Научная статья на тему 'Применение здоровьеобучающих игрушек для формирования у детей с раннего возраста здорового образа жизни через организацию деятельности школы здоровья "8 правил и 8 друзей здоровья"'

Применение здоровьеобучающих игрушек для формирования у детей с раннего возраста здорового образа жизни через организацию деятельности школы здоровья "8 правил и 8 друзей здоровья" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ / ВАЛЕОИГРУШКИ / "ЛИНЕЙКА" ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нардина И.В., Ростовецкая А.В.

В современных условиях развития российского здравоохранения одним из приоритетных направлений является пропаганда и формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста для предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний, укрепления и сохранения здоровья. Для предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у детей с раннего возраста организована школа здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья». Основой школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья». По формированию здорового образа жизни среди детей 3-18 лет являются здоровьеобучающие игрушки. Также научно-методическую базу школы здоровья составляет единая «линейка» учебно-методических изданий: «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек),«Восемь правил и восемь друзей здоровья» (для школьников 1-4 классов), «Валеомаршрут школьника» (для школьников 5-8 классов), «Культура здоровья студентов» (для старшеклассников и студентов). Основным результатом организации школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» на основе здоровьеобучающих игрушек и единой «линейки» здоровьеобучающих учебных изданий является повышение грамотности дошкольников, школьников, студентов и их готовности проявлять в реальном мире способы соблюдения 8 правил здорового образа жизни на основе собственных усилий, что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию здорового подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нардина И.В., Ростовецкая А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение здоровьеобучающих игрушек для формирования у детей с раннего возраста здорового образа жизни через организацию деятельности школы здоровья "8 правил и 8 друзей здоровья"»

УДК 372.3/.4

И.В.Нардина

канд.мед.наук Главный врач ГУЗ «ДКМЦ г. Читы» А.В.Ростовецкая Врач - педиатр ГУЗ «ДКМЦ г. Читы»

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ ИГРУШЕК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАННЕГО ВОЗРАСТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ «8 ПРАВИЛ и 8 ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ».

Аннотация

В современных условиях развития российского здравоохранения одним из приоритетных направлений является пропаганда и формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста для предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.

Для предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у детей с раннего возраста организована школа здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья». Основой школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья». По формированию здорового образа жизни среди детей 3-18 лет являются здоровьеобучающие игрушки. Также научно-методическую базу школы здоровья составляет единая «линейка» учебно-методических изданий: «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек),«Восемь правил и восемь друзей здоровья» (для школьников 1-4 классов), «Валеомаршрут школьника» (для школьников 5-8 классов), «Культура здоровья студентов» (для старшеклассников и студентов).

Основным результатом организации школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» на основе здоровьеобучающих игрушек и единой «линейки» здоровьеобучающих учебных изданий является повышение грамотности дошкольников, школьников, студентов и их готовности проявлять в реальном мире способы соблюдения 8 правил здорового образа жизни на основе собственных усилий, что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию здорового подрастающего поколения.

Ключевые слова:

Школа здоровья, валеоигрушки, «линейка» здоровьеобучающих учебных изданий, здоровый образ жизни,

профилактика неинфекционных заболеваний.

Пропаганда и формирование у детей с раннего возраста здорового образа жизни для укрепления и сохранения здоровья, предупреждения и профилактики заболеваний яляется одной из задач здравоохранения.

Для современных детей 3-18 лет проблема состояния здоровья является наиболее актуальной. Только 20% из общего числа дошкольников, школьников, студентов относятся к здоровым, а у 60% имеются значительные отклонения в состоянии здоровья. Одним из главных факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является низкий уровень здорового образа жизни.

Учитывая проблемы состояния здоровья детей 3-18 лет, формирование у них здорового образа жизни является жизненной необходимостью как для здоровья самих дошкольников, школьников, студентов, так и для государства, и общества, ведь воспитание здорового подрастающего поколения - залог здоровья нации в будущем, основа жизнеспособности общества и государства.

С целью формирования у детей с раннего возраста здорового образа жизни необходима целенаправленная и системная работа в учреждениях здравоохранения.

Для целенаправленного формирования и повышения уровня здорового образа жизни у детей 3-18 лет

в ГУЗ «ДКМЦ г. Читы» создана школа здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья».

Главный врач ГУЗ «ДКМЦ г.Чита» И.В.Нардина на открытии школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья».

Основой деятельности школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» составляют здоровьеобучающие игрушки (каждому из 8 правил здорового образа жизни соответствует своя игрушка): распорядок дня и игрушка «Друг здоровья Распоряделкин», закаливание и игрушка «Друг здоровья Закалялкин», отказ от вредных привычек и игрушка «Друг здоровья Невредилкин», личная гигиена и игрушка «Друг здоровья Умывалкин», межличностное общение и игрушка «Друг здоровья Общалкин», поддержка хорошего настроения и игрушка «Друг здоровья Настроелкин», правильное питание и игрушка «Друг здоровья Питалкин», двигательная активность и игрушка «Друг здоровья Движелкин».

Название «валеоигрушки» не связано с валеологией. Валео - будьте здоровы. Так древние латины приветствовали друг друга. В нашей жизни на русском языке это звучит каждый день в приветствии друг друга: «Здравствуйте!»,т.е. пожелание здоровья, будьте здоровы. Применимо к валеоигрушкам «Восемь правил и восемь друзей здоровья» «валео» подчеркивает их здоровьеобучающую направленность.

С появлением валеоигрушек здоровый образ жизни впервые в истории здравоохранения страны предстал в осязаемых образах игрушек, в образах валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья».

Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» изготавливает отечественный производитель ООО «Ивановская фабрика игрушки» из пластизоля, а материалы для одежды, обуви из высококачественных тканей.

Каждая валеоигрушка оснащена звуковым советом о соответствующем правиле здорового образа жизни. Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» как аудиовизуальные произведения науки в форме специальных здоровьеобучающих предметов, являются инновационным средством пропаганды здорового образа жизни, предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний, здоровьеобучения детей с раннего возраста на научно-методическом совете школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья».

Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» являются основой формирования здорового образа жизни у детей с раннего возраста и их роль в воспитании здорового подрастающего поколения является незаменимой и фундаментальной.

Неслучайно, что все мероприятия в школе здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» среди дошкольников, школьников, студентов проводятся с применением валеоигрушек, в т.ч. через здоровьеобучающие занятия в детских садах, общеобразовательных организациях, в учреждениях

профессионального образования и др.

И I I в ш ■

Специалисты ГУЗ «ДКМЦ г.Чита»

При этом, эмоциональная вовлеченность в процесс освоения правил здорового образа жизни с применением валеоигрушек и игр от каждого «Друга здоровья» увлекает дошкольников, школьников младшего, среднего, старшего возраста и студентов, а игровая форма занятий и практическая применимость советов от «Друзей здоровья» для укрепления и сохранения здоровья многократно усиливает эффективность здоровьеобучения.

Ответственный специалист за работу школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» ГУЗ «ДКМЦ г.Чита» врач-педиатр А.В.Ростовецкая (на снимках слева) проводит занятия на основе валеоигрушек с дошкольниками.

Информация о деятельности школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» размещается на официальном сайте ГУЗ «ДКМЦ г.Читы».

Здоровьеобучение детей с помощью валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» в медицинских учреждениях полностью согласуется с п.30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» ФЗ-323 от 21.11.2011 (ред.от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»,в котором определено, что одной из главных задач органов государственной власти в сфере здравоохранения, медицинских учреждений является профилактика неинфекционных заболеваний в т.ч. через формирование здорового образа жизни.

Здоровьеобучение детей с помощью валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» в медицинских учреждениях также согласуется с п.5 «Профилактика неинфекционных заболеваний и

формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе несовершеннолетних» (включая комплекс информационно-коммуникационных мероприятий по ведению здорового образа жизни) Приказа Министерства здравоохранения РФ № 683н от 30 сентября 2015 года «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики неинфекциных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях».

Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» были представлены 16-17 апреля 2019 года на первом Дальневосточном женском форуме и вызвали неподдельный интерес и одобрение у специалистов. Валеоигрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» были высоко оценены директором Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, кандидатом биологических наук Л.Д.Попович и директором Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктором медицинских наук, профессором Е.Н.Байбариной, которые отметили важность и необходимость широкого применения валеоигрушек для пропаганды и формирования здорового образа жизни у детей с раннего возраста.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, кандидат биологических наук Л.Д.Попович (первая слева на снимке) и директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Е.Н.Байбарина (первая справа на снимке) с валеоигрушками на первом Дальневосточном женском форуме.

Научно-методическую базу школы здоровья школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» наряду с валеоигрушками составляет единая «линейка» специализированных учебных изданий: для дошкольников «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек), «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (для школьников 1 -4 классов), «Валеомаршрут школьника» (для школьников 5-8 классов), «Культура здоровья студентов» (для старшеклассников и студентов).

Все учебные издания: «Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек), «Восемь правил и восемь друзей здоровья», «Валеомаршрут школьникиа», «Культура здоровья студентов» пронизаны единством формирования здорового образа жизни у дошкольников, школьников, студентов на основе соблюдения 8 правил (элементов): режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция (у дошкольников и школьников младшего возраста:поддержка хорошего настроения), двигательная активность и все 8 правил представлены в образе 8 валеоигрушек.

Реализация через школу здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» системы здоровьеобучения детей

на основе валеоигрушек и единой «линейки» учебных изданий позволяет сделать доступным здоровьеобучение для каждого ребенка с раннего возраста (в т.ч. через обучающие занятия в детских садах, в общеобразовательных школах, в учреждениях СПО, ВУЗах) с целью укрепления и сохранения здоровья, предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний среди детей.

Ведь на долю неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых и др.), причиной которой во многих случаях является именно нездоровый образ жизни,приходится до 70% всех заболеваний. Поэтому профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни, в т.ч. у детей с раннего возраста, является основой общественного здоровья, которое является центральной задачей особого направления государственной политики, получившего приоритетный статус. И деятельность школы здоровья на основе валеоигрушек является одной из наиболее эффективных форм для решения этой задачи.

В целом, деятельность школы здоровья «8 правил и 8 друзей здоровья» на основе валеоигрушек, являясь инновационной формой для предупреждения и профилактики неинфекционных заболеваний среди детей, формирования здорового образа жизни и повышения грамотности дошкольников, школьников, студентов в вопросах укрепления и сохранения здоровья и приобретения готовности проявлять в повседневной жизнедеятельности способы соблюдения 8 правил здорового образа жизни на основе собственных усилий, способствует укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию здорового подрастающего поколения.

Список использованной литературы

1. Абаскалова Н.П. Мой организм - мое здоровье.-Новосибирск,2003.-146 с.

2. Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек): учебно-методическое пособие / И.В.Меньшов. Издательство «ЛИСТОС». Иваново, 2018. - 36 с.

3. Валеомаршрут школьника / И.В.Меньшов. Забайкал.гос.ун-т.--Чита: ЗабГУ. .-2-е изд.,испр. и доп.- 2019. - 90 с.

4. Восемь правил и восемь друзей здоровья:учеб.наглядное пособие / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т. -2-е изд.,испр. и доп.--Чита: ЗабГУ, 2019. - 44 с.

5. Культура здоровья студентов/ И.В.Меньшов. Забайкал.гос.ун-т.-2-е изд.,испр. и доп.-Чита: ЗабГУ, 2019. - 143 с.

© Нардина И.В., А.В.Ростовецкая., 2019

УДК 004: 61

Шутов А.Б.

Преподаватель, Сочинский государственный университет,

г.Сочи, Российская Федерация Мацканюк А.А.

канд. тех. наук, доцент, Сочинский государственный университет,

г.Сочи, Российская Федерация Корней К.В. врач по спортивной медицине, Центр медицинской профилактики, ГБУЗ МЗКК, г.Сочи, Российская Федерация

ОЦЕНКА ВАРИАТИВНОЙ ДИНАМИКИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

СТАНДАРТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Аннотация

В периоде восстановления после физической нагрузки сравнивались способности метода долевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.