Медиация
в образовательной среде
Гугуева Дарья Александровна - старший преподаватель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, кандидат социологических наук
Еремина Анна Сергеевна - студентка 3 курса Института социологии и регионоведения Южного федерального университета
Изучением проблемы урегулирования конфликтов и споров с помощью посредничества занимается не один десяток учёных. Так, специалисты в сфере медиации в учебных учреждениях: Е.И. Луговцова, Т.И. Краснова, E.JL Касьяник, М.С. Бойко, C.B. Лабода, О.М. Савчик выпустили книгу «Базовый курс медиации: рефлексивные заметки». В ней авторы раскрывают сущность понятия медиации, дают материал, направленный на обучение медиации, а также рассказывают об уже созданных службах медиации в Белоруссии.
В книге «Служба школьной медиации: практическое руководство» С.К. Рыженко, JIM. Маркова, исследуя медиацию в школе, уделяют внимание нормативно-правовым основам деятельности СШМ, групповым формам примирительных процедур, а также волонтёрским движениям службы школьной медиации «Группы равных»
На протяжении многих столетий человечество сталки-
валось с конфликтными ситуациями. Они, как и другие жизненные трудности, не всегда разрешаются конструктивным путём. В споре стороны довольно часто не могут понять истинную причину конфликта, услышать мнение другого человека, а также найти правильный выход из сложившейся ситуации. Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация. Так, в ситуацию вступают третьи участники, которые дают сторонам выразить свои эмоции и помогают установить контакт между ними.
Рассмотрение этой темы необходимо начать с изучения основного понятия, тем более, что каждый ученый даёт ему своё определение. Так, О.В. Аллахвердова считает, что «медиация - это процесс переговоров,в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяюще-
му интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого, стороны урегулируют конфликт между собой» [1]. Такое определение раскрывает сущность понятия в его полноте.
Педагог-медиатор, как и любой специалист в своем деле, должен иметь достаточный уровень знаний и способность правильно применять их в зависимости от ситуации. Медиатор не только выполняет роль третьей, нейтральной стороны, но и подводит конфликтующие стороны к поиску верного решения, удовлетворяющего их. Человек, планирующий стать посредником, должен осознавать, что, даже пройдя курс обучения и получив сертификат на право работы по специальности, он должен будет постоянно пополнять багаж своих знаний, улучшать приобретенные навыки, проходить переквалификацию, повышая уровень профессиональной компетентности.
Медиация является достаточно новой практикой в деятельности образовательного учреждения. Поскольку реалии начала XXI века показали увеличение конфликтных ситуаций в школах и университетах, возникла необходимость в привлечении в образовательный процесс процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтов.
В распоряжении Правительства РФ от 15 октября 2012 г.
№ 1916-р в пункте 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы говорится об организации в школах и других учебных заведениях служб школьной медиации. Об этом сказано и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Таким образом, государство, оценивая нынешнюю ситуацию между преподавателями и студентами, между самими студентами, между учителями и обучающимися в образовательных учреждениях, принимает соответствующие нормативно-правовые акты. Они способствуют становлению гражданского общества и полному обеспечению прав и свобод граждан.
Подробнее познакомимся с деятельностью служб школьной медиации. Для чего они созданы и какие методы используют? Службы школьной медиации (СШМ) в первую очередь предназначены для обучения процедуре медиации: основным принципам, структуре, подходам, целям и т.д. Школьники, студенты, преподавательский состав должны уметь правильно применять эти знания и
умения в профилактике или разрешении споров. Сотрудники разделяют обучающихся на две группы: 5-8 классы и 9-11 классы. В зависимости от возрастных особенностей у обучающихся будут возникать различные конфликты, и для их разрешения необходимо использовать специальные методы. Так, медиативный подход в работе по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения следует применять в обеих группах, так как риск возникновения конфликтов на этой почве велик как в младшей, так и в старшей группе. Школьные службы примирения способствуют снижению уровня конфликтности в школе, что приведет к устранению причин противоправного поведения школьников. Создание условий для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды -еще одна задача для специалистов в области школьной медиации.
Немаловажным в развитии медиации в образовательной системе является волонтёрское движение службы школьной медиации «Группы равных». Это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для дальнейшего применения полученных знаний и умений при разрешении споров, предупреждении и раз-
решении конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Роль взрослых в работе «Групп равных» является координирующей, поддерживающей, особенно когда конфликт сложен, или когда имело место насилие, правонарушение [2].
Волонтёрское движение СШМ эффективно формирует у обучающихся навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта; содействует социализации и самореализации детей, осуществляет реальную профилактику правонарушений, создает условия для реализации восстановительного подхода в образовательной организации.
Говоря о практической деятельности служб по медиации, приведём в качестве примера несколько площадок на территории Белоруссии, которые внедряли медиативную деятельность в свои учреждения через различные формы и направления работы. В их числе -обучение тренеров и мультипликаторов технологии медиации в сфере формального и дополнительного образования («Образовательный центр «ПОСТ», Центр развития педагогического образования БГПУ им. М. Танка), создание школьных служб медиации (СШ № 161 г. Минска и СШ
№ 17 г. Борисова), ознакомление с технологией медиации студентов-юристов и разработка возможностей применения навыков медиации в юридическом консультировании (Юридические клиники БГЭУ и БГУ) [3].
Не только за рубежом активно применяют и развивают медиацию в школах, но и в России создаются службы школьной медиации. Так, в Ярославской области проводятся семинары городского и регионального уровня для руководителей образовательных организаций, социальных педагогов, членов комиссий по урегулированию споров. Осенью 2016 г. на базе школы № 66 работала тематическая смена осеннего лагеря юных медиаторов, её участниками были 28 школьников 7-9 классов из шести школ г. Ярославля. В этой же школе с 2015 года стартовал проект «Развитие кадрового потенциала школьных служб медиации». К работе подключился ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».
В Воронежской области в ряде школ - МКОУ Хренов-ская СОШ № 1, МКОУ Калаче евская СОШ № 1, МКОУ «Ново-усманская СОШ № 3», МБОУ БГО СОШ № 5, МБОУ СОШ № 72 им. Ю.В Лукьянчикова, МБОУ Панинская СОШ Панин-ского муниципального района, МБОУ СОШ №69 и других были разработаны официальные сайты, имеющие разде-
лы «Служба школьной медиации». В них для обучающихся представлена информация о деятельности служб, их целях и возможности помочь каждому.
В Ростовской области также действуют службы школьной медиации. МБОУ СОШ№40 имени Восьмой Воздуш ной Армии был издан приказ №105 от 27.03.2015 г. «О создании школьной службы примирения (медиации)»
Всего же в школах Российской Федерации существует 521 такая служба. Из них в 415-ти медиаторами работают взрослые и учащиеся, в 106-ти - медиаторами работают только взрослые [8]. Визуально эти результаты представлены на диаграмме №1 (см. стр. 84). Число членов служб примирения представлено на диаграмме №2 (см. стр. 85).
Изменения в сфере науки и образования касаются не только школьных учреждений, но и вузов. Сейчас в России в высших профессиональных образованиях, к сожалению, не до конца сформирована адекватная педагогическая позиция по управлению конфликтами в образовательном процессе вуза. Одной из главных составляющих профессионализма педагога высшей школы является конфликтологическая компетентность. Для выстраивания конструктивной коммуникации
каждый преподаватель должен обладать навыками ме-диаторской деятельности. Деятельность медиатора в вузе предполагает выполнение определенных задач:
— осознание природы противоречий и конфликтов между студентами;
— развитие у себя конструктивного отношения к студенческим конфликтам;
— овладение навыками неконфликтного общения в трудных жизненных ситуациях;
— умение анализировать возникающие проблемные ситуации;
— наличие навыков управления конфликтными ситуациями.
— умение прогнозировать возможные последствия разви-
тия студенческих конфликтов;
— умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты в студенческой группе;
— наличие навыков устранения негативных последствий студенческих конфликтов [4].
Зная и соблюдая вышеперечисленное, студенты и преподаватели смогут предотвратить конфликт или разрешить его с использованием конструктивных моделей. Базовыми знаниями о медиации должен обладать каждый специалист в вузе.
Таким образом, медиация, являясь специальным видом деятельности педагога, направлена на нормализацию отношений между конфликтующими
Диаграмма №1. Число членов служб примирения
медиаторы взрослые ■ медиаторы взрослые и учащиеся
Диаграмма №2. Количество служб примирения
медиаторы взрослые ■ медиаторы взрослые и учащиеся
сторонами. Развитие и распространение данной технологии в России и за рубежом ведёт к уменьшению рисков возникновения конфликтов, а также верному и разумному их разрешению. Создание служб школьной медиации, волонтёрских групп, медиативных сообществ в различных регионах страны поможет создать прочную базу для укрепления гражданского общества.
Литература:
1. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация — переговоры с участием посредника. — СПб.: Издательский дом Роза мира, 2013 - 178 с.
2. Служба школьной медиации: практическое руководство: учеб. — метод, пособие // С.К. Рыженко, Л.М. Маркова. - Краснодар, 2017 - 47 с.
3. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки // М. С. Бойко [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск : Медисонт, 2011 — 316 с.
4. Медиация в работе педагога высшей школы / Рябинина Е.В. — Челябинск: Образование и наука. 2015. № 2 (121).
5. Нужна ли в современных школах медиация и школа примирения? // Каменков B.C., Орловская И.В. — Минск, 2017, С. - 27-30.
6. Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Чу-прис A.C. - Калининград, 2016, № 2, С. 108 - ИЗ.
7. Конфликтология: Учебник для вузов. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
8. Школьные службы примирения // [Электронный ресурс] http:// www.8-926-145-87-01.ru (дата обращения: 02.02.2018 г.).