художественная), акробатика и т.д. А использование, всех имеющихся в педагогической практике хореографов, методов, способов и средств обучения позволит в наибольшей степени эффективно осуществлять процесс развития физических возможностей участников хореографического коллектива посредством экзерсиса par terre.
Список использованной литературы:
1. Александрова, Н. А. Балет, Танец, Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Н. А. Александрова. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. - 624 с.: ил. - (Мир культуры, истории и философии).
2. Краткий словарь по эстетике. - М., Политиздат, 1963. - 543 с.
3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. - 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 368 с. : ил., табл. - (Библиотека высшей школы).
4. Князев, Борис Алексеевич [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон.дан. - Режим доступа: https://wiki2.org/ru/Князев,_Борис_(артист_балета). - Загл. с экрана. - Яз. Рус.
© Клименко Н А., Клименко А.В., 2021
УДК 373:613.95 (075)
Меньшов И.В.
канд. пед.наук г. Чита, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ДЕТЕЙ С РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩЕГО МУЛЬТФИЛЬМА «ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ»
Аннотация
В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьеобучение детей с раннего возраста для укрепления и сохранения здоровья, воспитания здорового подрастающего поколения.
Для формирования здорового образа жизни среди детей с раннего возраста (дошкольники и школьники начальных классов) применяется здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (ЗОЖмультфильм), в котором «Восемь друзей здоровья» обучает соблюдению 8 правил ЗОЖ.
Основным результатом здоровьеобучения детей на основе здоровьеобучающиго мультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является формирование здорового образа жизни среди детей через «оснащение» их навыками соблюдения 8 правил ЗОЖ на основе собственных усилий, что способствует укреплению и сохранению здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения.
Ключевые слова:
ЗОЖмультфильм, здоровьеобучение, дошкольники, школьники, здоровье.
В современных условиях развития российского общества актуальным является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
Для здоровьеобучения детей необходимо применение наиболее эффективных средств и, прежде всего, используя наиболее доступный - информационно-телекоммуникационный формат через здоровьеобучающие мультфильмы, которые основаны на современных научных знаниях, практиках здорового образа жизни и привлекательных ярких образах главных персонажей.
Для формирования здорового образа жизни детей с раннего возраста (дошкольники и школьники начальных классов) создан здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья».
Здоровьеобучающий мультфильм (далее ЗОЖмультфильм) создан на основе учебного наглядного пособия «Восемь правил и восемь друзей здоровья», которое рекомендовано для здоровьеобучения дошкольников и школьников начальных классов (1-4 классы).
Основой здоровьеобучения на основе учебного наглядного издания «Восемь правил и восемь друзей здоровья» являются «Восемь друзей здоровья», каждый из которых соответствует одному из 8 правил здорового образа жизни.
1.Распорядок дня и «Друг здоровья Распоряделкин». 2.Закаливание и «Друг здоровья Закалялкин». 3.Отсутствие вредных привычек и «Друг здоровья Невредилкин». 4.Личная гигиена и «Друг здоровья Умывалкин».
5.Межличностное общение и «Друг здоровья Общалкин».
6.Поддержка хорошего настроения и «Друг здоровья Настроелкин».
7.Правильное (рациональное) питание и «Друг здоровья Питалкин».
8.Двигательная активность и «Друг здоровья Движелкин».
Учебное издание «Восемь правил и восемь друзей здоровья» рекомендовано учителям начальных классов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, преподавателям вузов, ведущим подготовку студентов на отделениях дошкольного и начального образования для формирования здорового образа жизни среди дошкольников и школьников начальных классов.
Учебное издание «Восемь правил и восемь друзей здоровья» разработано на основе современных научных знаний о здоровье и здоровом образе жизни (Н.П. Абаскалова, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, В.Н. Ирхин, Н.С. Козлов, А.В. Лейфа, В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина и др.).
Рецензентами учебного издания «Восемь правил и восемь друзей здоровья» являются: Н.П. Абаскалова - доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, Т.К. Клименко - доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственного университета, Н.М. Сараева - доктор психологических наук, профессор Забайкальского государственного университета, И.В. Нардина - кандидат медицинских наук, главный врач «ГУЗ ДКМЦ г. Чита» (на базе «ГУЗДКМЦ г.Чита» работает Центр здоровья детей и создана «Школа здоровья «Восемь правил и восемь друзей здоровья»).
Учебное издание «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является победителем общероссийского конкурса «Университетская книга-2016» в г. Новосибирске (на базе Новосибирского Государственного Педагогического Университета) в номинации «Лучшие издания по психолого-педагогическим наукам», что свидетельствует о высокой научной психолого-педагогической ценности учебного издания.
Здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (далее -ЗОЖмультфильм) подготовлен на основе вышеназванного учебного наглядного издания и представляет современные научные знания и практики 8 правил здорового образа жизни через образы «Восьми друзей здоровья».
Образы «Восьми друзей здоровья» в ЗОЖмультфильме представлены через образы валеоигрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: «Друг здоровья Распоряделкин», «Друг здоровья Закалялкин», «Друг здоровья Невредилкин», «Друг здоровья Умывалкин», «Друг здоровья Общалкин», «Друг здоровья Настроелкин», «Друг здоровья Питалкин», «Друг здоровья Движелкин» (авторские здоровьеобучающие игрушки к.п.н. И.В. Меньшова), которые объединяют научные знания и практики 8 правил здорового образа жизни.
Яркие образы персонажей «Восьми друзей здоровья» способствуют эффективному запоминанию 8
правил здорового образа жизни и способов их соблюдения через наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» с изображением «Восьми друзей здоровья»: Распоряделкин, Закалялкин, Невредилкин, Умывалкин (верхний ряд), Общалкин, Настроелкин, Питалкин, Движелкин (нижний ряд).
В здоровьеобучающем мультфильме «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (далее ЗОЖмультфильм) каждый из друзей здоровья обучает соблюдению соответствующего правила ЗОЖ.
ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: РАСПОРЯДОК ДНЯ И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ РАСПОРЯДЕЛКИН
'Чтобздоровье укреплять, 'Ладо жить по распорядку. * Кутать, отдыхать, играть, а потом ложиться спать, чтобы бодрым день встречать.
Совет от друга здоровья Распоряделкина
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Распоряделкин обучает соблюдению распорядка дня.
«Друг здоровья Распоряделкин» формирует представление о распорядке дня и ценностное отношение к нему как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам его соблюдения на основе собственных усилий.
уЯ^ЛЧц. ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ^-ЗАКАЛИВАНИЕ
И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ ЗАКАЛЯЛКИН
Чтоб здоровье укреплять, тело надо 1акалять. Ведь болезнь всегда отступит, если у те5я друзья -сатще, воздух и вода.
Совет от «друга здоровья» Закалялкина
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Закалялкин обучает правилам проведения закаливающих процедур.
«Друг здоровья Закалялкин» формирует представление о закаливании и ценностное отношение к нему как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам его соблюдения на основе собственных усилий.
ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ НЕВРЕДИЛКИН
\nxoS здоровье укреплять, вредные привычки надо исключать.
Совет от друга здоровья Невредилкина
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Невредилкин разрывает одну из вредных привычек - курение.
«Друг здоровья Невредилкин» формирует представление об отсутствии вредных привычек и ценностное отношение к правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам его соблюдения на основе собственных усилий.
ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ УМЫВАЛКИН
Чпхоё здоровье укреплять, тело 6 чистоте держать, I, , надо руки с мылом мыть, ёшие чаще посещать, ууш и ванну принимать.
гл Совет от друга здоровья Умывалкина
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Умывалкин обучает соблюдению правил личной гигиены.
«Друг здоровья Умывалкнн» формирует представление о личной гигиене и ценностное отношение к ней как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам ее соблюдения на основе собственных усилий.
ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: дд^ | ААЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
ГЙ» и ДруГ ЗДОРОВЬЯ ОБЩАЛКИН
'Чтоб здоровье укреплять,
правила общения надо знать и применять: вежливо спросить,ответить, чтобы дружно жить на свете.
Совет от друга здоровья Общалкина
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Общалкин обучает соблюдению правил межличностного общения.
«Друг здоровья Общалкин» формирует представление о межличностном общении и ценностное отношение к нему как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам его соблюдения на основе собственных усилий.
ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ПОДДЕРЖКА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ НАСТРОЕЛКИН
"Чтоб здоровье укреплять,
настроенье улучшать, нужно петь и веселиться, танцевать, играть, кружиться.
Совет от друга здоровья Настроелкина
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Настроелкин обучает приемам и способам поддержки хорошего настроения.
«Друг здоровья Настроелкин» формирует представление о поддержке хорошего настроения и ценностное отношение к нему как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам его соблюдения на основе собственных усилий.
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Питалкин обучает соблюдению режима питания и потреблению полезных продуктов.
«Друг здоровья Питалкин» формирует представление о правильном питании и ценностное отношение к нему как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам его соблюдения на основе собственных усилий.
«Друг здоровья Движелкин» формирует представление о двигательной активности и ценностное отношение к ней как правилу здорового образа жизни, важности применения для укрепления и сохранения здоровья, обучает приемам, способам ее соблюдения на основе собственных усилий.
Здоровьеобучение на основе главных героев ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» Распряделкина, Закалялкина, Невредилкина, Умывалкина, Общалкина, Настроелкина, Питалкина, Движелкина осуществляется через формирование ассоциативных связей между представлениями и образами «Восьми друзей здоровья».
Дети воспринимают и запоминают информацию во многом через мир образов на основе ассоциаций.
Например, правило здорового образа жизни: «Межличностное общение» ассоциируется с «Другом здоровья Общалкин» и наоборот.
Так процесс формирования и интериоризации (т.е. присвоения) представлений и ценностей ЗОЖ у детей с раннего возраста осуществляется наиболее эффективно.
Каждый из «Восьми друзей здоровья» в информационно-телекоммуникационном формате ЗОЖмультфильма оказывает здоровьеобучающее воздействие в соответствии со своей спецификой (правилом ЗОЖ) на детей.
ПРАВИЛО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ДРУГ ЗДОРОВЬЯ ДВИЖЕЛКИН
На снимке: кадр из ЗОЖмультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья»: Движелкин обучает физическим упражнениям, играм.
Так, с учетом ситуации с коронавирусом, «Друга здоровья Умывалкина» (правило здорового образа жизни - личная гигиена) используется для пропаганды антиковидных мер: применения защитных масок и др.
Аксессуары у каждого из «Восьми друзей здоровья» повышают здоровьеобучающую ценность ЗОЖмультфильма (например, аксессуары у «Друга здоровья Движелкина» - мяч, «Друга здоровья Умывалкина» - защитная маска и др.).
Здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является инновационным педагогическим средством здоровьеобучения детей с раннего детства.
С появлением здоровьеобучающего мультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» здоровый образ жизни впервые в педагогической практике на научной основе обрел и предстал в осязаемых образах «Восми друзей здоровья», каждый из которых соответствует одному из 8 правил ЗОЖ.
Здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья» на основе «Восьми друзей здоровья»: Распряделкина, Закалялкина, Невредилкина, Умывалкина, Общалкина, Настроелкина, Питалкина, Движелкина формирует у детей представления о ЗОЖ, его 8 правилах и способах их соблюдения, которым дети следуют в повседневной жизнедеятельности (подобно тому, как изучив и освоив алфавит - научились и умеют читать, а таблицу умножения - научились и умеют считать).
Важной особенностью здоровьеобучения на основе здоровьеобучающего мультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является то, что «Восемь друзей здоровья», их образы, советы воздействуют на детей с раннего возраста, когда формируются основные жизненные представления и ценности личности, что способствует не только формированию представлений и ценностей ЗОЖ с раннего возраста, но и авансирует соблюдение каждым ребенком его 8 правил для укрепления и сохранения здоровья в последующей жизнедеятельности.
У обученных практикам соблюдения 8 правил ЗОЖ детей в повседневной жизнедеятельности будут присутствовать навыки по укреплению и сохранению здоровья на основе собственных усилий, которые, как сформированный стереотип поведения, останутся с детьми на всю жизнь.
Задача по здоровьеобучению детей с раннего возраста для укрепления и сохранения здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения является важной государственной задачей и формирование здорового образа жизни на научной основе в яркой и доступной форме через здоровьеобучаюший мультфильм значительно повышает эффективность «оснащения» детей с раннего возраста навыкам ЗОЖ.
Создание здоровьеобучающего мультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» на основе одноименного учебного пособия и валеоигрушек «Друг здоровья Распоряделкин», «Друг здоровья Закалялкин», «Друг здоровья Невредилкин», «Друг здоровья Умывалкин», «Друг здоровья Общалкин», «Друг здоровья Настроелкин», «Друг здоровья Питалкин», «Друг здоровья Движелкин» (авторские здоровьеобучающие игрушки к.п.н. И.В. Меньшова) одобрено Министерством Просвещения Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 года № 06-ПГ-МП-31542).
Здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья» на основе «Восьми друзей здоровья»: Распряделкина, Закалялкина, Невредилкина, Умывалкина, Общалкина, Настроелкина, Питалкина, Движелкина имеет важное многоаспектное и межотраслевое значение, способствует эффективному решению комплекса задач в:
- образовании (здоровьеобучение детей с раннего возраста нормам и навыкам соблюдения 8 правил здорового образа жизни для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий);
- психологии (развитие психики ребенка, предотвращение нездорового поведения, профилактика различных психических и эмоциональных расстройств, психологическая адаптация в различных жизненных ситуациях, укрепление и сохранение психического здоровья детей);
- медицине (приобщение детей с раннего возраста к здоровому образу жизни, который имеет определяющее значение для укрепления и сохранения их здоровья, способствует предупреждению и профилактике заболеваний, что яляется одной из задач медицины);
- культуре (формирование культуры здоровья детей, как важной части общей культуры детей, стержнем которой является здоровый образ жизни);
- физической культуре (приобщение детей к активной физкультурно-спортивной деятельности как основы важнейшего правила здорового образа жизни - двигательной активности).
Образы и советы от «Восьми друзей здоровья» в информационно-телекоммуникационном формате через здоровьеобучающий мультфильм «Восемь правил и восемь друзей здоровья» обеспечивают здоровьеобучение детей с раннего возраста навыкам ЗОЖ для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий через наиболее доступный формат.
В целом, здоровьеобучение на основе мультфильма «Восемь правил и восемь друзей здоровья» как научно-популярного детского ЗОЖмультфильма способствует в наглядно-образной форме «оснащению» навыкам ЗОЖ детей с раннего возраста для укрепления и сохранения здоровья и в целом, воспитанию здорового подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1. Абаскалова Н.П. Мой организм - мое здоровье. Новосибирск, 2003.-146 с.
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья/Научное обозрение.Педагогические науки.-2016. №2-С.5-24.
3. Валеокурс для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (на основе валеоигрушек): И.В.Меньшов. Из-во «ЛИСТОС», Иваново, 2018.-36 с.
4. Восемь правил и восемь друзей здоровья. И.В. Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ,2019.- 44 с.
5. Культура здоровья школьников 1-4 классов/И.В. Меньшов.Чита, 2021.-124 с.
© Меньшов И.В.,2021
УДК 372.8
Чумаков С.А.
преподаватель, Почётный доктор наук Российской Академии Естествознания,
ГБПОУ МО «Ногинский колледж», г. Балашиха, Россия
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ
Аннотация
В статье рассматривается значение практических астрономических наблюдений в изучении курса астрономии, даются методические рекомендации по организации наблюдений и
Ключевые слова:
Астрономия, методика преподавания, астрономические наблюдения
Современное среднее профессиональное образование в России динамично развивается, учитывая тенденции рынка труда и запросы общества - именно этим обусловлено введение в перечень изучаемых дисциплин новых модулей и предметов, изменение стандартов и подходов к преподаванию. В частности, в прошлом десятилетии студенты российских колледжей стали изучать астрономию. Преподавание этой дисциплины предъявляет определённые требования к педагогическим кадрам и методике преподавания Учитывая, что наглядность остаётся обязательным элементом преподавания любых естественнонаучных дисциплин, изучение астрономии можно назвать абсолютно неэффективным без проведения практических демонстраций, в нашем случае - групповых и индивидуальных наблюдений [1]. Именно с их помощью обучающиеся могут закрепить на практике сведения о созвездиях, о смене фаз луны, получить представление о вращении звёздного неба и т. п. Основная цель данной статьи - обобщить опыт проведения наблюдений из педагогической практики автора и сформулировать рекомендации по проведению практических занятий по астрономии.