Научная статья на тему 'Проблема изучения антонимов в функционально-семантическом аспекте'

Проблема изучения антонимов в функционально-семантическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1104
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артёшина Л. В.

В рамках коммуникативного направления в практике школьного преподавания русского языка предлагается функционально-семантический подход к организации обучения, при котором работа над языковыми единицами и лексическими понятиями, в части антонимии, реализуется на этапе формирования речевых умений учащихся в лингвистических знаниях об антонимах. Слово при этом рассматривается и с точки зрения семантических связей с другими словами, и с точки зрения функционирования его в речи. Навык оправданного использования антонимов в речевом общении позволяет учащимся обогатить свою речь и сделать ее уместной, правильной и выразительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING ANTONYMS IN FUNCTIONAL-SEMANTIC ASPECT

The communicative method of teaching Russian to school students the author suggests using functional-semantic approach to the learning process organization. It means the students acquire antonymous meanings together with acquiring theoretical knowledge on antonyms. The word is studied not isolatedly but both in its semantic links with other ones, and from the point of view of its functioning in speech. The skill of justified antonym use in communication enriches students’ speech thus making it correct, vivid and precise.

Текст научной работы на тему «Проблема изучения антонимов в функционально-семантическом аспекте»

УДК 372.8:811.611

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ В ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

© 2008 ЛБ.Артёшина

Самарский государственный педагогический университет

В рамках коммуникативного направления в практике школьного преподавания русского языка предлагается функционально-семантический подход к организации обучения, при котором работа над языковыми единицами и лексическими понятиями, в части антонимии, реализуется на этапе формирования речевых умений учащихся в лингвистических знаниях об антонимах. Слово при этом рассматривается и с точки зрения семантических связей с другими словами, и с точки зрения функционирования его в речи. Навык оправданного использования антонимов в речевом общении позволяет учащимся обогатить свою речь и сделать ее уместной, правильной и выразительной.

В системе языковых средств лексика является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности, поэтому она приобретает большое значение в изучении школьного курса русского языка, а совершенствование лексических навыков школьников является важной составляющей работы учителя.

Антонимы - это такое лексическое средство, которое выполняет существенную функциональную и текстообразующую роль. Явление антонимии обусловливается некоторыми общими закономерностями человеческого мышления, поэтому работа по антонимии может быть и средством речевого развития учащихся, и способом формирования их лексических навыков.

Выявление функциональных особенностей антонимов представляет сложную работу для учащихся, которая предполагает владение целым комплексом умений, ориентированных на работу с текстом. Функциональный аспект изучения антонимов реализуется на этапе формирования речевых умений учащихся в лингвистических знаниях об антонимах, он предполагает углубление знаний о данном языковом явлении, оценку его в стилистическом и коммуникативном аспекте и тем самым обучение мотивированному использованию лексических понятий в конструируемых высказываниях. Функциональная оценка антонимов, таким образом, выступает как определенный этап их теоретического познания и одновременно овладения ими как речевым средством. Данный аспект оценки антонимов позволяет успешно решить задачу обогащения речи нужным языковым средством, формирования продуктив-

ных умений и сопоставления языковых средств по функционально-смысловой соотносительности.

В соответствии с этой направленностью учащиеся обучаются не только умению обнаруживать и различать языковые единицы, но и умению пользоваться соответствующими языковыми средствами. Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем особенности их функционирования в речи в ходе выполнения продуктивных предложений.

В современных исследованиях по методике русского языка вопрос о коммуникативной направленности средств языка ставится преимущественно в связи с задачей развития навыков связной речи учащихся. Между тем, усвоение теоретических знаний по лексике и формирование практических умений использования языковых средств осуществляется успешнее, если имеется органическая связь процесса изучения языка и привития определенных навыков учащимся, в частности, навыков оправданного использования языковых средств в речевом общении.

Задача формирования таких умений непосредственно в ходе изучения учащимися языкового явления антонимии методически сложна. Её решение требует высокой теоретической подготовки учащихся, подбора и сопоставления широкого круга синонимических построений, их функционально-стилистической оценки, умения соотнести каждую из рассматриваемых языковых единиц с определенной ситуацией общения.

Оценка средств языка со стороны их целесообразности, коммуникативной оправданности, а тем более отбор их в соответствии с целями и задачами общения - это высший уровень культуры речи человека. Достичь его эпизодическими упражнениями почти невозможно. Формирование умелого использования изученных лексических единиц в связных высказываниях должно осуществляться так же планомерно, как и языковых представлений учащихся, и идти параллельно с этой работой.

Умение осуществлять коммуникативную оценку антонимов формируется целым рядом видов речевой деятельности учащихся:

о оценкой использованных в тексте антонимов с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов;

о выбором коммуникативно оправданного варианта высказывания из числа синонимических конструкций;

о умением продуцировать отдельные высказывания или фрагменты текста с учетом целей и задач общения.

Указанные виды речевой деятельности различаются характером своей сложности, объемом продуцирующей деятельности учащихся, поэтому в ходе формирования умения коммуникативно оправданного использования антонимов они реализуются в строгой последовательности с учетом постепенного усложнения через определенную систему упражнений. Усложнение учебной речевой деятельности учащихся обеспечивается в этой системе следующим образом: постепенным усложнением речевой задачи; последовательным усложнением языкового материала; увеличением объема знаний; усложнением способа предъявления языкового материала; усилением заданий продуцирующего характера.

Таким образом, упражнения по антонимии в функционально-семантическом аспекте подчиняются также и задаче развивающего обучения.

В связи с этим система заданий состоит из упражнений нескольких видов:

а) выявление роли антонимов в данном тексте;

б) упражнения на реконструирование, имеющие целью обнаружение коммуникативной нагрузки определенных высказываний;

в) конструирование текста данной коммуникативной направленности.

Остановимся на характеристике каждого из типов упражнений, оценивая их со стороны градации сложности в заданиях, в языковом материале, в соотношении репродуктивных и продуктивных видов учебной деятельности, а также со стороны методической целесообразности и оправданности их как определенных ступеней формирования речевых умений учащихся.

1. Упражнения, связанные с выявлением коммуникативной роли антонимов, использованных в высказывания. Эти упражнения ставят целью осознание учащимися коммуникативной роли антонимов, использованных в тексте. В ходе выполнения этих упражнений знания о коммуникативной функции языковых средств извлекаются учащимися из анализа языкового материала с помощью познавательных задач. Деятельность учащихся на данном этапе оказывается одновременно и репродуктивной, и поисковой, что усиливает обучающий характер. Например, такие упражнения: №1. Рассмотрите таблицу. Что является общим в значении слов-антонимов? Выпишите антонимы парами.

жара жаркий

нормальная температура

холод

холодный

позднии

поздно

вовремя

ранний

рано

высокий высоко

нормальный рост

низкий

низко

№2. Выпишите антонимы. Определите общий признак в их значении.

Смелому уважение, а трусу презрение. Мягко стелет, да жестко спать. Ум берет барьер один за другим, а глупость вообще не знает преград. Из черного не сделаешь белого.

Одежду легко найти, друга трудно.

Лучше друг вдали, чем враг вблизи.

Учащиеся наблюдают, что противоположными по значению могут быть только такие слова, которые имеют общий для их значения признак. Общим также является их грамматическое значение. На материале этих упражне-

ний учащиеся увидят, что антонимы в основе имеют единые семантические признаки (общую сему), которые составляют смысловую структуру целого слова.

В качестве дидактического материала к упражнениям первого типа можно включить небольшие тексты, где антонимы выполняют основные функции. При этом мы имеем в виду не формальное, механическое вычленение лексических единиц и обозначение их определенными терминами, а овладение приемами функционального подхода к их анализу, имеющего целью осознание их коммуникативной ценности. Возможные пути анализа -задания, вопросы.

Начиная с определения понятия, разъяснения его сущности, учитель переходит к анализу текста, с помощью которого и демонстрирует изученные факты. Затем учащиеся самостоятельно находят в тексте анализируемые явления, обосновывая свой выбор. При этом важно не только констатировать наличие в тексте искомого понятия, но и определить причины его использования и роль в осуществлении коммуникативного намерения. Цель подобных упражнений с текстом - «проиллюстрировать изучаемые сведения с помощью текста, в котором сущность изучаемого проявляется не только наиболее ярко, но и в комплексе с другими текстовыми категориями»1.

№3. Учитель сообщает учащимся о том, что авторы художественных произведений часто включают в свое повествование наряду с общеязыковыми, полными антонимами контекстуальные антонимы, назначение которых -быть выразительным и ярким изобразительным средством в раскрытии мыслей, чувств, настроений автора.

Далее следует чтение текста.

«Спустился я как-то по весеннему гребню в широкую седловину и очутился в лесу совершенно невообразимом!

Лето и зима не только рядом - вместе! Шагаю по глубокому снегу, а над головой шумят зеленые листья. Под ногами зима, над головой лето. И от зимы до лета рукой достать!

На сугробах синие тени: не от голых сучьев, а от густых зеленых ветвей. Тени ли-

Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М.: 1992. - С. 78.

стьев дрожат на снегу. Порхает белая бабочка, а под ней синяя тень.

Солнце прогрело толстые стволы буков, и буки зазеленели. А со снегом солнце не справилось; уж больно много намело его за зиму в седловину. И вот белизна и зелень, зима и лето. И пахнет снегом и свежими листьями.

Закроешь глаза - шумит летний лес. Откроешь глаза - голые стволы перед тобой по пояс в снегу.

Сколько лет прошло, а до сих пор жалею, что не заночевал тогда в сказочном этом лесу. Ночь, костер, под спиною - январь, а перед глазами июль. Костер тонет в снегу, а дым колышет зеленые ветви. Рядом и Дед Мороз, и царевна Лягушка...» (Н. Сладков. «Свист диких крыльев»).

В ходе беседы учащиеся выполняют следующие задания:

• Назовите антонимические пары.

• Выделите лексические и контекстуальные антонимы.

• Какую роль выполняют контекстуальные антонимы?

Как антонимы передают основную мысль автора?

№4. Вначале следует сообщение учителя о том, что антонимы очень часто лежат в основе такого литературного приема, как антитеза. С помощью антитезы авторы художественных произведений путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов придают текстам особую эмоционально-экспрессивную выразительность. Затем читается текст.

«Сыплет белый снег на черную землю. На белых речках черные полыньи, на черных дорогах белые лужи. Черное озеро и белые берега. Черные полыньи в белых шапках. Черные галки над белым полем. Белые зайцы на черной земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы». (Н. Сладков. «Зима»).

В ходе беседы учащиеся отвечают на следующие вопросы:

о Какое время года изображает автор?

о Какие слова использует Сладков для того, чтобы картина зимы стала наглядной? Назовите их.

о Как называются эти слова? Антонимы лежат в основе антитезы.

о Какую роль играет антитеза в тексте?

№5. В начале урока учитель сообщает учащимся, что авторы художественных произведений включают и такую стилистическую фигуру, как оксюморон, состоящий в соединении двух понятий, противоречащих друг другу. Например, «громкая тишина», «юная старость», «пышное природы увяданье».

Далее следует выразительное чтение текста.

«Вот он - осиновый невидимка! Увиденный невидимка, разгаданный невидимка! Рука моя уже рядом с пушистым тельцем, но как мне схватить этакий одуванчик? Прижму-ка я лучше пальцем лапку к сучку.

Разжимаю пальцы еле-еле, теперь быстро пальцы сомкнуть - и зверек мой, раскрыта тайна. Названо имя. Нет больше таинственного невидимки: непонятные желтые крупинки и загадочный хвост обрели хозяина. Скрытое стало явным. Неведомое обернулось реальным зверьком» (Н.Сладков. «Осиновый невидимка»).

В ходе беседы учитель задаёт учащимся вопросы:

о О ком рассказывает автор?

о Какие слова раскрывают портрет зверька?

о Почему автор называет его таинственным?

о Найдите в тексте слова, значения которых исключают друг друга

о Какую роль играет в тексте оксюморон?

2. Упражнения, связанные с выбором коммуникативно оправданного варианта высказывания в зависимости от условий и задач общения. Упражнения данного типа организует речевую деятельность учащихся путем выбора нужного варианта из числа синонимических построений. Задания к подобным упражнениям предусматривают видоизменения языкового материала с целью выявления его коммуникативной нагрузки, организацию лингвистического эксперимента с целью обоснования выбора тех или иных антонимов для данной ситуации общения. Языковым материалом для таких упражнений могут служить отрывки или отдельные предложения из текстов художественных произведений.

Например:

№1. Прочитайте стихотворение.

о Подберите синонимы к его названию.

о Почему автор употребил именно это слово?

о Подберите антоним к слову «аккуратный».

О чистоте сегодня в классе Доклад нам прочитала Настя. И в коридоре, с дверью рядом, Швырнула свой листок с докладом. (Г.Андреева «Аккуратная Настя»). №2. Подобрать синонимы и антонимы к слову «закрыть».

Составить пары перекрестно. В чем разница антонимических пар «закрыть - открыть», «замкнуть - отомкнуть»?

№3. Обратить внимание на стилевую окрашенность слов-антонимов:

Образец: закрыть - открыть, запереть -отпереть, затворить - отворить, замкнуть -отомкнуть.

Подобные упражнения помогают осознать учащимся существование системных лексических объединений, которые обеспечивают плодотворное функционирование слова в речи, так как создают возможность выбора слова. Ученик сталкивается с проблемой выбора слова, от решения которой в значительной степени зависит уместность речи, её правильность, логичность, выразительность, содержательность.

3. Задания на продуцирование текста или его фрагментов. Упражнения этого вида являются заключительным этапом системы упражнений коммуникативного характера. Они ставят ученика в позицию говорящего, которому предстоит провести интуитивно оправданный отбор языковых средств для оформления определенного содержания. Отличительной особенностью упражнений этого вида является такая формулировка заданий, которая требует от учащихся решения речевой задачи, то есть самостоятельного отбора средств языка в зависимости от цели высказывания. Например:

о Составьте предложения со словами: «громкий - тихий» и «оглушительный - бесшумный».

о Сравните силу громкости в данных словах, расположите их от самого тихого до самого громкого.

о Включите другие слова, обозначающие возрастающую громкость.

Таким образом, система упражнений, предложенная в опытном обучении, обеспечивает: 1) функциональные условия осмысления

лексических понятий синонимии, антонимии и многозначности; 2) обогащение словаря учащихся новыми словами, внимание к семантической структуре слова; 3) совершенствование способности учащихся к поисковой творческой

работе, направленной на формирование практических умений употребления антонимов в речи; 4) перспективу использования знаний в формировании умений самостоятельного их применения.

STUDYING ANTONYMS IN FUNCTIONAL-SEMANTIC ASPECT

©2008 L.V.Artyoshina Samara State Pedagogical University

The communicative method of teaching Russian to school students the author suggests using functional-semantic approach to the learning process organization. It means the students acquire antonymous meanings together with acquiring theoretical knowledge on antonyms. The word is studied not isolatedly but both in its semantic links with other ones, and from the point of view of its functioning in speech. The skill of justified antonym use in communication enriches students' speech thus making it correct, vivid and precise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.