Научная статья на тему 'Роль образовательных учреждений в формировании базовой физической культуры людей и развитии массовых форм деятельности в области физической культуры и спорта'

Роль образовательных учреждений в формировании базовой физической культуры людей и развитии массовых форм деятельности в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ОБЩАЯ БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / PHYSICAL TRAINING / SOCIALIZATION IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING OF THE PERSON / THE GENERAL BASE PHYSICAL TRAINING / BASE PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING / TRENDS OF PHYSICAL TRAINING OF THE PERSON / FORMS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Куприна Нафисет Киримизовна, Исаков Олег Иванович

На основе анализа современного состояния физической культуры общества, ее цели, а также направлений физического воспитания в образовательных учреждениях определяются этапы и содержание процесса формирования личностной физической культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Куприна Нафисет Киримизовна, Исаков Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN FORMATION OF PEOPLE'S BASE PHYSICAL TRAINING AND IN DEVELOPMENT OF MASS FORMS OF ACTIVITY IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

The present research defines the stages and the content of the personal physical training on the basis of the analysis of a current state of physical training in a society, its purpose, as well as trends of physical training in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных учреждений в формировании базовой физической культуры людей и развитии массовых форм деятельности в области физической культуры и спорта»

УДК 37.037.1 ББК 74.054 Ч 48

КД. Чермит

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet. ru

Н.К. Куприна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; р.т. 8(8772) 59-39-85

О.И. Исаков

Кандидат педагогических наук, доцент, директор Кропоткинского филиала Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: isakovkcsu@mail. ru

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ И РАЗВИТИИ МАССОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

(Рецензирована)

Аннотация. На основе анализа современного состояния физической культуры общества, ее цели, а также направлений физического воспитания в образовательных учреждениях определяются этапы и содержание процесса формирования личностной физической культуры обучающихся.

Ключевые слова: образовательная система, физическое воспитание, социализация в области физической культуры, физическая культура личности, общая базовая физическая культура, базовая профессиональная физическая культура, профессиональная физическая культура, направления формирования физической культуры личности, формы физического воспитания.

K.D. Chermit

Honoured Worker of Science of the Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Doctor of Biology, Head of the General Pedagogy Department of Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnet.ru

N.K. Kuprina

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the General Pedagogy Department of Adyghe State University; ph. 8(8772) 59-39-85

O.I. Isakov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Kropotkinsky Branch of Karachaevo-Circassian State University; E-mail: isakovkcsu@mail.ru

ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN FORMATION OF PEOPLE’S BASE PHYSICAL TRAINING AND IN DEVELOPMENT OF MASS FORMS OF ACTIVITY IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Abstract. The present research defines the stages and the content of the personal physical training on the basis of the analysis of a current state of physical training in a society, its purpose, as well as trends of physical training in educational institutions.

Keywords: educational system, physical training, socialization in the field of physical training, physical training of the person, the general base physical training, base professional physical training, professional physical training, trends of physical training of the person, forms of physical training.

В своем первом обращении к Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев выразил обеспокоенность в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья

российских школьников и подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». И это подтверждает беспристрастная статистика.

Парадоксальным в этой ситуации является то, что её невозможно преодолеть средствами современной медицины, сколько бы сил и средств в неё не вкладывали, поскольку глубинные корни проблемы, а значит и её решение находятся вне её сферы и, следовательно, вне возможностей медицинской коррекции.

Поэтому социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, её здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности. Становится очевидным, что образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья социальных групп.

Такой подход изменяет предметное содержание и организацию всего процесса физического воспитания детей и учащейся молодежи. Методологической основой ее развития является установка на социализацию людей в области физической культуры, формирование здорового образа жизни и базовой физической культуры личности как ее составляющих (рис. 1).

В данном случае совокупность подходов по применению термина «базовый» в теории физической культуры позволяет проследить цепочку ее проявления и развития (рис. 2).

Состав базовых средств и базовых знаний представляет собой базовую физическую культуру. Однако базовая физическая культура представляет собой лишь составной компонент физической культуры, поэтому ее воздействие приводит не к формированию личностной физической культуры, а лишь к формированию базовых ее составляющих.

Таким образом, базовая физическая культура личности представляет собой результат социализации в области физической культуры, многокомпонентное личностное образование, определяемое в соответствии с наличием у человека обязательного минимума знаний, норм и правил поведения в процессе физического воспитания, понимания ценностей физической культуры, самодетерминирующей двигательной активности, позволяющей соответствовать основным требованиям общества по показателям здоровья, уровня физической подготовленности, работоспособности.

Одним из важнейших условий осуществления процесса физического воспитания является дифференцирование состава средств, методов и задач в зависимости от возраста и половой принадлежности. Естественные изменения, происходящие в организме, вызывают необходимость изменения состава средств, формируемых знаний, навыков и умений. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что содержание базовой физической культуры изменяется, вызывая изменения и базовой личностной физической культуры. Исходя из этого, считаем возможным применение термина «базовый» не только относительно школьников, но и студентов, взрослых и др. категорий населения. Следовательно, процесс формирования базовой личностной культуры приобретает фазовый характер (рис. 3) и тем самым становится долгосрочной целевой установкой образовательных учреждений, обеспечивая при этом интеграционные процессы, взаимосвязи и взаимообусловленности единого и многолетнего процесса формирования физической культуры личности.

Наличие профессиональной личностной физической культуры как составного элемента общей физической культуры личности приводит к появлению совокупности знаний, свойств, качеств, ценностных ориентаций, позволяющих человеку успешно осваивать профессиональную физическую культуру общества, вызывая тем самым необходимость выделения базовой профессионально-личностной физической культуры и собственно профессионально-личностной физической культуры.

Таким

При определении формирования базовой личностной физической культуры в качестве определяющей задачи учебных заведений по физическому воспитанию и социализации обучающихся появляется возможность выделения нескольких основополагающих направлений:

Противодействие специфическим факторам риска, связанным с организацией воспитательно-образовательной деятельности (интенсификация учебного процесса и соответствующие ей стандарты образования и воспитания, основанные на преобладании статических нагрузок; отрицательное влияние гиподинамии; безответственное и бесконтрольное со стороны медиков, педагогов и родителей экспериментаторство в системе дошкольного, школьного и вузовского образования).

То есть следует подчеркнуть, что ныне существующая система образования не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но содействует его ухудшению за счет высоких учебных нагрузок, сопровождающихся резким нарастанием отрицательного влияния гиподинамии. Вероятно, физически подготовленный человек при соответствующей мотивации эти нагрузки мог бы свободно выдержать... Но здоровье и, следовательно, уровень работоспособности уменьшаются, а нагрузка возрастает. В итоге организм не выдерживает.

Ухудшению здоровья детей способствует внедрение непроверенных и необоснованных авторских программ с точки зрения гигиены. Необходимо прекратить безответственное и бесконтрольное со стороны медиков, педагогов и родителей экспериментаторство в системе дошкольного и школьного образования, устранить из педагогического процесса все перечисленные выше условия и факторы, приводящие к потере здоровья детей и подростков. Нужно привести педагогические технологии в соответствие с законами становления и развития детского организма и детской психики, т.е. сделать их природосообразными.

Государство и педагогическое сообщество постоянно осознают это и пытаются определить пути выхода из сложившейся ситуации. Причем сегодня начинают преобладать взвешенные технологические подходы, а не эмоциональные, зачастую переходящие в самобичевание, как в 90-е годы.

Однако до сегодняшнего дня не решены такие актуальные проблемы, как:

- определение содержания и направленности формирования базовой физической культуры, педагогической профилактики заболеваемости на ее этапах;

- разработка адекватной концепции обучения здоровью, способам реализации двигательных потребностей, потребности в здоровом образе жизни на этапах формирования базовой физической культуры.

2. Обеспечение конкурентоспособности и имиджа физической культуры и спорта среди других способов времяпрепровождения людей. Создание условий для широкомасштабного и массированного противодействия всеми имеющимися общественными воспитательными институтами алкоголизму, наркомании, чрезмерному увлечению компьютерными играми, виртуальным миром Интернета и другим пассивным и вредным способам организации времени. Особняком стоит здесь же проблема создания условий формирования деятельностного подхода к жизни, в том числе к физической культуре.

3. Важнейшим условием деятельности образовательных учреждений по формированию базовой физической культуры, равно как и любой составной культуры человека, является обеспечение однонаправленности всех социальных и педагогических воздействий и обеспечения за счет этого резонанса. Обсуждение на НТВ вопроса о

допустимости употребления легких наркотиков нанесло системе воспитания такой вред, который несопоставим даже с отрицательным воздействием всей «сникерсно-жвачной» и противоменструальной рекламы, хотя результатом обсуждения стало отрицательное заключение. В погоне за прибылью телевидение сделало пивными алкоголиками огромное число молодежи. Известно, что состояние здоровья во многом зависит от позитивного настроя человека. Какой позитивный настрой может появиться от тех телевизионных передач, которые по утрам объясняют домашним хозяйкам, как уберечься от грабителей, пичкают адвокатскими и судебными историями? Мы не призываем к ограничению свободы слова, но СМИ в таком случае должны в законном порядке брать на себя финансовые обязательства и поддерживать усилия образовательных, физкультурных и спортивных учреждений в ликвидации последствий своей «работы» в процессе воспитания молодежи. Да и ответственности за формирование позитивного отношения к физической культуре в общем-то никто с них не снимал.

4. Образовательное содержание физкультурного воспитания представляет освоение целостного интеллектуального компонента физической культуры в единстве с практическими умениями и навыками. В связи с этим развитие творческих проявлений человека, в том числе его самообразование и самопознание в сфере физической культуры, является истинной гарантией положительного эффекта физкультурного образования. Чтобы изменить ситуацию физкультурной безграмотности большинства людей, необходимо широкое использование интеллектуального воспитания. Это позволит сформировать предпосылки к сознательному обращению человека к ценностям феномена физической культуры.

5. Часто мы огорчаемся по поводу того, что школа мало занимается воспитанием детей, небрежно относится к здоровью учащихся, не занята развитием личностных качеств каждого ученика, не дает возможности для развития детей, не отслеживает уровень физического развития и физической подготовленности, сформированности мировоззрения и т.д. Основу этой проблемы надо искать в том, как мы оцениваем качество деятельности учителя и всего образовательного учреждения. В состав оценки качества деятельности образовательных учреждений в качестве доминирующих должны быть введены интегральные показатели здоровья и уровня базовой личностной физической культуры участников педагогического процесса.

6. Системным проявлением базовой физической культуры личности, объединяющим в себе остальные компоненты, является деятельностный, определяющийся уровнем гибкого, ответственного, творческого миропреобразования и преобразования себя, своего физического «Я».

Потребность в обеспечении реализации деятельностного компонента процесса формирования базовой личностной физической культуры определяет необходимость работы образовательных учреждений по развитию внеурочных и внешкольных массовых форм физкультурно-спортивной деятельности.

Организованные физкультурные и спортивные занятия являются главной, и в некоторых случаях обязательной для всех формой физического воспитания, регламентированной школьными программами и уставами средних общеобразовательных и специальных школ, гимназий, лицеев, средних и высших учебных заведений. Вместе с тем, судя по результатам опроса, удовлетворены состоянием физкультурнооздоровительной работы в школах только 48% респондентов. Считают нужным активизировать физкультурноспортивную работу в учебное (66%), внеучебное (74%) и во внешкольное (63%) время большинство обучающихся.

В числе важнейших и первоочередных мер, необходимых для развития физической культуры и спорта, эксперты и опрошенные дети указывают: обустройство дворовых площадок, предоставление возможностей для организованных и самостоятельных занятий в тренажерных и спортивных залах учебных заведений, спортивные занятия в спортивных школах, уличный баскетбол и др. формы массовых спортивных мероприятий и занятий по месту жительства.

При этом и дети, и эксперты указывают на необходимость влияния образовательных учреждений на содержание, распорядок и качество их работы через систему договорных

отношений.

Важно подчеркнуть, что выбираемые опрошенными учащимися формы хорошо им известны, зарекомендовали себя, проверены опытом и сейчас нуждаются лишь в финансовом и организационном обеспечении. Другими словами, в случае благоприятного правового и инвестиционного климата уже имеющиеся формы спортивной и физкультурной работы могут обеспечить решение задач социализации учащейся молодежи в области физической культуры.

Среди наиболее популярных видов спорта, наряду с традиционным футболом, называются катание на роликовых коньках, атлетическая гимнастика, восточные единоборства для юношей и шейпинг для девушек. Студенты, кроме всего вышеперечисленного, называют еще оздоровительные системы физических упражнений (аэробика, степ, ОПП).

Для достижения поставленных государством и обществом целей по формированию личностной культуры учащейся молодежи следует консолидировать деятельность систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, СМИ, молодежных организаций, родительской общественности и всех людей доброй воли на воспитание детей, имеющих активное и деятельное отношение к здоровому образу жизни и формированию базового уровня личностной физической культуры. Необходимо ликвидировать межведомственную разобщенность при разрешении дела, архиважного для государства, общества, народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.