левич [3] и В.А.Туголуков [10]. Тунгусские лыжи отличались от лыж других народов тем, что они были короткими (ниже роста человека), 1,5 м высотой и шириной 28-30 см, толщиной 39-35 мм. И употребляли в охоте два вида лыж: подклеенные «камусом» и «голицы». На «камус -ных» лыжах охотники ходят по пушистому снегу в середине зимы. Шерсть, наклеенная на подошву лыжи, не дает ей соскальзывать вниз при подъеме на гору. На «голицах» эвенки бегают по весеннему насту, состязаясь в скорости с лосем или диким оленем.
Таким образом, древние наскальные изображения лыжников открытые на берегах Ангары, являются не только культурным наследием коренных народов Предбайкалья. Важность изображений каменного века, этих живых картин, заключается в том, что мы наблюдаем эволюцию происхождения лыж в Предбайкалье. Причем, здесь изображены именно те лыжи и те способы лыжных ходов, спусков, подъемов, которые сложились в древний период каменного века, а может быть и раньше, что требует дальнейших исследований.
Литература
1. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. - Иркутск, 1941. -С.19.
2. Бутин И. М. Лыжный спорт: учеб. пособие для сту-
дентов высших пед. заведений. - М.: Академия, 2000. - С.6.
3. Василевич Г.М. Эвенки. - Л.: Наука, 1969. - С.66.
4. Восточная Сибирь: экономико-географическая характеристика. - М.: Географгиз, 1963. - 896 с.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Олма-Прен. - 2002. - Т. 2. - С.233.
6. История Сибири. - Л.: Наука, 1968. - Т.1: Древняя Сибирь. - С.37.
7. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1989. - 432 с.
8. Окладников А. П. Петроглифы Ангары. - М-Л.: Нау-ка,1966. - С.105.
9. Ошаров М. Северные сказки. - Новосибирск: Новый ключ, 1935.- С.41.
10.Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. - М.: Наука, 1969. - С.68.
11. Харинский А. В. Предбайкалье в конце 1-го тыс. до н.э. - середине 2-го тыс. н.э. // Генезис культур и их периодизация. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. тех. ун-та, 2001. -200 с.
Решетников Анатолий Филиппович - старший преподаватель кафедры физического воспитания и методики Восточно-Сибирской академии образования, г. Иркутск.
Фомин Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры Бурятского госуниверситета, г. Улан-Удэ
Reshetnikov Anatoliy Philippovich - senior teacher of department of physical education and techniques of East-Siberian State Academy of Education. Irkutsk.
Fomin Vladimir Alexandrovich - candidate of pedagogical science, associate professor of department of theory of physical culture of Buryat State University, Ulan-Ude.
670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.
УДК 371.037
С.А. Срулевич Формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление для отечественной дидактики. В статье рассматриваются возможности компетентностного подхода в формировании культуры здоровья, технической компетенции, а также формирование компетенции в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельная работа, учащиеся общеобразовательной школы.
S.A. Sru/evich
The formation of key competences in the course of physical education in comprehensive school
The competence approach in the sphere of school education is a new phenomenon in native didactics. The article deals with the possibilities of the competence approach in formation of health culture, technical competence and competence in sport and recreation activity.
Key words: competence approach, individual work, pupils of comprehensive school.
Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее экономического, научно-
технического и культурного потенциала. Социально-экономические изменения в России при-
вели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Обращение к образованию как процессу эволюции форм знания способствует самоорганизации социального контекста
жизнедеятельности человека, приводит к переосмыслению самой сущности образования. Эта проблема нашла свое отражение в «концепции модернизации российского образования на период до 2015 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г., №1433-р.) [4; 14; 5; 1].
В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты [6].
Модернизация российского образования должна быть направлена на такие организационные формы учения, «когда акцент переносится с преподавательской активности учителя, который планирует, задает вопросы, ставит задачи
- преподает в широком смысле, на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников» [4; 14; 5].
Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству как со своими сверстниками, так и взрослыми.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для использования умений и навыков для самообразования [3; 13].
В настоящее время развернулась активная работа по реализации положений Болонской декларации в системе общего (Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005г., № 1433-р.). Имеется в виду введение в действие государственных образовательных стандартов общего, высшего и среднего профессионального образования третьего поколения, учебных планов и программ на основе компетентностного подхода. Этот процесс происходит и в педагогическом
образовании, в том числе и по физической культуре (приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 октября 2009 г. №427 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Федеральный компонент государственного стандарта, в том числе и по физической культуре, разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания:
- в начальной школе содержание ориентируется на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга [6].
- в основной школе содержание образования ориентируется на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой [7];
- в старшей школе (общеобразовательный профиль) содержание образования нацеливается на гармоничное физическое развитие и прикладно-ориентированную физическую подготовку, укрепление индивидуального здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, исходя из показаний собственного здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре [8].
В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского образования в целом, зафиксированными в «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года», произошла переориентация цели образования на формирование и развитие компетентности выпускников образовательных учреждений разных уровней. Эти изменения коснулись всех
ступеней школьного обучения, в том числе и начальной школы [16].
Как указывает В.И. Байденко в своих многочисленных работах, посвященных анализу Болонского процесса, «... в последнее время термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускников, выступает категорией результата образовательного процесса. Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников». Одним из итогов исследований В.И. Байденко стало заключение о том, что компетенция - это мера образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях [2].
Дискуссии, сопровождающие обсуждение компетентностного подхода в образовании, чаще всего концентрируются вокруг оси: компетенции/компетентность - знания/умения. Зна-ниевый подход, который достаточно долго был и остается приоритетным в российской школе, противопоставляется компетентностному подходу, а понятия «компетенция» и «компетентность» несут в себе инновационное начало, становятся основополагающими в содержании образования [1].
Понятия «компетенция» и «компетентность» разграничиваются следующим образом: «Компетенция» - это мотивированная способность делать что-либо хорошо или эффективно, она включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (Балашова В.Ф., 2008). «Компетентность - это «употребление знания - компетенция в действии», то есть ситуативная категория, характеризующая готовность индивида выполнять деятельность в конкретных ситуациях; интегрированный индикатор качества личности, характеризующий готовность выполнять определенную деятельность». Компетентность шире, так как усилена деятельностной основой, представляя личностное качество [3].
Изменение цели обучения влечет за собой изменение содержания обучения и способов контроля. Ученые, в частности А.В. Хуторской, указывают, что для реализации на практике
компетентностного подхода в обучении необходимо решить проблему проектирования как ключевых, так и предметных компетенций [15]. В связи с этим перед отечественными специалистами ставятся задачи: определить ключевые компетенции, составляющие цель общего образования, определить роль и место образовательных дисциплин в формировании названных ключевых компетенций, определить компетенции, характеризующие уровень владения учащихся тем или иным учебным предметом (то есть соотнести цели обучения по предметам с основной целью образования), определить содержание выделенных компетенций, определить методы и подходы к реализации указанного содержания, разработать технологии, позволяющие формировать соответствующие компетенции; разработать формы и методы контроля, критерии оценивания и, если возможно, уровни владения той или иной компетенцией [16].
Исследованию проблемы компетентностного подхода в образовании, рассмотрению понятия «ключевая компетенция» и ее характеристике посвящены труды таких известных ученых, как В.И. Байденко, 2002; 2004; 2005; 2006; И.А. Зимняя, 2003; 2004; Т.М. Ковалева, 2003; А.В. Хуторской, 2003; О.Е. Лебедева, 2004; Е.А. Царькова, 2004; М.Г. Маринина, 2005; Е.А. Ко-пыця, 2007; В.Ф. Балашова, 2008; А.М. Козин, 2009; Л.Н. Волошина, 2010.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе [15].
Выделяют четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления) реализации компетентно-стного подхода в образовании:
- ключевые компетентности;
- обобщенные предметные умения;
- прикладные предметные умения;
- жизненные навыки.
О.Е. Лебедева (2004) обращает внимание на то, что термин «компетентностный подход» в педагогике появился сравнительно недавно, что обусловлено изменениями, происходящими в обществе, и стремлениями определить необходимые изменения в образовании.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: учреждения общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего [10; 1].
Одно из наиболее полных исследований различных подходов к компетентностно-ориентированному образованию, анализ этапов развития компетентностного подхода в России провела профессор И.А. Зимняя (2004; 2005). В своих исследованиях она ориентировалась на личностную и деятельностную модели компетентностей. Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что:
а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);
б) человек проявляется в системе отношений к обществу, к другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев);
в) компетентность человека имеет вектор ак-меологического развития (Н.В. Кузьмина, А. А. Деркач);
г) профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова).
С этих позиций И.А. Зимней были разграничены три основные группы компетентностей, вобравшие в себя десять основных компетенций.
1. Компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, как субъекту жизнедеятельности. Они - суть компетенции здоровьес-бережения; компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире; компетенции интеграции знаний; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия: с обществом, компетенции в общении.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах: компетенции познавательной деятельности; компетенции информационных технологий и др.
Компетентностный подход предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса от мотивации обучения до его оценивания и коррекции. Это
связано с возникновением стратегической установки педагогического образования на ориентацию личности будущего выпускника школы быть способным и готовым «к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов» (Байденко В.И., 2006). Суть образовательного процесса в условиях компетентност-ного подхода сводится к созданию педагогических условий и ситуаций, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Данный подход характеризуется практической направленностью результатов обучения, что отражено в материалах симпозиума Совета Европы [9].
Компетенции можно разделить на две группы: ключевые и профессиональные. Ключевые компетенции, к которым относятся универсальные, базовые, общие, надпрофессиональные и т.д., определяют инвариант содержания педагогического образования вообще, обеспечивают профессиональную гибкость педагога и поэтому не являются узкоспециализированными. Они многофункциональны, поскольку позволяют ученику, студенту решать проблемы из разных сфер жизни, они способствуют его становлению и определяют стартовые возможности в успешности деятельности.
Ключевые компетенции - фундамент, на котором строятся адаптивные функции личности применительно к любой деятельности вообще. Например, в основе учебной деятельности, которой личность может заниматься на протяжении всей своей жизни, лежит образовательная компетентность. Таким образом, одним из условий успешной адаптации является сформиро-ванность у выпускников школ определенного уровня ключевых компетентностей.
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, конкретно ориентированных компетенций. Необходимость введения понятия «ключевые компетенции» в практику отечественного физкультурного образования общеобразовательных школ обусловлена низким уровнем двигательной активности, состояния здоровья, технической и физической подготовленности [12].
В начальной школе ключевой компетенцией является формирование культуры здоровья в процессе уроков физической культуры. Формирование культуры здоровья предусматривает сообщение знаний, умений и навыков, повышение двигательной активности, самостоятельного выполнения физических упражнений. В школе основным направлением процесса по физиче-
ской культуре является формирование технической компетенции, т.е. обучение техническим действиям на основе одного вида спорта, в средней школе на базовом и профильном уровнях, формирование компетенции в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [6; 7; 8].
Формирование ключевых (надпрофессио-нальных) компетенций является процессом реализации регламентирующих требований образовательного стандарта по физической культуре (2009; 2010), способствует вертикальной и горизонтальной мобильности выпускника общеобразовательных школ. Кроме того, такое формирование ключевых компетенций на разных этапах обучения детей способствует всестороннему развитию личности ребенка [11; 12].
Компетентностный подход в физической культуре общеобразовательных школ предполагает проектирование и структурирование содержания обучения, т.е. описание ключевой компетенции, которая должна быть сформирована на планируемом этапе обучения; направление постановки процесса физического воспитания и в соответствии с этим отбор учебного материала, необходимого для достижения заданной компетенции и т.д.
Формирование ключевых компетенций при заданном государственном стандарте по физической культуре в общеобразовательных школах позволяет сформулировать условия введения социально-ориентированного педагогического образования:
- технологичность - соответствие цели физического воспитания способам формирования ключевой компетенции на том или ином этапе обучения. При этом школа должна предоставлять возможность создавать разные направления постановки физического воспитания и в соответствии с этим различные учебные ситуации, способствующие формированию и проявлению тех или иных ключевых компетенций;
- гибкость - многообразие и вариативность
содержания и организации учебного процесса по физической культуре за счет более оптимального планирования учебного материала в модульном варианте. В начальной школе такое многообразие и вариативность может быть реализовано на основе применения оздоровительноадаптивной модели физического воспитания с ее реализацией в четырех направлениях: ком-
плексный подход, направленное развитие двига-
тельных способностей; посредством игровой деятельности; оздоровительная направленность. Но при этом основной целью физического воспитания является формирование культуры здоровья посредством сообщения знаний, формирования умений и навыков самостоятельного выполнения физических упражнений, адаптации организма к физическим нагрузкам;
- информативность - наличие информационной среды: что должен «знать» ученик на каждом этапе обучения;
- соответствие содержания и технологий образования - применение модульного обучения, поддерживающего формирование ключевых компетенций по физической культуре;
- учебно-методическая обеспеченность - наличие учебно-программной документации, пособий.
Современное преподавание физической культуры в школе характеризуется тем, что реализация целей опирается на основные принципы общей концепции непрерывного образования: гуманизацию, демократизацию, дифференциацию и индивидуализацию, деятельностный подход, - нацеливающие личность на активное выполнение индивидуальных и коллективных программ по физической культуре и спортивной деятельности, способствующих включенности в процесс физического самообразования и самосовершенствования. В связи с этим преподавание выдвигает приобретение необходимых знаний, воспитание потребности умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Таким образом, реформирование образования по физической культуре на современном этапе характеризуется внедрением государственных стандартов (2009; 2010). В основу разработки государственного стандарта были положены модели компетенции, основанные на параметрах личности и на выполнении задач и деятельности, что нашло свое отражение в ключевых компетенциях - культуре здоровья, технической и социально-ориентированной. В соответствии с этим разработано и содержание примерных программ по физической культуре на всех этапах обучения, направленных на формирование ключевых компетенций.
Стафеева А.В. Стратегия развития профессионального образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Литература
1. Амельченко Т.В. Ценностно-смысловая характеристика категории «образование» // Образование и глобализация: материалы Третьей Байкальской междунар. науч. конф. - Улан-Удэ, 2009. - Ч.1. - С. 7-9.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методолог. и метод. вопросы): учеб.-метод. пособие. - М., 2006. - 25с.
3. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 59-63.
4. Бальсевич В.К., Попов Г.И., Санникова Н.И. Непрерывное физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 10-13.
5. Вучева В.В., Мещерекова О.Н. Технология обучения игровой деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 15-18.
6. Госстандарт начального общего образования по физической культуре (2009).
7. Госстандарт основного общего образования по физической культуре (2010).
8. Госстандарт полного общего образования по физической культуре (2010).
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 35-42.
10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании . - М.: АКП и
ПРО, 2003. - 101 с.
11. Копыця Е.А. Компетентностный подход и обновление содержания СПО // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 10. - С. 2-3.
12. Кузнецов В.И. Формирование культуры здоровья в процессе уроков физической культуры в начальной школе: учеб.-метод. пособие. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 169 с.
13. Литвинцева И.Г. Ключевые компетенции выпускников как составляющие профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры // Вестник БГУ. 2008. - Вып. 13. - С. 83-87.
14. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры. -М.: Илекса; Ставрополь: Сервис школа, 2006. - 264 с.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 34-58.
16. Шишова И.Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
Срулевич Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
Srulevich Svetlana Aleksandrovna - senior teacher of department of physical education of N.G. Chernyshevskiy Zabai-kalian State Humanitarian and Pedagogical University, Chita.
Ph. 8-924-377-15-29
УДК 377.35
А. В. Стафеева
Стратегия развития профессионального образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В статье рассмотрен вопрос разрешения противоречий между потребностью общества в формировании здорового поколения и способностью системы высшего педагогического образования удовлетворить потребности человека и общества в высококачественных услугах в условиях модернизации образования.
Ключевые слова: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», профессиональное образование, модернизация.
A. V Stafeeva
The strategy of development of professional education in the context of national educational initiative «Our new school»
The article deals with the problem of resolution of conflicts between requirement of society for formation of healthy generation and ability of system of higher pedagogical education to satisfy requirements of person and society for high-quality services in the conditions of education modernisation.
Key words: national educational initiative «Our new school», professional education, modernization.
XXI век выдвинул перед педагогическим образованием особые задачи и, в первую очередь, поставил проблему подготовки учителя-гуманиста. Модель учителя XXI века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развивающуюся личность. Современный учитель должен иметь свой почерк педагогической деятельности, уметь ста-
вить и решать задачи гуманного воспитания, организовывать совместный с учащимися поиск путей повышения уровня физического развития, подготовленности, формирования здоровья личности [1].
По словам президента РФ Дмитрия Медведева, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана