Научная статья на тему 'Формирование личности будущего филолога поликультурного типа как требование глобального мира'

Формирование личности будущего филолога поликультурного типа как требование глобального мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ И ПАРАДИГМ / НОВАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафиуллина Луиза Михайловна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с изменениями в характере образования в целом и языкового образования в частности. Возникает необходимость переосмысления концепций языкового образования в новых условиях. Подобную попытку делает и автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафиуллина Луиза Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности будущего филолога поликультурного типа как требование глобального мира»

30. Салахутдинова, Е. С. Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности [Текст] / Е. С. Салахутдинова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 208-214.

31. Сунько, Т. Ю. Основные направления методики работы над техникой речи на уроках риторики [Текст] / Т. Ю. Сунько // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№4. - С. 214-220.

32. Якунина, Н. В. Методика обучения студентов-иностранцев чтению текстов по специальности (с помощью ресурсов Интернета) [Текст] / Н. В. Якунина II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 151 - 156.

33. Шпак, Н. Е. Извлечение и письмо-фиксация информации как программы предметного содержания монологического высказывания специалиста [Текст] /

Н. Е. Шпак // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 156 - 165.

34. Чернобров, А. А. Социокультурные проблемы в языке и лингводидактике [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. -С. 96 - 106.

УДК 378.1:316.77

Сафиуллина Луиза Михайловна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», 5аАи@.шаЛ.ги, Сибай

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ФИЛОЛОГА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ТИПА КАК ТРЕБОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА

Safiullina Luisa Michailovna

Candidate of Philology, Associate Professor of Sibay Institute of Bashkir State University, saf-lu@mail.ra. Sibay

THE FORMATION OF FUTURE PHILOLOGISTS'S POLYCULTURAL TYPE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AS A STANDARD OF THE GLOBAL WORLD

Современная эпоха вносит существенные коррективы в организацию образования. Глубокие и динамичные изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, актуализировали интегративные процессы. Идет интенсивное формирование единого информационного пространства. Образование становится непрерывным, выходит за рамки отдельных учебных учреждений, разрастается до пределов всей человеческой жизни. Оно все более приобретает личностно-ориентированный характер. Человек сам выстраивает индивидуальные пути собственного развития, видоизменяет образовательные системы в соответствии со своими внутренними потребностями. В связи с этим традиционные учебные учреждения утрачивают монополию на выполнение образовательных функций. Их приобретают субъекты различной политической, социальной, правоохранительной, культурной деятельности. Социум постепенно превращается в большую, сложноорганизованную сферу.

В этих условиях меняется и характер образования. Реальная практика вступает в противоречие с теорией его системной организации. Образование должно ответить на вызов современности и найти адекватные формы теоретического осмысления проблемы образовательного пространства. Неслучайно это понятие приобретает ключевое значение для современной науки. Сегодня появляется большое количество исследований, посвященных обозначенным проблемам.

Повышаются требования и к специалистам-филологам, которых готовят вузы. Мы разделяем точку зрения А.П. Горбунова, ректора Пятигорского государственного лингвистического университета, озвученную в докладе на Пленарном заседании международного симпозиума (июнь 2009г.), который считает, что в век мультикультурного диалога особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Являться языковой личностью - это значит быть способным принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, уметь реализовывать себя в рамках диалога культур.

Реалии современной жизни убеждают в том, что если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, испытывающих необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредованное, так и в опосредованное общение большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. «Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек», гласит древняя мудрость, И это действительно верно, так как благодаря знанию разных языков человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку как средству общения и приобщения к духовному наследию соизучаемых стран и народов. Это обусловлено спецификой иностранного языка как учебного предмета: обучение ему предусматривает овладение не только самим иностранным языком, но и ознакомление с литературой, историей и культурой страны изучаемого языка.

В связи с этим нам близки идеи тех ученых, которые считают, что экономические и социально-культурные изменения, происходящие в современном мире, способствуют расширению сотрудничества в международных образовательных проектах, развитию профессиональных контактов между представителями разных культур [1]. Все это требует от современного специалиста профессиональной компетентности, неотъемлемыми показателями которой является свободное владение иностранным языком и нормами межкультурного общения. Поэтому при обучении иностранному языку приоритетное значение приобретает проблема подготовки специалиста поликультурного типа как важное условие его интегрирования в поликультурное общество глобально-ориентированного мира.

Личность будущего филолога поликультурного типа предполагает, на наш взгляд, наличие таких качеств, как толерантность, эмпатия, эмоционально-устойчивая способность личности к представителям других культур, умение признавать ценности инокультур, с одной стороны, а с другой, пропагандировать ценности своей культуры. Открытым остается вопрос, как обучать иностранному языку таким образом, чтобы обучаемый владел им в адекватной требованиям настоящего времени степени, то есть, по словам А. А. Леонтьева, умел правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные для данной цели и при данных условиях языковые и неязыковые средства [3].

Анализ современной литературы по проблемам поликультурного образования в эпоху смены приоритетов и парадигм как раз и свидетельствует о возникших противоречиях между одномерным, монокультурным мировоззрением и требованиями глобально-ориентированного мира, предполагающих поликультурную переориентацию системы взглядов; социальной потребностью в подготовке студентов языковых вузов к выполнению роли субъектов диалога культур по окончанию высшего учебного заведения и в дальнейшей их профессиональной преподавательской деятельности и отсутствием учебной базы, способствующей реализации поликультурного образования в языковом вузе; быстрым устареванием вузовской подготовки и необходимостью формировать сегодня те потребности, знания, умения, навыки, типы поведения, которые будут особенно актуальны в будущем. Возникшие противоречия диктуют свои условия. В первую очередь, они требуют, в частности, рассматривать проблемы совершенствования обучения иностранным языкам в русле новых приоритетов и парадигм и исходить из того, что языковое образование есть образование в области всех современных языков и культур [1, С. 3].

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что современное образование не может сегодня ограничиться только передачей социокультурных норм, а предполагает формирование у индивида умения найти и освоить такие социально-экономические, социально-статусные и социально-психологические ниши, которые позволили бы ему свободно самореализовываться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности [4; 6]. Более того, нам также близки идеи тех ученых, которые говорят, что современное сообщество с его мировым экономическим рынком, международным правом, непрерывным передвижением через границы государств товаров, денег, информации, стандартов образования требует человека нового типа [5].

Сегодня, когда Европа становится единым многонациональным, поликультурным и многоязычным миром, важно знать разные иностранные языки, поскольку изучение языков - это способ воспитания толерантности, способности к сотрудничеству, достижения взаимопонимания между народами, уважения к личности независимо от ее расовой, национальной, религиозной, политической принадлежности.

Большую роль в развитии поликультурного образования студентов играют на сегодняшний день разнообразные программы, разработанные крупными в мире образовательными организациями. Например, программа «Мультиязыковой год» позволяет студентам сочетать путешествия по всему миру с возможностью изучать до трех различных иностранных языков. Изучение иностранных языков в рамках подобных программ помогает обучающимся добиться свободного владения 2-мя или 3-мя иностранными языками, завести друзей из различных стран мира и познакомиться с их культурой. По окончании программы молодые люди становятся более независимыми, открытыми для общения с разными культурами, то есть настоящими международными путешественниками.

В настоящее время изучение иностранных языков стало обязательным компонентом лингвистического образования в учебных заведениях всех типов. Широкое распространение в 1970-1980 годы получила концепция глобального образования (global education). Сторонники глобализма (М.A. Conner, D. Crystal и др.) считают, что идеи глобализации должны найти воплощение, прежде всего, в целях и задачах, в содержании, методах и приемах обучения. И, действительно, глобальное видение мира, целостность которого рассматривается как многообразное развитие и взаимосвязь судеб разных наций, стран и народов, дает новый импульс их развития, вносит новые коррективы в образовательные программы в современных условиях глобализации [2]. Процесс реформирования образования с учетом его поликультурной направленности должен видеть обязательным условием его успешной организации разработку новых учебных материалов, включающих основные сведения о странах и культурах, населяющих их народов. Обучаясь по новым программам, студенты, изучая существующие глобальные проблемы экономического, социального, экологического плана, студенты будут видеть не только причины возникновения, но и способы их разрешения. Следовательно, современные институты должны формировать у студентов критическое мышление и способность оценивать существующие проблемы с различных точек зрения. Реформирование в области поликультурного образования должно коснуться, в первую очередь, тематического содержания учебных материалов, Так, обсуждаемыми на занятиях проблемами должны стать события, имеющие международную значимость. Студенты должны уметь анализировать такие глобальные темы стран и регионов, как всемирная защита окружающей среды, рациональное использование энергоресурсов, социальные пороки общества и др. Преподавателю вуза для обучения студентов следует отбирать такой языковой, текстовой, тематический материал, который будет способствовать развитию коммуникативной компетенции. На лексическом уровне - это слова, обозначающие уникальные культурные реалии и выражающие специфические культурные ценности. На грамматическом уровне это конструкции, соотносимые с культурными ценностями. Текстовой материал должен включать культурно - значимые аутентичные образцы речевых актов диалогического и монологического характера, художественные произведения, ярко показывающие воплоще-

ние культурных ценностей в поступках и мыслях героев. Для развития умения неподготовленной речи следует использовать такие методические приемы и задания, которые обеспечат практику общения в ситуациях, максимально приближенных к реальной коммуникации с носителем языка. Эти и другие задания должны отличаться личностной значимостью и способностью модифицировать в зависимости от конкретных условий и потребностей обучаемых и т.д.

Сегодня уже ясно каждому, что человечество вступило в особый период своего существования. Этот период характеризуется все более усиливающейся интеграцией мира при резком повышении уровня его разнообразия. Таким образом, значение формирования и обучения полноценного специалиста поликультурного типа на современном этапе носит многогранный характер, способствуя решению, наряду с педагогическими и методическими вопросами, также проблем социальной и политической значимости. Поэтому, основными направлениями в вопросах формирования поликультур ной личности студента вуза становятся следующие: развитие способности обучающихся к межкультурной коммуникации, повышение статуса студента в учебном процессе, понимание обучающими самодостаточности и самобытности культур, осознание роли личностно-ориентированной парадигмы в языковом образовании, восприятие себя субъектом диалога культур, рассмотрение толерантности как ценности современного общества, развитие поликультурной направленности в эпоху глобально-ориентированного мира.

На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, изучения состояния современного языкового образования, изучения инновационного педагогического опыта на кафедре немецкой филологии Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский Государственный Университет» разрабатывается концепция языкового поликультурного образования, в соответствии с которой проблема образования студентов поликультурного типа, являясь одним из основных требований глобально-ориентированного мира, рассматривается в качестве ключевого компонента процесса реформирования языкового образования.

Анализ образовательной практики в работе по формированию поликультурной личности студентов позволил нам определиться с целями языкового поликультурного образования студентов вуза, ключевыми из которых являются:

• осознание студентами языкового образования как ценности межгосударственного, государственного и локального значения в качестве неотъемлемой составляющей успешной жизнедеятельности человека в полилингвальном и поликультурном мире;

• формирование у студентов нового мировидения, готовности и способности работать и жить в меняющемся мире с его актуальными проблемами, успешно осуществлять различные формы общения с носителями чужих лингвокультур, перерабатывая полученную в ходе этого общения информацию, и принимать необходимые решения;

• дальнейшее ознакомление студента, человека будущего, с новой парадигмой, сменой приоритетов в отечественном образовании и личностно-образующей его функцией.

Мы исходим из того, что языковое поликультурное образование сможет создать благоприятные условия для поликультурного развития студентов языковых педагогических вузов, если оно будет осуществляться, на наш взгляд, посредством:

• повышения статуса студента в учебном процессе и в реальной коммуникации;

• усиления мотивации в изучении языков и культур и осознания студентами своей личной ответственности за результаты этого процесса;

• формирования у студентов индивидуальной картины мира с ее универсальными и культурно-специфическими характеристиками, поскольку нет одинаковых национальных культур и нет одинаковых образов сознания; формирования у студентов вторичного языкового сознания и рефлексии их собственных ценностей и общественных взаимосвязей;

• усиления степени согласованности деятельности преподавателя и студента по изучению иностранного языка с точным определением для каждого из них соответственно целей преподавания и целей изучения языка и достигаемых при этом результатов;

• ориентирования студента в процессе изучения иностранного языка на развитие его креативных и когнитивных способностей в сфере использования языка, его субъективного внутреннего состояния и на формирование у него языковой картины мира, аналогичной той, которой обладает носитель изучаемого языка;

• формирования у студентов готовности к осмыслению социокультурного портрета страны изучаемого языка, этнической, расовой и социальной толерантности, речевого такта и социокультурной вежливости, склонности к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов и т.д.

Для того чтобы образование студентов поликультурного типа продвигалось именно таким путем, требуются новые модели высшего профессионального образования, способные решать сложные вопросы межъязыкового и межкультурного взаимодействия в эпоху глобальноориентированного мира.

Частичное решение данной проблемы мы видим в разработке и апробировании нами в практике образовательного процесса спецкурса для студентов специальности «Филология» (специализация «Зарубежная филология») историко-филологического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета. Рабочая программа «Развитие поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка», являясь основным документом спецкурса, определяет его цели, задачи, структуру и включает основные требования к уровню подготовки студентов-филологов, планы лекционных и практических занятий. Здесь же даются примерные темы

исследовательских работ, позволяющие формировать качества поликуль-турной личности в студентах, проявивших интерес к проблемам поли-культурного образования в условиях глобального общества.

Основные формы организации обучения: лекции (традиционные и проблемные), практические семинарские занятия (коллективные формы обсуждения, круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы, работы по микрогруппам - решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (контрольные работы и тестирования), консультации,зачет.

Лекционные занятия нацелены на формирование у будущих специалистов определенных социально-установочных и ценностноориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатиче-ских умений. Данный лекционный курс позволит студентам осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям, так как основной задачей поликультурного образования является, на наш взгляд, развитие способности к межкультурной коммуникации.

Практические занятия, включая самостоятельную работу студентов, направлены на стимулирование расширения границ миропонимания студентов, возможность осознания ими относительности мнений и суждений, умения критически подходить к господствующим в обществе представлениям о проблемах и перспективах развития поликультурного мира. Практические/семинарские занятия предусматривают проведение контроля и своевременной корректировки по вопросам названного спецкурса.

Разработанный и апробированный в учебном процессе вуза спецкурс видится нам как попытка перейти к новой модели образования с целью подготовки поликультурной личности студента для его эффективной деятельности в глобально-востребованном мире.

Рекомендуемый нами спецкурс сопровожден методическим руководством для преподавателей в работе над формированием студентов поликультурного типа, где рассматриваются методические аспекты подготовки специалистов в эпоху смены приоритетов и парадигм на современном этапе. Важной стороной предлагаемого руководства является ориентация преподавателей на развитие навыков и умений обучающихся решать проблемы поликультурного мира на основе практических заданий- упражнений.

В качестве приложения к методическому руководству содержится дополнительный материал в копилку студента поликультурного типа под рубрикой «Профили отдельных стран» с тем, чтобы обучающимся научиться понимать разницу в образцах поведения тех или иных стран и знать, что можно делать, а что нельзя.

Таким образом, эти и другие направления и пути формирования филологов поликультурного типа, возникшие как требование глобального мира, напрямую связаны с процессами модернизации современного язы-

кового образования и представляют собой попытку автора перейти к новой модели образования с целью формирования у обучающихся межкуль-турного опыта, мыслительной деятельности, развития у них умений уважать ценности и нормы других культур, относиться к ним с пониманием, а при необходимости — уметь жить в их условиях.

Библиографический список

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М, : Издательский центр «Академия», 2006, —336 с.

2. Исмаилов, Э. Э. Глобалистический подход в обучении иностранным языкам [Текст] / Э. Э. Исмаилов // Высшее образование сегодня. -— 2007. — №6. — С. 40-42.

3. Леонтьев, А.А. Основа психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. — 270 с.

4. Малькова, Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения [Текст] / Е. В. Малькова. - М. : Высшая школа, 2000. - 47 с.

5. Немецкий язык в Башкортостане : проблемы и перспективы : материалы 3-й научно-практической конференции [Текст]. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2008. —256 с.

6. Edmonson, W., House, J. Emfuhrung in die Sprachlehrforschung / W. Edmonson, J. House. — Tubingen: Basel, 1993. — S. 26.

7. Матулевич, Т. Г. Жанры научного функционального стиля в курсе английского языка [Текст] / Т. Г. Матулевич // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №3. -С. 180-194.

8. Комарова, Ю. А. Методология интегративного подхода к процессу обучения иностранным языкам в вузе [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 115 - 123.

9. Хаймович, Л. В. Косвенные высказывания в структуре урока и их интерпретация [Текст] / Л. В. Хаймович // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 4. -С. 124 - 132.

10. Евдокимова, Н. В. Развитие познавательной способности студентов при формировании многоязычной рецептивной компетенции [Текст] / Н. В. Евдокимова // Сибирский педагогический журнал.— 2008. - № 1. - С. 182-190.

11. Чернобров, А. А. Религиозная культура и религиозный дискурс [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал, - 2008. - № 1. - С. 172-181.

12. Чернобров, А. А. Социокультурные проблемы в языке и лингводидактике [Текст] У А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -С. 96 - 106.

13. Коробкова, А. В. Формирование грамматических навыков у иностранных сту-дентов-стоматологов [Текст] / А. В. Коробкова // Сибирский педагогический журнал. -2009. -№3,- С. 121 - 126.

14. Колесникова, Н. И. «Расскажите об этом нашим преподавателям...» (О формировании коммуникативного пространства вуза) [Текст] / Н. И. Колесникова, М. Г. Малинина // Сибирский педагогический журнал, - 2009. - № 3. - С. 107 - 114.

15. Филиппов, В. Н. Духовно-нравственный потенциал метода Г, Лозанова и его продолжателей [Текст] / В. Н. Филиппов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№3.-С. 115-120.

16. Гурулева, Т, Л. Практическая реализация модели соизучения языков и культур в системе высшего языкового образования [Текст] / Т. Л. Гурулева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 131 - 151.

17. Якунина, Н. В. Методика обучения студентов-иностранцев чтению текстов по специальности (с помощью ресурсов Интернета) [Текст] / Н. В. Якунина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 151 - 156.

18. Шпак, Н. Е. Извлечение и письмо-фиксация информации как программы предметного содержания монологического высказывания специалиста [Текст] / Н. Е. Шпак II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С.. 156 - 165.

19. Гурулева, Т. Л. Поликультурная модель высшего языкового образования с учетом специфики обучения восточным языкам [Текст] / Т. Л. Гурулева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 95-120.

20. Сергеев, О. Ю. Развитие академической мобильности студентов отраслевых вузов средствами иностранного языка [Текст] / О. Ю. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 203-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.