Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Светлана Владимировна, Чернова Екатерина Викторовна, Козлова Виктория Романовна

Рассмотрены проблемы выпускников прикладного бакалавриата на рынке труда и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернова Светлана Владимировна, Чернова Екатерина Викторовна, Козлова Виктория Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT PROBLEMS OF APPLIED BACCALAUREATE

Considers the problems of applied baccalaureate graduates in the labour market and possible ways of their solution.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА»

4. Горбушина С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: спец. 13.00.01 / С.Н. Горбущина.- Ижевск: Башкирский гос. Пед. ун-т, 2005 - С. 8.

5. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студентов в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания / В.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. 2006. - № 2. - С. 1214.

6. Колычева, З.И. Культура здоровья и социальное развитие личности / З.И. Колычева // Северный регион: наука и социокультурная динамика: Сб. тезисов докладов Всерос. науч. конф., Ханты-Мансийск; Сургут, 2002. С. 19-20.

7. Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное пособие / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: ТГУ, 2008. - 270 с.

8. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н. (13.00.04) / О.Л. Трещева О.- Омск: Омский гос. ун-т физ. культ. и спорта, 2003 - С. 17.

9. Тюмасеева З.Н. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологи-ческие и экологические тайны: Учебное пособие / З.И. Тюмасеева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. - 206 с.

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Чернова Светлана Владимировна

старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций

и информатики г.Самара Чернова Екатерина Викторовна, Козлова Виктория Романовна

Студентки, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики г.Самара

TO THE QUESTION ABOUT PROBLEMS OF APPLIED BACCALAUREATE

Chernova Svetlana Vladimirovna, senior teacher, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara Chernova Ekaterina Viktorovna, student, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara Kozlova Viktoriya Romanovna, student, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara АННОТАЦИЯ

Рассмотрены проблемы выпускников прикладного бакалавриата на рынке труда и возможные пути их решения.

ABSTRACT

Considers the problems of applied baccalaureate graduates in the labour market and possible ways of their solution. Ключевые слова: прикладной бакалавриат, качество обучения. Keywords: applied baccalaureate, the quality of education.

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, любой абитуриент, который собирается получить квалификацию бакалавра, может стать не только академическим, но и прикладным бакалавром. Эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования проводился в 2009 - 2014 годах с целью формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Задачами эксперимента являлось: а) разработка и апробация на базе федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата;

б) формирование перечня требований к результатам освоения программ прикладного бакалавриата различного профиля;

в) отработка условий и технологии организации обра-

зовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;

г) апробация форм и условий взаимодействия феде-

ральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата [1, с.4].

Целью данного нововведения служит получение студентом не только хорошей теоретической подготовки, но и обретение хороших практических навыков, необходимых для непосредственной работы на производстве. Несомненно, такие навыки может приобрести любой студент, получивший квалификацию академического бакалавриата, но это будет несколько сложнее, потому как это станет возможным только при непосредственной работе на производстве и по прошествии некоторого времени.

В настоящее время многие работодатели требуют от соискателей обязательный опыт работы, потому что

студенты, которые закончили вуз, далеко не всегда четко представляют себе, что и как они должны делать, и что от них требуют. Соответственно, любого владельца предприятия больше устраивает сотрудник, который не только теоретически подкован, но и умеет свои знания применить на практике. Можно задаться вопросом, почему же тогда не оставить только среднее профессиональное образование? Ведь выпускники колледжей и техникумов получают очень хорошие практические навыки, именно на это и ориентировано это образование. Но, к сожалению, для многих профессий этого недостаточно, нужна еще и очень хорошая теоретическая база. Например, есть специалисты, которые работают над созданием системы реального времени, такой как бортовая система управления космического аппарата. Здесь следует говорить о том, что любая ошибка в этой системе может повлечь за собой огромные потери, в том числе и гибель людей.

Сегодня, как никогда российский рынок труда нуждается в грамотных специалистах, которые владеют большой теоретической базой и способностью применять ее на практике. Это и послужило толчком к введению прикладного бакалавриата, который должен объединить ступени среднего профессионального и высшего образований. В этой квалификации подразумевается, что сам работодатель принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ, а также организует производственные практики, объем которых увеличен в полтора - два раза в сравнении с программами академического бакалавриата. Но есть некоторые методы, которые, несомненно, еще больше улучшили бы программу обучения, дополнили бы ее.

Необходимо своевременное внедрение новых технологий в обучение (например, обновление операционной системы на более новую, если таковая вышла). Часто бывает, что в вузах, где учат, например, на программистов, не следят за инновациями, своевременное внедрение которых является необходимым, особенно для технических специальностей.

Очень важно расширять международное сотрудничество иностранными вузами, готовящими бакалавров (например, Китай, Индия) с целью обмена опытом; из чего следует вывод, что нужно увеличить количество часов, которые отводятся в вузах на иностранные языки (а в инженерных специальностях еще и преподавать специализированный технический) и свести к минимуму самообучение (практически все лабораторные работы выступают в качестве домашнего задания, поэтому необходимы практические занятия, на которых бы разбирался алгоритм выполнения данных лабораторных работ).

Было бы полезным обеспечить тесную связь бакалавриата с реальными производственными секторами экономики (например, двусторонний контакт с заводами и организациями, от которых поступают определенные задания высшему учебному заведению, а вуз в свою очередь использует полученную информацию в обучении). Так же можно отметить, что если задание для дипломной работы выдавалось бы самим работодателем, а не университетом - это, несомненно, пополнило бы багаж практического опыта и знаний студента, сделало бы его еще больше профессионально - ориентированным на свою специальность.

Не последнюю роль играет умение работать в команде - это необходимый навык, который требуется от многих сотрудников на производстве. Осуществление периодического деления основной группы, обучающихся на подгруппы, с целью выполнения определенного задания, которое в свою очередь имеет отношение к тому или иному работодателю, послужило бы хорошей практикой работы в команде. В качестве примера можно взять процесс создания программного обеспечения - это коллективный рабочий процесс, в который входит составление технического задания, программирование, тестирование и еще множество промежуточных работ, которые непосредственно связаны друг с другом.

Еще один важный момент - производственная практика студентов. Для того, чтобы будущие профессионалы были уверены в своих способностях, следует отводить больше времени на изучение профилирующих областей.

Возможно, что перечисленные варианты позволят улучшить качество обучения, а возможно через несколько лет и вовсе отпадет необходимость в сохранении академического бакалавриата, и его заменит гораздо более перспективное прикладное образование или новое направление в образовании. В любом случае все усилия должны быть направлены на то, чтобы студентам, которые недавно закончили учиться, было проще реализовать себя на современном рынке труда, а работодатели изменили свое мнение относительно практических способностей выпускников вузов в лучшую сторону.

Список литературы 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. №667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Шайденко Надежда Анатольевна, Подзолков Владимир Григорьевич,

доктора педагогических наук, профессоры, Тульский гос. педагогический университет, Тула, Сергеева Александра Владимировна, Кипурова Светлана Николаевна,

кандидаты педагогических наук, доценты, Тульский гос. педагогический университет, Тула,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.