Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Наталья Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности. Цель исследования - дать определение и перечислить основные формы проявления деструктивного поведения личности. Выделить и обосновать совокупность педагогических условий формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как средство профилактики деструктивного поведения личности. Профилактика деструктивного поведения личности посредством формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России предполагает педагогические циклы развития лидерских качеств обучающихся в образовательном процессе вузов ФСИН России. В результате исследования выявлено, что работа по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности включает в себя различные тесты, тренинги, упражнения, задания, профессиональные ситуации для развития лидерских качеств курсантов и последующей профилактикой деструктивного поведения. Командно-преподавательскому составу образовательных организаций ФСИН России необходимо проводить последовательно-поэтапное ориентирование курсантов на ценностное осмысление лидерских компетенций через реализацию совокупности педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AS A PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL

The article is devoted to the problem of formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as prevention of destructive behavior of the individual. The purpose of the study is to define and list the main forms of manifestation of destructive personality behavior. A set of pedagogical conditions for the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a means of preventing destructive behavior of an individual is identified and substantiated. Prevention of destructive personality behavior through the formation of leadership qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia involves pedagogical cycles of development of leadership qualities of students in the educational process of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. As a result of the study, it was revealed that the work on the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a prevention of destructive behavior of a person includes various tests, trainings, exercises, tasks, professional situations for the development of leadership qualities of cadets and subsequent prevention of destructive behavior. The command and teaching staff of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia needs to carry out a step-by-step orientation of cadets towards the value understanding of leadership competencies through the implementation of a set of pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

4. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий / С.П. Евсеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2003. - 354 с.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорский. - Москва : Физкультура и спорт, 1981. - 237 с.

REFERENCES

1. Vodlozerov, V.E. (2004), Directional simulators, Publishing Center of KSMU, Kiev.

2. Gilbukh, Yu.Z. (2000), Training devices in vocational training, Higher school, Kiev.

3. Evseev, S.P. (2001), Simulators in aerobics, Physical culture, and sport, Moscow.

4. Evseev, S.P. (2003), Formation of motor actions, Physical culture, and sport, Moscow.

5. Zatsiorsky, V.M. (1981), Physical qualities of athletes, Physical culture, and sport, Moscow. Контактная информация: natulek0684@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2022

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Наталья Михайловна Мартынова, адъюнкт, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности. Цель исследования - дать определение и перечислить основные формы проявления деструктивного поведения личности. Выделить и обосновать совокупность педагогических условий формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как средство профилактики деструктивного поведения личности. Профилактика деструктивного поведения личности посредством формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России предполагает педагогические циклы развития лидерских качеств обучающихся в образовательном процессе вузов ФСИН России. В результате исследования выявлено, что работа по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности включает в себя различные тесты, тренинги, упражнения, задания, профессиональные ситуации для развития лидерских качеств курсантов и последующей профилактикой деструктивного поведения. Командно-преподавательскому составу образовательных организаций ФСИН России необходимо проводить последовательно-поэтапное ориентирование курсантов на ценностное осмысление лидерских компетенций через реализацию совокупности педагогических условий.

Ключевые слова: лидерские качества, деструктивное поведение личности, курсанты, образовательные организации ФСИН России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p237-241

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AS A PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL

Natalya Mikhailovna Martynova, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

The article is devoted to the problem of formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as prevention of destructive behavior of the

individual. The purpose of the study is to define and list the main forms of manifestation of destructive personality behavior. A set of pedagogical conditions for the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a means of preventing destructive behavior of an individual is identified and substantiated. Prevention of destructive personality behavior through the formation of leadership qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia involves pedagogical cycles of development of leadership qualities of students in the educational process of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. As a result of the study, it was revealed that the work on the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a prevention of destructive behavior of a person includes various tests, trainings, exercises, tasks, professional situations for the development of leadership qualities of cadets and subsequent prevention of destructive behavior. The command and teaching staff of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia needs to carry out a step-by-step orientation of cadets towards the value understanding of leadership competencies through the implementation of a set of pedagogical conditions.

Keywords: leadership, gender, cadets, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России сопряжено с решением педагогических проблем, связанных с повышением мотивации и укреплением нормативного правопослушного поведения курсантов, обеспечением их личной и профессиональной безопасности, созданием благоприятного климата в учебных коллективах. Одним из приоритетных направлений профилактики деструктивного поведения личности обучающихся в вузах ФСИН России является формирование лидерских качеств курсантов. Командно-преподавательскому составу образовательных организаций ФСИН России необходимо проведение систематической работы, направленной на своевременную профилактику различных форм деструктивного поведения курсантов, повышение психологической устойчивости и подготовленности учебного коллектива.

Говоря о формировании лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактике деструктивного поведения личности, следует дать определение и перечислить основные формы его проявления: деструктивное поведение это модель поведения, когда вербальными или невербальными способами нарушаются общепринятые нормы и правила в курсантском коллективе. Деструктивное поведение курсантов образовательных организаций ФСИН России проявляется в переломный момент жизни индивида. Выступает как защита от раздражителя, реакцией на сложившиеся обстоятельства. Таким способом курсанты образовательных организаций ФСИН России демонстрируют открытое проявление личной неприязни. К формам деструктивного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России можно отнести:

1) изменение характера и темперамента обучающихся;

2) формирование неправильной самооценки;

3) искажение личностных мотивов и потребностей;

4) нарушение отношений в курсантском коллективе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным содержанием направления работы по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности должно стать устранение педагогических и социально-психологических предпосылок, способствующих развитию деструктивного поведения обучающихся в курсантских коллективах. Основой профилактики деструктивного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России должен быть комплексный педагогический подход, направленный на формирование лидерских качеств [1]. Команд -но-преподавательскому составу необходимо обеспечить тесное взаимодействие с курсан-

тами учебных групп, знать личностные особенности каждого обучающегося как на внут-рипсихическом, так и на межличностном уровне, учитывать особенности микросоциального климата в учебных коллективах образовательных организаций ФСИН России, а также профессиональный, материальный и бытовой статус каждого члена курсантского коллектива.

Формирование лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности представляет собой комплексно организованную деятельность, учитывающую специфику образовательного процесса, объективные, субъективные обстоятельства и особенности формирования лидерских качеств. Содержание работы по профилактике деструктивного поведения личности посредством формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России предполагает педагогические циклы развития лидерских качеств обучающихся в образовательном процессе вузов ФСИН России: базовый цикл составляют меры, реализуемые в активном психологическом и педагогическом взаимодействии с курсантами первого курса обучения; второй и последующие циклы ориентированы на повышение качественного уровня и степени осознанности лидерских качеств курсантами, как средство профилактики деструктивного поведения личности в образовательных организациях ФСИН России [1, 2, 3, 5].

Нами была выделена и обоснована совокупность педагогических условий формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как средство профилактики деструктивного поведения личности. Мы их подразделяем на общие, частные и специфические [3].

К наиболее общим условиям относится методологическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение данного процесса. Кроме того, процесс профилактики деструктивного поведения личности в образовательных организациях ФСИН России будет более системным, если он будет удо -влетворять следующим требованиям: полноте состава действий (необходимых и достаточных для достижения поставленных целей); целостности, скоординированности, синхронизации отдельных компонентов; сбалансированности по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим и т. д.); контролируемости (определяемой операциональностью промежуточных целей); чувствительности к сбоям (определяемой свойством своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного, представляющие угрозы для достижения поставленных целей).

На базе выделенных нами общих условий реализуется группа частных условий, которые отражают особенности педагогического процесса по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как способу профилактики деструктивного поведения личности. Частные педагогические условия связаны с особенностями деятельности образовательной организации.

К частным условиям относятся: разработка и реализация структурно-функциональной модели процесса формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России; формирование такой образовательной среды, кото -рая в наибольшей степени способствует формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России; разработка критериального аппарата, необходимого для мониторинга и оценки уровня сформированности лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как способу профилактики деструктивного поведения личности [5].

Следующее частное педагогическое условие формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России - это разработка и реализация комплексной программы формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России в образовательном процессе, которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия и практиче-

ские, органически объединенные в системное целое; организация жизнедеятельности курсантских групп, обеспечивающая социальную активность, самореализацию в социально-профессиональной деятельности [2].

Специфические условия: выступает последовательно-поэтапное ориентирование курсантов на ценностное осмысление лидерских компетенций, которое целесообразно осуществлять методом погружения курсантов в обозначенную проблему посредством организации специальных занятий в рамках предметов «Общая психология» и «Общая педагогика». Работа по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности включает в себя различные тесты, тренинги, упражнения, здания, профессиональные ситуации для развития лидерских качеств курсантов и последующей профилактикой деструктивного поведения.

В качестве второго условия профилактики деструктивного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России нами выделено приобщение обучающихся в вузах ФСИН России к лидерским действиям в специально организованных познавательно-профессиональных ситуациях.

Третьим условием является обогащение лидерского опыта курсантов во внеучеб-ной деятельности посредством формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России через подготовку и проведение мероприятий разного уровня, от групповых до вневузовских и участие в научно-практических конференциях.

ВЫВОДЫ

Таким образом, формирование лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России как профилактика деструктивного поведения личности может быть активизировано через выработку у курсантов профессионального иммунитета, высокой повседневной культуры, развитие нравственной устойчивости и деловой направленности, повышения уровня личностно-средовых адаптационных ресурсов, развитие когнитивного уровня обучающегося, а также через реализацию совокупности вышеобо-значенных педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганишина И.С. Формирование психолого- педагогической устойчивости курсантов образовательных организаций ФСИН России как необходимое условие их профессиональной компетентности / И.С. Ганишина, А. А./ Чернышов / Казанская наука. - 2016. - № 10. - С. 131-133.

2. Кириллова Т.В. Воспитательное пространство образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / Т.В. Кириллова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 4. - С. 130-134.

3. Кириллова Т.В. О совершенствовании деятельности образовательных организаций ФСИН России / Т.В. Кириллова, М.И. Кузнецов // Перспективы науки. - 2019. - № 4 (115). - С. 207209.

4. Мартынова Н.М. Целеполагание в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России / Н.М. Мартынова // Перспективы науки. - 2021. -№ 4 (139). - С. 48-50.

5. Романов А.А. Образовательная среда вуза как фактор воспитания студентов / А.А. Романов, Ю.А. Завертяева // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 44-47.

REFERENCES

1. Ganishina, I.S. and Chernyshov, A.A. (2016), "Formation of psychological and pedagogical stability of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a prerequisite for their professional competence", Kazan Science, Vol. 10, pp. 131-133

2. Kirillova, T.V. (2018), "Educational space of educational organizations of the Federal Penitentiary Service", International Journal of Applied and Basic Research, Vol.4, pp. 130-134.

3. Kirillova, T.V. and Kuznecov, M.I. (2019), "On improving the activities of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia", Science prospects, Vol. 4 (115), pp. 207-209.

4. Martynova, N.M. (2021), "Purpose in the process of psychological and pedagogical support for the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia", Perspectives of Science, Vol.4 (139), pp. 48-50.

5. Romanov, A.A. and Zavertyaeva, YU.A. (2020), "The educational environment of the university as a factor in the education of students", International Journal of Psychology and Pedagogy in Official Activities, Vol. 3, pp. 44-47.

Контактная информация: Paulinasheidt@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.04.2022

УДК 796.8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Илья Николаевич Медведев, доктор медицинских наук, профессор, Владимир Юрьевич

Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Николаевна Маринина, старший преподаватель, Екатерина Сергеевна Гаврикова, магистр, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Abstract

Высокие физиологические возможности кардиореспираторной системы справедливо считаются важным условием обретения серьезных спортивных возможностей. По этой причине внимание исследователей привлекает динамика функциональных параметров этой системы у спортсменов-единоборцев. Цель исследования: определить особенности развития кардиореспираторной системы у юных представителей разных видов единоборств. Методика и организация исследования. Обследовано 49 юных спортсменов (18-20 лет), систематически не меньше 2 лет подряд тренирующихся в рамках единоборств: дзюдо - 16 человек, каратэ - 17 человек, рукопашный бой - 16 человек. Контрольная выборка включала 19 здоровых физически неактивных юношей (18-20 лет), не испытывающих никогда ранее физических нагрузок более обычных бытовых. В исследовании определялись функциональные параметры сердца и легких со статистической обработкой полученных показателей. Результаты исследования и их обсуждение. У непрерывно занимающихся спортом дзюдоистов, каратистов и рукопашников выявлены высокие функциональные возможности сердца и легких, обеспечивающие достаточную интенсивность обмена веществ в условиях физических нагрузок. Параметры кардиореспираторной системы были немного более выражены у рукопашни-ков по сравнению с дзюдоистами и каратистами. Найденные сведения указывали на высокий уровень развития бронхолегочной системы и сердца в условиях длительных занятий единоборствами. Выводы. Систематические тренировки в рамках единоборств обеспечивают в юношеском возрасте высокий уровень функциональных возможностей кардиореспираторной системы при некотором преимуществе ее развития у рукопашников.

Ключевые слова: дзюдо, каратэ, рукопашный бой, внешнее дыхание, легкие, сердечная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p241-247

CARDIORESPIRATORY SYSTEM FUNCTIONAL FEATURES AT REGULARLY

ENGAGED IN MARTIAL ARTS CLASSES Ilya Nikolaevich Medvedev, the doctor of medical sciences, professor, Vladimir Yurievich

Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Nikolaevna Marinina, the senior teacher, Ekaterina Sergeevna Gavrikova, the master student, Russian State Social University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.