Rudyakova Irina Valerevna, senior lecturer, department of sports disciplines, Zabaikalsky State University. Tel.: 89144517691, E-mail: [email protected]
УДК 373.3
© С. А. Срулевич
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье рассмотрен вопрос о перспективности разработки и внедрения модульной программы, направленности третьего урока физической культуры на формирование универсальной компетенции культуры здоровья, внедрение в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательской деятельности школьника, повышение самостоятельной двигательной активности ученика.
Ключевые слова: культура здоровья, проектно-исследовательская деятельность, универсальные учебные действия.
S.A. Srulevich
FORMATION CULTURE OF HEALTH AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY IN REALIZATION OF STATE STANDARD OF THE SECOND GENERATION
In the article the issue is considered which concerns perspective development and introduction of modular program focused on formation universal competence of culture of health at the third lesson of physical culture, introduction in the academic educational process the research project activity of student, increase of independent motor activity of student.
Keywords: rnlture of health, research project activity, universal teaching activities.
Состояние и уровень здоровья человека во многом зависят от соблюдения и приобретения культуры здоровья. Это важнейшее требование, правило цивилизованной жизни, оно общепризнано в мировом, российском сообществе. Культура здоровья человека должна прививаться и формироваться с детства в семье, дошкольных учреждениях и более осознанно в начальной школе.
Современная образовательная система начальной школы рассматривает формирование культуры здоровья младшего школьника как одну из основополагающих компетенций личности и приоритетную педагогическую цель, на которую направлены усилия учителя. Именно в начальной школе закладываются основы знаний по сохранению и укреплению здоровья, двигательные умения и навыки в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения, проектно-исследовательской деятельности, настроенной на проектирование универсальных учебных действий [2].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования II поколения (2009) выделяют две важнейшие задачи (области) современной системы образования: проектно-исследовательскую деятельность и универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1].
Иннновационность разработанного стандарта проявляется, во-первых, в том, что впервые использована теория общественного договора. В данном случае это договор с семьей и государством относительно требований к результатам образования. В новом варианте стандарта заложена солидарная ответственность прежде всего семьи, а также общества и государства за результат образования: одни должны финансировать образование, другие - создавать для него условия, но и семья должна обеспечить ребенку возможность реализовать тот шанс, который дает общество и государство, предоставляя ему возможность получить образование [3].
Во-вторых, инновационность стандарта второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который и реализован в программе универсальных учебных действий. Современное преподавание физической культуры в школе характеризуется тем, что реализация целей опирается на основные принципы общей концепции непрерывного образования: гуманизацию, демократизацию, дифференциацию и индивидуализацию, систем-но-деятельностный подход, нацеливающие личность на активное выполнение индивидуальных и коллективных программ по физической культуре и спортивной деятельности, способствую-
С.А. Срулевич. Формирование культуры здоровья как инновационной технологии в реализации государственного стандарта второго поколения
щие включенности в процесс физического самообразования и самосовершенствования. В связи с этим преподавание выдвигает задачу приобретения необходимых знаний, воспитания формирования умений осознанно заниматься физическими упражнениями, самостоятельно применять их для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Сис-темно-деятельностный подход дает также ученику возможность уже в 1-м классе осуществлять проектную деятельность.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения 2009 г. не только обеспечивает всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность младших школьников, укрепление их здоровья, но и способствует формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности. Каждый школьник должен знать уровень своего здоровья, физического развития, физической подготовленности и в связи с этими параметрами прокладывать индивидуальный (творческий) путь занятий физическими упражнениями. В процессе овладения культурой здоровья необходимо формировать у учащихся общеучебные знания, умения и навыки овладения способами деятельности. Это простейшие способы наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умение принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. В процессе обучения у школьников необходимо развивать организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, с установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия, а также развивать умение сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
Учебный материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные результаты и личностные требования [4].
На основе данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, были сделаны выводы об актуальном состоянии уровня сформи-
рованности культуры здоровья и была разработана модель формирования культуры здоровья младших школьников. При проектировании данной модели были положены основания, которые определили организацию экспериментальной работы.
Данная модель предполагала реализацию модульной рабочей программы. На основе нормативных документов - федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального образования по физической культуре (2004) и внесенных изменений в содержание (2008), примерной программы по физической культуре начального общего образования (2006), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения (2009) - была разработана модульная рабочая программа с внедрением третьего урока. Третий урок физической культуры был направлен на формирование универсальной компетенции - культуры здоровья посредством формирования навыков проектно-исследо-вательской деятельности, творчества составления и выполнения физкультурно-оздоровительных упражнений (утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов оздоровительной и корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений - 1-я содержательная линия «Укрепление здоровья и личная гигиена») и спортивно-оздоровительных упражнений на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) и умения оценивать интенсивность нагрузки во время выполнения физических упражнений (2-я содержательная линия «Физическое развитие и физическая подготовка»). Содержание и направленность третьего урока по физической культуре у учащихся начальной школы обусловлены задачами повышения уровня целенаправленной двигательной активности, выполнения правил гигиены, ведения здорового образа жизни и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения 2009 года.
Формирование универсальной компетенции -культуры здоровья младших школьников - реализовалось в процессе обучения, организованного на основе модульной программы по физической культуре. Разработка модульной рабочей программы, направленной на формирование универсальной компетенции - культуры здоровья, осуществлялась на основе оздоровительно-адаптивной модели и личностно ориентированного подхода.
Схема 1. Модель формирования культуры здоровья младших школьников
А.А. Сушко, А.В. Гаськов. Экспериментальное обоснование методики физической подготовки квалифицированных стрелков-арбалетчиков с использованием средств аэробики
Модель формирования культуры здоровья младших школьников включает в себя условия реализации педагогической модели (внешние, внутренние); основные направления деятельности (формирование знаний по основам культуры здоровья, ценностного отношения к культуре здоровья; двигательных умений и навыков разработки и самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений; потребности в самостоятельном выполнении физических упражнений, направленных на повышение двигательной активности, адаптации организма к физическим упражнениям; проектно-исследова-тельских умений и навыков разработки и выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений); механизмы реализации педагогической модели (нормативно-правовой, организационный, про-грамно-методический); модульную рабочую программу; результаты (личностные, метапред-метные, предметные); сформированность универсальной компетенции культуры здоровья (схема 1).
Таким образом, доказана перспективность модульной рабочей программы, отвечающей требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования II поколения 2009 года, направленной на организацию третьего урока физической культуры и внеурочной деятельности, результатом которой являются личностные, метапред-метные, предметные компетенции. Разработанная программа способствует формированию универсальной компетенции культуры здоровья у младших школьников.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
2. Власова Ж.Н., Жукова Т.А. Формирование культуры здоровьесбережения старшеклассников в условиях модернизации общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 8. - С. 25-29.
3. Кондаков А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. -2008. - №10.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения 2009 г.
Срулевич Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита. Тел. 89243771529.
Srulevich Svetlana Alexandrovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State Humanitarian-Pedagogical University named after N.G.Chernyshevsky, Chita. Tel. 89243771529.
УДК 799.32
© А. А. Сушко, А. В. Гаськов
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТРЕЛКОВ-АРБАЛЕТЧИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ
В данное статье представлено описание результатов педагогического эксперимента, в котором определялась эффективность методики физической подготовки, предусматривающей комплексную физическую подготовленность, всестороннее физическое развитие, совершенствование специфической функциональной базы, обеспечивающей рост результатов соревновательной деятельности спортсменов - стрелков из арбалета. Ключевые слова: стрельба из арбалета, физическая подготовка, аэробика.
А. A. Sushko, A. V. Gaskov
EXPERIMENTAL BASIS OF METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING IN QUALIFIED CROSSBOW ARCHERS BY MEANS OF AEROBICS
In this paper the results ofpedagogical experiment are described. It has determined the efficiency of methodology of physical training, which provides a comprehensive physical fitness, comprehensive physical development, improvement of specific functional framework that ensures growth of the results of athletes - crossbow shooters' competitive activity. Keywords: crossbow shooting, physical training, aerobics.