УДК 373.203.71
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Ассистент С. Т. Щербина,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп. Кандидат педагогических наук, доцент Н. И. Дворкина,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Кандидат педагогических наук, доцент Н. К. Куприна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.
Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, [email protected].
в представленной статье определены и экспериментально обоснованы основные направления деятельности по формированию физической культуры детей первого года жизни, а также обосновано основное содержание процесса повышения уровня физической культуры личности родителей.
Ключевые слова: физическая культура родителей; физическая культура детей первого года жизни; содержание и средства физического воспитания; ресурсная значимость физической культуры.
Актуальность. Общеизвестно, что интеллектуальное, социальное и физическое развитие растущего человека в первые годы жизни зависит в решающей степени от его двигательной активности [4, 5, 7]. Движение представляет собой естественную биологическую потребность детей. Различные физические упражнения, массаж, водные процедуры, плавание являются основной частью гармоничного воспитания малыша в первые годы жизни, обеспечивая возможности полноценного развития личности [1, 2, 3, 6, 8]. Однако пространство физического воспитания не может быть полноценно заменено организованными занятиями физическими упражнениями, так как потребность в движении детей значительно превышает временные ресурсы родителей для организации физического воспитания. Из этого вытекает два существенных положения для правильной организации процесса физического воспитания младенцев: 1) родители должны владеть необходимыми знаниями, навыками, умениями, опытом и активностью в области физической культуры, сохранения собственного здоровья и здоровья ребенка; 2) требуется соблюдение в семье здорового образа
жизни, правильного и своевременного применения средств физической культуры, обеспечения развития, укрепления и формирования здоровья членов семьи и коррекции патологических проявлений.
Изложенное выше позволяет определить основные направления деятельности и компонентный состав личностных ресурсов, необходимых физически культурному родителю для формирования физической культуры детей первого года жизни (рис.), и дает возможность обосновать основное содержание процесса повышения уровня физической культуры личности родителей.
цель исследования: выявить пути формирования личностной физической культуры родителей детей первого года жизни.
Методика и организация исследования. Для доказательства эффективности приложенных направлений деятельности при формировании базового уровня физической культуры родителей был проведен эксперимент, в котором приняло участие 530 матерей (116 участниц экспериментальной группы и 414 участниц контрольной группы). Каждая участница экспериментальной группы прошла курс теоретического обучения в объеме 18 часов, который проводился автором данной работы совместно с опытными и высококвалифицированными специалистами (зав. кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета, доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор К. Д. Чермит; заведующий кафедрой физического воспитания Адыгейского государственного университета, кандидат педагогических наук, профессор А. Б. Бгуашев; декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета, доктор педагогиче-
ских наук, профессор М. М. Эбзеев; директор Адыгейского филиала Кубанской медицинской академии, кандидат медицинских наук, профессор К. Ю. Мамгетов).
Также были организованы практические занятия, связанные с реализацией практических навыков в объем е, необходимом для их формирования.
Направления деятельности и компонентный состав личностных ресурсов
Результаты использования ресурсов
Поддержание собственного здоровья для создания ресурса его использования ребенком
Обеспечение возможности полноценного и своевременного ухаживания, своевременное появление качественного грудного молока и сохранение в течение всего периода ухаживания за ребенком первого года жизни хорошего оптимистичного настроения для постоянного общения с ним
Формирование активного отношения к физической культуре на основе потребности; двигательных навыков и умений; навыков, умений и опыта по организации физического самовоспитания; методических навыков и умений; навыков мониторинга
Целесообразное построение жизненного пространства и пространства физического воспитания
Создание здорового образа жизни семьи
Знание закономерностей развития движений, периодов формирования безусловных рефлексов и основ применения постуральных и подготовительных упражнений, состава средств физического воспитания и особенностей методики проведения организованных занятий с детьми
Содействие своевременному появлению и развитию «комплекса оживления» Реализация потребности организма ребенка в движении
Содействие своевременному формированию моторики
Закаливание организма детей
Развитие, укрепление и формирование здоровья
Рис. Основные направления веятельн остии компонентны й составличностныс ресурсов, необсодимыхфизическикультурному родителюдля фoрмиpхвснин физи^сгой криыopывeчeЛ п ерио^о геса жи зни
В качестве основного содержания обучения знаниям, раскрывающим потенциал средств физического воспитания для детей первого года жизни и особенности применения этих средств, были рассмотрены три темы:
1. Физическое развитие младенца и его эффективное воспитание.
2. Организация доступных в младенческом возрасте видов деятельности (общение, сеансы движений, игры).
3. Средства физического воспитания и особенности методики проведения занятий с детьми в младенческом возрасте.
Кроме изучения теоретического материала, были организованы практические занятия, содержание которых определялось с учетом развития необходимых навыков для проведения сеансов, связанных с применением средств физического воспитания для общего физического, психического и интеллектуального развития. В качестве основного содержания практических занятий предлагались: медицинский массаж; сеансы закаливания и водные процедуры для детей первого
года жизни (составление последовательности и конспекта проведения); гимнастика для малышей (изучение состава средств дифференцированно, в зависимости от возраста собственного ребенка).
Результаты исследования. Анализ информированности участников экспериментальной и контрольной групп по вопросам организации физического воспитания детей в младенческом возрасте показывает, что предлагаемый подход приводит к более качественному усвоению материала большинством матерей. Так, сумма занятых мест по разделу «Степень усвоения знаний базового уровня личностной физической культуры» в экспериментальной группе составляет 60,4±23,6, тогда как в контрольной группе показатель равен 159,7±28,3 (Р<0,001), рейтинг составляет 68,2±16,7 и 50,3±11,8 (Р<0,05) и средняя оценка 4,2±0,7 и 3,8±0,8 (Р<0,001).
Анализ сформированности умений у участников эксперимента и контрольной группы показывает, что предлагаемый подход приводит к более качественному усвоению всех компонентов, определяющих умение применять гигиенические средства физического
Таблица 1
Сформированность деятельной составляющей личностной физической культуры участников
эксперимента
Умение Показатели Группы (х±а) Р
эксперимент. (п=97) контрольная (п=124)
Составление последовательности и конспекта проведения массажа, сеансов закаливания и водных процедур сумма мест 62,4± 32,9 154,7± 39,2 <0.001
рейтинг(%) 65,6± 15,8 47,5± 12,7 <0.001
средняя оценка 4,3± 0,4 3,9 ± 0,5 <0.001
качество умений (%) 74,6% 34,5%
Составление последовательности и конспекта применения основных физических упражнений дифференцированно, в зависимости от возраста собственного ребенка сумма мест 70,5± 38,8 151,3± 37,5 <0.001
рейтинг(%) 65,2± 25,3 50,1± 21,7 <0.001
средняя оценка 4,2 +0,8 4.1± 0,5 >0.05
качество умений (%) 72,9% 67,2%
Составление комплекса упражнений лечебного массажа и лечебной физической культуры и методики их применения сумма мест 63,8± 31,0 152,1± 31,2 <0.001
рейтинг(%) 62,2± 22,1 53,4± 22,3 <0.001
средняя оценка 4,2± 0,5 3,9± 0,8 <0.05
качество умений (%) 76,1% 39,7%
Таблица 2
Показатели сформированности компонентов личностной физической культуры участников
эксперимента (экспертная оценка) (х±а)
Группа, достоверность различий Качество усвоения знаний Степень овладения умениями Степень овладения деятельностью
баллы коэф. баллы коэф. баллы коэф.
Экспериментальная 188,2±37,3 0,81±0,15 169,9±24,8 0,80±0,21 160,6±25,8 0,74±0,19
Контрольная 171,2±37,1 0,74±0,29 150,5±26,9 0,65±0,27 141,0±32,1 0,60±0,21
t 2,46 3,08 5.02 4,78 4,38 3,32
Р <0,05 <0,01 <0,001 <0,001 <0,001 <0,01
воспитания. Более ровные знания показали представители экспериментальной и контрольной группы по сформированности умения применять физические упражнения и игры. При лучшем показателе занятых мест (Р<0,001) представители экспериментальной группы не отличаются более высоким рейтингом (Р>0,05), и хотя средняя оценка достоверно выше у представителей экспериментальной группы (Р<0,01), эта разница не столь высока, как по другим умениям.
По степени овладения умениями и степени овладения деятельностью (табл. 1) участники экспериментальной группы достоверно (Р<0,001) опережают контрольную, за исключением показателя качества средней оценки.
Это обстоятельство накладывается на то, что данный показатель и в контрольной и в экспериментальной группе достоверно ниже, чем другие составляющие личностной физической культуры. То есть, из числа выделяемых показателей личностной физической культуры наиболее трудно формируемым является овладение деятельностью, и на это следует обращать больше внимания в процессе практической подготовки. Кроме сопоставительной эффективности содержания и организации формирования личностной физической культуры родителей в плане изучения процессуальных характеристик. имеет значение и степень трудности в формировании ее составных компонентов. Для ее выявления сопоставлены исходный и конечный уровень сформированности компонентов физической культуры участников эксперимента по группам (табл. 2)
В экспериментальной группе достоверный прирост уровня значимости Р<0,001 произошел по объему и качеству овладения умениями, по объему и качеству овладения деятельностью, а также по качеству усвоения знаний. Количество усвоенных знаний у участников экспериментальной группы также достоверно выросло. Однако интенсивность изменений здесь ниже (Р<0,01). Таким образом, изменения объема и качества под воздействием нововведений в экспериментальной группе происходят по всем составляющим. В контрольной группе достоверные изменения под влиянием практических потребностей в поддержании физического статуса младенца происходят только по объему усвоенных знаний и по качеству овладения деятельностью (Р<0,05).
выводы. Результаты экспериментальной работы по формированию базовой физической культуры родителей детей первого года жизни позволяют сделать следующие выводы:
1. Основным содержанием обучения знаниям, раскрывающим потенциал средств физического воспитания детей первого года жизни и особенности применения этих средств, должно быть обеспечение
физического развития младенца и его эффективное воспитание; организация доступных в младенческом возрасте видов деятельности (общение, сеансы движений, игры); средства физического воспитания и учет особенностей методики проведения занятий с детьми в младенческом возрасте.
2. В содержание практической подготовки следует вводить формирование навыков по проведению медицинского массажа, сеансов закаливания и водных процедур для детей первого года жизни, гимнастики для малышей (изучение состава средств дифференцированно, в зависимости от возраста собственного ребенка), обучение особенностям применения средств физического воспитания для профилактики и преодоления дисплазии тазобедренного сустава детьми первого года жизни.
3. Системно организованное обучение родителей в соответствии с обоснованным выше содержанием приводит к достоверному улучшению сформированности знаний родителей в области физической культуры по всем направлениям физического самовоспитания и воспитания детей; навыков и умений по организации физического воспитания и самовоспитания; методических навыков и умений; навыков мониторинга физической нагрузка и собственного самочувствия; принятию родителями ценностей физической культуры; формированию у них устойчивого интереса к физической культуре, повышению мотивационной сферы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. - М., 1984. -192 с.
2. Дворкина Н. И. Родительский ресурс в воспитании ребенка дошкольного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал. - 2012. - № 4. - С. 21-26.
3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1997. - 222 с.
4. Чермит К. Д., Исакова А. О., Бегидова С. Н. Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания и минимизации влияния депривации на детей-сирот старшего дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология, 2012. -Вып. 1. - С. 273-280.
5. Чермит К. Д. Физическая культура родителей как ресурс сохранения здоровья детей первого года жизни // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология, 2012. - Вып. 2. - С. 174-184.
6. Чермит К. Д., Щербина С. Т. Ресурсная значимость личности культуры здоровья родителей для развития детей первого года жизни // Здоровьесберегающее образование: науч.-практ. журнал. - 2012. - № 3. - С. 6-10.
7. Grov S. Realms of the human unconscious. - N. Y., 1976.
8. Verny T., Kelly I. The secret life of the unborn child. - N. Y., 1981.
FORMATION OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF ONE YEAT AGED CHILDREN'S PARENTS
S. Shcherbina, Assistant, Adygei state university.
N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.
N. Kuprina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Adygei state university.
Contact information for correspondence: 358000, Maikop, Pervomayskaya St., 208, [email protected].
Main activity directions connected with the formation of one year aged children's physical education are determined and experimentally grounded in the paper. The main content of the process of increasing the level of parents' physical culture is also grounded.
Key world: parents' physical culture; one year aged children's physical education; content and means of physical education; resource meaningfulness of education.
УДК 796.413/.418
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ ВИДАХ ГИМНАСТИКИ
Доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Пилюк, кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Жигайлова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Статья посвящена актуальной проблеме системно-структурной организации соревновательной деятельности в спортивных видах гимнастики на «одноконтурном уровне» как составной части общей системы подготовки. С позиций общей теории деятельности и системно-структурного подхода описываются модели организационной и функциональной структуры системы соревновательной деятельности гимнастов и прыгунов на батуте, а также закономерности функционирования данной системы.
Ключевые слова: система; структура; соревновательная деятельность; соревновательный результат; спортивные виды гимнастики; высококвалифицированные спортсмены.
Соревновательная деятельность (СД) в видах гимнастики -это специфически организованная форма проявления двигательных способностей, выработанная в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, которая направлена на достижение максимального возможного спортивного результата в процессе соревнований.
Анализ научно-методической литературы показал, что для разработки любой системы необходимо определить: а) из каких элементов она состоит; б) как она устроена; в) какими новыми свойствами и функциями она обладает.
Наряду со знанием состава и элементов, любую систему характеризует представление об её