Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыглакова Елена Алексеевна

Культура здоровья учащихся является основной компетенцией, которая предусматривает воспитание и развитие ценностного отношения к здоровью, формирование теоретических знаний по основам культуры здоровья, двигательных умений и навыков разработки самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений. Представлено исследования уровня знаний, учащихся о здоровом образе жизни и культуре здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыглакова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF HEALTH CULTURE IN THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF SECONDARY CLASSES

Culture of health of students is a core competency, which provides for the upbringing and development of value attitude to health, the formation of theoretical knowledge on the basics of culture, health, motor skills the development of independent performance physical fitness and sports and fitness exercises. The study of the level of students ' knowledge about healthy lifestyle and the culture of health.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ»

но не менее 30 человек)

• Тренинг для педагогов-медиаторов (основы медиации)

• Тренинг для педагогов-медиаторов (расширенный курс)

2. Для родителей:

• Презентационная программа (проводится в начальной, основной,средней школах)

• Практические занятия для родителей-медиаторов

3. Для детей:

• Презентационная программа (проводится по группам)

• Тренинг для детей-медиаторов «Основные знания и навыки медиативной компетенции»

• Тренинг для детей-медиаторов «Инструментарий медиатора»

Важно отметить, что все перечисленные программы разработаны в соответствии с законодательными и нормативными документами.

В течение этого периода школу курирует профессиональный медиатор, специалист по школьной медиации.

Результаты анкетирования проведенного после реализации проекта показали:

- 89% родителей, 92% педагогов школы, признают альтернативные методы решения споров и конфликтов с помощью медиатора наиболее эффективными по сравнению с традиционными (административными, личностными и др.);

- 92% педагогов школы отмечают изменение общей культуры и культуры поведения после курса базового обучения техникам медиации;

- более 90% опрошенных родителей, 95% педагогов школы отметили значительное снижение агрессивного реагирования на конфликты среди обучающихся, возросшим уровнем контроля эмоционального состояния приводящему к конфликтам;

- более 75% родителей, 98% педагогов школы готовы к обучению цивилизованным методам урегулирования конфликтов, основанных на принципах и технологии медиации, распространению информации о медиации и медиативном подходе. Администрацией образовательного учреждения,

где реализовывался проект по созданию службы школьной медиации, отмечается:

- снижение частоты и напряженности конфликтов между участниками образовательного процесса прошедшими обучение основам медиации;

- сокращение количества правонарушений, совершаемыми подростками с девиантным поведением в два раза по сравнению с предыдущими годами;

- на основе медиативного подхода фиксируется повышение общей культуры участников образовательного пространства, создаются условия для формирования положительных траекторий развития ребенка;

- уровень личностной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса значительно повысился.

Литература

1. Ц. Шамликашвили. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. 2013

2. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

4. Ц. Шамликашвили, Хазанова 2004 — Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод школьная медиация как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы //Психологическая наука и образование. №2, 2014. С. 27—28.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Цыглакова Елена Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов

THE FORMATION OF HEALTH CULTURE IN THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF SECONDARY CLASSES Tsyglakova Elena, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Balashov Institute (branch) of Saratov state University. N. G. Chernyshevsky, Balashov

АННОТАЦИЯ

Культура здоровья учащихся является основной компетенцией, которая предусматривает воспитание и развитие ценностного отношения к здоровью, формирование теоретических знаний по основам культуры здоровья, двигательных умений и навыков разработки самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений. Представлено исследования уровня знаний, учащихся о здоровом образе жизни и культуре здоровья.

ABSTRACT

Culture of health of students is a core competency, which provides for the upbringing and development of value attitude to health, the formation of theoretical knowledge on the basics of culture, health, motor skills the development of independent

performance physical fitness and sports and fitness exercises. The study of the level of students ' knowledge about healthy lifestyle and the culture of health.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровый образ жизни. Keywords: culture of health, a healthy lifestyle.

Существует несколько определений понятия культуры здоровья. Традиционно культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты.

В частности, Волошина Л. отмечает, что культура здоровья - это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих [3].

По мнению Тюмасевой З.И. с соавторами: «Культура здоровья - сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни» [9].

Трещева О.Л. считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [8].

Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, Колычева З.И. полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автором выделены: знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление, имеющие валеологическую направленность, культуру чувств, благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни [6].

Горбушина С.Н. считает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [4].

Кожанов В.В. определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного от-

ношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Автор указывает на то, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента: интеллектуальный - знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный - активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно-практический - применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни [5].

Исходя из структуры личности, К.К. Платонов выделяет следующие компоненты культуры здоровья: мотива-ционно-личностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентирован-ную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни [7].

В определении О.С. Васильевой обозначен мировоззренческий аспект: «Культура здоровья - это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом» [2].

Новые термины, связанные по смыслу с культурой здоровья появляются в работах Алхасова Д., предлагающего термин «ортобиотическая культура здоровья». Орт-обиотика - это наука о здоровье, путях его самосбережения, основанных на построении рационального образа жизни, в основе которого лежит многолетнее сохранение и укрепление здоровья и осознание самоценности собственной жизни. Соответственно, «ортобиоз» означает рациональный или разумный образ жизни, в основе которого лежит самосохранение здоровья. Автор сравнивает понятия «ортобиоз» и «ортобиотическая культура здоровья» и выделяет следующие методы формирования орто-биотической культуры здоровья учащихся: физический, направленный на укрепление двигательной и физической подготовленности, улучшение работоспособности; психофизический, основанный на процессах саморегуляции организма; биоэнергетический, основанный на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирования, направленный на осуществление психического моделирования жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образный,

направленный на синтезирование двигательных образов с целью творческого самовыражения [1].

Необходимо отметить, что авторы придерживаются мнения о том, что культура здоровья личности представляет собой многоуровневое образование, которое входит в состав общей культуры человека. Культура здоровья характеризует ценностное отношение человека к своему здоровью, которое находит практическое отражение в потребности вести здоровый образ жизни и заботиться о собственном здоровье и здоровье своих близких.

Таким образом, анализ литературы по тематике исследования показал, что однозначного определения «культура здоровья» в научно-методической литературе нет. Однако все авторы, так или иначе, сходятся во мнении, что культура здоровья - это ценностное отношение к здоровью, предполагающее физическое развитие, предусматривающее развитие двигательных качеств, продуктивность и точность умственной работы, знания о требованиях к здоровому образу жизни, о способах сохранения и укрепления собственного здоровья; сформированные умения и навыки составления и выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений, повышение показателей уровня здоровья, физического развития, физической подготовленности.

Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест, закладывая основы культуры здоровья, как физического, так и духовного, на основе которого осуществляется возможность разностороннего развития личности. Очень важно, чтобы на уроке учитель подбирал именно те средства и методы, которые принесут наивысшую результативность, вызовут активность учащихся, повысят интерес к урокам физической культуры.

Наше исследование проводилось в 2014-2015 учебном году на базе МОУ СОШ № 3 г. Балашова. В нем принимали участие 21 учащихся 6-го класса (12 мальчиков и 9 девочек). С помощью анкетирования мы попытались определить уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни и культуре здоровья.

В результате проведенного исследования мы выявили, что все учащиеся, как мальчики, так и девочки имеют правильное представление о здоровом образе жизни. Они считают, что здоровый образ жизни в себя включает: занятия физической культурой и спортом, гигиенические навыки, правильное питание, сон, отсутствие вредных привычек, прогулки на свежем воздухе, утреннюю зарядку, соблюдение режима дня.

Четкого определения культуры здоровья мы получить от учащихся мы не смогли. Однако в ответах практически всех детей культура здоровья тесно связана со здоровым образом жизни. Только 17% мальчиков не смогли определиться с ответом.

Во время анкетирования 84% мальчиков и 67% девочек ответили, что положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом. При этом, занимаются каким-либо видом спорта, 57% из 21-ного опрошенного.

Все учащихся знают о необходимости заботы о здоровье с самого раннего детства. Из причин, по которым школьники перестают заниматься спортом, первые три места занимают следующие: 1) нет времени (23%);

2) нет желания (10%);

3) нет возможности (нет средств, нет условий) (10%).

Одной из главных причиной, из-за которой дети не занимаются спортом, была названа нехватка времени. Якобы большая загруженность в школе, свободного времени для занятия спортом просто нет. Однако на практике мы видим, что 43% школьников, присутствующих на уроке физкультуры, официально имея время для активных занятий спортом, предпочли «отсидеться» на лавочке, выбрав для себя роль наблюдателей, а не участников.

Таким образом, дело не всегда в отсутствии времени, а в снижении интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом. Более честный, кто не занимается спортом - «нет желания». Не стоит сбрасывать со счетов и другой ответ - «нет возможности (нет средств, нет условий)».

Факторами риска для учащихся являются: неправильное питание, большая загруженность учебными занятиями, несоблюдение режима дня, нерациональное чередование умственной и физической нагрузки, недостаточное время пребывания на свежем воздухе.

Нами была разработаны рекомендации для учителя физической культуры, направленные на обеспечение условий для воспитания культуры здоровья школьников в системе работы учителя физической культуры.

Для появления интереса к физической культуре необходимо понимание нужности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем, осознанного отношения к своему здоровью.

Рекомендации включают в себя описание методов, приемов, организации и осуществления учебной деятельности, способствующие повышению мотивации учащихся по формированию культуры здоровья.

С целью сознательного отношения к своему здоровью и формированию культуры здоровья мы рекомендуем несколько тем для внеклассных мероприятий, которые можно проводить со школьниками среднего возраста (6-7-е классы). При рассмотрении каждой темы необходимо подчеркивать, что от того, как подготовятся школьники к этому важному периоду развития человека, во многом зависит их здоровье на всех последующих этапах жизни.

С целью пропаганды здорового образа жизни и формирования культуры здоровья, а также совершенствования связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным мероприятиям мы предлагаем регулярно проводить соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья». Нами предложен примерный сценарий спортивного соревнования, который можно проводить на базе учебного учреждения совместно с родителями.

Литература

1. Алхасов, Д. Формирование ортобиотической культуры здоровья учащихся / Д. Алхасов //Учитель. -2005. - № 2. - С. 83-85.

2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Р.Ф. Филатов: Учебное пособие для студ. высш. учеб, завед. — М.: Академия, 2001. - С. 24.

3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Сфера, 2005

4. Горбушина С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: спец. 13.00.01 / С.Н. Горбущина.- Ижевск: Башкирский гос. Пед. ун-т, 2005 - С. 8.

5. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студентов в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания / В.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. 2006. - № 2. - С. 1214.

6. Колычева, З.И. Культура здоровья и социальное развитие личности / З.И. Колычева // Северный регион: наука и социокультурная динамика: Сб. тезисов докладов Всерос. науч. конф., Ханты-Мансийск; Сургут, 2002. С. 19-20.

7. Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное пособие / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: ТГУ, 2008. - 270 с.

8. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н. (13.00.04) / О.Л. Трещева О.- Омск: Омский гос. ун-т физ. культ. и спорта, 2003 - С. 17.

9. Тюмасеева З.Н. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологи-ческие и экологические тайны: Учебное пособие / З.И. Тюмасеева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. - 206 с.

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Чернова Светлана Владимировна

старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций

и информатики г.Самара Чернова Екатерина Викторовна, Козлова Виктория Романовна

Студентки, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики г.Самара

TO THE QUESTION ABOUT PROBLEMS OF APPLIED BACCALAUREATE

Chernova Svetlana Vladimirovna, senior teacher, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara Chernova Ekaterina Viktorovna, student, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara Kozlova Viktoriya Romanovna, student, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara АННОТАЦИЯ

Рассмотрены проблемы выпускников прикладного бакалавриата на рынке труда и возможные пути их решения.

ABSTRACT

Considers the problems of applied baccalaureate graduates in the labour market and possible ways of their solution. Ключевые слова: прикладной бакалавриат, качество обучения. Keywords: applied baccalaureate, the quality of education.

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, любой абитуриент, который собирается получить квалификацию бакалавра, может стать не только академическим, но и прикладным бакалавром. Эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования проводился в 2009 - 2014 годах с целью формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Задачами эксперимента являлось: а) разработка и апробация на базе федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата;

б) формирование перечня требований к результатам освоения программ прикладного бакалавриата различного профиля;

в) отработка условий и технологии организации обра-

зовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;

г) апробация форм и условий взаимодействия феде-

ральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата [1, с.4].

Целью данного нововведения служит получение студентом не только хорошей теоретической подготовки, но и обретение хороших практических навыков, необходимых для непосредственной работы на производстве. Несомненно, такие навыки может приобрести любой студент, получивший квалификацию академического бакалавриата, но это будет несколько сложнее, потому как это станет возможным только при непосредственной работе на производстве и по прошествии некоторого времени.

В настоящее время многие работодатели требуют от соискателей обязательный опыт работы, потому что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.