Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни у студентов в процессе их обучения в вузах'

Формирование культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни у студентов в процессе их обучения в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ / HEALTH PRESERVATION / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE (HLS) / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / SOCIAL AND YOUTH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилов Кирилл Александрович, Приходов Дмитрий Сергеевич, Харламова Лариса Валерьевна

В современном мире уровень здоровья становится главной личностной и общественной ценностью. Однако в последние годы выявлено значительное ухудшение показателей здоровья населения, в том числе и студенческой молодежи будущего потенциала развития нашей страны. В статье рассматриваются проблемы качественного формирования у студентов культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни. Анализ научных данных показал, что формирование указанных ценностей возможно при создании в высшей школе определенной образовательной среды, имеющей валеологическую направленность. Структурными компонентами данной среды являются: валеологизация практики образования; активизация физкультурно-спортивной деятельности; социальные проекты, пропагандирующие ЗОЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилов Кирилл Александрович, Приходов Дмитрий Сергеевич, Харламова Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE IN STUDENTS IN THEIR LEARNING PROCESS IN UNIVERSITIES

In modern times, the level of health becomes the main personal and social value. However, in recent years there has been a significant deterioration in the health of the population, including students the future development potential of our country. The article deals with the problems of qualitative formation of students ' health culture and values of a healthy lifestyle. The analysis of scientific data showed that the formation of these values is possible when creating a certain educational environment in higher education, which has a valeological orientation. The structural components of this environment are: valeologization of the practice of education; activation of physical culture and sports activities; social projects promoting healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни у студентов в процессе их обучения в вузах»

3. Брежнева, А. Мозг в цифрах (инфографика) [Электронный ресурс] / А. Брежнева. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medicena.ru/blogpost/mozg-v-tsifrah-infografika/.

4. Инфографика [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 01.07.2019)

5. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. Санкт-Петербург: Эйдос, 2012.

6. Остриков, С.В. От стандартизированной инфографики к дизайнерской: опыт многоаспектного классификационного описания // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. 2013. № 4.

7. Smiciklas Mark. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audience. Indianapolis, Indiana, USA, 2012.

Педагогика

УДК: 796.011.1:378.172

аспирант Кирилов Кирилл Александрович

Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии Приходов Дмитрий Сергеевич Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель кафедры физической культуры Харламова Лариса Валерьевна Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация. В современном мире уровень здоровья становится главной личностной и общественной ценностью. Однако в последние годы выявлено значительное ухудшение показателей здоровья населения, в том числе и студенческой молодежи - будущего потенциала развития нашей страны. В статье рассматриваются проблемы качественного формирования у студентов культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни. Анализ научных данных показал, что формирование указанных ценностей возможно при создании в высшей школе определенной образовательной среды, имеющей валеологическую направленность. Структурными компонентами данной среды являются: валеологизация практики образования; активизация физкультурно-спортивной деятельности; социальные проекты, пропагандирующие ЗОЖ.

Ключевые слова: сохранение здоровья; студенты; здоровый образ жизни (ЗОЖ); образовательная деятельность; физкультурно-спортивная деятельность; социально-молодежные проекты.

Annоtation. In modern times, the level of health becomes the main personal and social value. However, in recent years there has been a significant deterioration in the health of the population, including students - the future development potential of our country. The article deals with the problems of qualitative formation of students ' health culture and values of a healthy lifestyle. The analysis of scientific data showed that the formation of these values is possible when creating a certain educational environment in higher education, which has a valeological orientation. The structural components of this environment are: valeologization of the practice of education; activation of physical culture and sports activities; social projects promoting healthy lifestyle.

Keywords: health preservation; students; healthy lifestyle (HLS); educational process; physical culture and sports activities; social and youth projects.

Введение. Одной из основных особенностей современной социально-экономической и социокультурной ситуации, сложившейся в нашей стране, является существенное изменение качественных требований к уровню востребованности специалиста на рынке труда. По мнению Б.М. Зысманова, к появившимся в последние годы требованиям относится наличие у работников высокого уровня ответственности за качество своей жизни, базирующейся, в том числе на здоровье и должном физическом развитии [4]. Здоровый образ жизни в современных условиях становится для человека определенной ценностью, наполненной личной и общественной значимостью [14]. Однако учеными выявлено, что важность здорового образа жизни, как необходимой составляющей общего здоровья личности, не полностью осознана студентами вузов [17]. Данные медицинских и социологических исследований показывают, что в современной молодежной (студенческой) среде наблюдаются серьезные отклонения в состоянии психофизического и нравственного здоровья молодых людей [8]. Увлечение молодежи алкоголем, табакокурением и наркотическими веществами приобрело угрожающие для общего фонда здоровья нашей нации масштабы [16]. Ученые утверждают, что подобные результаты являются следствием болезненной смены социокультурных ориентаций молодых людей, сопровождающейся столь серьезными негативными изменениями в состоянии их здоровья [2]. Следовательно, для повышения уровня здоровья молодежи необходимо запустить «обратный» механизм смены ценностных ориентаций личности студентов на сохранение своего здоровья и ведение ЗОЖ.

По мнению О.А. Немовой, основными социокультурными механизмами трансляции ценностей здорового образа жизни в современном мире являются: институт семьи, система образования и средства массовой информации [6]. К сожалению, ученые отмечают, что действующая сегодня система образования не способна активизировать у субъектов образовательного процесса деятельность по конструированию собственного здоровья и формированию ценностей ЗОЖ [3]. Данные А.В. Самарина показывают, что интерес

ученых к исследованию проблем формирования культуры здоровья в вузах, не очень высок. Также анализ ряда теоретических и практических работ показал, что в экспертном сообществе не сложилось единого мнения в определении ЗОЖ [12]. В наших исследованиях мы, вслед за С.В. Скляровым, рассматриваем культуру здоровья современных студентов, как целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического развития личности, совокупность определенных норм и ценностей, дающих понятное представление о роли и месте здоровья и связанных с ним ценностей, в системе общественных отношений [13]. Также необходимо отметить, что культура здоровья должна обеспечить студентам достижение определенного уровня здоровья посредством индивидуально-ориентированного и личностно-значимого ЗОЖ. ЗОЖ представляет собой способ жизнедеятельности личности, имеющей ценностную ориентацию на охрану, формирование, сохранение и укрепление, как собственного, так и общественного здоровья [1]. Анализируя образовательную практику в высшей школе, специалисты выявили наличие серьезного педагогического противоречия между насущной необходимостью формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у студентов в образовательном пространстве вуза и довольно значимым недостатком научно-методического обеспечения присутствующего в теоретическом и практическом аспектах обучения молодых людей [4; 6].

В связи с вышеизложенным, авторы статьи определили основной целью исследования поиск и анализ научных данных по проблеме формирования у студентов культуры здоровья и ценностей ЗОЖ в рамках воспитательно-образовательного процесса в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. В ходе поиска и анализа научных работ, посвященных исследуемой проблематике было обнаружено единодушие ученых по вопросу необходимости существенных изменений в действующей системе высшего образования в России. Практически все специалисты указывают, что действующая система высшего образования достаточно архаична и не способна решить проблему формирования культуры сохранения здоровья и ценностей ЗОЖ у обучающихся лиц. Д.В. Цыбиков подчеркивает наличие противоречия между потребностью использования в образовательном процессе вузов инновационных подходов формирования ценностного отношения студентов к ЗОЖ и преобладанием традиционных, давно сложившихся форм и методов образовательной практики Российской высшей школы. По мнению ученого, для разрешения данного противоречия необходимо внедрение в практику образовательного процесса учебного курса - Собриология (воздержанность, рассудительность с лат.) и использование дневников самоанализа при освоении учебного материала данного курса. Также отмечается необходимость использования индивидуальных планов укрепления здоровья студентов в практике физического воспитания вузов [16]. Ученые утверждают, что для большей части современной студенческой молодежи характерен недостаток комплексных знаний о культуре здоровья, действенных средствах и методах его сохранения и укрепления, довольно низкий уровень потребностей в заботе о своем здоровье. Поэтому сегодня актуальным шагом является разработка и внедрение в образовательный процесс комплексной программы формирования у обучающихся лиц ценностно-смыслового отношения к здоровью и ЗОЖ [3]. В.М. Сорокина утверждает, что конечным результатом деятельности образовательного учреждения по формированию у студентов ценностного отношения к своему здоровью является достижение высокого (осознанно-действенного) уровня сформированности данного отношения, основная характеристика которого - осознание социальной значимости ЗОЖ. У будущих специалистов должна возникнуть стойкая потребность строить свою личную и общественную жизнь с позиций ЗОЖ, появиться стремление использования ценностей и принципов ЗОЖ в повседневной профессиональной и социальной деятельности [14].

Согласно данным О.В. Ошиной, формирование у будущих специалистов оптимального уровня готовности к ЗОЖ предполагает наличие в вузах определенной валеологически обоснованной образовательной среды. Данная среда необходима для осуществления воспитательных воздействий на контингент обучающихся лиц через процесс обучения. В структуру данной среды входят: валеологизация преподаваемых дисциплин с целью развития у студентов необходимого уровня мотивации на ведение ЗОЖ; научные исследования по вопросам здоровьесбережения, проводимые с участием студентов; организованная физкультурно-оздоровительная деятельность студентов; наличие программ формирования здоровья обучающихся лиц, средствами профилактики и коррекции [10]. Следует отметить, что создание в вузах специальной среды, направленной на создание здоровьесберегающего пространства и способствующих формированию у обучающихся лиц ценностей ЗОЖ, является одним из основных критериев эффективности образовательного процесса [18]. Некоторые специалисты считают, что создание и успешное функционирование в вузах подобной воспитательно-образовательной и здоровьесберегающей среды невозможно без активизации физкультурно-спортивной деятельности образовательных учреждений [9; 19; 21].

Важность физкультурно-оздоровительной деятельности в сохранении и укреплении здоровья будущих специалистов в контексте использования в вузах образовательно-воспитательной среды, нацеленной на формирование у студентов ценностей ведения ЗОЖ, подчеркивают специалисты [11; 20]. Также значительную роль в формировании культуры здоровья студентов вузов должна сыграть учебная дисциплина «Физическая культура». Для этого, по мнению С.В. Склярова, необходимо насытить данную дисциплину значимым валеологическим материалом, элективными курсами обучения, позволяющими студентам более подробно изучить интересующие их материалы по ЗОЖ и профилактике различных заболеваний [13]. Также специалисты указывают, что комплекс условий, позволяющих обеспечить высокий уровень эффективности процесса формирования культуры здоровья у студентов должен включать в себя: формирование у студентов осознанной потребности в ЗОЖ, соответствие системы физического воспитания студентов потребностям формирования культуры здоровья, развитую материально-техническую спортивную базу, без наличия которой сегодня формирование потребности в ЗОЖ связано с большими трудностями [15; 22].

По мнению С.Ю. Ивановой, одним из главных условий формирования потребности студентов в ЗОЖ, является успешная реализация индивидуально-дифференцируемого подхода к физическому воспитанию молодых людей. Учет индивидуальных особенностей физического развития и здоровья студентов при организации занятий физическим воспитанием в вузах дает возможность не только сформировать у обучающихся стойкую потребность в ЗОЖ, но и содействовать разностороннему и гармоничному развитию личности студентов [5].

Также следует отметить довольно значимую роль молодежно-социальных проектов, посвященных формированию у студентов жизненных ценностей и стойких мотивационных установок на ведение ЗОЖ.

Масштабный проект действует на базе Сибирского федерального университета. Проект включает в себя несколько блоков: мониторинг состояния здоровья студентов, изменение образовательного вектора в сторону проблематики ЗОЖ, активизацию физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов, блок мер социальной поддержки студентов-активистов ЗОЖ. Анализ результатов деятельности данного проекта показал возможность приобщения довольно значительного количества молодых людей к идеям и ценностям ЗОЖ за довольно небольшой (1-2 года) интервал времени [6].

Основные структурные компоненты, необходимые, по данным ученых, для создания и успешного функционирования воспитательно-образовательной среды, нацеленной на формирование у обучающихся в вузах лиц, культуры сохранения здоровья и ценностей ЗОЖ, представлены на Рис. 1.

Рисунок 1. Данные научных исследований

Анализируя обнаруженные данные можно согласиться с мнением А.В. Самарина, который утверждает, что для формирования здорового образа жизни современной студенческой молодежи необходим целый комплекс организационных и управленческих мер, включающих: создание определенных социально-экономических условий; целенаправленное формирование у обучающихся лиц сознания и поведения, соответствующих ценностям ЗОЖ; оптимальный режим трудовой и социальной деятельности студентов, включающий регулярную двигательную активность [12].

Выводы. Анализ данных позволяет авторам статьи утверждать, что:

1. Проблема формирования культуры сохранения своего здоровья на оптимальном уровне и ценностей ЗОЖ у студентов достаточно актуальна и требует привлечения дополнительного внимания специалистов. Выявлено значительное расхождение между требованиями современного общества к уровню здоровья выпускников вузов и фактическими показателями состояния здоровья большей части студентов. Сохранение и укрепление здоровья современных молодых людей - студентов Российских вузов становится сегодня главной задачей администрации образовательных учреждений и специалистов в области здравоохранения и педагогического воспитания личности.

2. Существует возможность формирования ценностей ЗОЖ у студентов путем внедрения изменений в практику образовательного процесса в вузах. К подобным изменениям относятся: валеологизация процесса обучения - использование учебных и элективных курсов по ведению ЗОЖ и сохранению здоровья, активизация физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузах, масштабные социально-молодежные проекты, оздоровительной и социальной направленности, посвященные формированию ценностей ЗОЖ. Следует особо подчеркнуть, что данные изменения в образовательной практике должны быть представлены единым комплексом мер, а не разрозненными нерегулярными мероприятиями. Лишь совместное использование данных мер позволит создать в образовательном учреждении здоровьесберегающую воспитательно-образовательную среду, способствующую качественному формированию культуры здоровья и ценностей ЗОЖ у студентов.

Литература:

1. Амосова Ю.Е. Формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского педагогического университета. 2009. №9. С. 16-28.

2. Власова Ж.Н., Жукова Т.А. Формирование здорового образа жизни студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2013. №13. С. 19-21.

3. Гилазиева С.Р., Шумилина Н.С., Симоненков В.С. К вопросу формирования культуры здоровья обучающихся в процессе образования в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. №10 (198). С. 13-18.

4. Зысманов Б.М. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в образовательном процессе вуза: Дис...канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 213 с.

5. Иванова С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни: Дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2008. 266 с.

6. Кирилов К.А., Дмух О.В., Осипов А.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-4. С. 203-206.

7. Немова О.А., Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей (на примере приобщения молодежи Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни) // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-50.

8. Осипов А.Ю., Лукин А.В., Приходов Д.С., Спирин В.С., Кирилов К.А. Деятельность по сохранению и укреплению физического здоровья студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2016. №52-6. С. 161-167.

9. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 735-748.

10. Ошина О.В. Образовательная система подготовки студентов вузов к здоровому образу жизни: Дис.канд. пед. наук. СПб, 2006. 209 с.

11. Репринцева Е.А., Соломахина Т.Р. Формирование здорового образа жизни студентов в образовательной среде вуза: Компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т.22. №2. С. 228-233.

12. Самарин А.В., Мехришвили Л.Л. Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №2 (18). С. 816-819.

13. Скляров С.В. Формирование культуры здоровья студентов вуза в процессе общего физкультурного образования: Дис.канд. пед. наук. Белгород, 2010. 224 с.

14. Сорокина В.М. Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни, как к профессиональной ценности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. №9 (43). С. 47-50.

15. Турбачкина О.В. Совершенствование системы физического воспитания студентов в целях формирования культуры здоровья: Дис.канд. пед. наук. Москва, 2012. 135 с.

16. Цыбиков Д.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном пространстве педагогического вуза: Дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 201 с.

17. Яковлева И.А. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов: Дис.канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 181 с.

18. Levanova E., Kokorina O., Nikitin Yu., et al. Concept of educational assistance to health protection of the individual // Global Journal of Health Science. 2016. №8 (3). Р.122-130. D0I:10.5539/qjhs.v8n3p122

19. Nagovitsyn R., Chigovskaya-Nazarova Ya., Miroshnichenko A., Senator S. The realization of the system programme «Health Saving Education» in the pedagogical university // European Journal of Contemporary Education. 2018. №7 (1). P. 137-149. D0I:10.13187/ejced.2018.1.137

20. Osipov A., Zhavner T., Batunova I., et al. Physical education and sports achievement ratings as a significant factor to increase the level of physical activity of students and staff in high school // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №2. P. 592-599. D0I:10.7752/jpes.2018.02086

21. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P. 871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133

22. Panachev V., Zelenin L., Opletin A., Legotkin A., Kusekova R. Aspects of health-improving and sports-mass work students // Journal of Global Pharma Technology. 2018. №10 (5). P. 268-273.

Pedagogy

UDC: 378.147.091

сandidate of Pedagogical Sciences Kobtseva Svetlana Aleksandrovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Murmansk Arctic State University" (Murmansk);

сandidate of Pedagogical Sciences Pastushkova Marina Anatolievna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Murmansk Arctic State University" (Murmansk)

DIFFERENTIATED TEACHINHG ENGLISH PROCESS FOR NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

STUDENTS

Аннотация. Статья посвящена решению одной из значимых современных педагогических проблем -определение способа повышения эффективности процесса обучения английскому языку на нелингвистических факультетах в высшей школе. С целью разрешения данной проблемы преподаватели английского языка нашего университета разработали и внедрили дифференцированную модель обучения, которая позволяет повысить уровень знаний английского языка студентов нелингвистических направлений подготовки. Данный подход основан на применении внешней дифференциации, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями студентов.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, внешняя дифференциация, смешанная дифференциация, способы повышения эффективности процесса обучения, уровень владения языком, индивидуальные особенности студентов, индивидуальные способности студентов.

Annotation. The article is devoted to the solution of one of the important contemporary pedagogical problems -finding the way of increasing the effectiveness of the teaching English process at non-linguistic departments of the University. To solve this problem English teachers of our University have developed and applied a differentiated model of teaching that allows improving the level of non-linguistic students' language skills. This approach is based on the group differentiation, according to the level of school background and individual capabilities.

Keywords: differentiated education, external differentiation, mixed differentiation, ways of increasing the effectiveness of the teaching process, level of students' language skills, individual peculiarities of students, individual capabilities of students.

Introduction. In the conditions of the contemporary society, with the developing of multicultural communication and contacts between countries and continents, the importance of foreign languages, especially English as a global one, has increased. Modern world realizes that we have common problems and can solve them only with the help of cooperation between nations, through the dialogue between people, no matter from what part of the world they are.

Nowadays, English is vital not only for professions and spheres, connected with languages and multicultural communication, but also for any person who wants to become a competent specialist in his/her field. No matter if it is Law, Journalism, Economics, or even Psychology. That is why one of the most important purposes for English teachers of Murmansk Arctic State University is to improve the level of students' knowledge in English as our University has partnership and cooperation with different foreign educational establishments, especially in the Northern Region.

The purpose of the article. The purpose of the article is to present the results of the experimental implementation of external differentiation into the process of university training which were conducted in a number of non-linguistic faculties of the university and to prove the effectiveness of this educational technology, based on the analysis of these results.

The presentation of the main material of the article. Despite of the need to improve the level of proficiency in foreign languages and communicative skills of our students, there are a lot of circumstances preventing the effectiveness of teaching English process. Among them:

- not sufficient amount of studying hours for English learning at the University (only 2 hours a week at non-linguistic departments);

- different English school background of our students;

- inability to take into account the individual abilities and peculiarities of students according to the traditional educational system.

Students that are entering the University at the non-linguistic faculties or departments do not have entrance examination in English. Because of that first year students have different level of school background in English. Together with the students that have good knowledge there are also students with poor English background. According to the results of written test (introductory diagnostic test) 14.3% of students showed excellent, 22.7% good, 30.2% satisfactory and 32.8% poor knowledge of English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.