После каждого занятия родителям даются рекомендации, как дальше работать с ребенком, чтобы закрепить полученные навыки. Уезжая домой, дети продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в реабилитационном Центре. Ведь только систематическая работа и комплексный подход дает свои положительные результаты.
Список использованной литературы 1. Мальцева М.Н. Эрготерапия в специальном образовательном процессе (электронный ресурс) https://happy59.com/res/content/docs/f848_seminar_0_txt.pdf
© Малышева С. Н., Лобач-Хомутова М.П., 2020
УДК 372.3/.4
И.В. Меньшов, канд. пед.наук г.Чита, РФ
ОБЗОР ПРАКТИКИ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ВАЛЕОИГРУШЕК «ВОСЕМЬ
ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ» В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ В РЕГИОНАХ СТРАНЫ
Аннотация
В современных условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
Для формирования здорового образа жизни среди детей в дошкольных образовательных организациях в регионах страны применяются валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
Основным результатом здоровьеобучения детей на основе валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является формирование здорового образа жизни среди детей, что способствует укреплению и сохранению здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения.
Ключевые слова: Дошкольники, здоровье, валеоигрушки, валеокурс, здоровьеобучение.
В современных условиях развития российского общества актуальным является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
Самым доступным для детей средством обучения, воспитания, развития являются игрушки.
С 2018 года в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций в регионах страны применяются здоровьеобучающие игрушки (валеоигрушки) «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
Валеоигрушки (уа1ео от лат. «быть здоровым») объединяют научные знания и практики здорового образа жизни. Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья», как аудиовизуальные произведения науки в форме специальных здоровьеобучающих предметов, являются инновационным педагогическим средством здоровьеобучения детей с раннего детства. Каждая валеоигрушка оснащена звуковым советом от соответствующего «Друга здоровья» и загадкой с ответом. Комплект валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (изготовитель ООО «Ивановская фабрика игрушки») включает:
1. Валеоигрушки с речевыми чипами (советы от «Друзей здоровья») - 8 шт.;
2. Учебно-методическое пособие «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек) - 1 шт.
3. Валеораскраски - 20 шт.
На снимке: Д. Ю. Котов - генеральный директор фабрики-изготовителя валеоигрушек (ООО «Ивановская фабрика игрушки») рассказывает в интервью телеканалу ТВ ЭКСПО на 24-й международной выставке игрушек «Мир детства» (г. Москва, сентябрь 2018 года) о новом виде игрушек - валеоигрушках.
ИВАНОВСКАЯ 1 ИГРУШКИ 3 ПРАВИЛ И Ö ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ 1 VALEOTOYS
/. РАСПОРЯДСЛКИН т. • < » OSWQT ЗЛШТЕ ОГ * * У ВР6ЛИЫУ TPfSbUEK' w О I / ^«jjj^F^
¥ г 1 • / У ОБ'л/'ет РАСПСРУДК'/ ДНЯ 3 '1 ИеВРЕАИЛКИИ ^ ' ~~ ~~ """ — л***, 06VU«T ^Ф/У зл<Л\Тваци»О 1 ЗАКМЯЛКИН Ly/Y\blBMKHM OBWET лгниой гигиене
А" — рБУадт ,■•«* ^ ОЬШЕМЯЮ V о&щмкин ▼1 у "Ж 1 7. ПИТМКИМ -i»- -— ш с^ г* Яг ■ * г * o.vwr ПГАВИлЬЧОЛУ nnT*M+">0 Ö. > ¿шщ- - лвижелкии w ЗДОРОВЫЙ , / / 4lt>Jr
~ 6. вш otvuae т ^К Д8)1ГАТ£ЛЬН<Х'. ^^^
иастроедкий тг АКТИВНОСТИ> **
ООО «Ивановская фабрика игрушки» изготавливает и выпускает валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» из пластизоля, материалы для одежды, обуви из высококачественных тканей,и,в целом, валеоигрушки соответствуют требованиям для применения в дошкольных образовательных организациях.
Информация о валеоигрушках, валеокурсе, валеораскрасках размещена на сайте: ООО «Ивановская фабрика игрушки»:valeotoys.ru.
Каждому правилу здорового образа жизни соответствует своя валеоигрушка: распорядок дня и валеоигрушка «Друг здоровья Распоряделкин», закаливание и валеоигрушка «Друг здоровья Закалялкин», отсутствие вредных привычек и валеоигрушка «Друг здоровья Невредилкин»,личная гигиена и валеоигрушка «Друг здоровья Умывалкин»,межличностное общение и валеоигрушка «Друг здоровья Общалкин», поддержка хорошего настроения и валеоигрушка «Друг здоровья Настроелкин»,правильное питание и валеоигрушка «Друг здоровья Питалкин»,двигательная активность и валеоигрушка «Друг здоровья Движелкин».
Основная идея валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: «Здоровьеобучаемся играя».
С появлением валеоигрушек здоровый образ жизни впервые в педагогической практике обрел и предстал в осязаемых образах игрушек, в образах валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
Валеоигрушки формируют у детей представления о ЗОЖ, его 8 правилах и способах их соблюдения, которым дети следуют в повседневной жизнедеятельности (подобно тому, как изучив и освоив алфавит -научились и умеют читать, а таблицу умножения - научились и умеют считать).
Важной особенностью здоровьеобучения на основе валеоигрушек является то, что их образы, советы воздействуют на детей в тот возрастной период (дошкольный возраст), когда формируются основные жизненные представления и ценности личности, что способствует не только формированию представлений и ценностей ЗОЖ с раннего возраста, но и авансирует соблюдение каждым ребенком его правил для укрепления и сохранения здоровья в последующей жизнедеятельности. Особенностью обучения на основе валеоигрушек является формирование ассоциативных связей между представлениями и образами «Восьми друзей здоровья». Дети воспринимают и запоминают информацию во многом через мир образов на основе ассоциаций. Например, правило здорового образа жизни: «Межличностное общение» ассоциируется с валеоигрушкой «Друг здоровья Общалкин» и наоборот. Так процесс формирования и интериоризации (т.е. присвоения) представлений и ценностей ЗОЖ у детей с раннего возраста осуществляется наиболее эффективно.
Благодаря разнообразной цветовой гамме одежды валеоигрушек, у детей развивается восприятие и запоминание формы и цвета, что позволяет на основе наглядно-образного мышления по характеру преобладающей цветовой гаммы более детально запомнить и ассоциировать «Друзей здоровья» с соответствующими правилами ЗОЖ и способами их соблюдения. У каждой валеоигрушки на головном уборе (кепке, панамке, колпаке) присутствует название «Друга здоровья», а на одежде название соответствующего правила здорового образа жизни.
Характеристика, научная основа задачи обучения и воспитания, результат здоровьебучения, значение цветовой гаммы в одежде валеоигрушек.
Валеоиг рушка «Друг здоровья Распоряделкин»
1 Правило ЗОЖ Распорядок дня (режим учебы, труда и отдыха)
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Биоритмы -это периодические изменения деятельности (биологических процессов) в организме человека в течение суток. Научная основа: биоритмология, хронобиология.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Распоряделкин» Валеоигрушка «Друг здоровья Распоряделкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: распорядке дня, способах его соблюдения с целью укрепления и сохранения
здоровья на основе собственных усилий.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Распоряделкин». Формирование представлений о распорядке дня как о правиле здорового образа жизни и способах его соблюдения, а также ценностного отношения к распорядку дня как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Распоряделкин». 1.Образовательная: формировать представление о распорядке дня как о правиле здорового образа жизни, его основных составляющих. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) соблюдения распорядка дня для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, к распорядку дня как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Распоряделкин». Формирование представлений о распорядке дня как о правиле здорового образа жизни, его важности (ценности) и готовности применять способы соблюдения.
Психология цвета, значение цвета в одежде валеоигрушки Распоряделкина. Преобладающий цвет одежды - красный, цвет активности, а в распорядке дня - активного времепрепровождения.
Аксессуары. Будильник, расписание занятий и др.
Валеоафоризм о распорядке дня. «Сон и покой, бодрствование, их правильное чередование оказывают огромное влияние на здоровье». Авиценна.
Валеоигрушка «Друг здоровья Закалялкин»
2 Правило ЗОЖ Закаливание
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Закаливание через воздействие на температурные регуляторы организма -тепловые (30 тыс. рецепторов на коже) и холодовые (250 тыс. рецепторов на коже) рецепторы повышает защитные силы организма, тренирует и поддерживает терморегуляторную систему.Научная основа: биохимия, биология, физиология.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Закалялкин». Валеоигрушка «Друг здоровья Закалялкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: закаливание, способах его соблюдения с целью укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Закалялкин». Формирование представлений о закаливании как и способах его соблюдения, а также ценностного отношения к закаливанию как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи обучения на основе — . „ валеоигрушки Ж * W «Друг здоровья Закалялкин». .4® 1 1 .Образовательная: формировать представление о закаливании как правиле здорового образа жизнии и о способах его соблюдения. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) соблюдения закаливания для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к закаливанию как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья..
m
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Закалялкин». Формирование представлений о закаливании как о правиле здорового образа жизни, его важности для укрепления здоровья и готовности применять способы соблюдения закаливания.
Психология цвета, значение цвета в одежде валеоигрушки Закалялкина. Преобладающий цвет одежды - оранжево-желтый, что символизирует прием солнечных процедур как одного из вида закаливающих процедур (солнечных ванн).
Аксессуары Солнцезащитные очки, полотенце и др.
Валеоафоризм о закаливании. «Закалишься - от болезни отстранишься». Удмуртская пословица.
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №11 / 2020 Валеоигрушка «Друг здоровья Невредилкин»
3 Правило ЗОЖ Отсутствие вредных привычек.
Универсальная закономерность 1 * t правила ЗОЖ f Химические вредные привычки: табакокурение и др.Нехимические вредные привычки - компьютерная и др. зависимость, а также вредные поведенческие привычки - прикусывание губ, обгрызание заусенец, ногтей, отталкивающие манеры(чавканье,склонность к дракам и др.). Научная основа: биохимия, физиология, медицина, правила безопасности поведения.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Невредилкин». Валеоигрушка «Друг здоровья Невредилкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: отсутствие вредных привычек, способах его соблюдения с целью укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Невредилкин». Формирование представлений об отсутствии вредных привычек как о правиле здорового образа жизни и о способах его соблюдения, а также ценностного отношения для укрепления здоровья
Задачи обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Невредилкин». 1.Образовательная: формировать представление об отсутствии вредных привычек как о правиле здорового образа жизнии и его соблюдении. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) защиты от вредных привычек для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к отсутствию вредных привычек как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Невредилкин». Формирование готовности применять способы защиты от вредных привычек и важности (ценности) отсутствия вредных привычек для укрепления и сохранения здоровья.
Психология цвета, значение цвета в одежде валеоигрушки Невредилкина. Преобладающий цвет одежды - зеленый, который является символом упорства и твердости (нет - вредным привычкам), повышает уверенность в себе (защитить здоровье).
Аксессуары. Плакаты о вредном влиянии на организм и др.
Валеоафоризм об отсутствии вредных привычек. «Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, не оберегать человека от вредного влияния, а учить сопротивляться». А. С. Макаренко.
Валеоигрушка «Друг здоровья Умывалкнн»
4 Правило ЗОЖ Личная гигиена
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Противодействие организма (через поддержание и укрепление иммунитета) различным болезнетворным микроорганизмам (бактериям, вирусам). Научная основа: медицина, ее направление - личная гигиена
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Умывалкин». Валеоигрушка «Друг здоровья Умывалкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: личная гигиена, способах ее соблюдения с целью укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий. С учетом ситуации с коронавирусом валеоигрушка имеет особое значение для обучения детей способам профилактики и предупреждения ОРВИ - острых респираторных вирусных инфекций (грипп, коронавирусная инфекция относятся к ОРВИ).
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья умывалкин». Формирование представлений о личной гигиене как о правиле здорового образа жизни и о способах ее соблюдения, а также ценностного отношения к личной гигиене для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи обучения на Л^^ШЬ основе валеоигрушки 1.Образовательная: формировать представление о личной гигиене как правиле здорового образа жизнии и о способах ее соблюдения. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) соблюдения личной гигиены для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к личной гигиене и важности ее применения для укрепления и сохранения здоровья.
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Умывалкин ». Формирование готовности применять способы соблюдения личной гигиены и важности (ценности) личной гигиены для укрепления и сохранения здоровья.
Психология цвета, значение цвета в одежде валеоигрушки Умывалкина. Преобладающий цвет одежды - голубой как цвет воды, процедуры умывания. Ведь личная гигиена связана с чистотой, прежде всего, с умыванием.
Аксессуары. Расческа, зубная щетка, мыло, зеркальце, платок.
Валеоафоризм о личной гигиене. «Чистым жить - здоровым быть». Русская поговорка.
Валеоигрушка «Друг здоровья Общалкин»
5 Правило ЗОЖ Межличностное общение
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Умение управлять решением конфликтов на основе вежливости, отсутствия конфликтогенов и применения конструктивной стратегии межличностного общения (сотрудничество).Научная основа: конфликтология, культурология.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Общалкин» Валеоигрушка «Друг здоровья Общалкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: межличностное общение, способах его соблюдения с целью укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Общалкин». Формирование представлений о межличностном общении как о правиле здорового образа жизни и о способах его соблюдения, а также ценностного отношения к межличностному общению и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья
Задачи обучения на основе валеоигрушки уг <<Друг ЗД°Р°ВЬЯ ™ я «V Общалкин». 1 .Образовательная: формировать представление о межличностном общении как правиле здорового образа жизнии и о способах его соблюдения. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) соблюдения межличностного общения для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к межличностному общению как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Общалкин». Формирование представлений о межличностном общении как о правиле здорового образа жизни, его важности для укрепления здоровья и готовности применять способы его соблюдения.
Психология цвета, значение цветав одежде валеоигрушки Общалкина. Преобладающий в одежде цвет- желто-розовый. Розовый - цвет мягкости, доброты (вежливости и корректности в общении), желтый - символ легкости и радости восприятия жизни,в т.ч. через общение.
Аксессуары. Настольные игры, пазлы и др.
Валеоафоризм о межличностном общении. «Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь». Гомер.
Валеоигрушка «Друг здоровья Настроелкин»
6 Правило ЗОЖ Поддержка хорошего настроения
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Эмоциональное равновесие, положительный настрой как защита от стрессов, психоэмоциональных расстройств, болезней через применение видов деятельности, которые поддерживают хорошее настроение, вызывают положительные эмоции (чувства радости,веселья и др.). Научная основа: психология, медицина.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Настроелкин» Валеоигрушка «Друг здоровья Настроелкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: поддержка хорошего настроения, способах его соблюдения для укрепления здоровья.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Настроелкин». Формирование представлений о поддержке хорошего настроения как о правиле здорового образа жизни и о способах его соблюдения, а также ценностного отношения и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи обучения на основе валеоигрушки г ^^ «Друг здоровья ° Настроелкин». 1.Образовательная:формировать представление о поддержке хорошего настроения как о правиле здорового образа жизни и его соблюдения. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) по поддержке хорошего настроения для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к поддержке хорошего настроения как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Настроелкин». Формирование представлений о поддержке хорошего настроения как о правиле здорового образа жизни, его важности для укрепления здоровья и готовности применять его способы.
Психология цвета, значение цвета в одежде валеоигрушки Настроелкина. Комбинированный цвет рубашки Настроелкина - символ разнообразия средств поддержки хорошего настроения, принадлежности Настроелкина к жанрам искусств, к танцам, песням, музыке.
Аксессуары. Губная гармошка, барабан, макеты музыкальных инструментов, микрофон и др.
Валеоафоризм о поддержке хорошего настроения. «Веселье - от всех бед спасенье». Русская поговорка
Валеоигрушка «Друг здоровья Питалкин»
7 Правило ЗОЖ Правильное питание
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Употребление в пищу полезных продуктов, которые содержат 6 видов пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода и соблюдение сбалансированность пищевого рациона по калорийности и режиму питания для развития и полноценной жизнедеятельности. Научная основа: биохимия, диетология.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Питалкин» Валеоигрушка «Друг здоровья Питалкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни: правильное питание, способах его соблюдения с целью укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Питалкин». Формирование представлений о правильном питании и о способах его соблюдения, а также ценностного отношения и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи обучения на основе валеоигрушки ЯЛ 4 «Друг здоровья Питалкин». 1 .Образовательная: формировать представление о правильном питании как о правиле здорового образа жизни и о способах его соблюдения. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) соблюдения правильного питания для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к правильному питанию как правилу здорового образа жизни и важности его применения для укрепления и сохранения здоровья.
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Питалкин». Формирование представлений о правильном питании как о правиле здорового образа жизни, его важности для укрепления здоровья и готовности применять его способы соблюдения.
Психология цвета, значение цвета в одежде валеоигрушки Питалкина. Преобладающий цвет одежды белый: на кухне в чистом белом фартуке как основное условие приготовление пищи, процесса, который требует читоты одежды и др.
Аксессуары. Детская посуда, макеты овощей, фруктов и др.
Валеоафоризм о правильном питании. «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством». Гиппократ
Валеоигрушка «Друг здоровья Движелкин»
8 Правило ЗОЖ Двигательная активность
Универсальная закономерность правила ЗОЖ и его научная основа Основа биологической природы человека: движение (локомоции). Ее нарушения вызывают гиподинамию, ожирение и др. Научная основа: биомеханика, физическая культура и спорт.
Здоровьеобучающая игрушка (валеоигрушка): «Друг здоровья Движелкин» Валеоигрушка «Друг здоровья Движелкин» - это игрушка для формирования представлений и ценностей о правиле здорового образа жизни:двигательная активность, способах ее соблюдения с целью укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.
Цель обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Движелкин». Формирование представлений о двигательной активности как о правиле здорового образа жизни и о способах ее соблюдения, а также ценностного отношения и важности ее применения для укрепления и сохранения здоровья.
ff » »V Ч « ^ Задачи обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Движелкин». 1 .Образовательная: формировать представление о двигательной активности как о правиле здорового образа жизни и о способах ее соблюдения. 2.Развивать необходимые навыки (способы применения) соблюдения двигательной активности для укрепления и сохранения здоровья. 3.Воспитывать ценностное отношение к двигательной активности и важности ее применения для укрепления и сохранения здоровья.
А*
Результат обучения на основе валеоигрушки «Друг здоровья Движелкин». Формирование представлений о двигательной активности как о правиле здорового образа жизни, ее важности (ценности) для укрепления и сохранения здоровья и готовности применять ее способы соблюдения.
Психология цвета, значение цвета в одежде Движелкина. Цвет одежды - комбинация синего, белого и красного цвета. При этом красный как цвет движения присутстствует во всех элементах одежды, ведь Движелкин связан с физической культурой и спортом.
Аксессуары. Скакалка, мячи, кегли и др.
Валеоафоризм о двигательной активности. «Для красоты и здоровья требуются занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой». Платон
Здоровьеобучение детей на основе валеоигрушек проводится через занятия по учебно-методическому пособию «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек).
Рецензентами учебного издания «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» являются: Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, Т.К.Клименко, доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственного университета, Н.М.Сараева, доктор психологических наук, профессор Забайкальского государственного университета, И.В.Нардина, кандидат медицинских наук, главный врач «ГУЗ ДКМЦ г.Чита». Учебно-методическое пособие «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек) включает планы-конспекты занятий на основе каждой из валеоигрушек. Валеокурс разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В валеокурсе подробно представлены аксессуары к каждой из валеоигрушек, что повышает игровую и здоровьеобучающую ценность валеоигрушек (например, аксессуары к «Другу здоровья Движелкину» - мяч, скакалка и др.).
Также при здоровьеобучении на основе валеоигрушек применяется валеораскраска с их изображением.
В валеоигрушках «Восемь правил и восемь друзей здоровья» заложен огромный здоровьеобучающий и социокультурный потенциал.
Практика применения валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» дала мощный импульс к массовому педагогическому творчеству в здоровьеобучении детей в детских садах в регионах страны на их основе.
Применение валеоигрушек в детских садах в регионах страны отражает разнообразие заложенного в валеоигрушках здоровьеобучающего потенциала.
При этом, опыт здоровьеобучения на основе валеоигрушек демонстрирует творческий подход педагогов по применению разнообразных форм и методов по формированию здорового образа жизни детей на их основе.
Педагоги делятся своим опытом применения валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» и представляют его широкой педагогической общественности: в журналах «Альманах педагога», Дошкольник.ги., в образовательной социальной сети nsportal.ru, на сайтах образовательных организаций и др.
Все это обогащает учебно-методическую базу практикоприменения валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» по формированию здорового образа жизни среди детей через соблюдение 8 его правил с целью укрепления и сохранения здоровья, что авансирует ведение здорового образа жизни детьми на протяжении всей жизнедеятельности.
Игрушки - это наш, взрослый мир, переведённый на детский язык. Когда дети подрастут, они будут читать мир в подлиннике.
Ю.М. Нагибин.
Учебно-методическая база применения валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» включает как комплексное проведение здоровьеобучающих занятий с детьми на основе всех 8 валеоигрушек, так и отдельных занятий с каждой из валеоигрушек и/или комбинированные занятия с несколькими валеоигрушками. В дополнение к занятиям с валеоигрушками «Восемь правил и восемь друзей здоровья» по валеокурсу педагоги в детских садах используют собственные наработки применения валеоигрушек.
Представляем обзор разнообразной практики применения валеоигрушек (на основе классической учебно-методической базы: валеоигрушки, валеокурс, валеораскраски) в детских садах в регионах страны.
Данный опыт использования валеоигрушек способен помочь педагогам в здоровьеобучении на их основе дошкольников в детских садах (информация представлена из открытых источников: сети интернет и др.).
Опыт применение в дошкольных образовательных организациях валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
МБДОУ «Детский сад №92» г. Иваново (Ивановская область).
В МБДОУ «Детский сад № 92» валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» внедрены в образовательную программу детского сада.
Использование валеоигрушек помогает становлению у детей ценностей здорового образа жизни, овладению его правилами с раннего возраста, приобщению детей к социокультурным нормам.
Применение валеоигрушек способствует созданию развивающей образовательной среды. В процессе использования валеоигрущек дети проявляют активность, становятся инициативными.
В МБДОУ «Детский сад № 92» валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» используются в разных режимных моментах через совместную с педагогами и/или самостоятельную игровую деятельность.
Применение валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» в разных режимных
моментах деятельности детского сада включает игровую деятельность во время утреннего приема детей, сюрпризный момент, подготовку и организацию процесса приема пищи (напоминание о необходимости мыть руки перед едой, подсказка о важности правильного питания, о необходимости кушать по расписанию, употреблять в пищу только полезные продукты и др.), профилактику и предупреждение вредных привычек и др.
Также валеоигрушки применяются при организации досуга, проведении праздников (использование валеоигрушек как главных персонажей), используются для создания мотивации и познавательной активности детей, составлению диалогов, чтению или рассказов от лица валеоигрушки, активизируют личный опыт ребенка (восхищение, радость, переживание). Используются валеоигрушки на прогулке (организация закаливающих процедур, организация подвижных и малоподвижных игр - эстафеты с игрушками, квест-задания, имитация движений), а также при организации утренней гимнастики и постепенного подъёма после дневного сна.
Аксессуары к валеоигрушкам в МБДОУ «Детский сад №92» г. Иваново.
Аксессуары к «Другу здоровья Движелкину» - мяч, скакалка,кегли и др., к «Другу здоровья Питалкину» - детская посуда, кухонная мебель, макеты овощей, фруктов, к «Другу здоровья Распоряделкину» - макеты будильника, наручных часов, расписание основых мероприятий в течение дня, к «Другу здоровья Закалялкину» - солнцезащитные очки, шапочка
для купания, полотенце для обтирания, к «Другу здоровья Невредилкину» -плакаты о вреде табака (антиникотиновая пропаганда) и др., к «Другу здоровья Общалкину» - книги по правилам поведения, пазлы и др. средства для совместных игр, общения, к «Другу здоровья Настроелкину» - настольные игры, микрофон, губная гармошка, бубен, барабан и др., к «Другу здоровья Умывалкину» - разные сорта мыла, детская расческа, зеркальце, носовой платок,зубная щетка и др. При этом основная роль в процессе игр принадлежит валеоигрушкам, что способствует здоровьеобучению детей, усиливает и закрепляет ассоциации между правилами здорового образа жизни и «Друзьями здоровья».
Занятия в МБДОУ «Детский сад №92» г. Иваново по здоровьеобучению детей с применением
валеоигрушек проводятся не только на основе валеокурса, но и на основе самостоятельно составленных планов-конспектов занятий комбирированного вида (3 валеоигрушки на одном занятии) и/или занятий с отдельными валеоигрушками («Друг здоровья Общалкин» и др.).
Так, в МБДОУ «Детский сад №92» г. Иваново был разработан (педагог А.Д. Белякова) план -конспект комбинированного занятия на тему: «По дорожке здоровья», который включает проведение здоровьеобучения на основе следующих валеоигрушек: «Друг здоровья Невредилкин», «Друг здоровья Распоряделкин», «Друг здоровья Движелкин».
Можно отметить ряд особенностей в проведении занятия.
В занятии используется игровая страна «Играньдия», игры с валеоигрушками.
На занятии используется музыка «Если хочешь быть здоров» (С.Крылов).
На занятии ребятам предлагается отправиться в увлекательную страну «Играньдию», в которой все веселы и здоровы, а приглашение в нее прислают «Друзья здоровья» (дети до занятия уже знакомы с валеоигрушками и их советами) в форме стихотворения на основе фраз от «Друзей здоровья».
Педагог зачитывает его, дети слушают и называют имена валеоигрушек, советы которых прозвучали в приглашении.
На занятии используются различные игры с валеоигрушками.
Например, при здоровьеобучении детей на основе валеоигрушки «Друг здоровья Невредилкин» используется следующая игра.
На экране дети рассматривают изображения с полезными и вредными привычками, которые находятся на фонах трех разных цветов. Перед детьми находятся три стульчика с лентами соответствующих цветов. Задача детей определить, какая привычка (изображенная на экране) является полезной для человека, и посадить валеоигрушку «Друг здоровья Невредилкин» на стульчик такого же цвета.
Отдельное занятие с валеоигрушкой «Друг здоровья Питалкин» проводит педагог МБДОУ «Детский сад № 92» г. Иваново М.В.Наговицина.
На занятии используются не только муляжи продуктов (фруктов, овощей),но и настоящие продукты: отварной картофель, зеленый лук, свежий огурец. Дети под руководством педагога в присутствии «Друга здоровья Питалкина» (после озвучивания его совета по правильному питанию,полезным продуктам) осваивают азы приготовления полезной пищи, которая содержит витамины.
Подробно ознакомиться с конспектом занятия можно на сайте:
VALEOTOYS/Валеокурс "ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ."уа1еОоумц
На основе использования валеигрушек в МБДОУ «Детский сад № 92» г. Иваново работает научная лаборатория «Восемь главных правил и восемь друзей здоровья», научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической педиатрии Бабошко Ирина Евгеньевна.
В МБДОУ «Детский сад № 92» г. Иваново проводятся показательные занятия для студентов ФГБОУ ВО « Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
МБДОУ «Детский сад № 152» г. Иваново (Ивановской области).
В МБДОУ «Детский сад № 152» г. Иваново проводятся занятия на основе валеокурса со всеми валеоигрушками, а также занятия с отдельными валеоигрушками. Занятия с валеоигрушками «Восемь правил и восемь друзей здоровья» педагоги МБДОУ «Детский сад № 152» г. Иваново превращают в
~ 161 ~
театральные спектакли.
Так, педагоги МБДОУ «Детский сад № 152» г. Иваново Э.А.Ганич и А.И.Яшугина занятие с валеоигрушкой «Друг здоровья Общалкин» проводят в форме мини-театра.
Педагоги Э.А.Ганич и А.И.Яшугина разработали план-конспект на тему: «Валеоигрушка - 5-е правило здорового образа жизни (межличностное общение) Друг здоровья «Общалкин». «Театр здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста». План-конспект занятия включает знакомство с валеоигрушкой «Друг здоровья Общалкин» и изучение (на основе его совета по укреплению и сохранению здоровья) пяти правил поведения: вежливости, уважения, доброты, поддержки и сохранения дружеских отношений для дальнейшего применения полученных навыков в реальной жизни. В процессе занятия педагог предлагает с помощью мини - театра воспроизвести сказку «Гуси - Лебеди». Ребята из группы в ролях показывают сказку другим воспитанникам. По окончании спектакля педагог предлагает детям самим выделить положительные и отрицательные поведенческие моменты главных героев и активизирует ребят на создание положительных действий поведения. Большое внимание уделяется ответам детей и оценке различных точек зрения. Подробно ознакомиться с конспектом занятия:«Валеоигрушка - 5 правило здорового образа жизни (межличностное общение). Друг здоровья «Общалкин». «Театр здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста» можно на сайте: Конспект НОД на тему: «Валеоигрушка - 5 правилоЛurok.rmcategories/19/artides/27252.
МБДОУ детский сад «Рябинушка» г. Южи (Ивановская область).
В детском саду «Рябинушка» г. Южи особое внимание уделяется использованию интерактивности валеоигрушек для создания благоприятного психологического климата в группе, ведь применение валеоигрушек позволяет сформировать здоровьеобучающую среду на основе информационно-пространственного, социально-поведенческого и событийного окружения детей в группе.
Информационно-предметное здоровьеобучающее окружение включает валеоигрушки с советами от «Друзей здоровья», учебно-методическое пособие «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» с информацией о правилах здорового образа жизни на занятиях (валеораскраски).
Целесообразно размещение валеоигрушек: «Друг здоровья Питалкин» - в столовой, «Друг здоровья Распоряделкин» - в спальной комнате, в игровой комнате - «Друг здоровья Движелкин», «Друг здоровья Общалкин», «Друг здоровья Невредилкин», в комнате для музыкальных занятий, танцев - «Друг здоровья Настроелкин», в комнате для умывания - «Друг здоровья Умывалкина» и «Друг здоровья Закалялкин». Внимание детей акцентируется на советах от «Друзей здоровья»: при питании в столовой на советы от Питалкина, в игровой комнате на советы от Настроелкина, Движелкина и т.д.
Событийное здоровьеобучающее окружение включает проведение тематических «Дней здоровья», игр с распределением среди детей персонажей из «Восьми друзей здоровья» через разучивание советов от них и др.
Социальное - поведенческое здоровьеобучающее окружение ежечасно, ежедневно оказывает существенное влияние на формирование здорового образа жизни среди детей и включает применение советов от «Друзей здоровья» в различных ситуациях. Например, при конфликтах в общении необходимо
обращать внимание детей на совет от «Друга здоровья Общалкина», при плохом настроении на совет от «Друга здоровья Настроелкина» и т.д.
Особой сферой применения валеоигрушек является их применение на общественно-значимых мероприятиях для пропаганды здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
Так, в г.Иваново валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» для пропаганды здорового образа жизни участвуют на отдельной городской площадке в рамках празднования Дня города. МБДОУ ДС комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» г. Выкса (Нижегородская область). В МБДОУ ДС комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» г. Выкса (Нижегородская область) на основе применения валеоигрушек организован развивающий валеологический центр и центр «Здоровья», в который вошли валеоигрушки, тематические альбомы, макеты и лепбуки, дидактические игры, схемы-модели, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, а также оборудована «Полочка умных книг» (энциклопедии: «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и др.).
В целом, педагоги МБДОУ ДС комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» отмечают, что с помощью валеоигрушек дети получают знания и навыки, которые пригодятся в жизни.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 62» г. Наро-Фоминск (Московская область).
Новая форма применения валеоигрушек в учебно-воспитательном процессе детского сада для здоровьеобучения детей применяется в детском саду № 62, где 1 сентября педагоги с участием валеоигрушек проводят День знаний.
День Знаний в детском саду совсем не похож на День Знаний в школе. Здесь нет парт и школьной доски, здесь все по-другому. На празднике дети играют, поют песни, танцуют, отгадывают загадки.
Педагоги на празднике представляют валеоигрушки, которые будут помогать детям, заботиться о своем здоровье, в стихах рассказывать о важности занятий физкультурой, о правильном питании, о соблюдении распорядка дня, что в дальнейшем будет способствовать укреплению и сохранению здоровья детей через формирование представлений и ценностей здорового образа жизни, повышения их грамотности и готовности применять в повседневной жизнедеятельности способы соблюдения восьми правил здорового образа жизни на основе советов от «Восьми друзей здоровья».
МБОУ Гимназии № 16 (дошкольное отделение «Солнышко») г.Химки (Московская область) Применения валеоигрушек в тесном взаимодействии с родителями дошкольников, создание лейпбуков в учебно-воспитательном процессе детского сада для здоровьеобучения детей осуществляется воспитателем высшей квалификационной категории А.В.Сидориной в МБОУ Гимназии № 16 (дошкольное отделение «Солнышко») г.Химки Московской области.
После знакомства с валеоигрушками на ММСО 2019 в г. Москве (апрель 2019 года) А.В.Сидорина творчески адаптировала опыт их применения в образовательной практике МБОУ Гимназии № 16 (дошкольное отделение «Солнышко») г.Химки Московской области.
На снимке: автор-разработчик валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» и валеокурса на их основе к.п.н. И.В.Меньшов с педагогами: А.В.Сидорина (на фото крайняя справа) на Московском Международном Салоне Образования 2019 (г.Москва, апрель 2019 года).
Опыт работы «Восемь правил и восемь друзей здоровья (на основе валеоигрушек) в современных условиях стандартизированного дошкольного образования» А.В.Сидориной подробно представлен в журналах «Альманах педагога», Дошкольник.ги., в образовательной социальной сети nsporta1.ru, на сайте: видео А.В.Сидориной.12 минут 27 секунд. Опыт работы воспитателя высшей категории А.В.Сидориной. ok.ru.
А.В.Сидорина реализует валеокурс в совместной своей деятельности с детьми в режиме дня, в первую и вторую его половину (насыщая им культурные практики), а также инициируя самостоятельную деятельность детей с валеоигрушками и сопутствующими пособиями, учебно - методическим комплексом в целом. При этом игровая составляющая является основной формой здоровьеобучения на основе валеоигрушек, как наиболее интересная и доступная для большинства ребят форма работы.
В силу того, что восемь валеоигрушек охватывают не просто здоровьесберегающие моменты жизни детей, а практически все сферы жизни ребят группы (безопасное поведение в быту, умение общаться с детьми и взрослыми, понимать и проявлять зрелые эмоции и т.д.), - А.В.Сидорина валеоигрушкам отвела роль сквозных персонажей -персонажей, наделенных правом морального отношения к происходящему в группе, к поведению детей, к формированию у них привычек здоровой жизни во всех ее проявлениях.
При этом, валеоигрушки, как дидактические куклы располагаются круглогодично в разных уголках и центрах группы. Валеоигрушки живут в группе, но приходят в активное (условно организованное) состояние периодически - или в «критические минуты», когда, например, возникли проблемы в поведении детей, когда нужно решить проблемную игровую или практическую ситуацию, или когда нужно подбодрить детей, похвалить, отметить позитивные перемены в жизни группы и отдельных ребят, инициировать очередную образовательную или ~ 164 ~
воспитательную работу.
Помимо этого, игрушки приходят к детям во время режимных процессов. При этом дети имеют возможность самостоятельно играть с валеоигрушками, брать их в сюжетно - ролевые, режиссерские игры, уединяться с ними в уголке эмоциональной разгрузки или, наоборот, заниматься творческой деятельностью в центре музыки, танца и театра.
Валеоигрушки обладают волшебной способностью видеть и знать обо всем, что происходит в группе (имеет волшебную трубу, увеличительное стекло, камеру наблюдения и т. п.).
Каждая валеоигрушка любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.
Содержание общения с валеоигрушками для детей не ограничивается только моральной или дидактической сферой. Для разнообразия, каждая из валеоигрушек может иногда приносить скромное угощение, запись с песенкой, зажигательной или лирической музыкой, дидактическую игру, книгу, спортивный инвентарь - любую мелочь, которая может обрадовать и заинтересовать детей.
А.В.Сидорина разнообразила общение с валеоигрушками проблемно - игровыми ситуациями, использованием словесных игр и игр с правилами, просмотром тематических видеопрограмм и видеопрезентаций, фотоколлажей, включением в моменты встречи с игрушками дидактических, развивающих и настольно - печатных игр по темам валеоигрушек, организацией художественной и продуктивной деятельности детей (в том числе, работой с прилагаемыми в комплекте с валеоигрушками -валеораскрасками), обобщением знаний и привычек здорового, нравственного образа жизни ребят в форме
создания «кукольных домиков» для персонажей, вовлечением родителей в процесс здоровьеобучения и воспитания детей через общение и игр с валеоигрушками. Для целенаправленного, дидактически обусловленного процесса
решения проблемно - игровых и проблемно - практических ситуаций общения А.В.Сидориной сделаны картотеки. Они имеют тематику в зависимости от направлений работы с валеоигрушками:
- картотека проблемно - игровых ситуаций и ситуаций практического общения на темы ЗОЖ и ОБЖ (с подразделами: режим жизнедеятельности, навыки и привычки культутрно - гигиенической направленности, здоровьесбережение и ОБЖ, физкультура, питание)
- картотека проблемно - игровых ситуаций и ситуаций практического общения на темы приобретения социально - коммуникативного, нравственного опыта, эмоционального развития (также с
подразделами: эмоциональное развитие, развитие эмпатии и коллективизма, накопление нравственного опыта поведения).
Помимо картотек проблемно - игровых ситуаций А.В.Сидориной были сделаны картотеки правил, мини - бесед по вопросам здорового образа жизни, ведь правила должны носить строго научный, обоснованный характер.
Для каждой валеоигрушки педагог вместе с детьми ведет «Журналы очень важных историй», в которых отмечаются наиболее яркие, эмоционально окрашенные детские истории, иногда дети их иллюстрируют, вклеивают наклейки. Для проведения 165 ~
этических и нравственных бесед составлен «Мини - словарь добрых и культурных слов». Всегда готовы к использованию в работе с валеоигрушками картотеки дидактических и развивающих игр, квест - игр и игр - путешествий, загадок, картинок и серий картинок.
Одним из видов здоровьеобучения является проведение режиссерских игр с валеоигрушкой, что побуждает детей рассказывать ей о своих буднях, о пережитом опыте и др.
Для развертывания режиссерских игр с валеоигрушками в группе имеются всевозможные ширмочки, тематические фоны, наборы сопутствующих игрушек, предметов - заместителей и др.
Особое значение при здоровьеобучении на основе валеоигрушек придается их гардеробу и обиходу.
Так, в гардеробе и обиходе валеоигрушки «Друг здоровья Распоряделкин» используются наручные часы, сотовый телефон, планшет (игрушечные), шапочки - маски с нарисованными символами частей суток определенного цвета (утро - розовый полукруг на картонном ободе, полдень - желтого цвета, вечер - синего цвета, ночь - черного цвета).
В арсенале «Друга здоровья Закалялкина» есть градусник, полотенце, ведерко для обливания водой, резиновая шапочка на голову, солнечные очки, солнцезашитный крем.
«Друг здоровья Невредилкин» имеет при себе карточки с запрещающими знаками (по числу вредных привычек детей и взрослых). Периодически ему можно надевать белую шапочку с красным крестом, символизирующим медработника.
«Друг здоровья Умывалкин» снабжен полотенцами - для лица, головы, тела, ног, мылом и мочалкой, расческой, зубной щеткой и тюбиком зубной пасты, шампунем, носовым платком, зеркальцем.
«Друг здоровья Общалкин» приносит детям словарик добрых слов и приветствий, иногда - букет цветов или один цветочек - в знак приятного общения, расположения, «мирилку» для поссорившихся ребят.
«Друг здоровья Настроелкин» снабжен пиктограммами эмоций на небольшом кубике, зеркальцем -для отслеживания своего настроения и отработки ярко выраженных эмоций всеми желающими, дисками
с песнями и музыкой для танцевально - ритмических импровизаций, музыкальными инструментами маленького размера (в том числе -нестандартными, имитаторами).
«Друг здоровья Питалкин» в костюме повара представлен с целым арсеналом - муляжи вредных и здоровых продуктов, сковорода, столовые приборы, атрибуты для красивой сервировки стола.
«Друг здоровья Движелкин» снабжен секундомером, шагомером (можно - динамометром) и спортивным инвентарем в уменьшенном виде - мячик, скакалка, ленточка на палочке.
Особая роль в здоровьеобучении на основе валеоигрушек принадлежит родителям дошкольников.
При взаимодействии с родителями, чтобы они стали полноправными участниками здоровьеобучения своих детей, А.В.Сидорина предоставляет родителям дошкольников использование валеоигрушек дома. Для этого валеоигрушки раздаются в семьи на 1 -2 дня, на выходные дни, чтобы дети в свободной обстановке пообщались с персонажем. Вместе с общением с валеоигрушкой
в домашней обстановке одновременно решается задача по привлечению внимания родителей к какой - то проблеме, помочь им так же, в игровой форме, попытаться сформировать или закрепить здоровую привычку у их ребенка.
После возвращения валеоигрушки в детский сад ребята рассказывают, как сложились взаимоотношения с куклой дома, а родители в виде небольших письменных или аудио - отчетов рассказывают, как игрушка помогла их ребенку в конкретной ситуации (напомнила, что нужно перед сном умываться и чистить зубы, употреблять в питании овощи и фрукты, которые содержат витамины, а также пожелать всем спокойной ночи и доброго утра и др.).
С помощью родителей валеоигрушки в детском саду приобрели свои домики - дидактические коробки, куда помещаются, помимо куклы, их атрибуты, картотеки, картинки, дидактические и развивающие игры, сценарии и конспекты игр - путешествий, квест - игр, другой досуговой деятельности.
В работе с семьей в деле освоения валеокурса с помощью валеоигрушек А.В.Сидорина использует уже проверенные традиционные формы взаимодействия, которые имеют характер здоровой соревновательности, обязательного поощрения по итогам мероприятий:
- смотры - конкурсы семейных газет на темы ЗОЖ и здоровой коммуникации («Наши семейные праздники», «Семейный досуг на природе», «Всей семьей со спортом дружим», «Как я помогаю дома», «Самые добрые слова для родных и близких»);
- написание коротких эссе, семейных рассказов на темы валеокурса;
- конкурсы семейных тематических творческих работ: конкурс поделок «Лесная история», конкурс лепных работ «Хранитель нашего дома», конкурс здорового десерта, конкурс на самый занимательный детский завтрак, конкурс самого красивого оформления овощей и фруктов.
Школа здоровья «Восемь правил и восемь друзей здоровья на базе «ГУЗ ДКМЦ г.Чита» (Забайкальский край).
Интересен опыт применения валеоигрушек в дошкольных образовательных организациях в Забайкальском крае через деятельность «ГУЗ ДКМЦ г.Чита»: на базе данного учреждения работает Центр здоровья детей и создана «Школа здоровья «Восемь правил и восемь друзей здоровья» на основе валеоигрушек.
Школа здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» (на основе занятий с использованием валеоигрушек) проводит здоровьеобучающие занятия в детских садах среди детей с использованием учебного материала
«Валеокурса для дошкольника «Восемь правил и восемь друзей здоровья », валеораскрасок, а также дополнительных учебных материалов. С учетом ситуации с коронавирусом особое внимание уделяется здоровьеобучению детей способам и приемам соблюдения личной гигиены по предупреждению и профилактике ОРВИ - острых респираторных вирусных инфекций (грипп, коронавирусная инфекция относятся к ОРВИ) на основе валеоигрушки «Друг здоровья Умывалкин».
СОВЕТЫ ОТ «ДРУГА ЗДОРОВЬЯ УМЫВАЛКИНА»
Несоблюдение правил личной гигиены может негативно отразиться как на здоровье дошкольника, так и на здоровье его окружающих (сверстников, родственников и т.д.).
Особо опасны вызываемые вирусами инфекции, которые называются острыми респираторными вирусными инфекциями (далее - ОРВИ). ОРВИ является самой распространённой в мире группой заболеваний, объединяющей грипп, риновирусную, коронавирусную и другие инфекции.
Чтобы не допустить ОРВИ, необходимо строго соблюдать меры профилактики. Одним из наиболее доступных средств профилактики ОРВИ является защитная респираторная медицинская маска.
Как правильно надевать защитную маску.
1. Надевая маску, необходимо ее держать за ушные петли (резинки) или верхний край маски и не прикасаться к внутренней поверхности маски.
2.Надевать маску необходимо через поочередное одевание за уши эластичных ушных петель (резинок).
3.Пластичное крепление вверху маски можно подогнать пальцами к спинке носа (носовой фиксатор обычно вшит с внутренней стороны маски).
4. Складки на маске нужно развернуть, придавая ей более удобную форму и обеспечивая лучшее прилегание.
5.Маска должна закрывать рот, нос и подбородок. Как правильно носить и снимать защитную маску.
1. Трогать маску руками во время ношения не рекомендуется. При прикосновении к маске необходимо вымыть руки.
2. Нельзя сдвигать маску на подбородок или снимать, а потом снова использовать.
3. Влажную и загрязненную маску требуется утилизировать незамедлительно.
4. Снимать маску необходимо за резинки сзади. Снимая маску, не прикасаться к внешнему защитному слою, на котором скопились возбудители инфекции и к внутреннему слою (обращенному к лицу).
Рассмотрение валеокартинки (здоровьеобучающая учебная картинка) и озвучивание валеостихотворения (здоровье-обучающее учебное стихотворение) от «Друга здоровья Умывалкина» (валеокартинка представлена из учебного-наглядного пособия И.В.Меньшова «Восемь правил и восемь друзей здоровья», на основе которого разработаны валеоигрушки).
Комментарий: на учебной картинке изображена девочка в защитной маске и игрушки в защитных масках, чтобы защищаться от различных заболеваний.
Девочка знает и соблюдает правила личной гигиены от различных заболеваний, разрушительного влияния микробов, вирусов, поэтому у нее и у игрушек защитные маски. Знания о соблюдении личной гигиены девочка приобрела на занятиях с валеоигрушкой «Друг здоровья Умывалкин» в детском саду.
Озвучивание учебного стихотворения - совета от «Друга здоровья Умывалкина». «Гигиеной занимайся и здоровым оставайся».
Комментарий. Одним из важнейших правил здорового образ жизни является личная гигиена, которая помогает защитить организм от различных заболеваний, разрушительного влияния микробов, вирусов, позволяет оставаться чистым, опрятным, что способствует укреплению и сохранению здоровья.
Основные рекомендации для профлактики ОРВИ. 1.Избегать близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, обнаруживают явления
~ 168 ~
жара (температура) и кашля. Избегать многолюдных мест или сократить время пребывания в многолюдных местах, носить защитную маску и перчатки. Необходимо проветривание помещений, чтобы увеличить приток свежего воздуха. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и рекомендации санитарно-эпидемиологических служб. Стараться не прикасаться ко рту и носу. ОРВИ передается через близкие контакты, попадая на слизистую оболочку носа, глаз и ушей, поэтому необходимо тщательно мыть руки, лицо, шею, уши, нос.
Как правильно мыть руки.
Особенно эффективно мыть руки по локоть. При мытье рук важно уделять внимание межпальцевым пространствам, где могут скапливаться бактерии и вирусы. На эффективность мытья рук и борьбы с микробами и вирусами влияет использование моющего средства и правильной техники (мытье рук не менее 20 секунд). Руки после мытья обязательно нужно вытирать насухо бумажным или личным полотенцем. На влажной коже бактерии и вирусы оседают быстрее, чем на сухой. Любой санитайзер или антисептик является скорее дополнением, чем заменой мытью рук. Его лучше использовать после мытья
рук.
Совет «Друга здоровья Умывалкина» соблюдай и здоровье укрепляй.
Учебно-методический потенциал здоровьеобучения на основе применения валеоигрушек, огромен, что и подтверждает практика применения валеоигрушек в детских садах в регионах страны: мини-театры, лепбуки, «Дни знаний», использование различных игр, аксессуаров и др.
Представленный обзор практики применения валеоигрушек для здоровье-обучения детей демонстрирует не только большой учебно-методический потенциал валеоигрушек, но и показывает как на основе синергизма - единого объединения творческой энергии педагогов и потенциала валеоигрушек можно разнообразить процесс по формированию здорового образа жизни на их основе среди детей с раннего возраста в детских садах в регионах страны.
Представленная учебно-методическая база практикоприменения валеоигрушек (наряду с классической базой: валеокурс, валеораскраски в комплекте с валеоигрушками) поможет педагогам использовать потенциал валеоигрушек в детских садах в регионах страны.
Более подробно с информацией о валеоигрушках, практики их применения в детских садах в регионах страны можно ознакомиться на следующих сайтах.
Список сайтов с информацией о валеоигрушках «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
1.Сайт видео А.В.Сидориной.12 минут 27 секунд.Опыт работы воспитателя высшей категории А.В.Сидориной: ок.т>^ео/1440520671497.
2.Школыздоровья: fenix.dkmc-chita.ru>.
3.Валеоигрушки«восемь правил и восемь друзей: school-arsenal.ru
4.ГТРК Чита - Вести: Валеокуклы Закалялкин, Невредилкин: gtrkchita.ru>
5.Игрушки вместо лекарств. Читинские врачи первыми: zab-nanny.ru>
6.Валеоигрушки! Дети в восторге - YouTube: youtube.com>
7.ММСО-2020 - Экспонент Ивановская фабрика игрушки: mief2020.mmco-expo.ru
8.Формирование здорового образа жизни детей с 3 лет: soiro.ru>
9.Валеоигрушка - 5 правило здорового образа жизни": zhurnalpoznanie.ru>
10.Ивановскаяфабрика игрушки:kukla-rus.ru
11.Дмитрий Котов: новинка фабрики - валеоигрушки: mirdetstva-expo.ru
12.Куклы Валео (Valeotoys):TDEkor.ru>
13.Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: 5pluspro.ru>
14.Валеокуклы в нашем детском саду : 1urok.ru>
15.«Правильное питание и советы от друга здоровья Питалкина»: maam.ru>detskijsad/zdorovyiobraz-
zhizni-2
16.Семинар - практикум - Новости - МБДОУ «Детский сад»: доу62.рф>
~ 169 ~
17.Деньзнаний:nfdou62.edumsko.ru>
18.Домашняя - МБДОУ детский сад «Рябинушка» г. Южи: portal.iv-edu.ru>
19.Валеокурс «ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ»: tpoo.ru> 20.Отечественные производители - детям! tmndetsady.ru>
21.Воспитатель высшей квалификационной категории: newgi.ru>
22.VALEOTOYS/Валеокурс "ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ": valeotoys.ru 23.Здоровый образ жизни:dou92.ivedu.ru>mdex.php/zdorovyj -obraz-zhizni 24.МБОУ Гимназии №16(дошкольное отделение) "Солнышко": twitter.com>smdou1himki/status/1230766935068958720
Образовательная, воспитательная сила валеоигрушек в том, что они формируют мыслеопору и модель здоровьеукрепляющего поведения у детей.
Применение валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» в детских садах в регионах страны (от Камчатки до Калининграда) способствует массовому здоровьеобучению дошкольников и в целом, воспитанию здорового подрастающего поколения. Список использованной литературы:
1. Абаскалова Н.П. Мой организм - мое здоровье.Новосибирск, 2003.-146 с.
2. Валеоафоризмы. И.В.Меньшов.Чита.Экспресс-издательство, 2015. - 32 с.
3. Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек): И.В.Меньшов. Из-во «ЛИСТОС», Иваново,2018.-36 с.
4. Восемь правил и восемь друзей здоровья. И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита:ЗабГУ,2015.- 44 с.
© Меньшов И.В., 2020