Научная статья на тему 'Формирование лексических умений школьников в процессе работы с различными функционально-смысловыми типами речи'

Формирование лексических умений школьников в процессе работы с различными функционально-смысловыми типами речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / лексика / лексическая работа / типы речи / русский язык / учебники русского языка / школьные программы / teaching methodology / vocabulary / lexical work / types of speech / Russian language / Russian language textbooks / school programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротарь Алёна Евгеньевна

В данной статье автор анализирует методы и формы лексической работы с функционально-смысловыми типами речи на уроках русского языка, а также приводят примеры лексического наполнения функционально-смысловых типов речи. Автором сделан сравнительный анализ школьных программ и учебников в аспекте лексической работы на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ротарь Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лексических умений школьников в процессе работы с различными функционально-смысловыми типами речи»

Формирование лексических умений школьников в процессе работы с различными функционально-смысловыми типами речи

Ротарь Алёна Евгеньевна

Студент

Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета (Тобольск, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор анализирует методы и формы лексической работы с функционально-смысловыми типами речи на уроках русского языка, а также приводят примеры лексического наполнения функционально-смысловых типов речи. Автором сделан сравнительный анализ школьных программ и учебников в аспекте лексической работы на уроках русского языка.

Ключевые слова: : методика преподавания, лексика, лексическая работа, типы речи, русский язык, учебники русского языка, школьные программы

Keywords: teaching methodology, vocabulary, lexical work, types of speech, Russian language, Russian language textbooks, school programs

Лексика русского языка выступает как система взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Ряд ученых (Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов) определяют лексику как эквивалент словарного состава языка [1, с. 25].

Для общего и особенно речевого развития учащихся на уроках русского языка важно познание языка как одной из сторон культуры народа. Отметим, что учащиеся не всегда способны правильно подобрать слова, верно их применить, согласовать с другими членами предложения в своей устной и письменной речи. По мнению Е.Д. Божович, речевая компетентность представляет комплексное понятие, включающее в себя систему речевых умений, необходимых для общения в разных ситуациях [3, с. 31]. Для этого необходима последовательная и непрерывная лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Стоит отметить, что для повышения познавательного интереса учащихся необходимо применение разнообразных методов и форм работы.

На сегодняшний день существуют определенные стандарты, по которым необходимо осуществлять обогащение словарного запаса учащихся. Стоит отметить, что уже видны существенные проблемы в развитии речевых навыков школьников, это обусловлено снижением количества времени, отводимого на чтение [7, с. 12]. Поэтому лексическая работа и способы ее осуществления на уроках литературы и русского языка так волнуют многих лингвистов. На сегодняшний день существует несколько программ, утвержденных приказом Минпросвещения России. Согласно Приказу Минобрнауки РФ от 21.10.2004 г. №93, систем обучения всего две: развивающая и традиционная.

http://www.wiscience.ru/

Number 11 / January 2023

18

Каждый учебно-методический комплект разработан с учетом того, чтобы учащиеся смогли освоить минимальный объем необходимых знаний, которые ему потребуются в его деятельности. Отличие всех программ заключается в авторской подаче образовательного материала, разнообразии упражнений и заданий [5, с. 48].

Стоит отметить, что в учебниках русского языка особое внимание уделяется лексической и синтаксической работе, а также формированию специальных речевых умений. Данный вывод основан на анализе содержания текстового материала учебников. В учебниках представлены упражнения, направленные на работу над многозначной и омонимичной лексикой. Развитие речи происходит через чтение, анализ и изучение текстов повествовательного характера. Работа проводится с наглядными пособиями. При работе с различными функционально-смысловыми типами текстов осуществляются лексические исследования, направленные на выявление слов, значение которых требует уточнения, а также использование в текстах синонимов и антонимов [7, с. 93].

При анализе учебников русского языка мы определили, что достаточно много упражнений посвящено изучению многозначной и омонимичной лексики. Так, в учебниках встречаются упражнения на определение лексического значения многозначного слова, упражнения на определение слов с прямым и переносным значением, упражнения на нахождение омонимов в текстах повествовательного и описательного характера, упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов. Цель упражнений - формирование устойчивых знаний об омонимах и многозначных словах, формирование у учащихся представлений о различиях данных категорий слов.

При изучении функционально-смысловых типов речи в учебниках предполагается лексическая работа, включающая поиск значений неизвестных слов, выделение фразеологических оборотов, поиск антонимов и синонимов. Цель упражнений - формирование речевых навыков учащихся, обогащение активного словарного запаса младших школьников. Авторы учебников акцентируют внимание на работе с текстами-повествованиями и текстами-описаниями, так как работа с синонимами и антонимами будет эффективнее с данными типами текстов.

В учебниках по русскому языку работа по лексике выстраивается последовательно. Выделяются основные направления:

1) восприятие слова как единицы языка;

2) представление слова как единства звучания и значения;

3) определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря;

4) умение называть предметы окружающего мира;

5) дифференциация слов по принадлежности к разным категориям;

6) наблюдение над многозначными словами и их значениями;

7) употребление в речи синонимов и антонимов.

Стоит отметить, что в учебниках предполагается работа с различными словарями русского языка: энциклопедическими, толковыми, орфографическими и т.д. В учебниках авторы предлагают задания и упражнения с различными типами текстов, так как изучение значений слов происходит в контексте.

В учебниках представлены задания, которые связаны с функционально-смысловыми типами текстов. Упражнения по этому направлению даются в разделе «Текст». Так, после упражнения на определение типа текста дается «узелок на память», который предлагает определение тексту-описанию, тексту-повествованию и тексту-рассуждению. После этого раздела начинается блок заданий и упражнений, связанных с типами текстов. Например, в упражнениях представлен текст, при знакомстве с которым школьникам нужно определить, соответствует ли он тексту-описанию. В этом упражнении мы также видим, что учащимся необходимо доказать: тип текста соответствует или не соответствует тексту-описанию. Задание данного типа формирует у учащихся коммуникативные компетенции, а также лексические умения, так как им необходимо найти слова, которые доказывают, что текст не принадлежит к типу описания.

Присутствуют упражнения, в которых учащимся предлагается образовать слова с приставками

Формирование лексических умений школьников.

от различных частей речи. Цель упражнений - развитие лексических умений, заключающихся в образовании однокоренных слов при помощи различных морфем. Данный вид лексической работы непосредственно связан с типом текста. После всех упражнений в учебнике представлен раздел «Проверь себя», в котором дается задание на поиск синонимов, антонимов и омонимов. Представленные слова закрепляют полученные знания, так как все они взяты из текстов, с которыми велась работа в предыдущем разделе [4].

При лексической работе на уроках русского языка внимание школьников обращается на то, что слова могут называть не только предметы, но и их признаки, а также действия. Например, некоторые слова, которые одинаково пишутся или произносятся, могут обозначать различные признаки. Отметим, что в учебниках ведется активная работа по словоупотреблению и сочетаемости слов [2, с. 12].

Основная цель курса русского языка заключается в обеспечении становления у учащихся всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, а также становление коммуникативной компетенции школьников. В основе лежит системно-деятельностный подход. В учебниках русского языка, мы видим задания, направленные на формирование умения создавать тексты определенных типов и жанров, которые будут востребованы в коммуникативных ситуациях. Цель представленных упражнений - развитие лексических навыков, связанных с наиболее точным употреблением слов в речи, в соответствии с их значением.

Таким образом, при анализе учебно-методических комплектов, которые полностью соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, мы отметили как сходства, так и различия. Во-первых, каждый УМК направлен на развитие речи учащихся, овладение ими основными понятиями, необходимыми для изучения русского языка, а также обучению грамоте и письму [8, с. 63]. Во-вторых, в каждом учебнике мы встретили упражнения и задания, направленные на развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, разграничение понятий 'синоним' и 'антоним'. Различие заключается в последовательности изучения материала и формате представленных заданий. Одни комплекты дают больше творческих заданий на развитие речи, другие - больше точных упражнений, направленных на понятийный аппарат русского языка. В-третьих, в каждом комплексе есть комплект методических рекомендаций для учителя, который способствует последовательной и планомерной работе на уроке. В-четвертых, в анализируемых учебниках мы встретили задания по функционально-смысловым типам текста. Учащимся предлагалось определить тип текста, составить собственный текст определенного типа, также исправить слова, которые не подходили под тип текста. Разнообразие заданий, связанных с типами текста, связано с развитием речи учащихся, так как в каждом комплекте есть разделы, направленные на речь школьников и ее развитие. Мы отметили, что представленные задания раскрывают каждый тип текста, а также его структуру, учащимся предлагается составлять планы текстов и определять последовательность частей, которая создаётся набором определённых лексических единиц, что также формирует у них представления о структуре текста.

Мы предлагаем применение традиционных и инновационных методов работы, которые позволят повысить умение учащихся использовать лексический материал в различных типах текста. Кроме того, мы предлагаем рекомендации по использованию как общих методов для проведения лексической работы с разными функционально-смысловыми типами речи, так и специфические методы - для работы с описанием, повествованием или рассуждением.

Прежде всего мы предлагаем применение лексикографической работы, в процессе которой школьникам необходимо будет выписывать из словарей, включенных в учебники или предложенных учителем, слова, подходящие к формированию определенных функционально-смысловых типов текста, объяснять значения слов, обосновывать свой выбор.

В лексикографическую работу можно включить также составление учениками словарных статей. Школьникам можно предложить завести словарики, в которых выделить разделы: «Описание», «Повествование», «Рассуждение».

В каждом разделе можно выделить подразделы: 1) «Описание природы»; 2) «Описание человека»; 3) «Описание комнаты»; 4) «Описание животного»; 5) «Описание природы»; 6) «Описание времени года»; 7) «Повествование о животных»; 8) «Повествование о каникулах»; 9) «Повествование о проведении праздников»; 10) «Повествование об экскурсии»; 11) «Рассуждение о будущей профессии»;

12) «Рассуждение о сохранении окружающей среды»; 13) «Рассуждение о правилах безопасности в общественном транспорте».

В содержание каждого подраздела можно выписывать характерные для него слова, например, в разделе «Описание» и подразделе «Описание человека» школьники вбудут выписывать слова: высокий, кудрявый, красивый, располагается, задумчивый, веселый; в подразделе «Описание комнаты» - большая, светлая, уютная. В разделе «Повествование» и подразделе «Повествование о животных» учащиеся могут выписать слова: шустрый, грациозный, свирепый, вальяжно, трусцой. В разделе «Рассуждение» и подразделе «Рассуждение о сохранении окружающей среды» выписываются слова чрезвычайно, необходимо, безусловно, благоприятный, нелепый.

Также необходимо осуществлять подбор синонимов/антонимов к исходным словам, в результате чего реализовываются различные приёмы семантизации. Необходимо систематически проводить беседы по содержанию текстов, составлять план к каждому тексту, под руководством учителя составлять тексты различных функционально-смысловых типов речи. Также ученики могут выполнять традиционные типы упражнений на соотнесение. К репродукции картины выбираются из общего набора соответствующие лексические единицы. Таким образом, подбирается материал для описания, повествования.

При работе с текстами-описаниями можно использовать описание картины, сопровождавшееся подбором соответствующих лексических единиц. Таким образом реализовываются также межпредметные связи.

Для формирования речевых умений предлагаются различные задания и упражнения (традиционные) по составлению текстов, которые необходимы в повседневной жизни. Например, объявления, заявления, поздравительный текст или приглашения. Для составления перечисленных текстов ученики нацеливаются на выбор соответствующих лексических единиц. Выбор данных единиц осуществляется на основе словарей, которые школьники составляют самостоятельно или подбирают слова на основе тех текстов, которые были даны в образце. Также в учебниках мы выделили задания, которые знакомят учащихся с речевыми особенностями разных народов. Например, приветствия или прощания, поздравления, вербальное проявление уважения. Работа с данными текстами также может осуществляться с опорой на конкретный набор лексических единиц. Так, для составления текстов-приветствий можно предложить выбрать лексические единицы из следующего перечня: здравствуйте, добрый день/вечер, рад приветствовать вас, скоро увидимся, рад встрече, приятно было познакомиться, до скорого [6, с. 54].

Таким образом, традиционные методы работы позволят учащимся освоить навыки работы с различными словарями, поиском информации. Дадут основу для разработки собственных текстов по образцам. Инновационные методы работы дадут толчок к формированию у учащихся познавательного интереса в изучении русского языка, а также умения работы с различными типами текстов. Инновационные методы работы могут включать в себя игры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: учебное пособие/ Е.В. Архипова. - М.: Владос, 1998. - 37 с.

2. Бакулина Г. А. О работе над изложением на уроках русского языка/ Г. А. Бакулина // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 6 - 9.

3. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - №1. - 1997. - С. 33-34.

4. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1992. - 358 с.

5. Воителева Т.М. Основные вопросы развития речи учащихся / Т.М. Воителева. - М.: Флинта,

Формирование лексических умений школьников...

Наука, 2000. - 211 с.

6. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н. А. Ипполитова. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2015. - 448 с.

7. Соловейчик М.С. Типы речи как фрагменты текста с определенным, обобщенным значением. - 3-е изд. / М.С. Соловейчик. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997. - 305 с.

8. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. Москва: Флинта, 2003. - 696 с.

9. Ушакова Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма/ Ю.А. Ушакова // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 2-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.