Научная статья на тему 'Формирование личности дошкольника в системе образования Японии'

Формирование личности дошкольника в системе образования Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности дошкольника в системе образования Японии»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ

Филатова И. А.

Исследователи японского образования (Н. П. Дронишинец, 3. А. Малькова, R. Benedict, C. Lewis, L. Peak и др.) подчеркивают, что исключительно важную роль в социальноэкономическом развитии Японии играло и продолжает играть образование. «Образование спасет нашу страну» - это девиз каждого японца.

Целенаправленное воспитание и образование японцы начинают получать в дошкольном возрасте. В японской системе дошкольного образования есть много общего с российской системой, но есть и отличия, в первую очередь, концептуального и содержательного характера, которые в наше время, когда остро стоит вопрос о поддержании качества российского образования, требуют ознакомления и анализа.

В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях, формируют культуру всего японского общества.

Обратимся к истории становления системы дошкольного образования в Японии. В 70-х годах XIX в. в стране стали появляться образовательные учреждения для детей дошкольного возраста. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г. Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование.

Постепенно число детских садов в Японии увеличивалось, и в 1926 году эти учреждения получили государственный статус. К началу второй мировой войны примерно 10 % японских детей посещали детские сады.

В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

Стандарты дошкольного образования подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты до-

г. Екатеринбург

школьного образования в 1990 г. в связи с очередной реформой образования в Японии. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.

Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника.

Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения:

• укрепление физического и психического здоровья ребенка;

• формирование навыков коммуникации с другими людьми;

• формирование знаний об окружающем мире;

• развитие речи;

• развитие творческих способностей.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений. Больше половины детских садов (примерно 64 %) являются частными. Г осударственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, сто-

лицы, города или префектуры. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями (порядка 18 000-24 000 японских йен в год, что составляет 150-200 долларов в месяц), могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада. В дополнение к детским садам открываются специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня.

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам. В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.

В детских садах работают специально подготовленные педагоги (инструкторы), как правило, с высшим образованием, требования к их подготовке были определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов.

Нам удалось посетить частный детский сад в префектуре Хиросима-Хигаши, директор детского сада, заместитель директора, многие педагоги-инструкторы были мужчинами. Директор являлся и владельцем этого образовательного учреждения, бизнес достался ему в наследство от отца. Господин директор оказался не только бизнесменом, но и высокообразованным педагогом - у него два высших педагогических образования: общее и дефектологическое. Дефектологическое образование он получил после того, как детский сад, рассчитанный на 230 детей, стали посещать четыре ребенка с особыми образовательными потребностями. Почти ежегодно педагоги детского сада проходят повышение квалификации, в том числе и за рубежом. Японские педагоги с особым почтением отзываются о системе образования нашей страны, сожалея о том,

что она перестала быть лучшей и им в мире больше не на кого равняться.

Перед дошкольными учреждениями, вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре.

Усвоение учебных знаний, умений и навыков начнется в шесть лет в школе, в целом получение основного образования закончится к 25-летнему возрасту, учиться же предстоит японцу до конца жизни: постоянное повышение квалификации, регулярная профессиональная переподготовка. Хорошим тоном в Японии считается продолжение учебы после окончания трудового дня, средний японец возвращается домой после работы и учебы не раньше 21-22 часов вечера, а то и позже.

Для ясности следует отметить, что наиважнейшей особенностью начального образования в Японии является понятие «коко-ро», что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. «Кокоро» - это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены, что объективной основой начального образования является обогащение детей «кокоро», и в меньшей степени необходимо уделять внимание учебным знаниям и умениям.

Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции. Выше мы уже говорили о том, что стандарты образования подчеркивают уникальность каждого дошкольного учреждения. В детском саду префектуры Хиросима-Хигаши программа воспитания детей базируется на выделении четырех времен года, которые хорошо выражены в климате Японии. Содержание занятий и игр детей имеет сезонный характер. Приведем примеры игр, которые рекомендованы в этом детском саду для использования по сезонам.

Лето

- игры с натуральными материалами (песком, землей, косточками, водой, глиной и т.д.) -направлены на развитие умственных и творческих способностей детей;

- игры на раскрашивание (полосок, ковриков и т.д.) - направлены на развитие цветового восприятия и творческого воображения;

- игры на озеленение (посадка и уход за цвета-

ми, овощами, плодовыми деревьями) - направлены на развитие наблюдательности, умения предсказывать результат деятельности и соотносить его с затраченными усилиями;

- игры с водой (брызгание, плескание, купание, использование воды в других играх) - способствуют формированию здоровья и открытости ребенка в своих суждениях;

- игры на конструирование и обработку материалов (рекомендуется использовать дерево) - направлены на формирование творческого потенциала, трудовых навыков и навыков взаимодействия со сверстниками.

Осень

- игры- праздники (с воздушными шарами, украшение территории) - направлены на воспитание «волнения души»;

- спортивные игры (соревнования между детьми, детей с воспитателями) - воспитывают физическую культуру, стремление достигать результата;

- творческие игры (изображение окружающего мира с помощью различных природных материалов) - знакомят детей с окружающим миром, формируют любовь к родной природе;

- музыкальные занятия (пение, игра на простых музыкальных инструментах, танцы) -направлены на формирование эстетических чувств детей.

Зима

- праздник Нового года (выпечка новогоднего рисового торта, запуск воздушных змеев-коршунов, игры с ракетками) - формируют знание национальных традиций и любовь к родине;

- рисование (изображение событий и вещей, которые удивили и впечатлили ребенка) -формирует бережное отношение к национальным традициям и стремление их хранить;

- уход за животными и растениями (за небольшими домашними животными, птичками, рыбками) - формирует умение наблюдать за жизнью животных, хорошие привычки заботы о живом мире;

- строительство снеговиков и снежных домиков - учит общаться с другими ребятами и соблюдать правила при общении.

Весна

- экскурсии (по горам, по полям, к рекам и к морю) - наблюдение за пробуждением природы вне границ учебного помещения формирует любовь к родине, наблюдательность, изобретательность и желание самовыражения.

Как видно из содержания рекомендуемых игр, отобранных в соответствии с прин-

ципом «природосообразности» осуществления образовательного процесса, они направлены не только на воспитание «кокоро», но и на совершенствование физического развития и сохранение здоровья ребенка. Педагоги дошкольного образования считают, что их основная задача — не нянчить детей, а готовить их к школе сильными, выносливыми и терпеливыми, если ребенок будет здоровым, то счету и грамоте он сможет научиться в школе, а вот если здоровья не будет, то «школа вряд ли поможет». Судя по тому, что за время нашего двухнедельного пребывания в Японии и многочисленных посещений дошкольных и школьных образовательных учреждений не удалось увидеть ни одного (!) ребенка в очках или с видимыми нарушениями осанки, задача сохранения здоровья детей решается весьма успешно.

Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми, системы коллективистских ценностей. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе.

Основными проблемами дошкольного воспитания считаются проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, воспитания уважения к авторитету старших, обходительности в поведении, умения сохранять социальную гармонию. У ребенка воспитываются, в первую очередь, такие качества, как открытость, восприимчивость и скромность. Считается, что эти качества невозможно воспитать в семье и необходимые навыки группового общения могут быть сформированы только в детском саду.

Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель обсуждает с группой основную тему дня и предстоящие занятия. Дети хором поют песни (японцы очень музыкальны, их любимое провождение свободного времени - караоке), вместе играют в ролевые игры, изображая знакомых людей или людей той профессии, о которой мечтают, вместе смотрят иллюстрированные книги с целью не только расширить кругозор, но и сформировать собственное мнение. Во время групповых занятий воспитатель воспитывает у детей навыки речевого поведения (учит смотреть на собеседника, внимательно слушать), навыки

планирования деятельности в группе (разделить пластилин, чтобы всем хватило; учитывать мнение других участников занятий, чтобы не возникало конфликтов).

Интересна концепция контроля поведения детей. Поведение ребенка регулируется путем воздействия на чувства, эмоции. В японской этнокультуре считается, что дети неспособны совершать заранее обдуманные плохие поступки. Взрослые стремятся не вступать в конфронтацию с детьми в случае конфликтных ситуаций, выражение недовольства выражается старшими только в косвенной форме. Прилагаются огромные усилия воспитателей для того, чтобы нормы поведения появлялись у детей естественным путем. Часто воспитатель игнорирует нарушения поведения детей. Вместо прямого вмешательства воспитатель посылает других детей разобраться с возникшей проблемой, а сам находится в тени, несмотря на крик, плач или нанесенные телесные повреждения.

Тем более не принято обсуждать возникшие проблемы поведения с родителями ребенка, да и родители никогда не пожалуются воспитателю на возникающие трудности. Японские родители и воспитатели не предъявляют четких и фиксированных требований к детям, а также не принуждают детей следовать правилам, встречая их сопротивление. В условиях, когда плохое поведение ребенка интерпретируется только терминами «забыл», «недостаточно хорошо понял», становится невозможным, чтобы ребенок идентифицировал себя как «плохого» человека.

Обсуждение вопросов поведения детей может происходить в группе, при этом могут присутствовать родители. Группа несет ответственность за поведение индивида. Дети проявляют обеспокоенность плохим поведением своих сверстников, и нередко ответственность за урегулирование конфликтов меж-

ду детьми лежит в большей степени на самих детях, а не на воспитателях. Все конфликтные ситуации непременно обсуждаются в детской среде, и тогда неизбежные запреты и ограничения принимают для детей смысл собственных решений.

В результате японский ребенок вырастает спокойным, послушным и ориентированным на жизнь в группе, но при этом у него формируется активная жизненная позиция. Высокий уровень самодисциплины и внимательности закладывается в дошкольном детстве и является важнейшим достижением японской образовательной системы.

Педагогические основы становления личности детей, сформированные в детском саду, в школе позволяют учителю уже практически не тратить времени на наведение дисциплины и организацию поведения учащихся, все время и внимание отдаются усвоению новых знаний. Этот феномен японского воспитания уже давно нашел научные подтверждения в педагогике: доказано, что дети лучше усваивают правила тогда, когда они получают наименьшее внешнее принудительное воздействие в процессе усвоения этих правил.

Таким образом, в процессе дошкольного образования закладываются основы формирования важнейших сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие человека.

Литература

1. Разумовский, И. «Авоська» прижилась на Хоккайдо / И. Разумовский // Учительская газета. - 2005. - 43

2. Дронишинец, Н. П. Государственная политика развития дошкольного и школьного образования в Японии / Н. П. Дронишинец.

- Екатеринбург, 1996 - 75с.

© И. А. Филатова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.