УДК 796.01 ББК 75.115.042 М 12
Р.М. Магомедов
Декан физкультурного факультета Института НОУ ВПО «ЮжДаг» ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» (филиал в г. Дербенте); E-mail: khazovasn@rambler. ru
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье характеризуется социально-педагогический потенциал физической культуры и спорта. Обосновываются актуальные проблемы дагестанской молодежи и соответствующие задачи. Решение указанных задач определяется как целевой ориентир моделирования региональной системы физического воспитания молодежи. Представлена система критериев оценки эффективности функционирования региональной системы физического воспитания молодежи, ориентированной на решение актуальных социально-педагогических проблем. Выделены три группы критериев. Первая группа характеризует физкультурно-спортивные критерии, описывающие изменения в физическом состоянии участников. Вторая группа описывает социальнопедагогические критерии, относящиеся к сфере гражданской активности и гуманистической направленности молодежи. Третья группа относится к личностно-психологическим характеристикам участников.
Ключевые слова: социальная миссия физической культуры, региональная система
физического воспитания молодежи, критерии эффективности функционирования региональной системы физического воспитания молодежи.
R.M. Magomedov
Dean of Sports Faculty of Institute NOU VPO “YuzhDag” of FBGOU VPO “Daghestan State Technical University” (Branch in Derbent); E-mail: [email protected]
CRITERIA FOR EFFICIENT FUNCTIONING OF REGIONAL SYSTEM OF YOUTH PHYSICAL TRAINING (AS SHOWN BY THE REPUBLIC OF DAGHESTAN)
Abstract. The paper shows the social and pedagogical potential of physical culture and sport. Actual problems of the Daghestan youth and the corresponding tasks are distinguished. The solution of the specified tasks is defined as a target trend of modeling of regional system of youth physical training. This publication presents a system of criteria for an assessment of functioning efficiency of regional system of physical training of the youth focused on the solution of actual social and pedagogical problems. Three groups of criteria are allocated. The first group characterizes the sports criteria describing changes in a physical condition of participants. The second group describes the social and pedagogical criteria relating to the sphere of civil activity and humanistic orientation of youth. The third group treats personal and psychological characteristics of participants.
Keywords: social mission of physical culture, regional system of the youth physical training, criteria for functioning efficiency of regional system of the youth physical training.
Важнейшей социальной задачей сферы физической культуры и спорта является обеспечение физического, духовного, интеллектуального здоровья и благополучия личности и общества в целом [1; 2; 3; 4 и др.]. Ее решение обусловливается, прежде всего, эффективностью использования образовательного, оздоровительного, двигательного,
ценностного и т.д. потенциала физической культуры в воспитании, развитии, социализации подрастающего поколения [1; 2; 5; 6 и др.]. На наш взгляд, говорить о том, что физическая культура, как социальная сфера, полноценно осуществляет свою миссию, можно, если процесс физического воспитания населения ориентирован не только на решение специфических задач (формирование физической культуры личности, повышение двигательной активности населения, укрепление здоровья граждан и пр.), но и на реализацию социальных (социализирующей, коммуникативной, интегративной, воспитательной и пр.) и политических (отвлечения, сотрудничества и др.) функций [1; 3; 4; 6; 7 и др.].
Очевидно, что направленное использование средств физической культуры в вышеназванных целях должно соответствовать сущности тех актуальных проблем, которые реально существуют в обществе и требуют незамедлительного решения. На их преодоление должно быть ориентировано и в том числе содержание региональной системы физического воспитания молодежи. А чтобы работа этой системы была управляемой, контролируемой и корректируемой, необходима и совокупность критериев оценки эффективности ее функционирования [8; 9 и др.]. Разработка совокупности критериев эффективности функционирования региональной системы физического воспитания, включающей показатели, позволяющие судить об эффективности решения как специфических (образовательных, оздоровительных, двигательных и т.д.), так и актуальных социальнопедагогических задач, составила цель нашего исследования.
Для достижения поставленной цели мы провели анализ научных исследований, правительственных документов и публикаций в прессе, посвященных вопросам социальнополитической обстановки в дагестанском обществе (прежде всего, в молодежной среде). На основе результатов анализа были определены актуальные социально-педагогические проблемы дагестанской молодежи, сформулированы соответствующие задачи, направленные на их преодоление, и выделены критерии, позволяющие судить об эффективности решения этих задач.
На Северном Кавказе, в частности, в республике Дагестан, в качестве злободневных сегодня называются следующие социально-педагогические проблемы молодежи: правовой нигилизм и пассивная гражданская позиция при выраженной склонности к протестным настроениям, подверженность негативному (деструктивному) влиянию (СМИ, представители экстремистских организаций и т.п.); ценностная неопределенность, проявления интолерантности и ксенофобии; неопределенность жизненных (в том числе профессиональных) планов и перспектив, ощущение собственной невостребованности обществом; неспособность и/или невозможность рационально организовать свой досуг. Наиболее очевидными причинами возникновения и существования указанных проблем являются: отсутствие привлекательных для молодежи общественно значимых идей;
ослабление духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания молодежи; отсутствие привлекательной для молодежи сферы общественной самореализации; развал системы организации детского отдыха в течение года, в том числе по месту жительства [10; 11; 12 и др.].
Характер названных проблем и их причины позволяют утверждать, что региональная, социально-ориентированная система физического воспитания молодежи Дагестана должна способствовать решению следующих задач: 1) формирование активной гражданской позиции молодых людей и т.д.; 2) преодоление негативного влияния СМИ и экстремизма; 3) повышение физкультурно-спортивной активности молодежи; 4) повышение чувства социальной значимости подрастающего поколения; 5) формирование системы гуманистических ценностных ориентаций; 6) содействие жизненному и профессиональному самоопределению молодежи и пр. Направленное использование потенциала физической культуры для решения данных задач может осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям деятельности: просветительская работа (пропаганда активного отдыха и здорового образа жизни, описание способов рациональной организации свободного времени,
просвещение в области физической рекреации как способа организации досуга, антиэкстремистская пропаганда, предоставление социально одобряемых образцов для подражания, демонстрация общего в культуре разных этнорелигиозных групп и возможности обогащения собственного культурного опыта, характеристика сферы приложения сил молодежью, возможной общественно полезной деятельности); организация общественно полезной деятельности в соответствии с интересами молодежи, направленной на повышение гражданской активности, повышение чувства собственной социальной полезности, консолидации молодежи вокруг личностно-значимого и общественно полезного дела и т.п.; организация активного отдыха детей, подростков, молодежи, пропаганда занятий физической культурой и спортом.
На основе вышесказанного выделена следующая совокупность критериев эффективности функционирования региональной системы физического воспитания молодежи:
1. Физкультурно-спортивные критерии:
1.1. Повышение двигательной активности молодежи в режиме дня, недели, месяца, года. Критериальные показатели: увеличение количества детей, подростков, юношей и девушек, регулярно занимающихся физическими упражнениями в разных формах; знание подвижных и спортивных игр, в том числе традиционных для народов Дагестана, России, мира; осознание пользы подвижного отдыха для организма; улучшение самочувствия, снижение усталости; снижение уровня заболеваемости; повышение уровня физической подготовленности;
1.2. Увеличение количества детей, подростков, представителей учащейся молодежи, организованно занимающихся спортом (посещающих спортивные секции и школы);
1.3. Повышение соревновательного и судейского опыта у студентов физкультурных специальностей и воспитанников спортивных школ; критериальный показатель - увеличение количества соревнований за год, в которых респонденты приняли участие в качестве спортсменов и судей.
2. Социально-педагогические критерии:
2.1. Рациональная организация свободного времени молодежи. Критериальный показатель - повышение рейтинга подвижных форм организации досуга за счет рационального переструктурирования свободного времени (уменьшения времени, отводимого на «бесцельные гуляния» со сверстниками, компьютерные игры и т.п., но не за счет иных рациональных форм организации досуга (театр, чтение книг, участие в творческих коллективах и т.п.);
2.2. Повышение гражданской активности молодежи. Критериальные показатели:
увеличение количества детей, подростков, молодежи, добровольно и сознательно
принимающих участие в разных формах общественно полезной деятельности; увеличение количества детей, подростков, представителей учащейся молодежи, являющихся
инициаторами и организаторами общественно полезной деятельности;
2.3. Неприятие ксенофобии и экстремизма. Критериальные показатели: увеличение
количества детей, подростков, молодежи, отрицательно относящихся деятельности
экстремистских лидеров и организаций, осознающих истинные цели экстремизма и его вред для общества, личности, государства; увеличение количества детей, подростков, молодежи, не приемлющих оценивания людей на основе их национальной или религиозной принадлежности, принимающих идею равенства людей независимо от национальности, религии, пола и пр.
3. Личностно-психологические критерии:
3.1. Повышение чувства социальной значимости. Критериальные показатели:
понимание собственных возможностей и способов принести пользу обществу;
удовлетворенность возможностью заниматься общественно полезной деятельностью;
3.2. Становление жизненных планов личности. Критериальные показатели: определенность жизненных и профессиональных целей; повышение мотивации учебной
деятельности; повышение сознательности профессионального выбора (методы диагностики: анкетирование, беседа); повышение ценности эффективного профессионального труда;
3.3. Становление системы гуманистических ценностных ориентаций (толерантность, ценность образования, профессиональной деятельности, патриотизм);
3.4. Повышение профессиональной направленности личности (для студентов). Критериальные показатели: удовлетворенность профессиональным выбором; оптимальность профессиональной мотивации.
Мы предполагаем, что моделирование региональной системы физического воспитания молодежи в соответствии с выделенными задачами и направлениями деятельности позволит эффективно решать злободневные для республики Дагестан социально-педагогические проблемы. А использование предложенной системы критериев и критериальных показателей обеспечит своевременный контроль и координацию педагогической деятельности.
Примечания:
1. Виленский М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися. URL: http: //spo. 1 september. ru/articlef.php
2. Кухтарева О.А. Нравственное воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2003.
3. Лубышева И.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001. 240 с.
4. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту как фактор усиления действенности физической культуры в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 167-178.
5. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. I. Челябинск: Ур-ГАФК, 2005. 289 с.
6. Столяров В.И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира. URL: http://www.m-press.ru/sport/index1.html
7 Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 2001. 607 с.
8. Хазова С.А. Критерии развития конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Вып. 2. С. 254-260.
9. Anastasi A. Psychological testing: basic concepts and common misconceptions // Stanley / by eds. A.M. Rogers, C.J. Sheirer. Washington, DC: American Psychological Association, 1985. P. 87-120.
10. Гасанов Г.Г. Политическое сознание молодёжи и этнополитическая ситуация в республике Дагестан: автореф. дис. ... канд. полит, наук. М., 2010.
11. Исрапилов С. Основные факторы нестабильности. URL: http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/
12. Муртазалиев А.М. Проблемы правовой социализации молодежи. URL: http://www.op-dag.ru/7publik/murtuzaliev/ 16.htm
References:
1. Vilensky M.Ya. The values of physical culture and their interiorization by pupils. URL: http: //spo. 1 september. ru/articlef.php
2. Kukhtareva O.A. Moral education of students by means of physical culture and sports: Diss. abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Karachayevsk, 2003.
3. Lubysheva I.I. Sociology of physical culture and sports. M.: Academiya, 2001. 240 pp.
4. Khazova S.A. Development of competitiveness of future experts in physical culture and sports as the factor of strengthening of physical culture effectiveness in modern society // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house. 2010. No. 2. P. 167-178.
5. Vinogradov P.A. On the modern conception of physical culture and sports development // Modern problems and concepts of physical culture and sports development. Part I. Chelyabinsk: UrGAFK, 2005. 289 pp.
6. Stolyarov V.I. Sports, steady development and world culture. URL: http://www.m-press.ru/sport/index1.html
7. Likhachev B.T. Pedagogy. M., 2001. 607 pp.
8. Khazova S.A. Criteria of development of competitiveness of the person // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house, 2011. Issue 2. P. 254-260.
9. Anastasi A. Psychological testing: basic concepts and common misconceptions//Stanley/by eds. A.M. Rogers, C.J. Sheirer. Washington, DC: American Psychological Association, 1985. P. 87-120.
10. Gasanov G.G. Political consciousness of youth and ethnopolitical situation in the Republic of Dagestan: Diss. abstract for the Candidate of Political sciences degree. M., 2010.
11. Israpilov S. Major factors of instability. URL:
http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/
12. Murtazaliyev A.M. Problems of legal socialization of youth. URL: http://www.opdag.ru/7publik/ murtuzaliev/ 16.htm