Научная статья на тему 'Ресурсная значимость личностной физической культуры родителей для обеспечения процесса физического воспитания детей первого года жизни'

Ресурсная значимость личностной физической культуры родителей для обеспечения процесса физического воспитания детей первого года жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ВНУТРЕННИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ВНЕШНИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / A RESOURCE / PERSONAL PHYSICAL TRAINING / THE HUMAN FACTOR / INTERNAL PERSONAL RESOURCES / EXTERNAL PERSONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Щербина Сергей Тимофеевич

На основании анализа понятий «ресурс», «личностная физическая культура» и задач физического воспитания детей первого года жизни определяется значимость развития компонентов физической культуры личности родителей для создания условий сохранения здоровья, формирования высокого уровня физической подготовленности, обеспечения комфортного уровня жизнедеятельности, профилактики и противодействия появлению различных патологий опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Щербина Сергей Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESOURCE IMPORTANCE OF PERSONAL PHYSICAL TRAINING OF PARENTS TO MAINTAIN THE PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN OF THE FIRST YEAR OF LIFE

The authors use the analysis of concepts resource, personal physical training and problems related to physical training of children of the first year of life to define the importance of development of physical training components for the person of parents to create conditions of preservation of health, formation of high level of physical readiness, maintenance of comfortable level of life, preventive maintenance and counteraction to occurrence of various pathologies of the foothold-impellent device.

Текст научной работы на тему «Ресурсная значимость личностной физической культуры родителей для обеспечения процесса физического воспитания детей первого года жизни»

УДК 796.01:159.9 ББК 88.843 Ч 48

К.Д. Чермит

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

С.Т. Щербина

Ассистент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; м.т. 8-918-380-24-17

РЕСУРСНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

(Рецензирована)

Аннотация. На основании анализа понятий «ресурс», «личностная физическая культура» и задач физического воспитания детей первого года жизни определяется значимость развития компонентов физической культуры личности родителей для создания условий сохранения здоровья, формирования высокого уровня физической подготовленности, обеспечения комфортного уровня жизнедеятельности, профилактики и противодействия появлению различных патологий опорнодвигательного аппарата.

Ключевые слова: ресурс, личностная физическая культура, человеческий фактор, внутренние личностные ресурсы, внешние личностные ресурсы.

K.D. Chermit

Honoured Worker of Science of the Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Doctor of Biology, Head of the General Pedagogy Department of Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnet.ru

S.T. Shcherbina

Assistant Lecturer of Physical Training Department of Adyghe State University; ph. 8-918-380-2417

THE RESOURCE IMPORTANCE OF PERSONAL PHYSICAL TRAINING OF PARENTS TO MAINTAIN THE PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN OF THE FIRST

YEAR OF LIFE

Abstract. The authors use the analysis of concepts “resource”, “personal physical training” and problems related to physical training of children of the first year of life to define the importance of development of physical training components for the person of parents to create conditions of preservation of health, formation of high level of physical readiness, maintenance of comfortable level of life, preventive maintenance and counteraction to occurrence of various pathologies of the foothold-impellent device.

Keywords: a resource, personal physical training, the human factor, internal personal resources, external personal resources.

Декларированный в прошлом тезис о значении «человеческого фактора» в наши дни получил свое новое развитие в связи с реализацией рыночных отношений и увеличением роли подготовленности человека как фактора, обеспечивающего успех в разнообразных видах деятельности. Общество, как утверждает О.Г. Власова, наконец, осознало, «что эффективность деятельности любой организации, вне зависимости от форм собственности, определяется, прежде всего, качеством ее человеческого ресурса. Среди направлений работы приоритетное место занимает решение задач диагностики, реализации и развития человеческого ресурса (психический ресурс, ресурс личности, психологические ресурсы организации)» [1].

В русском языке слово «ресурс» имеет два основных значения:

- запас, источник чего-нибудь (природные, экономические, трудовые ресурсы):

- средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Второе значение слова «ресурс» обусловлено его происхождением от французского ressource - «вспомогательное средство».

Понятие ресурсов достаточно емкое [2, 3, 4], поэтому мы его уточним и предложим взгляд на ресурсы семьи, который будет использоваться в данной работе.

Оценивая ресурсы менеджера, В.М. Денисов пишет: «Ресурсы ... представляют собой набор средств, которыми располагает данный субъект и которые могут быть им использованы в необходимом случае, например, для достижения какой-либо цели» [5]. Из этого заключения следует, что существует потребность выявления цели и задач деятельности для определения ресурсов реализации, ресурса людей, участвующих в их претворении в жизнь. Из многофакторности результата деятельности следует, что уровень реализации человеческого ресурса во многом зависит от ряда внешних, малозависящих от него условий и ресурсов.

В этой связи ресурсы, на наш взгляд, могут быть внутренними личностными (личностные физические, интеллектуальные, психологические, нравственные потенции); личностными, актуализирующимися внешними условиями (например, возможности, предоставляемые государством родителям, которые возникают только в определенных случаях, или ресурс должности воспитателя, предоставляемого ему полученной профессией и должностью); внешними, существующие вне зависимости от личности (влияние на личностный ресурс зависит от мотива и возможности ее присвоения).

Для понимания процессов перехода ресурса субъекта деятельности, передаваемого, присваиваемого или актуализируемого объектом деятельности в личностный ресурс, обратимся к примеру, приводимому В.М. Денисовым, который пишет, рассматривая этот процесс: «Право управлять, как ресурс, дает законные основания менеджеру руководить своими подчиненными и управлять ресурсами компании. Объем полномочий, предоставляемых менеджеру, является количественной характеристикой этого ресурса. Конечно, в конкретной иерархии каждой должности заранее приписан определенный объем прав. Содержание прав, отнесенное к должности, определяется исходя из производственной целесообразности и поначалу никак не связано с личностью конкретного менеджера. В ходе иерархизации потенциальное право управлять, отнесенное в иерархии к данной должности, становится реальным правом конкретного руководителя, вступающего в эту должность.. Сам факт обладания правом руководить подчиненными работниками и управлять ресурсами совсем не означает, что ресурсы компании (включая деньги, информацию, связи и прочее) становятся личным ресурсом менеджера. Это достаточно принципиальное соображение: ресурсы компании, так же, как и продукт, получаемый в результате деятельности менеджера, являются личными ресурсами владельцев компании» [2]. Цитируемая идея в полной мере связана и с системой физического воспитания, и с условиями взаимодействия различных участников этого процесса (рис. 1).

В нашем случае государство делегирует права и обязанности по уходу за ребенком, а обязанности по сохранению его здоровья делегируются родителям. И в случае мотивированного принятия этих обязанностей человек может реализовать собственные ресурсы, но в этом случае их позитивный результат становится достоянием и ресурсом ребенка. Особенно это важно в первые годы жизни, так как ребенок обладает малым количеством жизненно важных ресурсов. Поэтому следует считать, что недостаточная реализация ресурса родителя по уходу за ребенком снижает потенциал ребенка на будущее и не обеспечивает достаточную защиту и предоставление возможностей адаптации на текущий период. Чем ниже реализованы ресурсы родителя (в независимости от причины), тем функционально ниже степень реализации потенций ребенка. Таким образом, процесс воспитания ребенка родителями можно оценивать как реализацию родительских ресурсов для создания и использования в дальнейшем личностных ресурсов ребенка.

Для каждого вида ресурсов и вида деятельности характерна определенная способность к сохранению и накоплению ресурса, их быстрой адаптации к изменяющимся условиям, способности ресурсов к взаимному влиянию друг на друга и многое другое.

Имеющиеся у человека знания, умения и навыки, его компетенции и опыт также можно отнести к ресурсам определенного вида, поскольку они могут «запасаться» (восполняться, то есть восполняемые ресурсы) при обучении и актуализироваться в процессе работы. Однако не всякое знание или умение является ресурсом, если рассматривать относительно конкретного вида деятельности. Таковым является лишь ресурс, который позволяет приблизиться к качественному исполнению выделенного для определения ресурсности вида деятельности.

Успешность деятельности зависит от взаимодействия широкого круга личностных свойств и качеств. Поэтому все свойства личности, актуализированные образы, знания, умения и навыки человека, оказывающие влияние на развитие конкретного процесса, вероятно, должны определяться как ресурс. В этой связи следует согласиться тем, что под термином «личностный ресурс» следует понимать «широкий круг биогенетических, интеллектуальных, характерологических, волевых свойств человека» [1].

Рассматривая человека с позиций системного подхода, О.Г. Власова [1] приходит к заключению о том, что человек является сложной самоорганизующейся и самопрограммируемой телеологической системой, а подсистема его свойств (биогенетических, психофизиологических, интеллектуальных, характерологических, волевых, нравственных и т.п.), находящихся в единстве и взаимозависимости, может определяться как составляющая ресурса личности, реализующегося в деятельности. Хотя при этом следует иметь в виду, что и те, кто не уверен в правомерности отнесения к категории специальных ресурсов таких свойств личности, сомневаются лишь в силу того, что они в данный момент актуализированы в чьем-то сознании и не объективны. «Признак актуализированности образов и знаний не выражает достаточно точно их собственно психические, т.е. процессуальные, смысловые и ориентирующие аспекты» [6].

Личностный аспект умений и знаний определяется «личностными» (по А.Н. Леонтьеву) смыслами их применения, их отношением к человеческому «Я». Психические аспекты знаний соотносятся со способностями к их усвоению и воспроизведению, с особенностями процессов их порождения, способами использования при решении задач, а также с их операциональным смыслом, под которым понимается освоенное, понятое или реализуемое человеком общественно выработанное назначение знаний, навыков и умений, опыта, их отношение к нормативно заданным целям применения. Личностный аспект и ресурсность образов и знаний соотносятся также с формированием и реализацией их ориентировочной, направляющей функции (П.Я. Гальперин) и тесно связан с их предметностью, в нашем случае - с обеспечением формирования собственной физической культуры и физического воспитания своего ребенка.

Следует ответить на вопрос, не происходит ли при этом чрезмерное расширение значения слова «ресурс», его отождествление с понятиями «свойство» или «характеристика» человека?

По своей сути любая деятельность является процессом расходования ресурсов. Однако результатом их расходования, помимо его непосредственного продукта, становится рождение новых внутренних и внешних ресурсов. К внутренним ресурсам можно отнести все позитивные изменения со стороны субъекта деятельности (обретение нового опыта, развитие каких-либо свойств личности), а к внешним - изменения со стороны объекта, дающие индивиду новые возможности [1].

В нашем случае деятельность, связанная с проведением занятий физическими упражнениями у собственных детей, не только повышает состояние здоровье ребенка (внешние изменения), но и изменяет знания, навыки, представления, ценности, связанные с собственным физическим состоянием, а это в совокупности вновь приводит к возрастанию ресурсов, обеспечивающих впоследствии прогрессирующее улучшение здоровья ребенка.

Ресурс субъекта деятельности, передаваемого, присваиваемого или актуализируемого объектом деятельности (личностный ресурс), или набор свойств, которыми располагает данный субъект и которые могут быть им использованы по требованию вида деятельности, имеют выраженный объективный характер, поскольку они связаны с внешними условиями и не зависят от воли самого субъекта. Исполнитель, как правило, не в состоянии управлять действиями того, кто вручает ему эти ресурсы.

Поэтому сама возможность получения этих ресурсов зависит от объективных внешних факторов. Вместе с тем функции реализации задач государства, общества и семьи, а также физического воспитания личности возлагают на себя многие участники процесса социализации ребенка (врач, психолог, педагог), обеспечивающие непосредственную актуализацию личностных ресурсов членов семьи.

В деятельностной концепции «личностный ресурс» характеризуется не его физическими и биогенетическими особенностями, не свойствами нервной системы и характера, не профессиональными знаниями и умениями, а их потенциально возможными личностными смыслами, которые эти свойства, особенности и пр. могут приобрести при использовании или реализации человеком в определенных действиях.

Поскольку сформированные у человека знания, навыки и умения, его высшие психические функции и пр. удерживаются («запасаются») в памяти в виртуальной форме как способы их использования, именно эти потенциально-возможные способы можно рассматривать как ресурсы человеческих действий. Такие ресурсы — это не беспредметные «потенциальные возможности», а освоенные человеком и в данный момент не реализуемые и не используемые (т.е. виртуальные) способы восприятия, мышления, памяти, пути использования знаний, способы реализации операциональных смыслов и пр. Способности к усвоению новых умений и знаний также относятся к ресурсам, поскольку существуют в потенциально-возможной форме и могут актуализироваться при обучении.

Оценивая ресурсное значение личностной физической культуры родителей для формирования здоровья детей первого года жизни, следует сопоставить уровень и компонентный состав личностной физической культуры, практические результаты их реализации и их влияние на состояние детей (рис. 2).

Результат научно-теоретической готовности как составляющего когнитивного компонента личностной физической культуры отражается в сформированности знаний в области физической культуры и в области методики физического воспитания. Отчасти, эти результаты отражаются и в навыках, умениях и опыте в организации физического воспитания и самовоспитания, в методических навыках и умениях.

Когнитивный компонент личностной физической культуры составляет основу духовно-нравственной зрелости, определяющую эмоционально-ценностный компонент. Данный компонент выражается в принятии личностью ценностей физической культуры, в сформированности и устойчивости интереса к физической культуре.

Ведущим компонентом личностной физической культуры является реализация деятельностного компонета, происходящего на основе сформированных:

- активного отношения к физической культуре, реализуемого на основе потребности;

- двигательных навыков и умений;

- навыков, умений и опыта по организации физического воспитания и самовоспитания;

- методических навыков и умений;

- навыков мониторинга за объемом и интенсивностью физической нагрузки, собственным самочувствием и самочувствием занимающихся.

Качественная реализация деятельностного компонента личностной физической культуры приводит к системному эффекту в виде повышения уровня физической подготовленности, физического развития, физического состояния, физической работоспособности, к снижению уровня или преодолению наличествовавших заболеваний, развитию психических процессов, то есть практически всего компонентного состава здоровья человека в современном его понимании.

Внутренние ресурсы субъекта физкультурной деятельности - родителя -определяются потребностями ребенка, не владеющего на данном этапе онтогенеза какими-либо собственными инструментами присвоения ценностей общества, созданных в области физической культуры.

Поэтому потребность в этом определяет и актуализирует тот набор личностных качеств, которые должны быть для этого использованы. В качестве примера можно привести случай, когда в семье физически культурных людей рождается ребенок с проблемами дисплазии тазобедренного сустава. Кроме понятных, обеспеченных знаниями задач по общей физической подготовке появляется новая, связанная со специальными знаниями, навыками и умениями, определяющимися индивидуальной патологией «потребителя» личностной культуры родителя. Актуализируются имеющиеся качества, создаются условия для появления новых. В этой связи следует рассмотреть влияние ресурсов родителей на компоненты развития ребенка и обратное влияние потребностей на расширение ресурсных возможностей родителей. Предварительно сформулируем наиболее значимые задачи физического воспитания детей первого года жизни.

Э.Я. Степаненкова в разделе учебника при рассмотрении процесса физического воспитания ребенка первого года жизни резюмирует необходимость особого внимания на развитие движений ребенка, на укрепление его тела, на развитие его психики. В нашем случае к этим задачам добавляется еще противодействие развитию патологии и её преодоление в возможно короткий промежуток времени. Несмотря на краткость и необходимость комментариев, по своей сути, поставленные Э.Я. Степановой задачи верны.

Здесь следует отметить появление двух групп задач: направленное общее физическое развитие и основанная на ней коррекция имеющихся патологий. При этом средства и методика решения задач первой группы родителям знакома в той или иной степени, а по второй позиции вероятность подготовленности очень низка.

Сохранение здоровья ребенка первого года жизни обеспечивается повышением адаптационных возможностей, основными механизмами которого является закаливание организма, формирование основных движений, своевременное появление и развитие «комплекса оживления» (как условие правильного психического и умственного развития). В этой связи к ресурсам родителей, которые требуются ребенку, прибавляются знания, умения и навыки целесообразного построения жизненного пространства ребенка, являющегося производным степени сформированности здорового образа жизни и ее реализации членами семьи (особенно матерью) (рис 3).

Степень исполнения замыслов по целесообразному построению жизненного пространства ребенка, по применению средств физического воспитания во многом зависит от состояния здоровья взрослых, ухаживающих за ним. Следует подчеркнуть, что именно здоровье матери определяет качество здоровья ребенка в период внутриутробного развития, то есть в самый ответственный период развития организма ребенка здоровье матери является единственным ресурсом его развития. Таким образом, здоровье взрослого и весь его компонентный состав становится ресурсом развития ребенка.

Своевременное формирование моторики во многом зависит от знаний общих

принципов построения и применения физических упражнений, а также от знания последовательности становления и утраты рефлексов, являющихся основой применения постуральных упражнений.

Содействие своевременному появлению «комплекса оживления» и его формирование имеет принципиальное значение в развитии ребенка, а его становление зависит от ресурса матери, связанного с обеспечением коммуникаций, в том числе и телесных коммуникаций.

Изложенное выше позволяет принять в качестве факта положение о ресурсном значении для ребенка возможностей, знаний, навыков, опыта родителей по методике физического воспитания. При этом основной набор личностных потенций (физических, интеллектуальных, психологических, нравственных), которыми располагает данный субъект и которые могут быть им использованы в необходимом случае как заменяющие ресурс самого ребенка, относятся в своей основе к возобновляемым (пожалуй, за исключением временного ресурса).

Ресурс родителя по физическому воспитанию и коррекции нарушений соматического здоровья определяется наличием специфической готовности (владение знаниями, навыками по применению средств физической культуры, методике построения занятий, доминантность здоровья ребенка и др.), формирующейся в очень короткий промежуток времени на основе реализованности всего компонентного состава личностной физической культуры, так как в данном случае появляются все компоненты личности при адаптации их к конкретным условиям. Таким образом, весь арсенал физической культуры личности родителя становится ресурсом развития и сохранения здоровья, эффективной коррекции патологических проявлений ребенка.

Примечания:

1. Власова О.Г. Психический ресурс человека как субъекта труда: системный подход // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер. Гуманитарные науки. 2005. № 2 (14).

2. Денисов В.М. О ресурсах вообще и о ресурсах менеджера в частности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 23-26.

3. ДилигенскийГ.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

4. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200-208.

5. Денисов В.М. Вначале был менеджер. URL:

http://www.cfin.ru/management/people/denisov.shtml (2002)

6. Беспалов Б.И. О понятиях «смысловое поле» и «предметное значение» объекта в деятельностной психологии // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика: к 100-летию А.Н.Леонтьева. М., 2003.

7. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка М.: Академия, 2006. 368 с.

References:

1. Vlasova O.G. Mental resource of a person as a subject of labour: a system approach // Collection of proceedings of the North-Caucasian State Technical University. Series «The Humanities». 2005. № 2 (14).

2. Denisov V.M. On the resources in general and on the resources of a manager in particular // Management in Russia and abroad. 2003. № 4. P. 23-26.

3. Diligensky G.G. Sociopolitical psychology. М.: Nauka, 1994. 304 pp.

4. Druzhilov S.A. Professionalism as realization of the resource of individual development of a person // The Bulletin of Polzunov. 2004. № 3. P. 200-208.

5. Denisov V.M. At first there was a manager. URL: http://www.cfin.ru/management/people/denisov.shtml (2002)

6. Bespalov B.I. On the concepts «a semantic field» and «a subject meaning» of the object in activity psychology // Theory of activity: fundamental science and social practice: to A.N. Leontjev’s 100 anniversary. М., 2003.

7. Stepanenkova E.Ya.Theory and methods of physical training and child’s development. М.: Academia, 2006. 368 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.