6. Соловьев В. Н Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Ижевск, 2003. 46 с.
7. Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 24 с.
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Губанцева Ирина Борисовна, канд. пед. наук, доц. доцент, cifst_tulsu@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Попов Эдуард Михайлович, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PSYCHO PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS AND ACHIEVEMENT OF THE FIRST COURSE OF NOT PHYSICAL UNIVERSITY STUDENTS
E.D. Gryazeva, I.B. Gubantseva, E.M. Popov
The data psychophysiological testing and the degree of success of learning first-year students no sports profile training. Explore and evaluate the relationship between psychophysiological characteristics and progress of the student contingent.
Key words: physiological characteristics, concentration, logical thinking, visual memory, performance, first-year student.
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, chair, [email protected]. Russia, Tula, Tula State University,
Gubantseva Irina Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, cifst [email protected]. Russia, Tula, Tula State University,
Popov Eduard Mikhailovich, associate professor, [email protected]. Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК РЕСУРС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Н.И. Дворкина
Представлен научно-теоретический и экспериментальный материал исследований по формированию знаний матерей с использованием разработанной с учетом дошкольного онтогенеза образовательной программы по теоретическому курсу физического воспитания дошкольников от рождения и до шести лет.
Ключевые слова: базовые знания матерей, компьютерное тестирование, уровня освоения теоретического материала.
В настоящее время всё большее значение придается научным разработкам, которые направлены на формирование личностной физической культуры как ресурса комплексного развития новорожденных
и грудных детей в период их развития от рождения и до завершения дошкольного физического воспитания. И поэтому использование для этой цели родительского ресурса в воспитании ребенка со дня его рождения является важнейшей социальной и государственной задачей [1, 2, 3, 5, 6, 7,
8, 11, 13]. Максимально эффективно процесс физического совершенствования детей, начиная с рождения, может осуществляться только тогда, когда родитель (воспитатель) будет, с одной стороны, хорошо знать основные закономерности двигательной деятельности и тренировочных занятий, а с другой - будет всегда учитывать их и использовать в работе с ребенком по формированию личностной физической культуры [5, 9, 14].
В то же время целый ряд вопросов, которые возникают в процессе семейного физического воспитания, остаются не решенными и специальному исследованию не подвергались. Мало изучены вопросы широкого использования различных средств и методов физической культуры в решении задач, во-первых, формирования у детей от младенческого и до старшего дошкольного возраста потребности к занятиям физическими упражнениями и, во-вторых, как эти занятия оказывают влияние на личность ребенка.
Современная научная школа, которая занимается проблемой семейного воспитания детей, во многом унаследовала научные идеи русских ученых 19-го и начала 20-го века. Так, в научных трудах
В.Т. Кудрявцева [12], В.В. Давыдова [10] и др. выражено стремление авторов рассматривать семейное воспитание не только с точки зрения передачи родителями детям социальной и культурной информации, но и определить детскую физическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры общества, в котором родился ребенок. Все это позволяет педагогам, психологам, врачам и гигиенистам изучать проблему физической культуры личности и семейного воспитания комплексно, в неразрывной связи. Это связано с тем, что круг проблем, которые решает семья в процессе воспитания детей вообще и в частности физического воспитания, так же важен как воздействие общества [15]. Причем в ряде случаев семья обладает особыми, присущими только ей, возможностями для воспитательного воздействия на ребенка, чем в условиях общественного воспитания.
Совершенно очевидно, что одним из решающих факторов, влияющих на воспитательный процесс в семье, является педагогическая компетенция родителей в области физической культуры и спорта. Эта компетенция позволяет родителям выбирать наиболее эффективные средства физического воспитания (физические упражнения), гигиенические средства и средства закаливания, массажа и др. [4].
Итак, основные направления формирования знаний у родителей в области семейного воспитания детей дошкольного возраста включают следующие аспекты: о здоровье ребенка, о физическом и
морфофункциональном развитии новорожденных, грудных, раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, о методике развития двигательной активности детей, о музыкальном развитии, о социально-психологическом воспитании и др.
Задача исследования состояла в раскрытии современных теоретических и методических представлений формирования личностной физической культуры родителей как ресурса комплексного развития детей в дошкольном онтогенезе.
Теоретический курс для родителей читал автор с привлечением ряда специалистов Адыгейского государственного университета и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В эксперименте, проходившем в течение 2007-2012 годов, приняло участие 45 матерей, воспитывающие детей с рождения и до года (младенческий возраста - МВ), в раннем возрасте (РВ) - 48, в младшем дошкольном возрасте (МДВ) - 39, в среднем дошкольном возрасте (СрДВ)
- 42 и в старшем дошкольном возрасте (СДВ) - 44 матерей; в контрольной группе, соответственно, МВ - 38, РВ - 40, МДВ - 36, СрДВ - 42 и СДВ -37 матерей.
Для формирования личностной физической культуры родителей с целью использования его в процессе физического воспитания детей в дошкольном онтогенезе был проведен эксперимент. Для этого была разработана образовательная программа обучения родителей в объеме 20 часов.
Оценка уровня освоения теоретического материала матерей по различным вопросам физического воспитания осуществлялось на основе компьютерного тестирования с учетом возрастных этапов роста детей. Уровень освоения родителями теоретического материала учитывался по набранным баллам, как в отдельных тестах, так и в по сумме баллов, набранными с учетом знаний по различным вопросам физического воспитания в каждой возрастной группе детей. Содержание образовательной программы родителей по теоретическому курсу физического воспитания дошкольников разработана таким образом, чтобы матери смогли получить базовые знания по различным вопросам развития ребенка с учетом их возраста и пола. Компьютерное тестирование для каждой экспериментальной группы матерей осуществлялось в строгом соответствии с возрастом и полом ребенка. Так, перед началом тестирования вводятся исходные данные о матери (возраст, образование, наличие других детей и др.), указывается возраст и пол ребенка. В соответствии с исходными данными тестируемой матери, высвечиваются тема и содержание вопросов. На каждый вопрос даются пять ответов, в которых один ответ точный - 5 баллов, второй ответ не полный, но правильный - 4 балла, третий ответ не точный - 3 балла, четвертый ответ -очень приблизительный - 2 балла, и пятый ответ - не правильный 1 балл. Таким образом, перед началом эксперимента мы определили исходный
уровень знаний матерей как в экспериментальной, так и в контрольной группе. По исходному уровню теоретической подготовленности родителей экспериментальной и контрольной группы в области физического воспитания дошкольников достоверных различий не было обнаружено.
Образовательная программа родителей по теоретическому курсу физического воспитания дошкольников включала в себя 4 темы: 1 тема -«Задачи физического воспитания дошкольников - 2 часа», 2 тема -«Возрастные особенности развития дошкольников - 8 часов», 3 тема -«Развитие общей и мелкой (тонкой) моторики - 2 часа» и 4 тема -«Средства физического воспитания - 4 часа». Проведенные теоретические занятия в экспериментальной группе матерей позволил значительно повысить их уровень базовых знаний и, следовательно, оценить успешность освоения ими программы обучения (таблица).
Таблица
Уровень освоения базовых знаний матерей, участниц эксперимента
(М±т)
Блок знаний Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Р
Физическое воспитание детей в младенческом возрасте (по С.Т. Щербину, Н.И. Дворкиной, Н.К. Куприной, 2013) сумма мест 59,0±11,0 159,0±13.0 < 0,01
рейтинг(%) 68±4,.0 49,0±3.3 < 0,05
средняя оценка 4,1±0,13 3,5±0.2 < 0,01
качество знаний (%) 75 31
Физическое воспитание детей в раннем возрасте сумма мест 58,3±6,9 143,6±12,4 < 0,01
рейтинг(%) 71,2±3,2 52,4±3,5 < 0,05
средняя оценка 4,1±0,1 3,4±0,3 < 0,05
качество знаний (%) 76 41
Физическое воспитание детей в младшем дошкольном возрасте сумма мест 57±6,2 112±11,2 < 0,01
рейтинг(%) 74,7±3,8 63±4,1 < 0,05
средняя оценка 4,2±0,11 3,5±0,21 < 0,05
качество знаний (%) 78 45
Физическое воспитание детей в среднем дошкольном возрасте сумма мест 56±5,2 103±10,4 < 0,01
рейтинг(%) 71,2±3,9 51,3±4,1 < 0,05
средняя оценка 4,3±0,1 3,5±0,18 < 0,05
качество знаний (%) 79 46
Физическое воспитание детей в старшем дошкольном возрасте сумма мест 54±5,3 105±8,9 < 0,01
рейтинг(%) 71,2±3,5 54±3,2 < 0,05
средняя оценка 4,2±0,1 3,4±0,2 < 0,05
качество знаний (%) 80 44
Результаты теоретической подготовки оценивались по следующим показателям: сумма мест результатов опросов по всем тестам, рейтинг (%) средняя оценка в баллах, качество знаний (%). Анализу подвергались только конечные результаты обучения матерей, а именно по:
- степени усвоения знаний базового уровня личностной физической культуры родителей;
- степени усвоения знаний по организации физического воспитания детей с учетом возрастных этапов;
- качеству знаний по методике применения средств физического воспитания для детей различного возраста.
Для изучения взаимозависимости между качественными, упорядоченными признаками, появляющимися при компьютерной оценке знаний, применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Уровень освоения базовых знаний личностной физической культуры родителей в соответствии с результатами компьютерного тестирования представлены в таблице.
Из неё видно, что сумма занятых мест по степени усвоения знаний базового уровня личностной физической культуры во всех случаях был выше у родителей экспериментальной, чем у родителей контрольной группы. Причем в первом случае наблюдался прогресс у родителей старших групп дошкольников по сравнению с родителями детей младенческого возраста. Если у родителей экспериментальной группы сумма занятых мест варьировалась от 59 (МВ) до 54 баллов (СДВ), то в контрольной группе от - от 159 (МВ) до 103 баллов (СрДВ); соответственно средняя оценка знаний варьировалась в первом случае от 4,1 (МВ, РВ) до 4,3 баллов (СрДВ), а у родителей контрольной группы - от 3,4 (РВ, СДВ) до 3,5 баллов (МВ, МДВ, СрДВ); качество знаний у родителей экспериментальной группы варьировалось от 75 (МВ) до 80 % (СДВ) а в контрольной группе - от 31 % (МВ) до 44 % (СДВ). Во всех случаях различия в показателях успешности освоения знаний были достоверны в пользу родителей из экспериментальной группы.
Динамика качества знаний освоения образовательной программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста у родителей экспериментальной группы была более выражена по сравнению с родителями контрольной группы. Если у родителей экспериментальных групп уровень качества знаний по проблемам физического воспитания от младенческого возраста до старшего дошкольного возраста неуклонно возрастает, то у родителей контрольной группы, во-первых, она была во всех случаях ниже, а, во-вторых, имела волнообразный характер.
Исходя из анализа полученных данных, можно констатировать тот факт, что системно организованное обучение матерей позволяет достоверно повысить уровень сформированности их знаний по всем направлениям физического воспитания детей. Это заключение позволило
предположить, что существует взаимозависимость между различным уровнем информированности родителей по разным разделам физического воспитания. С целью проверки данной гипотезы использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимозависимости между полученными оценками, занятыми местами и рейтингом родителей экспериментальной и контрольной групп. Схема степени корреляции находилась между суммой занятых мест раздела «Знания базового уровня личностной физической культуры» (ЗБУФК), с одной стороны, и разделов «Знания по организации физического воспитания детей» (ЗОФВ) и «Методика применения средств физического воспитания» (МПСФ), с другой. Достоверный уровень корреляции по Спирмену равен г = 0,51.
Было установлено, что в экспериментальной группе самая высокая степень взаимосвязи была найдена между суммой занятых мест разделами ЗБУФК и ЗОФВ у родителей экспериментальной группы, воспитывающих детей младенческого возраста (г = 0,84) и раннего возраста (г = 0,78), в остальных случаях степень корреляции между данными показателями варьировались в пределах от 0,61 до 0,68. Во втором случае самый высокий уровень корреляции между суммой занятых мест раздела ЗБУФК и МПСФ составил в экспериментальной группе родителей, воспитывающие детей старшего (г = 0,70) и младшего дошкольного возраста (г = 0,69). В остальных случаев уровень корреляции варьировался в пределах от 0,59 до 0,65.
В контрольной группе самая высокая степень корреляции обнаружена между суммой занятых мест разделами ЗБУФК и ЗОФВ была у родителей, воспитывающих детей младшего (г = 0,73) и старшего дошкольного возраста (г = 0,72), а между суммой занятых мест раздела ЗБУФК и МПСФ, соответственно у родителей контрольной группы, воспитывающие детей среднего (г = 0,72) и младшего дошкольного возраста (г = 0,71).
В результате применения методики обучения родителей удалось сформировать более высокий уровень знаний, особенно у участников экспериментальной группы. Данные самооценки сформированности знаний показывают, что матери, воспитывающие детей различных возрастных групп, в целом оценивают свою теоретическую подготовленность к деятельности в области физического воспитания на среднем уровне. Это относиться как к экспериментальной, так и контрольной группе родителей. Так, если в экспериментальной группе в первом случае высокий уровень теоретических знаний признали родители, воспитывающие детей младенческого возраста в 33 %, раннего возраста - 38 %, младшего дошкольного возраста - 34 %, среднего дошкольного возраста - 32 % и старшего дошкольного возраста -37% из числа опрошенных, то соответственно средний уровень знаний - 46, 40, 46, 47 и 46% из числа опрошенных и, наконец, низкий уровень
теоретических знаний признали соответственно - 23, 22, 20, 21 и 17% родителей из числа опрошенных.
У родителей контрольной группы уровень сформированности теоретических знаний в области физического воспитания оказался заметно другим, чем это имело место в экспериментальной группе родителей. Так, у них высокий уровень сформированности теоретических знаний в области физического воспитания колебался в пределах от 11 до 15 %, средний - от 46 до 59 % и низкий - от 29 до 41 %. Таким образом, если средний показатель высокого уровня сформированности теоретических знаний в области физического воспитания у родителей экспериментальных групп составил 34,8 %, средний уровень - 45,0 % и низкий - 20,2%, то в контрольной группе, соответственно, 12,4 %, 52 % и 35,6%. Итак, самооценка теоретических знаний в области физического воспитания дошкольников у родителей экспериментальных группы во всех случаях заметно отличалась от уровня самооценки родителей контрольных группы в лучшую сторону.
Анализ рейтинга теоретической подготовки матерей из экспериментальных и контрольных групп по физическому воспитанию осуществлялся на основании анкетирования. Всего было семь показателей, которые распределялись от наименьшее числа баллов, полученных от всех участников анкетирования до максимального. Так, родители экспериментальной группы, воспитывающие детей младенческого возраста, на первое место поставили физическую культуру личности, на второе - основы здорового образа жизни и на третье место - средства физического воспитания, соответственно родители, воспитывающие детей в раннего возраста - средства физического воспитания, методы физического воспитания и основные понятия теории физической культуры, младшего дошкольного возраста - физическая культура личности, физическое и функциональное развитие, ценности физической культуры, среднего дошкольного возраста - физическая культура личности, ценности физической культуры, средства физического воспитания и в группе старшего дошкольного возраста - основы здорового образа жизни, физическая культура личности и средства физического воспитания.
В контрольной группе родителей, как было сказано выше, приоритеты теоретической подготовке по физическому воспитанию были несколько иные. Так, родители контрольной группы, воспитывающие детей младенческого возраста, на первое место поставили ценности физической культуры, на второе место - основы здорового образа жизни и на третье место - физическое и функциональное развитие; соответственно в группе детей раннего возраста - основы здорового образа жизни, методы физического воспитания, средства физического воспитания, в группе младшего дошкольного возраста - методы физического воспитания, основы здорового образа жизни, средства физического воспитания,
среднего дошкольного возраста - средства физического воспитания, основы здорового образа жизни, ценности физической культуры и старшего дошкольного возраста - средства физического воспитания, методы физического воспитания, физическое и функциональное развитие.
Исходный уровень теоретической подготовленности матерей экспериментальной и контрольной групп по различным вопросам физического воспитания дошкольников достоверно между ними не отличался. Так, исходный адаптивный уровень подготовленности родителей экспериментальной группе составил 55 %, а в контрольной -56 %, репродуктивный - 37 % и 33 %, поисковый - 5 % и 7 % и креативный - 3 % и 4% . В конце эксперимента характер изменений теоретической подготовленности матерей по различным вопросам физического воспитания дошкольников существенно не изменился в обеих группах. Так, в итоге к адаптивному уровню подготовленности экспериментальной группы было отнесено 47 % родителей, а в контрольной - 56 %, к репродуктивному - 36 % и 31 %, поисковому - 10 % и 8 % и к креативному - 7 % и 5%. Однако во всех случаях в итоге у родителей экспериментальной группы отмечается положительные качественные изменения подготовленности по сравнению с родителями из контрольной группы.
Выводы.
1. Г отовность родителей к воспитательной работе с детьми дошкольного возраста характеризуется наличием высокого общего уровня личностной физической культуры, позволяющей целесообразно построить жизненное пространство ребенка, а также наличием специфической готовности (владение знаниями, навыками по применению средств физической культуры, методики построения занятий, сформированность доминанты здоровья ребенка и др.) родителей к физическому воспитанию и коррекции нарушений соматического здоровья.
2. Системно организованное обучение по формированию личностной физической культуры родителей позволяет достичь более высокого уровня овладения основными умениями в области применения средств физической культуры для детей особенно первого года жизни. По степени овладения умениями и по степени овладения деятельностью мамы экспериментальной группы достоверно опередили мам из контрольной группы, оценки которых по этим показателям варьировались в первом случае от 4,2 до 4,3, а во втором случае - от 3,9 до 4,1 балла.
3. После проведения процесса обучения выявлено закономерное повышение числа родителей с устойчивым интересом к физической культуре и снижение их числа с несформировавшимся интересом в процессе участия в эксперименте. Так, количество мам, имеющих неустойчивый интерес к физической культуре, в контрольной группе уменьшилось на 4 %, в экспериментальной группе на 12 %.
4. Основными ресурсами родителей являются собственное здоровье, наличие позитивного отношения к физической культуре и активности в присвоении ее ценностей детьми, наличие базовых знаний по теории и методике физического воспитания детей и физического самовоспитания, наличие знаний закономерностей применения средств физического воспитания для противодействия нарушениям опорнодвигательного аппарата у детей первого года жизни.
Список литературы
1. Александрова Г.А. Медицинские аспекты состояния здоровья детей и подростков // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: мат. межд. конгресса (Москва, 12-14 мая 2004). М.:НЦЗД РАМН, 2004. С. 53-55.
2. Антонов Ю.Е. Кузнецова М.Ю. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. М.: АРКТИ, 2001. 80 с.
3. Арапова-Пискарева Н. О российских программах дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 3-8.
4. Бакашвили В.Г. Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях Грузинской ССР: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1990. 24 с.
5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
6. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М.: ФиС, 1990.
103 с.
7. Васильева Н., Полякова М. Как поддержать личное развитие детей 2-3 лет // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 71-74.
8. Гарипова И.О. Педагогические условия реализации семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста: дис. ...канд. пед. наук. М., 2005. 129 с.
9. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 4. С. 22-32.
10. Давыдов В.Ю. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и двигательные качества детей 7-10-летнего возраста разных типов конституции. Волгоград: ВГИФК, 1994. 33 с.
11. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод. пособие для воспитателей и родителей, 2-е изд. М.: Просвещение, 2008. 112 с.
12. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С.80-87; № 2. С. 89-94; №5. С. 6672.
13. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 8-13.
14. Розин Е.Ю., Динмухаметова Э.М. Эффективность совместных занятий основной гимнастикой родителей с детьми 3-5 лет: мат. науч.-практ. конф. по проблемам теории и методики гимнастики. М., 1996.
С. 23-27.
15. Семья на пороге третьего тысячелетия / под ред. А.И. Антонова, М.С. Мацковского, Дж. Мэддока, Дж. Хоган. М.: Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1995. 345 с.
Дворкина Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доц., зав кафедрой, dvorkin57aniail.ni, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма
FORMING OF PERSONALITY PHYSICAL CULTURE OF PARENTS AS RESOURCE OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL ОНТОГЕНЕЗЕТ
N.I. Dvorkina
Theoretical and experimental material of researches is presented on forming of knowledge of mothers with the use of the educational program worked out taking into account preschool ontogenesis on the theoretical course of physical education of preschool children from birth and to six years.
Key words: base knowledge of mothers, computer testing, level of mastering of theoretical material.
Dvorkina Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of Department, [email protected], Russia, Krasnodar, Kuban State University of physical culture of sport and tourism
УДК 796.011
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО БАЗИСА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.Н. Егоров
В процессе теоретического исследования обобщен передовой опыт в области проектирования физкультурно-оздоровительных технологий на основе положений педагогики и физиологии. Дано научно-методическое обоснование выбора базовых показателей физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния лиц молодого возраста, а также подходов к их нормостатистической градации.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физкультурно-
оздоровительные технологии, проектирование, критерии оценки, психофизический статус.
Важной составной частью государственной социально-
экономической политики является всестороннее и эффективное