Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ", "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-8 КЛАССОВ", "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ"'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ", "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-8 КЛАССОВ", "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Меньшов И.В.

В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование культуры здоровья школьников через их здоровьеобучение для укрепления и сохранения здоровья, воспитания здорового подрастающего поколения. Для формирования культуры здоровья школьников 1-11 классов применяется трилогия здоровьеобучающих изданий «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов». Разработанная «линейка» здоровьеобучающих учебных изданий: «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов» и «Культура здоровья школьников 9-11 классов» составляет систему формирования культуры здоровья школьников 1-11 классов на основе единой учебно-методической базы через изучение, освоение, соблюдение обучающимися восьми правил/элементов здорового образа жизни. В результате применения трилогии учебных изданий у обучающихся формируется научное мировоззрение по вопросам здоровья и здорового образа жизни, грамотность по соблюдению 8 правил/элементов ЗОЖ для укрепления и сохранения здоровья, что обеспечивает становление обучающихся в культуре здоровья, а в образовательных организациях эффективной системы непрерывного здоровьеобучения школьников 1-11 классов, способствует укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию здорового подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Меньшов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ", "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-8 КЛАССОВ", "КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ"»

можно потрогать экспонаты руками, активно обсуждать и делится впечатлениями. Экскурсоводами являются сами дети.

Использование мини - музеев, как элемента развивающей среды позволяет заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

В каждом кабинете собрана библиотека книг по тематикам декоративно - прикладного искусства, предусмотрены стеллажи для расположения коробок, в которых хранятся заготовки, шкафы для хранения материалов и инструментов для работы. Имеется доска для крепления репродукций, фотографий и других материалов, для рисования цветным мелом (учимся создавать схемы).

Пациентами реабилитационного Центра являются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому для комфортной работы учеников столы расположены в центре кабинета. Это позволяет расширить место и для работы, и возможен доступ к каждому ученику.

Успех творческого развития связан не только с созданием благоприятных условий в развивающей среде, но и от самого педагога. Важно наполнить среду душевным теплом и гармонией. Общение должно вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Таким образом, важнейшей задачей педагога по созданию предметно-развивающей среды, является умение организовать занятия так, чтобы тесно связать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, развитию творческой личности. Список использованной литературы:

1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -1995.-№ 4

2. Дайн Г.Л., Дайн М, Б. Русская тряпичная кукла, М., «Культура и традиции», 2007.

3. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла, С-Пб, Издательство «Паритет» 2003

© Мальцева О.Б., Лобач-Хомутова М.П., 2021

УДК 373:613.95(075); 373(075); 378.17:377(075)

Меньшов И.В.

канд. пед.наук г. Чита, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ», «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-8 КЛАССОВ», «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ»

Аннотация

В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование культуры здоровья школьников через их здоровьеобучение для укрепления и сохранения здоровья, воспитания здорового подрастающего поколения.

Для формирования культуры здоровья школьников 1-11 классов применяется трилогия здоровьеобучающих изданий «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов».

Разработанная «линейка» здоровьеобучающих учебных изданий: «Культура здоровья школьников

1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов» и «Культура здоровья школьников 9-11 классов» составляет систему формирования культуры здоровья школьников 1-11 классов на основе единой учебно-методической базы через изучение, освоение, соблюдение обучающимися восьми правил/элементов здорового образа жизни.

В результате применения трилогии учебных изданий у обучающихся формируется научное мировоззрение по вопросам здоровья и здорового образа жизни, грамотность по соблюдению 8 правил/элементов ЗОЖ для укрепления и сохранения здоровья, что обеспечивает становление обучающихся в культуре здоровья, а в образовательных организациях эффективной системы непрерывного здоровьеобучения школьников 1-11 классов, способствует укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию здорового подрастающего поколения.

Ключевые слова:

Школьники, здоровье, культура здоровья, здоровьеобучение.

В современных условиях развития российского общества актуальным является формирование культуры здоровья школьников для укрепления и сохранения здоровья, воспитания здорового подрастающего поколения.

Формирование культуры здоровья, стержнем которой является здоровый образ жизни, ответственности за своё здоровье, навыков по его укреплению и сохранению с раннего возраста являются определяющими для здоровья личности, ведь более 70 % болезней у взрослых заложено в детские годы. Поэтому школьный возраст является во многом определяющим по значению для здоровья и необходимо целенаправленное оснащение обучающихся 1-11 классов навыками по укреплению и сохранению здоровья на основе соблюдения 8 правил/элементов здорового образа жизни.

Для здоровьеобучения школьников 1-11 классов разработана «линейка» учебных изданий на основе современных знаний и практик о здоровом образе жизни и обладающих единой сквозной учебно-методической основой для применения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных организаций.

Данная «линейка» здоровьеобучения школьников 1-11 классов представлена учебными изданиями: «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов».

На снимке: трилогия учебных изданий «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов» на основе единой учебно-методической базы 8 правил/элементов здорового образа жизни.

Единство учебно-методической базы здоровьеобучающих учебных изданий обусловлено изучением и освоением школьниками 1-11 классов способов применения 8 правил (элементов) здорового образа жизни: режима учебы, труда и отдыха (для школьников 1-4 классов: распорядок дня), закаливания, отсутствия вредных привычек, правильного (рационального) питания, личной гигиены, межличностного общения, психической саморегуляции (для школьников 1 -4 классов: поддержка хорошего настроения), двигательной активности.

Материал учебных изданий основан на приемственности и взаимосвязи и предусматривает постепенное повышение информативности, разнообразия способов, приемов соблюдения 8 правил (элементов) здорового образа жизни: для школьников 1 -4 классов: 8 правил (элементов) на основе «Восьми друзей здоровья», для школьников 5-8 и 9-11 классов: 8 элементов (правил).

Важной особенностью учебных изданий является представленные в них по каждому из 8 правил/ элементов здорового образа жизни советы от «Восьми друзей здоровья». Каждому элементу соответствует свой «Друг здоровья»: режиму учебы, труда и отдыха (распорядок дня для школьников 1 -4 классов) - «Друг здоровья Распоряделкин», закаливанию - «Друг здоровья Закалялкин», отсутствию вредных привычек - «Друг здоровья Невредилкин»,личной гигиене - «Друг здоровья Умывалкин», межличностному общению - «Друг здоровья Общалкин», психической саморегуляции (поддержке хорошего настроения - для школьников 1-4 классов) - «Друг здоровья Настроелкин», рациональному (правильному) питанию - «Друг здоровья Питалкин», двигательной активности - «Друг здоровья Движелкин».

Применение образов, советов от «Восьми друзей здоровья» повышают эффективность формирования культуры здоровья среди школьников 1-11 классов через лучшее запоминание, изучение и освоение 8 правил/элементов здорового образа жизни и способов их соблюдения на основе 3 видов мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического.

В учебных изданиях «Культура здоровья школьников 1 -4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов» использованы современные научные знания и практики для здоровьеобучения школьников из более 10 различных наук: педагогики, психологии, медицины, гигиены, биоритмологии, культурологии, конфликтологии, физиологии, биологии, диетологии и др.

Культура здоровья, стержнем которой является здоровый образ жизни, формируется как личное и социальное качество у детей непрерывно и здоровьеобучение школьников на основе изучения материала учебных пособий со временем закрепляется в стереотип поведения, в полезные привычки, в черты характера, в личное и социальное качество личности - в культуру здоровья: от представлений о ЗОЖ от «Восьми друзей здоровья» в начальных классах к стабильным поведенческим навыкам ЗОЖ у старшеклассников.

С учетом ситуации с коронавирусом, особенно подробно в учебных пособиях при изучении личной гигиены представлено здоровьеобучение школьников по предупреждению и профилактике ОРВИ -острых респираторных вирусных инфекций (грипп, коронавирусная инфекция относятся к ОРВИ).

В учебных изданиях контрольные вопросы по каждому из 8 правил/ элементов здорового образа жизни оформлены в виде мини-викторин, что спосбствует повышения интереса к процессу закрепления и проверки изученного материала у школьников.

В целом, результатами здоровьеобучения на основе учебных изданий является формирование у школьников научного мировоззрения по вопросам здоровья, здорового образа жизни, повышение его уровня и ценности в общей иерархии ценностей обучающихся, освоение способов применения 8 правил/элементов здорового образа жизни для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.

Обучение самоконтролю за ежедневным соблюдением здорового образа жизни осуществляется для школьников 1-4 классов по дневнику самоконтроля, для школьников 5-8 классов по дневнику валеомаршрута (маршрут здоровья), для школьников 9-11 классов по индивидуальной карте

самоконтроля.

В учебных изданиях представлен универсальный тест Н.П. Абаскаловой для определения уровня здорового образа жизни обучающихся.

Учебно-методические пособия «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов» и «Культура здоровья школьников 9-11 классов» рекомендованы для применения в общеобразовательных школах различного профиля, а также для самостоятельного изучения школьниками.

Рецензентами учебных изданий «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов» и «Культура здоровья школьников 9-11 классов» являются: Н.П. Абаскалова -доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, Т.К. Клименко - доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственного университета.

Здоровьеобучение школьников 1-11 классов через применение учебных изданий позволяет в каждой общеобразовательной школе сформировать систему здоровьеобучения детей на основе современных научных знаний и практик соблюдения здорового образа жизни (как единственной формы здоровьесберегающего поведения) и его 8 правил/элементов для укрепления и сохранения здоровья.

¡.Учебное издание «Культура здоровья школьников 1-4 классов». Основой издания «Культура здоровья школьников 1-4 классов» является учебный материал по 8 правилам здорового образа жизни, в котором каждому из 8 правил соответствует свой «Друг здоровья»: распорядок дня и «Друг здоровья Распоряделкин», закаливание и «Друг здоровья Закалялкин», отсутствие вредных привычек и «Друг здоровья Невредилкин»,личная гигиена и «Друг здоровья Умывалкин», межличностное общение и «Друг здоровья Общалкин», поддержка хорошего настроения и «Друг здоровья Настроелкин», правильное питание и «Друг здоровья Питалкин», двигательная активность и «Друг здоровья Движелкин». По каждому правилу в учебном издании представлена характеристика, практические советы, валеоафоризмы (афоризмы, пословицы, поговорки о здоровье, здоровом образе жизни), валеоплакаты, учебные картинки (валеокартинки) и стихотворения (валеостихотворения), контрольные вопросы.

Учебное пособие «Культура здоровья школьников 1 -4 классов» рекомендовано классным руководителям в общеобразовательных школах для формирования здорового образа жизни среди школьников начальных классов.

Учебное пособие рекомендовано преподавателям вузов, колледжей ведущим подготовку студентов на отделениях начального образования с целью формирования представлений и ценности здорового образа жизни среди школьников 1-4 классов. Учебно-методическое пособие разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебное пособие «Культура здоровья школьников 1-4 классов» рекомендовано при преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях для школьников 1-4 классов. Учебное пособие может использоваться школьниками 1-4 классов для самостоятельного изучения.

И.В. Меньшов

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

школьников

1-4 классов

Учебно-методическое пособие

ВАЛЕОПЛАКАТ «ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ»

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОВР АЗА ЖИЗНИ: РАСПОРЯДОК дня И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ РАСПОРЯДЕЛКИН

'Чтоб здоровье укреплять. Надо жить по распорядку. Кушать, отдыхать, играть, а потом ложиться спать, чтобы бодрый день встречать.

Совет от друга здоровья Распоряделкима

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ НЕВРЕДИЛКИН

'Чтоб здоровье укреп/иипь, вредные привычки надо исключать.

Cot т от друга здоровья Нсвредилкииа

Ч ?

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ЗАКАЛИВАНИЕ И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ ЗАКАЛЯЛКИН

Чтоб здоровье укреплять, тело надо накалять, 'ведь болезнь всегда отступит, если у тебя дру }ья -солнце, воздух и вода.

Совет от «друга здоровья» Закапялкина

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:

межличностное общение

и ДРУГ ЗДОРОВЬЯ ОБЩАЛКИН

Чтоб здоровье укреплять,

правила общения надо знать и применять: вежливо спросить .ответить. чтобы дружно жить на свете.

Совет от друга здоровья Общалкина

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: _ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ_

И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ ПИТАЛКИН

Чтоб здоровье укреплять в питании надо меру знать, полезные продукты потреблять, режим npue.ua пищи соблюдать.

Corner от друга здоровья Пита л кино

ДО

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ УМЫВАЛКИН

"Чтоб здоровы укреплять, тело 0 чистоте держать, ^ надо руки с мыломмыть. бшис чаще посещать, душ и ванну пршишать.

Совет от друга здоровья Умывалкима

ш

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ПОДДЕРЖКА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ НАСТРОЕЛКИН

Чтоб здоровье укреплять, настроенье улучшать. | нужно петь и веселиться, танцевать, играть, кружиться.

Совет от друга здоровья Настроелкина

ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ ДВИЖЕЛКИН

Чтоб здоровье сохранять.

nujw надо укреплять. Прыгай, бегай, в мян играй свое здоровье укрепляй.

Совет от ««друга здоровья** Движелкина

Валеоигрушки: авторские иоровьеобу чающие игрушки к.п.и. И.В.Меньшова.

На снимке: валеоплакат 8 правил здорового образа жизни с изображением «Восьми друзей здоровья»: Распоряделкина, Закалялкина, Невредилкина, Умывалкина, Общалкина, Настроелкина, Питалкина, Движелкина из учебного издания «Культура здоровья школьников 1 -4 классов».

рациональное (правильное) питание здоровья Движелкин».

2. Учебное издание «Культура здоровья школьников 5-8 классов».

По каждому элементу здорового образа жизни в издании представлена его характеристика, практические советы, валеоафоризмы, контрольные вопросы.

Учебный материал издания «Культура здоровья школьников 5-8 классов» основан на приемственности и взаимосвязи с пособием «Культура здоровья школьников 1-4 классов» через единство изучения и применения 8 правил /элементов здорового образа жизни с обозначением «Восьми друзей здоровья»:

режим учебы, труда и отдыха - «Друг здоровья Распоряделкин», закаливание - «Друг здоровья Закалялкин», отсутствие вредных привычек - «Друг здоровья Невредилкин»,личная гигиена - «Друг здоровья Умывалкин», межличностное общение - «Друг здоровья Общалкин», психическая саморегуляция - «Друг здоровья Настроелкин», - «Друг здоровья Питалкин», двигательная активность - «Друг

режим учёбы, труда и отдыха и «Друг здоровья Распоряделкин»

межличностное общение и «Друг здоровья Общалкин»

закаливание и «Друг здоровья Закалялкин»

психическая саморегуляция и «Друг здоровья Настроелкин»

отсутствие вредных привычек и «Друг здоровья Невредилкин»

правильное питание и «Друг здоровья Питалкин»

личная гигиена и «Друг здоровья Умывалкин»

двигательная активность и «Друг здоровья Движелкин»

На снимке: 8 элементов здорового образа жизни с изображением «Восьми друзей здоровья»: Распоряделкина, Закалялкина, Невредилкина, Умывалкина, Общалкина, Настроелкина, Питалкина, Движелкина из учебного издания «Культура здоровья школьников 5-8 классов».

Учебное пособие рекомендовано классным руководителям общеобразовательных школ для формирования здорового образа жизни среди школьников 5-8 классов.

Учебное пособие рекомендовано преподавателям вузов, колледжей ведущим подготовку студентов для системы общего образования с целью формирования здорового образа жизни среди школьников 5-8 классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебное пособие может использоваться школьниками 5-8 классов для самостоятельного изучения.

Учебное пособие разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Учебное пособие «Культура здоровья школьников 5-8 классов» рекомендовано при преподавании

основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях для школьников 5-8 классов.

3. Учебное издание «Культура здоровья школьников 9-11 классов».

В учебном издании по каждому из 8 элеметов здорового образа жизни представлен исторический аспект их формирования, характеристики, практические советы, валеоафоризмы, контрольные вопросы.

Учебный материал издания «Культура здоровья школьников 9-11 классов» основан на приемственности и взаимосвязи с пособиями «Культура здоровья школьников 1-4 классов» и «Культура здоровья школьников 5-8 классов» через единство изучения и применения 8 правил/ элементов здорового образа жизни с обозначением «Восьми друзей здоровья».

В издании вышеназванная взаимосвязь для укрепления и сохранения здоровья представлена в виде «Двери к здоровью», восемь ключей от которой составляют: режим учебы, труда и отдыха ( «Друг здоровья Распоряделкин»), закаливание («Друг здоровья Закалялкин»), отсутствие вредных привычек («Друг здоровья Невредилкин»),личная гигиена («Друг здоровья Умывалкин»), межличностное общение («Друг здоровья Общалкин»), психическая саморегуляция («Друг здоровья Настроелкин»), рациональное (правильное) питание («Друг здоровья Питалкин»), двигательная активность («Друг здоровья Движелкин»).

Здоровьеобучение на основе учебно-методического пособия «Культура здоровья школьников 9-11 классов» осуществляется через изучение 8 элементов здорового образа жизни с закреплением учебного материала через разнообразные валеоупражнения по составлению индивидуального плана оздоровительного занятия, суточного рациона, приобретению конструктивных стратегий поведения, навыков применения средств психической саморегуляции и др.

Учебное пособие рекомендовано классным руководителям общеобразовательных школ для формирования здорового образа жизни среди школьников 9-11 классов.

Учебное пособие рекомендовано преподавателям вузов, колледжей ведущим подготовку студентов для системы общего образования с целью формирования здорового образа жизни среди школьников 9-11 классов.

Учебное пособие может использоваться школьниками 9-11 классов для самостоятельного изучения.

Учебное пособие разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Учебное пособие «Культура здоровья школьников 9-11 классов» рекомендовано при преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях для школьников 9-11 классов.

На снимке: «Дверь к здоровью» на основе 8 ключей-элементов здорового образа жизни с изображением «Восьми друзей здоровья»: Распоряделкина, Закалялкина, Невредилкина, Умывалкина, Общалкина, Настроелкина, Питалкина, Движелкина из учебного издания «Культура здоровья школьников 9-11 классов».

Валеоафоризм о значении здоровья и определяющей роли знаний как его укреплять и сохранять для жизни каждого человека.

«Главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его сохранять нужно много знать».

Авиценна.

Комментарий. Никто не делает того,чему не обучен. И чтобы укреплять, сохранять главное сокровище в жизни каждого человека - здоровье, каждый должен подробно изучить, знать и применять способы его сохранения на основе 8 элементов здорового образа жизни. Такие знания и практики приобретаются только через изучение специализированных здоровьеобучающих учебных изданий.

Задача по здоровьеобучению школьников для укрепления и сохранения здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения является важной государственной задачей и формирование культуры здоровья школьников 1-11 классов на основе трилогии изданий значительно повышает эффективность «оснащения» обучающихся навыкам ЗОЖ.

Здоровьебучение на основе трилогия здоровьеобучающих изданий позволяет школьникам в течение обучения в общеобразовательных учреждениях приобрести необходимые знания и умения, чтобы укреплять и сохранять здоровье на основе собственных усилий через применение 8 элементов здорового образа жизни.

Трилогия учебных пособий является инновационным педагогическим средством здоровьеобучения школьников 1-11 классов.

С появлением трилогии учебных пособий: «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов» здоровый образ жизни впервые в педагогической практике на научной системной основе предстал в единстве учебной и методологической базы здоровьеобучения детей в полный период обучения в общеобразовтельных учреждениях школьников с 1 по 11 классы.

Научные знания и практики о здоровье, его укреплении, сохранении важны для каждого школьника с раннего возраста как алфавит, таблица умножения и здоровьеобучение детей на основе трилогии учебных изданий дает возможность каждому обучающемуся 1-11 классов активно участвовать в укреплении и сохранении здоровья на основе собственных усилий, авансирует соблюдение каждым ребенком 8 правил/элементов ЗОЖ в период обучения и всей последующей жизнедеятельности.

У обученных практикам соблюдения 8 правил/элементов ЗОЖ детей в повседневной жизнедеятельности будут присутствовать навыки по укреплению и сохранению здоровья на основе собственных усилий, которые, как сформированный стереотип поведения, останутся с детьми на всю жизнь.

Трилогия здоровьеобучающих изданий по формированию культуры здоровья среди школьников 111 классов: «Культура здоровья школьников 1-4 классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов» имеет важное межотраслевое значение, способствует эффективному решению комплекса задач в:

- образовании (здоровьеобучение детей с раннего возраста нормам и навыкам соблюдения 8 правил/элементов здорового образа жизни для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий);

- психологии (развитие психики ребенка, предотвращение нездорового поведения, профилактика различных психических и эмоциональных расстройств, психологическая адаптация в различных жизненных ситуациях, укрепление и сохранение психического здоровья детей);

- медицине (приобщение детей с раннего возраста к здоровому образу жизни, который имеет определяющее значение для укрепления и сохранения их здоровья, способствует предупреждению и профилактике заболеваний, что яляется одной из задач медицины);

- культуре (формирование культуры здоровья детей, как важной части общей культуры детей, стержнем которой является здоровый образ жизни);

- физической культуре (приобщение детей к активной физкультурно-спортивной деятельности как основы важнейшего правила здорового образа жизни - двигательной активности).

В целом, изучение и освоение материала учебных изданий «Культура здоровья школьников 1 -4

классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов» позволяет организовать в общеобразовательных учреждениях целенаправленную педагогическую деятельность как основу системы непрерывного здоровьеобучения по формированию культуры здоровья среди обучающихся 1-11 классов для укрепления и сохранения здоровья, способствует становлению обучающихся в культуре здоровья, подготовке их как «инженеров» собственного здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

1.Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа - вуз): дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.01 / Абаскалова Надежда Павловна. - Новосибирск, 2001. - 367 с.

2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья / Научное обозрение. Педагогические науки.- 2016.- № 2 - С.5-24.

3.Валеомаршрут школьника / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2019. - 90 с.

4.Восемь правил и восемь друзей здоровья: учеб.наглядное пособие / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2019. - 44 с.

5.Культура здоровья студентов/ И.В.Меньшов.Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ,2019. - 143 с.

6.Культура здоровья школьников 1-4 классов. И.В.Меньшов.Чита: 2021. - 124 с.

7.Культура здоровья школьников 5-8 классов. И.В.Меньшов.Чита: 2021. - 165 с.

8.Культура здоровья школьников 9-11 классов. И.В.Меньшов.Чита: 2021.-179 с.

©Меньшов И.В., 2021

УДК37

Печеных И.В.

заведующий МБДОУ д/с № 36 г. Белгорода,

Суровцева Н.В.,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 36 г. Белгорода, Россия

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДОУ

Аннотация

В статье рассматривается влияние песочной терапии на развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова:

песочная терапия, адаптация, расстройства аутистического спектра, аутизм.

Государственная политика на современном этапе ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, независимо от их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной, во-первых, в связи с увеличением численности данной категории, во-вторых появившимися возможностями для их адаптации в обществе и в-третьих, на решение данной проблемы указывает Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройством аутистического спектра.

Нормотипичного ребенка современного поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если не заинтересовать. Для ребенка с РАС это является еще большей проблемой. Спектр интересов таких детей ограничен, а нежелательное поведение является помехой к успешному обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.