Научная статья на тему 'Методика лексической работы с различными функционально-смысловыми типами речи в школе на уроках русского языка'

Методика лексической работы с различными функционально-смысловыми типами речи в школе на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / лексическая работа / типы речи / русский язык / методика / vocabulary / lexical work / types of speech / Russian language / methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротарь Алёна Евгеньевна

В данной статье автор анализирует сущностные характеристики всех функциональносмысловых типов речи, а также методы и формы лексической работы в аспекте развития речи школьников. Автором даны методические рекомендации по лексической работе над функционально-смысловыми типами речи в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика лексической работы с различными функционально-смысловыми типами речи в школе на уроках русского языка»

Методика лексической работы с различными функционально-смысловыми типами речи в школе на уроках русского языка

Ротарь Алёна Евгеньевна

Студент

Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета (Тобольск, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор анализирует сущностные характеристики всех функционально-смысловых типов речи, а также методы и формы лексической работы в аспекте развития речи школьников. Автором даны методические рекомендации по лексической работе над функционально-смысловыми типами речи в средней школе.

Ключевые слова: лексика, лексическая работа, типы речи, русский язык, методика

Keywords: vocabulary, lexical work, types of speech, Russian language, methodology

Перед общеобразовательной школой всегда ставятся определённые задачи. На современном этапе одна из задач - повышение речевой культуры как компонента общей культуры человека.

Для создания и практического применения навыков грамотной речи необходимо владеть знаниями функционально-смысловых типов речи, которые можно применять в различных областях человеческой деятельности. В ФГОС ОО нового поколения указывается, что одними из метапредметных результатов в работе над функционально-смысловыми типами текстов является формирование умений выстраивать речевые высказывания, составлять тексты в различных формах (письменной, устной). Умение анализировать текст, создавать тексты с использованием различных стилистических, грамматических конструкций способствуют процессу коммуникативного развития личности школьника.

Актуальность исследования проблемы обучения функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в средней школе определяется недостаточной разработанностью в лингводидактике методической системы, направленной на формирование у учащихся умения создавать высказывания определенного типа речи.

Лексикология рассматривается как в языкознании, так и в методике её изучения на разных образовательных уровнях. В языкознании слова (лексические единицы) изучаются с точки зрения их первичного и вторичного значения, источников вхождения в современный язык, особенностей употребления в художественных произведениях, в устной речи и так далее.

Следует обратить внимание на включение лексических исследований в общую работу по методике

развития речи. И в этом случае работа проходит по четырём направлениям. Первое направление

13 http://www.wiscience.ru/ Number 11 / January 2023

связано с обогащением лексического запаса учащихся, в результате чего происходит усвоение новых, ранее не -известных учащимся слов. Также школьники узнают новые значения тех слов, которые уже есть в их словарном запасе. Психологи и методисты советуют прибавлять к словарному запасу школьников по 4-6 новых лексических единиц в день [1, с. 81].

Второе направление подразумевает уточнение словаря, в результате которой развивается гибкость словарного запаса, перед учащимися раскрывается точность и выразительность слов. В процессе работы объясняется содержание и контекстуальные смыслы известных школьникам лексических единиц. Слова включаются в контексты, сравниваются с другими, сходными или противоположными по смыслу. Особенно анализируется процесс включения лексических единиц в структуру фразеологизмов.

В процессе активизации словаря - третьего направления в работе - происходит активное перенесение слов и фразеологических единиц в активный запас, таким образом происходит их активизация. В процессе работы лексические единицы включаются в словосочетания и предложения, вводятся в пересказы прочитанных произведений, в беседу по прочитанным рассказам, в изложения и сочинения.

Последним этапом является устранение нелитературных слов - просторечий, диалектизмов, жаргонизмов - всего того, что школьники впитали из неблагоприятной речевой среды.

Известен вклад в развитие речи школьников лексическими средствами выдающегося методиста М.М. Разумовской, которая предложила выделять три ступени работы учащихся со словом. Во-первых, в тексте обнаруживается незнакомое, нуждающееся в семантическом комментарии; перед учащимися ставится познавательная задача, как осознанная потребность ставится цель работы. Во-вторых, одним или несколькими способами осуществляется семантизация, а именно: слова заносятся в словарик; формируются понятия «синонимы», «антонимы», «слова иноязычного происхождения» и другие. В-третьих, интересно проведение работы с лексическими единицами конкретных семантических групп, составление синонимических рядов, градационных рядов, антонимических пар и другое [3, с. 41].

Функционально-смысловые типы речи рассматриваются в лингвистике как разновидности монологической речи, обусловленные коммуникативной типизацией; к ним относятся описание, повествование, рассуждение.

Термин «функционально-смысловой тип речи» введён в научное поле деятельности лингвистом О.А. Нечаевой, раньше рассматриваемые структуры назывались способами изложения, типами текста, словесно-стилевыми единствами, композиционно-речевыми формами [7, с. 42].

Текст может считаться и единицей речи, и единицей языка одновременно. Важным признаком текста является целостность, проявляемая на уровне его содержания (единство темы), функций (единство стилистики) и форм (единство структуры). Текст представляет собой группу (совокупность) предложений, которые объединены межу собой по смыслу и структуре. Одним из сущностных свойств текста является его связность.

Отметим, что текст должен обладать единой тематикой, которая передается от автора на основе изначального замысла. При создании текста автор излагает в нем собственную позицию, аргументирует ее, выражает оценку описываемым событиям, а также собственное отношение, в этом процессе огромное значение имеет выбор различных лексических единиц.

При написании текста автор излагает мысли в логической последовательности при помощи различных языковых средств. Например, использование союзов (причинно-следственных или временных), вводных слов, обозначающих последовательность в тексте. Текст можно разделить на отдельные компоненты по ряду принципов. Так, например, по тематике и содержанию текст может быть разделён на микротемы, на подтемы, на разделы, главы. Исходя из синтаксической составляющей текста, его можно разделить на сверхфазовые единства, на сложные синтаксические целые. Подбор компонентов текста должен быть направлен на его композицию, при помощи которой читатель сможет понять текст и заинтересоваться им [4, с. 14].

На уроках русского языка учитель использует различные тексты дидактической направленности: тексты упражнений, тексты диктантов и изложений, тексты для отработки правил и другие. Тексты

Методика лексической работы с различными.

можно разделить на 2 группы. Первая группа включает в себя тексты, в которых отражается реальная действительность. Например, факты или события. Второй тип текста включает в себя размышления автора об описываемых событиях. При работе с текстом можно выделить следующие характеристики текста:

-письменная форма;

-логическая последовательность излагаемого материала;

-структурная завершенность;

-отражение авторской позиции [2, с. 36].

Каждый текст можно отнести к одному из функционально-смысловых типов: описание, рассуждение или повествование. Стоит отметить, что есть тексты, совмещающие в себе несколько типов речи.

При работе с текстом на уроках русского языка в школе особое внимание стоит уделить методически грамотной и организованной работе педагога. Текстовая работа направлена на формирование навыков устной речи учащихся, которая необходима для успешного обучения по всем предметам общеобразовательного цикла. Научить учащихся выстраивать устные высказывания на лингвистические темы - одна из главных задач учителя. Данный навык отлично формируется при последовательной работе над связными текстами.

На уроках русского языка можно использовать различные методические средства и виды упражнений. Например, рассказы, пересказы или написание сочинений. При работе, направленной на развитие основных текстовых умений, предполагающих коммуникативный аспект, у школьников необходимо соблюдать определенные условия:

-сознательное овладение школьниками понятий 'предложение', 'текст';

-применение специально разработанной системы упражнений, которая способствует формированию и последующему развитию коммуникативных умений школьника в процессе его работы над текстами;

-работа над культурой речи школьника совместно с текстовой работой;

-выбор лексических упражнений и заданий, направленных на их осознанное выполнение [6, с.

37].

Таким образом, мы видим, что деятельность педагога, которая направлена на развитие речевых умений школьников и развитие у них коммуникативных умений, это длительный и сложный процесс, предполагающий выполнение учащимися различных упражнений и творческих заданий, совершенствующих основные умения и навыки для создания текста.

Отметим, что при подборе упражнений и творческих заданий необходимо учитывать тот факт, что все они должны быть взаимосвязаны друг с другом. При выполнении такого комплекса упражнений у учащихся будут формироваться речевые умения, предполагающие правильное и точное восприятие чужой речи, ее передачу, а также создание собственных текстов.

Существуют определенные приемы работы с текстом, которые направлены на определение сути прочитанного, мотивированное чтение, а также формирование лексических навыков учащихся.

Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся в лексической работе необходима творческая переработка в сознании учеников получаемой информации и решение познавательных задач. Данная задача может быть выполнена при предоставлении школьникам материалов, способствующих формированию самостоятельных умозаключений. В методике преподавания русского языка в школе выделяются следующие направления:

1) толкование значения определенной лексемы;

2) этимологический анализ;

3) рассмотрение синонимических связей;

4) рассмотрение антонимических отношений;

5) разбор фразеологического значения.

Методика работы по каждому направлению предполагает использование определённых заданий и упражнений, которые включаются в образовательный процесс. Так, при первом направлении -толкование лексемы - необходимо добиться того, чтобы учащиеся могли самостоятельно объяснять значения слов. Существуют три способа толкования: наглядный, семантический и контекстуальный. На первом этапе работы необходимо использовать наглядный метод обучения, так как именно он направлен на осознанное использование слов в речи учащимися. Семантический и контекстуальный методы работы должны быть использованы совместно с наглядным. Семантический метод предполагает поиск значения через словообразовательные цепочки, а контекстуальный - через значение слова в тексте. Семантизация лексических и фразеологических единиц также предполагает составление семантических группировок [5, с. 67].

Второе направление в работе - этимологический анализ, предполагающий поиск значения слова через его происхождение и первоначальное значение. Здесь могут быть использованы рассказы учителя о происхождении слова, работа со словарями, а также работа с различными источниками. Если в работе используется рассказ учителя (информационная справка), то учащиеся должны кратко записывать историю слова в тетрадь.

Третье направление работы - работа с синонимами. В начале данной работы следует дать определение понятиям и привести аналогии, при помощи которых учащиеся смогут самостоятельно подбирать синонимы к словам. Следует уделить внимание значениям слов, оттенкам значений и различиям между словами. Работа с синонимами в процессе анализа функционально-смысловых типов речи специфична.

Так, для описания характерны глаголы, обозначающие нахождение объекта в определённом месте: стоит, располагается, лежит, находится и др. Для повествования характерны глаголы с динамичной семантикой: идёт, продвигается, движется и подобные. Рассуждению свойственны глаголы, обозначающие мыслительный процесс: думаю, рассказать, спорить, высказать, аргументировать, обсудить и подобные.

Четвёртое направление - работа с антонимами - должна выполняться на основе текстов; будет осуществляться поиск противоположных слов.

Последнее направление - работа с фразеологией. Данная работа должна осуществляться на уроках русского языка совместно с собственно лексической работой. Эффективная форма работы - ведение словаря вводимых фразеологических оборотов. Она будет способствовать обогащению словарного запаса школьников [4, с. 83].

Выделим еще один способ работы по развитие речи учащихся на основе работы с текстами различных функционально-смысловых типов - работа с деформированным текстом. Деформированный текст представляет из себя набор связанных по смыслу предложений, но в искаженном варианте. Например, в тексте может быть нарушена последовательность изложения мыслей или могут быть пропущены слова или предложения, без которых понимание текста не представляется возможным.

Таким образом, при подборе заданий необходимо учитывать возраст учащихся, использовать инновационные технологии, связанные с использованием компьютера. И если педагог строит работу с школьниками, используя активные формы и метод семантизации, то это приводит к положительным результатам.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антамошкина З.С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика. [Электронный ресурс]. - 2014. - №2 - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842 (дата

Методика лексической работы с различными...

обращения: 28.12.2022).

2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: Кнорус, 2007. - 464 с.

3. Воителева Т.М. Основные вопросы развития речи учащихся / Т.М. Воителева. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 211 с.

4. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н. А. Ипполитова. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2015. - 448 с.

5. Методика обучения русскому языку и литературному чтению // Учебник и практикум для академического бакалавриата / по ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва, Юрайт, 2016. - 464 с.

6. Ушакова Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма/ Ю.А. Ушакова // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 2-4

7. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во. 1974. - 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.