Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ: ДАНЬ МОДЕ ИЛИ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ДОШКОЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ: ДАНЬ МОДЕ ИЛИ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Н.В., Цубина Т.В.

Статья описывает возможности формирования у подрастающего поколения культуры бесконфликтного общения, средствами медиации и медиативного подхода к разрешению конфликтов и споров, возникающих в образовательной среде, является залогом гармоничных отношений и значительного сокращения существующих проблем современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MEDIATION: A FAD OR A METHOD OF FORMING A SAFE SCHOOL ENVIRONMENT

This article deals with the formation of the younger generation of cultural conflict-free communication means of mediation and a mediation approach to resolve conflicts and disputes in the educational environment is the key to harmonious relations and a significant reduction of the problems of modern society.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ: ДАНЬ МОДЕ ИЛИ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ»

но и от ценностей и целей будущей профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность достигается в процессе усвоения многоуровневого комплекса, сущность которого можно выразить следующим образом: ценности - цели - средства - методы - ресурсы - объекты [2].

Краткое содержание элементов этой формулы может быть представлено в следующем виде.

Ценности. Любая деятельность, в том числе и служба в армии, имеет свою систему ценностей и идеалов, которые влияют и во-многом определяют успешность становления профессиональной идентичности.

Это тем более важно для профессий, связанных с обеспечением безопасности государства. При выстраивании ценностно-нормативного уровня специалиста, важно учитывать: во имя чего осуществляется деятельность, осознавать ее возможное негативные последствия. С точки зрения педагогики личность будущего специалиста должна принять некоторые нравственные запреты на манипулирование другими людьми с помощью специального знания и приобретенных в процессе обучения методов.

Цели и задачи. На этом уровне профессиональная идентичность характеризуется представлениями обучающегося о норме в тех или иных сферах жизнедеятельности. Понимание и руководство нормой позволяет выявить в возникшей ситуации проблему, как субъективно переживаемое противоречие между реальным и желаемым, целями и средствами, как несоответствие реального и нормативного.

Средства профессиональной деятельности представляют многоуровневый комплекс, включающий:

- профессиональный язык со специфическим категориальным аппаратом, совокупностью понятий и их значений;

- знания, определяющие проблемное и нормативное состояние различных объектов, входящих в профессиональную сферу;

- методики с использованием интеллектуальной деятельности, операций, анализа и т.д.

Методы - (др. греч. - способ исследования) - способы достижения цели или решения конкретных задач, образ действий; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности, с целью нахождения оптимального варианта решения задач.

Ресурсы профессиональной подготовки - средства, например материальные, социальные, интеллектуальные, необходимые для реализации планируемой деятельности.

Объекты приложения профессиональных умений и навыков. Для профессионалов социально-культурной сферы в качестве таких объектов могут выступать: специальная группа (возрастная, профессиональная, этнокультурная и др.); события, акции; услуга и т.п. Объектом приложения профессиональных умений могут быть сферы жизнедеятельности человека (образовательная, производственная, информационная); область социокультурной жизни.

В соответствии с рассмотренными границами профессиональной деятельности необходимо сформировать группу системообразующих дисциплин, с целью объединения обозначенных выше уровней и формирования основных качеств будущего специалистов. Кроме того, актуальной проблемой является исследование, обоснование и реализация принципиально новых психолого-педагогических технологий и организационных условий, направленных на успешную профессиональную идентификацию обучающихся в военных вузах [6].

Список литературы

1. Громова А.А., Худайназарова Д.Р. Профессиональная идентичность женщин-военнослужащих: содержание понятия // Теория и практика общественного развития, 2015 г., № 5, с. 149 -151.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

3. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. - Екатеринбург, изд. РЕНТ, 1999. - с. 40.

4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: МГИК. 1994. - С. 46.

5. Самохин В.Ф., Худайназарова Д.Р. Инновационный процесс в военном вузе: условия реализации и показатели эффективности // Вестник СПб ГУ, Серия 12, № 4, 2009. - с. 24-30.

6. Худайназарова Д.Р., Громова А.А. Инновационный процесс военного вуза как условие становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих // Теория и практика общественного развития, 2015 г., №4, с. 137-139.

ДОШКОЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ: ДАНЬ МОДЕ ИЛИ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

Семенова Н.В., Цубина Т.В.

SCHOOL MEDIATION: A FAD OR A METHOD OF FORMING A SAFE SCHOOL ENVIRONMENT. N. Semenova, T. Tsubina АННОТАЦИЯ

статья описывает возможности формирования у подрастающего поколения культуры бесконфликтного общения, средствами медиации и медиативного подхода к разрешению конфликтов и споров, возникающих в образовательной среде, является залогом гармоничных отношений и значительного сокращения существующих проблем современного общества.

ABSTRACT

This article deals with the formation of the younger generation of cultural conflict-free communication means of mediation and a mediation approach to resolve conflicts and disputes in the educational environment is the key to harmonious relations and a significant reduction of the problems of modern society.

В современном обществе проблема конфликтов в целом и в школьных коллективах в частности, является одной из самых главных и актуальных.

Воспитание у подрастающего поколения культуры бесконфликтного общения, является залогом гармоничных отношений и значительного сокращения существующих проблем современного общества. Дети и подростки могут прекрасно разбираться в современных электронных средствах связи, владеть иностранными языками, но они гораздо хуже умеют общаться друг с другом, разговаривать со взрослыми, обсуждать проблемы, понимать других людей.

Особой формой посредничества при разрешении споров и конфликтов является процедура медиации. Причиной обращения к медиации есть необходимость и желание спорящих сторон разрешить спор или конфликт, найти выход из сложившейся сложной ситуации.

Медиация- это альтернативный метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны - медиатора, оказывающий содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы [1].

Школьная медиация - один из способов научить детей и подростков выражать свою точку зрения, слышать и понимать сверстников и взрослых, при этом уважая собеседников, их взгляды, мнения.

Спорные ситуации в школе возникают не только в связи с плохим поведением и успеваемостью учеников или с нерешенными семейными проблемами. Слияния отдельных образовательных учреждений в большие холдинги состоящие из 10 и более школ и дошкольных учреждений, присоединение «не престижных» школ к более благополучным, развитие инклюзивного образования, нарастание межнациональной напряженности все это требует поиска современных способов коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного пространства.

Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему. Ситуации, требующие разрешения все чаще стали выходить за пределы школы, охватывая все образовательное пространство.

В связи с этим существует острая необходимость в обучении учащихся, родителей и учителей навыкам бесконфликтного общения, в поиске альтернативных путей разрешения конфликта начиная уже со старшего дошкольного возраста.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. [2]

Дошкольное время - ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.[3]

Основываясь на идеях гуманистической педагогики, Центром медиации и права город Москва под руководством Ц.А. Шамликашвили [4], разработан метод использования медиации и медиативного подхода в образовательном учреждении, которое заключается в создании Служб школьной медиации, членами которых могут стать ученики школы, педагоги, родители, заинтересованная общественность. Обучаясь навыкам и способам применения медиации, формируется медиативное мировоззрение у субъектов образовательного процесса, приводящее к новой, самостоятельной форме школьного самоуправления. Благодаря этому, повышается степень личной ответственности, коммуникативной, правовой и общекультурной компетентности всех субъектов образовательной деятельности.

Запуская проект формирования цивилизованных способов реагирования на конфликты в ГБОУ СОШ Центре образования 1858 в 2014 году было проведено анкетирование обучающихся, учителей, административно-управленческого аппарата, родителей по вопросам информированности об альтернативных способах урегулирования споров и конфликтов с помощью посредника - медиатора, о возможностях служб школьной медиации в решении вопросов формирования безопасной школьной среды, распространения среди участников образовательного процесса альтернативных форм и методов разрешения споров и конфликтов.

Результаты анкетирования показали, что:

- 85% родителей, 80% педагогов школы, волнуют проблемы возросшего числа конфликтов в образовательной среде;

- 92% педагогов школы отмечают возросшее количество обучающихся с проблемами в поведении и агрессией в общеобразовательной школе включая этап начальной школы;

- более 90% опрошенных родителей, 85% педагогов школы не знакомы с альтернативными способами урегулирования конфликтов с помощью медиатора;

- более 75% родителей, 98% педагогов школы признают традиционные методы разрешения конфликтов не эффективными, наносящими вред личности обучающихся, и готовыми к обучению цивилизованным методам урегулирования конфликтов, основанных на принципах и технологии медиации.

- 85% подростков с адекватным стилем поведения, заинтересовались технологией медиации и готовы обучаться коммуникативным и медиативным техникам;

Проанализировав результаты анкетирования участников образовательного процесса, можно сделать вывод о том, что в системе современного образования необходим гуманный инструментарий решения трудных ситуаций, закладывающий основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящие благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Являясь важной социальной инновацией, развитие служб школьной медиации востребовано самой жизнью и становится одной из приоритетных задач школы в области современного воспитания и образования.

Необходимо создание Служб школьной медиации в образовательных учреждениях с целью создания условий для разрешения конфликтов непосредственно в учреждении на первых стадиях их эскалации, а также предупреждения конфликтных ситуаций, развития толерантного отношения детей друг к другу и к преподавательскому коллективу.

Создание Служб школьной медиации должно учитывать специфику обучающихся в образовательном учреждении, в котором внедряются подобные структуры. Активное привлечение в создаваемую службу воспитанников будет способствовать не только успешному разрешению конфликтов и их профилактики, окажет помощь родителям в воспитании детей и подростков, создании конструктивного взаимодействия, создания благоприятных условий для развития и обучения.

Цель службы дошкольной и школьной медиации: формирование безопасной среды, признания ценности человеческой жизни, уникальности каждой личности, уважения права каждого на удовлетворение потребностей и защиту собственных интересов (но не в ущерб чужим). Задачи службы медиации:

1. Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (медиация, переговоры и другие способы);

2. Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии медиации;

3. Развитие в образовательном учреждении медиативного мировоззрения, на конфликты и проступки, на основе принципов и технологии понимающего подхода в медиации.

4. Обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

5. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии медиации. Помимо выше описанного медиация и медиативный подход помогает решать сопутствующие задачи для основных участников процедуры с трёх сторон (участники СШМ, медиатор, стороны конфликта) воспитывать в них:

• Активную жизненную позицию

• Формировать самостоятельность, самостоятельность принятия решения, а в последствии ответственности за принятое решение

• Способность самому решать затруднительные вопросы

• Находить выходы из конфликтных ситуаций и т.д.

• Удовлетворяет потребность ребёнка: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит.

Миссия дошкольной и школьной службы медиации (СШМ)

сформировать и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию.

1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные ситуации

2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей культуры взаимопонимания

3. Развитие форм воспитания, основанных на восстановительных практиках

Ценности медиативного подхода:

• Разрешение конфликтов между людьми без применения манипуляций или силы.

• Осознание ответственности (самостоятельное исправление негативных последствий своего поступка).

• Взаимопонимание и восстановление отношений между сторонами конфликта.

• Изменение установок при реагировании на конфликты с административно-карательных на медиативные (понимающие).

• Возвращение людям полномочий по решению их конфликтных ситуаций.

• Улучшение атмосферы в группе (сообществе) и т. д. Целевая аудитория:

Административный и преподавательский состав, дети, родители (законные представители), образовательных учреждений.

Срок реализации проекта:

Рассчитан на учебный год (9 месяцев или 38 недель, 2 раза в неделю). Формы реализации:

• Просветительские беседы, дискуссии, презентации (для администрации, педагогов, обучающихся, родителей).

• Организации стендов с информацией.

• Тренинг по обучению медиативным и коммуникативным техникам.

• Проведение медиаций. В зависимости от сложности случаи совместно с куратором школьной службы или детьми прошедшими обучение.

• Групповая работа по поддержке школьной службы медиации (разбор проведённых медиаций, обмен опытом, решение текущих вопросов ШСМ).

• Методической поддержке службы. Ожидаемый результат: Создание самостоятельно

работающей школьной службы медиации ориентированной на позитивные изменения личности каждого субъекта этого процесса.

Для создания и функционирования структуры СШМ в образовательных учреждениях, авторами составлены подробные программы обучения для каждой категории медиаторов:

1. Для педагогов:

• Презентационный тренинг (проводится для всех педагогов школы или по решению администрации,

но не менее 30 человек)

• Тренинг для педагогов-медиаторов (основы медиации)

• Тренинг для педагогов-медиаторов (расширенный курс)

2. Для родителей:

• Презентационная программа (проводится в начальной, основной, средней школах)

• Практические занятия для родителей-медиаторов

3. Для детей:

• Презентационная программа (проводится по группам)

• Тренинг для детей-медиаторов «Основные знания и навыки медиативной компетенции»

• Тренинг для детей-медиаторов «Инструментарий медиатора»

Важно отметить, что все перечисленные программы разработаны в соответствии с законодательными и нормативными документами.

В течение этого периода школу курирует профессиональный медиатор, специалист по школьной медиации.

Результаты анкетирования проведенного после реализации проекта показали:

- 89% родителей, 92% педагогов школы, признают альтернативные методы решения споров и конфликтов с помощью медиатора наиболее эффективными по сравнению с традиционными (административными, личностными и др.);

- 92% педагогов школы отмечают изменение общей культуры и культуры поведения после курса базового обучения техникам медиации;

- более 90% опрошенных родителей, 95% педагогов школы отметили значительное снижение агрессивного реагирования на конфликты среди обучающихся, возросшим уровнем контроля эмоционального состояния приводящему к конфликтам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- более 75% родителей, 98% педагогов школы готовы к обучению цивилизованным методам урегулирования конфликтов, основанных на принципах и технологии медиации, распространению информации о медиации и медиативном подходе. Администрацией образовательного учреждения,

где реализовывался проект по созданию службы школьной медиации, отмечается:

- снижение частоты и напряженности конфликтов между участниками образовательного процесса прошедшими обучение основам медиации;

- сокращение количества правонарушений, совершаемыми подростками с девиантным поведением в два раза по сравнению с предыдущими годами;

- на основе медиативного подхода фиксируется повышение общей культуры участников образовательного пространства, создаются условия для формирования положительных траекторий развития ребенка;

- уровень личностной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса значительно повысился.

Литература

1. Ц. Шамликашвили. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. 2013

2. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

4. Ц. Шамликашвили, Хазанова 2004 — Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод школьная медиация как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы //Психологическая наука и образование. №2, 2014. С. 27—28.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Цыглакова Елена Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов

THE FORMATION OF HEALTH CULTURE IN THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF SECONDARY CLASSES Tsyglakova Elena, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Balashov Institute (branch) of Saratov state University. N. G. Chernyshevsky, Balashov

АННОТАЦИЯ

Культура здоровья учащихся является основной компетенцией, которая предусматривает воспитание и развитие ценностного отношения к здоровью, формирование теоретических знаний по основам культуры здоровья, двигательных умений и навыков разработки самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений. Представлено исследования уровня знаний, учащихся о здоровом образе жизни и культуре здоровья.

ABSTRACT

Culture of health of students is a core competency, which provides for the upbringing and development of value attitude to health, the formation of theoretical knowledge on the basics of culture, health, motor skills the development of independent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.