Научная статья на тему 'Современные противоречия оптимизации здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта'

Современные противоречия оптимизации здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УЧАЩИЕСЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / HEALTH / LEARNER / HEALTHY LIFESTYLE / SUBJECTIVE REASONS / PHYSICAL-HEALTH ACTIVITY / MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамер Борис Ильич, Манолаки Вячеслав Георгиевич

Затронутая в настоящей статье проблема формулируется как современные противоречия, препятствующие оптимизации здоровья учащейся молодёжи средствами физической культуры и спорта. Актуальность и значимость поиска путей оптимизации здоровья указанной категории граждан обусловлена важностью задачи сохранения и укрепления здоровья, и негативными показателями, определяющими его состояния современной учащейся молодёжи, выступающей в качестве трудового и популяционного потенциала любой страны. В ходе исследования был осуществлен опрос среди учащихся с 1 по 3 курса медицинского колледжа, в результате которого было выявлено мнение респондентов о содержании ряда понятий, среди которых «быть здоровым», «здоровый образ жизни», определены факторы, влияющие на качество занятий по дисциплине «Физическая культура» и причины по которым учащиеся колледжа игнорируют их. Установление субъективных причин, обусловленных несформированностью системы ценностей физической культуры и спорта, обусловило выявление положительной корреляции между ней и уровнем самоорганизации студенческой молодежи в физкультурно-оздоровительной деятельности. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости и значимости внедрения разнообразных видов физкультурно-оздоровительных практик в образовательный процесс высшей школы и секционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамер Борис Ильич, Манолаки Вячеслав Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CONTRADICTIONS OF OPTIMIZING THE HEALTH OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The problem touched upon in this article is formulated as modern contradictions that prevent optimization of health of students by means of physical culture and sports. The relevance and importance of finding ways to optimize the health of this category of citizens due to the importance of the task of preserving and promoting health, and negative indicators that determine its state of modern students, acting as a labor and population potential of any country. In the course of the study, a survey was conducted among students from 1 to 3 years of medical College, which revealed the opinion of respondents about the content of a number of concepts, including «to be healthy», «healthy lifestyle», identified factors affecting the quality of classes in the discipline "physical culture" and the reasons why College students ignore them. The establishment of subjective reasons caused by the lack of formation of the system of values of physical culture and sports, led to the identification of a positive correlation between it and the level of self-organization of students in physical culture and recreational activities. The results of the study led to the conclusion about the need and importance of the introduction of various types of sports and health practices in the educational process of higher education and sectional classes.

Текст научной работы на тему «Современные противоречия оптимизации здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта»

Модель обучения технологиям личностного подхода

Цели этапов подготовки к применению технологий личностного подхода Содержательные и процессуальные характеристики этапов Личностное саморазвитие будущего учителя в системе общепедагогической подготовки и в ходе педагогической практики

Содержание обучения Формы и метода обучения

I . Эмоционально-личностное восприятие идей и концепций личностного подхода в процессе обучения Идея самоценности личности и межличностного общения. Роль учителя в организации учебного процесса, ориентированного на личность. Мотивационное обеспечение. Диалоговая форма. Изложение педагогических понятий на основе решений профессиональных задач. Самоанализ собственных представлений и отношения к идеям и концепциям личностного подхода в образовании.

П. Осознание сущности и категорий личностного подхода и его технологий, профессионально-педагогического общения Дидактические характеристики, функции личностно ориентированной ситуации и закономерности ее построения. Ориентировка в системе средств технологического обеспечения личностно ориентированного учебного процесса. Имитационно-игровые формы, метода моделирования конкретных ситуаций и условий, имитирующих приемы личностного подхода к учащимся в обучении . Новый понятийный аппарат ( технологии, личностно ориентированная ситуация, личностные функции, эмпатическое общение, саморазвивающая деятельность). Самоанализ совей готовности

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.

2. Галавова, Г.В. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: дис. ...кандидата педагогических наук: 13. 00. 01 / Галавова Гульнара Вакифовна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар. - пед. ун-т.]. - Казань, 2010. - 246 с.

3. Психология и педагогика. / К.А. Абульханова. - М.: Совершенство, 1998. 320 с.

Педагогика

УДК 37

аспирант кафедры спортивной медицины Гамер Борис Ильич

Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова (г. Кишинев); доктор педагогических наук,Ректор Манолаки Вячеслав Георгиевич

Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова (г. Кишинев)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. Затронутая в настоящей статье проблема формулируется как современные противоречия, препятствующие оптимизации здоровья учащейся молодёжи средствами физической культуры и спорта. Актуальность и значимость поиска путей оптимизации здоровья указанной категории граждан обусловлена важностью задачи сохранения и укрепления здоровья, и негативными показателями, определяющими его состояния современной учащейся молодёжи, выступающей в качестве трудового и популяционного потенциала любой страны. В ходе исследования был осуществлен опрос среди учащихся с 1 по 3 курса медицинского колледжа, в результате которого было выявлено мнение респондентов о содержании ряда понятий, среди которых «быть здоровым», «здоровый образ жизни», определены факторы, влияющие на качество занятий по дисциплине «Физическая культура» и причины по которым учащиеся колледжа игнорируют их. Установление субъективных причин, обусловленных несформированностью системы ценностей физической культуры и спорта, обусловило выявление положительной корреляции между ней и уровнем самоорганизации студенческой молодежи в физкультурно-оздоровительной деятельности. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости и значимости внедрения разнообразных видов физкультурно-оздоровительных практик в образовательный процесс высшей школы и секционных занятий.

Ключевые слова: здоровье, учащиеся, здоровый образ жизни, субъективные причины, физкультурно-оздоровительная деятельность, средства физической культуры и спорта.

Annotation. The problem touched upon in this article is formulated as modern contradictions that prevent optimization of health of students by means of physical culture and sports. The relevance and importance of finding ways to optimize the health of this category of citizens due to the importance of the task of preserving and promoting health, and negative indicators that determine its state of modern students, acting as a labor and population potential of any country. In the course of the study, a survey was conducted among students from 1 to 3 years of medical College, which revealed the opinion of respondents about the content of a number of concepts, including «to be healthy», «healthy lifestyle», identified factors affecting the quality of classes in the discipline "physical culture" and the reasons why College students ignore them. The establishment of subjective reasons caused by the lack of formation of the system of values of physical culture and sports, led to the identification of a positive correlation between it and the level of self-organization of students in physical culture and recreational activities. The results of the study led to the conclusion about the need and importance of the introduction of various types of sports and health practices in the educational process of higher education and sectional classes.

Keywords: health, learner, healthy lifestyle, subjective reasons, physical-health activity, means of physical culture and sport.

Введение. Здоровье общества на настоящем этапе его развития выступает в качестве главной идеи, которая всё активнее проникает в окружающую нас действительность [6, с.168]. Тем не менее, с нашей точки зрения, присутствует некий диссонанс, который особенно ярко отображается между декларируемой ценностью здоровья, являющейся на сегодняшний день более инструментальной, нежели фундаментальной, и реальным поведением учащейся молодежи, которое чаще всего не ориентировано на его сохранение и дальнейшее укрепление.

Актуальность темы. Сложившиеся на сегодняшний день противоречие, выявленное нами между потребностью современного общества в сохранении высокого уровня здоровья и соответственно, работоспособности учащейся молодежи, как наиболее активных представителей общества и реальным его состоянием на текущем этапе становления социума в условиях образовательной системы, обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования. Выдвинутое утверждения основано на результатах, полученных в ходе опытно-экспериментальной части исследования, целью которого стало выявление основных противоречий оптимизации здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта.

Задачи исследования. Согласно теме и цели исследования, были сформулированы его задачи, а именно:

1) осуществить теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования;

2) на основе опроса учащихся установить их представление о содержании, основных направлениях и задачах деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;

3) обосновать степень реализации задач по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»;

4) выявить субъективные причины, выступающие в качестве основных противоречий оптимизации здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта.

Методы и исследуемый контингент. В ходе исследования нами были использованы общие и частные методы: 1) теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; 2) анкетный опрос; 3) педагогическое наблюдение. В качестве участников опытно-экспериментальной части исследования выступили учащиеся Национального колледжа медицины и фармации им. Раисы Пэкало (Centrul de Excelenta în Medicina si Farmacie Raisa Pacalo) в возрасте 17-21 лет. Общее количество респондентов составило 26 человек.

Результаты исследования. Респондентами стали учащиеся медицинского колледжа, которые в ходе опроса осуществляли оценку своего текущего состояния здоровья. В частности, согласно полученным результатам опроса, только 34% учащихся оценили текущее состояние своего здоровья как хорошее, 28% — удовлетворительное, 12% — неудовлетворительное, 25% — отличное, 1% — затруднились ответить на данный вопрос.

Кроме сказанного, следует отметить и выявленную нами корреляционную зависимость среди таких переменных, как «курс обучения» и «отношение к здоровью», обусловленную возрастными изменениями [2, с.154]. Складываемое годами пренебрежение к своему здоровью находит своё отражение в зафиксированной нами в ходе опроса тенденции, которая проявляется в снижении потребности в осуществлении самостоятельных действий, ориентированных на укрепление здоровья — на старших курсах количество здоровых учащихся, уменьшается.

Самооценка, входящая в качестве структурного компонента отношения к своему физическому и состоянию [1, с. 13-14], тесно коррелирует с оценкой человеком своих возможностей, обеспечивая тем самым регулятивную функцию его личности [5, с.79]. В этой связи мы посчитали необходимым выявление уровня понимания учащимися понятия «быть здоровым», результаты, полученные в ходе опроса отражены в таблице 1.

Мнение учащихся о содержании понятия «быть здоровым», %

Показатели понятия

о а

о «

а

о а о

х

а

о

сг

и

з и

яа

0

о

Л

о

X

N

О со

я

л

т

о

а

о а о

х

о «

а а л

т а

т

8

г

о

а

о а о

х

и

«

о а

л «

о к

и

Доля ответов

30

23

6

5

3

3

3

3

Согласно результатам, представленным в таблице 1, самооценка своего здоровья каждым третьим опрошенным учащимся определяется лишь на основании субъективных ощущений, которые характеризуются ими как отсутствие трудностей в реализации физической активности.

Однако, следует отметить, что такое трактование рассматриваемого нами понятия обманчиво, так как природный сигнал о плохом самочувствии организм подаёт уже достаточно поздно, когда он перестаёт самостоятельно справляться с патологическими изменениями, происходящими в организме человека [2, с. 154]. Физическая культура позволяет повышать адаптационную сопротивляемость организма негативным факторам окружающей среды, однако такие знания не предлагаются к освоению учащимся в образовательных заведениях.

Несмотря на то, что на сегодняшний день имеется широкий спектр способов [1, с. 15], гарантирующих укрепление здоровья, до сих пор отсутствуют критерии выбора наиболее продуктивного метода, целостная система, ориентированная на обучение методам его сохранения, что в итоги приводит к стихийности процесса просвещения в рассматриваемой нами области знаний.

Из результатов, отображенных в таблице 1, становится очевидным и тот факт, что большинство учащихся имеют ограниченные представления о здоровье. На наш взгляд, это обусловлено не развитой системой ощущения, понимания и управления человеком своего организма, что в свою очередь сказывается на низком уровне мотивации к освоению физической культуры и соответственно формировании потребности в ней.

В этой связи, следующим в опроснике стал вопрос о содержательном наполнении (компонентов, слагаемых) понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Результаты, полученные который в ходе опроса, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Мнение учащихся о содержании понятия «здоровый образ жизни», %

в

и р

п х ы

н

д

т у

с т тО

р

о п с

и й

о р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ут ь л

ук й о к

и ф

и п м и ж е Р

Содержание понятия

и

о д

н в и т к

<

в

о р

о д

и н

е

д

ю л б а аН

от рс оо дн зь о ч

й" аз

уд

т ь

л

ук

Ф

Доля ответов

60

49

49

45

37

35

20

В ходе исследования нами были выявлены две крайности в трактовании обучающимися понятия ЗОЖ. Первая крайность имеет связь с негативным влиянием вредных привычек, вторая — со специфическими особенностями, проявляемые в поведении, обусловленными необходимостью осуществления разнообразных закаливающих и общеукрепляющих процедур.

Таким образом, результаты, полученные в ходе опроса, продемонстрировали отсутствие у учащейся молодежи единой системы всех компонентов, входящих в состав рассматриваемого понятия. Кроме того, большинство учащихся упускают значимый компонент понятия ЗОЖ — личную физическую культуру, выступающую в качестве системы компетенций, регулирующих использование психического и физического потенциала человека [3, с. 284].

Многие респонденты в качестве причин, объясняющих сложившееся у них пренебрежительное отношение к занятиям физической культурой и спортом, указали целый комплекс. Все результаты нами представлены в таблице 3.

Таблица 3

Причины игнорирования занятий физической культурой и спортом, %

Причины

Лень Отсутствие интереса Отсутствие времени Слабая организация физкультурно-спортивную деятельность Противопоказания к занятиям Отсутствие секций Отсутствие спортивных сооружений Отсутствие спортивной формы

Доля ответов 60 52 42 15 11 9 7 7

Сказанное позволило выявить следующее противоречие, существующее между отсутствием сформированной системы знаний о составляющих понятия ЗОЖ и уровнем мотивации к его соблюдению и самостоятельным занятиям физической культурой. Так, согласно опросу лишь 9% опрошенных учащихся указали на желание в поведении соответствовать указанным ими показателям ЗОЖ, 80% — частично, 9% не соответствуют полностью. Вывод прост, у большинства опрошенных учащихся ориентация на ЗОЖ носит абстрактный характер, не подкрепленный действиями на практике.

Следует подчеркнуть, что основным фактором, негативно отражающимся на сохранении здоровья, является отсутствие личных мотивов, который усугубляется недостаточностью знаний и навыка заботы о нём [4, с. 111]. В этой связи задача активизации внедрения разнообразных видов здоровьесберегающих технологий выступает в качестве значимой и актуальной в современных условиях развития общества.

В подтверждение необходимости принятия мер, направленных на включение современных здоровьесберегающих технологий в образовательную практику, выступили и результаты, полученные в процессе опроса, в котором учащиеся отвечали на вопрос об уровни интереса, проявляемого ими к физической культуре и спорту с момента окончания школы. Результаты неутешительные: у 47% респондентов интерес сохранился на прежнем уровне, повышение отметили 26%, однако у порядка 16% учащихся он существенно снизился.

По мнению учащихся, принявших участие в опросе, качество учебных занятий, проводимых по дисциплине «Физическая культура» в колледже, обусловлено рядом факторов. Результаты опроса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Факторы, влияющие на качество занятий по физической культуре в колледже, %

Факторы

Материально-техническая база Бесплатные оздоровительные услуги Инновационные технологии занятий Спортивные мероприятия Затрудняюсь ответить

Доля ответов 24 45 48 15 11

Согласно результатам опроса каждый третий принявший в нём респондент регулярно пользуется услугами, предоставляемые различными фитнес-центрами. В этой связи, с нашей точки зрения, в целях приобщения студенческой молодежи к разнообразным видам оздоровительной деятельности следует более активно включать практику занятий, реализуемых в границах спортивных секций.

Выводы и рекомендации. В ходе исследования были выявлены субъективные причины, которые с нашей точи зрения обусловлены несформированностью системы ценностей физической культуры и спорта. Это в свою очередь отражается на уровне самоорганизации учащейся молодежи.

Вследствие недостаточности времени для освоения всего разнообразия средств физической культуры и спорта, личная ориентация находится на низком уровне сформированности, что в совокупности не позволяет им полностью овладеть компетенциями, которые характеризуют физическую культуру в целом.

Для изменения критерия динамики ориентаций учащихся на вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность следует внедрять новые технологии обучения и воспитания. Кроме того, важную роль в разрешении современных противоречий может сыграть физкультурно-оздоровительные практики, которые выстроены с учетом ориентиров на освоение компетенций физической культуры и спорта.

Литература:

1. Васильева, Н. Ю. Развитие представления о здоровье и здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Н. Ю. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2010. — С. 13-18.

2. Грезе, Е. В. Здоровый образ жизни как ценность студентов-психологов на разных этапах обучения / Е. В. Грезе // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — №1(41). — С. 153-157.

3. Козина, Г. Ю. Социологический анализ поведения студенческой молодежи в отношении здоровья и факторов ЗОЖ / Г. Ю. Козина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — С. 282-286.

4. Красноперова Н. А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов / Н. А. Красноперова. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. — 2014. — Т.11. — №4. — С. 109-117.

5. Попов, А. А. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза / А. А. Попов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — №11 — С. 78-82.

6. Сивас, Н. В. Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательном учреждении / Н. В. Сивас // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2011. — №4(74). — С. 166-170.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ган Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

МЕДИАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена медиации, медиативному подходу и применению их в дошкольной образовательной организации. Описана особенность медиации как средства разрешения конфликта.

Ключевые слова: медиация, медиативный подход, медиация в образовательной среде, участники воспитательно-образовательного процесса.

Annotation. This article is devoted to médiation, médiation approach and their application in preschool educational organization. The feature of médiation as a means of conflict resolution is described.

Keywords: mediation, mediation approach, mediation in educational environment, participants of educational process.

Введение. Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам.

В дошкольном образовательном учреждении могут иметь место самые разные конфликты. Д.Е. Михайлов, выявляет типологию конфликтных ситуаций в ДОО: между руководством и педагогическим коллективом, между педагогами и родителями, между педагогами и детьми, между самими детьми, поэтому в качестве средства разрешения конфликтных ситуаций, мы используем медиацию [1].

Изложение основного материала статьи. Разрешить конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно. При этом особой формой разрешения конфликтов является процедура медиации.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-Ф3, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [4].

Медиация (англ. mediation - посредничество) - один из альтернативных способов разрешения споров, это активный социальный процесс, участники которого приобретают жизненный опыт, учатся ведению диалога и рефлексии.

Медиация - это эффективный метод урегулирования конфликта с участием третьей (нейтральной) стороны, которая является заинтересованной в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для них обеих.

Медиация в образовательной среде направлена на решение главной задачи - создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно с перспективами установления социального партнерства между родителями и педагогами и другими участниками воспитательно-образовательного процесса. Для решения этой задачи Центр медиации и права системно разрабатывает медиативный подход как самостоятельный способ взаимодействия, подразумевающий осознанное использование отдельных элементов медиативного процесса в различных обстоятельствах.

Медиативный подход - это возможность разрешать конфликты с использованием различных техник и инструментов. Медиатор помогает сформировать пространство взаимопонимания: выразить мнения, переживания сторон, а также услышать их точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.