительную информацию. По мере развития и распространения логистических систем на оптовых фармацевтических компаниях все больше ощущалась потребность в развитии и внедрении в практику логистических информационных систем, которые бы давали возможность органично соединить в единое целое все логистические субсистемы [16, 17]. Успешный процесс функционирования

фармацевтической компании невозможен без идентификации, стандартизации источников информации, ее обработки и передачи, то есть без создания компьютерной сети закупки и сбыта. О возможности такой сети свидетельствуют достижения коммуникационных сетей

западноевропейских филиалов IBM. Например, все производственные подразделения фирмы IBM в Германии объединены для информационного обеспечения через компьютерную сеть, которая является основой коммуникационной системы PR OFS. Эта система дает возможность каждому, кто подключился к ней, связаться с любым подразделением фирмы. Сегодня в эту систему объединены более чем 26 из 30 тыс. работников немецкого филиала IBM. Производственная сеть, наряду с системой PR OFS, создает инфраструктуру для всего информационного потока фирмы. Кроме того, эта сеть является интегральной основой для другой перспективной сети, объединяющей более 300 тыс. работников IBM в Западной Европе. Информационное обеспечение логистики требует и соответствующего программного ее обеспечения, благодаря которому вся логистическая система, начиная с субсистем, работает как единое целое. Главным при этом является объединение всех подразделений через созданную инфраструктуру (коммуникационную и информационную системы). Это дает возможность каждому субъекту общего

КазНМУ

№2-2016

производственного процесса связаться с любым его другим субъектом. Коммуникационная система должна охватывать всех поставщиков и заказчиков данного предприятия.

Информационная логистика дает новые возможности для партнерского взаимодействия. По мнению авторитетных специалистов некоторых западных компаний, информационная инфраструктура, создаваемая как в рамках отдельных производственных единиц, так и во всей фирме на базе современных быстродействующих ЭВМ, соответствующего программного обеспечения, превращает информацию из вспомогательного (обслуживающего) фактора в самостоятельную производственную силу, которая может, в отличие от других факторов, постоянно и за короткое время повышать производительность труда и минимизировать издержки производства. Однако, несмотря на уже установленную на практике эффективность применения информационной логистики, она является лишь одним из элементов общей логистической системы, и успешное ее функционирование возможно только в случае перехода всего производства на логистические принципы. В свою очередь, комплексный логистический подход в сфере закупок, транспортировки, складирования, производства, сбыта и распределения абсолютно невозможен без информационной системы [18].

Основными положениями коммерческой логистики являются:

1. Реализация принципа системного подхода, то есть оптимизация материального потока в пределах как предприятия, так и его подразделений. Однако максимальный эффект возможен только при оптимизации или совокупного материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, или некоторых крупных его участков. При этом все звенья материальной цепи, то есть все элементы макро- и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования, использование оборудования, которое бы соответствовало конкретным условиям. Оптимизация потоков за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, то есть применение логистического подхода к управлению материальными потоками возможно лишь при высоком уровне научно-технического развития.

3. Гармонизация технологических процессов, обеспечение современных условий труда. Одним из элементов логистических систем являются кадры, то есть персонал, который ответственно выполняет свои функции. Логистический подход укрепляет общественное значение деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров с более высоким потенциалом труда. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одной из основных задач логистики является минимизация затрат на доведение материального потока от первичного источника до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, когда система

учета издержек производства и обращения позволяет выделить расходы на логистику. Следовательно, возникает важный критерий отбора оптимального варианта логистической системы -минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Сегодня возможности резко повысить качество продукции объективно ограничены. Поэтому увеличивается количество компаний, которые прибегают к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности. Когда на рынке есть несколько поставщиков одинакового товара одного качества, преимущества получит тот из них, который в процессе поставки сможет обеспечить высокий уровень сервиса.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях рынка. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг приводит к неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешнего окружения является важным фактором устойчивого положения на рынке. Понятно, что цель логистической деятельности достигается тогда, когда эти 6 правил выполняются, то есть нужный товар необходимого качества в должном количестве и в нужное время доставлен в нужное место с минимальными затратами. Концепция коммерческой логистики предусматривает такие ее направления:

- формирование хозяйственных связей определения потребности в объемах и направлениях перевозок продукции;

- определение последовательности прохождения продукции через пункты складирования; оперативное регулирование поставок и перевозок;

- формирование и управление остатками товаров;

- развитие складского хозяйства;

- предоставление коммерческих и транспортно-экспедиционных услуг [19].

Интегрированная логистика позволяет объединить усилия управляющего персонала промышленной фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в полной логистической цепи «закупка-распределение-продажа».

Сокращение всех видов расходов, связанных с управлением материальными потоками, затратами на транспортировку, складированием, управлением заказами, закупками и запасами, упаковкой, позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные

системы, рекламу, маркетинговые исследования и тому подобное. Поэтому не зря лучшими фирмами в мировом масштабе являются те фирмы, которые используют концепцию интегрированной логистики. Большое количество логистических концепций позволила многим компаниям стать главной в своей отрасли потому, что товары, которые они выпускают, получили конкурентные преимущества. Интегрированная функция логистики в процессе управления товародвижением реализуется через систему форм и методов практической деятельности:

-интегрированную функцию формирования хозяйственных связей (главного этапа проектных работ) с функциями определения потребностей в перевозке товаров;

-координирование оперативным управлением снабжением и процессом транспортирования товаров;

-кооперации в управлении товародвижением через комплексное использование складов, которые находятся в собственности различных субъектов (снабженческо-сбытовых, транспортных,

производственных предприятий различных отраслей);

-оптимизацию совокупных расходов на перемещение товаров путем экономической заинтересованности транспортных, коммерческих организаций и предприятий, которые они обслуживают, в повышении эффективности процессов распределения и перемещения;

- развитие специфических функций управления товародвижением в координации с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и

концентрацию в соответствующих структурных подразделениях [20].

В интегрированном виде задачи логистики оптовой компании можно сформулировать следующим образом: планирование закупок на основе прогноза потребностей в готовой продукции; разработка графика запуска-выпуска продукции; оперативное управление сбытом и организация выполнения сбытовых задач; контроль за количеством и качеством продукции; контроль за себестоимостью закупаемой продукции. Выводы.

Подытоживая изложенное, необходимо заметить, что основная задача логистики состоит в том, чтобы все стадии (обеспечение, хранение, транспортировка и сбыт) рассматривались как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта и связанной с этим информации. Интегрированная логистика поддерживает системную устойчивость оптовых фармацевтических компаний на рынке, согласовывает внутренне фирменные противоречия между закупками, маркетингом, финансами и продажей и оптимизирует между организационные взаимосвязи с логистическими посредниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Масленников В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей. Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 282 с.

2 Лобанов С.С. Межфирменное партнерство в зарубежной деятельности японских компаний (На примере партнерских связей в электронике с компаниями развитых стран). - М.: ЛЗАН.Ин-т МЭиМО, 1992.- 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Семин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М.: Мысль, 1996. - 207 с.

4 Масленников В.В. Формирование партнерских отношений предпринимателей // Актуальные проблемы управления- 96: Тез. докл. Меж-дунар. науч.-практ. конф. Секции 7 и 8. - М.: ГАУ, 1996.- С.113-115.

5 Балкизов М.Х. Отношения социально-экономического партнерства субъектов хозяйствования рыночной экономики (д.э.н.Кабардино-Балкарский гос.ун-т.- СПб.: СПб. ун-т экономики и финансов (СП6УЭФ), 1994. - 52 с.

6 Чухрай Н.1., Криворучко Я.Ю. Оцшювання i розвиток вщносин мiж бiзнес-партнерами. - Львiв: Видавництво «Растр-7», 2008. - 360 с.

7 Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика Интегрированная цепь поставок. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. - 640 с.

8 Уоллес Р.Л. Стратегические альянсы в бизнесе. Технология построения долгосрочных партнерских отношений и создание совместных предприятий. - М.: Добрая книга, 2005. -288 с.

9 Исаева, А.А. Оценка эффективности инвестиций в развитие логистических систем региона // Вестник ГУУ. -2010. -№ 8. -С. 52-57.

10 Голиков Е. Маркетинг и логистика: учебное пособие. - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1999. - 412 с.

11 Галанов В.А. Логистика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.

12 Дыбская В.В. Логистика. - М.: Эксмо, 2013. - 944 с.

13 Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. -М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2005. - 640 с.

14 В. С. Лукинский Модели и методы теории логистики. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

15 Белякова Г. Я. Формирование региональной логистической системы. - Красноярск: СПбГТУ, 2001.- 128 с.

16 Бродецкий Г.Л. Моделирование логистических систем. - М.: Вершина, 2006. - 376 с.

17 Shertaeva C., Blinova O., Mamytbayeva K., Tulemissov S., Botabayeva R., Datkhayev U., Zhakipbekov K., Zhanabayev N., Ibragimov G. Improvement of medicine provision of patient with a chronic obstructive lung illness on the basis of pharmaceutical and economical investigations // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. - № 9. - С. 16-23.

18 Берков М. В. Информационные технологии в логистике. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 182 с.

19 Залманова М. Е. Производственно-коммерческая логистика. - Саратов: СГТУ, 1995. - 75 с.

20 Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.

У.М. ДАТХАЕВ1, К.С. ЖАЦЫПБЕКОВ1, Г.М. ДАТКАЕВА2,С.К. ТУЛЕМИСОВ1, Н.Т. ИСАТАЕВА1

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азак улттыкмедицинауниверситеттщ Фармация институты,

Алматы к,, Цазакстан Республикасы1 К..А. Ясауи атындагы Халыкаралык Цазак-Туркуниверситет1 Шымкент медицина институты,

Шымкент к., Цазакстан Республикасы2

ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК; НАРЬЩ СУБЪЕКТТЕРШЩ ЦЫЗМЕТШДЕ СЕР1КТЕСТ1К КДРЫМ-КДТЫНАСТЫН РОЛ1 МЕН МЭН1

ТYЙiн: Бул макалада серiктестiк карым-катынасты жасаудын, жэне дамытудын, заманауи концепциясы мен хуралы зерттелген; фармацевтикалык нарык субъекттершщ кызметшде сержтестж карым-катынастын, ролi мен мэнi аньщталган; серiктестiк карым-катынасты калыптастырудын, логистикалык амалдарын енпзудщ мацыздылыгы дэлелденген; фармацевтикалык логистикалык тобегшщ бeлiгiнде серiктестiк карым-катынастын, мэш, ерекшелiгi жэне TYрлерi сипатталган, жэне де сержтестж карым-катынастын, тиiмдiлiгiн багалаудын, колданыстагы эдiстер мен кeрсеткiштерiн талдау орындалган.

ТYЙiндi сездер: серiктестiк карым-катынас, фармацевтикалык сала, логистикалык тiзбек, дэршк заттар, медициналык максаттагы буйымдар.

U.D. DATKHAYEV1, K.S. ZHAKIPBEKOV1, G.M. DATKAYEVA2,S.K. TULEMISSOV1, N.T. ISSATAYEVA1

Institute of Pharmacy of the Asfendiyarov's Kazakh National Medical University, Almaty, Republic of Kazakhstan1 Shymkent Medical Institute, H.A. Yasaui International Kazakh-Turkish University, Shymkent, Republic of Kazakhstan2

ROLE AND IMPORTANCE OF PARTNERSHIPS IN THE ACTIVITIES OF THE SUBJECTS OF THE PHARMACEUTICAL MARKET

Resume: This article explores modern concepts and tools to establish and develop partnerships; It defines the role and the importance of partnerships in the activities of the subjects of the pharmaceutical market; It proved the relevance of the implementation of the logistical approach in the formation of partnerships; It described the essence, characteristics and types of partnerships in the pharmaceutical supply chain links, as well as the analysis of existing methods and indicators for assessing the effectiveness of partnerships.

Keywords: partnerships, the pharmaceutical industry, the logistic chain, pharmaceuticals, medical devices.

Т. БАИЗОЛДАНОВ, ЦОЖАНОВА, А.У. ЖАНЕДИЛОВ

СЖ.Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицина yHueepcumemi «Фармацевт-технолог» модулi

КАРТОП 0СКШШЕН ГЛИКОАЛКОЛОИД-СОЛАНИДИНД1 АЛУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ

УДК 616.1-08:582.863.1.001.5

Бул мацалада картоп естнен соланидин субстанциясын алудыц оцтайлы технологиясы реттде перколяция, мацерация жэне СО2 газымен экстракция эдктерте салыстырулар келтiрiлген жэне соланuдuндi алуда цолданылатын экстрагеттерге талдау жасылынган. Нэтижестде алынган субстанцияга технологиялыц схемасы цурастырылган.

Tyurndi сездер: соланидин, гликоалколоид, а-соланин, а-чоконин

Юркпе: Дэршк еамдж ассортимент жэне олардан алынган дэршк заттар жеткшкт кен, жэне эр TYрлi. бамджтермен емдеу халы; медицинасында к;аз1рп кезде мойындалган жэне гылыми медицинада да орнын тауып келедг Буган себеп емдеу кезшде эртYрлi синтетикалы; препараттарды кабылдаудан болган жанама эсерлер мен жайсыз жагдайлар. Кептеген дэршк еамджтер курамындагы белсендi фармакологиялы; косылыстар жогары спектрлi фармакотерапевтикалы; эсерге ие. Мундай еамджтерге халы; медицинасында геморройды емдеу Yшiн ;олданылатын картоп есгаш мен TYЙнегiн, ас;азан-шек жолдарынын,

ауруларында ;олданылатын дым;ыл TYйнектi, ;абынуга ;арсы есшдшердщ спирттi тунбасын жат;ызуга болады. Будан бас;а кептеген шетелдiк, отанды; галымдардын, зерттеулерi бойынша гликоалколоидтар жэне стероидты алколоид соланидин картоп еамдтнщ барлы; белiктерiнде болады жэне кардиотропты, ;абынуга ;арсы, антихолинэстеразды, фунгицидтi ;асиетке ие. Бул картоп ескшшщ халы; медицинасында кенднен ;олданылуынын дэлелi деп ;арауга болады. Егер кеп дэрiлiк еамджтер гылыми медицинага халы; медицинасынан келгенш ескерсек, онда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.