Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы'

Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / МАКЕТ ФГОС / ACADEMIC AND APPLIED BACHELOR DEGREE / APPLIED BACCALAUREATE / BRANCH ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Елена Александровна

Рассмотрены нормативно-правовые основы развития прикладного бакалавриата в системе ВПО; выполнен сравнительный анализ макета ФГОС ВО по академическому и прикладному бакалавриату; сформулированы предложения по внедрению отраслевого прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED BACHELOR DEGREE: PROSPECTS AND PROBLEMS

The article dwells on the standard and legal basics of the development of an applied bachelor degree and the advantages of its introduction. The comparative analysis of the model of the state education standard on the academic and applied bachelor degree is made. There are also proposed some measures for implementation of a branch applied bachelor degree. The main statements are the following: 1) an applied baccalaureate is a level of higher education, 2) a bachelor has an opportunity to enter magistracy, 3) education programs of applied baccalaureate should be practice oriented, 4) an applied baccalaureate is a separate field in the corresponding training area: it doesn’t require an additional accreditation, 5) an applied baccalaureate has its own title, 6) an applied bachelor gets a qualification according tothe title of the corresponding education program.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы»

54

Высшее образование в России • № 5, 2014

National Research Polytechnic University Publ., 106 p.

15. Gitman M.B., Danilov A.N., Stolbov V.Yu., Yuzhakov A.A. (2012) [Model of network interaction between universities in the preparation of highly qualified personnel]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practical issues and analysis]. No 3 (79), pp. 69-73. (in Russ.)

16. Gitman E.K. (2010) [Concentrated training in higher military vocational training]. Vestnik Bashkirskogo Universiteta [Bashkir University Gazette]. Vol. 15, no 4, pp. 1330-1332. (inRuss.)

17. Gitman E.K., Mertvishchev A.N. (2012) [Influence on the formation of pedagogical technologies of personal qualities of military high school cadet Russian Interior Troops]. Sovremennoe issledovanie socialnykh problem [Modern studies of social problems]. No 2, pp. 5-18. (in Russ.)

18. Gitman M.B., Danilov A.N., Stolbov V.Yu. (2012) [On one approach to control the level of basic competences of university graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 4, pp. 13-18. (in Russ.)

Authors:

GITMAN Elena K. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, mgitman@netzero.net

GITmAn Mikhail B. - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Prof., Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia, mgitman@netzero.net

STOLBOV Yaleriy Yu. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia, ck@.pstu.ru

STOLBOVA Irina D. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia, stolbova.irina@gmail.com

Е.А. ЛАВРЕНТЬЕВА, профессор, проректор

Государственный университет морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова

Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы

Рассмотрены нормативно-правовые основы развития прикладного бакалавриата в системе ВПО; выполнен сравнительный анализ макета ФГОС ВО по академическому и прикладному бакалавриату; сформулированы предложения по внедрению отраслевого прикладного бакалавриата.

Ключевые слова: академический бакалавриат, прикладной бакалавриат, макет ФГОС

Многие задачи реформирования высшего образования в Российской Федерации уже успешно решены, однако при этом обнаружились некоторые ранее не учтенные моменты. Вопрос в том, нужен или не нужен бакалавриат, в целом, как нам представляется, снят. Между тем выделение академического и прикладного бакалавриата активизировало дискуссию. При этом

прикладной бакалавриат стал самой обсуждаемой темой реформы, поскольку в этом проекте пересекаются интересы государственной политики, образовательных организаций и работодателей. Только согласованные действия этих трех заинтересованных сторон могут обеспечить желаемый результат.

Важно подчеркнуть, что присутствует

Прикладные исследования и разработки

55

политическая воля к последовательной реализации данного направления подготовки специалистов для реального сектора экономики в плане удовлетворения потребности рынка труда в кадрах высокотехнологичных производств. Так, в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. поставлены следующие государственные задачи:

■ переход к современным программам образования, отвечающим требованиям, предъявляемым экономикой и обществом;

■ реализация практико-ориентированных программ;

■ расширение практики участия бизнеса в управлении и финансировании деятельности вузов [1].

Решение этих задач должно обеспечить развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда, что выразится в следующем:

■ удельный вес численности выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, увеличится с 40% в 2011 г. до 55,6% в 2018 г.;

■ обучение по программам прикладного бакалавриата возрастет до 30% от общего числа обучающихся по образовательным программам высшего образования;

■ сформируются многофункциональные центры прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования.

Задачи поставлены правильные, однако возникает закономерный вопрос: «Какой нормативно-правовой базой располагают наши образовательные организации для реализации практико-ориентированных программ именно прикладного бакалавриата? ». Выясняется, что широкого спектра документов на сегодня нет.

В окончательной редакции Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» понятие «прикладной бакалавриат» не

упоминается, фигурирует просто «бакалавриат» как уровень высшего образования. При этом нормативное обеспечение прикладного бакалавриата включает всего четыре документа:

■ Постановление Правительства России «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» № 667 от 19.08.2009 г. [2];

■ Письмо Минобрнауки России «О реализации образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году» № 05-650 от 03.06.2013 г. [3];

■ Письмо Минобрнауки России «О новой редакции ФГОС ВПО» от 06.06.2013 № 05-694 [4];

■ Письмо Минобрнауки России «О новой редакции ФГОС ВПО» от 10.06.2013 № АК - 895/05 [5].

Указанное Постановление Правительства РФ вышло до вступления в действие нового образовательного закона и регламентирует проведение эксперимента в высшем и среднем профессиональном образовании. Оно породило ряд вопросов, в частности: прикладной бакалавриат - это высшее или среднее образование?

Письмо Минобрнауки России № 05-650 от 03.06.2013 г. не внесло однозначности. Вместе с тем в документе четко сформулированы основные достоинства таких образовательных программ:

■ ориентация на потребности работодателя;

■ расширение возможностей выпускников в трудоустройстве и повышение их конкурентоспособности на рынке труда;

■ практикоориентированность, в том числе смещение баланса теоретической и практической подготовки в рамках ФГОС в пользу второй;

■ внедрение и использование новых образовательных технологий (сетевые формы реализации образовательных программ, базовые кафедры) и др.

56

Высшее образование в России • № 5, 2014

Кроме того, в письме подчеркивается возможность освоения в период обучения по программе бакалавриата сопряженной программы СПО и/ или рабочей профессии с последующим получением диплома о среднем профессиональном образовании или удостоверения рабочей профессии. Эта тема требует очень внимательного рассмотрения и организационно-законодательной проработки. Введение такого образовательного алгоритма практически реализует многоступенчатость обучения, предусматривающую формирование сопряженных учебных планов профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, а также итоговую государственную аттестацию на определенном этапе общего цикла образовательного процесса. Идея неплохая. Но как тогда образовательным организациям планировать и поддерживать учебный процесс и финансово-хозяйственную деятельность при подушевом финансировании, если сначала через год, а потом через 2,8 года студенты, поступившие в высшее учебное заведение, могут, получив соответствующий документ, завершить обучение и начать трудовую деятельность? Конечно, такой сценарий не будет массовым, однако ситуация может развиваться по-разному. Вопросов очень много...

Со стороны системы образования действия также осуществляются. Как отметил Д.В. Ливанов 21 августа 2013 г. на заседании Правительства Российской Федерации «О поддержке образовательных организаций высшего образования, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов», в 20132014 учебном году программы прикладного бакалавриата будут реализованы в 44 вузах по 60 направлениям подготовки, выделено 3677 бюджетных мест, удельный вес обучающихся планируется на уровне 5,3% [6]. В текущем учебном году при утверждении контрольных цифр приема (КЦП) прикладной бакалавриат был в

приоритете: рост в 5 раз до 20 тыс. бюджетных мест. При этом на региональную часть выделено 70% контрольных цифр, на федеральную - 30% [7]. Таким образом, в организационном плане шаги сделаны, вузы получили КЦП на этот вид подготовки. А как обстоит дело с методической частью?

В новой редакции ФГОС предусматривается 105 направлений подготовки прикладного бакалавриата. Для разработки соответствующих примерных и основных образовательных программ необходимо четко разделить академический и прикладной бакалавриат. Однако в настоящее время мы располагаем только макетом, в котором, по сути, различий мало - лишь в видах профессиональной деятельности, а значит, в профессионально-специализированных компетенциях и количестве лекций (табл. 1).

Такой подход, безусловно, позволяет учебно-методическим объединениям и образовательным организациям более свободно формировать примерные и основные образовательные программы. И все-таки нужны более четкие ориентиры для разделения академического и прикладного бакалавриата как в названии, так и в содержании. Часто задают вопрос: может ли выпускник прикладного бакалавриата поступать в магистратуру? Нормативных запретов нет, но разъяснительная работа в этом направлении необходима (в выступлениях высшего руководства в области образования упоминается о «технологической магистратуре »).

Теперь о третьей составляющей развития прикладного бакалавриата - работодателях, которые должны быть заинтересованы в выпускниках этого направления. Важно, что на упомянутом выше заседании Правительства РФ министр подчеркнул: «Прикладной бакалавриат - это не только технические направления: квалифицированные исполнители нужны в любых отраслях» [6].

К примеру, этот вопрос несколько раз

Прикладные исследования и разработки

57

Таблица 1

Сравнительный анализ макета бакалавриата

№ п\п " Уровень " -———..образования Показатель _ Бакалавриат

Академический Прикладной

i Квалификация Академический бакалавр Прикладной бакалавр

2 Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Очная. Очно-заочная и заочная допускаются при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося

3 Срок обучения 240 з.е.

4 Область профессиональной деятельности Единая

Специфическая Специфическая

5 Объекты профессиональной деятельности Специфические Специфические

6 Виды профессиональной деятельности Все возможные виды деятельности (научно-исследовательская, проектно-конструкторская, организационно-управленческая и т.д.) Один или несколько видов деятельности (например, производственно-технологическая и т. д.)

7 Профессиональные задачи В соответствии с видами профессиональной деятельности В соответствии с видами профессиональной деятельности

8 Компетенции

8.1 Общекультурные Единые

8.2 Общепрофессиональные Единые

8.3 Профессиональные Профессиональные в соответствии с видом профессиональной деятельности Профессионально-прикладные в соответствии с видом профессиональной деятельности

9 Дисциплины по выбору Не менее 30% от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)»

Возможны разные количественные значения Возможны разные количественные значения

10 Максимальный объем аудиторных учебных занятий 32 академических часа в неделю

Возможны разные количественные значения Возможны разные количественные значения

11 Количество лекций Не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий Не более 40% от общего количества часов аудиторных занятий

12 Материально-техническое обеспечение Ко нкретизация Конкретизация

рассматривался на заседании Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта, и по его поручению Учебно-методическое объединение по образованию в области эксплуатации водного транспорта, которое действует на базе Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова, провело аналитическую работу, в результате которой сформировались основные направления отраслевого прикладного бакалавриата. Приведенный в

таблице 2 перечень не является исчерпывающим, но свидетельствует о востребованности такой подготовки. Судоходным, стивидорным, экспедиторским, агентским компаниям, а также государственным предприятиям и учреждениям морского и внутреннего водного транспорта просто бакалавр малоинтересен, им нужны специалисты, которые после получения высшего образования, помимо основополагающих знаний, будут иметь специализированную подготовку в области водного транспорта

58

Высшее образование в России • № 5, 2014

Таблица 2

Основные направления отраслевого прикладного бакалавриата

№ п/п Направление подготовки Название прикладного бакалавриата

1 08.03.01 «Строительство» Водные пути, порты и судоходные сооружения

2 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» Транспортное использование и охрана водных объектов

3 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» Техническая эксплуатация и ремонт судов и объектов морской и речной техники

4 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» Гидрографическое обеспечение судоходства

5 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» Электропривод и автоматизация объектов водного транспорта

6 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов морского и речного транспорта

7 23.03.01 «Технология транспортных процессов» Организация транспортно-логистических процессов и систем

8 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Информационные системы и технологии на водном транспорте

9 10.03.01 «Информационная безопасность» Информационная безопасность транспортных процессов

10 40.03.02 «Туризм» Водный туризм

11 38.03.01 «Экономика» Экономика водного транспорта

12 38.03.02 «Менеджмент» Транспортный менеджмент (водный транспорт)

13 40.03.01 «Юриспруденция» Правовое регулирование деятельности на водном транспорте

и сразу могут приступить к работе на соответствующих должностях.

На упомянутом заседании Правительства Д.В. Ливанов привел пример Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, где принят образовательный стандарт для прикладного бакалавриата по направлениям в области техники и технологии. Выпускник такой программы - технолог, который может работать на заводе мастером, руководителем первичного трудового коллектива. Программы на основе этого стандарта УрФУ разрабатывает совместно с Уральской горно-металлургической компанией, учебный процесс организован и в университете, и непосредственно на заводах компании. Опыт очень интересный. Впрочем, возникает вопрос: какая квалификация будет записана в дипломе выпускника - бакалавр, технолог или бакалавр-технолог? Это важно.

На наш взгляд, необходимо предусмотреть профессионально-ориентированную

квалификацию. Например, для водного транспорта возможны варианты: гидротехник, гидрограф, экономист транспорта (водного) и т.д. Конечно, это требует обсуждения и нормативной проработки, но тогда выпускник будет действительно профессионально ориентирован.

При развитии прикладного бакалавриата важно определиться в главном:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ прикладной бакалавриат - это уровень высшего образования;

■ выпускник прикладного бакалавриата имеет возможность поступления в магистратуру;

■ необходимы практико-ориентированные образовательные программы (прикладной бакалавриат) отраслевой направленности;

■ прикладной бакалавриат - это отдельная область в соответствующем направлении подготовки уровня высшего образования без дополнительной аккредитации этихпрограмм (аккредитации будет подлежать УГС в целом);

Прикладные исследования и разработки

59

■ прикладной бакалавриат имеет свое профессиональное название в рамках соответствующего направления подготовки;

■ выпускникам по программам прикладного бакалавриата присваивается квалификация в соответствии с названием образовательной программы.

При таком организационно-методическом подходе прикладной бакалавриат получит действительный статус и будет востребован как абитуриентами, так и работодателями, а образовательные организации будут иметь возможность подготовить специалистов, исходя из потребностей реального сектора экономики.

Литература

1. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.

2. Постановление Правительства России «О

проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» № 667 от 19.08. 2009 г.

3. Письмо Минобрнауки России «О реализа-

ции образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году» № 05-650 от 03.06.2013 г.

4. Письмо Минобрнауки России «О новой ре-

дакции ФГОС ВПО» от 06.06.2013 №05-694.

5. Письмо Минобрнауки России «О новой

редакции ФГОС ВПО» от 10.06.2013 № АК - 895/05.

6. О поддержке образовательных организа-

ций высшего образования, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов (Доклад Д.В. Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2013 г.). URL: www.mon.gov.ru

7. Пресс-служба Минобрнауки России от

26.09.2013 г. URL: www.mon.gov.ru

Автор:

ЛАВРЕНТЬЕВА Елена Александровна - д-р экон. наук, профессор, проректор, Государственный университет морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова, e_lavrentieva@mail.ru

LAVRENT’EVA E.A. APPLIED BACHELOR DEGREE: PROSPECTS AND PROBLEMS

Abstract. The article dwells on the standard and legal basics of the development of an applied bachelor degree and the advantages of its introduction. The comparative analysis of the model of the state education standard on the academic and applied bachelor degree is made. There are also proposed some measures for implementation of a branch applied bachelor degree. The main statements are the following: 1) an applied baccalaureate is a level of higher education, 2) a bachelor has an opportunity to enter magistracy, 3) education programs of applied baccalaureate should be practice oriented, 4) an applied baccalaureate is a separate field in the corresponding training area: it doesn’t require an additional accreditation, 5) an applied baccalaureate has its own title, 6) an applied bachelor gets a qualification according to the title of the corresponding education program.

Keywords: academic and applied bachelor degree, applied baccalaureate, branch advantages

References

1. The main directions of the RF government activities for the period up to 2018. Affirmed by the Chairman of RF Government 31 Jan 2013. (In Russ.)

2. The resolution of the RF government “On conducting the experiment for the development of an applied baccalaureate in education institutions of general vocational and higher

60

Высшее образование в России • № 5, 2014

vocational education” No 667 19 Aug 2009. (In Russ.)

3. Letter of the RF Ministry of Education and

Science “On the realization of education programs of applied baccalaureate in 20132014 academic year” No 05-650 03 June 2013 (In Russ.)

4. Letter of the RF Ministry of Education and

Science “About the new redaction of FSES of higher vocational education” No 05-694 06 June 2013 (In Russ.)

5. Letter of the RF Ministry of Education and

Science “About the new redaction of FSES of

higher vocational education” No AK-895/05 10 June 2013 (In Russ.)

6. Livanov D.V. “About the support of education

organizations of higher education, which play the key role in social and economic development of the regions”. The report at the meeting of the Government of Russian Federation 21 Aug 2013.

Available at: www.mon.gov.ru

7. The news of the press agency of The Ministry

of Education and Science of Russian Federaion dated 26 Sept 2013.

Available at: www.mon.gov.ru

Author:

LAVRENT’EVA Elena A. - Dr. Sci. (Economics), Professor, Pro-rector, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg, Russia, e_lavrentieva@mail.ru

g

Уважаемые коллеги!

•УЗОВСКИИ

(III ш;

Т^УЗОВС

От души поздравляем вас с замечательным юбилеем. В начале 90-х мы вместе начинали свой путь на ниве российского высшего образования, а затем вы ушли в самостоятельное «плавание». Вот уже два десятилетия в трудных условиях са.моокупа.емости «Вузовский Вестник» является рупором педагогической общественности по а,ктуа.льным проблема.м российской высшей школы. За эти годы ваше издание не только превратилось в регулярную информационно-а.на.литическую га.зетуректоров, профессоров, препода-вателей и студентов, но и реализовало крупные издательские проекты: полноцветный альманах «Высшая школа XXI века,», книги историко-патриотической напра-вленности.

Крепкого вам здоровья и новых успехов в благородном деле служения российской высшей школе. На^деемся, что круг ваших подписчиков будет только расширяться.

Редакция и редколлегия журнала «Высшее образование в России»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.