Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / личность / личностные образовательные результаты обучающихся / воспитание / социальный заказ / сфера образования / extracurricular activities / personality / personal educational results of students / upbringing / social order in sphere of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Иванов

Статья посвящена комплексному исследованию методики организации внеурочной деятельности в процессе гуманитарного образования обучающихся основной школы как средства достижения личностных образовательных результатов в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. Автор анализирует педагогическую и методическую литературу для формулирования корректного определения личностных результатов. Рассмотрен пример воспитательного влияния внеурочной деятельности в процессе образования по гуманитарным дисциплинам обучающихся основной школы на процесс и результат формирования образовательных результатов. Сформулирована проблема недостаточно четкого понимания иерархии личностных результатов в развитии личности обучающихся. Определена и экспериментально доказана корреляция участия обучающихся во внеурочной деятельности по гуманитарным дисциплинам и успешным становлением личностных результатов обусловленных требованиями ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The aim of the article is to study the methodology of organising extracurricular activities in the process of humanitarian education of basic school students as a means of achieving personal educational results. The author analyses pedagogical and methodological literature to formulate a correct definition of personal results. An example of the educational influence of extracurricular activities in the process of teaching humanities disciplines to basic school students on the process and result of the formation of educational results is considered. The problem of insufficiently clear understanding of the hierarchy of personal results in the development of students’ personality is formulated. The relationship between students’ participation in extracurricular activities in humanities disciplines and the success of the formation of personal results is determined and experimentally confirmed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4. Znikina L.S., Borovcov V.A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potencíala vuza v processe podgotovki buduschih specialistov. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 60-62.

5. Timonin A.I. Koncepiual'nye osnovy social'no-pedagogicheskogo obespecheniya professional'nogo sianovleniya siudeniov vuza. Kostroma, 2007.

6. Ob uiverzhdenii Osnov gosudarsivennoj poliiiki po sohraneniyu i ukrepleniyu iradicionnyh rossijskih duhovno-nravsivennyh cennosiej ot 9 noyabrya 2022. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

7. Gerlah I.V. Razviiie vospiiaiel'nogo poienciala molodezhnyh obschesivennyh organizacij sredsivami social'no-kul'iurnoj deyaiel'nosii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

8. Gal'perin P.Ya. Lekciipopsihologii: uchebnoe izdanie. Moskva: AST: KDU, 2007.

9. Leont'ev A.N. Deyaiel'nosi'. Soznanie. Lichnosi'. Moskva: Smysl; Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

10. Borytko N.M. Vprosiransive vospiiaiel'nojdeyaiel'nosii: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.

11. Slobodchikov V.l., Ignat'eva G.A. Antropologicheskaya perspektiva razvitiya chelovecheskogo potenciala obrazovatel'nyh sistem. Voprosy dopolniiel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga. 2016; № 1 (5): 1-15.

12. Bondarevskaya E.V. Vospiianie kak vozrozhdenie grazhdanina, cheloveka kul'iury i nravsivennosii. Rostov-na-Donu, 1995.

13. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu, 1997: 114-115.

14. Bessonova E.A. Obrazovatel'nyj vybor kak aktual'naya problema sovremennoj pedagogicheskoj nauki. The Emissia. Offline Letters. 2018; № 2. Available at: http://www.emissia. org/offline/2018/2574.htm

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 373.1

Ivanov M.A., postgraduate, Teacher Education Department, North Ossetian State University n.a. Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: 3lvanovma2025@bk.ru

FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The aim of the article is to study the methodology of organising extracurricular activities in the process of humanitarian education of basic school students as a means of achieving personal educational results. The author analyses pedagogical and methodological literature to formulate a correct definition of personal results. An example of the educational influence of extracurricular activities in the process of teaching humanities disciplines to basic school students on the process and result of the formation of educational results is considered. The problem of insufficiently clear understanding of the hierarchy of personal results in the development of students' personality is formulated. The relationship between students' participation in extracurricular activities in humanities disciplines and the success of the formation of personal results is determined and experimentally confirmed.

Key words: extracurricular activities, personality, personal educational results of students, upbringing, social order in sphere of education

М.А. Иванов, соискатель, Северо-Осетинский государственный университет имени КЛ Хетагурова (СОГУ), г. Владикавказ, E-mail: 3ivanovma2025@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена комплексному исследованию методики организации внеурочной деятельности в процессе гуманитарного образования обучающихся основной школы как средства достижения личностных образовательных результатов в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. Автор анализирует педагогическую и методическую литературу для формулирования корректного определения личностных результатов. Рассмотрен пример воспитательного влияния внеурочной деятельности в процессе образования по гуманитарным дисциплинам обучающихся основной школы на процесс и результат формирования образовательных результатов. Сформулирована проблема недостаточно четкого понимания иерархии личностных результатов в развитии личности обучающихся. Определена и экспериментально доказана корреляция участия обучающихся во внеурочной деятельности по гуманитарным дисциплинам и успешным становлением личностных результатов обусловленных требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, личность, личностные образовательные результаты обучающихся, воспитание, социальный заказ, сфера образования

Актуальность выбранной темы опосредована заявлением Президента РФ на форуме «Настоящее и будущее Русского мира», в котором он подчеркнул важность жизненных ориентиров человека, прочную нравственную опору, что должна быть привита подрастающему поколению через сферу просвещения, в которой «гармонично дополняют друг друга семья, система образования, национальная культура, работа детских, молодежных, спортивных, военно-патриотических организаций, широкое движение наставничества» [1]. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы (далее - ООП) основного общего образования выступают теми самыми жизненными ориентирами и нравственной опорой будущих поколений России.

Впервые о личностных результатах было заявлено Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [2].

По установленным стандартом требованиям 2021 года личностные образовательные результаты включают в себя «осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сфор-мированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом» [3].

Значимым фактом выступает то, что «обновление федеральных государственных образовательных стандартов происходит примерно раз в 10 лет Разрабатывает их Министерство образования и науки Российской Федерации при непосредственном участии научных и образовательных организаций, учебно-методических объединений» [4]. Соответственно, в настоящий момент времени мы могли наблюдать переход на новую модель ФГОС. В обновленном ФГОС ООО личностные результаты освоения ООП объедены в 9 смысловых блоков, характеризующих основные направления воспитания [5].

Целью выступает исследование методики организации внеурочной деятельности в процессе гуманитарного образования обучающихся основной школы как средства достижения личностных образовательных результатов. В соответствии с целью решались следующие задачи: проанализировать понятие и особенности личностных образовательных результатов, а также средства их достижения и измерения; разработать, апробировать и определить эффективность методики организации внеурочной деятельности по гуманитарным дисциплинам.

Научная новизна представлена тем, что сформулировано корректное понятие термина «личностные результаты»; получены экспериментальные данные о показателях проявления сформированности личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам; разработана и апробирована методика развития личностных образовательных результатов в области внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам.

Понятие личностного образовательного результата «не может быть представлено без рассмотрения современного социального заказа к сфере образования. Признанными ориентирами целей российской системы образования являются формирование у выпускника творческого мышления, развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору. Речь идет не просто о новых актуальных качествах личности, а о качественно новой личности, личности другого уровня» [6, c. 13-23]. Таким образом, личностные результаты трактуются как социальный заказ на формирование новой личности, необходимой для нашего социума. Это подтверждает и В.С. Басюк в научно-методическом сопровождении ФГОС последней редакции, рассматривая личностные результаты компонентом «глобальной конкурентоспобности российского образования» [7].

По мнению С.Н. Поздняк, возможность предоставить обучающимся перманентное личностное развитие может выступать базисом их дальнейшего само-

достаточного жизнеустройства [8]. Личностные результаты следует считать определяющими, так как именно на их основе и путем их трактования происходит детализация «общих образовательных целей» [8, с. 282-292].

Среди критики отмечаются следующие мнения (Ю.Ф. Гущин): несмотря на список требований, полноценного объяснения термина «личностные результаты» нет, хотя он употребляется как в ФГОС, так и в примерной ООП. В зависимости от контекста или целей смысл может варьироваться, вследствие чего мы имеем спорное его толкование [9]. По сути, это подтверждается определением, которое дается в «Методических рекомендациях по оценке личностных результатов освоения ООП общего образования»: «Личностный результат - это зафиксированная с помощью объективных процедур характеристика развития личности, основным показателем которой является указание на ее способность быть субъектом деятельности» [10, с. 7].

В педагогике в целом понятие личности используется для обоснования программ и методов формирования у воспитуемого человека социально ценных свойств (В.Н. Мясищев) [11, с. 198]. И прежде всего личность характеризуется как система отношений человека к окружающей действительности. Более того, личность - понятие социальное, это не прирожденное свойство человека, а формируемое в воспитательном и культурном процессе роста (Л.С. Выготский) [12, с. 160]. И именно впечатления, события, собственные действия и поступки, в том числе в процессе образовательного процесса, вносят свой вклад в развитие и изменение личности (А.Н. Леонтьев) [13, с. 188]. А неотъемлемыми компонентами формирования личности выступают сознание и самосознание. Самосознание - сложный и многогранный процесс, в котором для каждого человека происходит интенсивное осмысление своего жизненного опыта. (С.Л. Рубинштейн) [14, с. 244]. А.Г Асмолов называл личность особым качеством, которое формируется у индивида в процессе его взаимодействия с окружающим обществом и в рамках социальных отношений, которые определены обществом [15, с. 365].

Именно под руководством А.Г Асмолова была разработана концепция развития универсальных учебных действий (далее - УУД) на основе системно-дея-тельностного подхода [16]. Однако новый ФГОС ООО [3] и «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» [17] не включают в себя понятие личностных УУД и ограничиваются исключительно понятием личностных результатов, опираясь при этом на указанную концепцию.

Таким образом, мы можем заключить, что определение личностных результатов освоения ООП помимо того, что имеет расхождение в разных контекстах и исследованиях, также регулярно дорабатывается и изменяется Министерством образования РФ.

В результате проведенного анализа педагогической и методической литературы мы определяем сущность личностных результатов как социальный заказ на формирование нового типа личности, необходимой для нашего социума. Под личностным результатом мы понимаем процесс развития личности обучающегося, формирующего его внутреннюю позицию и самооценку в ходе самоопределения по заданному вектору общественной системы моральных норм и ценностей, и запускающего механизм социальной саморегуляции и самоуправления, мотивирующего к дальнейшему инициативному и самостоятельному поведению в рамках заданной системы.

Структурируются личностные результаты по характеру основных направлений воздействия: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, формирование понимания ценности научного познания и личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Максимальный упор делается на «единство учебной и воспитательной деятельности», реализуемой различными «институтами воспитания».

Содержание личностных результатов раскрывается в требованиях: «осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к са-

моразвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом» [3]. Цели воспитания преследуют, во-первых, усвоение подрастающим поколением социально значимых знаний, во-вторых, развитие позитивных отношений к этим общественным ценностям и, в-третьих, приобретение ими опыта осуществления социально значимых дел [18].

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование личностных результатов. Формирование и развитие личностных результатов образования происходит во время изучения каждого учебного предмета, курса и во внеурочной деятельности. Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода, где личностные результаты выступают как ориентация на формирование системы ценностей и мотивов. Внеурочная деятельность довольно высоко оценивается как модуль воспитания в примерной программе воспитания (Н.Л. Селиванова) [19].

В нашем исследовании были задействованы две группы подростков, одна из которых участвовала в деятельности литературного кружка («Литературный альманах»), выстроенном на последовательности изучения необходимого тематического материала как в процессе урочной, так и внеурочной и внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями образовательной программы. Вторая группа не была заинтересована в подобной внеурочной деятельности.

Обе группы подростков в начале и конце учебного года выполнили задание «Дискуссия» во время внеурочного мероприятия (классного часа). В эксперименте (включающем в себя брейнсторминг, коллективную полемику по заданной теме, где ученики решают дилеммы морально-нравственной направленности, базируясь на личных навыках и понимании морали и этики) областями оценивания выступают следующие: активное участие обучающихся (предлагает рекомендации, дискутирует, нацелен на результат); понимание ими нравственного фундамента в отношениях; умение слышать аргументы собеседников и сравнивать чужую позицию со своим решением, но уметь при этом обосновать и личное мнение. Правила ведения дискуссии выстроены с опорой на типовые задачи под редакцией А.Г Асмолова [20] и коллектива авторов (А.В. Кузьмин, Е.В. Ломакина, М.А. Мирзоян, А.М. Мусина) [21]. Критерии оценки дискуссии выстроены в соответствии с требованиями ФГОС ООО к личностным образовательным результатам [17, с. 103]. Темой дискуссии может быть любая проблема или ситуация, однако мы решили усложнить задание и выбрали для обсуждения важный для ребят вопрос о том, как себя нужно вести в школе, чтобы чувствовать себя комфортно и была мотивация приходить в школу и учиться. Таким образом, после выполнения задания «Дискуссия», мы получили два результата: первый - непосредственно оценку деятельности обучающихся по формированию личностных результатов в ходе обсуждения и второй - выстроенный обучающимися кодекс поведения с их морально-этическими предпочтениями. В версии на конец учебного года ранние суждения были отредактированы или значительно преобразованы авторами и дальнейшим ходом обсуждения.

Группа подростков, посещающая внеурочные мероприятия, во время дебютной встречи, обсуждая и планируя дальнейшую деятельность, определила составленный до этого кодекс поведения (на внеурочном мероприятии в начале учебного года) как действующий постоянно в «Литературном альманахе». Дальнейшая деятельность кружка строилась в соответствии со сформулированным учениками сводом правил и норм поведения.

Что касается второй группы, ребята решили, что также постараются выполнять ими озвученные правила и требования самостоятельно.

Рассмотрим фрагменты кодекса учеников на начало учебного года (табл. 1):

Таблица 1

Кодекс поведения (экспериментальная группа)

Нам нужно соблюдать правила и устав школы, социальные и этические нормы поведения, относиться друг к другу с пониманием и уважением, быть сплоченным коллективом

Учителя и ученики должны быть на равных и относиться друг к другу с уважением. У учителей тоже должны быть ограничения в поведении, чтобы они не могли принижать учеников. Хотелось бы, чтобы учителя доносили информацию до учеников более интересно и понятно

Все в классе должны уважать друг друга и терпимо относиться даже к тем, кто не приятен. Нельзя допускать возможности оскорбления. Мы должны быть вежливыми и толерантными и не смеяться над одноклассниками за их внешность или субкультуру

Нужно научиться решать конфликты и недопонимания, основой должно быть взаимоуважение. Относиться к людям нужно так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

Кодекс поведения (контрольная группа)

Соблюдать правила как в школе, так и в обществе. Нужно соблюдать правила школы и нормы поведения, уважать и учителей, и одноклассников

Равные права с учителями. Полный запрет буллинга, как со стороны учителей, так и со стороны учеников. В оценивании знаний со стороны учителей не должно быть человеческого фактора, когда за одно и то же учитель оценивает по-разному только из-за определенного личного отношения к ученику. Нельзя вешать ярлык: этот класс умный, а этот безнадежный. У школьников должно быть право на выбор и смену учителя коллективным голосованием, если он их не устраивает Не игнорировать и не обижать одноклассников. Не должно быть предвзятого отношения к одноклассникам, если они отличаются от остальных, например, бедно одеты

В классе должна быть взаимопомощь и взаимовыручка, чтобы одноклассники могли постоять друг за друга, дружба - это самое главное

Результаты дискуссии двух групп обучающихся на начало учебного года

Таблица 2

Результаты дискуссии двух групп обучающихся на конец учебного года

Кодекс поведения (экспериментальная группа) Кодекс поведения (контрольная группа)

Опираясь на нормы и правила, мы создали свой список, который будем соблюдать без указания учителей или других взрослых, потому что мы считаем это правильным. Взаимоуважение является основой всех отношений, как между учителями и школьниками, так и между школьниками и школьниками Необходимо, чтобы каждый из школьников понял, что правила поведения нужно соблюдать ради самих же себя. Терпимость, толерантность, принятие. Отказаться от социального неравенства в школе. Нужно учиться понимать других людей

Субординация - одна из форм выражения уважения к учителю. В свою очередь у учителей тоже должны быть профессиональные и этические ограничения в поведении, чтобы они не могли принижать учеников, повышать на них голос и относились с уважением. Учителя нуждаются в поддержке и одобрении учеников. Какие-то из вопросов можно решать с учителями с помощью конструктивного диалога Мы настаиваем на равных правах с учителями. Полный запрет буллинга, как со стороны учителей, так и со стороны учеников. В оценивании знаний со стороны учителей не должно быть человеческого фактора, оценка только за знания. У школьников должно быть право на выбор и смену учителя коллективным голосованием, если он их не устраивает. Мы поднимаем вопрос о школьном ученическом совете. Нужно ввести правила поведения для взрослых в школе, не только для детей. Для учителей необходимо проводить тренинги по общению

В любых отношениях нужно сначала постараться понять поступок человека. В отношениях с одноклассниками важно научиться продуктивно решать конфликты и недопонимания. У каждого из нас есть право на самовыражение. Нужно поступать так, чтобы друзья и одноклассники стали синонимами. Быть просто культурным недостаточно для примера, необходимы реальные поступки. Сплоченный коллектив получается, когда есть общее дело, в которое все вовлечены, понимают друг друга, отвечают друг за друга В классе должна быть взаимопомощь и взаимовыручка, дружба - это самое главное. Можно организовать помощь с учебой отстающим ученикам, чтобы вытянуть класс на один уровень

Несмотря на большую часть схожих выделенных в обеих группах правилах поведения, таких как взаимоуважение, выручка, дружба, принятие и терпимость, во второй группе более серьезно поднят вопрос отношения учеников с учителями, чем с одноклассниками. Подняты довольно серьезные и аргументированные темы, такие как право на выбор и смену учителя коллективным голосованием; требование равного отношения учителей к ученикам в плане предметных знаний. Эти вопросы заслуживают обсуждения уже в совете школы и вполне соответствуют сформированным навыкам по направлению гражданского воспитания: стремление решать определенные задачи по организации учебной и внеурочной деятельности, следование правилам школьного регламента, защита потребностей обучающихся, непризнание ущемлений.

В завершении учебного года, когда обучающиеся закончили заниматься в литературном кружке «Литературный альманах», было проведено повторное внеурочное мероприятие (классный час). В первоначальные суждения добавлены пояснения и рассуждения, вплоть до полного изменения ребятами. В результате повторного обсуждения каждого из предложенных мнений обучающиеся сформулировали обновленный свод правил, которого они решили придерживаться на следующий учебный год (табл. 2):

Мы отмечаем основным по значимости фактором то, что обучающиеся проявляют новый уровень результатов. На первом этапе эксперимента подростки явно показывали наличие социальных знаний, но к заключительному этапу они начали вносить собственные коррективы с учетом накопленного социального опыта, то есть «самостоятельного социального действия» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов) [22].

Обе группы пришли опытным путем к выводу, что их правила поведения не навязаны свыше, а действительно являются той опорой и нормой, которая необходима для социального сосуществования. Как мы видим, не претерпели изменений или были более глубоко отмечены взаимовыручка, товарищество, согласие, снисходительность. Контрольная группа предлагает конкретные действия по помощи отстающим в учебе в классе (свидетельство нового уровня результатов в межличностных отношениях со сверстниками). В этой же группе крайне серьезно поднят вопрос отношений с педагогическим коллективом. В отличие от первой группы обучающихся, в которой дети пришли к выводу, что профессиональная и возрастная субординация имеет право на существование, а педагогам нужна поддержка, вторая группа движется в совершенно другом направлении. Они предлагают ввести разрешение на альтернативу выбора учителя кворумом учеников, стимулированы на организацию совета учеников, хотят регламентировать поведение педагогов, а также проводить учителям занятия по коммуникации. Экспериментальная группа выдвигает свою версию успешного социального коллектива, объединенного общей деятельностью и ответственностью.

Библиографический список

Проанализировав полученные результаты выполнения задания «Дискуссия» по заявленным областям оценивания двумя группами обучающихся на конец учебного года, мы определили, что в первой группе по итоговым результатам выполнения задания отмечены более значимые показатели. Для статистического подтверждения мы использовали критерий Манна-Уитни. При расчетах и-крите-рия Манна-Уитни мы получили иЭмп = 196. Критические значения (иКр) р £ 0,01 210 и р £ 0,05 247. Полученное эмпирическое значение иэмп (196) находится в зоне значимости.

Таким образом, мы подтвердили разницу в параметрах личностных результатов, отображающих развитость у участников эксперимента структуры позитивных валюативных ориентаций и социально ключевых навыков двумя группами обучающихся, одна из которых принимала участие во внеурочной деятельности (литературный кружок).

Теоретическим итогом работы можно определить вклад в систему основного общего образования, так как определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся; обоснованы показатели проявления и способы измерения сформированности личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся. Практическим итогом можно выделить внедрение в образовательный процесс модели формирования и измерения личностных образовательных результатов обучающихся в ходе внеурочной деятельности.

В заключение необходимо отметить следующее: рассматривая второй результат в виде самого кодекса и анализируя его, мы приходим к выводу, что у обеих групп обучающихся наблюдаются явно выраженные проявления процесса становления личностных результатов, которые раскрываются в готовности к решению организационных задач в учебе и внеурочной деятельности. И та, и другая группа учеников нацелена на реализацию своих прав и интересов, предписаний учебной дисциплины; они отторгают ущемление по любому признаку; имеют понятие социальных норм и правил в обществе и могут их реализовывать; проявляют тенденцию к взаимовыручке. Но подходят они к сути решения проблем кардинально иным путем. Эти результаты не только подтверждают серьезность воспитания в формировании личностных результатов учеников, но и подчеркивают проблему, озвученную нами в начале статьи: несмотря на список требований к освоению личностных результатов, полноценное четко сформулированное понятие о личностных результатах отсутствует. Остается актуальным и открывает перспективы для дальнейшего глубокого изучения вопрос о том, какая из групп обучающихся в рамках нашего исследования более соответствует насущному социальному поручению к сфере образования и глобальной конкурентоспобности российского образования.

1. Пленарное заседание Всемирного русского народного собора. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/72863

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

4. Что такое ФГОС: их значение цели и задачи. Проект ScienceDebate2008.com. Available at: https://www.sciencedebate2008.com/chto-takoye-fgos-ikh-znacheniye-tseli-i-zadachi/

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075

6. Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенции до личности. Образование и наука. 2008; № 4 (52): 13-23.

7. Басюк В.С. Научно-методическе сопровождение ФГОС. Available at: https://sch1212.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/61c996d30bf10.pdf

8. Поздняк С.Н. Новые образовательные результаты как методологическое основание проектирования процесса личностно-развивающего обучения. Научный диалог. 2012; № 1: 282-292.

9. Гущин Ю.Ф. К вопросу об основаниях оценки личностных результатов обучающихся. Психология и методология образования. Available at: https://inlnk.ru/emylBA

10. Вавилина Н.Д., Ефремова Е.А., Ярославцева Н.В. Методические рекомендации по оценке личностных результатов освоения основной образовательной программы общего образования (работаем по ФГОС общего образования). Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования,

2019.

11. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и паталогии. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 197-223.

12. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 160-164.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 165-196.

14. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 227-239.

15. Асмолов А.Г Движущие силы и условия развития личности. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 345-384.

16. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008.

17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г № 6/22). Москва, 2022.

18. Примерная программа воспитания (утверждена на заседании ФУМО по общему образованию 02.06.2020). Available at: http://form.instrao.ru/

19. Селиванова Н.Л. Воспитание+ Авторские программы школ России (избранные модули): сборник. Составители Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,

2020.

20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2010.

21. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): учебно-методическое пособие. Составители М.П. Горев, В.В. Утемов. Киров: МЦИТО, 2015.

22. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2011.

References

1. Plenarnoe zasedanie Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/72863

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii № 1897 ot 17 dekabrya 2010 g. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

4. Chto takoe FGOS: ih znachenie celi i zadachi. Proekt ScienceDebate2008.com. Available at: https://www.sciencedebate2008.com/chto-takoye-fgos-ikh-znacheniye-tseli-i-zadachi/

5. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075

6. Yudin V.V. Obrazovatel'nyj rezul'tat: ot kompetencii do lichnosti. Obrazovanie i nauka. 2008; № 4 (52): 13-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Basyuk V.S. Nauchno-metodicheske soprovozhdenie FGOS. Available at: https://sch1212.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/61c996d30bf10.pdf

8. Pozdnyak S.N. Novye obrazovatel'nye rezul'taty kak metodologicheskoe osnovanie proektirovaniya processa lichnostno-razvivayuschego obucheniya. Nauchnyj dialog. 2012; № 1: 282-292.

9. Guschin Yu.F. K voprosu ob osnovaniyah ocenki lichnostnyh rezul'tatov obuchayuschihsya. Psihologiya i metodologiya obrazovaniya. Available at: https://inlnk.ru/emylBA

10. Vavilina N.D., Efremova E.A., Yaroslavceva N.V. Metodicheskie rekomendacii po ocenke lichnostnyh rezul'tatov osvoeniya osnovnoj obrazovatel'noj programmy obschego obrazovaniya (rabotaem po FGOS obschego obrazovaniya). Novosibirsk: Novosibirskij institut monitoringa i razvitiya obrazovaniya, 2019.

11. Myasischev V.N. Ponyatie lichnosti v aspektah normy i patalogii. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 197-223.

12. Vygotskij L.S. Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebenka. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 160-164.

13. Leont'ev A.N. Deyatel'nost' i lichnosf. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 165-196.

14. Rubinshtejn S.L. Teoreticheskie voprosy psihologii i problema lichnosti. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 227-239.

15. Asmolov A.G. Dvizhuschie sily i usloviya razvitiya lichnosti. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 345-384.

16. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. i dr. Kak proekíirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2008.

17. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obschego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obschemu obrazovaniyu, protokol ot 15 sentyabrya 2022 g. № 6/22). Moskva, 2022.

18. Primernaya programma vospitaniya (utverzhdena na zasedanii FUMO po obschemu obrazovaniyu 02.06.2020). Available at: http://form.instrao.ru/

19. Selivanova N.L. Vospitanie+ Avtorskieprogrammy shkolRossii(izbrannyemoduli): sbornik. Sostaviteli N.L. Selivanova, P.V. Stepanov, V.V. Kruglov, I.S. Parfenova, I.V. Stepanova, E.O. Cherkashin, I.Yu. Shustova. Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2020.

20. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2010.

21. Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij uchaschihsya osnovnoj shkoly v usloviyah realizacii standartov novogo pokoleniya (FGOS): uchebno-metodicheskoe posobie. Sostaviteli M.P. Gorev, V.V. Utemov. Kirov: MCITO, 2015.

22. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatel'nost'shkol'nikov. Metodicheskijkonstrukton posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2011.

Статья поступила в редакцию 28.12.23

УДК 37.013.46

Ignatovich V.V., senior teacher, Department of Technical Support (and Tactics), Omsk Armored Vehicle Engineering Institute (branch), Military Academy of Logistics n.a. Army GeneralA.V. Khrulev (Omsk, Russia), E-mail: vladimir-250170@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MILITARY UNIVERSITY CADET IN THE ORGANIZATION OF GROUP INTERACTION OF MILITARY PERSONNEL. The performance of professional tasks by an officer involves the implementation of a number of functions, including organizational ones, which allows to allocate special competence in organizing group interaction of military personnel in the process of solving professional tasks. Based on a systematic approach, analysis of the concepts of social interaction in the organizational system, scientific works devoted to the study of the problems of interaction of subjects of the educational process of the university, the pedagogical meaning of the organization of group interaction is revealed in the article. The identification of subjects of group interaction of military personnel (group business communications, group positive interdependencies, group psychological mechanisms of mutual influence) allows the author to define the concept of organizing group interaction of military personnel as a type of professional activity of an officer. One of the results of the study is the consideration of the organization of group interaction in the professional tasks of an officer - graduate of a military university at the technological, managerial and socio-psychological levels, the differentiation of which is due to how a group of military personnel subordinate to an officer is understood from a management position. The rationale is the influence of professional and personal factors in the preparation of cadets for the organization of group interaction of military personnel. In more detail, the components of the cadets' competence in the organization of group interaction of military personnel are revealed by the example of solving the pedagogical tasks of an officer.

Key words: professional training of future officer, group interaction of military personnel, professional competence of cadet of military university

В.В. Игнатович, ст. преп., Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Омск, E-mail: vladimir-250170@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.