Научная статья на тему 'Медиация в образовательной среде'

Медиация в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4089
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / ШКОЛА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПОСРЕДНИКИ / MEDIATION / CONFLICT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RESOLUTION OF CONFLICT / SCHOOL / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / INTERMEDIARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гугуева Дарья Александровна, Еремина Анна Сергеевна

В статье ставится задача рассмотреть медиацию, как один из способов конструктивного разрешения конфликта, раскрыть задачи медиатора в образовательных учреждениях: школах, университетах. Медиация рассматривается как альтернативный метод разрешения конфликта, в котором независимая третья сторона оказывает помощь, спорящие стороны должны провести переговоры и достичь добровольного соглашения без какого-либо принуждения или насилия. Данная процедура позволит учащимся более эффективно пользоваться навыками и инструментами для разрешения и урегулирования конфликтов. А также, медиация рассматривается как один из шагов к построению гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гугуева Дарья Александровна, Еремина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediation in the educational environment

In article the task to consider mediation is set as one of ways of constructive resolution of conflict, to open problems of a mediator in educational institutions: schools, universities. Mediation is considered as an alternative method of resolution of conflict in which the independent third party assists, the arguing parties have to hold negotiations and reach the agreement of the voluntary agreement without any coercion or violence. This procedure will allow pupils to use more effectively skills and tools for permission and settlement of the conflicts.

Текст научной работы на тему «Медиация в образовательной среде»

Медиация

в образовательной среде

Гугуева Дарья Александровна - старший преподаватель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, кандидат социологических наук

Еремина Анна Сергеевна - студентка 3 курса Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

Изучением проблемы урегулирования конфликтов и споров с помощью посредничества занимается не один десяток учёных. Так, специалисты в сфере медиации в учебных учреждениях: Е.И. Луговцова, Т.И. Краснова, E.JL Касьяник, М.С. Бойко, C.B. Лабода, О.М. Савчик выпустили книгу «Базовый курс медиации: рефлексивные заметки». В ней авторы раскрывают сущность понятия медиации, дают материал, направленный на обучение медиации, а также рассказывают об уже созданных службах медиации в Белоруссии.

В книге «Служба школьной медиации: практическое руководство» С.К. Рыженко, JIM. Маркова, исследуя медиацию в школе, уделяют внимание нормативно-правовым основам деятельности СШМ, групповым формам примирительных процедур, а также волонтёрским движениям службы школьной медиации «Группы равных»

На протяжении многих столетий человечество сталки-

валось с конфликтными ситуациями. Они, как и другие жизненные трудности, не всегда разрешаются конструктивным путём. В споре стороны довольно часто не могут понять истинную причину конфликта, услышать мнение другого человека, а также найти правильный выход из сложившейся ситуации. Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация. Так, в ситуацию вступают третьи участники, которые дают сторонам выразить свои эмоции и помогают установить контакт между ними.

Рассмотрение этой темы необходимо начать с изучения основного понятия, тем более, что каждый ученый даёт ему своё определение. Так, О.В. Аллахвердова считает, что «медиация - это процесс переговоров,в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяюще-

му интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого, стороны урегулируют конфликт между собой» [1]. Такое определение раскрывает сущность понятия в его полноте.

Педагог-медиатор, как и любой специалист в своем деле, должен иметь достаточный уровень знаний и способность правильно применять их в зависимости от ситуации. Медиатор не только выполняет роль третьей, нейтральной стороны, но и подводит конфликтующие стороны к поиску верного решения, удовлетворяющего их. Человек, планирующий стать посредником, должен осознавать, что, даже пройдя курс обучения и получив сертификат на право работы по специальности, он должен будет постоянно пополнять багаж своих знаний, улучшать приобретенные навыки, проходить переквалификацию, повышая уровень профессиональной компетентности.

Медиация является достаточно новой практикой в деятельности образовательного учреждения. Поскольку реалии начала XXI века показали увеличение конфликтных ситуаций в школах и университетах, возникла необходимость в привлечении в образовательный процесс процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтов.

В распоряжении Правительства РФ от 15 октября 2012 г.

№ 1916-р в пункте 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы говорится об организации в школах и других учебных заведениях служб школьной медиации. Об этом сказано и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Таким образом, государство, оценивая нынешнюю ситуацию между преподавателями и студентами, между самими студентами, между учителями и обучающимися в образовательных учреждениях, принимает соответствующие нормативно-правовые акты. Они способствуют становлению гражданского общества и полному обеспечению прав и свобод граждан.

Подробнее познакомимся с деятельностью служб школьной медиации. Для чего они созданы и какие методы используют? Службы школьной медиации (СШМ) в первую очередь предназначены для обучения процедуре медиации: основным принципам, структуре, подходам, целям и т.д. Школьники, студенты, преподавательский состав должны уметь правильно применять эти знания и

умения в профилактике или разрешении споров. Сотрудники разделяют обучающихся на две группы: 5-8 классы и 9-11 классы. В зависимости от возрастных особенностей у обучающихся будут возникать различные конфликты, и для их разрешения необходимо использовать специальные методы. Так, медиативный подход в работе по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения следует применять в обеих группах, так как риск возникновения конфликтов на этой почве велик как в младшей, так и в старшей группе. Школьные службы примирения способствуют снижению уровня конфликтности в школе, что приведет к устранению причин противоправного поведения школьников. Создание условий для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды -еще одна задача для специалистов в области школьной медиации.

Немаловажным в развитии медиации в образовательной системе является волонтёрское движение службы школьной медиации «Группы равных». Это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для дальнейшего применения полученных знаний и умений при разрешении споров, предупреждении и раз-

решении конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Роль взрослых в работе «Групп равных» является координирующей, поддерживающей, особенно когда конфликт сложен, или когда имело место насилие, правонарушение [2].

Волонтёрское движение СШМ эффективно формирует у обучающихся навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта; содействует социализации и самореализации детей, осуществляет реальную профилактику правонарушений, создает условия для реализации восстановительного подхода в образовательной организации.

Говоря о практической деятельности служб по медиации, приведём в качестве примера несколько площадок на территории Белоруссии, которые внедряли медиативную деятельность в свои учреждения через различные формы и направления работы. В их числе -обучение тренеров и мультипликаторов технологии медиации в сфере формального и дополнительного образования («Образовательный центр «ПОСТ», Центр развития педагогического образования БГПУ им. М. Танка), создание школьных служб медиации (СШ № 161 г. Минска и СШ

№ 17 г. Борисова), ознакомление с технологией медиации студентов-юристов и разработка возможностей применения навыков медиации в юридическом консультировании (Юридические клиники БГЭУ и БГУ) [3].

Не только за рубежом активно применяют и развивают медиацию в школах, но и в России создаются службы школьной медиации. Так, в Ярославской области проводятся семинары городского и регионального уровня для руководителей образовательных организаций, социальных педагогов, членов комиссий по урегулированию споров. Осенью 2016 г. на базе школы № 66 работала тематическая смена осеннего лагеря юных медиаторов, её участниками были 28 школьников 7-9 классов из шести школ г. Ярославля. В этой же школе с 2015 года стартовал проект «Развитие кадрового потенциала школьных служб медиации». К работе подключился ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

В Воронежской области в ряде школ - МКОУ Хренов-ская СОШ № 1, МКОУ Калаче евская СОШ № 1, МКОУ «Ново-усманская СОШ № 3», МБОУ БГО СОШ № 5, МБОУ СОШ № 72 им. Ю.В Лукьянчикова, МБОУ Панинская СОШ Панин-ского муниципального района, МБОУ СОШ №69 и других были разработаны официальные сайты, имеющие разде-

лы «Служба школьной медиации». В них для обучающихся представлена информация о деятельности служб, их целях и возможности помочь каждому.

В Ростовской области также действуют службы школьной медиации. МБОУ СОШ№40 имени Восьмой Воздуш ной Армии был издан приказ №105 от 27.03.2015 г. «О создании школьной службы примирения (медиации)»

Всего же в школах Российской Федерации существует 521 такая служба. Из них в 415-ти медиаторами работают взрослые и учащиеся, в 106-ти - медиаторами работают только взрослые [8]. Визуально эти результаты представлены на диаграмме №1 (см. стр. 84). Число членов служб примирения представлено на диаграмме №2 (см. стр. 85).

Изменения в сфере науки и образования касаются не только школьных учреждений, но и вузов. Сейчас в России в высших профессиональных образованиях, к сожалению, не до конца сформирована адекватная педагогическая позиция по управлению конфликтами в образовательном процессе вуза. Одной из главных составляющих профессионализма педагога высшей школы является конфликтологическая компетентность. Для выстраивания конструктивной коммуникации

каждый преподаватель должен обладать навыками ме-диаторской деятельности. Деятельность медиатора в вузе предполагает выполнение определенных задач:

— осознание природы противоречий и конфликтов между студентами;

— развитие у себя конструктивного отношения к студенческим конфликтам;

— овладение навыками неконфликтного общения в трудных жизненных ситуациях;

— умение анализировать возникающие проблемные ситуации;

— наличие навыков управления конфликтными ситуациями.

— умение прогнозировать возможные последствия разви-

тия студенческих конфликтов;

— умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты в студенческой группе;

— наличие навыков устранения негативных последствий студенческих конфликтов [4].

Зная и соблюдая вышеперечисленное, студенты и преподаватели смогут предотвратить конфликт или разрешить его с использованием конструктивных моделей. Базовыми знаниями о медиации должен обладать каждый специалист в вузе.

Таким образом, медиация, являясь специальным видом деятельности педагога, направлена на нормализацию отношений между конфликтующими

Диаграмма №1. Число членов служб примирения

медиаторы взрослые ■ медиаторы взрослые и учащиеся

Диаграмма №2. Количество служб примирения

медиаторы взрослые ■ медиаторы взрослые и учащиеся

сторонами. Развитие и распространение данной технологии в России и за рубежом ведёт к уменьшению рисков возникновения конфликтов, а также верному и разумному их разрешению. Создание служб школьной медиации, волонтёрских групп, медиативных сообществ в различных регионах страны поможет создать прочную базу для укрепления гражданского общества.

Литература:

1. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация — переговоры с участием посредника. — СПб.: Издательский дом Роза мира, 2013 - 178 с.

2. Служба школьной медиации: практическое руководство: учеб. — метод, пособие // С.К. Рыженко, Л.М. Маркова. - Краснодар, 2017 - 47 с.

3. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки // М. С. Бойко [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск : Медисонт, 2011 — 316 с.

4. Медиация в работе педагога высшей школы / Рябинина Е.В. — Челябинск: Образование и наука. 2015. № 2 (121).

5. Нужна ли в современных школах медиация и школа примирения? // Каменков B.C., Орловская И.В. — Минск, 2017, С. - 27-30.

6. Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Чу-прис A.C. - Калининград, 2016, № 2, С. 108 - ИЗ.

7. Конфликтология: Учебник для вузов. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

8. Школьные службы примирения // [Электронный ресурс] http:// www.8-926-145-87-01.ru (дата обращения: 02.02.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.