Литература
1. Амельченко Т.В. Ценностно-смысловая характеристика категории «образование» // Образование и глобализация: материалы Третьей Байкальской междунар. науч. конф. - Улан-Удэ, 2009. - Ч.1. - С. 7-9.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методолог. и метод. вопросы): учеб.-метод. пособие. - М., 2006. - 25с.
3. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 59-63.
4. Бальсевич В.К., Попов Г.И., Санникова Н.И. Непрерывное физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 10-13.
5. Вучева В.В., Мещерекова О.Н. Технология обучения игровой деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 15-18.
6. Госстандарт начального общего образования по физической культуре (2009).
7. Госстандарт основного общего образования по физической культуре (2010).
8. Госстандарт полного общего образования по физической культуре (2010).
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 35-42.
10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании . - М.: АКП и
ПРО, 2003. - 101 с.
11. Копыця Е.А. Компетентностный подход и обновление содержания СПО // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 10. - С. 2-3.
12. Кузнецов В.И. Формирование культуры здоровья в процессе уроков физической культуры в начальной школе: учеб.-метод. пособие. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 169 с.
13. Литвинцева И.Г. Ключевые компетенции выпускников как составляющие профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры // Вестник БГУ. 2008. - Вып. 13. - С. 83-87.
14. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры. -М.: Илекса; Ставрополь: Сервис школа, 2006. - 264 с.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 34-58.
16. Шишова И.Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
Срулевич Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
Srulevich Svetlana Aleksandrovna - senior teacher of department of physical education of N.G. Chernyshevskiy Zabai-kalian State Humanitarian and Pedagogical University, Chita.
Ph. 8-924-377-15-29
УДК 377.35
А. В. Стафеева
Стратегия развития профессионального образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В статье рассмотрен вопрос разрешения противоречий между потребностью общества в формировании здорового поколения и способностью системы высшего педагогического образования удовлетворить потребности человека и общества в высококачественных услугах в условиях модернизации образования.
Ключевые слова: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», профессиональное образование, модернизация.
A. V Stafeeva
The strategy of development of professional education in the context of national educational initiative «Our new school»
The article deals with the problem of resolution of conflicts between requirement of society for formation of healthy generation and ability of system of higher pedagogical education to satisfy requirements of person and society for high-quality services in the conditions of education modernisation.
Key words: national educational initiative «Our new school», professional education, modernization.
ХХІ век выдвинул перед педагогическим образованием особые задачи и, в первую очередь, поставил проблему подготовки учителя-гуманиста. Модель учителя ХХІ века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развивающуюся личность. Современный учитель должен иметь свой почерк педагогической деятельности, уметь ста-
вить и решать задачи гуманного воспитания, организовывать совместный с учащимися поиск путей повышения уровня физического развития, подготовленности, формирования здоровья личности [1].
По словам президента РФ Дмитрия Медведева, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана
2010/13
во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». При этом школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны (Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»).
Сохранение и укрепление здоровья детей в период пребывания в школе особенно актуальны на современном этапе развития общества, когда уровень заболеваемости детей довольно высокий, а тенденции к дальнейшему ухудшению здоровья в период пребывания в общеобразовательном учреждении очевидны. Так, по данным различных исследований, за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. Около 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% -отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их приспособительных способностей и плохой успеваемости [2].
Согласно одному из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной президентом нашей страны, необходимость первоочередного внимания всему комплексу вопросов, обеспечивающих сохранение и развитие физического и духовного здоровья наших школьников, очевидна.
Наряду с созданием безопасных условий обучения и воспитания, соблюдения требований СанПиНа, рациональной организацией учебновоспитательного процесса и соблюдением соответствия учебной и физической нагрузок с учетом возрастных особенностей необходимо целенаправленно формировать культуру здоровья посредством всех видов учебной и внеучебной деятельности. Под формированием культуры здоровья следует понимать системообразующий процесс развития ценностного и ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, вовлечение всех участников образовательного процесса в различные виды здоровьесберегательной деятельности, формирование определенных знаний и обучение умениям и навыкам здоровой жизни [3].
В ныне действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования всех специальностей в области физической
культуры и спорта требования к профессиональной подготовке выражены словами «должен знать», « должен уметь», «должен иметь представление». Ни в одной строке стандарта профессиональная готовность специалиста не выражается через понятие «профессиональная компетентность», что не способствует формированию у выпускников готовности эффективно использовать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели, а также готовности оценивать и анализировать результаты своих действий.
Сегодня система образования готовится переходить к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования. В документах новых стандартов ставится вопрос охраны и укрепления здоровья молодежи в системе высшего образования. Здоровьебезопасное образование переходит на качественно новый уровень здоровьеформирующего образования [3]. Кроме того, впервые в требования к результатам образования включен важный, с позиции сохранения здоровья молодежи, критерий «способность к контролю и самоконтролю». Сохранение здоровья молодежи из категории «условие реализации образовательного процесса» переходит в более значимую категорию - «результат процесса образования». Таким образом, воспитание культуры здоровья необходимо рассматривать как процесс формирования ценностно-ориентированных установок на сохранение здоровья и здоровый образ жизни как неотъемлемой части жизненных ценностей и потребности в здоровьесозидающей деятельности.
Итак, подходы к проблеме сохранения и повышения уровня здоровья школьников характеризуются рядом противоречий между: потребностью общества в формировании здорового поколения и способностью системы высшего педагогического образования удовлетворить потребности человека и общества в высококачественных услугах, которые определяют перспективы развития человека; необходимостью подготовки будущих учителей в условиях модернизации образования и недостаточной теоретической, методической и практической проработанностью условий ее реализации. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают проблемы, связанные с изучением готовности будущих преподавателей к осуществлению эффективного здоровьесберегающего образовательного процесса в условиях новой Национальной образовательной инициативы «Наши новая школа».
Для осуществления программы развития российской школы в Забайкальском крае, в Заб-ГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, определены задачи и система мер, решение и реализация которых позволят осуществить подготовку специалистов, способных моделировать свою образовательную траекторию, избравших охрану здоровья одним из важнейших аспектов своей профессиональной деятельности, таких как:
• создание в вузе соответствующей здоровой предметно-пространственной среды, контекстно обусловливающей ЗОЖ субъектов педагогического процесса;
• создание на базе ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского информационно-аналитического
центра, определяющего идеологию и политику здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности образовательного пространства региона.
В качестве основных видов деятельности информационно-аналитического центра, позволяющих реализовать намеченную цель в соответствии с передовым отечественным и международным опытом, необходимо осуществлять следующие формы деятельности:
- нормотворческая, основными задачами которой являются:
• разработка концептуальных и программных документов, раскрывающих содержание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в вузе;
• внесение дополнений, изменений в устав вуза, связанных с медико-биологическим и пси-холого-педагогическим сопровождением участников образовательного процесса в вузе.
- образовательно-просветительская, основными задачами которой являются:
• внедрение в учебно-методические комплексы и программно-методические материалы дисциплин по всем специальностям разделов, направленных на обогащение студентов теоретическими знаниями о ЗОЖ, а также на формирование практических умений и навыков ведения здоровьесберегающей деятельности;
• разработка и внедрение в блок «Национально-региональный компонент» учебного плана дисциплин «Здоровьесберегающая деятельность», «Культура здоровья» и т.п. «Основы специальной педагогики и психологии»;
• осуществление преобразований инфраструктуры физического воспитания в вузе, позволяющих реализовывать современные наукоемкие технологии формирования здоровья детей, подростков и молодежи; содействие разви-
тию психологической службы в вузе;
• распространение в сфере образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения и воспитания;
• осуществление консультационной помощи по вопросам «ситуационного» характера, призванной уменьшить недостаток информации по вопросам здоровьесбережения.
- организационная, основными задачами которой являются:
• активное включение регионального отделения вуза в работу общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья детей в системе образования, цель которой состоит в консолидации усилий государства, общественных организаций, научных структур и сетевых учреждений системы образования по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; «Россия - спортивная держава»;
• организация и координация межотраслевого взаимодействия образовательных учреждений и общественных организаций в регионе в решении задач сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения; создание единого информационного пространства для всех сторон, заинтересованных в здоровье участников образовательного процесса (государственных органов власти, общественных организаций, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения);
• организация работы с внутренними ресурсами вуза по развитию стрессоустойчивости;
• создание системы оздоровительных мероприятий в рамках внеучебной деятельности, способствующих поддержанию здоровья;
• формирование санитарно-гигиенической культуры, навыков организации труда и разумного отдыха, в целом комфортных условий образовательной деятельности. Создание социальных пакетов по поддержанию здоровья и профилактике заболеваний для студентов и преподавателей;
• создание вузовской службы здоровья, осуществляющей медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
• создание постоянно действующих курсов повышения квалификации и переподготовки, в том числе в режиме дистанционного обучения, для работников образовательных учреждений всех уровней региона, представителей общественных организаций, работающих в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего
2010/13
поколения;
• организация и проведение форумов, конференций, конкурсов, акций по вопросам всестороннего оздоровления обучающихся, воспитанников, работников образовательных учреждений региона;
• содействие изданию и распространению научной, методической и учебной литературы по вопросам сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
• создание системы подготовки тьютеров, способных к психолого-педагогическому и медико-биологическому сопровождению учебновоспитательного учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
- научно-методическая и экспертно-
аналитическая, основными задачами которой являются:
• разработка медико-биологических и пси-холого-педагогических критериев, нормативов и показателей адекватности учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям участников образовательного процесса в регионе;
• разработка оценочных и диагностических средств для сертификации деятельности образовательных учреждений региона по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;
• осуществление мониторинговой и экспертно-аналитической деятельности в области охраны и укрепления здоровья обучающихся и педагогических работников;
• систематизация и координация междисциплинарных исследований по проблемам охраны и укрепления здоровья обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, создание в вузе здоровой предметно-пространственной среды, контекстно
УДК 130.2
обусловливающей здоровый образ жизни субъектов педагогического процесса, а также информационно-аналитического центра, осуществляющего нормотворческую, образовательнопросветительскую, организационную, научнометодическую и экспертно-аналитическую деятельность, позволит готовить специалистов, способных осуществлять здоровьесберегающую деятельность в образовательных учреждениях края, а также консолидировать усилия государства, общественных организаций, научных структур и сетевых учреждений системы образования по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Литература
1. Кузнецов В.И. Глобализация и физическая культура в общеобразовательных школах // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования: материалы II Всерос. науч. конф., посвящ. 50-летию факультета физической культуры ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. - Чита, 2009. - С.232- 235.
2. Срулевич С. А. Повышение двигательной активности как фактор формирования культуры здоровья у учеников начальных классов // Проблемы физкультурного образования, подготовки спортсменов, внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь молодежи: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. - С.201-204.
3. Харисов Ф.Ф. Реализация здоровьеформирующей парадигмы образования // Горизонты современного образования. - 2009. №11. - С. 1.
Стафеева Анастасия Владимировна - докторант кафедры теоретических основ физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита..
Stafeeva Anastasiya Vladimirovna - candidate for degree of doctor of science, department of physical education of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University, Chita.
Рк 8(302-2)23-20-97.
КН. Тендит
Физкультура и культ (философские аспекты традиционной китайской гимнастики)
В статье исследуются проблемы возникновения и развития феномена культа. На примере восточных практик медитации автор пытается определить природу культового взаимодействия. При сопоставлении различных способов постижения абсолюта исследователь приходит к выводу, что в культовой практике даосизма культ выступает одновременно в качестве структуры и функции реальности. Продолжением культовых традиций даосизма в современном Китае является гимнастика Тай-цзи.
Ключевые слова: культ, культовая реальность, инверсия культа, абсолют, даосизм, Тай-цзи, физическая культура, традиционная гимнастика.